Святая земля иерусалим что с ней делать
Православная Жизнь
«Руссо туристо облико морале», – сказал в свое время герой «Бриллиантовой руки», характеризуя моральный облик русского туриста. Времена поменялись, облик тоже, и сейчас наши соотечественники свободно разъезжают по всему миру.
Разъезжают и привозят многочисленные сувениры. И если сувенирного Будду или Хотея (божок богатства и удачи) возьмут еще, слава Богу, не все, то вот с сувенирами из Иерусалима всё гораздо сложнее. «Ведь это же со Святой Земли», – говорят они и уверенно привозят с собой красные нитки, всевозможные обереги и явно оккультные талисманы. Однако же не всё то свято, что географически находится на Святой Земле.
«Красная нить»
Это, пожалуй, самый распространённый артефакт, который привозят из Израиля. Да и не только из него – многие носят нашу, «отечественную» ниточку. Уже писал об этом, но всё же надо вкратце повторить.
Красная нить не имеет никакого отношения к христианству. Это каббалистический символ. А каббала – это эзотерическое теософское учение, своими корнями восходящее к иудаизму, постепенно выродившееся в набор оккультных практик и магических обрядов. Вспомните евангельское вопрошание к Спасителю: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11, 28). Те, кто носят красную нить и ожидают от нее чудодейственного эффекта, обращаются за помощью к самым что ни на есть настоящим бесовским силам.
Обычно людям, заходящим в храм с красной ниткой (именно «заходящим», так как прихожане знают, что это такое), всегда говорю, что они носят на руке маленького чертенка, а не помощь и защиту. Ведь если нить – это каббалистический символ, то и ношение ее – это часть каббалистического ритуала.
Кстати, к таинствам не допускаю с красной нитью. Сначала снимаем и выбрасываем, потом каемся в этом и только после этого поговорим об участии человека в таинствах Церкви.
Плакать у Стены Плача?
Многие подают записку у Стены Плача в Иерусалиме. Стена Плача – это то, что осталось от величественного Иерусалимского храма, под своды которого ступил Сам Господь. Для евреев это один из национальных символов, место скорби и молитвы. Возникает вопрос: можно ли молиться у Стены Плача или оставлять в ней свои записки?
Сразу скажу, что я не против самого посещения этого места. Это одно из древнейших мест в Иерусалиме, и православный христианин вполне может там побывать и посмотреть на часть древней истории. Тем более, Спаситель был в Иерусалимском храме!
«Православному запрещено молиться с иноверцами»
Что касается молитвы, то православному запрещено молиться с иноверцами. Поэтому если Вам предложат одеть кипу и что-то ритмично почитать у Стены, то делать этого не надо.
Теперь о записках. На мой взгляд, подача записок – это тоже форма молитвы, а как уже было сказано выше, молиться с иноверцами мы не можем. Для многих подача записок – это всего лишь ритуал, своего рода место, где можно «загадать желание». От этого вообще нет никакого смысла.
Подведем итог: плакать у Стены Плача православному не надо, равно как и подавать туда записки. И совет: если хотите, подайте записку о здравии и упокоении в православный храм. Там священник помолится за Вас на богослужении и, быть может, Господь исполнит Вашу просьбу.
«Рука Мариам»
У этого амулета есть много названий и множество форм. Его называют «Рукой Мариам» или «Рукой Фатимы», «Божией рукой» или «Божией ладонью», а по-арабски «хамса». Изображают его тоже по-разному, даже с попыткой замаскироваться под православие – например, с иконой в центре.
Но как бы эта вещь ни называлась, она всё равно остается именно амулетом, «защищающим» от сглаза и порчи. Напомню, что православные люди не верят ни в то, ни в другое. И даже если махнуть на это рукой, то ладонь всё равно однозначно остается иудейским и мусульманским символом, а никак не христианским.
Такого рода «сувениры» люди привозят со Святой Земли, вешают у себя дома, с удовольствием носят. Через некоторое время начинают жаловаться в храме: «Батюшка, что-то в жизни не то». А как может быть «то», если сами пустили в нее бесов?
