Тафсир это в исламе что

Тафсир это в исламе что

Тафсир это в исламе что. Смотреть фото Тафсир это в исламе что. Смотреть картинку Тафсир это в исламе что. Картинка про Тафсир это в исламе что. Фото Тафсир это в исламе что

Тафсир (в переводе с арабского – возвещение, открытие тайного смысла) – это наука, занимающаяся толкование текстов Священного Корана. Необходимость в таких толкованиях возникла по причине неправильного понимания многими верующими смысла аятов Корана, вследствие чего у них возникали трудности и противоречия с выполнением заветов Аллаха. Ученых, занимающихся этой наукой, называют муфассирами, или толкователями Корана. Стать муфассирами могут только избранные – потребуется не только безупречное знание арабского языка, но и глубокое изучение жизни Пророка Мухаммада и истории создания Великой книги.

История

Начало тафсиру положил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), который, обладая полным знанием и ссылаясь на волю Аллаха, разъяснял своим сподвижникам смысл аятов. Сподвижники Пророка по цепям передатчиков (накль) передавали бесценные знания в устном виде муфассирам, которые систематизировали их, а также изучали неповторимые грамматические и литературные особенности аятов, чтобы впоследствии использовать их в процессе их толкования.

Устранение противоречий канонических текстов – еще одна задача муфассиров. Для этого Пророк, ссылаясь на волю Аллаха, велел толкователям Корана в своей работе использовать категорию Насх (Отмена), исходя из чего они идентифицировали некоторые места в тексте как Мансух (Отмененные), а оставшиеся истинными Суры отнесли к Насих (Отменяющим). Тексты расплывчатого содержания правила тафира предписывают толковать аллегорическими методами.

Методы тафсира

Наиболее надежным методом толкования Корана является Муджмал и Мубаян, или раскрытие смысла одного аята, посредствам дополнения его разъяснениями из других аятов. Если же смысл остается неясным, то используются другие методы:

Тафсир – сложная наука, поэтому труд толкователя Корана требует незаурядных способностей и высокой точности. Если выводы, сделанные муфассиром при толковании того или иного аята отличались от накля или не содержали отсылок к Хадисам из Сунн Пророка, они расценивались как субъективное мнение и не могли считаться истинными. Первыми известными муфассирами считаются Убай ибн Каб, Абу Муса аль-Ашгари, Зейд ибн Сабит, Абдуллах ибн Аббас.

Статья показалась интересной? Будем благодарны за репост!

Источник

Тафсир. Виды Тафсира. Кто может делать толкование Корана?

Тафсир это в исламе что. Смотреть фото Тафсир это в исламе что. Смотреть картинку Тафсир это в исламе что. Картинка про Тафсир это в исламе что. Фото Тафсир это в исламе что

Что такое «тафсир»?

Тафсир — это раздел исламского богословия. Тафсир — толкование аятов Священного Корана. Также тафсир в научной литературе называют «экзегеза», что с древнегреческого означает «истолкование», однако данный термин скорее применим к христианским текстам.

Слово «тафсир» происходит от арабского глагола «фасара», который переводится как «объяснять», «указывать», «открывать».

Учёного, занимающегося тафсиром, называют муфассиром.

Зачем нужен тафсир?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) получал аяты Священного Корана в течение 23 лет. На протяжении этого времени некоторые аяты отменялись, некоторые дополнялись, некоторые заменялись на другие (в традиции это называется насх и мансух). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), пока был жив объяснял Священное Писание и изменения в нём своим сподвижникам и неофитам. Пророк разъяснял лексику Корана, аяты, в которых сквозит многозначность. Из хадисов мы узнаём причину ниспослания аятов. Сахабы всё это слушали и запоминали, чтобы передать следующему поколению мусульман.

Также есть известный пример необходимого толкования, когда один сподвижник, которого звали Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах), услышав аят «Ешьте и пейте, пока не отличите белую нить рассвета от чёрной» (Сура аль-Бакара; 187 аят), подумал, что заканчивать сухур следует в тот момент, когда обычную белую вервь можно будет отличить от чёрной. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), узнав об этом, объяснил Ади, что в аяте не идёт речь о настоящих нитках, а говорится о появлении первых лучей солнца на рассвете.

