Так знай же мой друг что
Мольер. «Ревность Барбулье»
Так знай же, мой друг,
Что дай ты мне кошелёк, наполненный пистолями,
И находись этот кошелёк в богатом ящичке,
То и тогда весь свет, где находилась бы
Эта процветающая монархия,
Эта богатая провинция,
Этот плодородный остров,
Этот знаменитый город,
Эта несравненная крепость,
Этот роскошный замок,
Это приятное помещение,
Эта великолепная комната,
Этот замечательный шкафчик,
Этот чудный сундучок,
Этот драгоценный футляр,
Этот богатый ящичек,
То и они меня интересовали бы так же
Мало, как твои ДЕНЬГИ и ТЫ САМ!
В процессе работы над этим текстом преподаватель может давать студентам различные задания: делать доборы воздуха после каждой строчки, после каждых двух, четырёх, шести строчек. В результате, постепенно увеличивая длину выдоха, студент сможет произнести данный текст с одним добором воздуха. Во время отработки текста важно обратить внимание студента на то, что скорость прочтения не должна нарушать дикционной и смысловой точности.
После освоения первоначальных дыхательных навыков и укрепления мышц опоры можно постепенно приступать к работе над постановкой голоса. Студентов нужно подготовить к тому, что привычный, удобный голос не всегда является поставленным. Бывает так, что, впервые услышав свой чистый («опёртый») звук, студент считает его неестественным и чужим.
Важно помнить, что голосовые связки расположены в гортани в виде двух складок. Они образуют звук в момент прохождения воздуха через голосовую щель.
Звук имеет различные характеристики (высота, сила, тембр), которые можно развивать при помощи специальных упражнений. Перед тем как начать выполнение упражнений на развитие отдельных характеристик звука, педагог должен убедиться в отсутствии у студентов органических недостатков в строении речевого аппарата, требующих медицинского вмешательства
В работе над постановкой речевого голоса вы можете встретиться с такими типичными ошибками, как несоответствие привычного и природного тона, «горловое» звучание, «открытый», «плоский» звук и др.
При нормальном звучании глотка должна быть расширена, нёбная занавеска приподнята, рот раскрыт в вертикальном положении. Эти условия могут обеспечить свободное прохождение звука из гортани к резонаторам.
Рассмотрим основные темы раздела «Постановка голоса» и ряд упражнений для его освоения.
Закрытый» звук
Упражнение на определение центра голоса:
Повторить упражнение несколько раз. Устойчивый тон звучания и будет индивидуальным голосовым центром.
В упражнениях с «закрытым» звуком важно следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы нёбо было приподнято (создание внутренней акустики) и звук собирался у губ (подготовка к выводу и посылу звука). Проверяйте свободу мышц студентов, так как излишнее напряжение может помешать точному звучанию.
Открытый» звук. «Вывод» звука
В упражнении на развитие резонаторов звук сдерживается губами и остаётся внутри человека, а при «выводе» голоса сначала необходимо определить направление звука, адрес — точка, в которую будет направлен звук, и лишь после этого выпустить его наружу. При выполнении упражнений на голосовой посыл важно понимать, что звук рождается внутри человека. Для того, чтобы добиться правильного звучания, необходимо вначале увидеть объект, на который будет направлен звук, за воображаемую нить притянуть его к себе, создать и ощутить внутри себя напряжение опорных мышц, и только после этого направить звук к увиденной цели. В таком случае, голос насытится силами всего человеческого существа и будет звучать в полной мере. Проделывая все упражнения на развитие голоса, необходимо помнить об этом воображаемом «звуковом эллипсе». Тело скорее отклоняется назад, нежели наклоняется вперёд. Все эти условия помогут голосу стать устойчивым и убедительным.
Можно предложить студентам постепенно пробовать открытое звучание, используя при этом уже знакомые таблицы гласных звуков. Сначала напевно, потом речево идти от своего голосового центра вниз и вверх по звукоряду, контролируя опору, дыхание, нащупывая и проверяя диапазон звучания.