Наверное, неисчерпаема эта тема, равно как и неисчерпаемо количество современных суеверий и странных традиций. Совершенно отдельной темой являются «сувениры» с Востока, откуда люди привозят огромное количество идолов и прочего. Но об этом в следующий раз.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Святые места в Израиле для православных
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Святой Землей у христиан принято называть Палестину по обе стороны реки Иордан. На ее небольшой территории произошли самые важные религиозные и исторические события, которые описаны в Старом и Новом Завете. Каждый паломник считает за долг совершить путешествие в Израиль по святым местам.
Особого значения до 326 года данным местам не придавалось и только Св. Елена, мать Константина Великого, положила начало их почитания. Изначально их было только четыре, но в последствии число выросло. Заботу о поддержании и сохранении священных мест, о христианах Святой Земли, а также ответственность за принятие паломников всецело взяла на себя Иерусалимская Патриархия.
Так как за Святые места Израиля в определенное время происходила длительная борьба, результатом стало то, что некоторые святыни отошли к одним общинам, а другими занимаются иные. Тоже касается и их признания: одни признаются всеми христианами, а другие – только теми, кто ими занимается.
Священные места Святой земли
Три основные религии берут свое начало именно отсюда. Это:
Именно Израиль считают колыбелью религий и городом мира. А многие называют Иерусалим Святой землей.
На этой земле есть священные места, которые принадлежат не только иудеям, но и христианам, а также мусульманам. О христианских святынях знают не только верующие всего мира, но и неверующие. Святые места, которые относят к христианству, в основном связаны с земной жизнью Христа. Также в Израиле есть большое количество святынь. Особенно популярными они становятся в религиозные праздники. Большое количество верующих стараются их посетить.
Среди Святых мест Иерусалима отмечают:
Множество мест еще связано с Богоматерью, учениками Христа, а также с Иоанном Крестителем.
Места в городе Назарет, который еще называют городом Христа:
Данные здания были сооружены на честь событий, которые произошли накануне непорочного зачатия.
Есть много мест, которые находятся в окрестностях Галилейского моря, а именно озеро Кинерет. Считают, что тут он начал проповедовать свое учение.
В основном каждое место имеет отношение к определенной конфессии, но на две святыне претендуют практически все. К ним относят: Храм Гроба Господнего и церковь Рождества.
Святой горой в Иерусалиме считают Храмовою Гору. Она имеет огромное значение для трех основных религий. В давние века ее называли Мориа. Часто говорили, что она является основой всего мироздания. Считают, что Господь взял камень с этой горы и начал создавать Вселенную. Принято считать, что на краеугольном камне этой горы держится весь мир.
Паломничество в Израиль и что привезти
Если Вы решили совершить паломничество по Святым местам Израиля и привести сувениры, то должны знать о том, какая вещь что означает. Среди наиболее известных и почитаемых оберегов выделяют:
Так например, Святую воду из Иерусалима можно набрать в Иордане. Впервые о ней заговорили после распятия Христа. Ученики сняли его тела и возложили на Камень помазания, но перед тем его омыли водой из данной реки. В ней же он и крестился. На данном месте сейчас сооружен целый комплекс, который именуют «Ярденит». Желающие могут там окунуться трижды и набрать оттуда воды.
Святое масло из Иерусалима
Говорят о том, что когда Иисус вошел в Иерусалим, то поднялся на Масличную Гору. Оттуда он увидел панораму города и расплакался, так как он знал о его судьбе. Тут же у него появились слезы. Сейчас на том месте стоит церковь Слез Господних. Именно тут, в Гефиманском саду растет большое количество олив. Сюда он еще придет после Тайной вечери.
Он уже знает, что тут его предадут и отсюда он вознесется на небо. Согласно легенде, то оливковое дерево первым поклонилось младенцу-Христу после его рождения. Главными оберегами Иерусалима считают маслину и масло, а также елей, который производят на его основе. Приготовить его можно и самостоятельно. Для этого стоит добавить в оливковое масло несколько капель любого эфирного.
Перелейте в небольшую емкость и освятите в храме. Если необходимо исцелиться от хворей или добавить сил, то утром стоит ватной палочкой нарисовать елеем крест на лбу и проговаривать определенные слова:
Если заболевания более серьезные, то стоит смазывать больные участки.
Что делать со Святой землей из Иерусалима
Ее считают главным иерусалимским оберегом. Купить ее можно в Старом Городе. По виду – это небольшая стеклянная бутылочка с землей. Но бытует мнение о том, что сделать такой оберег можно и самостоятельно. Многие наши предки считали, что святая земля – это та, где ты родился. Ее брали с собой, зашивая в ладанку. Она защищала от недугов и бед.
