Ташанта что это такое
Республика Алтай, Ташанта: краткое описание и фото
В Республике Алтай у самой границы с Монголией располагается небольшое село под названием Ташанта. В нем проживает менее тысячи жителей, в основном казахи и алтайцы. Территория принадлежит к Кош-Агачскому району, крупнейшему по площади в Республике Алтай. До Ташанты добраться можно по Чуйскому тракту. В местности часто бывают туристы, стремящиеся посетить русский или монгольский горный Алтай, так как только здесь можно пересечь границу. Вдохнуть глоток свежего воздуха, познакомиться с древностями и обычаями алтайских казахов, расслабиться на склоне холма или берегу живописного озера, откуда виднеются заснеженные пики гор вдалеке – это еще не все возможности, которые представляются при посещении данного региона.
Описание
Стоит отметить, что не так далеко находятся также границы государств КНР и Республики Казахстан. Местная природа довольно скудна: растений мало, лесов вблизи практически нет. На фото Ташанта в Республике Алтай предстает небольшой деревушкой, основное предназначение которой – погранпост.
Что посмотреть?
Известной достопримечательностью данного места являются наскальные рисунки. Их можно увидеть на протяженном участке, в особенности на скалах между реками Ташантинка и Юстыт. По количеству изображений более сотни, среди них петроглифы с различными животными: верблюдами, козлами, изредка – орлами. Найти их можно, следуя к востоку от поселка. Путь неблизкий: необходимо пройти около 10 километров.
В Ташанту Республики Алтай приезжают посмотреть на стелы комплекса «Юстыт». Древнейшие курганы находятся неподалеку. Камни в виде идолов, с высеченными человеческими лицами производят сильное впечатление на неискушенных туристов. На фоне высоких гор и холмов можно сделать серию прекрасных фотографий, в память о поездке. Прогулявшись чуть поодаль, можно найти множество погребальных сооружений, найденных археологами. Они называются керексуры. Выглядят как насыпь с оградой из круглых камней. Зрелище необычное, поэтому место ежегодно посещает много туристов.
Из окон автомобиля будет видна знаменитая алтайская река Катунь с бирюзового цвета водой.
Другие интересные места
Среди других достопримечательностей Ташанты в Республике Алтай стоит упомянуть о месте в окрестностях под названием Кызыл-Чин. Это территория с необычайным ландшафтом: урочище, в котором из-за высокой концентрации металлической руды глинистая почва имеет красный оттенок. Достопримечательность в шутку прозвали «Марсом», здесь нет растений, пустынные земли местами покрылись трещинами. Поднявшись повыше в горы, фотографы могут запечатлеть и другие оттенки ландшафта: зеленый, коричневый, белый (на цвет повлияло время формирования каждого слоя почвы).
Недалеко от Ташанты в Республике Алтай встречается множество красивых озер. У самой границы с соседним государством располагается большое по площади и потрясающее по красоте озеро Киндыктыкуль.
В самом центре находится остров, а рядом – несколько небольших водоемов с чистейшей водой. Один из таких – озеро Кок-коль, образовавшееся на реке Богуты.
Музей в Кош-Агачском районе
Тем, кто интересуется историей края, обязательно стоит посетить музей алтайских казахов. Он был открыт в конце прошлого века. Расположен в небольшом селе Жана-Аул. В экспозиции представлены нумизматика, уникальные археологические находки, фотодокументы. Можно ознакомиться с внутренним убранством юрт, послушать лекцию о быте казахов. В определенные дни гости могут услышать хор местного ансамбля. Работает музей с 10 часов утра, все дни, кроме понедельника и вторника.
Находка археологов
Еще одно необычное место, в котором стоит побывать по дороге в Ташанту Республики Алтай – это комплекс мегалитов Тархатинский. Его местонахождение в Чуйской степи.
Комплекс представляет собой уложенные по форме круга каменные, большого диаметра глыбы. На поверхность нанесены многочисленные петроглифы. Историки установили, что местный «Стоунхендж» появился в эпоху бронзы. Есть разные версии предназначения сооружения, одна из которых гласит о том, что камни использовались для изучения астрономических тел.