Пророк Мухаммад очень часто толковал аяты, это видно из многочисленных хадисов, в которых он объясняет те или иные события из жизни предшествующих ему пророков, рассказывал о Дне Суда, о реках в Раю и о многих других подробностях, которые не указаны в Коране.

Всевышний Господь сказал в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите». (Коран, 8:20).

В аяте не сказано, что надо следовать только Корану, Аллах прямо говорит, что Корану надо следовать, но нельзя забывать и о словах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).

Только из хадисов мы знаем, как читать намаз, как совершать зикр, как давать закят, сколько поститься, как делать хадж.

В Священном Коране сказано:

«Скажи: Если любите Аллаха, подчиняйтесь мне!» (Аль Имран 31)

Поэтому, если можно так сказать, Пророк Мухаммад был первым муфассиром. Он первый начал разбирать Коран и толковать его. Разъяснял отменённые и отменяющие аяты, причины ниспослания некоторых аятов, говорил о семантике слов, которые были кому-то непонятны.

Муфассиры последующих времён лишь собрали всё то, о чём говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) и систематизировали. Муфассир толкует Коран лишь через другие аяты Корана, через сунну Пророка Мухаммада, имеется в виду его слова и слова его благородных асхабов.

Самыми известными толкователями Корана из асхабов были Али ибн Абу Талиб, Ибн Аббас, Ибн Масуд, Убаййи ибн Каб. Умар ибн аль-Хаттаб тоже занимался толкованием Корана. Он приглашал из разных уголков Аравии знатоков арабского языка, которые разъясняли ему поэтический язык Корана.

Основателем Тафсира многие исламские учёные считают двоюродного брата Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) Абдуллаха ибн Аббаса, который толкуя аяты, прибегал к сравнительному методу, используя арабскую поэзию.

История тафсира.

Тафсир как дисциплина начал своё развитие в связи с началом систематизации сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). К концу VIII века появляются сборники хадисов, в которых толкуются аяты Священного Корана через хадисы, что в дальнейшем породит принцип ас-сунна туфассиру-ль-Кур’ан (сунна толкует Коран). Известными хадисоведами, которые уделяли внимание толкованию Корану через хадисы были Суфьян ибн Уяйна, Шуба ибн Хаджадж, Ваки ибн Джаррах.

В X веке Тафсир становится самостоятельной дисциплиной, не привязанной к хадисоведению.

Школы тафсира.

Ученые выделяю три самые крупные школы толкования Корана.

Методы и источники.

Когда муфассир толкует Коран, он сначала пытается объяснять один аят Корана другим аятом Священного Корана. Если же так не получается, то он начинает использовать методы тафсира.

Источники, которые используют толкователи Корана:

Разделы науки ТАФСИР.

1. Гариб аль-Куран. Данный раздел изучает Коран как текст. То есть предметом исследования является язык Корана. Лексика, фонетика, синтаксис и другие подразделы лингвистики. Изучаются слова, значение которых ранее было непонятно, ведь в Коране использовались заимствования из других языков и арабских диалектов. Также раздел Гариб занимается анализом речевых оборотов Корана и полисемии коранических аятов.
2. Асбаб ан-Нузуль, в котором изучаются причины и события, предшествующие ниспосланию пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) аятов Корана.
3. Ахкам аль-Куран, в котором изучаются правовые предписания и догмы вероучения, содержащиеся в коранических аятах.
4. Муташабих аль-Куран, в котором изучаются аяты Корана, которые имеют скрытый смысл. Это относится к некоторым аятам, смыслы которых представляются толкователям неясными.
5. Фадаиль аль-Куран, в котором изучаются достоинства Корана.
6. Иджаз аль-Куран, в котором изучаются чудесность и неподражаемость Корана по форме и содержанию.
7. Мушкиль аль-Куран, в котором объясняются смыслы некоторых аятов, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми, и доказываются, что в Коране нет противоречий.
8. Насх и мансух, в котором изучается отмена правового действия одного аята другим.