Для проведения такого ритуала необходимо положить землю на плотную ткань и освятить ее в храме перед иконой Спасителя или Его Распятием. Во врем такой процедуры стоит прочитать молитву:
« Господи Сыне Божий! Благослови меня, рабу Божью (имя)! Спаси, сохрани и помилуй! Благослови эту землю святую, на которой храм твой стоит, в небо смотрит. Да защитит она дом мой от злых сил, от бед и напастей! Аминь».
Дома необходимо пересыпать ее в стеклянную емкость и хранить возле окон или в застекленном шкафу. При болезни ее можно класть под подушку.
Иерусалимские иконы
Есть большое количество икон Святых в Израиле. Каждая из них имеет определенное значение и толкование. Христиане изо всех уголков мира приезжают туда, чтобы приложиться и помолиться у них. Также можно спросить у священников о том, какой образ будет лучше приобрести и купить его там в церковных лавках.
Среди икон Святых Иерусалима особое уважение заслуживает икона Богородицы Вифлеемская. Она находится в базилике Рождества Христова. Она почитается не только у христиан, но и у прочих верующих. Перед ней принято просить дарование детей, об их благополучии и о благополучии семейном. Также можно обращаться и во всякой нужде и прочих жизненных обстоятельствах. Она никогда не оставляет в беде, становится Усердной Заступницей, Отрадой и Утешением всех людей.
Помните, что если есть возможность, то обязательно посетите Святую Землю. Это впечатление останется у Вас на всю жизнь.
Господь всегда с Вами!
Читайте еще:
One thought on “ Святые места в Израиле для православных ”
Доброго дня! Статья в общем-то хорошая. Есть одно существеное НО! Простите, но Вы здесь приводите какие-то заговоры, не имеющие отношения к моливам, оставленных нам святыми отцами церкви. Елей-не болей. Это Богохульство,простите. Если есть конкретный источник откуда взяты эти к слову сказать заклинания, прошу указать источник. И прошу меня простить за недоверие.
Набор паломника: где взять и как использовать Оставить комментарий
Набор паломника служит одним из самых популярных сувениров из Иерусалима. В него входят святая вода, святая земля, елей и ладан. Зачастую в набор вкладываются также распятия, четки, иконы или свечи. Традиция делать наборы паломника сформировалась в давние времена, когда странники стремились посетить Иерусалим, и привозили оттуда своеобразные доказательства своего паломничества.
Что делать с набором паломника
У многих возникает вопрос: набор паломника из Иерусалима как использовать-то? Сувениры из Святой земли не складируются на полку. Святой водой можно окропить квартиру, машину, или употреблять ее во время болезни. Принято считать, что она защищает дом и его владельцев от зла, дарует здоровье и долголетие.
Елей наносят на лоб крестообразно во время утренней и вечерней молитвы, а также в случае болезни. Целебные свойства елея известны давно, он спасает от многих кожных проблем, поэтому его можно наносить и на увечные места, молясь об исцелении. Как и святую воду, елей можно по капле добавлять в блюда по большим церковным праздникам, чтобы привнести в них частичку благодати.
Кусочки ладана укладывают в лампадку, которая тлеет в Красном углу у икон. Запах этого вещества оказывает успокаивающее действие на нервную систему, очищает воздух и способствует мысленному настрою. Ладан рекомендуется использовать помалу и в хорошо проветриваемом помещении, ни в коем случае не оставляя лампадку на ночь.
Святая земля из набора паломника единственное, что следует просто поставить на полку возле икон или отвезти на могилу близкого человека.
Где взять набор паломника
Идеальным вариантом считается собрать паломнические сувениры самостоятельно: зачерпнуть воды из реки Иордан, взять горсточку земли в Гефсиманском саду и так далее. Все это необходимо освятить в Храме Гроба Господня.
Однако сейчас можно в церковной лавке при Храме приобрести и готовый набор паломника в качестве сувенира из Иерусалима.
