Таблица шульте что это такое и зачем
Как освоить скорочтение с помощью таблиц Шульте
Что такое таблицы Шульте
Таблицы Шульте — это инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Развитие этих навыков помогает освоить технику скорочтения.
В классическом виде таблица представляет собой квадратное поле 5х5 ячеек, в каждой из которых располагается число. Задача — концентрируя взгляд в центральной точке, как можно быстрее найти все значения в нужной последовательности.
Существуют многочисленные варианты таблиц для людей разного уровня натренированности. Их размер может быть от 3х3 до 16х16, а наполнение иногда включает дополнительные элементы. Кроме того, варьируется и количество параллельных последовательностей. Например, в таблицах Шульте-Платонова наряду с арабскими цифрами стоят римские. Методика Шульте-Горбова предполагает деление полей на черные и красные, а числа в них нужно искать не только по возрастанию, но и по убыванию.
Зачем нужны таблицы Шульте
Первые варианты таблицы изобрел немецкий психиатр Вальтер Шульте во второй половине XX века. Профессор создал их для психодиагностики. Методика помогает измерить устойчивость, эффективность и скорость включения в работу, определить способность концентрировать, распределять и переключать внимание, а также выявить наличие расстройств.
Сегодня таблицы Шульте и их различные модификации применяют для развития скорочтения и расширения поля зрения. Например, их советует в своих книгах по улучшению памяти и быстроте чтения психолог Тони Бьюзен. Преподаватель Экономического факультета МГУ Евгений Буянов пишет, что такие таблицы также используют в курсах по Нейролингвистическому программированию для достижения так называемого состояния высокой продуктивности.
Как пользоваться таблицами Шульте
Чтобы получить ощутимый эффект, работать с таблицами нужно регулярно. Начните с тренировок на десяти таблицах за раз и занимайтесь 3–4 дня в неделю. Если глаза устают, делайте перерывы по 20–30 минут. Вот как правильно пользоваться таблицами.
Польза и вред таблиц Шульте
Екатерина Бузань, консультант по скорочтению, утверждает, что таблицы Шульте расширяют поле зрения, улучшают концентрацию, развивают скорочтение, активизируют образное мышление. Также эксперт указывает, что работа с таблицами позволяет научиться подавлять артикуляцию, но это не всегда полезно.
Чтение без проговаривания подходит, когда вам нужно быстро понять большой объем текстовой информации и выделить из него главное. Но этот метод будет негативно влиять на восприятие художественной литературы и поэзии — с ним будет сложнее понять авторский стиль и чувства героев.
Таблицы Шульте: уникальный метод активизации мозга и развития внимания
В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений.
Что же из себя представляет таблица Шульте? Чаще всего — это таблица 5х5 клеток, в которой случайным образом размещены числа от 1 до 25. Разработана таблица была для изучения свойств внимания. Изначально, да и сейчас используется психологами для различных исследований. И вот в процессе работы с этими таблицами было обнаружено, что простое «прорешивание» их оказывает хорошее влияние на развитие памяти и внимания человека.
Таблицы Шульте: развиваем внимание
В первую очередь, при работе с таблицами Шульте у человека развивается объемное (параллельное) внимание, т.е. символы, находящиеся в поле вашего зрения, воспринимаются вами одновременно, а не считываются по очереди.
Суть работы с таблицами заключается в последовательном нахождении взглядом всех чисел от 1 до 25 и сделать это необходимо за максимально короткое время.
1. Расположите таблицу Шульте на комфортном расстоянии от глаз, так как вы располагаете книгу для чтения 30-40 см.
2. Найдите квадрат, расположенный по центру таблицы и представьте, что в самом его центре есть точка, вот на ней и необходимо зафиксировать взгляд.
3. Далее, фиксируя взгляд на центре таблицы, постарайтесь увидеть цифру 1. Необходимо именно «увидеть», а не «найти взглядом». Главная задача состоит в том, чтобы найти клетку с цифрой 1, не совершая движений глазами.