Кто может делать тафсир?

В хадисе сказано: «Тот кто делает толкование Корана по своему умозаключению становится кафиром». (Дейлеми, Мактубат-и Имам Раббани 1/234).

Поэтому человек, взявший на себя огромную ответственность толковать аяты Священного Корана, должен быть очень знающим человеком.

Есть несколько важных качеств, которыми должен обладать каждый муфассир:

Источник

Тафсир Корана

Тафсир это в исламе что. Смотреть фото Тафсир это в исламе что. Смотреть картинку Тафсир это в исламе что. Картинка про Тафсир это в исламе что. Фото Тафсир это в исламе что

В переводе с арабского языка термин «тафсир» происходит от корня «фасара» и означает «разъяснение», «указание цели» или «объяснение», также рассматривается в значении «приподнять завесу». В исламском богословии тафсир Корана – это дисциплина, которая предполагает разъяснение Сунны и Священной Книги Коран, а специалисты богословы, занимающиеся этой наукой называются муфассиры.

История тафсира

Роль сочинений, в которых были предприняты попытки понимания и толкования Священного Писания, в развитии исламской религии и мусульманской религиозной доктрины очень велика, поскольку в таких сочинениях отражены основные моменты развития мусульманского общества в его политическом и идеологическом аспектах.

По исламу, только Пророк Мухаммад ﷺ обладает полным знанием Священного Корана, и он ﷺ разъяснял смысл Писания своим сподвижникам в период своей пророческой миссии. Пророку Мухаммаду ﷺ пришлось заняться истолкованием откровений, и для того, чтобы смысл Корана стал наиболее понятен, сподвижники запоминали не только сами истолкования, но и те обстоятельства, в которых возникала полемика относительно их смыслов и давались разъяснения Посланником Аллаха ﷺ.

Когда же Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, сподвижники продолжили его дело. Среди толкователей Корана наиболее авторитетными стали:

Среди последователей Посланника Аллаха ﷺ были такие, кто толковал Священный Коран, только основываясь на словах Пророка ﷺ. К числу таких толкователей относились сподвижники Ибн Умар и Абу Бакр, а также их последователи Касим ибн Мухаммад и Салим ибн Абдуллах, Саид ибн аль-Мусайяб и Убада ас-Салмани. Но были и такие, кто использовал в толковании альтернативные методы. Толкователь Умар ибн аль-Хаттаб консультировался в вопросах толкования со знатоками арабского языка, которых приглашал из разных арабских племен, уточняя у них значения и смыслы определенных слов или выражений, которые использовались в Коране. Толкователь Ибн Аббас использовал как доказательства своего мнения относительно смыслов Корана примеры, взятые в традиционной арабской поэзии.

На первом этапе своего развития тафсир был представлен устно. Во время хутбы, пятничной проповеди, имамы комментировали суры и аяты Книги Аллаха, а куссас, проповедники и сказители-странники, передавали смыслы аятов и сур, обогащая их толкования материалом параллельным, который часто восходил к исраилияту, культурной среде иудеев и христиан.

Некоторые данные указывают на то, что первым автором тафсира стал Саид ибн Джубайр, сделавший тафсир по указанию халифа Омейядов Абд аль-Малика ибн Марвана в конце седьмого – начале восьмого века. Но есть также сведения, что автором первого тафсира стал Муджахид ибн Джабр. Самые ранние тафсиры, которые дошли до современности, датируются девятым веком.

Мощное развитие тафсир получил по мере сложения Сунны Посланника Аллаха ﷺ. Сборники хадисов начали появляться к концу восьмого века, и они были связаны с толкованием текстов Корана, и были созданы в соответствие с принципом того, что Сунна разъясняет Священное Писание. Позже в сборниках хадисов, к числу которых относился сборник «Сахих» аль-Бухари, стали появляться специальные разделы. Среди ученых, проделавших наибольшую работу по собиранию хадисов, в которых содержится толкование Священной Книги Аллаха, были Шу ‘ ба ибн аль-Хаджжадж, Ваки ибн аль-Джаррах и Суфьян ибн Уяйна.