Если же вы пока не имеете возможности отправиться на Святую землю, вы можете приобрести набор паломника в нашем магазине. Упакованные в стильные коробочки и флаконы, земля, вода, ладан и елей уже освящены в Храме Гроба Господня. Распятия изготавливаются вручную из произрастающей в тех местах оливы, а свечи изготовлены из натурального воска. Подарите своему дому покой и умиротворение, приобретя набор паломника из Святой земли.
Святая Земля готовится к новой жизни «после ковида»
В «доковидную» пору в рождественские и пасхальные дни православные паломники устремлялись на Святую Землю, однако вот уже два года сделать это довольно трудно. О том, как живут в Израиле без паломников, какие ограничения и QR-коды действуют в стране и как в условиях пандемии подать записки к рождественской службе на Святой Земле, порталу «Интерфакс-Религия» рассказал секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон (Головко).
— Как будут праздновать Рождество на Святой Земле в этом году? Будут ли какие-то ограничения, связанные с коронавирусом? По состоянию на 2 декабря, Минздрав Израиля не присвоил «красный» статус опасности ни одному крупному городу страны. Можно ли сказать, что ситуация в целом стабильна?
— Уверен, что на богослужебный строй празднования Рождества Христова в Святой Земле ограничения, принятые сегодня в связи с COVID-19, не повлияют: в отличие от прошлого года, все праздничные богослужения будут совершены в открытом режиме, причем есть большая надежда, что и в церковных службах, и особенно в уличных праздничных процессиях в этом году примет участие гораздо большее количество христиан, чем в предыдущем. Возможно, министерство здравоохранения Израиля введет некоторые ограничения на присутствие внутри храмов особенно большого числа богомольцев – об этом мы узнаем уже в преддверии 25 декабря, когда Рождество празднуют католические общины Святой Земли, но учитывая то, что сегодня границы страны закрыты для въезда иностранцев, не думаю, что эти ограничения будут действительно серьезными. Важно понимать: несмотря на то, что Святую Землю в целом, а Иерусалим и Вифлеем в особенности, можно назвать колыбелью христианства, христианские праздники в наше время не собирают здесь такое значительное количество паломников или туристов, как, к примеру, праздники иудейские и мусульманские. Поэтому для сохранения контроля над ситуацией с COVID-19 в стране местные власти в первую очередь шли на ограничения во время именно этих праздников – иудейских и мусульманских.
В целом можно сказать, что ситуация в Израиле и на Палестинских территориях стабильная, заболеваемость контролируется, и всплесков не ожидается. Однако, и это тоже совершенно очевидно, властям надо быть осмотрительными и взять сейчас некоторую паузу, чтобы понять, как новые штаммы вируса будут себя вести. Уверен, что множество верующих захочет приехать в Иерусалим в пасхальный период 2022 года, и власти страны должны подготовить для этого наплыва паломников надежную базу.
-Правительство Израиля сообщило 27 ноября о решении временно закрыть границы для большинства иностранных граждан. Приедут ли хоть какие-то паломники к католическому, а потом и к православному Рождеству? Как вообще обстояли дела с паломничеством в 2020-2021 годах?
— Не думаю, что к православному Рождеству, а тем более к католическому, которое будет праздноваться совсем скоро, власти пойдут на открытие границ, а значит, приезда паломников ожидать не приходится. Анализируя шаги Минздрава и кабмина Израиля за последние год-полтора, можно сделать вывод, что границы откроются не ранее, чем через месяц. Впрочем, был бы рад ошибаться! В любом случае, уверен, что планировать поездку на православное Рождество и тем более покупать авиабилеты – дело сейчас рискованное. Нам нужно дождаться Пасхи: я ожидаю возврата к более-менее нормальному образу жизни именно к пасхальному периоду 2022 года.
— Действуют ли в Израиле QR-коды и возможно ли их введение для посещения храмов и других святых мест страны?
— Да, при входе в некоторые общественные места, как, например, в библиотеки, спортзалы, кафе или рестораны, расположенные в закрытых помещениях, в Израиле принято предъявлять так называемый «зеленый паспорт» либо сертификат о вакцинации. Впрочем, надо признать, правило это частенько игнорируется как со стороны посетителей, так и со стороны самих сотрудников: дело в том, что шестая часть населения этой страны – выходцы из наших российских пределов, люди по природе своей свободолюбивые, а именно наши люди чаще всего здесь и работают в общественной сфере, и посещают подобные заведения.
Совершенно не склонен думать, что введения кодов или пропусков следует ожидать при посещении храмов: пик заболеваемости явно прошел, ситуация под контролем, поэтому нет нужды так осложнять жизнь местных верующих. Тем более, что, как только Минздрав начинает касаться вопросов посещения храмов, здесь сразу под этим видится определенный момент ущемления религиозных прав, а это чревато неприятностями.
— Как наши верующие смогут подать записки для того, чтобы священники помолились об их родных и близких на Святой Земле?
— Сейчас, в это нестабильное время, есть один надежный способ подать записки – через интернет. В сети существует множество сайтов и сервисов по приему поминаний в Святую Землю, но я ничего не знаю об их работе, а потому буду говорить о том, что знаю досконально: на сайте Русской духовной миссии, которая, к слову сказать, является официальным и единственным представительством Русской православной церкви в Святой Земле, уже более трех лет работает специальный раздел для подачи подобных поминаний. Записки, поданные через сайт миссии, распределяются по всем ее храмам в Святой Земле в зависимости от того, как того захочет подавший их человек.
Искренне надеюсь, что в скором времени каждый верующий вновь сможет приехать в Святую Землю и сам, лично подать свою записку в храме, но пока такая возможность не открылась, будем пользоваться тем, что нам под силу.
— Как сейчас обстоят дела на «русских» участках в Израиле? Какие работы проводит наша духовная миссия?
— В Святой Земле сейчас время жаркое – везде ведутся ремонтные и реставрационные работы, многое отстраивается заново. Оправившись от первого шока, который принес с собой COVID-19, люди поняли, что нельзя больше терять время: нужно обновлять паломнические дома и туристические отели, реконструировать инфраструктуру, строить новые современные и удобные для гостей страны объекты. Поэтому сегодня по всей стране – и в государственном, и в частном секторе – кипит работа, по улицам то и дело ездят грузовики со строительными материалами и «миксеры» с бетоном, все обновляется в ожидании открытия границ.
Миссия не стоит в стороне от этих процессов, на всех без исключения наших подворьях ведутся серьезные и дорогостоящие ремонтные и строительные работы: где-то меняем в храмах окна и ремонтируем кровлю, где-то перестраиваем паломнические дома и благоустраиваем территории, где-то возводим новые объекты и строим другие новые планы.
Святая Земля устала от одиночества без богомольцев-паломников, а потому всё и вся здесь готовятся к новой жизни «после ковида».
Святая земля: история и эсхатология
Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение святая земля встречается у пророка Захарии (Зах. 2,12) и в книге Премудрости Соломона (12,3), где она названа и землей драгоценнейшей для Бога из всех других («земля, драгоценнейшая всех у Тебя») (Прем. 12,7).
Название же Палестина, по-древнееврейски Paleseth, означает землю Филистимлян, которые в конце XIII века до Р.Х. заняли эту территорию и дали ей название, о чем позднее и сообщает греческий историк Геродот.
В Новом Завете она назывется землей Израилевой и землей Иудейской (Мф. 2,20; Ин. 3,22), а также землей обетованной, которую патриарх Авраам «получил в наследие» от Бога («имел получить в наследие») и «верою обитал он на земле обетованной, как на чужой» (Евр.11,8-9). В этих последних словах содержится высший исторический, метаисторический смысл Святой Земли, но об этом позднее.
Это ключевое место на стыке старых континентов нашей планеты Земли было населено с древнейших времен и представляет собой очаг цивилизации. Для Европы эта территория в действительности была прежде всего Востоком. Была и осталась, так как, несомненно, без этого настолько ей Ближнего Востока нет и самой Европы.
В географическом отношении саму Святую землю Палестину составляют разные области. В центральной части это Иудейская равнина, или, по-библейски, Ездрилон. Она тянется от пустыни Негев, или Негиб, на юге, т.е. от Синайского полуострова, до горы Кармил на северозападе и до горы Ермон на севере, то есть до горной цепи Ливана и Антиливана. Высота этого центрального плато достигает более, чем 1000 метров над уровнем моря, а у Мертвого моря оно опускается на 420 метров ниже этого уровня. К западу от центральной части находятся низменности, спускающиеся до берегов Средиземного моря, в то время как восточную часть Палестины составляет долина реки Иордан, несущей свои воды от Дана (источника под горой Ермон) и Галилейского озера до Мертвого моря. Восточная сторона этой долины, носящая название Заиорданье (Трансиордания), примыкает к Сирийской и Аравийской пустыням.
Климат в Палестине разнообразный: средиземноморский, пустынный и горный, и таково же плодородие ее земли. Оно варьируется от изобилия до скудости, и поэтому в Библии эта земля называется и «землей, хорошей и пространной, где течет молоко и мед», и «землей пустой, иссохшей и безводной» (Исх.3, 8; Пс.62,2). Географическое и климатическое разнообразие Палестины как-будто предсказывало сложность ее истории, о которой мы скажем еще несколько слов.
Праотец еврейского народа патриарх Авраам приходит в эту землю в XIX веке до Р. Х. (около 1850 года до Р. Х.) из Месопотамии, из Ура Халдейского (Шумерского) в южном течении Евфрата. По призыву Божию он отправляется оттуда через Харран (севернее Евфрата), откуда затем пришел и патриарх Иаков, первым названный именем Израиль (одна из этимологий «Тот который видел Бога», «который стал лицом к лицу с Богом») (Быт. гл. 32, 28), по которому и весь еврейский народ получил имя Израи.. Аврааму и его потомству Богом была обещана земля Ханаан, названная так по своим тогдашним жителям. По этому обетованию Божьему эта земля и названа землей обетованной, как об этом напоминает великий иудей и великий христианин Павел из Тарса ( Евр.11,9).
После сорокалетнего скитания по пустыне израильский народ под предводительством Иисуса Навина поселилися в Палестине (ок. 1200 года до Р. Х.). Следующие два века охватывает период Судей, а затем наступает эпоха Царей. Примерно в 1000 году до Р. Х. сильный и славный царь Давид, поэт, музыкант и пророк, занимает ставший потом столицей Израиля Иерусалим. С этого времени на протяжении веков Святой Город Иерусалим становится символом всей Палестины как Святой Земли и символом Земли и всего человечества вообще.
Иерусалим к тому же был древним хананейским городом. Еще в древнеегипетских текстах (ок. 1900 года до Р. Х.) он упоминается как Urusalem. Приблизительно в то же время, когда патриарх Авраам пришел в Ханаан, Иерусалим был городом Мелхиседека, царя Салимского, чье имя по Библии означает «царь правды и царь мира» (Быт. 14; Евр. 7), что опять же является признаком великого будущего, то есть мессианской эсхатологии. Древнейшими житилями Иерусалима, начиная приблизительно с 3000 года до Р. Х., были амореи и хеттеи, которые звались еще евусеями; у них позднее Давид и отнял Иерусалим (это название скорее всего значит жилище мира, но история показывает, что мир его таков, какова и вся история земли и рода человеческого). В Иерусалиме Давид построил царскую башню на Сионе, самом высоком месте Святого Города, а его сын Соломон воздвиг великолепный храм Божий, на горе Мориа. Здесь, по преданию, праотец Авраам, по Божией заповеди, хотел принести в жертву сына своего Исаака, а поблизости расположена гора Голгофа, на которой принесен был в жертву за человечество Иисус Христос, Сын Божий.
Примерно в 700 году ассирийцы, заняв северную часть Палестины, осаждили Иерусалим, но захватить и покорить город смог только вавилонский царь Навуходоносор в 587 году до Р. Х. Месяц спустя военноначальник Навузардан разорил Храм и Святой город и увел иудеев в вавилонское рабство. Спустя пятьдесят лет (538 год до Р. Х.), персидский царь Кир захватил Вавилон и разрешил израильтянам вернуться из плена на родину. Тогда же был восстановлен и Храм и город под руководством Зоровавеля и Ездры. В 333 году до Р. Х. Палестину занял Александр Македонский, и для нее начался эллинистический период, продлившийся до 63 года до Р. Х., когда Иерусалимом завладел римлянин Помпей. Римо-византийское правление в Палестине продлилось вплоть до прихода в 637 году мусульман.
Время Христа в Палестине и Иерусалиме отражено в Евангелиях и Деяниях святых апостолов. Сегодняшние святые места в Святой Земле в большинстве случаев представляют собой географию биографии Христа, как это заметил еще святой Кирилл Иерусалимский. Палестина и Иерусалим являются материализованной (опредмеченной) земной биографией Христа, земной топографией Его небоземной биографии. Это, помимо всего прочего, подтверждают и современные археологические исследования и находки на территории Палестины, которые в последние годы совместно делают христианские и израильские археологи и библеисты.
Римские завоеватели разрушили многие библейские памятники и следы ветхозаветного и христианского времени в Святой Земле: сын Веспасиана военноначальник Тит в 70 году разорил Иерусалимский храм (в 73 году была захвачена и известная по трагедии еврейского народа крепость Мецанда = Масада на берегу Мертвого моря); в 133 году император Адриан полностью разорил Иерусалим и на его месте основал новый город «Элия Капитолина» (с храмом Юпитера на месте храма Яхве!).
Количество христиан в Палестине постоянно росло, и особенно оно увеличивалось со времени провозглашения свободы христианства при Константине Великом (известным Миланским эдиктом 313 года о религиозной терпимости). Святая царица Елена, мать Константина, отправилась в 326 году из Ниша [5] и Никомидии в Святую Землю и начала там большие работы по обновлению святых мест. С помощью Константина она воздвигла в Палестине десятки храмов, в местах рождества (ее базилика в Вифлееме существует и по сей день), жизни, подвигов и страданий Спасителя (храм Воскресения на Гробе Господнем, с пристройками, существует и сейчас). Недавно на мозаичном полу одной из церквей в Палестине открыта карта этой страны с запечатлеными на ней храмами-задужбинами [5] этих первых христианских императоров святых Константина и Елены. Позднейшая традиция задужбинарства, у византийских и сербских правителей, и у правителей других христианских народов, берет свое начало из Святой Земли. Строительство Елены в Святой Земле продолжила императрица Евдокия, жена Феодосия II, а также император Юстиниан. Император Ираклий в 628 году возвратил захваченный персами Честной Крест Христов, обретенный в свое время святой царицей Еленой и почитаемый всеми христианами испокон веков.
Благочестивое паломничество на Святую Землю продолжалось непрерывно на протяжении столетий и, с переменами и трудностями, приносимыми каждой исторической эпохой, сохраняется и поныне. (Одна из древнейших книг посвященных паломничеству, «Описание путешествия по святым местам» Этерии, IV век). Наиболее значительные и аутентичные святые места до настоящего времени принадлежат православной Иерусалимской Патриархии, Сионской «Матери всех Церквей» Божиих, а затем римо-католикам, коптам, протестантам и др.
В 637 году арабы-мусульмане заняли Иерусалим, а затем наследники завоевателя халифа Омара на месте Соломонового и Юстинианового храма воздвигли две и ныне существующие мечети, которые, так же как и двухтысячилетний православный храм Воскресения и храм Гроба Господня на Голгофе, новообразованное еврейское государство Израиль не трогало. С конца XI до XIII века западные христиане, крестоносцы, временно освобождали Иерусалим, но при этом сильно грабили его и другие святые места, так что даже инициатор крестовых походов папа Иннокентий III критиковал их за разграбление святынь, которые мусульмане по крайней мере в известной степени уважали. Впрочем, папа переступил и через это и поставлял по порабощенному православному Востоку своих марионеточных униатских «патриархов».
От арабов владычество в Палестине перешло к сельджукам, затем к мамлюкам и в конце концов к османам. Только в 1917 году турецкая власть была окончательно удалена из Палестины, а управление передано англичанам, которые известным образом поспособствовали евреям в образовании в 1948 году нынешнего государства Израиль. В конце XIX века основанное в Швейцарии Сионистское движение переместилось в Иерусалим. Незадолго до этого царская Россия основала в Палестине Русское Палестинское общество для изучения Святой Земли, что в свое время сделали также и западные римо-католики и протестанты, библейско-археологические школы которых в Иерусалиме пользуются сейчас мировой известностью. Православная Иерусалимская Патриархия имеет в Иерусалиме свою «семинарию Честного Креста».
И сейчас в центре внимания жителей Святой Земли и всего мира находятся прежде всего святые места. По сути, вся Палестина это одно большое святое место. Здесь материализована (опредмечена) многовековая библейская история, в определенной мере вся наша ветхозаветно-новозаветная цивилизация, материальная и духовная культура Европы и европеизированных народов мира. Об этих святых местах достаточно написано в наше время, и все существенное в основном известно. Каждая из этих святынь имет свою особую духовную значимость, многогранное наследие, которое можно ощутить и пережить только на месте событий. Это был бы дейсвительно особый персональный рассказ о каждом из святых мест и об их вновь пережитой истории, но мы не будем останавливаться на этом. Лишь коротко кое-что скажем об историософском значении Святой Земли и Иерусалима в рамках иудеохристианской духовной традиции, то есть на основании библейско-христианского видения мира и человечества.
Если пойдем от Священного Писания, от Библии как преимущественно палестинской географо-исторической книги, то увидим, что уже в самом названии Ханаана землей обетованной Аврааму и его потомству (Евр. 11, 9) в действительности заключается больше простой географии и голой истории. Лучше сказать: в этом названии уже содержится и эсхатологическая история, и эсхатологическая география Святой Земли.
А именно, Аврааму и потом Давиду обещана и дана в наследство земля Израилева, как кротким (= искренним и честным перед Богом и людьми). Ибо в Библии сказано: «кроткие наследуют землю» (Пс. 36,11). И все-таки и праотец Авраам, и царь и пророк Давид, при всем этом наследовании земли, жили на ней с сознанием и ощущением того, что они пришельцы и временные поселенцы. (Пс.38, 13: «ибо странник (= временный поселенец) я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои»; Евр.11,14: «Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества»). Эти же слова Ветхого Завета повторяет и Христос в Новом Завете: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5,5). Эти ветховетные и новозаветные слова о наследовании земли апостол Павел и Григорий Нисский толкуют как наследие эсхатологическое, то есть наследие Небесной Земли и Небесного Иерусалима (Гал.4, 25-30; Евр.11, 13-16; Беседа 2-я на Блаженства святителя Григория Нисского).
Такое парадоксальное эсхатологическое видение и восприятие не является отрицанием истории, а, напротив, есть осмысление и преображение истории, закваска истории метаисторией, то есть эсхатологией. Это своеобразный суд над историей, но одновременно и спасение истории от зла и греха, от смертного и тленного в ней, это евангелькая истина о том, что «пшеничное зерно, пав в землю», должно умереть, но не затем, чтобы погибнуть, а дабы оно «принесло много плода» (Ин. 12, 24).
Сербскому читателю это будет понятней, если мы напомним, что именно такое толкование нашей человеческой истории и географии дал христианский народный, православный гений, когда Косовское определение святого князя Лазаря назвал выбором Царства Небесного. Напомним, что говорится в сербской народной песне Косовского цикла:
«Полетела птица сокол серая
от святыни от Ерусалима»
Итак, если мы соединим наивеличайшего ветхозаветного пророка Исаию и наивеличайшего христианского апостола Иоанна и воедино свяжем их подлинно библейское, пророческое видение Святой Земли и ее истории как символа всей земли и истории рода человеческого, то это и будет единственно библейское, ветхозаветно-новозаветное видение, послание и благовестие о Христоцентричном движении и подвиге преображения этого неба и этой земли в Новое Небо и Новую землю (Ис. 65,17; Откр. 21,1-3), что, по сути, одна единая всесоборная Скиния (Дом, Церковь) Бога с людьми и людей с Богом. Небо на земле и земля на Небе.
Святая Земля Израиль и Святой Город Иерусалим принадлежат всему человечеству, и в земном и в Небесном Царстве.
[2] По техническим причинам использована латинская транслитерация
[3] В интернациональной Encyclopedia of Jewis History (1986, Израиль; 1989, Франция) на стр. 63 написано: «Иудеи под византийским законом:1) Иудеям было запрещено жить в Иерусалиме и посещать его, кроме 9 апреля; обращать других в свою веру; иметь рабов, особенно христиан; участвовать в управлении; жениться на христианках; строить новые синагоги; ремонтировать старые синагоги, кроме тех случаев, когда они могут обрушиться.2) Иудеям разрешалось: сохранять свою веру и собираться в синагогах; судиться по своим делам перед иудейскими судами; старейшины общин были освобождены от налогов; глава Синедриона признавался главой иудеев».
[5] Специфическое сербское название и понятие. «Задужбиной» назывался храм или монастырь строившийся «за душу» ктитора еще при его жизни и служивший впоследствии его усыпальницей.