4. Как только нашлась единица, то не спеша, продолжая фиксировать взгляд на центре, ищите двойку и т.д.
По началу, при работе с таблицами, ваши глаза будут вести себя как на рис.1 Но по мере тренировки, движения глаз будут становится все менее и менее интенсивными. И их работа будет уже такой, как на рис.2
Регулярная работа с таблицами Шульте позволит вам:
В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений. Эта часть нашего мозга ответственна за то, насколько хорошо мы способны организовать свои мысли и действия в свете тех целей, которые мы перед собой поставили. Также, эти области мозга считаются сосредоточием процессов, лежащих в основе нашего внимания.
Учеными проводились различные эксперименты в области функциональной нейровизуализации. С помощью приборов регистрировалась интенсивность движения крови в различных участках коры головного мозга при решении испытуемыми различных интеллектуальных задач (кроссворды, таблицы Шульте, арифметические задачи, головоломки и т.д.). По результатам исследований учеными было сделано два вывода:
Когда испытуемому давалась какая-либо новая для него задача — это вызывало существенный прилив крови к лобным долям коры мозга. Если же задача повторялась, то приток крови было значительно ниже.
Интенсивность притока крови зависела не только от новизны задачи, но и от ее характера. И наиболее высокая интенсивность была зарегистрирована при работе испытуемых с таблицами Шульте.
Именно при занятиях с таблицами, максимальный кровоток идет в зоны лобных долей. И мозг при этом не отвлекается и не тратит ресурсы на какие-либо дополнительные расходы, как это наблюдалось при решении арифметических задач, заучивании стихотворений или разгадывании кроссвордов.
Регулярные занятия с таблицами Шульте дают заметное увеличение объема памяти и, что наверное более важно, существенно повысят скорость обработки находящейся в ней информации. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Таблицы Шульте
Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте. Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения. В данной статье вы найдете подробное описание методики упражнений с таблицами Шульте. Кроме того, вы сможете пройти тестирование по этим таблицам онлайн и при желании бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.
Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:
Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.
Эффект от упражнения. Обычно Shultz tables применяются для развития темпа восприятия информации, а также в качестве теста для изучения текущего состояния этого темпа. Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.
Кроме того, таблицы Шульте часто применяются в тренингах по Нейролингвистическому программированию (НЛП) для получения так называемого состояния высокой продуктивности, которое осуществляется за счет переключения сознания от критического восприятия к определенной апатии и возможности эффективно выполнять логичные и последовательные операции. В принципе, этот эффект также важен и для скорочтения. Поэтому можно сказать, что работа с таблицами Шульте оказывает двойной эффект на увеличение скорости чтения.
Методика выполнения упражнения
Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. О том, как читать, не проговаривая про себя (без артикуляции), смотрите в данном уроке. Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.
Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.
Достижение нужного эффекта. Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что именно вы тренируете – свои зрительные навыки. Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше. Поначалу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа куда быстрее, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте.
Режим занятий. Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.
Заниматься с таблицами Шульте
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Для тренировки своего периферийного зрения, а также способности быстро находить информацию в тексте вы можете бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.
Первый уровень содержит таблицы Шульте для детей и начинающих заниматься скорочтением. Эти таблицы имеют размерность 3×3 и 5×3. Если эти таблицы даются вам просто – пора переходить на второй уровень.
Второй уровень таблиц Шульте содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5×5. Вы можете воспользоваться онлайн-тренажером для упражнений со стандартными таблицами Шульте, который приведен выше или скачать таблицы второго уровня сложности.
Третий уровень содержит специальные таблицы Шульте для тех, кому легко дались предыдущие уровни, а также для тех, кому в силу своей профессии важно владеть очень быстрой реакцией и повышенной концентрацией внимания. В таблицах третьего уровня, во-первых,есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова), во-вторых, в них представлены большие таблицы Шульте.