В хадисах, где велось жизнеописание Посланника Аллаха ﷺ, в событийный контекст помещались аяты Корана. Факихи или мусульманские правоведы занимались тщательным изучением и толкованием аятов, которые имели отношение к правовым нормам. Но самостоятельной наукой толкование Корана стало с десятого века, и тафсир перестали рассматривать как часть науки хадисоведения.

Тафсир это в исламе что. Смотреть фото Тафсир это в исламе что. Смотреть картинку Тафсир это в исламе что. Картинка про Тафсир это в исламе что. Фото Тафсир это в исламе чтотафсир ибн Касира

Предпринимались попытки комментирования историй из Корана преданиями из Библии по аналогии, а также других Писаний древности, и эти попытки предпринимались мусульманами, которые в ислам перешли из христианства и иудаизма. В число таких толкователей входил Ка‘б аль-Ахбар. Ортодоксальный ислам относился к исраилияту неоднозначно: его считали приемлемым, если он повторял смыслы Корана и не противоречил ему.

Тавиль или аллегорическое толкование Корана, как и перестановки логических ударений и огласовок были использованы шиитскими комментаторами из Куфы при интерпретации отрывков из Корана в пользу Али ибн Абу Талиба, а также его потомков.

После того, как был объявлен запрет перевода Священной Книги Коран на другие языки, для мусульман, не знающих арабский язык, ключевую роль сыграли комментарии, которые сопровождали текст Корана.

Школы тафсира

По мере того, как тафсир получал свое развитие, начали формироваться три основные школы тафсира:

Были и другие толкователи тафсира, которые вели свою деятельность в других районах Халифата, и среди них известными были Даххак аль-Хорасани, Ата аль-Хузали, а также Ата аль-Хорасани.

Тафсир и тавиль

Между шиитами и суннитами велась борьба идеологического характера, в результате которой община разделилась на тех, кто является сторонником толкования Священной Книги Коран буквально, что называлось «захир», и теми, кто являлся сторонником толкования тайного или скрытого смысла Корана, что носило название «батин». Вокруг таких понятий, как «тавиль» и «тафсир» разгорались споры между исламскими богословами. По мнению Мукатиля ибн Сулеймана, который в своих суждениях ссылался на Ибн Аббаса, тафсиром следовало называть то, что улемам или ученым известно, а тавилем следовало называть то, что известно только Всевышнему Аллаху. По мнению же Аль-Матуриди, тафсир принадлежал сподвижникам Посланника Аллаха ﷺ, а тавиль принадлежал правоведам или факихам.

Существовало также мнение ас-Суюти, высказанное им позднее, по которому тафсиром следовало называть передачу мудрости авторитетных мусульманских личностей, а тавилем следовало называть сам продукт изучения текста Корана.

После мнения халифа Умара о том, что комментирование Корана может спровоцировать подмену произвольными толкованиями оригинального священного текста Корана, начало формироваться представление о том, что тафсиры нежелательны и даже запретны.

Компромиссное решение предложил Ат-Табари, который предложил разделить тексты Корана на три категории:

Когда же к власти пришли Аббасиды, проалидская тенденция в толковании текстов Священной Книги Коран была подавлена, но эта тенденция вновь была возрождена во врем правления халифа аль-Мамуна, сторонника проалидской политики.

Особенности тафсиров в различных течениях

Смысловые толкования сур и аятов Корана отражали религиозно-политическую обстановку внутри исламского мира. Ряд сочинений шиитов, которые были посвящены толкованию аятов эсхатологического содержания, связывают с фактом «сокрытия» последнего имама шиитов Мухаммада ибн аль-Хасана. Также толкования Корана отразили и деятельность исмаилитов, ту борьбу, которую вел Ибн Таймия и его сторонники за то, чтобы вернуться к первоначальному исламу, который требовал, чтобы из тафсиров были исключены материалы, которые восходят к исраилияту, то есть к среде иудеев и христиан.

