Тамбучина на судне что это
КОРПУС СУДНА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Корпус металлического морского судна является сложным инженерным сооружением, которое представляет собой водонепроницаемую оболочку из тонких листов, соединенных электросваркой. Внутренние объемы, образуемые этой оболочкой, разделяются продольными и поперечными вертикальными переборками, горизонтальными палубами и платформами, образующими отдельные помещения. Тонкие листы оболочки, а также листы палуб, настила второго дна, продольных и поперечных переборок подкрепляются набором, который образует каркас (скелет) корпуса судна. Этот каркас состоит из отдельных прокатных или составных сварных балок, идущих в разных направлениях и соединенных между собой листовыми элементами в виде книц или бракет. Схема расположения балок набора при поперечной и продольной системах набора представлена на рис.1.1.
С корпусом, ограниченным верхней непроницаемой палубой, соединяются надстройки, расположенные над верхней палубой, внутри которых, как и в корпусе судна, устанавливаются продольные и поперечные вертикальные переборки, выгораживающие отдельные служебные и жилые помещения. Надстройки могут быть одноярусными (одноэтажными) и многоярусными, а по ширине могут занимать пространство от борта до борта или только часть ширины судна (в последнем случае их называют рубками).
Листы наружной обшивки, подкрепленные балками набора, в зависимости от местонахождения в корпусе судна образуют бортовые, днищевые и палубные перекрытия. Каждое перекрытие ограничивается другим перекрытием. Корпус судна, симметричный относительно диаметральной плоскости (ДП), вместе с надстройками представляет собой сооружение, поперечные и вертикальные размеры которого намного меньше продольных.
Нижняя поверхность судна называется днищем. Большинство современных судов в средней части имеют горизонтальное днище, однако по мере приближения к носу и корме поперечные сечения постепенно приобретают более острые обводы и появляется килеватость, т. е. подъем днища от ДП к бортам. Боковые поверхности судна называются бортами. Они идут от скуловых закруглений у днища до верхней палубы, соединяющей верхние кромки бортов.
Листы водонепроницаемых, нефтенепроницаемых и проницаемых переборок вместе с набором образуют перекрытия. Первые два типа переборок предотвращают распространение воды или жидкого груза в соседние отсеки и обеспечивают непотопляемость судна при получении пробоин. Переборки идут обычно до верхней палубы. Первая поперечная переборка от форштевня в корму называется форпиковой (таранной). Она иногда образует в носу цистерну форпика, используемую для приема жидкого балласта. Первая поперечная переборка от ахтерштевня называется ахтерпиковой и может образовывать в корме ахтерпиковую балластную цистерну. При наличии балластных цистерн в форпике и ахтерпике устанавливаются отбойные вертикальные продольныепереборки, а иногда и поперечные вертикальные отбойные переборки, идущие от нижней палубы или от платформы на части высоты пространства в пиках. Такие переборки уменьшают переливание жидкости в пиках с борта на борт, улучшая тем самым остойчивость судна.
Водонепроницаемые или нефтенепроницаемые поперечные переборки, ограждающие машинное отделение, называются переборками машинного отделения.
Палубы, находящиеся на части длины или ширины судна, называются платформами (например, на длине только одного отсека).
На многопалубных судах пространство между соседними палубами называется твиндеком. Промежуточные (твиндечные) палубы служат для уменьшения давления груза на нижние его слои в трюме в результате передачи усилий от массы груза в твиндеке на борта и поперечные переборки. Особенно много палуб строят на пассажирских и круизных лайнерах для расположения на них многочисленных кают и служебных помещений. Палубы обычно нумеруют в порядке размещения по высоте вниз от верхней (первой) палубы: вторая, третья и так далее. Когда на судне три палубы, вторую палубу называют средней, а последнюю часто называют нижней. Такие же названия сохраняются и для платформ.
На всех сухогрузных судах длиной более 50 – 60 м (в последнее время и на судах для наливных грузов) выполняется второе дно. Его высота от днища зависит от размеров судна и обычно принимается не менее 0,8 м.
