Таможня оэз что это
Особая экономическая зона. Специфика импорта 78
Что такое особая таможенная зона и их виды
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это специально обозначенная территория, в границах которой действуют льготный валютный, таможенный и налоговый режим. Свободная таможенная зона предоставляет своим резидентам определенные преференции в сфере ВЭД. Резидентами СЭЗ могут выступать только зарегистрированные участники внешнеэкономической деятельности.
Таможенные процедуры в свободной экономической зоне обозначаются специальным кодом – 78. В отличие от обычного импорта 40, в соответствующей документации будет указываться импорт 78 и экспорт 78 соответственно.
На данный момент в России функционируют более 30-ти особых экономических зон. Деятельность на их территории регламентируется Федеральным законом 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года.
Особые экономические зоны подразделяются на несколько видов в зависимости от функций и экономической отрасли. В России существует четыре типа.
Особенности, преимущества и цели свободной экономической зоны
Основной целью создания особых экономических зон является стимулирование экономического развитие региона и государства в целом. Параллельно с этим в ОЭЗ формируются следующие факторы:
В связи с этим, формируется определенный перечень преимуществ для бизнеса в особых экономических зонах:
Это не полный перечень существующих льгот. В зависимости от вида деятельности и вида экономической зоны они могут отличаться.
Таможенные льготы свободной экономической зоны
Существует общий перечень таможенных преференций, которые действуют в ОЭЗ. Для товаров, растаможенных в ОЭЗ по процедуре ИМ 78 действуют следующие правила.
Для иностранных товаров
Для российских товаров
Калининградская особая экономическая зона
Калининградская область, во многих отношениях, особая территория России. Данная территория является российским полуэксклавом, то есть территорией, отделенной от основной части государства и окруженная другими странами. В связи с этим, а также из-за прочих исторических и политических факторов, там установлена особая экономическая зона до 2045 года. Однако действие части преференций ОЭЗ истекло 1 апреля 2016.
Калининградская область относится к туристско-рекреационной категории ОЭЗ.
Для резидентов ОЭЗ Калининградской области установлен особый режим налогообложения и другие льготы:
Деятельность резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области регламентируется Федеральным законом № 16 от 10.01.2006 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области…».
На территории особой экономической зоны ведется совместное предпринимательство нашего и зарубежного бизнеса. Благодаря действующим льготным, валютным, таможенным и налоговым режимам потенциал роста у данных регионов, гораздо выше, чем если бы данные преференции отсутствовали. Такой подход помогает способствовать развитию бизнеса всех величин в России.
Статья 7. Таможенный режим Особой экономической зоны
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
Статья 7. Таможенный режим Особой экономической зоны
ГАРАНТ:
См. Положение о порядке перевозки товаров под таможенным контролем между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, утвержденное приказом ГТК РФ от 21 мая 2002 г. N 490, вступающее в силу по истечении тридцати дней после его официального опубликования
Об усилении таможенного контроля в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области, см. распоряжение ГТК РФ от 1 сентября 1999 г. N 01-14/1042
В Особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому:
1) товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
2) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость. К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
3) товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
4) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне и считающиеся произведенными в Особой экономической зоне) облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
5) с товаров, ввозимых из других стран в Особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров) таможенные пошлины и другие платежи (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.
Порядок определения происхождения товара из Особой экономической зоны устанавливается Администрацией совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
ГАРАНТ:
Об определении происхождения отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из Особой экономической зоны в Калининградской области см. распоряжение Минэкономразвития РФ и Администрации Особой экономической зоны от 26 января 2006 г. NN 857-ВС/Д12, 4-р
Администрация по согласованию с Правительством Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг).
ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ (ОЭЗ)
Таможенный брокер TL GROUP (ТРАНСЛОДЖИКС) оказывает в «Нойдорф» и других особых экономических зонах таможенно-логистические услуги для резидентов ОЭЗ.
ЧТО ТАКОЕ ОСОБАЯ (СВОБОДНАЯ) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
Таможенный брокер TL GROUP (ТРАНСЛОДЖИКС) оказывает в «Нойдорф» и других особых экономических зонах таможенно-логистические услуги для резидентов ОЭЗ.
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОЭЗ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГОСУДАРСТВА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ
ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ОЭЗ
«Растаможка» на территории ОЭЗ может осуществляться с применением процедуры свободной таможенной зоны.
Товары могут находиться под таможенной процедурой в пределах сроков функционирования свободной экономической зоны (СЭЗ).
Таможенное оформление в отношении товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ и вывозимых за ее пределы, осуществляется таможенными органами при соблюдении всех требований, предусмотренных законодательством Таможенного союза.