Тафсир это в исламе что. Смотреть фото Тафсир это в исламе что. Смотреть картинку Тафсир это в исламе что. Картинка про Тафсир это в исламе что. Фото Тафсир это в исламе чтотафсир аль-Куртуби

Поскольку было сформировано множество религиозно-политических течений, некоторые тафсиры часто совмещали в себе сразу несколько точек зрения: тафсир Фахр ад-дина ар-Рази совмещал в себе как антимутазилитскую, так и антизахиритскую точку зрения. Также к числу авторитетных тафсиров Священной Книги Коран можно отнести работы ас-Салиби, аль-Байдави, Дж. аль-Махалли и ас-Суюти. Шиитские авторы представили группу сочинений Китаб ма нузила фи Али мин аль-Куран, которые содержат в себе попытки показать, какова роль Али ибн Абу Талиба в вопросе ниспослания Корана.

Жанры тафсиров

Тафсиры подразделяются на несколько разделов:

Методы и источники толкования Корана

В своей работе толкователи Корана использовали пять источников:

Современные тафсиры

На стыке девятнадцатого и двадцатого веков мусульманское общество вступило в активное взаимодействие с научной и философской мыслью Европы, и толкователи Корана пытались внести современные научные принципы и представления в мусульманскую среду так, чтобы они не противоречили традиционным религиозным ценностям и представления мусульман. Также их целью было растолковать, как научные достижения современности были предсказаны Священной Книгой Аллаха, что способствовало бы укреплению авторитета Писания.

Опираясь на классические традиции тафсира, толкователи и комментаторы Корана, такие, как Амин ал-Хули и Тантави Джаухари, в своих трудах указывали на прообразы научных комментариев в сочинениях ученых богословов и толкователей Корана типа аль-Газали, упоминали научно-популярные описания солнечной системы и строения клетки с точки зрения Корана. Современные тафсиры подразделяются на те, что стремятся к вестернизации, и те, что ратуют за возвращение к традиционным исламским ценностям.

Распространена тенденция использование тафсиров в качестве идеологического орудия борьбы – так его используют шиитские лидеры Ирана или движение ахмадия. Современные тафсиры переводятся на западные языки для популяризации современного толкования Корана, но и древние тафсиры сохраняют в современном исламе свое важное значение.

Современные авторитетные тафсиры

Несмотря на некоторые ошибочные толкования, авторитетным тафсиром среди суннитов считается аль-Манар Мухаммада ‘Абдо, написанный на основе тафсира аль-Манар был тафсир аль-Джалалайн.

Тафсир Корана ас Саади, который также называется Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан, является работой, написанной Абдуррахманом ибн Насиром ас-Саади в 1923-1925 годах с целью разъяснения смысла откровений, по словам самого автора, он не включал в себя подробный анализ предложений и слов, поскольку автор посчитал, что «толкователи Корана справились с этим настолько прекрасно, что их последователям больше нечего добавить».

Тафсир Абдуррахмана ас-Саади – это один из немногих полных переводов токования Корана на русском языке. Автор перевода данного тафсира Корана – Эльмир Кулиев. Также толкование Корана Абд ар Рахмана ас Сади был издано в египетском издательстве «ас-Салафийя» (1956), в Эр-Рияде (издательство «ас-Саидийя»), в Бейруте (издательство «ар-Рисала») в 1995 году. Краткое изложение тафсира Корана Саади было составлено самим автором – эта работа носит название «Тайсир аль-Латиф аль-Маннан фи халасат тафсир аль-Куран» и издавалась в египетском издательстве «аль-Имам» (1948) и в Саудовской Аравии в Унайзе в Национальной типографии (1988).

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Тафсир это в исламе что. Смотреть фото Тафсир это в исламе что. Смотреть картинку Тафсир это в исламе что. Картинка про Тафсир это в исламе что. Фото Тафсир это в исламе чтоislamunveiled

Правда об исламе

Ислам или христианство? Почему не ислам?

Тафсир (араб. التفسير‎‎ букв. «разъяснение») исламская наука толкования и комментирования аятов Корана. Самыми авторитетными тафсирами являются так называемые тафсиры правдивых муфасиров: Табари, Джалалайна, ибн Аббаса, Куртуби, ибн Касира и Уахиди.