Отдых в Ташанте (Республика Алтай)
Приезжие туристы могут остановиться на ночлег у местных жителей, либо поставить палатки вблизи селения. Наиболее подходящим будет место у реки. Есть несколько организованных кемпингов недалеко от мест археологических находок. Чуть в отдалении, но в том же районе, находится довольно известный кемпинг Тыдтуярык, где предоставляются услуги экскурсовода и возможность провести ночь в юрте. А гостиничные номера со всеми удобствами можно снять в поселке Кош-Агач.
Местная река периодически пересыхает, поэтому по дороге рекомендуется запастись водой. В селе Ташанта Республики Алтай есть несколько объектов инфраструктуры: небольшие сельские магазины и кафе.
Здесь путешественники могут приобрести продукты и вещи первой необходимости. Ассортимент товаров, однако, небольшой. Поэтому лучшим вариантом станет остановка в более крупном населенном пункте по пути (Кош-Агач, Акташ).
Как добраться?
Выбор пути зависит от того, откуда будут двигаться туристы: со стороны Монголии или из России. По дороге в сторону Ташанты через Республику Алтай встретятся несколько населенных пунктов и обширные территории Чуйской степи. Длина ее не менее 70 км, по разные стороны расположены хребты и горные массивы.
Путь лежит через Кош-Агач, а после урочища Уландрык уже будут видны деревянные домики ташантинцев. Те, кто планирует добираться не на своей машине, могут сделать это на такси (заказав, к примеру, автомобиль из Бийска или Горно-Алтайска) или воспользоваться рейсовым автобусом, который следует до районного центра. Но расписание автобусов стоит уточнять заранее.
Ташанта
Ташанта (Тошонгты, Тошанта) — населённый пункт Кош-Агачском района, центр сельского поселения, расположенный на 941,8 км Чуйского тракта, вблизи государственной границы России с Монголией на берегу р. Ташантинка.
Туристский район: Долина реки Чуя
Кош-Агачский район Карта
Туристское значение
Гряда с рисунками наскальными начинается в 10 километрах от Кош-Агача. Малые их скопления отмечены вплоть до Ташанты.
Рядом с поселением находится множество археологических памятников. На перевале Дурбэт-Даба, на границе с МНР установлен Монумент Дружбы.
Население
1 января 2016 года в посёлке проживало 547 человек — алтайцы, казахи, русские. Преимущественно население составляют казахи.
Сегодня
Имеются общеобразовательная школа, детский сад, ДК, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, мечеть, кафе-бар, закусочная, магазин, АЗС. Главная улица села — Пограничная, направление которой совпадает с Чуйским трактом. Основные улицы —Едильбаева, В.И.Чаптынова, Саудакасова, Подгорная.
Связь осуществляют почтовое отделение, ООО «Ростелеком», «МТС», «Билайн».
В селе расположены пограничная застава и таможенный пункт. Основным занятием местного населения является обслуживание государственной границы. На ферме вблизи посёлка изготавливают полезный напиток из кобыльего молока – кумыс. Ташантинцы — не только таможенники и люди, служащие на границе, это и сельские труженики, учителя, медицинские работники, учащиеся и молодежь.
Подписан ряд договоров о торгово-экономическом и приграничном сотрудничестве с сопредельными районами Монголии, предусматривающие развитие взаимовыгодной торговли, совместное освоение природных ресурсов, совместное осуществление ряда проектов, в том числе строительство «дороги тысячелетия» в Монголии, связывающей Ташантинский таможенный пункт пропуска на российско-монгольской границе с таможенным пунктом пропуска Булган (Тайкешкен) на монгольско-китайской границе.
Описание
Через Ташанту проходит федеральная трасса Р256 (М52) — Чуйский тракт. С востока от Ташанты находится хребет Чихачёва, с запада — Сайлюгемский хребет.
