Танк контейнер что это
Танк контейнер: назначение, характеристики, сфера использования
Танк-контейнер – специализированный морской контейнер, рассчитанный на транспортировку жидких, газо- и порошкообразных грузов. Он удобен при интермодальных доставках, поскольку позволяет перегружать с одного вида транспорта на другой тару вместе с содержимым. Такой вариант исключает дорогостоящую, технически сложную операцию перетарки груза. В танк-контейнерах перевозят сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию пищевой, химической и других отраслей.
Особенности конструкции tank-контейнера
В конструкцию «танка» входят:
Виды танк-контейнеров в зависимости от их назначения
Типы tank-контейнеров, предназначенных для перевозки грузов с определенными характеристиками, различаются между собой маркой стали, используемой для изготовления емкости, толщиной стенок, значением максимального давления.
Маркировка танк-контейнеров в зависимости от их предназначения:
Преимущества транспортировки жидких и газообразных грузов в танк-контейнерах
С целью экономии некоторые перевозчики пытаются перевозить наливные товары в обычных морских контейнерах с применением дополнительной тары. Но, чаще всего, такие попытки приводят к порче груза и нанесению вреда окружающему пространству. Tank-контейнеры отличаются комплексом преимуществ по сравнению с переоборудованными стандартными сухогрузными модулями. Это:
Использование танк-контейнеров – новых или бывших в употреблении (при условии их соответствия международным стандартам ISO) – обеспечивает высокие безопасность и экономическую эффективность транспортировки грузов со специфическими свойствами.
Танк-контейнер для наливных грузов: виды, характеристики, устройство
Танк-контейнер – вид специализированных морских контейнеров для перевозки наливных грузов. «Танки» удобны при интермодальных перевозках, поскольку перегружаются с одного транспортного средства на другое без разгрузки и новой погрузки содержимого. Танк-контейнеры широко используются для транспортировки пищевой и непищевой продукции – воды, соков, молока, спиртсодержащей продукции, химических веществ (в том числе энергоресурсов) железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.
Особенности устройства танк-контейнеров для наливных грузов
Классический конструктивный вариант танк-контейнера – жесткая металлическая цистерна, зафиксированная в прочной стальной раме, которая надежно защищает емкость от механических повреждений во время складирования и транспортировки. В конструкцию входят – сливная и наливная арматура, лестницы, площадки для обслуживания, поручни. Цистерна имеет днище эллиптической формы.
Габариты рамы соответствуют стандарту ISO, что обеспечивает удобное размещение и закрепление танк-контейнера на разных видах транспорта. Наиболее распространены блоки, соответствующие по габаритам 20-футовым универсальным модулям. Все более популярны модели SWAP BODY, которые являются альтернативным вариантом ISO-контейнеров. Они отличаются более обтекаемой формой каркаса. Такие модели удобны для погрузки и разгрузки, поскольку оснащены рядом специализированных приспособлений. Имеется широкий ряд конструкций SWAP BODY, адаптированных для жидкостей и газов с самыми разными свойствами.
Технические характеристики танк-контейнеров для наливных грузов
В зависимости от характера перевозимого груза, цистерну производят из углеродистых «черных» или коррозионностойких сталей. Чаще всего для изготовления емкостей, в которых перевозятся химически активные среды, используются: кислотостойкая сталь AISI 304 и особо устойчивая с добавками молибдена AISI 316.
Внутренняя поверхность при необходимости обрабатывается составами, устойчивыми к воздействию перевозимых грузов. Снаружи цистерны из «черных» сталей покрываются составами, защищающими металл от коррозии.
Тара, предназначенная для перевозки жидкостей и сжиженных газов, которые требуют создания особых температурных условий, покрывается теплоизоляционным слоем и оснащается отопительным или холодильным агрегатом.
Виды танк-контейнеров, предназначенных для транспортировки жидкостей и сжиженных газов
Контейнеры Tank по эксплуатационному назначению, в соответствии с международной классификационной системой, разделяются на несколько видов.