«Тафсир» является масдаром глагола второй степени «фассара» (араб. فسَّر‎‎ букв. разъяснять что-либо непонятное; открывать скрытное, выявлять), который в свою очередь происходит от глагола первой степени «фасара» (араб. فسَر‎‎) имеющий сходное значение — «объяснять», но без усиленного оттенка как в глаголе второй степени.

Классификация Тафсира
Известны следующие виды тафсира:
Аналитический (араб. تحليلي‎‎). Традиционный вид тафсира, когда дается подробное толкование аятам, разбирая последовательно каждый лексически, интерпретировано; указывая причины, время и место появления данных аятов.
Сокращенный (араб. إجمالي‎‎). Менее подробный, сокращенный вариант аналитического толкования, при котором соблюдается универсальность, лаконичность в комментариях и опускаются подробности.
Сравнительный (араб. مقارن‎‎). Вид тафсира в котором сравниваются различные интерпретации и комментарии, выявляя наиболее подходящие варианты (аргументированно).
Тематический (араб. موضوعي‎‎). Тафсир в котором дается подробное разъяснение одной из тем (совокупности тем) обсуждаемой в рамках всего Корана, отдельной суры или самостоятельного термина в Коране.

Этапы толкования
При толковании Корана специалисты обычно следуют определенным этапам толкования Корана, а именно (по порядку):
«толкование Кораном». То есть толкование слов или выражений в Коране посредством самого Корана, когда значение данного слова/выражения интерпретируется таким же словом/выражением в другом месте в Коране.
«толкование Сунной». Когда толкование делалось самим пророком Мухаммадом.
«толкование сподвижников». Комментарии сподвижников и современников пророка Мухаммада из числам мусульман относительно тех или иных слов/выражений в Коране.
толкование учеников сподвижников. То есть поколением мусульман пришедших после смерти пророка Мухаммада и которые переняли от самих сподвижников.
«толкование Корана в языковом значении». То есть когда тому или иному слову/выражению дается лингвистическая интерпретация с позиции доисламского арабского языка.

Известные труды
Люди, толкующие Коран, называются муфассирами. К наиболее авторитетным тафсирам относятся следующие труды муфассиров:
Тафсир ат-Табари (838—923 гг.)
Тафсир Куртуби (1214—1273 гг.)
Тафсир Ибн Касира (1301—1373 гг.)
Тафсир аль-Джалалайна
Тафсир Ибн Аббаса
Тафсир Уахиди
Тафсир аль-Байдави
Тафсир ас-Саади (1889—1956 гг.)
Тафсир Рухуль Фуркан

Хадисы
По поводу толкований Мухаммед говорит в хадисе Кто бы ни толковал Коран по своему разумению и пониманию, пусть готовит себе место в Аду.
(Этот хадис передал имам Тирмизи, назвавший его достоверным)

Источник

Тафсиры на основе умозаключения

Священный Коран является для мусульман источником верного руководства, небесное происхождение которого подтверждается неповторимостью его формы и содержания. И если целью его ниспослания считается наставление человечества на прямой путь, то размышление над смыслами аятов — важнейший способ достижения этой цели.

Современники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и их ближайшие последователи были коренными арабами и прекрасно знали родной язык. Они восхищались безупречным стилем Корана и прекрасно понимали его наставления и заповеди, не нуждаясь в правилах грамматики или риторики. Для извлечения необходимых выводов им было достаточно размышления над очевидным смыслом аятов, созерцания удивительных знамений вокруг себя и тех разъяснений, которые им дал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.

Однако распространение ислама среди персов, византийцев и других народов, не говоривших на арабском языке, осложнило донесение коранического призыва до умов и сердец людей. Перед мусульманами стояла задача распространить язык Корана среди других народов, сохранив при этом его чистоту, и с этой целью богословы стали развивать арабское языкознание, формулировать правила арабской фонетики, грамматики и лексикологии. С другой стороны, идейное и философское наследие соседних народов и цивилизаций требовало понимания коранического текста в свете новых знаний, на которые улемы не могли закрывать глаза.