Поселение расположено на высоте 2097-2107 м над ур.м. С запада протекает река Ташантинка, левый приток реки Юстыд.
За поселением начинается подъём на перевал Дурбет-Даба. К северо-востоку находится перевал Созонту.
Около 8 километров также на северо-восток находится родник Аркалудардык.
Топонимика
Тошиҥ в переводе с монгольского — наледь; тожоҥ — с алтайского гололедица.
История
В 1908 году в путевых заметках Верещагин Виктор Иванович отметил: «4 июля мы выехали из Юстыда по направлению к пикету Ташанты, расположенному на Чуйском тракте.
Отмечу, что на новейшей карте Алтая (1908) изданной Главным Управлением Алтайского округа, пикет Ташанты, стоящий на Чуйском тракте, совсем не нанесен, а также отсутствует Чуйский тракт в районе Чуйской степи…
Через 1½ часа перевалив невысокие холмы, мы прибыли к одинокому домику, стоящему у скалы на берегу высыхающей летом р. Ташанты. Это и есть пикет. Кругом ни одного деревца. Вблизи расположены аилы теленгитов. Тишина пустыни нарушается только горными галками, населяющими скалу, да ржанием коней…».
13 июня 1911 года Капитолина Васильевна Юрганова, слушательница Петербургских высших женских курсов, дочь купца В. И. Юрганова в своём дневнике записала: «Дорога шла среди степи, покрытой маленькой травой. Горы с трех сторон окружали степь. Налево от дороги по Чye шел, постепенно исчезая, негустой хвойный лес и тальник.
Степь тянулась верст на 60. Киргизские юрты и скот изредка встречались по ней. В 5 часов мы подъехали к последнему сторожевому русскому посту, состоящему из новенького домика с несколькими постройками, уныло выглядывающими с голого пригорка. Два стражника живут и наблюдают здесь за проезжающими. Погода стояла холодная, шел мелкий дождь. Мы остановились ночевать у ключа в нескольких верстах от границы (возможно, это родник Аркалудардык – Е.Г.). Рано утром мы пересекли гору Ташенту, служащую границей между Россией и Монголией. »
17 августа 1912 года русский монголовед А. В. Бурдуков. по пути от Хангельцика до Кош-Агача писал: «Сделав еще несколько верст, мы увидели знакомый дом ташантинского таможенного поста, к которому вскоре и подъехали. Стражник нам заявил, что все будет осматривать самым тщательным образом. Так как солнце уже клонилось к закату, то нам пришлось остановиться на ночлег около поста. Мы просили стражника осмотреть сегодня же, чтобы на завтра не было задержки. Нашу просьбу он уважил. Перерыв всё и убедившись, что у нас нет никакой контрабанды, он разрешил нам все обратно связывать и складывать.
18 августа. Утром, получив отданные для отметки стражнику паспорта, мы покатили по прекрасной дороге в Кош-Агач».
Как следует из вышеприведённых источников, селения Ташанта, как такового, на этот момент не было.
До 1933 года в районе Ташанты был пограничный пикет, поскольку таможня, обслуживающая советско-монгольский участки государственной границы СССР располагалась в Кош-Агаче.
На таможенниках лежали сложные и специфические задачи: борьба с контрабандой, проведение таможенного оформления грузов и лиц, пересекающих границу. Однако, несмотря на всю важность таможенной охраны границы, кадры оставались главной внутренней проблемой.
В 1923 г. при таможне впервые была образована аттестационная комиссия, деятельность которой была неэффективной. Кош-Агачская таможня испытывала крайнюю необходимость в квалифицированных кадрах. Доклады руководства таможни, в ГТУ свидетельствуют о крайне низком уровне служебной дисциплины, моральном разложении среди личного состава. Были установлены факты систематического пьянства некоторых сотрудников и их покровительства контрабандистам.
Однако ввиду отсутствия перспективных кандидатов для поступления на службу в таможню, данные сотрудники были оставлены на службе с переводом на нижестоящие должности. При этом аттестационная комиссия была вынуждена оставлять на службе таких сотрудников, поскольку взять других было просто негде.
