Танцующая в темноте чем закончился
ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ:
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МЮЗИКЛ
ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ:
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МЮЗИКЛ
Режиссер: Ларс фон Триер
Страна: Дания, США, Швеция, Аргентина, Великобритания, Германия, Исландия, Италия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция
Год: 2000
На рубеже веков в 2000 году Ларс фон Триер снял, пожалуй, свой самый трогательный фильм. Танцующая в темноте завершает трилогию о «золотом сердце». Как и в предыдущих фильмах, в центре сюжета находится человек с чистым сердцем, способный к самопожертвованию. Это мы видим в Сельме — теряющей зрение чехословацкой иммигрантке, приехавшей в Америку вместе со своим сыном.
Подобная структура сюжета не нова и восходит к греческим трагедиям. Триер ранее поставил свою версию Медеи Еврипида, поэтому можно отметить, что с этим пластом сюжетов он знаком. Препарируя древнегреческие истории с помощью сегодняшних терминов, герой, осознанно или по незнанию, совершает некий поступок, за который будет расплачиваться всю свою жизнь. Под действием комплекса вины герои таких историй приходят к точке катарсиса. Моменту наивысшего страдания, благодаря которому герои очищаются, что обычно связано с телесными травмами или смертью. Сельма повторяет эту судьбу. Но Триер, в отличии от авторов древности, всё же дает своей героине луч надежды в самом конце. Если слепой Эдип уходит скитаться в пустыню, то Сельма узнаёт, что всё это она пережила не зря.
Будничные реплики, представленные в долгой экспозиции, обязательно сыграют свою роль позднее и даже кардинально исказят образ героини. Но стоит обратить внимание на событие, произошедшее задолго до начальных титров фильма, а именно на рождение сына Сельмы — Джина. Сельма сама говорит, что знала про наследственное заболевание, приводящее к слепоте, но ребенка все же родила. Поэтому она стала винить себя в слабеющем зрении сына. Важное следствие — переезд в Америку, где находится лучший врач. Сельма не дарит Джину подарки, потому что откладывает деньги на самый главный подарок — операцию. Но она не может никому об этом сказать. Если Джин узнает, то занервничает, и зрение ухудшится. А секреты приводят к непониманию как со стороны Джина, так и окружающих.
Следующее важное событие происходит ближе к концу фильма. Подруга Сельмы, Кэти, нашла нового адвоката. Перед Сельмой встаёт выбор: потратить накопленные деньги на хорошего адвоката или оставить на операцию Джину. В фильме этот выбор звучит так: ребёнку нужна мать или ребёнку нужно зрение? Этот вопрос уже повисал в воздухе раньше, но оставался невысказанным. Для Сельмы же выбор очевиден. Она готова отказаться от своей жизни и отдать деньги на операцию сына.
В самом конце фильма Сельма физически не может идти на эшафот. Это лишь симптом её страха, но не смерти, а за сына; она не знает, прошла ли операция. Кэти понимает её чувства и отдаёт очки Джина, говорит, что операция прошла успешно. Самого сына рядом нет — зритель не может удостовериться. Сельма верит своей подруге, поэтому умирает с улыбкой и песней, обращённой к сыну и его будущему. Триер подчёркивает это: после смерти Сельмы песня не прекращается. Куплет появляется текстом на экране в полной тишине.
Помимо прочего, важный элемент древнегреческого театра — это хор. Он не только рассказывает о произошедших за кулисами сюжета событиях, но и выражает сложные переживания героев, что говорится, для зрителя. Да, эта функция сохраняется в том или ином виде в различных вокально-танцевальных партиях в мюзиклах. Но у Триера это совсем не бродвейское шоу с блёстками и светом в стиле «поверь в мечту». Сельма восхищается голливудскими мюзиклами, поэтому партии у Триера пытаются выглядеть «под Голливуд» так, как их видела бы Сельма. Но у Сельмы не хватает воображения на костюмированный кордебалет, поэтому в номерах всегда участвуют окружающие её люди. Номера для неё — это уход от реальности. Она сама говорила, что, когда очень сложно, ей нравится воображать: вокруг музыка, и все танцуют. Поэтому и музыка в этих номерах всегда складывается из фоновых шумов — это то, что слышит Сельма. Музыка в номерах представляет собой некий индастриал. В 1997 году Бьорк выпустила на то время свой самый авангардный альбом Homogenic с непредсказуемым звучанием, в котором сочетаются электронные биты, струнные, отточенная гармоника и по-народному надрывный вокал. В Танцующей в темноте исландская авангардистка не только исполнила главную роль, но и написала все треки. Нет сомнений, что Бьорк полностью прожила опыт Сельмы.