Отдельные листы настилов второго дна и палуб, а также бортовой и днищевой обшивки (поясья) в пределах одного пояса своей длинной стороной располагаются вдоль судна и соединяются с соседними листами в поясе сваркой. Эти соединения называются стыками. Поясья соединяются между собой сварными продольными швами, называемыми пазами. Некоторым поясам днищевой и бортовой обшивки, настила палуб и второго дна присвоены специальные названия. Например, крайний пояс палубного настила у борта называется палубным стрингером, верхний пояс бортовой обшивки – ширстреком, нижний лист бортовой обшивки, скругленный по радиусу и переходящий в днищевую обшивку, получил название скулового пояса. Пояс днищевой обшивки вдоль продольной вертикальной плоскости симметрии судна называется горизонтальным килем, а прилегающие к этому поясу с каждой стороны поясья называются шпунтовыми.
Листы обшивки разных бортов соединяются между собой в оконечностях судна на форштевне и ахтерштевне.
Шпангоуты, как правило, располагаются в одной вертикальной плоскости с флорами и бимсами и образуют замкнутые шпангоутные рамы (рис.1.2). В районе палубных вырезов каждый бимс разделяется на два полубимса, и шпангоутная рама перестает быть замкнутой. Полубимсы присоединяются к продольным конструкциям (комингсы-карлингсы), ограничивающим вырез. Отдельные балки шпангоутной рамы соединяются между собой кницами: у скулы – скуловыми, у палубы – бимсовыми. Расстояние между шпангоутными рамами называется шпацией или практической шпацией в отличие от теоретической шпации, равной 1/20 части длины судна. Размеры шпации по длине судна могут изменяться. Обычно шпация меньше в оконечностях и несколько больше в средней части.
Флоры являются днищевой частью шпангоутных рамок и имеют разную конструкцию. Под поперечными переборками или в непосредственной близости от них делаются непроницаемые флоры, ограничивающие танки междудонного пространства, предназначаемые для топлива и воды. В промежутке между непроницаемыми флорами устанавливаются сплошные флоры из целого листа с вырезами (лазами).
Рис.1.2. Шпангоутные рамы в середине длины судна (а), носовой (б) и кормовой (в) оконечностях. 1 – верхняя палуба; 2 – средняя палуба; 3 – нижняя палуба.
В некоторых перекрытиях сплошные флоры чередуются с бракетными флорами, изготовляемыми из отдельных кусков листового материала, которые иногда называются открытыми флорами.
Балки продольного набора в судовых перекрытиях пересекают балки поперечного набора. Днищевые и бортовые рамные продольные связи называются днищевыми и бортовыми стрингерами. Продольная рамная балка днища, идущая в ДП, называется вертикальным килем. Продольные рамные балки палубы называются карлингсами.
Кроме рамных продольных балок, к которым относятся стрингеры и карлингсы, параллельно им на относительно небольшом расстоянии (продольная шпация) одни от других устанавливаются продольные ребра. В зависимости от местоположения они называются палубными, бортовыми, днищевыми продольными ребрами или продольными ребрами настила второго дна и опираются на поперечный набор (флоры, бимсы, шпангоуты и поперечные переборки).
Часть днища или часть палубы судна, ограниченная соседними поперечными переборками и двумя бортами или бортом и продольной переборкой или, наконец, двумя продольными переборками, называются соответственно днищевым перекрытием или палубным перекрытием.
Часть поперечной переборки, ограниченная бортами, палубой и днищем или только палубами или двумя продольными переборками, палубой и днищем, называется перекрытием поперечной переборки. Часть продольной переборки, ограниченная двумя соседними поперечными переборками и с двух других сторон палубой и днищем или двумя соседними палубами, называется перекрытием продольной переборки.
Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 9729 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Морской словарь для сухопутных читательниц
И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.
Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.
Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.
Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?
Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.
Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.
АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.
АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.
БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.
БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.
БУКВАРЬ – книга, инструкция.
ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.
ВАХТИТЬ – нести вахту.
ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.
ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия
ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.
ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.
ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.
КАМБУЗ- кухня на судне.
КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.
КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.
ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.
ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.
МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.
МАШКА – судовая швабра.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.
НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.
НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.
НОС- передняя оконечность судна.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.