Таблицы Шульте всех уровней, а также другие тренажеры для развития скорости реакции, концентрации внимания, быстроты чтения и обработки информации доступны на онлайн-курсе Быстрое чтение.
Такие таблицы позволяют эффективнее тренировать периферийное зрение, в особенности при быстром чтении с сайтов, журналов – источников не только с текстовой, но и графической информацией.
Острота мышления и таблицы Шульте
«Если достаточно долго, правильно и последовательно делать то, что нужно, вы получите результаты» — Роджер Сайп «Развитие мозга».
Зачем нам мозг и какие функции он выполняет? Прежде всего мозг управляет и контролирует такие важные процессы, как дыхание, кровообращение, пищеварение. Одним словом — мозг следит за работой всех систем организма.
Мозг задействован в мыслительных процессах, которые помогают нам думать, помнить и переживать положительные и отрицательные эмоции. Мозг неразрывно связан и с нервной системой, а через неё влияет и на качество сна, и на передачу различных сигналов-команд мышцам, и на обработку информации от органов чувств, и на другие важные и второстепенные процессы.
И так уж устроено природой, но с годами деятельность мозга имеет свойство замедляться. Кровоснабжение головного мозга с возрастом ухудшается, происходит сужение сосудов, что может привести к различным последствиям, вплоть до болезни Альцгеймера и деменции.
Источник: artbygenef.blogspot.com
Мозг — это такой компьютер, который всегда с тобой, его возможности расширяются в результате упражнений, твой же настольный компьютер после продолжительного использования теряет скорость и через несколько лет требует замены. А твой мозг может прослужить тебе до девяноста лет, и в девяносто лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. Он к тому же бесплатный. Умберто Эко в письме внуку
В целях избежания столь печальных последствий и улучшения работы головного мозга, врачи рекомендуют периодически проходить лечение у остеопата. Лечение у остеопата несомненно эффективно, но одного этого будет всё же недостаточно. Потребуются дополнительные меры, которые не потребуют от вас никаких дополнительных и внушительных вложений.
Что такое мозг? Прежде всего мозг — это мышца, которую можно тренировать путём специальных упражнений, чтением, учением стихов и языков и другими методами. Тренируя мозг — мы тренируем, прокачиваем и память. Вот что на этот счёт написал в своём письме внуку писатель и философ Умберто Эко:
Память подобна мускулам твоих ног. Если ты её перестанешь упражнять, то она станет дряблой, и ты превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти. Умберто Эко в письме внуку Источник: artbygenef.blogspot.com
Повышать остроту мышления и памяти можно и благодаря тренировкам мозга различными тестами и головоломками. Предлагаем ознакомиться с одним действенным методом — таблицами Шульте.
Таблицы Шульте — таблицы со случайно расположенными числами или буквами, служащими для развития и улучшения периферического зрения и памяти
Таблицы были разработаны немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте. Задача перед немецким психиатром стояла одна — исследовать внимание. Со временем таблицы Шульте стали применять и для тренировки мышления с целью изменить, улучшить, его. Помимо этого таблицы Шульте направлены на ускорение восприятия информации. Тренируясь на таблицах Шульте постоянно вы улучшаете работу периферического, то есть бокового, зрения, через которое и поступает основной объём информации.
Источник: google.com
Задача тренажёра проста — найти все числа или буквы на картинке. Числа в таблице располагаются от одного до двадцати пяти. Вроде бы всё просто, да не совсем. Тренажёр будет работать эффективно только в том случае, если вы будете смотреть точно в центр таблицы. Но и это ещё не всё. Двигать глазами по таблице нельзя, то есть глаза должны совершать как можно меньше движений.
Заниматься на тренажёре следует по таймеру. Хорошим результатом считается время в 20-30 секунд. Если вы уложились в поиске за минуту и больше — не расстраивайтесь. Есть куда стремиться, улучшать способность воспринимать информацию и уметь её обрабатывать. Результаты улучшатся уже через несколько дней регулярных тренировок. Главное не расстраиваться и не останавливаться на достигнутом.