Особая манера съемки и монтажа, по которой мы всегда можем узнать Триера, здесь тоже присутствует. Живая камера и рваный монтаж относятся к Догме 95. Являясь одним из основателей этого направления, Триер сделал только один фильм, согласно всем правилам Догмы — Идиотов. Конечно, берясь за историю Сельмы, Триер не мог следовать всем правилам, отвергающим нереалистичность (музыкальные номера) или поддельную реальность (действие должно разворачиваться там, где оно находится, а не делать вид, что мы в Америке). История для режиссера важнее принципов. Для четкого разграничения реальности и фантазии Триер использует разные приемы. Реальность тусклая и зафиксирована живой камерой. Номера с обилием движения сняты неподвижной камерой с подчеркнуто увеличенной насыщенностью. Иногда эти две реальности могут перемешиваться между собой, но зритель никогда их не спутает. Одна камера — рядом, другая — внутри. В мире фантазий Сельмы, восприятие мира которой благодаря голливудским мюзиклам немного деформировано. Но разве мы сами не воображали себя танцующими после просмотра, например, Ла-Ла Лэнда? Где герои всегда улыбаются, танцуют и помогают, всегда «подхватят» и простят.
После трилогии о Европе, в которой Триер поставил неутешительный диагноз родной цивилизации, можно предположить, что он искал луч надежды, который нашёл в кроткой и неунывающей Сельме — чехословацкой беженке. Америка была основана европейскими беженцами, которые искали новой жизни. Хоть они и носители культуры старого света, но, сменив континент, не изменили своей сути.
Триер представляет страну возможностей глазами своей героини. Сельма не может приспособиться к новому обществу из-за своей чрезмерной открытости и доверия к людям. Сельма слепа не только физически, но и духовно. Она не может отличить честного человека от корыстного, в коммунистической стране с таким она не сталкивалась. Но, благодаря её жертве системе, Джин будет жить здоровым. Это очень смелое социокультурное высказывание, которых Триер никогда их не боялся.
В пространстве тематического столкновения очень интересна героиня Катрин Денёв. С одной стороны, она добрая подруга Квальдо, которая всегда придёт на помощь. С другой стороны, это Кэти, для которой важно счастье в моменте. Вспомните вопрос: «ребёнку нужна мать или здоровье?». Для Кэт важны события настоящего, будущее ещё не наступило. Она решает проблемы по мере их поступления. Тогда как Сельма больше сконцентрирована на долгосрочной перспективе. Зачем Джину сейчас велосипед, который есть у всех в классе, если позднее он получит исцеление и сможет увидеть внуков. Это похоже на столкновение двух мировоззрений: индивидуалистического и коллективистского. Поэтому Сельма не из случайной европейской страны, а именно из коммунистической, все граждане которой строят утопический социализм. Именно эту утопию Сельма увидела в американских мюзиклах: все добрые, всё у всех получается, всегда хэппи-энд. Но не принадлежность политическому лагерю делает людей хорошими. Посмотрите, как все помогают Сельме собирать шпильки — это настоящее коллективное чудо.
Помогают Сельме и Билл с Линдой, но для них это, скорее, новое развлечение, чем помощь другу. Билл крадет деньги не из любви к жене, а ради себя. Он боится, что жена оставит его, если тот будет бедным, потому что Линде так нравится тратить деньги. И мы прекрасно понимаем мотивы Билла: если он не заплатит сейчас, то банк отберет дом, жена от него уйдёт, а он будет вынужден застрелиться. Билл обещает вернуть деньги позднее, ведь это будущее, а проблемы решаются по мере их поступления. Но Сельма не может принять такой подход. Она думает не о себе, а о другом, думает о будущем, сбегая от настоящего в мир идеальных фантазий.
Кэти и Билл действительно находятся на одной стороне идеологических баррикад, но не индивидуализм делает из людей злодеев. Все герои помещены под купол обстоятельств непреодолимой силы, своеобразного греческого рока. Но Триер не видит выхода из ловушки детерминизма, оставляя Сельму на растерзание року. И за эту безжалостную манипуляцию зрители его никогда не простят.
