Сюжетный план что это такое
Сюжетный план что это такое
Сюжет книги – система событий и взаимоотношений между литературными героями, развивающимися в пространстве и времени. Он состоит из различных элементов, каждому из которых отведена своя роль в произведении.
Интересный сюжет делает книгу захватывающей и увлекательной для читателя. Благодаря происходящим в повести или романе событиям удаётся полнее раскрыть наиболее важные черты характера литературных персонажей. Он включает в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Что такое сюжет
Он встречается далеко не во всех художественных текстах и, зачастую, отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение проникновенно передаёт чувства героев, а не повествует о их поступках и действиях.
Существуют разнообразные виды сюжетов:
Характерная черта концентрического сюжета – единство времени и места действия. Он чаще всего встречается в повестях, разнообразных рассказах.
Концентрический (нелинейный) сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия. Яркий пример построения концентрического сюжета – произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума». Центральное место в пьесе отведено появлению в доме Фамусова молодого дворянина Чацкого. Основа сюжета подобного рода – событие, которое влечёт за собой целую совокупность действий. По такому же принципу написана и пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор». Самое примечательное событие в этом произведении – появление Хлестакова в уездном городе.
Линейный (хроникальный) сюжет рассказа, повести или романа предусматривает выстраивание событий в хронологическом порядке. Он уместен преимущественно в объёмных произведениях, герои которых проходят сложный путь для достижения определённой цели. Такая схема построения сюжета характерна для пушкинской «Капитанской дочки», гоголевского «Вия».
Композиция и сюжет
Определения
Объяснение и примеры
Любое литературное произведение описывает события — как внешние (происшествия), так и внутренние (мысли и чувства любого персонажа, лирического героя).
Сюжет и фабула
Система этих событий и представляет собой сюжет.
Почему же нужно выделять ещё и фабулу? Если сюжет может излагаться не в хронологическом порядке и включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это чёткая последовательность событий, упорядоченная во времени.
Если вам перескажут литературное произведение, то, скорее всего, вы ознакомитесь с его фабулой; чтобы узнать сюжет, вам нужно будет прочитать произведение самостоятельно.
Пример
Классический пример разницы между сюжетом и фабулой — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. События романа изложены не в хронологической последовательности, а в соответствии с волей автора.
Композиция
Каждое литературное произведение уникально, однако в литературе, как и, к примеру, в архитектуре, существуют общие законы. Литературное произведение строится в соответствии с композиционными нормами. Базовый план литературного произведения таков:
Пример
В «Ревизоре» Н. В. Гоголя:
Зачастую в литературе применяется такой сюжетный приём, как антитеза — противопоставление персонажей или значимых элементов. Логичным результатом антитезы в литературном произведении является конфликт — фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.
Тип конфликта определяет пафос литературного произведения, его общий настрой.
Произвольные элементы композиции
Отметив обязательные части композиции литературного произведения, нельзя не упомянуть и о тех элементах, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. В их числе — эпиграф, пролог и эпилог.
Эпиграф (цитату из другого литературного произведения) используют, чтобы задать читателю контекст прочтения, навести его на мысль, что именно «спрятано» в данном тексте.
Пример
Эпиграф к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги честь смолоду») позволяет нам при прочтении заострить внимание на вопросах чести и достоинства человека.
Пролог служит введением к тексту: так автор презентует своё творение. Эпилог же представляет собой дополнение к уже оконченному литературному произведению (нередко в нём рассказывается, что произошло с героями после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным действием романа.
Пример
Примером романа с прологом и эпилогом может служить «Петербург» Андрея Белого.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Ответ. Фабула — это хронологически упорядоченная последовательность событий, изложенных в литературном произведении. Сюжет — то, как автор представил нам эти события.
Как пословица «Береги чести смолоду» соотносится с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ. Данная пословица служит эпиграфом к повести. В ней присутствует некий философский вывод, к которому мы и приходим по прочтении повести «Капитанская дочка».
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Так или иначе, термин «фабула» постоянно присутствует в профессиональной жизни сценариста. Но часто начинающие авторы не до конца понимают значение этого слова. Тем более, что рядом всегда находится очень близкое по значению понятие «сюжета». Со стороны кажется, что два этих слова полные синонимы. Но на самом деле, между ними есть разница. И для карьеры будущих сценаристов эту разницу важно понимать.
Понятие фабулы
В современном понимании фабула – это простейший из возможных пересказов истории.
Этот пересказ должен быть в хронологическом порядке и без художественных изысков.
Под фабулой понимается сама суть рассказа. Только факты и события. Основные точки, без которых история перестанет быть собой.