Модели IMO 0, IMO 1 IMO 2 предназначены для перевозки жидких грузов, IMO 50 – для сжатых и сжиженных газов. T-коды – новый аналог классификационной системы IMO.
Использование танк-контейнеров обеспечивает экономически эффективную и безопасную транспортировку жидкостей и газов, в том числе химически активных и легковоспламеняющихся.
Танк-контейнер идет на смену вагону-цистерне
В России увеличивается производство контейнеров-цистерн, или танк-контейнеров. Этот относительно новый вид подвижного состава используется грузовладельцами для перевозки в основном химических грузов и сжиженного газа. Объем перевозок ежегодно прирастает примерно на 20%, поэтому многие отечественные машиностроительные заводы либо уже начали выпуск контейнеров-цистерн, либо готовятся к этому. Впрочем, пока по российским дорогам ездят преимущественно импортные танк-контейнеры. Главным центром их производства является Китай.
Идея контейнеризации
Танк-контейнер представляет собой металлическую цистерну, заключенную в стальной каркас, размер которого соответствует размерам обычного контейнера для перевозки сухих грузов (см. «Основные типы танк-контейнеров» и «Основные типоразмеры танк-контейнеров»). Главным преимуществом данного подвижного состава является возможность его использования в мультимодальных перевозках – при смене транспорта не требуется перетарка грузов. Допустим, на каком-то участке пути отсутствует железная дорога. В таком случае цистерну, облаченную в каркас, легко можно переместить с рельсов на автотранспорт и затем при необходимости продолжить ее транспортировку по реке.
Использование танк-контейнеров приобретает особую актуальность в регионах Крайнего Севера, которые не имеют железнодорожного сообщения, но где активно развиваются нефтегазодобывающие проекты.
К плюсам танк-контейнеров можно отнести также возможность их использования в качестве временного хранилища для грузов, так как некоторые виды танков позволяют сливать содержимое частями.
Напомним, что родоначальником контейнеризации грузов стал американец Малколм Маклин (Malcolm Purcell McLean), впервые запатентовавший морской контейнер и транспорт для его перевозки. Будучи водителем грузовика в семейной компании, Маклину в один из дней, проведенных в порту в ожидании разгрузки, пришла в голову идея погрузки на борт судна грузового трейлера вместе с прицепом. В этом случае груз не нужно было перетаривать и время погрузки сильно сокращалось. Спустя годы по его инициативе был произведен первый морской контейнер, а также контейнеровоз и автомобиль для перевозки контейнеров. В 1957 году на воду было спущено первое специализированное судно для перевозки контейнеров под названием Gateway City.
Мировую популярность контейнеры получили во время войны во Вьетнаме: судоходная компания Маклина Sea Land, заключившая контракт с ВМС США на перевозку военных грузов в контейнерах, в обратном направлении перевозила гражданские грузы. Порты Японии, Сингапура, Гонконга, Тайваня и Филиппин, в которых осуществлялась погрузка контейнеров, быстро оценили преимущество работы с ними.
В середине 1960-х годов прошлого столетия мировая индустрия производства контейнеров стала предлагать рынку разные модели ящиков различных форм и предназначений. В это же время начали выпускаться цилиндрические контейнеры для перевозки жидких грузов, закрепленные в стандартного размера раме (ИСО-рама). В зарубежной номенклатуре танк-контейнеры получили название Portable Tank (портативная цистерна) (см. «Классификация танк-контейнеров»).
Рис. 1. Классификация танк-контейнеров
Мировые лидеры производства
Основные центры производства танк-контейнеров сейчас находятся в Китае (почти 90% мирового рынка) и в странах Южной Африки (10%). Абсолютным лидером является китайская компания China International Marine Containers Group Ltd. (CIMC) – огромная корпорация, имеющая заводы в Китае, Голландии, Бельгии и Дании. Помимо цистерн и контейнеров-цистерн она выпускает автомобильные прицепы, морские контейнеры, морские платформы для бурения скважин, портовое и аэродромное оборудование.