Таким образом, по мере отдаления от эпохи Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, мусульмане всё больше нуждались в истолковании различных особенностей содержания и композиции священного текста. В связи с этим тафсир Корана стремительно развивался, из поколения в поколение обогащаясь новыми подходами и теориями.

Истолкование Корана на основе собственного суждения, подкрепляемое глубокими знаниями комментатора в области арабского языкознания, доисламской поэзии, причин ниспослания аятов, отмены заповедей и аятов и других дисциплин, необходимых для понимания Корана, называется тафсиром на основе умозаключения.

Например, в раннеисламской традиции, восходящей к Ибн ‘Аббасу, выражение «Небеса готовы разверзнуться сверху» (сура 42 «Совет», аят 5) толкуется следующим образом: «Небеса готовы разверзнуться одно над другим из-за благоговейного страха перед Аллахом». Последующие поколения комментаторов указали и на другие допустимые значения этого аята.

Одни считали, что небеса готовы треснуть из-за великого множества небожителей, и это мнение подтверждается продолжением аята, в котором говорится об ангелах, и достоверным хадисом: «Поистине, я слышу скрип неба, и его нельзя порицать за это, ведь на каждой пяди его есть ангел, который кланяется или падает ниц».

Таким образом, каждое из этих двух суждений не противоречит ни контексту суры, ни общим положениям шариата. Однако остаётся труднообъяснимым, почему в аяте говорится «сверху», если люди совершают свои злодеяния на земле, под небесным сводом. Аз-Замахшари усматривает в этом риторический оборот мубāляга, используемый для усиления смысла, ибо слова язычников настолько тяжкие, что из-за них небеса готовы расколоться не только снизу, но и по всей своей толще.

Рассуждая о смыслах откровения, комментаторы исследовали семантические и контекстуальные значения слов, грамматические особенности аятов и различия между кирāāтами, анализировали причины ниспослания и конкретно-исторические условия, при которых устанавливались и изменялись заповеди. Однако целью такого рода комментариев не всегда было углублённое понимание текста.

Прибегая к самостоятельным суждениям, последователи различных течений интерпретировали смысл аятов в угоду своим религиозным и религиозно-политическим взглядам. Стремление подкрепить свою точку зрения авторитетом священной книги было настолько сильным, что порой комментаторы не только отступали от традиционного толкования аятов, но и манипулировали другими теологическими инструментами.

В связи с этим тафсир на основе умозаключения принято делить на дозволенный, когда комментатор не противоречит мусульманскому преданию и не отступает от правил арабского языка и незыблемых принципов шариата, и запрещённый, когда суждения комментатора не подтверждаются правилами арабского языка и ясными доводами из шариата или касаются вопросов, недоступных человеческому познанию.

Наиболее известными сочинениями, относящимися к дозволенному тафсиру на основе умозаключения, являются Мафāтиx аль-гайб (Ключи от сокровенного) выдающегося рейского мыслителя Фахр ад-Дина ар-Рази (ум. 1210), Анвāр ат-танзиль ва асрāр ат-та’виль (Сияние ниспосланного и тайны толкования) шафиитского кади Абу аль-Хайра аль-Байдави (ум. 1286), Мадāрик ат-танзиль ва xакā’ик ат-та’виль (Постижение ниспосланного и истины толкования) ханафитского законоведа Абу ал-Бараката ан-Насафи (ум. 1310), Любāб ат-та’виль фи ма‘āни ат-танзиль (Изысканное толкование смыслов ниспосланного) сирийского корановеда Абу аль-Хасана аль-Хазина (ум. 1341), аль-Баxр аль-муxит (Необъятное море) андалусского языковеда Абу Хайяна аль-Гирнати (ум. 1344) и др.

Тафсир на основе умозаключения, как правило, несёт на себе отпечаток не только богословских и научных предпочтений автора, но и той среды, в которой он был создан. Комментируя аяты, улемы разъясняют вопросы, в знании которых больше всего нуждаются их современники, и стремятся раскрыть коранические смыслы в свете достижений науки своего времени.