Танцующая в темноте содержание/сюжет фильма читать онлайн
Д раматическая история об одинокой матери, которая безумно любит мюзиклы, ведь только они спасают ее от серых будней и надвигающихся проблем со зрением. Фильм о человеческой чести и человеческой подлости, не оставляющий никого равнодушным. И да, тут Бьорк.
Содержание/сюжет
1964 год. Штат Вашингтон. Сельма Жескова, чешский иммигрант, только что переехала в Соединенные Штаты вместе со своим сыном Джином Жесковым. Они ведут полунищенский образ жизни, Сельма работает на фабрике на тяжелой низкооплачиваемой работе, где она заводит хорошую подругу Кэти, которую она называет Квалдой. Сельма снимает трейлер дома у полицейского Билла Хьюстона и его жены Линды. К ней также пытается подкатить неуверенный, но настойчивый Джефф, который также работает на заводе.
У Сельмы проблема со зрением из-за врожденной болезни она постепенно теряет его. Она экономит, чтобы заплатить за операцию, которая вылечит от этой болезни ее маленького сына. Сельма также обожает ходить с Кэти в местный кинотеатр, где они вместе смотрят потрясающие голливудские мюзиклы, а Квалда на словах описывает их ей.
В своей обычной жизни Сельма постоянно впадает в мечты. Вскоре Джефф и Квалда начинают понимать, что Сельма едва ли что-либо видит. Однажды, в откровенном разговоре, Билл говорит Сельме, что его нерациональная жена Линда тратит больше, чем он зарабатывает, и банк собирается забрать его дом. В свою очередь, Сельма тоже делится своими проблемами, рассказывая о проблемах со зрением, расчитывая, что каждый может хранить секрет другого в тайне. Затем Билл прячется в углу дома Сельмы, зная, что она не может его увидеть, и видит, что она кладет деньги в кухонную банку.
Сельму ловят и судят. Хотя она и рассказывает почти всю правду о ситуации, она отказывается раскрыть секрет Билла, заявляя, что обещала не делать этого. Кроме того, она обманывает суд, что деньги она отправила отцу в Чехословакию, но обвинители устанавливают, что это обман. По совокупности улик ее приговаривают к смертной казни. Квалда и Джефф в конце концов собрали кусочки головоломки вместе и нашли и забрали деньги Сельмы, предлагая заплатить ими за судебного адвоката, который может освободить ее. Сельма впадает в ярость и отказывается от адвоката, предпочитая смертную казнь вместо того, чтобы дать своему сыну ослепнуть. Она впадает в безумие, в ожидании смерти. Хотя хорошая тюремная охранница по имени Бренда пытается ее утешить, другие государственные чиновники очень хотят увидеть ее казнь. Сельма не хочет идти на казнь сама, но Бренда уговаривает ее. На виселице она впадает в панику так, так что ее приходится привязать к специальной доске для вешаемых. Ее истерика, когда на нее пытаются одеть колпак для вешаемых и поддержка Бренды, задерживает исполнение приговора. Сельма начинает истерически кричать, и Бренда плачет вместе с ней, но тут приходит Квалда и сообщает ей, что операция прошла успешно, и Джин сможет видеть. Успокоившись, Сельма поет последнюю песню на виселице без музыкального сопровождения, и ее вешают до того, как она закончила.
«Танцующая в темноте» Ларса фон Триера
«Душевное изнасилование», «дергание за ниточки зрительских чувств», «коллекция штампов» – чего только не говорили о «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера.
Сюжет «Танцующей в темноте» выстроен по всем канонам драматического жанра. Сельма (Бьорк), эмигрантка из Чехословакии, приезжает в США в поисках лучшей жизни для себя и своего сына. Сельма страдает хроническим недугом — она постепенно теряет зрение, причем эта болезнь передалась по наследству и ее ребенку. Девушка вынуждена работать на фабрике, чтобы скопить денег на операцию сыну, хотя это занятие дается ей весьма тяжело.