Подразделение CIMC Enric, откуда выходят танк-контейнеры, производит также оборудование для атомной, энергетической, химической и пищевой промышленности. Высокий технологический уровень корпорации является залогом непрерывных инноваций и усовершенствований и, как следствие, высокого качества производимой продукции.
По данным Международной организации танк-контейнеров (ITCO), за последние пять лет мировой рынок танков вырос на 35%. Сейчас он составляет свыше 600 тыс. единиц, из которых больше половины выпустила китайская корпорация CIMC.
На смену цистернам
В России танк-контейнеры впервые появились только в начале 2000-х годов. Спрос на них инициировали небольшие компании, занимающиеся производством химических грузов и сжиженного газа. За последние годы российский рынок оценил преимущества использования съемных контейнеров-цистерн и сейчас в них перевозят свою продукцию такие гиганты, как «Газпром», «Лукойл», «Новатэк», «Сибур» и другие участники нефтегазохимического производства в стране.
Как отмечают эксперты, рост cпроса на танки в России обусловлен наращиванием объемов производства химии и сжиженных газов и одновременным списанием большого количества традиционных вагонов-цистерн для их перевозки, износ которых по стране превысил 70%. В 2018 году было списано 3,3 тыс. вагонов-цистерн для нефтехимии, в текущем году будет выведено из эксплуатации еще 4,1 тыс. единиц. До половины выбывающих цистерн заменяются танк-контейнерами.
По мнению первого заместителя генерального директора по общему управлению ПАО «НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК) Дмитрия Бовыкина, танк-контейнеры выгодно использовать для перевозки редких грузов небольшими объемами, так как разрабатывать под них специализированные цистерны не имеет смысла.
В прошлом году в России эксплуатировалось 18 тыс. танков, из которых 14 тыс. предназначались для перевозки нефтехимии, 4 тыс. – для СУГ. В танк-контейнерах было перевезено свыше 5 млн тонн грузов.
Большая часть техники была завезена из Китая. Кроме того, танки ввозились из Польши, США, Италии и Южной Кореи. При этом нужно отметить, что импортные танки стоят дешевле отечественных: бывшие в употреблении можно приобрести за 0,5-1 млн рублей, новые – от 1 млн до 1,2 млн рублей. Российские танк-контейнеры стоят свыше 1,5 млн рублей.
Участники рынка считают, что ограничениями для танков на сегодняшний день являются два фактора: во-первых, отсутствие инфраструктуры на химических заводах, которые создавались под перевозки в цистернах; во-вторых, необходимость ремонта, очистки и обслуживания танков. Рынок таких услуг еще не сформирован, и перевозчики не довольны качеством оказываемого сервиса.
Производство танк-контейнеров в России
На сегодняшний день газовые танк-контейнеры изготавливают «Алтайвагон», «Уралвагонзавод», «Азовмаш», «Рузхиммаш» и «Курганхиммаш».
«Энгельсский завод металлоконструкций» и заводы «РэйлТрансХолдинг» и «Курганхиммаш» изготавливают также танк-контейнеры для химгрузов. Последний в 2016 году выпустил партию из 16 танк-контейнеров для ПАО «Газпром нефть» специально для перевозки соляной кислоты. Техника позволила перевезти груз от двери до двери без промежуточного перелива при смене вида транспорта, что обеспечило повышенную безопасность транспортировки и сохранность перевозимого груза.
Опытную партию танк-контейнеров для химгрузов готовится выпустить «Объединенная вагонная компания», разработавшая две модели танк-контейнера, – универсальную и специализированную – под перевозку серной кислоты и олеума. Для этого компании необходимо провести аттестацию производств и получить сертификат Российского морского регистра судоходства на выпуск танк-контейнеров.
По словам Дмитрия Бовыкина из ОВК, российская конструкция контейнеров-цистерн будет превосходить по качественным характеристикам китайские аналоги. «Наш танк-контейнер будет максимально адаптирован к требованиям именно российского заказчика — к примеру, термоизоляция в российских условиях работает несколько иначе, и это необходимо учитывать», – сказал он в интервью РБК.