Когда один человек пересказывает какой-либо фильм другому, скорее всего он, по сути, пересказывает ему фабулу.
«Это история о полицейском, застрявшем в захваченном бандитами небоскребе. Преступники хотят ограбить хранилище в этой высотке, и чтобы полиция им не мешала, они захватывают заложников. Среди которых и жена этого полицейского. И весь фильм он прячется, выслеживает грабителей по одному и пытается спасти заложников» («Крепкий орешек»).
Такой упрощенный пересказ и есть фабула произведения. И да, это очень похоже на логлайн или короткую аннотацию.
Изначально слово «фабула» означала – говорить, рассказывать историю. Дословно латинское слово fabula как раз и переводится как – история.
Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:
Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.
Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сокращать до размера логлайна. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.
Примеры фабул
Вот еще несколько примеров фабул всем известных фильмов
Много лет спустя, она случайно падает в океан с этим амулетом на шее. И таким образом призывает корабль проклятых пиратов «Черную жемчужину», которые похищают ее. Пиратам нужен амулет и его хозяин, чтобы избавиться от проклятья.
Выросший к тому моменту Уилл, тайно влюбленный в Элизабет, отправляется на ее поиски. А в помощь берет себе плененного недавно пиратского капитана Джека Воробья. Джек заинтересован, потому что хочет забрать себе жемчужину.
Вместе они угоняют английский корабль. Нанимают команду на Тортуги и находят пиратов, как раза когда те понимают, что Элизабет не настоящий владелец амулета. В итоге Уилла берут в плен, а Элизабет и Джека оставляют умирать на необитаемом острове.
К счастью оттуда их спасают английские корабли.
Элизабет уговаривает английского капитана атаковать проклятых пиратов и спасти Уилла, в обмен обещая выйти за него замуж.
В результате все действующие лица встречаются в тайном гроте полном пиратских сокровищ, где с пиратов, наконец, снимают проклятье, Уилла спасают, а капитана Джека Воробья арестовывают.
В финале Джека приговаривают к смерти, а Уилл, наконец, признается в своих чувствах Элизабет, после чего срывает казнь. Джек сбегает, а английский командор, поняв, что Элизабет любит Уилла освобождает ее от данного слова.
Там они находят разбившийся инопланетный корабль, после чего к лицу одного из членов экипажа присасывается неизвестное существо – лицехват. Игнорируя предупреждение одного из офицером Эллен Рипли, экипаж приносит тело с прицепившимся существом на борт «Ностромо». Вскоре лицехват умирает, но спустя некоторое время из грудной клетки укушенного члена экипажа вырывается новое существо – грудолом. Это существо сбегает в вентиляционную систему корабля, где очень быстро растет и превращается в Чужого. Экипаж раз за разом пытается уничтожить инопланетного хищника или хотя бы сбросить его в космос, но чужой людей по одному, очень быстро передвигаясь с места на место и прячась в темных отсеках корабля.
В итоге оставшаяся одна Рипли решает сбежать с корабля на челноке. Но Чужой следует за ней. И только там Эллен удается вытолкнуть существо за борт и сжечь корабельными двигателями.
Тогда Рипли возвращается на корабль и продолжает путь на землю в одиночестве.
Что такое сюжет?
В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.
Если рассказывать какой-то фильм, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.
В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до слушателя/зрителя/читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.
Отличия сюжета и фабулы
Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:
То есть фабула – это что происходит. А сюжет – как это происходит.
Чтобы увидеть полную разницу между фабулой и сюжетом, можно, например сравнить логлайн какого-нибудь фильма и его сценарий.
Только так будет виден весь спектр различий. Но для этого материала, давайте приведем конкретный пример.
Фильм «12 обезьян» — фантастическая антиутопия 1995 года с Брюсом Уиллисом и Бредом Питом.
А чтобы превратить эту историю в краткий пересказ сюжета, достаточно добавить в этот же текст описание основного сюжетного твиста: «На протяжении всего фильма, героя Брюса мучают кошмары из детства, в которых он видит, как полиция расстреляла какого-то человека. В финале, когда главный герой умирает, зритель вдруг видит этого мальчика. И понимает, что главный герой еще в детстве видел собственную смерть».
Такая закольцовка композиции – художественный прием. А значит, вставив ее, мы превратим фабулу в сюжет.
Фильмы без фабулы и фильмы без сюжета
Обязательно стоит отметить, что бывают фильмы, где нет одного из этих компонентов.
Например, успешным фильмом без сюжета является «Безумный Макс. Дорога ярости».