Единственной подлинной страстью Сельмы становятся мюзиклы: она регулярно смотрит их в кино вместе со своей подругой Кэти (Катрин Денев), а также принимает участие в любительской постановке знаменитого бродвейского шедевра «Звуки музыки». По соседству с ней живет обычная американская семейная пара: муж-полицейский Билл и жена-домохозяйка Линда. Полицейский признается Сельме, что он по уши погряз в долгах, а та, в свою очередь, открывает свою тайную цель: накопить деньги на глазную операцию для сына.
Последствия этого признания очевидны: воспользовавшись практически полной слепотой Сельмы, Билл решает украсть ее сбережения. Уволенная с работы девушка, обнаружив пропажу денег, в состоянии аффекта убивает полицейского. Итог: успешная операция сыну, осуществленная трагической жертвой матери. Сельму приговаривают к смертной казни через повешение.
Героиня Бьорк производит впечатление девушки не от мира сего, мечтательницы, эдакой юродивой: о своих проблемах она рассказывает с улыбкой, воспринимая все жизненные невзгоды отстраненно-снисходительно. Это и понятно — у нее есть цель (вылечить сына) и всепоглощающая любовь к мюзиклам.
Интересно, что композиционной канвой фильма стали сцены из «Звуков музыки», да и сама картина Триера изобилует музыкальными вставками. Следуя брехтовским законам изобразительной техники, героиня Бьорк играет отстраненно, порой выходя из своего кинематографического образа, погружаясь в мир музыкальных фантазий и одновременно комментируя происходящее вполне в стиле зонгов великого немецкого драматурга.
Музыкальные эпизоды представляют собой фактически вымышленный мир Сельмы, противопоставленный серой и унылой повседневности тяжелых трудовых будней. В фильме Триера танцуют все: и рабочие на фабрике, увлекаемые мерным ритмом станков, и пассажиры проезжающего мимо глухой американской провинции поезда, и присяжные заседатели в зале суда, и даже конвоиры в тюрьме. Невероятно трогательная история обманутой девушки была бы банальной и чересчур формальной, если бы не фантастическая актерская игра главных героев. Если Бьорк, вероятно, частично играет саму себя, то рафинированная французская кинодива Катрин Денев в роли простой фабричной работницы смотрится предельно убедительно: немного замкнутая, однако искренне пытающаяся помочь своей подруге.
Особую сопричастность событиям на экране придают и уникальные операторские приемы, используемые Триером и ставшие его своего рода кинематографическим манифестом. Программная статья режиссера «Догма» увидела свет в 1995 году, когда он в сотрудничестве с другими авангардными датскими кинематографистами опубликовал свою концепцию обновления языка кино.
Традиционная иллюзионность кинематографа, его стремление реалистично отобразить окружающую действительность подвергаются осмеянию, ведь подлинные эмоции невозможно воспроизвести искусственно. Основным эстетическим концептом нового течения стали «живая» камера, натуральные съемки, фирменное дрожание картинки, когда зритель следит за перипетиями как будто не художественного фильма, а документального. Это и стремление к гипертрофированному натурализму, и поиски настоящей, а не лживо-условной кинореальности. Кинематограф призван был стать подлинно демократическим видом искусства, доступным не только для понимания широкими массами зрителей, но и подталкивающим создать нечто свое, приобщиться к творческому эксперименту авторов «Манифеста».
Триер, как всегда, продемонстрировал в этой ленте свою эстетическую провокационность. Как заметил киновед Андрей Плахов, фильм «Танцующая в темноте» «выпивает из зрителя энергию и у многих вызывает страшное раздражение издевательством над хорошим кинематографическим тоном. Он возмущает поклонников рутинного мюзикла тем, как предательски лихо фон Триер расправляется с жанром. Он смущает сторонников ползучего реализма тем, что режиссер оценивает человеческую жизнь в ничтожную сумму две тысячи долларов, не хватившую на оплату услуг адвоката».
На съемках фильма «Танцующая в темноте». Источник: cinemagia. ro
«Танцующая в темноте» — пожалуй, одна из наиболее притягательных и волнительных кинодрам последних десятилетий. Несмотря на довольно шаблонную фабулу, фильм поражает своей искренностью и естественностью, когда зритель достигает настоящего катарсиса к финальной сцене казни Сельмы, обливаясь слезами сострадательного очищения — подлинный трагический конфликт, где действует безжалостная и беспощадная сила фатума, а главная героиня идет на искупительную жертву во имя восстановления справедливости и приумножения добра.