О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)
ПОДВАЛ – машинное отделение.
ПОСУДИНА – лодка, судно.
ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.
ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.
РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.
СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.
СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.
СТЕНКА – причал, пирс.
СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.
ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПОДЗОР- свес кормы судна.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.
СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.
СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.
ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.
ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.
ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.
ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.
ЧЕРДАК – навигационный мостик.
ЧИРИК – четвертый механик.
ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.
ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.
ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.
ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.
ЯМА – машинное отделение.
ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.
ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.
ОСНОВНЫЕ НАЗВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА СУДНА
Приведём основные термины, связанные с конструкцией корпуса судна, которые должен знать инженер-кораблестроитель.
Ø Ахтерштевень – открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через ахтерштевень проходят баллер руля и гребной вал.
Ø Бракетный флор – флор двойного дна с поперечной системой набора, состоящий из бракет, соединённых поперечными рёбрами жёсткости. Это разновидность так называемого открытого флора – более лёгкого по сравнению со сплошным флором. Бракетные флоры ставятся между сплошными. Они обеспечивают меньшую массу перекрытия, большую технологичность и ремонтопригодность.
Ø Бульб – каплевидное обтекаемое утолщение корпуса в носовой подводной оконечности судна, снижающее волновое сопротивления при движении на тихой воде.
Ø Горизонтальный киль – средний утолщённый пояс обшивки днища судна.
Ø Кринолин – выступающий участок палубы в корме судна; конструкция за линией наружной обшивки корпуса судна для предохранения от повреждения винтов, рулей, подводных крыльев и других выступающих частей.
Ø Настил корпуса судна – соединённые вместе листы, вместе с горизонтальными балками формирующие палубы, платформы и второе дно.
Ø Холостая балка – балка основного набора у судов внутреннего плавания.
Ø Ют – кормовая надстройка.
Рис. 1.1. Деление корпуса судна на отсеки
Рис. 1.2. Поперечный разрез по нижним палубам и борту
Рис. 1.3. Мидель-шпангоут небольшого судна
Рис. 1.4. Поперечный разрез двойного дна
Рис. 1.5. Разрез палубы Рис. 1.6. Скула судна
Рис. 1.7. Стыки и пазы листов обшивки корпуса судна
Рис. 1.8. Поперечный разрез днища малого судна
Элементы корпуса судна
Содержание
Материалы, применяемые в судостроении
Технический прогресс любой отрасли промышленности в значительной мере обусловливается успехами в создании и использовании высококачественных материалов, обладающих определенным комплексом физических, механических и специальных свойств, и прогрессивной технологией их производства. Прочностные и другие свойства полимерных материалов (пластмасс) далеко не полностью отвечают современным требованиям судостроения, поэтому возможность замены металлов полимерами в судостроении носит достаточно ограниченный характер. Таким образом, основное применение для корпусных конструкций в ближайшие годы, как и ранее, найдут металлические материалы, в первую очередь на основе железа (сталь).
Сталь среди других металлов остается единственным материалом, который при аналогичных затратах на производство обладает наиболее подходящим сочетанием физических и механических свойств. При относительно низких требованиях к массе конструкций используют углеродистые стали обыкновенного качества марок ВСт.Зсп4, ВСт.Зсп2, ВСт.Зкп2 и другие с пределом текучести 235 МПа. Легирование в небольших количествах марганцем, медью и кремнием позволило создать серию низколегированных сталей повышенной прочности: марганцевую 09Г2, хромокремненикелемедистую 10ХСНД, а также нержавеющие стали: хромоникелетитановую 12Х18Н10Т и хромоникелеалюминиевую 09Х17Н7Ю1. Наилучший комплекс физико-механических свойств низколегированных сталей достигнут при их микролегировании ниобием.
Полученная таким путем сталь марки 15ГБ с пределом текучести 353 МПа успешно применяется при постройке судов. Наивысшей прочностью среди низколегированных сталей обладает сталь марки 10ХСНД с пределом текучести 392 МПа. Для судов, работающих в условиях низких температур, разработана низколегированная сталь марки 10ГНБ, микролегированная ниобием и алюминием.