У этого кино, есть четкая фабула: «Группа людей сбегает из города в центре радиоактивной пустыни, для того чтобы найти новую землю обетованную. За ними в погоню устремляются власти этого города. В итоге, беглецы понимают, что никаких райских лесов нет, и возвращаются обратно, попутно уничтожая остатки преследователей».
На сценарном уровне, эта фабула почти никак не перерабатывается в сюжет. Минимум диалогов, примитивная мотивация. Все эмоциональное подключение зрителя идет за счет режиссерских ходов. Так что, вполне можно сказать, что это фильм с фабулой, но без внятного сюжета.
Обратные примеры можно найти в авторском кино. Обычно это истории о внутренних переживаниях, рефлексии и прочих тонких материях. С точки зрения сюжета, в таких фильмах много всего происходит. Персонажи, переживают, думают, внутренне меняются.
Но если попробовать найти фабулу такого кино – это не получится. Хронологически расставленные события не будут связаны причинно-следственной связью, а потому не увяжутся в цельную историю. Скорее всего, получится перечисление вроде: «Главный герой поссорился с девушкой. Потом с отцом. Затем он посидел в кафе, прогулялся по набережной, переспал с соседкой и уехал в другой город».
Типы сюжета по характеру событий и структуре
Так как сюжет подчиняется драматическим законам, история в сюжетном пересказе всегда структурирована и поделена на четкие элементы.
В зависимости от исходного признака, в сюжетах можно найти признаки актовой структуры, композиционной, временной и т.д. Подробнее о структурах сюжета мы рассказывали в предыдущих материалах.
В фабуле такие элементы могут быть маловыражены или вообще стерты. И как мы уже говорили выше: в некоторых случаях хронологический буквальный пересказ событий и вовсе может терять драматическую целостность. Например, в авторском кино.
Зачем сценаристу фабула
Работа над сценарием делится на несколько этапов. И в большинстве из них, сценарист использует именно фабулу.
Мы уже определили, что именно фабула лежит в основе логлайна. Но также ее используют при написании заявки (идеи). Именно фабулу истории в первую очередь ищут отборщики просматривая синопсис. БитШит, поэпизодник, аутлайн – везде в основе лижет фабула.
Сюжет же, по сути, возникает только на этапе написания диалогов.
В кинопроизводстве под термином «диалог» понимают именно тот сам сценарий. Так что, речь тут идет не только собственно диалогах, но и описании действия, места, времени, разбивке на сцены и других составляющих готового драфта.
Точно также, именно короткий хронологический пересказ сути фильма лежит в основе питчинга перед продюсером, инвестором или режиссером.
В качестве аннотации будущего проекта, скорее всего, тоже будет использоваться именно фабула.
Нужно ли знать виды фабул
Термин фабула широко используется как в кино, так и в литературоведении. И как раз литературные теоретики зачастую пытаются создать классификацию фабул по какому-нибудь признаку, выделить виды или типы фабул.
Например, привязав фабулу к жанру произведения, можно выделить историческую фабулу, детективную фабулу, фантастическую фабулу и так далее.
По нашему мнению практической пользы в какой-либо классификации нет. Никакая структуризация не поможет автору написать хронологическую последовательность будущего сценария.
Дело в том, что фабула напрямую завязана только на историю. А истории, даже внутри одного жанра совершенно разные.
Понимание, к какой категории (по жанру, длительности, тональности и т.д.) будет относиться ваш будущий проект, безусловно, поможет написать историю. Но для того, чтобы сформулировать на ее основе фабулу, такие трудности ни к чему.
Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
Сюжетный твист: что это такое, зачем нужен и как устроен
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Хорошая история всегда содержит несколько неожиданных сюжетных поворотов. Для тех, кто забыл, сюжетный поворот – это точка в сценарии, где история сворачивает в какое-то неожиданное русло. Таким образом, автор делает свое произведение более непредсказуемым, а значит и интересным для зрителей.
Сюжетные повороты бывают разными. Бывают масштабными, полностью перестраивающими путь героя – ключевые точки. Бывают маленькими, локальными – повороты внутри сцены, диалога и тд.
Но есть один вид сюжетных поворотов, который стоит более подробного и тщательного изучения. И это твисты.
Понятие сюжетного твиста
Твист – это поворот в истории, который влияет не только на дальнейшее развитие сюжета, но и на уже произошедшие события. И в этом его ключевая особенность от остальных поворотных точек.
Сюжетный твист чаще всего строится на тайне, которую до поры до времени скрывают от зрителя. Тем самым вводя его в заблуждение, создавая ложное понимание сути событий. И только когда твист вскрывается, зритель может переосмыслить происходящее и понять, что на самом деле происходило в истории.