Учитывая значимость синтаксиса, морфологии и лексикологии для правильного понимания Корана, аз-Заджжадж и Абу Хайян уделяют большое внимание грамматическому и лексическому разбору аятов. Аз-Замахшари и Абу ас-Су‘уд чаще других обращаются к разбору риторических фигур и аргументов, Абу аль-Хасан аль-Хазин — к подробностям коранических рассказов и исторических преданий, Фахр ад-Дин ар-Рази и Абу Хайян — к выявлению взаимосвязи между аятами и сурами, египетский шейх Тантави Джаухари (ум. 1940) — к истолкованию аятов в свете естественных и общественных наук.

Современные комментаторы проявляют большой интерес к выявлению в Коране указаний на научные факты и на законы общественного развития, к разъяснению особенностей и преимуществ положений Корана в области семейного, трудового, хозяйственного, наследственного, гуманитарного и иных видов права.

К тафсирам на основе умозаключения относятся и краткие комментарии, составленные Джаляль ад-Дином аль-Махалли (ум. 1459) и Джаляль ад-Дином ас-Суюти. Первый из них написал комментарий к суре «Открывающей» и ко второй половине Корана, начиная с суры «Пещера», а после его смерти Джаляль ад-Дин ас-Суюти довёл этот труд до конца. Данный комментарий, известный как «Тафсир ал-Джалялейн», пользуется большой популярностью в мусульманском мире и рассчитан на самую широкую аудиторию.

Эту же цель преследовал шейх Мухаммад Сулейман аль-Ашкар при составлении книги Зубда ат-тафсир (Квинтэссенция толкования), сокращённой версии комментария Фатx аль-Kадир (Озарение от Всемогущего) йеменского богослова Мухаммада аш-Шаукани (ум. 1834). Разъяснению очевидного смысла аятов, а также извлечению из них этических норм и правовых положений посвящёны комментарии современных улемов ‘Абд ар-Рахмана ибн Насира ас-Са‘ди, Ахмада Исма‘иля ас-Саббага, Абу Бакра аль-Джазаири и др.

Особое место среди тафсиров на основе умозаключения занимают законоведческие комментарии. Опираясь на методы исследования, разработанные основателями мазхабов, комментаторы тщательно исследовали аяты, обнаруживая в них прямые указания и тонкие намёки на различные вопросы религиозно-правового характера.

Абу Бакр аль-Джассас посвятил свой трактат Аxкāм аль-Kур’āн (Положения Корана) рассмотрению шариатских заповедей и защите суждений ханафитских законоведов. Порой автор настолько увлекается рассмотрением разногласий между богословами и опровержением мнений других законоведческих школ, что читатель едва ли ощущает, что перед ним сочинение по тафсиру.

Шафиитский законовед Илкия аль-Харраси (ум. 1110) в своём сочинении, также названном Аxкāм аль-Kур’āн, энергично защищает суждения последователей своего мазхаба и нередко допускает жёсткие выпады в адрес аль-Джассаса. Такого рода тенденциозность в значительно меньшей степени ощущается в тафсире маликитского законоведа Ибн аль-‘Араби, который приводит и критически исследует суждения разных мазхабов.

Пожалуй, наиболее известный из законоведческих тафсиров — многотомный труд аль-Джāми‘ ли-аxкāм аль-Kур’āн маликитского богослова Абу ‘Абдаллаха аль-Куртуби (ум. 1273). Автор не ограничивается анализом только текстов религиозно-правового содержания, а последовательно комментирует весь Коран, разъясняя причины ниспослания аятов, различия между кирāāтами, лексические и грамматические особенности текста. Он нередко ссылается на труды своих предшественников, особенно ат-Табари, Ибн ‘Атийи, аль-Джассаса и Ибн аль-‘Араби, приводит их высказывания и даёт оценку их мнениям.

Комментируя аяты нравственно-этического содержания аль-Куртуби приводит поучительные изречения мыслителей и истории. Давая оценку взглядам мутазилитов, шиитов, суфиев и философов, аль-Куртуби проявляет редкую беспристрастность и корректность. Он избегает резких выпадов и жёстких высказываний, а его критика исполнена уважения к чужому мнению и признания высокого положения улемов, принадлежащих к разным школам и течениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *