Театр перформативных искусств что это
Перформативное искусство: от авангарда до наших дней
Сегодня на «Моноклере» публичные лекции, из которых вы узнаете, что такое перформативное искусство, в чём его смысл, какие эксперименты дадаистов и футуристов стали предвестниками современных перформансов и как появление современных технологий помогло воплотить в реальность самые смелые фантазии авангардистов.
Перформанс — самая неоднозначная и провокационная форма искусства на сегодняшний день. Оно ценится, в основном, в очень узких кругах знатоков, в то время как многим, случайно столкнувшимся с перформансом, кажется, что «мир сошел с ума». Безумные театральные представления, состоящие из одного слова «Занавес!», концерты, на которых царит полная тишина («4:33» минуты тишины Джона Кейджа), консервы с фекалиями художников («Merdа d’artista» Пьеро Мадзони), истерзанное зрителями тело художника («Ритм 0» Марины Абрамович), человек, публично отрезающий себе мочку уха («Отделение» Петра Павленского) — все эти «представления» в разное время старались освободить искусство от условностей, вытолкнуть обывателя/зрителя из его привычной колеи, спокойствия, включить во взаимодействие с искусством и жизнью, сделать частью произведения искусства и, возможно, заставить посмотреть с радикально иной точки зрения на себя, жизнь и происходящее в мире.
При этом исследователи сходятся во мнении, что перформативное искусство берёт своё начало в радикальных экспериментах авангардистов, которые по следам открытий импрессионистов провозгласили, что мир не таков, каким мы привыкли его воспринимать, и стали разрабатывать концепцию нового видения и отношения художника и зрителя.
На фото: работа Дюшана «Фонтан»/ © Wikipedia.
Почему это важно? Как отмечает российский искусствовед Ольга Шишко, в искусстве, которое всегда делилось на очень большие периоды (Средневековье, Новое время и т.д.), с момента появления авангарда начался новый период, который, возможно, продлится несколько столетий. В этом смысле современное перформативное искусство — не временное явление, а закономерный этап, который ещё долго будет иметь большое значение. И чем лучше мы поймём основу перформанса, предпосылки его появления и первые сто лет существования, тем легче нам будет понять современное искусство и ориентироваться в следующих инновациях, которые нас непременно ждут.
Сегодня «Моноклер» представляет вашему вниманию две замечательные лекции, которые недавно прошли в «Еврейском музее и центре толерантности» и на которых речь шла об истоках современного перформативного искусства, в частности об экспериментах с цветом, светом, звуком и действием авангардистов и практиках футуризма и дадаизма.
Что такое перформативное искусство? Как оно возникло? Какие формы приобрело? Какие эксперименты дадаистов и футуристов были предвестниками современных перформансов? В чем смысл переноса театральных действий в обычную жизнь? Какие виды и жанры современного искусства появились благодаря авангарду? И как появление современных технологий помогло воплотить в реальность самые смелые фантазии авангардистов? Смотрим и разбираемся со всем этим.
Перформативные открытия русского авангарда
Специфической характеристикой художественного языка ХХ – ХХI вв. является его способность к метаморфозам и комбинациям. Мир трансформируется с возрастающей скоростью, но искусство подчас даже опережает эти изменения. Кажется, что за рождением его новых видов не успевают уследить не только зрители, но и профессионалы. Такое стремление к бесконечным изменениям берёт свое начало в экспериментах авангардистов начала ХХ века. И сегодня разнообразие этих идей приобретает новое значение.
На примере работ Ксении Пертрухиной, Юрия Календарева, Рагнара Кьярторсона, Петра Айду Йоханны Биллинг, Тимофея Ради, медиагруппы «Битники» специалист в области русского авангарда и искусства новых технологий Ольга Шишко рассказывает о перформативности современных художественных процессов.
Протоперформанс в футуризме и дадаизме
Истоки искусства перформанса принято возводить к историческому авангарду, в первую очередь, к футуризму и дадаизму. Знаменитые футуристские вечера и диспуты начала 1910-х и дадаистские выступления в «Кабаре Вольтер» превращают поэтическую декламацию в род сценического искусства, активизирующего выразительные возможности голоса и тела. Размывая границы искусства и жизни и понятие произведения, они инициируют понимание искусства как события и процесса и активно взаимодействуют с аудиторией.