Проведённая в марте 1926 г. инспекторская проверка Кош-Агачской таможни показала что штат таможни состоял из 10 человек, из них высшего или гимназического образования не имел ни один человек, городское училище окончил лишь один человек, остальные окончили различные городские или сельские низшие школы (церковноприходские, сельские школы или училища).
В 1927 году отмечается ужасная телефонная связь между Кош-Агачем и погранотрядом в Ташанте.
1933 год, скорее всего, следует считать временем образования Ташанты, как поселения. Это было связано с переводом в данное место таможни из Кош-Агача.
В 1935 году в с. Ташанта уже ежедневно (кроме общевыходных дней с 9 ч. до 15 часов) работает сельокно Ташантинской сберкассы № 2135/5.
22 декабря 1935 года народным комиссариатом связи утверждён проект реконструкции телеграфно-телефонной линии Ташанта— Ойрот-Тура, имеющей прямую связь с Москвой. Работы начались в 1936 году, а Наркомсвязи ассигновал на проведение данных работ 814 тысяч рублей.
С 1 января 1941 года в поселке Ташанта Кош-Агачского аймака образован ДЭУ-975 управления дороги Чуйского тракта ГУШОСДОР НКВД СССР.
В 1944 года в посёлке Ташанте почти совсем не работает почтовое отделение, большей частью оно закрыто на замке, а заведующая тов. Вилисова М. В. где-то путешествует. Газеты подписчикам Вилисова доставляет очень редко, поэтому жители посёлка лишены возможности даже прочесть сводку информбюро и сообщения с фронтов Отечественной войны.
Летом 1947 года в Ташанте бригада юрты-передвижки своими руками преобразила чабаньи стоянки колхоза «Путь к социализму». Они стали выглядеть совсем по-другому. В них стало культурно, чисто и уютно. Бригадой юрты было проведено свыше 30 бесед и читок, сделано несколько докладов, выпущено более 20 стенгазет, написано много лозунгов и плакатов, проведено 12 концертов и киносеансов.
Большой заслугой агитаторов юрты-передвижки является изучение и передача опыта лучших чабанов и пастухов. Благодаря им, опыт лучших табунщиков колхоза «10 лет Ойротии» и верблюдовода Кадыша Ачубаева, стал достоянием многих животноводов.
В 1950 году в табуне Кусмана Байгалиева жеребята, пасущиеся в «Ташанте», хорошо развитые, с крепким костяком. Все необходимые им минеральные соли они получают и с молоком матери, и непосредственно на пастбищах, когда поедают солончаковые травы,
— Я замечаю, что как только попасу табун по солонцах, так аппетит у кобыл и у жеребят повышается. Пастьба по солонцам помогает быстро нажировать лошадей к зимовке, — рассказывает Кусман.
Умение быстро и хорошо нажировать лошадей к зимовке трудно переоценить. Дело в том, что в колхозе имени Калинина, как и вообще в Кош-Агачском аймаке, лошади круглый год находятся на пастбище.
В 1965 г. несколько гуртов яков колхоза «Кызыл-Мааны» паслись под самой Ташантой, близ границы.
В 1967 году Ташанта — всего несколько домиков. «Сурова природа этого уголка. От Курая до Ташанты горы уже покрыты снегом. Только на тракте он не держится: сметают его колеса машин.
Граница от Ташанты в 18 километрах, затем нейтральная полоса идет, а за ней монгольская таможня».
В 1969 году отмечено, что в селе Ташанта жители попытались озеленить посёлок: высадили лиственницы и они растут.
До середины 80-х годов XX века Ташанта входила в состав Казахского сельского совета. Дети посёлка, в основном, дети чабанов, так как там была только начальная школа, обучались в Казахской средней школе, проживающие в построенном в 70-е годы интернате.
В 1984 году решением АКИК № 138 от 1.06.84г. из части территории Казахского сельсовета образован Тобелерский сельсовет, в состав которого входили села Тобелер и Ташанта.