Правила предусматривают использование для изготовления элементов конструкций корпуса судна судостроительной стали нормальной прочности категорий А, В, Д и Е с пределом текучести 235 МПа, а также сталей повышенной прочности с пределами текучести: 315 МПа для категорий А32, Д32, Е32; 355 МПа для категорий А36, Д36, Е36; 390 МПа для категорий Д40, Е40.
Наружная обшивка судна
Наружная обшивка судна – это непроницаемая оболочка корпуса судна, которая вместе с поддерживающим ее набором образует днище, борта и оконечности судна.
Листы наружной обшивки располагают длинной стороной вдоль корпуса судна, а их короткие стороны соединяют стыками, образуя ряд. Соединение продольных рядов листов обшивки именуют пазом, а ряд листов в продольном направлении, имеющих общий паз, — поясом наружной обшивки (рис. 1.10).
Скула судна – участок перехода подводной части от бортов к днищу, а пояс наружной обшивки в районе скулы —скуловым поясом наружной обшивки.
Утолщенные листы наружной обшивки судна в районе действия ледовой нагрузки называют ледовым поясом наружной обшивки. Толщина поясьев наружной обшивки, кроме ледового пояса, к оконечностям уменьшается, а ледового пояса увеличивается. Вместе с тем в отдельных местах обшивка может иметь местные утолщения.
Жесткий элемент набора корпуса судна, предназначенный для восприятия продольных и поперечных нагрузок, называют балкой набора корпуса судна. Балки набора перекрытия располагают параллельно сторонам опорного контура. Балки, которых в перекрытии больше, — балки главного направления, а перпендикулярные им балки перекрестные.
Пластиной именуют часть обшивки перекрытия, расположенную между двумя балками главного направления и двумя перекрестными балками набора.
Шпангоутные рамы – рама, которая расположена по периметру в поперечном сечении корпуса судна и состоящую из последовательно соединенных друг с другом балок поперечного набора днища, шпангоутов и бимсов называют шпангоутной рамой, а шпангоутную раму миделевого сечения — мидель-шпангоутом.
Основные элементы шпангоутной рамы следующие:
Бимс — поперечная балка палубного перекрытия. Обыкновенный бимс выполняют из стального профиля, усиленный — из усиленного стального профиля, рамный (бимс увеличенных размеров) — из сварной тавровой балки. Бимс, идущий от борта и доходящий только до выреза грузового люка или карлингса называют полубимсом, а совпадающий с поперечной кромкой выреза грузового люка — концевым бимсом. Концевой бимс обычно выполняют в виде сварной тавровой балки, а полубимс — в виде стального профиля.
Шпангоут — поперечная балка бортового перекрытия. Как и бимс, он может быть обыкновенным, усиленным и рамным. Ветвь шпангоута, проходящую в трюме, называют трюмным шпангоутом, а в твиндеке — твиндечным. Шпангоут, устанавливаемый между основными шпангоутами, именуют промежуточным, а устанавливаемый в районе оконечностей судна под некоторым углом к ДП — поворотным.
Бимсовая кница — листовая деталь (чаще треугольной формы), соединяющая бимс со шпангоутом.
Флор — поперечная связь днищевого перекрытия судна в виде листов с подкрепляющим набором — сплошного флора, который может быть непроницаемым, разделяющим двойное дно на непроницаемое отсеки, и проницаемым, имеющим овальные или круглые вырезы—лазы, или в виде поперечных балок, идущих изнутри по наружной обшивке днища и снизу настила второго дна, соединенных у бортов бракетами, — бракетного флора. При отсутствии у судна двойного дна флор может быть выполнен в виде сварной тавровой балки.
Бракета — листовая деталь прямоугольной или близкой к прямоугольной формы, предназначенная для соединения набора корпуса судна и присоединения его к обшивке или настилу судна.
Скуловая кница — лист треугольной или близкой к треугольной формы, может быть с отогнутой кромкой или с приваренным пояском. При отсутствии второго дна скуловая кница соединяет шпангоут с флором или крайней днищевой продольной балкой либо крайние днищевые продольные балки с нижними бортовыми продольными балками судна. При наличии второго дна она соединяет шпангоут с крайним междудонным листом — горизонтальным или наклонным листом настила второго дна судна, примыкающим к его наружной обшивке.