На лекции «Протоперформанс в футуризме и дадаизме» кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, специалист по итальянскому футуризму и русскому авангарду Еватерина Лазарева рассказывает о ранних авангардных экспериментах, предвосхищающих перформанс 1960-1970-х, – от шумовых концертов, футуристского танца и невероятных банкетов футуристской кухни до фигур, сделавших из своей жизни произведение искусства.
Источник: Еврейский музей и центр толерантности/ Youtube.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Перформанс как одна из форм современного искусства
[mybigtext]Простой, казалось бы, вопрос «что такое искусство» вызывает сегодня массу дискуссий. С традиционным искусством, положим, все понятно. К примеру, в живописи это «классические» пейзажи, натюрморты, портреты, картины на мифологические и исторические сюжеты и так далее — все узнаваемое, привычное. А вот современное искусство — что это такое? И что такое выступления-перформансы, без которых сегодня обходится редкая выставка современного искусства?[/mybigtext]
Характерные черты современного искусства
Современное, или, как его еще называют, актуальное, искусство имеет настолько размытые границы, что обозначить их не под силу даже самым опытным профессионалам. Оно, можно сказать, представляет собой сплошной эксперимент. Происходит нескончаемый поиск новых идей, образов, приемов, средств выразительности. Искусство постоянно трансформируется и стремится к новизне, вплоть до потери материальности объекта творчества.
Очень часто в основу современного искусства ставится концепт, идея как форма познания реальности — именно поэтому сегодня искусство близко философии, как никогда. Концепт — явление сугубо интеллектуальное, таким образом, осмысление становится важнее эмоционального переживания зрителя. [myline]В таком случае искусство оказывается вправе не принимать привычные формы, и им может стать что угодно: случайная фраза, фотография, чертеж или процесс, событие, явление.[/myline]
Как известно, мир меняется, и искусство вместе с ним. Но почему же настолько кардинально? Поль Валери, французский поэт и художественный критик, еще в начале прошлого века объяснял трансформации современного искусства тем, что оно утратило свою основу, первоначальное сакральное значение. Кроме того, Поль Валери считал, что ситуация усугубилась тем, что на арт-сцене голос получила техника — машины, порой подчиняющие себе волю человека, и сами зрители, до недавнего времени совершенно пассивные по отношению к художественному процессу.
Перформанс на фестивале SKIF-2017 в Санкт-Петербурге.
Фото: Яна Барабанова
Наверное, в этом и стоит искать причины возникновения бесконечного количества разнообразных форм искусства, которые мы имеем сегодня. [mydoubleline]Помимо концептуального искусства, о котором мы уже упоминали выше, в 70-х годах прошлого века был популярен минимализм с его любовью к простоте, однотонности, повторяемости, затем в 80-х и 90-х произошел новый всплеск интереса к цвету, изобразительности, фигуративности.[/mydoubleline] Еще позднее получили известность движения, основанные как на образах общества потребления, массовой культуры, так и на технических новшествах. До сих пор остаются популярными визуальные формы современного искусства, среди которых выделяется нашумевший перформанс, разновидность т.н. акционистского искусства (от слова акция, т.е. действие).
Искусство перформанса
Что такое перформанс, определить так же трудно, как и обозначить границы современного искусства. Он может быть совершенно разным. Пожалуй, единственная константа — это акцент не на статический художественный объект, а на действие, то есть на сам процесс созидания произведения. Для этого должны быть в наличии четыре составляющие (время, пространство, сам художник и зритель), благодаря которым произведение внезапно получает динамику и оживает.
[myline]Перформанс проще всего сравнить с театром, говорящим языком изобразительного искусства. Они оба оперируют пластикой тела и выразительностью, но между ними есть существенная разница. В отличие от театра, перформанс существует в реальном, а не условном месте и времени.[/myline]
Первые перформансы появились в середине 1950-х гг., когда Д. Поллок, а за ним Ж. Матье превратили традиционно сокрытый от посторонних глаз процесс творчества в публичное действие. Но их настоящие истоки нужно искать еще раньше, в начале XX в. — в уличных провокациях футуристов, расписывающих свои лица, подобно холстам, в выходках отрицающих рационализм и логику дадаистов, в постановках Баухауза из геометрических фигур. В то время живопись уже начала рваться с полотна наружу, и подобные представления помогли ей преодолеть пространство картины. В 1960-е перформансы устраивали Ив Кляйн, Крис Бурден, Йоко Оно, Вито Аккончи, Йозеф Бойс.
В наши дни к деятелям перформативного искусства относятся Марина Абрамович, Ваграм Зарян, Стивен Коэн. А в России это Олег Кулик, Елизавета Морозова, Андрей Кузькин, Елена Ковылина, Стас Барецкий и др. Да-да, перформанс как форма современного искусства за все эти годы совершенно не устарел и до сих пор остается весьма популярным. Посудите сами, в 2014 г. «Арт Базель», самая известная ярмарка современного искусства, знакомил публику с творчеством аж 14 художников-перформансистов.
Сегодня перформанс стал привычной и порой необходимой составляющей выставочного пространства, которая организует его (как открытое — open space, так и замкнутое в интерьерах), а также налаживает построение коммуникации между художником и зрителем, что особенно актуально в наше время.
Театральный перформанс и перформативный театр: где грань между двумя видами искусства
Любовь Карась
Такой вид современного искусства, как перформанс, отличался неповторимостью, возможностью взаимодействия с публикой и существованием в реальном времени. В самого перформера даже можно было выстрелить. Спектакль же существовал в определенных обстоятельствах, артисты обязательно перевоплощались и действовали по сценарию, публика был лишь наблюдателем. В современной культуре границы между театральной постановкой и перформансом размылись. Элементы одного из этих видов искусства могут присутствовать в другом. Т&Р вместе с театральным критиком, театроведом Павлом Рудневым и доцентом НИУ ВШЭ Виктором Борзенко разобрались в том, где лежит грань между театральной постановкой и перформансом.
Краткая история перформанса и его характеристики
Истоки перформанса восходят к уличным выступлениям футуристов, дадаистов, театру Баухауса, совершившего художественную революцию. Сам термин «перформанс» впервые применили к произведению Джона Кейджа «4′33» в 1952 году — пианист вышел на сцену и четыре с половиной минуты сидел у рояля, не извлекая из него никаких звуков.
Как отдельное направление перформанс возник в 1960-е годы и отразился в творчестве таких художников, как Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс.
Перформанс, в отличие от театральных постановок, делает зрителя участником процесса и даже соавтором. Этот вид искусства не предполагает повторений, отличается непредсказуемостью и имеет хаотичный характер. Однако с развитием современного театра в нем стало появляться все больше перформативных элементов, и грань между театральными постановками и перформансом стала размываться. Если раньше классический спектакль существовал в сценическом времени и пространстве, подразумевал повторение и сохранение дистанции между артистом и зрителем, то сегодня публика вполне может стать частью сценического действия. Кроме того, принцип перевоплощения актера соблюдается не всегда: артист может рассказать собственную историю из жизни.
Как отличить перформанс от театральной постановки
Виктор Борзенко
Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ
Театральное искусство неоднородно: оно менялось на протяжении 26 веков своего существования. И потому говорить о некоем «стандартном» спектакле невозможно — в особенности в эпоху режиссерского театра, начавшуюся в конце XIX века и продолжающуюся по сей день.
После того как театр перестал находиться исключительно во власти автора, а режиссура как движущая творческая сила выделилась в самостоятельную профессию, в сценическом искусстве произошли многочисленные (в том числе и революционные) перемены
В этой связи зародившееся еще в начале ХХ века искусство перформанса (его историю принято вести от футуристов или дадаистов с их Cabaret Voltaire) так же органично влилось в переменчивый театральный процесс.
Иными словами, перформанс — столь же многоликое явление, как и режиссерский театр. Эти направления искусства всегда развивались с оглядкой друг на друга и неоднократно перенимали общие черты. Грань здесь тончайшая, и потому определить, когда именно перформанс «проник» на драматическую сцену, вряд ли представляется возможным, поскольку в театре ХХ века те или иные режиссерские действия могут быть легко отнесены к перформансу (и наоборот).
Например, лет двадцать назад на европейских подмостках обозначилась такая тенденция (она сохраняется по нынешний день): еще никогда прежде театр не был так внимателен к человеку в его телесном и духовном несовершенстве, заброшенному в «обезбоженный мир».
Марина Давыдова в статье о немецкой танцовщице Саше Вальц пишет: «Все мы — квинтэссенция праха. Энциклопедия изъянов. Хозяева тела и его рабы. В механическом соединении наших мышц, кровеносных сосудов, печенки с селезенкой, как в крайне ненадежный конструктор, помещены томящееся сознание, мысли, чаяния». Проще говоря, в этой цитате и выражена мысль о тончайшей границе между театром и перформансом. В дополнение к ней приведу выдержку из статьи «Петербургского театрального журнала» «Тело возвращенное и утраченное»: «Умаление в театре метафизического начала естественно обернулось повышенным вниманием к человеческой анатомии как единственно данной нам реальности, к телу, слабому, уязвимому, стареющему, страдающему, как проводнику и единственному ключу к внутреннему миру человека и как препятствию в его проявлении. И телесная избыточность, а и утрированное безобразие фактуры (у К. Люпы, Л. Персеваля, Р. Кастеллуччи), сигнализирует о кризисе нашей идентичности».
То есть сегодня актер нередко становится лишь одним из равноправных элементов спектакля. И артист как действующее тело бывает важнее, чем «жизнь человеческого духа».
Павел Руднев
Российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы деятелей сценического искусства Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина
Границы между спектаклем и перформансом уже размыты. Сегодня у нас есть только память жанра — Михаил Бахтин связывал это понятие с историей жанра. Есть воспоминания только о том, что когда-то эти два вида художественного творчества были разделены. Тем не менее нужно помнить, чем они различались.
Теперь не только драматический театр идет навстречу перформансу, но и перформанс идет навстречу драматическому театру
Сама возможность повтора старых перформансов с использованием других перформеров делает перформанс спектаклем в этом смысле.
Возникают целые театральные системы, которые предполагают существование артиста в условиях спектакля. Это так называемый свидетельский театр, разновидность документального театра, в действие которого введен артист, рассказывающий о самом себе. Также появляется инклюзивный театр, где рядом с артистами работает человек с инвалидностью и представляет самого себя (у него нет особой роли). В современном мире искусства отличать театральную постановку от перформанса становится все сложнее.
Главные отличия театральной постановки от перформанса:
Театральная постановка готовится и многократно репетируется
Актер перевоплощается и играет определенную роль, идентифицирует себя с другим человеком
Актер не демонстрирует собственные чувства
Действия известны заранее и обусловлены сценарием
Зритель является наблюдателем и не участвует в процессе
Театральный перформанс и перформативный театр: где грань между двумя видами искусства
Любовь Карась
Такой вид современного искусства, как перформанс, отличался неповторимостью, возможностью взаимодействия с публикой и существованием в реальном времени. В самого перформера даже можно было выстрелить. Спектакль же существовал в определенных обстоятельствах, артисты обязательно перевоплощались и действовали по сценарию, публика был лишь наблюдателем. В современной культуре границы между театральной постановкой и перформансом размылись. Элементы одного из этих видов искусства могут присутствовать в другом. Т&Р вместе с театральным критиком, театроведом Павлом Рудневым и доцентом НИУ ВШЭ Виктором Борзенко разобрались в том, где лежит грань между театральной постановкой и перформансом.
Краткая история перформанса и его характеристики
Истоки перформанса восходят к уличным выступлениям футуристов, дадаистов, театру Баухауса, совершившего художественную революцию. Сам термин «перформанс» впервые применили к произведению Джона Кейджа «4′33» в 1952 году — пианист вышел на сцену и четыре с половиной минуты сидел у рояля, не извлекая из него никаких звуков.
Как отдельное направление перформанс возник в 1960-е годы и отразился в творчестве таких художников, как Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс.
Перформанс, в отличие от театральных постановок, делает зрителя участником процесса и даже соавтором. Этот вид искусства не предполагает повторений, отличается непредсказуемостью и имеет хаотичный характер. Однако с развитием современного театра в нем стало появляться все больше перформативных элементов, и грань между театральными постановками и перформансом стала размываться. Если раньше классический спектакль существовал в сценическом времени и пространстве, подразумевал повторение и сохранение дистанции между артистом и зрителем, то сегодня публика вполне может стать частью сценического действия. Кроме того, принцип перевоплощения актера соблюдается не всегда: артист может рассказать собственную историю из жизни.
Как отличить перформанс от театральной постановки
Виктор Борзенко
Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ
Театральное искусство неоднородно: оно менялось на протяжении 26 веков своего существования. И потому говорить о некоем «стандартном» спектакле невозможно — в особенности в эпоху режиссерского театра, начавшуюся в конце XIX века и продолжающуюся по сей день.
После того как театр перестал находиться исключительно во власти автора, а режиссура как движущая творческая сила выделилась в самостоятельную профессию, в сценическом искусстве произошли многочисленные (в том числе и революционные) перемены
В этой связи зародившееся еще в начале ХХ века искусство перформанса (его историю принято вести от футуристов или дадаистов с их Cabaret Voltaire) так же органично влилось в переменчивый театральный процесс.
Иными словами, перформанс — столь же многоликое явление, как и режиссерский театр. Эти направления искусства всегда развивались с оглядкой друг на друга и неоднократно перенимали общие черты. Грань здесь тончайшая, и потому определить, когда именно перформанс «проник» на драматическую сцену, вряд ли представляется возможным, поскольку в театре ХХ века те или иные режиссерские действия могут быть легко отнесены к перформансу (и наоборот).
Например, лет двадцать назад на европейских подмостках обозначилась такая тенденция (она сохраняется по нынешний день): еще никогда прежде театр не был так внимателен к человеку в его телесном и духовном несовершенстве, заброшенному в «обезбоженный мир».
Марина Давыдова в статье о немецкой танцовщице Саше Вальц пишет: «Все мы — квинтэссенция праха. Энциклопедия изъянов. Хозяева тела и его рабы. В механическом соединении наших мышц, кровеносных сосудов, печенки с селезенкой, как в крайне ненадежный конструктор, помещены томящееся сознание, мысли, чаяния». Проще говоря, в этой цитате и выражена мысль о тончайшей границе между театром и перформансом. В дополнение к ней приведу выдержку из статьи «Петербургского театрального журнала» «Тело возвращенное и утраченное»: «Умаление в театре метафизического начала естественно обернулось повышенным вниманием к человеческой анатомии как единственно данной нам реальности, к телу, слабому, уязвимому, стареющему, страдающему, как проводнику и единственному ключу к внутреннему миру человека и как препятствию в его проявлении. И телесная избыточность, а и утрированное безобразие фактуры (у К. Люпы, Л. Персеваля, Р. Кастеллуччи), сигнализирует о кризисе нашей идентичности».
То есть сегодня актер нередко становится лишь одним из равноправных элементов спектакля. И артист как действующее тело бывает важнее, чем «жизнь человеческого духа».
Павел Руднев
Российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы деятелей сценического искусства Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина
Границы между спектаклем и перформансом уже размыты. Сегодня у нас есть только память жанра — Михаил Бахтин связывал это понятие с историей жанра. Есть воспоминания только о том, что когда-то эти два вида художественного творчества были разделены. Тем не менее нужно помнить, чем они различались.
Теперь не только драматический театр идет навстречу перформансу, но и перформанс идет навстречу драматическому театру
Сама возможность повтора старых перформансов с использованием других перформеров делает перформанс спектаклем в этом смысле.
Возникают целые театральные системы, которые предполагают существование артиста в условиях спектакля. Это так называемый свидетельский театр, разновидность документального театра, в действие которого введен артист, рассказывающий о самом себе. Также появляется инклюзивный театр, где рядом с артистами работает человек с инвалидностью и представляет самого себя (у него нет особой роли). В современном мире искусства отличать театральную постановку от перформанса становится все сложнее.
Главные отличия театральной постановки от перформанса:
Театральная постановка готовится и многократно репетируется
Актер перевоплощается и играет определенную роль, идентифицирует себя с другим человеком
Актер не демонстрирует собственные чувства
Действия известны заранее и обусловлены сценарием
Зритель является наблюдателем и не участвует в процессе