Святыни арзамаса что посмотреть
17 достопримечательностей Арзамаса, которые стоит посмотреть
Если судьба забросила вас в Арзамас, считайте, что вам очень повезло. В этом маленьком провинциальном городке каждый путешественник найдет для себя массу интересного.
Красивых старинных храмов, заслуживающих внимания музеев, архитектурных памятников и уютных зеленых уголков здесь столько, что на знакомство со всеми достопримечательностями Арзамаса вряд ли хватит одного дня, а потому вам обязательно захочется приехать сюда еще раз.
Воскресенский собор
Расположенный на центральной площади Арзамаса Воскресенский собор строили долго: 28 лет ушло на возведение самого здания, еще 21 год — на отделку и роспись стен. Но при одном взгляде на это грандиозное сооружение становится понятно, что время было потрачено не зря. Белоснежный 5-купольный храм высотой 47 метров, ставший образцовым примером классицизма, поражает как смотрящих на него со стороны, так и вошедших внутрь.
Последних больше всего изумляет уходящий буквально в небо купол над головой, гулкая тишина, отзывающаяся эхом на каждый звук, и неповторимой красоты монохромные фрески, выполненные в необычной технике — тушью по сырой штукатурке.
Воскресенский собор, несомненно, относится к тем достопримечательностям в Арзамасе, что посмотреть нужно в первую очередь, чтобы потом долго не сожалеть о нехватке времени.
Адрес: Воскресенский Собор, площадь Соборная, Арзамас, Россия.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор, являющийся главным храмом одноименного арзамасского монастыря, был возведен в первой половине XVII века и считается старейшим каменным сооружением города.
В облике этого пятиглавого храма отчетливо прослеживаются мотивы, характерные для нижегородской архитектуры, — исследователи полагают, что таким образом жители Арзамаса, предки которых были новгородцами, хотели подчеркнуть связь со своей исторической родиной.
На данный момент Спасо-Преображенский собор, в нашем столетии возвращенный монастырю, закрыт — там ведутся реставрационные работы. Но полюбоваться со стороны красотой этого сооружения, созданного искусными зодчими прошлых веков, вам ничто не помешает.
Адрес: Спасо-Преображенский Собор, Арзамас, Россия.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Главный храм Арзамаса, Воскресенский собор, — это летняя церковь. Для проведения служб и хранения наиболее ценных церковных реликвий в холодное время года в конце XVIII века рядом была построена отапливаемая зимняя церковь, освященная в честь иконы Богоматери «Живоносный источник».
Облик храма мало изменился со времен его постройки. Все также белоснежное здание, возведенное в переходном от барокко к классицизму стиле, венчает небольшой восьмигранный купол, а над притвором возвышается трехъярусная колокольня, с которой открывается прекрасный вид на центр Арзамаса.
Внутри церкви царит уютная одухотворенная атмосфера. Здесь можно увидеть редкие иконы «Живоносный источник» и «Собор Пресвятой Богородицы», а зимой еще и Животворящий крест Господень, «перекочевывающий» сюда из летнего Воскресенского собора.
Адрес: Церковь Живоносного Источника (Арзамас), Ленинский садик, площадь Соборная, Арзамас, Россия.
Свято-Николаевский монастырь
Напротив Воскресенского собора стоит Свято-Николаевский женский монастырь, основанный в 1580 году. Сегодня в нем два действующих храма — церковь Богоявления Господня, являющаяся важным элементом, формирующим облик центра города, и расположенный в том же здании небольшой храм иконы «Всех скорбящих радость». В третьей монастырской церкви — Никольском соборе — с 2005 ведется реставрация.
Каждый год монастырь принимает огромное число паломников, желающих приблизиться к хранящимся в нем святыням — образу Николая Чудотворца, подаренному обители еще во времена ее создания и прославившемуся своими исцеляющими свойствами, и удивительной иконе «Избавление от бед страждущих», ставшей знаменитой уже в наши дни.
Адрес: Николаевский женский Монастырь, площадь Соборная, Арзамас, Россия.
Благовещенская церковь
В историческом центре Арзамаса стоит возведенная во второй половине XVIII века Благовещенская церковь. Будучи самым высоким сооружением в этом районе, она горделиво возвышается над окружающими ее маленькими домиками. Колокольня этого двухэтажного храма, выполненного в стиле барокко, взметнулась вверх на 30 метров и видна издалека.
Когда-то Благовещенскую называли купеческой церковью, поскольку среди ее прихожан преобладали представители именно этого сословия. Конечно, в советские времена от былого величия и богатства храма не осталось и следа: будучи лишенным куполов и колокольни он походил на обычное светское здание.
Но сегодня, когда святыня возвращена верующим, Благовещенская церковь вновь радует прохожих блеском своих золоченых главок. Восстановлено и внутреннее убранство храма: новый иконостас покрыт искусной резьбой, и современная роспись стен впечатляет не меньше, чем та, которую здесь можно было видеть до революции.
Адрес: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Арзамасе, улица Мучной ряд, Арзамас, Россия.
Владимирская церковь
Одноглавый храм, возведенный в 1802 году на месте обветшавшей к тому времени Зосимовской церкви, был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, но в народе его по привычке еще долго звали Зосимовским.
Эта каменная церковь в классическом стиле несмотря на свою сдержанность и даже лаконичность служит настоящим украшением Арзамаса, и те, кто прибывает в город на автобусе, долго не уходят от автостанции, любуясь стоящим по соседству белоснежным сооружением с круглыми окошками по периметру ротонды, увенчанной черным куполом и большим крестом.
Адрес: Церковь Владимирской Иконы Божией Матери, Арзамас, Россия.
Историко-художественный музей
Этот музей за 65 лет своего существования неоднократно менял не только место своей «прописки», но и название. Сегодня он именуется Историко-художественным и располагается на Соборной площади, в кирпичном особняке, построенном в начале XX века для титулярного советника Александра Москвина.
Адрес: Историко-художественный музей, площадь Соборная, Арзамас, Россия.
Музей Горького
В 1902 году в Арзамасе отбывал ссылку Максим Горький, и арзамасцы сохранили память о почетном «госте» своего города. В одноэтажном деревянном доме купца Подсосова, ставшем на 4 месяца пристанищем для писателя и его супруги, в 1982 году был создан музей. В восстановленных интерьерах собраны личные вещи семьи Пешковых — пианино, мебель, предметы быта, а также письма Горького, черновики его работ, портреты писателя и его жены, созданные в Арзамасе.
Отдельная экспозиция посвящена представителям столичной богемы, приезжавшим в гости к Горькому, и местному священнику отцу Федору, с которым писатель познакомился в первые дни своего пребывания в Арзамасе и затем долгие годы поддерживал отношения.
Адрес: Мемориальный музей А.М. Горького, ул. Карла Маркса, Арзамас, Россия.
Гостиные ряды
Арзамас — старинный купеческий город, и неудивительно, что здесь есть свои Гостиные ряды. Застраиваться торговыми лавками эта улица, изначально именовавшаяся Красной, начала еще в XVII веке. Со временем на смену деревянным постройкам пришли кирпичные. Первое каменное здание, возведенное еще в 1727 году, стоит здесь и по сей день. Самая же поздняя постройка на этой улочке датируется 1903 годом.
Гостиные ряды, ставшие городским памятником архитектуры и истории, по-прежнему используются по своему прямому назначению. Многолюдная и шумная улица заполнена магазинами и магазинчиками.
Но даже если вы не собираетесь ничего покупать, не отказывайтесь от прогулки по Гостиным рядам — почувствуйте особую атмосферу, царящую здесь, и полюбуйтесь старинными изразцами и прочими оригинальными декоративными элементами, украшающими фасады старинных зданий. Даже лишенные единого стиля рекламные вывески, пестрящие повсюду, не способны затмить эту красоту.
Адрес: Ул. Гостиный ряд, Арзамас, Россия.
Дом-музей Аркадия Гайдара
Аркадий Голиков, хоть и родился в Курской губернии, своей малой родиной считал именно Арзамас — город, где он жил с 8 до 14 лет, пока не ушел на фронт. Даже литературный псевдоним он взял соответствующий — Гайдар, что по одной из версий означает «Голиков Аркадий из Арзамаса». Именно под этим псевдонимом он и известен широкому кругу читателей, по крайней мере, из воспитывавшихся в советские времена.
Небольшой деревянный дом, где прошло детство Гайдара, сохранился, и в середине 1960-х годов в нем был открыт музей писателя. Придя сюда, вы увидите личные вещи Гайдара, его рукописи и фотографии. Особый интерес вызывают прижизненные издания книг Аркадия Петровича. Сотрудники музея искренне любят своего «героя» и рассказывают о нем очень увлекательно.
Адрес: Дом-музей Аркадия Гайдара, улица Максима Горького, Арзамас, Россия.
Арзамас I
В небольшом провинциальном Арзамасе целых два железнодорожных вокзала — Арзамас I и Арзамас II. Через первый идут поезда, следующие с севера на юг и обратно, второй обслуживает направление «запад—восток».
Если не считать печально известную катастрофу, произошедшую здесь в 1988 году, то расположенная на северо-западной окраине города железнодорожная станция Арзамас I ничем не отличается от тысяч других станций в разных уголках нашей страны. Интерес представляет не сама станция, а здание вокзала, которому исполнилось уже 120 лет.
Это вытянутое в длину одноэтажное строение из красного кирпича смотрится довольно интересно благодаря многочисленным декоративным элементам — карнизам, симпатичному белому обрамлению окон, надстройке над главным входом. Путешественникам, следующим через Арзамас-1, будет на что взглянуть. Кроме того, их наверняка заинтересует тот факт, что в 1903 году здесь побывал Николай II, совершавший вместе с семьей паломническую поездку в Саровский монастырь.
Адрес: Арзамас I, Арзамас, Россия.
Арзамас II
Вторая железнодорожная станция города – Арзамас II – была открыта чуть позже первой, в 1919 году. Здание же вокзала, которое сегодня принимает пассажиров, следующих через этот транспортный узел, появилось лишь в 1961 году. Это сооружение в стиле советского классицизма неплохо смотрится на фоне застройки северо-восточной окраины города.
На площади рядом с вокзалом установлен памятник арзамасским железнодорожникам в виде настоящего паровоза серии «ЭР-798» 1953 года выпуска, и маленькие любители техники, наверняка, не будут скучать в ожидании своего поезда.
Адрес: Арзамас II, улица Красный путь, Арзамас, Россия.
Здание ратуши (магистрат)
Для размещения введенных указом Петра I органов городского самоуправления — магистратов — требовалась постройка отдельных зданий, именовавшихся магистратными покоями, или ратушами. В Арзамасе здание ратуши появилось в 1750-1760 годах. Оно до сих пор стоит на главной площади города.
Это компактное двухэтажное сооружение с украшенным приставными колоннами выступом со стороны южного фасада, с карнизами в стиле барокко, с симпатичными наличниками, обрамляющими окна, является единственной в России ратушей времен Петра I, сохранившейся до наших дней в своем изначальном виде, без существенных изменений и перепланировок, и в этом заключается его главная ценность.
В наши дни здание ратуши передано Православной Церкви для размещения в нем Музея русского патриаршества, так что у вас есть возможность не только осмотреть этот памятник архитектуры снаружи, но и зайти внутрь.
Адрес: Музей Патриаршества, площадь Соборная, Арзамас, Россия.
Ивановские бугры
С Ивановских бугров — небольших холмов, расположенных на юго-западной окраине Арзамаса, на берегу реки Теши, — открываются красивые виды, и, быть может, именно поэтому они давно превратились в излюбленное место отдыха горожан. И мало кто из приехавших сюда, чтобы приятно провести время, помнит, что Ивановские бугры — это еще и знаковое место в истории Арзамаса.
Именно здесь с октября по декабрь 1670 года было повешено и посажено на кол 11 тысяч бунтовщиков, участников крестьянской войны под предводительством Степана Разина. После этой казни местные жители стали называть бугры «кладбищем вольных людей» и в память об убиенных установили здесь божедомки — небольшие строения с иконой и лампадой.
Тех старых божедомок давно уже нет, но в наши дни была возведена новая, кирпичная, призванная напомнить новому поколению о страшных событиях конца XVII века, развернувшихся на этом месте.
GPS координаты: 55.37431936898385, 43.814669435066214.
Парк имени Гайдара
Созданный в конце 1950-х годов парк имени Горького всегда был очень любим арзамасцами, может быть, в силу того, что располагается он в самом центре города – не нужно далеко ехать, чтобы прогуляться в тени деревьев, привезенных несколько десятилетий назад из Азии, Западной Европы, Северной Америки и даже Австралии.
После проведенной в 2018-2020 годах реконструкции парк стал еще привлекательнее. Здесь появились сцена, амфитеатр, ярмарочная площадь и конструкция «Звезда Гайдара», украшенная девятью арт-объектами, ассоциирующимися с произведениями писателя.
Кроме того, в парке были систематизированы пешеходные дорожки, обновлена зона аттракционов, созданы спортплощадки и велодорожка. Одним словом, о своем решении прогуляться по этому зеленому уголку города вы не пожалеете.
Адрес: Парк Культуры И Отдыха им. А. П. Гайдара, Арзамас, Россия.
Музей горного дела
Если вы совершите небольшое путешествие до села Пешелань, что примерно в 10 км от Арзамаса, то сможете побывать в Пешеланском музее горного дела, геологии и спелеологии, открытом не так давно при местном гипсовом заводе «Декор-1». Изюминка этого музея, призванного рассказать своим посетителям о добыче гипса, заключается в том, что расположен он в до сих пор не закрытой шахте, на глубине около 65 метров. Будьте готовы надеть шахтерскую робу и каску и спуститься под землю!
В пещерах, где размещены экспозиции, вы увидите горнодобывающие инструменты, вагонетки и повозки для вывоза камня на поверхность, а также разнообразные статуи, т.е. те предметы, в которые превращалось добытое. Кроме того, в музее вас ждут пещера с реконструированной стоянкой доисторического человека, лагерь спелеологов, шунгитовая комната и комната страха – логово загадочных монстров.
Адрес: Музей горного дела, геологии и спелеологии, Арзамасский район, Нижегородская область, Россия.
Церковь Смоленской иконы Божией матери
В небольшом селе Выездное, что всего в паре километров от Арзамаса, стоит храм, по своей красоте не уступающий Воскресенскому собору. Это пятиглавая церковь Смоленской иконы Божией матери, появившаяся здесь в 1815 году и на момент постройки бывшая самым большим храмом губернии.
Статное фундаментальное сооружение, воплотившее в себе лучшие черты классицизма, стоит на холме и потому хорошо видно из самого города, но лучше не пожалеть времени и дойти до Выездного.
Если вы последуете нашему совету, то у вас будет возможность зайти внутрь этого и поныне действующего храма, чтобы взглянуть на великолепные росписи стен, выполненные московскими и арзамасскими художниками, и на картину испанского живописца Бартоломе Мурильо «Распятие Христа Спасителя», доставшуюся церкви от графа Салтыкова, некогда владевшего этими землями.
Адрес: Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Выездной Слободе, Выездное, Нижегородская область, Россия.
Два часа в Арзамасе
Бросив на неё взгляд, я отметила про себя, что всё старо, как мир, однако… Меня поразила одна фотография. На ней был сказочный русский город на горе, буквально застроенной церквями. Купола теснились и блистали в вечернем освещении.
Что это? Где? Почему не знаю? Арзамас!
С этого момента зародилась мысль, что неплохо бы туда съездить. Но, как всегда, разные мелкие обстоятельства мешают довести задуманное до конца: то холодно зимой, то поезда из Москвы туда приезжают в очень неудобное время, летом — дачные дела и прочие отговорки.
И тут, планируя поездку в Нижний Новгород и ближайшие к нему города, я обнаружила, что Арзамас лежит на пути из Нижнего в Дивеево, которое трое из нашей компании захотели посетить. В Дивеево мне не очень хотелось, но возможность остановиться в Арзамасе развеяла мои сомнения.
Для поездки мы выбрали понедельник после Пасхи: праздник отшумел, туристы на многочисленных автобусах разъехались, и можно спокойно оглядеться.
В Арзамасе мы остановили машину на той самой Соборной площади, фотография которой поразила меня зимой.
Остановка планировалась недолгой, но, начав своё путешествие только в пределах этой площади, мы никак не могли оттуда уйти — так было интересно.
Так получилось, что с началом 2017 года наши поездки были связаны с городами, основанными во времена Ивана Грозного: Орёл, Болхов, Нижний Новгород. Арзамас разделил их судьбу: он был основан как город-крепость, которую распорядился заложить царь Иван Грозный в 1552 году во время третьего похода на Казань.
Как город-крепость Арзамас давно утратил своё значение, однако сохранил атмосферу старины — от Средневековья до начала 19 века.
Строительство храмов в Арзамасе продолжалось непрерывно в течение 300 лет, за это время церковные здания не раз перестраивались, деревянные заменялись каменными. К началу 20 века было построено 25 приходских церквей и 4 монастыря. Даже в годы советской власти большинство церквей уцелело, хотя планы по их сносу были.
Никто в то время не думал, что это не просто культовое здание. Это памятник великому подвигу народа в Отечественной войне 1812 года. Впрочем, Храм Христа Спасителя в Москве тоже был построен с честь этого события, кстати, на народные деньги, но это не остановило вандалов.
Воскресенский собор строился долго, с 1814 по 1842 год, по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского (Варенцова), который был уроженцем Арзамаса. Храм огромный, его высота 47 метров, длина каждой из четырёх сторон составляет 64 метра. С каждой стороны примыкают портики с 12-ю колоннами, к которым ведут широкие лестницы.
Храм летний, службы в нём проходят только тогда, когда помещение не нуждается в отоплении, поэтому в холодный день 17 апреля он был закрыт. Но надо знать моего проныру мужа, который обязательно добивается своего. Он обратился к сторожу соседней зимней Церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», и тот позвонил в паломнический центр, откуда через некоторое время пришла очень приятная женщина, представившаяся экскурсоводом. И — о чудо! — ДЛЯ НАС четверых ОТКРЫЛИ ХРАМ! Войдя внутрь, мы буквально обомлели. Огромное пустое пространство вокруг, уходящий буквально в небо купол над нашими головами и гулкая тишина, отзывающаяся эхом на каждый звук, в которой, казалось, слышно было наше дыхание.
Экскурсия, которую провела для нас Лена (так экскурсовод представилась), была проведена на таком высоком уровне, каким не всякий столичный экскурсовод может похвастаться. Её блистательный рассказ воспроизвести невозможно, да и не надо. Наши знакомые ездили после нас, на майские праздники, в эти места. Связались с Леной, и она провела великолепные экскурсии не только в Арзамасе, но и съездила с ними в Дивеево.
Но вернёмся в Воскресенский собор. Прежде всего поражает роспись. Если на секунду забыть, где ты находишься, вряд ли первой версией будет, что ты в русском православном храме. Собор расписан 14-ю огромными полотнами, на которых отображены сцены из Евангелия. Фигуры выполнены в человеческий рост.
В главном куполе между окон расположены фигуры двенадцати апостолов, чуть ниже — четырёх евангелистов.
Роспись выполнена тушью по сырой штукатурке мастерами — бывшими учениками Арзамасской школы живописи, созданной по инициативе художника А. В. Ступина, прежде всего О. С. Серебряковым и его сыном Александром, в 1834—1837 гг. За образцы были взяты шедевры мировой западноеропейской живописи.
На то время, пока летний храм закрыт, все святыни, принадлежащие ему, переносят в соседнюю, зимнюю Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Главных святынь в Воскресенском соборе две: чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (один из самых старых в Арзамасе — 16 век). Самая древняя икона в храме — Воскресения Христова (также 16 век) — подарок Ивана Грозного. Но и без них, несмотря на некоторую необжитость и лёгкий беспорядок, есть на что посмотреть. Прежде всего это прекрасный резной иконостас работы братьев Клима и Василия Ломакиных.
Иконы трех из пяти алтарей расположены в одну линию длиной в 30 метров. Каждый из них обрамляют огромные деревянные колонны с капителями, украшенные пилястрами и изящной резьбой. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Царские врата главного иконостаса украшены иконами Христа и Богоматери в человеческий рост работы профессора живописи Алексеева (зятя А. В. Ступина), который расписывал Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Они не обрамлены ризами, так как являются по сути произведениями искусства. Кстати, если внимательно присмотреться к фрагменту росписи потолка на самом верху фотографии, легко можно узнать копию «Тайной вечери » Леонардо да Винчи.
Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры. Некоторые фигуры находятся здесь и по сей день.
Показались мне интересными ещё несколько икон. Прежде всего искусным исполнением окладов, как эта.
А таких, как Тихвинская икона Божией матери, выполненная в сложной технике золотого шитья по бархату с драгоценными и полудрагоценными камнями, я никогда не видела.
Все вышеперечисленные главные реликвии, принадлежащие Воскресенскому собору, мы увидели, перейдя в зимнюю Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», полюбовались там и другими чудесными произведениями искусства. Но фотографировать в храме, полном людей, пришедших в церковь помолиться, побеседовать со священником, было очень неудобно.
Сама же Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» тоже очень интересна. Она старинная, была построена в 1794 году.
Ещё её можно рассмотреть на первой фотографии справа от Воскресенского собора.
Главная святыня храма — образ Божией Матери «Живоносный Источник». В храме находится также редкая икона «Собор Пресвятой Богородицы» — на одной иконе собраны все образы Богородицы, существующие в православной иконописи. Так что, молясь перед этой иконой, будто обращаешься ко всем — и Владимирской, и Казанской, и Смоленской, и Троеручице, и всем остальным…
Совсем рядом с Воскресенским собором расположен Николаевский женский монастырь, основанный в 1580 году. На Соборную площадь выходит Богоявленская церковь. Сразу бросается в глаза её необычная архитектура — она двухэтажная. Богоявленская церковь за время своего существования несколько раз перестраивалась. Последнее здание, которое мы видим, возведено в 1811 году.
Храм тёплый и уютный, с сохранившимися старыми иконами блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы с частицами мощей. В этом храме наш экскурсовод передала нас в руки доброй матушки Татьяны, монахини монастыря. Боже, с каким восторгом и благоговением она рассказывала нам о чудотворных иконах, которые хранятся в этой церкви, и о чудесах, свидетельства о которых тщательно записываются в церковных книгах! Конечно, ни о каких фотографиях речи быть не могло. Однако я нашла снимки этих икон в Интернете. А их истории заимствованы с официального сайта.
Надо было видеть глаза матушки Татьяны, когда она это рассказывала! В них была такая вера, такая ясность, что, когда она предложила нам прочитать перед этой иконой акафист, я — НЕВЕРУЮЩАЯ, НЕКРЕЩЕНАЯ, ЛЮБОПЫТСТВУЮЩАЯ, ПРАЗДНОШАТАЮЩАЯСЯ ТУРИСТКА — не смогла ей отказать. И самое главное, у меня это лучше всего получилось, потому что несколько семестров старославянского и древнерусского на филфаке даже через 40 лет, оказывается, не пропьёшь.
Еще одна чудотворная икона — «Достойно есть», или как в народе ее прозвали — «Изрубленная».
Образ был найден в 1997 году жителями города в хозяйственной постройке старинного дома и принесён в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаз Богородицы. В монастыре икона обновилась за одну ночь после того, как сестры взяли её на крестный ход. На следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря. Вскоре произошло ещё одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые, только на лбу. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог и Его Пречистая Матерь поруганы не бывают. Монахини говорят, что перед этой иконой нужно молиться за своих неродившихся детей.
Экскурсия закончилась, вернее, нам удалось переключить внимание матушки Татьяны на других посетителей и тихо по одному выскользнуть из церкви, потому что еще надо было ехать в Дивеево, да и обратный путь в Нижний Новгород занимает часа три. Как жаль, что не пришлось побродить по тихому старинному городку. Но я была бы не я, если бы совсем ничего не успела ухватить хотя бы на ближайших к площади улицах.
Вот такая панорама открывается, если встать спиной к Воскресенскому собору.
На первом плане — двухэтажная кирпичная Благовещенская церковь, сооружённая в 1775–1784. Здесь был самый большой в городе колокол, он весил 654 пуда, или 7,5 тонн. Благовещенская церковь была единственной златоглавой в Арзамасе. С зелёными куполами — Спасо-Преображенский собор, древнейшая постройка города — 1640-х годов.
Если спуститься по улице вниз и повернуть направо, можно выйти к торговым рядам, которые, правда, трудно рассмотреть за современными вывесками. Торговать всегда было чем: здесь выделывали кожи, выращивали лук и выкармливали знаменитых арзамасских гусей с нежным мясом. Мне всегда было интересно, как этих гусей — нет, не перевозили, а перегоняли, как стадо овец или табун лошадей. Оказывается, чтобы они могли преодолеть длинный путь, их лапки обмакивали в смолу, а потом гуся ставили на песок — получалась обувка, которая сохраняла гусиные лапы.
Кстати, об этом спуске. Помните картину Перова «Тройка»? Стасов писал, что это московская сценка. Арзамасцы считают иначе: Перов учился в Арзамасской школе живописи, и сценку подсмотрел именно на этом спуске. А и правда, похоже. Я стала внимательно рассматривать картину и на заднем плане справа обнаружила силуэты церквей в дымке, напоминающие Благовещенскую церковь и Спасо-Преображенский собор.
Кроме церквей и торговых рядов, в городе сохранились старые постройки, часть из них — на Соборной площади.
Слева особняки, а справа — Ратуша, или Магистрат, — выборный орган местного самоуправления, учреждённый Петром I. Это единственное сохранившееся неперестроенным здание Магистрата возведено в 1740–1750 годах. У него скромный фасад, скромные украшения, но выступы богато украшены архитектурными деталями. Сегодня это здание передано Православной Церкви для создания в нём единственного в России Музея русского Патриаршества.
Хотелось бы ещё погулять по городу, заглянуть в узкие улочки, во дворы. Удалось только один раз. Почти как улица моего детства.