Две трети рынка аренды танк-контейнеров в мире сосредоточены в руках пяти компаний, среди которых в России наиболее широко представлены две – американская EXSIF Worldwide и французская Eurotainer. По мнению Д.Бовыкина, для того чтобы рынок обратил внимание на отечественные танки, их необходимо хорошо зарекомендовать, особенно это касается экологической безопасности и эксплуатационной надежности.
ОВК в ближайшие годы планирует не только продавать свои танки, но и эксплуатировать их в рабочем парке собственной компании Unicon 1520 – на конец 2018 года парк оператора включал 1098 танков в основном импортного производства.
В настоящее время «Уралвагонзавод» совместно с Российским морским регистром судоходства (РС) разработал танк-контейнер из полимерных композитных материалов (ПКМ) для перевозки химгрузов и нормативы к танк-контейнерам из композитов. Новая контейнер-цистерна способна вмещать такие агрессивные химические вещества, как соляная и фосфорная кислоты, при этом она имеет на 20% меньшую массу, чем металлическая цистерна. А самое главное – цена такого танка не превышает среднерыночную стоимость.
Правда, под танк-контейнер из ПКМ нужны изменения законодательства, регулируемые Международной морской организацией (IMO), для того, чтобы его можно было использовать при морских перевозках, чем сейчас и занимается Регистр.
Важно отметить, что в перспективе танк-контейнерами будет перевозиться не только СУГ, но и СПГ. Подобную технологию уже опробовали в Китае. Там импортный СПГ, поступающий в страну морем в танк-контейнерах, сразу перегружают на автомобили и железнодорожные платформы и отправляют в разные регионы страны. Преимущество контейнеров-цистерн в данном случае заключается в том, что для них, в отличие от перевозки в обычных танкерах, не нужны заводы по регазификации СПГ.
Рис. 1. Классификация танк-контейнеров
Основные типы танк-контейнеров
Танк-контейнеры подразделяются на несколько типов, означающих пригодность к перевозке того или иного груза:
IMO 0 – пригодны к перевозке неопасных пищевых грузов, не требующих выгрузки под давлением (молоко, минеральные воды, растительные масла, неконцентрированные соки). Емкость от 20 тыс. до 30 тыс. литров, толщина стен колбы цистерны – 2 мм. Могут оснащаться слоем теплоизоляции и пароподогревом.
IMO 1 – пригодны к перевозке всех видов наливных химических грузов. Емкость – от 14 тыс. до 30 тыс. литров, толщина стен цистерны – от 4 до 7 мм, наличие верхнего слива зависит от характера груза. Рабочее давление колбы цистерны – от 2,65 до 6 атмосфер. Могут оснащаться слоем теплоизоляции и пароподогревом, а также электроподогревом.
IMO 2 – пригодны к перевозке широкого спектра пищевых продуктов, также имеющих класс опасности, и химических продуктов, допустимых к перевозке с нижним сливом. Емкость – от 21 тыс. до 30 тыс. литров, толщина стен цистерны – от 3 до 4 мм. Рабочее давление колбы цистерны – от 1,75 до 3 атмосфер. Могут оснащаться слоем теплоизоляции и пароподогревом, а также электроподогревом.
IMO 5 – охватывает цистерны для транспортировки сжиженного или сжатого газа, который обычно имеет рабочее давление свыше 7 бар. Ввиду большого разнообразия характеристик газа, транспортируемого в танк-контейнерах, стандартной спецификации по рабочему давлению для таких танк-контейнеров не имеется. Вид танка будет зависеть от технических характеристик перевозимого продукта – это может быть бутан, пропан, сжиженный нефтяной газ и т.д. Цистерны категории IMO 5, используемые для газов, не должны использоваться для другого вида продукции.
Основные типоразмеры танк-контейнеров
Основные типоразмеры танк-контейнеров следующие:
• Своп-контейнеры (SWAP) с увеличенным объемом от 30 тыс. до 36 тыс. л. При этом они имеют стандартную 20-футовую раму.
• Газовые танк-контейнеры обычно имеют объем 24 тыс. л и рассчитаны на давление от 15 до 34,5 бар.