Территория СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля. Для проведения таможенного контроля территорию необходимо специальным образом обустроить.
Товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза с точки зрения применения
Срок оформления товаров и транспортных средств, ввозимых и вывозимых на территорию ОЭЗ при таможенном оформлении не должен превышать 24 часов с момента предоставления документов и сведений о товаре
Для упрощения проведений таможенных операций в ОЭЗ могут устанавливаться специальные технологии оформления таможенного производства, в том числе и предоставление в таможенные органы документов и сведений, не предусмотренных ТС РФ
Так как ОЭЗ – это свободная таможенная зона, то иностранные товары размещаются и используются только в ее пределах на условиях:
Таможня оэз что это
(введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
1. Таможенный контроль на территориях особых экономических зон проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
2. Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы особых экономических зон и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором с учетом положений настоящей статьи.
3. Территория особой экономической зоны должна быть обустроена и оборудована в целях проведения таможенного контроля. В целях обеспечения эффективности таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, устанавливает требования к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны, а также к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
4. По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, допускаются обустройство и оборудование земельного участка, предоставленного органом управления особыми экономическими зонами резиденту особой экономической зоны, а также общего периметра двух и более земельных участков, предоставленных разным резидентам особой экономической зоны при условии, что в обустраиваемых границах земельных участков отсутствуют участки, не принадлежащие этим резидентам особой экономической зоны.
5. Обеспечение контрольно-пропускного режима на территории особой экономической зоны, включая определение порядка доступа лиц на такую территорию, осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации.
6. Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, за исключением портовой особой экономической зоны, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе товаров. Ввоз товаров на территорию портовой особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и вывоз товаров с территорий особых экономических зон, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляются с разрешения таможенного органа.
7. Формы уведомлений и разрешений, указанных в части 6 настоящей статьи, и порядок их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
8. Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в целях обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и настоящего Федерального закона определяет порядок совершения таможенных операций, связанных с осуществлением идентификации товаров, ввозимых (ввезенных) на территорию особой экономической зоны.
Таможенный режим в особых экономических зонах (ОЭЗ)
Исследование таможенного режима на территории ОЭЗ следует начать с определения сущности таможенного режима в целом. Под ним в российском законодательстве понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами (подпункт 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Виды подобных таможенных режимов (процедур) установлены в статье 155 ТК РФ. К ним относятся:
1) основные таможенные режимы:
— выпуск для внутреннего потребления;
— экспорт;
— международный таможенный транзит;
2) экономические таможенные режимы:
— переработка на таможенной территории;
— переработка для внутреннего потребления;
— переработка вне таможенной территории;
— временный ввоз;
— таможенный склад;
— свободная таможенная зона (свободный склад);
3) завершающие таможенные режимы:
— реимпорт;
— реэкспорт;
— уничтожение;
— отказ в пользу государства;
4) специальные таможенные режимы:
— временный вывоз;
— беспошлинная торговля;
— перемещение припасов;
— иные специальные таможенные режимы.
Из вышеперечисленных процедур на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).
Отмена мер таможенно-тарифного регулирования характеризует не только режим свободной таможенной зоны, но и такие формы международной экономической интеграции, как:
1) зона свободной торговли, когда государства отменяют таможенные пошлины и ограничения в торговле между собой;
2) таможенный союз, в рамках которого устанавливаются единые таможенные тарифы и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
3) общий рынок, при котором отменяются не только тарифные, но и нетарифные барьеры при перемещении товаров, работ, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов;
4) экономический союз, когда государства проводят единую внешнеэкономическую политику;
5) единое экономическое пространство, предполагающее соответствующую политическую надстройку и тенденции конфедеративного устройства.
Как видно, различия между этими формами заключаются в степени (уровне) интеграции национальных экономик. К примеру, Л.И. Волова указывает на два признака, отличающих зону свободной торговли от таможенного союза: уровень внешней защиты, который в зоне свободной торговли не является единым, и применение в данной зоне таможенных ограничений и других регуляторов торговли только в отношении товаров, произведенных в пределах зоны.
Иногда такие подзаконные акты содержат правила, определяющие содержание обязанностей резидентов ОЭЗ уплачивать те или иные таможенные платежи. К примеру, иностранный предприниматель ввез на территорию Калининградской области автомобили «Ауди-100», «Фольксваген-Гольф» и «БМВ-316», задекларированные и выпущенные в таможенном режиме свободной таможенной зоны без уплаты таможенных платежей. Автомобили прошли таможенное оформление в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1998 г. N 281 «Об установлении на 1998 год количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области». Однако таможенный орган полагал, что автомобили были ввезены индивидуальным предпринимателем сверх установленных количественных ограничений и тем самым ответчик неправомерно воспользовался установленной льготой по налогу (льготой по уплате таможенной пошлины).