Танцующая в темноте чем закончился
Американская глубинка середины 60-х. Чешская эмигрантка Сельма на заводской медкомиссии симулирует хорошее зрение, благодаря чему получает доступ к станку. Работать Сельме мешает не только плохое зрение, но и чувство ритма. Самые прозаические шумы способны вогнать ее в галлюцинаторный ступор. Сельма частенько грезит наяву. Она воображает себя героиней мюзикла. Увлечение мюзиклами не ограничивается спонтанным фантазированием: после работы она репетирует в любительской постановке и ходит со своей подругой Кэти в кино. Плохое зрение не позволяет Сельме следить за происходящим на экране, но Кэти обо всем ей рассказывает, вызывая разговорами раздражение остальных зрителей. Скоро Сельма потеряет зрение окончательно. Она делится этой тайной с полицейским Биллом, у которого снимает флигелек в саду. Билл тоже поделился с Сельмой секретом: он безумно любит свою жену Линду. Настолько безумно, что выполняет все ее капризы. Денег на капризы становится все меньше. Билл готов ради Линды на все. Сельма, в свою очередь, безумно любит своего сына. И тоже ради него готова на все. Сын унаследовал болезнь матери, поэтому Сельма копит деньги на операцию. Билл и Сельма, два образца самопожертвования, вступают в спор из-за накопленной суммы. В поединке двух золотых сердец побеждает Сельма. Из-за двух тысяч с копейками она убивает полицейского. Убивает любя и всепонимающе сострадая. Сельму привлекают к суду. Оправдываться Сельма не собирается. Во-первых, она обещала убиенному Биллу никому не раскрывать доверенных друг другу секретов. Во-вторых, она хочет, чтобы сын не знал о своей болезни. В-третьих, перед операцией сыну нельзя волноваться, поэтому будет лучше, если мать повесят. Несгибаемая сила воли позволяет Сельме добиться своего. Кастрированный вариант «Рассекающей волны». Опять жертвенность, но уже без секса.
— Из разряда «Знаете ли вы, что. » Тот самый путь Сельмы к эшафоту, который составлял ровно 107 шагов, первоначально был несколько длиннее. Сначала в саундтреке картины была композиция «141 шаг», и именно столько предстояло пройти Бьорк, танцуя и кружась. Но потом Ларс фон Триер счел этот фрагмент слишком длинным и сократил песню ровно на 34 шага.
— По замыслу Ларса фон Триера фильм начинается с увертюры, которая звучит, когда в зале уже погасли огни, а занавес еще не поднят. Но американские дистрибьюторы выступили против этого, объясняя, что никаких занавесов в американских кинотеатрах нет, а неопытные киномеханики могут вообще не включить звук, если на экране нет изображения. В итоге в Америке увертюра звучит на фоне коллажа акварелей Пирса Киркеби, мужа одного из продюсеров картины.
— Выход фильма в прокат сопровождался многочисленными скандалами, а после того как стало известно, что документальный фильм о съемках «Танцующей в темноте» под названием «Сотни глаз» поступит в свободную продажу, Бьорк даже собиралась подать на Ларса фон Триера в суд. Она слишком вжилась в образ Сельмы и восприняла эту документальную ленту как вторжение в свою личную жизнь. Катрин Денев, кстати, сказала, что Бьорк еще лет десять не сможет спокойно обсуждать эту роль и этот фильм.
Кинократия. «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера
«Душевное изнасилование», «дергание за ниточки зрительских чувств», «новая искренность», «коллекция штампов и клише» — лишь часть мыслей, которые возникают после просмотра «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера.
Сюжет «Танцующей в темноте» выстроен по всем канонам мелодраматического жанра. Сельма (Бьорк), эмигрантка из Чехословакии, приезжает в США в поисках лучшей жизни для себя и своего сына. Сельма страдает хроническим недугом — она постепенно теряет зрение, причем эта болезнь передалась по наследству и ее ребенку. Девушка вынуждена работать на фабрике, чтобы скопить денег на операцию сыну, хотя это занятие дается ей весьма тяжело.