Размеры и механические ограничения конструкций танк-контейнеров, как и традиционных контейнеров общего назначения (сухих), определяются на основании нормативных документов ГОСТ и ISO и имеют следующие размеры:
— длина 20’ (20 футов = 6,06 м);
— ширина 8’ (8 футов = 2,44 м);
— высота 8’6’’ (8 футов 6 дюймов = 2,59 м).
Почти все танк-контейнеры сделаны на базе 20-футовой контейнерной рамы. Контейнеры-цистерны на базе 30-футовой рамы производятся редко. 40-футовые контейнеры-цистерны обычно применяются для перевозки сжиженных газов.
Типы танк-контейнеров
Танк-контейнер изготовлен в соответствии со стандартом ISO, что делает его допустимым к перевозке на различных видах транспорта. Как опасные, так и неопасные продукты могут перевозиться в танк-контейнерах.
Существуют различные типы танк-контейнеров, в зависимости от их назначения, определяется тип требуемой единицы. Внутренняя часть резервуара танк-контейнера как правило изготавливается из нержавеющей стали, которая снаружи зашивается слоем изоляции из минеральной ваты и далее защитным слоем из армированного стеклопластика или алюминия. Так же резервуары могут быть изготовлены из другого материла, например из низкоуглеродистой стали, что чаще применимо для контейнеров Т50 под газ. Так же танк-контейнер может иметь внутри резервуара дополнительное покрытие, так называемую гуммировку, оно может быть из резины или фторопластовым напылением, это применимо под агрессивные грузы, чаще кислоты.
Другие устройства, танк-контейнера, а именно арматура для налива и слива, состоящая из клапанов, а также подогрев, отличаются в зависимости от требований конечного пользователя.
Каждому опасному химическому веществу присвоен уникальный номер ООН (UN) те, которые подходят для перевозки в танк-контейнере, обозначены в ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов Том 1 и Том 2 ), дополнительным кодом «Т», и это указывает на тип танка, который должен использоваться для его транспортировки.
T-Код
Минимальное тестовое давление (бар)
Минимальная толщина стенки, мм
Требования к сбросу давления
Требования к нижнему сливному устройству
2 запорных устройства (внутр. + наруж.)
3 запорных устройства (внутр. + наруж.+ крышка)
2 запорных устройства (внутр. + наруж.)
3 запорных устройства (внутр. + наруж.+ крышка)
Танк-контейнеры
А почему именно танк-контейнеры?
Чем они лучше канистр, бочек и кубов?
Сейчас всё узнаете!
Компании «Итака-Транс» специализируется на перевозках наливных грузов различных типов и разных классов опасности по России и в международном сообщении. В большинстве случаев доставка жидкостей выполняется в собственных танк-контейнерах компании – наиболее удобной таре, разработанной именно для транспортировки наливных грузов. Танки являются наиболее безопасной, экологически чистой и экономически выгодной тарой для перевозки жидких грузов.
Танк-контейнер – это цистерна, изготовленная из нержавеющей стали или других стойких к агрессивной среде сплавов. Цистерна прочно закреплена в металлической раме и имеет габариты стандартных 20-ти или 40-ка футовых морских контейнеров. Именно это придает танк-контейнерам высокую интермодальность, возможность доставлять наливные грузы на любые расстояния по бесперегрузочной технологии. Танк-контейнеры при помощи стандартной погрузочной техники легко и быстро перегружаются с одного вида транспорта на другой: с морского на автомобильный, с автомобильного на железнодорожный, в любой другой последовательности.
Конструкция танк-контейнеров допускает складирование их в несколько ярусов, хранение на оборудованных и необорудованных площадках. Цистерны могут иметь одну или несколько секций, что позволяет совмещать транспортировку в одном каркасе различных наливных грузов. Танк-контейнеры могут быть оборудованы системой подогрева либо охлаждения для перевозки некоторых видов жидкостей, которым требуется соблюдение определенного температурного режима. При разгрузке жидкостей груз вытекает из цистерны самотеком либо под давлением с помощью насоса.