Например, можно рассмотреть уже ставший хрестоматийным пример твиста в фильме «Шестое чувство». В нем, главный герой в исполнении Брюса Уиллиса, вдруг понимает, что он уже давно мертв. И на протяжении всего фильма, он привидение, которое видит только обладающий экстрасенсорными способностями мальчик Коул.
Мало кто при первом просмотре смог заранее разгадать этот поворот. И когда этот твист, наконец, выстреливает, это не только приводит к неожиданному финалу, но и заставляет зрителя переосмыслить все увиденные ранее сцены.
М. Найт Шьямалан считается главным любителем твистов современного кинематографа. Без неожиданных поворотов у него не обходится ни один фильм. Но видимо сам он не всегда помнит об основных правилах правильного использования твистов, ведь в его фильмографии можно найти как одни из самых лучших, так и самые худшие твисты в кино.
Чаще всего твисты используются в остросюжетных жанрах: триллерах, ужасах, детективах, психологических боевиках.
Но в принципе никто не мешает использовать этот прием, и скажем в комедии. Например, в середине фильма «Джамп Стрит 22», который в России вышел под названием «Мачо и Ботан 2» есть твист, когда выясняется, что один из героев переспал с дочкой их начальника. И это полностью переворачивает сцену, идущую за десять минут до этого: там этот начальник хвалил героя и «давал ему пять» за то, что тот, наконец, завалил студентку. Но в тот момент никто из них не знал, что это была за студентка.
Зачем нужен сюжетный твист
Одна из основных задач сценариста – развлечь зрителя. Если зрителю скучно, вряд ли он сочтет такое кино хорошим.
А развлекать зрителя можно разными способами. Визуальными спецэффектами, пронзительным саундтреком, шутками, сценами с обнаженкой, хорошо подобранными актерами… Список приемов практически бесконечный. По сути, все правила, все ходы, все термины окружающие драматургию и кинопроизводство созданы и существуют только для того, чтобы веселить зрителя.
Но если говорить только о сценарном деле…
Обычно основная интрига заявляется в фильме в самом начале. Эта та самая точка, которая пробуждает интерес зрителя к истории. Убьет ли терминатор Сару Конор? Справится ли Сальери с завистью к Моцарту? Будут ли вместе Рос и Рейчел? Но где-то на середине повествования, история входит в колею. Акценты расставлены, кто герой, а кто злодей уже известно и уровень интереса зрителя начинает падать. Именно в этот момент на главную сцену и можно выдвинуть заранее заготовленный твист.
Бам! Сюжет переворачивается с ног на голову. Ошеломленный зритель понимает, что его провели. Но он в восторге от этого.
Хотя сам термин «сюжетный твист» получило свое распространение благодаря кинематографу, сам прием известен еще с древних времен. Например, финальный поворот древнегреческого мифа о царе Эдипе – это хороший твист.
Что такое финальный твист?
Сюжетные твисты по определению не могут быть раскрыты в начале истории. Ведь определяющим фактором этого приема является переосмысление уже показанных событий.
Поэтому подходящее место для твиста – вторая половина истории. Твист может располагаться в срединной точке (центр второго акта), в конце второго акта, в кульминации или в финале.
Где расположить твист – зависит от истории. Например, типичный троп боевиков 80х-90х, когда лучший друг героя или его наставник оказывается предателем, часто появляется в середине. Ведь после этого герою не только надо еще все исправить и отомстить за обман.
Но все, же наибольшее распространение получили твисты расположенные ближе к третьему акту. Там этот прием обычно выстреливает лучше всего. Подавляющее большинство всех самых известных и мощных поворотов в истории кино находятся как раз в конце сюжета. Именно поэтому от обычных твистов очень быстро отделилась небольшая подгруппа – финальные твисты.
Как устроены сюжетные твисты
Как уже было сказано выше, в основе твистов, чаще всего лежит тайна. Эта тайна может быть известна кому-то из персонажей, но ее точно не знает зритель.
Как и всякая загадка, твист должен в первую очередь отвечать условиям первоначальной задачи. То есть он должен логично вписываться в рассказанную историю, а не превращаться в «бога из машины» или «рояль в кустах».
Создавая сюжет с твистом, сценарист как бы рассказывает две истории: ложную и настоящую. И при этом, как раз в ложной могут быть небольшие логические дыры, мелкие нестыковки. Особенно если они допущены намеренно. Главное, чтобы зрители даже заметив их, не сделали правильных выводов и не догадались об обмане раньше времени.