Пробный текст
Винограда и рябины
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Звучание даётся в индивидуальном или групповом варианте. Каждому студенту может достаться слово, два слова или строка. Один подхватывает другого так, чтобы не нарушился ритм стиха, заложенная в него мысль и эмоциональность.
Дом, который построил Джек
Который построил Джек,
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек.
А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек.
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек.
Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек.
А вот корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек.
А это старуха седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек.
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек.
(Р. Бернс, перевод С. Маршака)
Ревность Барбулье
«. Так знай же, мой друг,
Что дай ты мне кошелек, заполненный
И находись этот кошелек в богатом ящичке,
Этот ящичек — в драгоценном футляре,
Этот футляр — в чудном сундучке,
Этот сундучок — в замечательном шкафчике,
Этот шкафчик — в великолепной комнате,
Эта комната — в приятном помещении,
Это помещение — в роскошном замке,
Этот замок — в несравненной крепости,
Эта крепость — в знаменитом городе,
Этот городок — на плодоносном острове,
Этот остров — в богатой провинции,
Эта провинция — в процветающей монархии,
Эта монархия — во всем свете, —
То и тогда весь свет, где находилась бы
Эта процветающая монархия,
Эта большая провинция,
Этот плодоносный остров,
Этот знаменитый город,
Эта несравненная крепость,
Этот роскошный замок,
Это приятное помещение,
Эта великолепная комната,
Этот замечательный шкафчик,
Этот чудный сундучок,
Этот драгоценный футляр,
Этот богатый ящичек,
В котором был бы заперт кошелек,
Интересовали бы меня так же мало,
Как твои деньгии ты сам».
Глава 4 Разминка между делом
У вас большая власть, если
Речь и осанка
Во время речи необходимо сохранять ощущение внешней и внутренней подтянутости.
Добивайтесь правильной осанки. Для этого сидеть или стоять нужно прямо, с расправленными плечами, не напрягая корпус, мышцы рук и шеи. Голову следует держать прямо, без особого напряжения, не опуская вперед и не запрокидывая назад. Такое положение тела должно стать естественным и привычным в момент работы над дыханием и голосом. Одним словом, нужна осанка раскрепощенного, свободного человека (кстати, она не имеет ничего общего с осанкой балетной).
Недостатки в осанке приобретаются в результате частого и длительного принятия неправильных поз и положений тела. Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания голоса.
Для улучшения осанки выполняйте следующие упражнения.
Упражнение 1
Сидя (стоя). Вообразить, что к вашей макушке прикреплена нить, и она мягко тянет вас вверх. Вчувствоваться в то, что происходит с вашим телом: спина прямая, голова поднята, грудь немного выступает вперед, низ живота подтянут.
Упражнение 2
Стоя, выпрямив спину, мысленно соединить мочки ушей и плечи воображаемым шнуром. Пройтись по комнате так, чтобы шнур сохранял свое натянутое положение.
Упражнение 3
Стоя вплотную спиной к стене. Руки опустить, стопы сомкнуть, смотреть прямо вперед. Найти точки соприкосновения корпуса со стеной. Мысленно посчитать до 20. Отойти от стены, сохранив осанку. Пройтись по комнате с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).
Упражнение 4
Стоя (сидя). Плечи отвести назад, руки сомкнуть за спиной, соединив пальцы рук в замке. Оставаться в этой позе 10—30 секунд. Выполнить упражнение 2—3 раза подряд.
Мышечное расслабление
Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи.
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением.
Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.
Расслабление, как физическое, так и психическое, является основной целью релаксационных упражнений.
Многие из вас уже настолько привыкли к физическому напряжению, что воспринимают его как естественное состояние. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, вы научитесь регулировать напряжение, то есть расслабляться тогда, когда вам это будет необходимо.
Прежде чем выполнять упражнения, внимательно прочтите методические рекомендации. Читая описание каждого упражнения, старайтесь представить, как вы будете его выполнять. По мере его освоения особое внимание уделяйте накоплению практического опыта. Не спешите! Релаксационный метод предполагает постепенность освоения упражнений, основными условиями выполнения которых являются терпение и упорство.