В 1996 году из части территории Тобелерской сельской администрации выделена Ташантинская сельская администрация.
В 2002 году построен новый современный терминал.
22 марта 2011 года в высокогорной Чуйской степи встреча Наурыза — нового года по мусульманскому календарю проходила в Ташанте.
В 2015 году начато строительство терминала «Ташантинский».
22 июня 2016 года пункт пропуска «Ташанта» пересекли участники ралли ретро-автомобилей «Пекин – Париж».
13 июля 2016 года подземный толчок магнитудой 5,2 произошёл на хребте Чихачева к северу от Ташанты.
12 июля 2017 года состоялось освящение основания храма святого благоверного князя Александра Невского в Ташанте.
Флора и фауна
В Ташанте отмечен редкий вид монголо-алтайского эндемика Астрагала коротколистного и редкий вид Лук убсунурский.
Из редких птиц следует отметить занесенного в Красные книги РА и РФ со статусом редкости 3 категория сипа белоголового, со статусом редкости 1 категория — чекана большого.
Вблизи поселка многочисленен включенный в Красную книгу России под категорией 3 и в Красную книгу РА под категорией 2 манул.
Археология
В 10 км к северо-западу от с. Ташанта обследован уникальный мегалитический комплекс «Чуйский тракт».
Основная гипотеза по сооружению мегалитического комплекса «Чуйский тракт»: камни принесены ледником, затем расставлены людьми согласно их замыслу (или только самые большие камни принесены ледником, а более мелкие – привезены людьми во время строительства объекта). Близких по облику скоплений больших камней и выходов подобных коренных пород рядом обнаружить не удалось.
Назначение мегалитического комплекса «Чуйский тракт» могло быть многофункциональным. Архитектурные особенности и некоторые географические характеристики объекта указывают на его явное календарно-астрономическое и культовое предназначение.
Часть петроглифов, выбитых на камнях, относится к бронзовому веку, ко II тыс. до н.э., но этот памятник функционировал и позднее, на протяжении многих столетий. Ряд наскальных изображений датируются пазырыкским временем и средневековьем.
Мегалитический комплекс «Чуйский тракт» представляет собой большую культурно-историческую ценность в силу своей уникальности и грандиозности значения: это древнее сооружение содержит в себе много тайн, которые ждут разгадки.
В 2,5 км к юго-западу от мегалитического комплекса «Чуйский тракт» при поиске выходов коренных пород, откуда могли происходить камни объекта, была обнаружена интересная каменная выкладка П-образной формы в плане.
На могильниках Ташанта III найдены хорошо сохранившихся колчаны.
Геология и климат
С юга Чуйская депрессия отделена от Монголии высоким хребтом, который обычно неправильно называют хребтом Сайлюгем. Западная часть хребта в истоках pp. Тархатты и Чаган-Бургазы покрыта вечными снегами и ледниками. По направлению к востоку хребет постепенно понижается и к ущелью р. Ташанты, представляющей естественный проход в Монголию, становится едва выраженным.
Вся восточная половина хребта, омываемая реками Аксай и Ташанты, совершенно безлесна. Альпийские ассоциации здесь непосредственно переходят в полупустынные. За р. Ташанты хребет резко меняет свое широтное направление на меридиональное и здесь собственно начинается хребет Сайлюгем (по В. А. Обручеву, хребет Чихачева), омываемый в своей центральной части р. Сайлюгем.
На южной оконечности хребта Сайлюгем лесов почти нет и только в районе р. Сайлюгем по склонам хребта тянется неширокой полосой лиственничный лес, почти спускающийся до равнины. Полоса леса по направлению к северу становится более широкой и здесь между верхним пределом леса и альпийскими тундрами хорошо представлены ассоциации Nano-betuletum и Nano-salicetum.
Климатические условия района отличаются крайней суровостью. Среднее годовое количество осадков — 110 мм. Весь район лежит выше границы земледелия, но имеет большие возможности для развития животноводческого хозяйства.