Источник: google.com
Лучшим и желаемым результатом считается время в десять секунд. Достигнув этого показателя, ваше периферическое зрение, а следовательно и восприятие и запоминание информации достигнут пика в развитии. Главное продолжать тренировки и после достижения результата в десять секунд. Не забываем — мозг это мышца, которую необходимо тренировать каждый день.
Как работать с таблицами Шульте
Рекомендуем тренироваться каждый день, по возможности два раза по десять минут, но не больше десяти таблиц в день. Главное не переусердствовать, иначе ни о какой положительной динамике и речи не идёт. Перед началом тренировки расслабьтесь и сядьте удобно. Отключите отвлекающие гаджеты и по желанию включите музыку.
Источник: google.com
Направляем взгляд в центр таблицы, фиксируем его и включаем таймер. Во время поиска цифр контролируем взгляд, не даём глазам бегать и блуждать по таблице. Взгляд на протяжении всей тренировки смотрит точно в центр. Тренировка происходит в размытом спектре зрения.
Таблица располагается на расстоянии в 30 — 35 сантиметров от глаз. Цифры необходимо находить в возрастающем порядке, аналогично поступаем и с буквами. Важно — во время тренировки находим цифры или буквы максимально быстро и желательно без использования субвокализации.
Тренируясь каждый день вы очень быстро добьётесь желаемого результата, главное не переусердствовать чтобы не перегореть и не забросить тренировки. Добившись улучшения показателей и закрепив их, советуем сделать небольшой перерыв и приступать к тренировкам на более сложных таблицах. И ещё один ценный совет. Если вам предстоит творческая работа, например, написать текст, что-то придумать или создать, проведите тренировку на таблицах Шульте.
Источник: google.com
На просторах Интернета, на смартфонах и других гаджетах существует огромный выбор приложений с таблицами Шульте. Каждый подберёт себе свой тренажёр, однако есть нюанс. Тони Бьюзен отмечал, и мы с ним полностью согласны, что во время тренировки на компьютере, когда волей или не волей приходится курсором указывать на цифры или буквы, глаза начинают двигаться за ним, что снижает эффективность расширения поля восприятия. Советуем подходить к таким вариантам тренировок осторожно, желаемую пользу они вряд ли принесут.
Таблицы Шульте, при условии, что вы проводите регулярные тренировки на них, выступают прекрасной зарядкой для мозга, поддерживая его в хорошей рабочей форме. А что такое хороший и тренированный мозг? Прежде всего это гибкость и скорость мышления, хорошее настроение, крепкое здоровье и желание двигаться дальше и добиваться новых высот. Тренируйтесь на здоровье, а в следующий раз мы расскажем о новом тренажёре для развития мозга.
Таблица Шульте: упражнения для детей младшего школьного возраста
Для успешного обучения в начальной школе дети должны уметь концентрировать свое внимание и анализировать полученную от педагога информацию. Эти способности следует постоянно тренировать и совершенствовать. А для того, чтобы педагог мог понять, нужна ли ученику коррекция этих аспектов, он может провести простой тест, именуемый «Таблица Шульте». Упражнения для детей из этой методики несложные, но очень эффективные.
В чем суть таблиц Шульте?
Каждая таблица этой методики – разработка немецкого психиатра Вальтера Шульте. Миру эта система известна со второй половины ХХ века. Таблица представляет собой карточку с изображением квадрата, в котором вразброс написаны цифры. Стандартная картинка – плотный лист размером 60х60 см, разделенный на 25 квадратиков, в каждом из которых вписана цифра от 1 до 25. Исходя из задачи теста, младший школьник должен назвать и показать (если удобно – зачеркнуть карандашом) все цифры в правильном порядке. Выполнять упражнение можно в онлайн-режиме, а можно скачать и распечатать готовые таблицы в необходимом количестве для регулярных занятий дома.