Опытом доказано, что расслабления можно достичь лишь с помощью регулярного и систематического выполнения приведенного комплекса упражнений в течение длительного времени.
Помните, что благоприятное действие релаксации во всей полноте будет достигнуто не сразу. Со временем вы станете выполнять релаксационные упражнения в более быстром темпе, чем вначале. Позднее вы сможете расслабляться, когда понадобится. Это дается нелегко, но и этому вы обязательно научитесь. На каком-то этапе вам уже не нужно будет выполнять упражнения по элементам, как в самом начале занятий. И наконец, вы сможете (в случае необходимости) по команде сбрасывать с себя внутреннее напряжение.
Итак, теперь вы уже знаете — и это чрезвычайно важно — о своих возможностях преодоления внутреннего напряжения. И в состоянии сделать это сами — без какого бы то ни было вмешательства извне.
Комплексом релаксационных упражнений нужно овладеть настолько хорошо, чтобы довести выполнение каждого из них до автоматизма. Это основа «минутной» релаксации, которой вы должны уметь пользоваться в течение дня неоднократно. Например, перед серьезной дискуссией, перед ответственным экзаменом, в конфликтной ситуации дома или на работе. Иными словами, когда нужно расслабиться, сбросить напряжение.
Когда вы по-настоящему овладеете релаксацией, она станет неотъемлемой частью вашего образа жизни, и это, в свою очередь, будет способствовать улучшению речи.
Рекомендации
♦ Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем фазу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т. д.). При этом важно создать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.
♦ Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.
♦ Следует помнить, что нерациональное расслабление — такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.
♦ В ходе ежедневных упражнений длительностью 5—7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.
Обратите внимание!
Для получения оптимального результата необходимо:
♦ снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции;
♦ ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию;
♦ запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы;
♦ снижать мышечное напряжение с использованием самовнушения;
♦ выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;
♦ свободно дышать во время проведения упражнений.
Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова.
жизнь-156
О! Нету воли жить, и умереть нет сил!\ Да, все уж допито. Брось хохотать, Вафилл. \ Все допил, все доел. Но продолжать не стоит. В МАНЕРЕ НЕКОТОРЫХ\\ Томление. Поль Верлен. Перевод Г. Шенгели
О, гаревые колоски,\О, пережженная полова,Дожить до гробовой доски\И не сказать за жизнь ни слова? Григорий Корин Какой-то должен разговор
О, жизнь моя без хлеба,\Зато и без тревог!\Иду. Смеётся небо,\Ликует в небе Бог. Федор Сологуб “Родине\Пятая книга стихов” 1906 О, жизнь моя без хлеба,
О, жизнь моя, не уходи,\Как ветер в поле! \Ещё достаточно в груди\Любви и боли. \Ещё дубрава у бугра\Листвой колышет,\И дальний голос топора\Почти не слышен. Анатолий Жигулин 1980 О, ЖИЗНЬ МОЯ, НЕ УХОДИ.
О, жизнь моя,\ мой сладкий плен — \ молитва, нищенство, отвага, \ вся в черных буковках бумага. \ И ожиданье перемен. Николай Панченко
О, как мы жили! Горько и жестоко!\Ты глубже вникни в страсти наших дпен. \Тебе, мой друг, наверно, издалека\Все будет по-особому видпей. Михаил Дудин
О, легкая слепая жизнь!\ Ленивая немая воля!\ И выпеваешь эту даль, как долю,\ и, как у люльки, доля над тобою\ поет. Прощайте! Набирает высь\ и неизбежность нежное круженье,\ где опыт птичий, страх и вдохновенье\ в одном полете голоса слились. Марина АКИМОВА «ДЕНЬ и НОЧЬ» N 3-4 2005г.
О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений, \Холодный полумрак, без звуков и огня. \Ни воплей горестных, ни гордых песнопений, \ Ни тьмы ночной, ни света дня. Константин Бальмонт Из сборника “ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ” 1894 БОЛОТО