Насыщенные сингенетичным пиритом отложения позднеживетской черносланцевой ассоциации вмещают Ташантинское месторождение золота.
Разное
В районе урочища Уландрыка и пос. Ташанты ежегодно по долинам речек формируются наледи.
© Е. Гаврилов, 8 августа 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!
Источники
Ташанта
Ташанта — село на юго-востоке Республики Алтай в Кош-Агачском районе, расположено на границе России и Монголии.
Ташанта находится на высоте более 2000 м над уровнем моря в одноимённом урочище Ташанта, на берегу реки Ташантинки. Село является последним населённым пунктом на федеральной трассе М-52 Чуйский тракт, здесь же находится таможенный терминал и пограничная застава с пропускным пунктом. Ранее в 1933—2002 годах в селе функционировала полноценная таможня, ныне переведённая в столицу региона — Горно-Алтайск.
Село достаточно большое — здесь насчитывается около 26 улиц и переулков, при этом почти все они имеют русские названия: ул. Академика Кузнецова, ул. Береговая, Дорожный пер, ул. Едильбаева, ул. Заречная, ул. Зяблицкого, ул. Чаптынова, ул. Карла Маркса, ул. Космонавтов, ул. Крайняя, ул. Ленина, ул. Ленинская, ул М. Садуакасова, ул. Мира, ул. Молодежная, ул. Ордженикидзе, ул. Парковая, ул. Пограничная, ул. Подгорная, ул. Пушкина, ул. Степана Мохова, ул. Трудовая, ул. Фрунзе, ул. Центральная, ул. Чуя и ул. Южная. Из инфраструктуры в самом посёлке имеются небольшие кафе, закусочная и продовольственный магазин.
Вблизи Ташанты имеются археологические памятники в виде наскальных рисунков.
Алтай — Монголия — Тыва 2018. Часть 5 — Ташанта — Улгий — Ховд
Первое впечатление от Монголии — запах. Въехав в Монголию, сразу же в воздухе ощущается что-то непривычное. В темноте еле-еле проявлялись очертания юрт вдалеке, поэтому решили, что это просто топят печки кизяком 🙂
Я планировал заночевать на озере Толбо, но вся эта канитель с границей сбила все планы. Уже никуда не успевали, нужно было только найти подходящее место для стоянки. Хорошо, когда у тебя «палатка на колесах».
Первое поселение на пути — Цагааннуур. В темноте я даже спутал его со светом встречных машин. В поселке (если его так можно назвать) горело от силы три лампочки. Сбавляем скорость и вдруг под колеса кидается парень и на ломанном русском — стой! стой! Подбегает, и с ходу — как дела? В юрте заночевать не хотите? Кроме заученных фраз, он больше ничего не понимал или просто притворялся. Ночь в юрте стоила всего 300 рублей, но мы еще заранее решили не ночевать в этой поездке не в машине.
Пока медленно катились по дороге, подбежал ещё один парень. Если честно, я до последнего думал, что это один и тот же человек, с которым мы говорили две минуты назад. В темноте не разберешь. Тоже предлагал ночлег в юрте, но уже больше понимал нас, поэтому смогли договориться просто о стоянке для машины за сто рублей. Угадаете, где находилась эта стоянка? Конечно же, у тех самых юрт.
Пока перетаскивали вещи на передние сиденья, сбежались все соседские дети и тот парень, который первым предлагал ночлег. Он начал громко возмущаться на брата, что тот отбил у него клиентов. Ругались на монгольском (или казахском), но все итак было понятно. Позже в перепалку вступились ещё человека три, ор стоял на весь Цагааннуур. Дело дошло даже до небольшой драки.
Утром проснулись пораньше и по-тихому свинтили, пока все спят. Вообще, начиная с Алтая, всегда просыпаемся рано. Под утро становится тяжело дышать — сказывается непривычная высота. Отбежишь от дороги на десять метров и уже запыхался.
Улгий — первый довольно крупный населенный пункт на пути. К нему ведет асфальтированная дорога и никаких проблем с проездом здесь нет. Местами ровная-ровная как стрела, уходит прям до горизонта. Через пару километров поднимаемся на перевал, высота под 2.5 тысячи.
Улгий, как и большая часть Западной Монголии заселена казахами. Монгольскими казахами. Вокруг одни мечети. Город очень грязный и неинтересный. Больше всего запомнились лужи на улицах. Ходить пешком совершенно негде. Чтоб попасть к соседнему зданию, приходилось обходить по другой улице.
В банке поменяли рубли на тугрики, а затем нашли рынок, чтоб купить носки из шерсти верблюда и яка (самый популярный сувенир), но он был закрыт. В дальнейшем стало ясно, что в Монголии народ начинает раскачиваться только к одиннадцати часам утра. Кстати, за все время не встретили в обращении свежих купюр. Даже в банке выдали ветхие, рваные и заклеенные. Вот без шуток – в руках рассыпаются. Правда, поменяли сразу же на более приличные по первому требованию.
Едем дальше, на Толбо Нуур (Нуур — озеро). Именно за ним и заканчивается асфальт, но об этом позже. Хочется уже попробовать настоящей монгольской кухни, а в Улгии не нашли подходящего и открытого заведения. На берегу озера стоит несколько турбаз, которые хорошо просматриваются с дороги. Выбрали первую попавшуюся.
На турбазе нас встретил Ермалай — казах с древнерусским именем, проживающий в Монголии. Он учился в РУДН, поэтому хорошо говорил на русском. За завтраком рассказал много интересного, что не помешало обмануть и добавить к чеку ещё 50%. Еда здесь ну очень дешевая, поэтому сразу и не заметили. Время поджимало, но уехать с Толбо не искупавшись — грех, тем более погодка позволяла.
Следующий крупный населенный пункт – Ховд. До него около 170 километров без асфальта. Нужно учитывать, что дороги здесь — вещь относительная и даже 100 километров могут растянуться на весь день, а то и на два. Мы выбрали один из самых-самых простых маршрутов по западу Монголии, но это не значит, что все пройдет гладко.
Сразу же за озером есть населенный пункт Толбо. Вообще с названиями здесь не парятся, например есть два Улгия, два Ховда, два Алтая — все это совершенно разные населенные пункты и черт его знает, как в этом разобраться. Так вот, в «пригороде» Толбо раскидано несколько десятков юрт. Захотели подъехать поближе посмотреть.
Выбираем любую колею, которая ведёт в сторону юрт, и пытаемся подобраться поближе. С каждым километром дорога становится все хуже и хуже, появляются огромные лужи, земля становится мягкой. Едем-едем и вдруг упираемся в огромное «море» в котором сходятся все дорожки. Блин, куда ехать-то? Кружимся туда-сюда и не поймем, где проезд. Пришлось выбираться обратно по записанному трэку. Лишь позже узнали, что дожди лили без перерыва четыре дня.
В стране сейчас активно строят дороги китайцы. Хотят уже в следующем году соединить Улан-Батор с западом. По пути в Ховд уже почти все готово, но на новую магистраль ещё не пускают — въезды перегорожены. Пока все едут старой дорогой, но весь вид портят кучки земли, рассыпанные вдоль нового шоссе и строительная техника, ездыкаюдая туда-сюда. Для рабочих разбиты несколько десятков юрточных городков. Даже построили небольшие цементные заводы.
Я думал, что успею застать ту самую Монголию без асфальта, безлюдную, с множеством животных вокруг, пасущихся недалеко от дороги, но, кажется, не успел. Ловлю себя на мысли что может зря мы поехали сюда Ради чего трястись по херовой дороге, когда на строительную технику и дорожные работы можно посмотреть и дома.
Но, если не обращать внимания на этот мусор, здесь очень клёво: высокие горы со снежниками, а облака — это вообще отдельная тема. Кажется, если подняться ещё немного, то до них можно достать рукой. Вроде бы едешь по равнине, а высота-то приличная. Почти вся Монголия находится на одном большом плато.