Единственной подлинной страстью Сельмы становятся мюзиклы: она регулярно смотрит их в кино вместе со своей подругой Кэти (Катрин Денев), а также принимает участие в любительской постановке знаменитого бродвейского шедевра «Звуки музыки». По соседству с ней живет обычная американская семейная пара: муж-полицейский Билл и жена-домохозяйка Линда. Полицейский признается Сельме, что он по уши погряз в долгах, а та, в свою очередь, открывает свою тайную цель: накопить деньги на глазную операцию для сына. Последствия этого признания очевидны: воспользовавшись практически полной слепотой Сельмы, Билл решает украсть ее сбережения. Уволенная с работы девушка, обнаружив пропажу денег, в состоянии аффекта убивает полицейского. Итог: успешная операция сыну, осуществленная трагической жертвой матери. Сельму приговаривают к смертной казни через повешение.
Бьорк в роли Сельмы в фильме «Танцующая в темноте»
Героиня Бьорк производит впечатление девушки не от мира сего, мечтательницы, эдакой юродивой: о своих проблемах она рассказывает с улыбкой, воспринимая все жизненные невзгоды отстраненно-снисходительно. Это и понятно — у нее есть цель (вылечить сына) и всепоглощающая любовь к мюзиклам. Интересно, что композиционной канвой фильма стали сцены из «Звуков музыки», да и сама картина Триера изобилует музыкальными вставками. Следуя брехтовским законам изобразительной техники, героиня Бьорк играет отстраненно, порой выходя из своего кинематографического образа, погружаясь в мир музыкальных фантазий и одновременно комментируя происходящее вполне в стиле зонгов великого немецкого драматурга.
Музыкальные эпизоды представляют собой фактически вымышленный мир Сельмы, противопоставленный серой и унылой повседневности тяжелых трудовых будней. В фильме Триера танцуют все: и рабочие на фабрике, увлекаемые мерным ритмом станков, и пассажиры проезжающего мимо глухой американской провинции поезда, и присяжные заседатели в зале суда, и даже конвоиры в тюрьме. Невероятно трогательная история обманутой девушки была бы банальной и чересчур формальной, если бы не фантастическая актерская игра главных героев. Если Бьорк, вероятно, частично играет саму себя, то рафинированная французская кинодива Катрин Денев в роли простой фабричной работницы смотрится предельно убедительно: немного замкнутая, однако искренне пытающаяся помочь своей подруге.
Кадр из фильма «Танцующая в темноте»
Особую сопричастность событиям на экране придают и уникальные операторские приемы, используемые Триером и ставшие его своего рода кинематографическим манифестом. Программная статья режиссера «Догма» увидела свет в 1995 году, когда он в сотрудничестве с другими авангардными датскими кинематографистами опубликовал свою концепцию обновления языка кино. Традиционная иллюзионность кинематографа, его стремление реалистично отобразить окружающую действительность подвергаются осмеянию, ведь подлинные эмоции невозможно воспроизвести искусственно. Основным эстетическим концептом нового течения стали «живая» камера, натуральные съемки, фирменное дрожание картинки, когда зритель следит за перипетиями как будто не художественного фильма, а документального. Это и стремление к гипертрофированному натурализму, и поиски настоящей, а не лживо-условной кинореальности. Кинематограф призван был стать подлинно демократическим видом искусства, доступным не только для понимания широкими массами зрителей, но и подталкивающим создать нечто свое, приобщиться к творческому эксперименту авторов «Манифеста».
Триер, как всегда, продемонстрировал в этой ленте свою эстетическую провокационность. Как заметил киновед Андрей Плахов, фильм «Танцующая в темноте» «выпивает из зрителя энергию и у многих вызывает страшное раздражение издевательством над хорошим кинематографическим тоном. Он возмущает поклонников рутинного мюзикла тем, как предательски лихо фон Триер расправляется с жанром. Он смущает сторонников ползучего реализма тем, что режиссер оценивает человеческую жизнь в ничтожную сумму две тысячи долларов, не хватившую на оплату услуг адвоката».
На съемках фильма «Танцующая в темноте»
«Танцующая в темноте» — пожалуй, одна из наиболее притягательных и волнительных киномелодрам последних десятилетий. Несмотря на довольно шаблонную фабулу, фильм поражает своей искренностью и естественностью, когда зритель достигает настоящего катарсиса к финальной сцене казни Сельмы, обливаясь слезами сострадательного очищения — подлинный трагический конфликт, где действует безжалостная и беспощадная сила фатума, а главная героиня идет на искупительную жертву во имя восстановления справедливости и приумножения добра.
— Послушай раз в жизни голос разума. Сельма, Сельма!