Продольные связи набора корпуса судна
Продольные связи набора корпуса судна (см. рис. 1.10). К продольным связям набора корпуса относят стрингеры, карлингсы, кили, продольные балки набора.
Стрингер — усиленная продольная балка набора корпуса в районе бортового или днищевого перекрытия. Днищевой стрингер устанавливают перпендикулярно к ОП судна или нормально к наружной днищевой обшивке судна, бортовой — перпендикулярно или под некоторым углом к бортовой наружной обшивке судна. Днищевой стрингер уменьшенной высоты, расположенный между основными стрингерами по наружной днищевой обшивке или под настилом второго дна судна, называют полустрингером, а стрингер уменьшенной высоты и небольшой протяженности, служащий для распределения локальных нагрузок, приложенных к корпусу судна, — разносящим стрингером.
Киль судна — продольная балка или балки, или пояс наружной обшивки судна, находящиеся в ДП либо простирающиеся симметрично этой плоскости в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса судна.
Вертикальный киль — вертикальный днищевой стрингер в ДП, проходящий по всей длине или части длины судна.
Туннельный киль состоит из двух связанных вертикальных балок, расположенных рядом симметрично ДП судна. Горизонтальный средний пояс днищевой наружной обшивки, установленный симметрично ДП судна, называют горизонтальным килем, а киль в виде наружной продольной днищевой связи из бруса или нескольких полос, проходящий между форштевнем и ахтерштевнем по всей длине судна, — брусковым.
Балки набора корпуса судна, расположенные вдоль судна и подкрепляющие наружную обшивку днища, борта, настил палубы или платформы, настил второго дна, именуют продольной днищевой, продольной бортовой, продольной подпалубной балками судна и продольной балкой настила второго дна соответственно.
Ребро в виде профильного элемента, подкрепляющее лист обшивки, настила или балку набора корпуса судна составного профиля и обеспечивающее местную жесткость, называют ребром жесткости корпуса судна, а конструкцию, окаймляющую вырез в палубе, платформе, площадке, переборке, полупереборке, выгородке, настиле второго дна и бортах судна, — комингсом.
Переборки корпуса судна
Переборка — это вертикальная стенка из листов с набором, разделяющая внутреннюю часть корпуса на отсеки или ограничивающая надстройки и рубки. В зависимости от расположения и назначения переборка может быть поперечной и продольной, непроницаемой и проницаемой, главной, форпиковой и ахтерпиковой, полупереборкой, отбойной переборкой, выгородкой, огнестойкой переборкой.
Переборку, которая в эксплуатации или аварийных случаях, предусмотренных расчетом, является непроницаемой, именуют непроницаемой, а к которой не предъявляется требований непроницаемости — проницаемой переборкой корпуса судна.
Непроницаемые поперечные переборки корпуса судна, отделяющие форпик и ахтерпик от остальных помещений, — соответственно форпиковая (таранная) и ахтерпиковая переборки.
Переборку корпуса судна, проходящую не по всей длине или ширине, или высоте отсека, именуют полупереборкой.
Переборка с вырезами, устанавливаемая внутри цистерн для уменьшения динамической нагрузки от перемещения жидкости— отбойная переборка.
Вертикальную или наклонную стенку с набором или без него, разделяющую помещения внутри отсека судна, называют выгородкой.
Если переборка вместе с изоляцией выдерживает действие пламени и не допускает значительного повышения температуры по другую сторону переборки, то это огнестойкая переборка корпуса судна.
Вертикальную балку набора корпуса судна составного или катаного профиля, входящую в состав набора переборки, именуют стойкой переборки судна, а усиленную стойку переборки — рамной стойкой.
Стойку увеличенных размеров, установленную над вертикальным килем или днищевым стрингером, под которым располагают кильблоки при постановке судна в док, называют доковой стойкой переборки. Горизонтальную балку переборок выполняют из составного или катаного профиля.
Усиленную горизонтальную балку переборки, состоящую из листа с подкрепляющим набором, именуют горизонтальной рамой переборки.