Таблица Шульте помогает в тренировке, расширении и развитии периферического зрения. Регулярное использование теста положительно сказывается на скорости чтения: ребенок сможет быстро находить необходимые информационные части текста, следовательно, читать он будет быстрее.
Как правильно пользоваться таблицами Шульте?
Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее дошкольник или младший школьник должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект. Дальнейшая диагностика проводится так:
Пока ребенок соединяет цифры в прямом порядке, учитель должен засечь секундомер и зафиксировать время, за которое школьник справится с каждой отдельной карточкой. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку. Каждое занятие должно длиться порядка получаса. Заниматься желательно 3-4 раза в неделю. При регулярном тестировании уже спустя 21 день будут видны первые результаты.
Следует также понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться с таблицей 5х5. Поэтому допускаются упрощенные варианты 3х3 или 4х4. Для младших школьников идеальным вариантом считаются таблицы размером 5х5. Как только будут заметны первые успехи в улучшении ориентации в изображенных элементах, размер таблиц можно увеличить до 6х6, 7х7 и 8х8.
Как проводить тестирование таблицами Шульте у младших школьников: особенности
Для детей 1-4 классов использовать таблицы, в которых более 25 ячеек, нерационально. Следует начать с малого: квадрат 3х3 или прямоугольник 3х5 вполне подойдут. При этом задачу можно усложнить: попросить назвать цифры не только в прямом, но и в обратном порядке, какие из них четные, а какие нечетные.
Для усиления эффективности таблиц их можно немного видоизменить. Так, допускается окрашивание части цифр в красный цвет, а другой части – в черный. Тогда задача школьнику будет меняться:
Таким образом, школьник будет играть, а не заниматься скучным делом. Можно использовать другие вариации таблиц, тогда ребенку будет легче приобщиться к регулярным занятиям на тренажерах.
Интерпретация результатов тестов с таблицами Шульте и их обработка
Чтобы вычислить эффективность работы с таблицами Шульте, используют следующую формулу:
Т1, т2, т3, т4, т5 – время обработки таблиц №1, №2, №3, №4 и №5 соответственно. Цифра 5 – количество обработанных таблиц. ЭР вычисляется с учетом возраста младшего школьника. Результат зависит от балла: чем он выше, тем результат лучше).
Возраст (года) | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 | 60-56 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | От 91 |
7 | 55-51 | 56-65 | 66-75 | 76-85 | От 86 |
8 | 50-46 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | От 81 |
9 | 46-41 | 46-55 | 56-65 | 66-75 | От 76 |
10 | 40-36 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | От 71 |
11 | 35-31 | 36-45 | 46-55 | 56-65 | От 66 |
От 12 | 30-1 | 31-35 | 36-45 | 46-55 | От 56 |
Степень врабатываемости в процесс (то, насколько быстро ребенок включается в работу) вычисляют так:
Важно: для этого вычисления берется время, потраченное на вычисление именно первой таблицы. Результат определения Вр может быть выше единицы (младший школьник очень трудно вникает в процесс и долго в него включается) и меньше единицы (что говорит о высоком уровне Вр).
Не лишним будет определить показатель психической устойчивости, то есть способность школьника концентрироваться на конкретной задаче – ПУ:
Для расчётов берется время, потраченное именно на занятие с четвертой таблицей. Если показатель в результате меньше единицы, значит, школьник характеризуется сильной устойчивостью психики. Если он выше единицы, значит, ребенок плохо концентрируется на поставленных задачах.
Достоинством методики Шульте является простота теста и легкость обработки данных. Тем не менее, с помощью этого тренажера можно научить ребенка быстро читать и хорошо ориентироваться в информационном поле. Благодаря регулярным занятиям с таблицами Шульте у ребенка улучшается внимание, умение концентрироваться на определенном задании, улучшается память и мышление, развивается боковое зрение. Главное для взрослых – четко следовать методике проведения теста и правильно интерпретировать результаты. И помнить, что положение цифр на карточке нужно постоянно менять, ведь дети очень быстро запоминают их местоположение в таблице.