Наоборот, верхом мастерства будет расставить по всему сюжету подсказки, которые зритель так и не сможет разглядеть при первом просмотре. Например, в том же «Шестом чувстве» нет ни одной сцены после пролога, где к герою Брюса Уиллиса напрямую обращается кто-то кроме мальчика Коула. Но все это очень качественно замаскировано. Например, герой считает, что его жена не разговаривает с ним, потому что недовольна тем, что он вернулся на работу. А в сценах, когда персонаж Уиллиса обращается к другим персонажем, всегда есть несколько человек. И если выкинуть все реплики Брюса становится понятно, что люди общаются друг с другом, а фразы героя просто не слышат.
Похожим образом построен и фильм «Игры разума». Половина персонажей общается только с главным героем, но все это выстроено логично и никто этого не замечает. Но почему никто при первом просмотре не обращает внимание на кадр, где маленькая девочка гоняется по полю за голубями, а они не разлетаются от нее?
Так что повторим: ложная история может иметь нестыковки. А вот настоящая… В ней логика должна быть железобетонной, иначе зритель просто не поверит в такой твист. Обманутый, он будет внимательно вспоминать и анализировать каждую просмотренную сцену, чтобы убедиться, что такой поворот действительно мог быть, просто он его не заметил. И если зритель найдет доказательство, что такой твист на самом деле нереалистичен…
Например, скомканный и непродуманный третий акт фильма «Иллюзия обмана» пытается заставить зрителя поверить в абсолютно глупый и нелогичный твист. Оказывается агент ФБР, который весь фильм гонялся за героями-грабителями и есть их тайный наниматель, который таким образом тестирует свою будущую команду, а заодно мстит давнему врагу. Это даже звучит безумно глупо: пройти сложный отбор и отработать десять лет в ФБР, чтобы проверить мастерство уличных фокусников. Кто в такое поверит?
Этот поворот явно придумался в последний момент. Ведь в фильме есть сцены, где расследование зашло в тупик и этот агент психует, разбрасывает документы и ругается. Вот только в этот момент он находится в комнате один. Зачем этот спектакль, если он заранее знал, кто эти грабители и как они будут действовать дальше?
Так что если, вы – начинающий сценарист и собираетесь строить историю с сюжетным твистом, помните: недостатки ложной истории можно замаскировать, а зрителя отвлечь.
А вот истинный сюжет должен:
Несколько твистов в истории
Прописать несколько переворачивающих сюжет точек – это для сценариста задача со звездочкой. Но если это удается, фильм стопроцентно станет хитом.
Например, два крупных твиста сделали классикой фильм Альфреда Хичкока «Психо». Первый, происходит в середине фильма, когда героиня, которую все считали главным действующим лицом, вдруг погибает. А второй, когда выясняется, что мама Нормана Бейтса, главный антагонист фильма – давно умерла. И на самом деле, все убийства совершал сам Норман.
Еще более интересный пример – фильм «Престиж» Кристофера Нолана.
Там можно насчитать четыре твиста. Первый, когда один из героев – персонаж Хью Джекмана, похитив дневник своего соперника – Кристиана Бейла, отправляется в путешествие, чтобы раскрыть тайну фокуса с перемещением, а потом узнает, что этот дневник был подделкой.
Второй твист, когда зрители узнают, что якобы погибший Джекман – вполне жив, здоров, да еще и все это время был богат.
Третий твист, уже под конец: персонаж Бейла рассказывает, что у него был брат-близнец, с которым они долгие годы делили одну жизнь на двоих, периодически меняясь местами.
И наконец, финальный твист: один кадр, по которому становится ясно, как чего стоила персонажу Джекмана его версия трюка с телепортацией.
Если, вы когда-нибудь попытаетесь провернуть что-либо подобное, в своих сценариях помните: просто объединить все эти повороты в логичную структуру, учесть все мелкие детали и проследить мотивацию персонажей в каждой конкретной сцене в этом случае недостаточно. Чтобы такая сложная конструкция сработала, каждый следующий твист должен быть мощнее предыдущего. Только так эта история будет соответствовать законам драматургии.
Примеры удачных сюжетных твистов
Примеры плохих сюжетных твистов
Твисты из всех приведенных ниже фильмов так или иначе выбивают зрителя из повествования. Либо отсутствием логики, либо нестыковками в деталях, либо отсуствием мотивации персонажей.
Конечно, есть твисты испорченные плохой реализацией. Например, в фильме «Счастливого дня смерти» убийцей в маске в итоге оказывается хрупкая девушка, хотя до этого в фильме хорошо было видно, что у преступника мужское телосложение. Но так, как такие проколы не относятся к сценарному мастерству, мы их включать в этот список не будем.