В информационном письме от 18 января 2001 г. N 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой прав иностранных инвесторов» (пункт 13) Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установил, что в этом деле таможенная пошлина не подлежит взысканию, и указал на неопределенность правовой нормы о предоставлении налоговой льготы. С одной стороны, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» было установлено, что товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров. С другой стороны, пункт 1 названного Постановления гласил, что применение количественных ограничений осуществляется в порядке фактического проведения операций по ввозу товаров в указанном таможенном режиме до полного их использования. При этом к товарам, ввозимым из других стран на территорию ОЭЗ в Калининградской области сверх предусмотренного количества, указанный таможенный режим не применялся. То есть Законом и Постановлением был установлен особый порядок предоставления данной налоговой льготы: в момент пересечения товаром границы и таможенного оформления товара. Кроме того, суд также сослался на пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ о том, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, и что противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В другом деле рассматривался вопрос о соответствии Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 183 «О критериях достаточной переработки мяса» и от 31 марта 2006 г. N 184 «Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области» ТК РФ. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 3 апреля 2008 г. N КАС08-92 указала, что оспариваемые акты изданы Правительством Российской Федерации в рамках своей компетенции, во исполнение прямого предписания федерального закона (в частности, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 32 ТК РФ и пунктом 3 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области») и устанавливают для всех российских производителей мяса домашней птицы, в том числе на территориях ОЭЗ, одинаковые условия (критерии) хозяйственной деятельности. Они не носят дискриминационного характера, поскольку не предоставляют никаких преимуществ одним производителям по сравнению с другими производителями мяса домашней птицы на территории Российской Федерации.
Режим свободной таможенной зоны широко применяется на территории СЭЗ за границей. К примеру, согласно статье 17 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 213-З «О свободных экономических зонах» при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров, а при вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отношении товаров, не происходящих с территории СЭЗ, взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Освобождение от взимания таможенных платежей, кроме сборов за осуществление таможенных процедур, в отношении товаров (услуг), ввозимых в свободную зону с остальной части таможенной территории Республики Молдова, из-за пределов таможенной территории Республики Молдова, с территорий других свободных зон, а также товаров (услуг), включая происходящих из свободной зоны, вывозимых за пределы таможенной территории Республики Молдова и на территории других свободных зон, предусмотрено в пункте 5 статьи 7 Закона Республики Молдова от 27 июля 2001 г. N 440-XV «О зонах свободного предпринимательства». Такие товары (услуги), находящиеся в свободной зоне до пересечения ее границ, находятся в режиме свободного обращения и передаются от резидента резиденту без оформления таможенных деклараций (пункт 11 статьи 7). На территории свободной зоны не применяется также режим квотирования и лицензирования импорта и экспорта товаров (услуг) (пункт 4 статьи 7).
В отличие от Российской Федерации, республик Беларусь и Молдова, территория СЭЗ в Республике Кыргызстан находится вне таможенной территории Кыргызской Республики, кроме внешнеэкономической деятельности, границы которой являются составной частью таможенной границы Республики Кыргызстан (статья 2 Закона Республики Кыргызстан от 16 декабря 1992 г. N 1076-XII «О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан»). В таких СЭЗ действует особый таможенный режим, который включает отмену таможенных пошлин на ввоз товаров в СЭЗ, или на товары, предназначенные для реэкспорта, а также беспрепятственное перемещение товаров через границу, отмену нетарифных ограничений на экспорт и импорт. Товары, поставляемые субъектами СЭЗ на территорию Республики Кыргызстан, независимо от степени переработки в СЭЗ, размеров сделки и покупателя, облагаются акцизным налогом, НДС в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан. Товары, не произведенные на территории СЭЗ и поставляемые на таможенную территорию Республики Кыргызстан субъектами СЭЗ, облагаются таможенными пошлинами, НДС и акцизным налогом в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан (статья 6 указанного Закона).
Категория «особый таможенный режим» встречается также в статье 12 Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 г. N 220-I «О свободных экономических зонах». Он может предусматривать отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт, а также упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу СЭЗ с их обязательным декларированием в установленном порядке. Подобное содержание особого таможенного режима закреплено и в статье 12 Закона Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. N 24 «О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан».
Таким образом, на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ. При этом регулирование отношений в области таможенного дела в ОЭЗ осуществляется, помимо ТК РФ, специальными федеральными законами об ОЭЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.