Святая четыредесятница что это такое

Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Часто спрашивают: Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?

Святая четыредесятница что это такое. Смотреть фото Святая четыредесятница что это такое. Смотреть картинку Святая четыредесятница что это такое. Картинка про Святая четыредесятница что это такое. Фото Святая четыредесятница что это такоеОтвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Потому что Великий пост состоит из двух неравных частей. Одна из них — святая Четыредесятница — называется так, потому что длится ровно сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчивается пост святой Четыредесятницы в пятницу перед Вербным воскресеньем. В этот день в одном из церковных песнопений поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче» — то есть мы переходим ко второй части Великого поста — Страстной седмице. По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа.

Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и другие события евангельской истории

Страстная седмица 2018

Богослужения Страстной седмицы

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Святая Четыредесятница

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопиим» включительно (в последней стихире).

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую.

Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Источник

Четыредесятница

Четыредеся́тница – 1) также Святая или Вели­кая четы­ре­де­сят­ница – первые сорок дней Вели­кого поста; 2) также Малая четы­ре­де­сят­ница — Рож­де­ствен­ский пост.

Святая четыредесятница что это такое. Смотреть фото Святая четыредесятница что это такое. Смотреть картинку Святая четыредесятница что это такое. Картинка про Святая четыредесятница что это такое. Фото Святая четыредесятница что это такое

Первые 40 дней Вели­кого поста – время стро­гого воз­дер­жа­ния, при­го­тов­ля­ю­щее хри­стиан к долж­ной встрече празд­ника Пасхи. Вели­кий пост уста­нов­лен в вос­по­ми­на­ние соро­ка­днев­ного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соеди­не­нии со Страст­ной сед­ми­цей) 7 недель.

В это время не вку­ша­ется пища живот­ного про­ис­хож­де­ния (мясо, яйца и молоч­ные про­дукты), а также и рыба. В празд­ник Бла­го­ве­ще­ния и в Верб­ное вос­кре­се­нье раз­ре­ша­ется вку­ше­ние рыбы, а в Лаза­реву суб­боту – рыбной икры. Для бере­мен­ных женщин, кор­мя­щих мате­рей и боль­ных пост может быть ослаб­лен или отме­нен.

Сле­дует пом­нить, что суть и цель поста – воз­дер­жа­ние от стра­стей, при­ле­жа­ние к молитве, духов­ному чтению и бого­мыс­лию, чему спо­соб­ствует воз­дер­жа­ние в пище, сми­ря­ю­щее плоть. Поэтому подвиг поста сле­дует при­ни­мать с рас­суж­де­нием, учи­ты­вая состо­я­ние здо­ро­вья, опыт поще­ния, обсто­я­тель­ства жизни, сове­ту­ясь со свя­щен­ни­ком.

Святая четыредесятница что это такое. Смотреть фото Святая четыредесятница что это такое. Смотреть картинку Святая четыредесятница что это такое. Картинка про Святая четыредесятница что это такое. Фото Святая четыредесятница что это такое

Вели­кому посту пред­ше­ствуют при­го­то­ви­тель­ные недели, кото­рыми Цер­ковь духовно (осо­быми служ­бами) и телесно (посте­пен­ным пере­хо­дом к стро­гому посту) гото­вит веру­ю­щих к св. Четы­ре­де­сят­нице.

Бого­слу­же­ние Вели­кого поста имеет свои осо­бен­но­сти. Утром совер­ша­ется утреня, часы и вечерня; вече­ром – вели­кое пове­че­рие. По поне­дель­ни­кам, втор­ни­кам и чет­вер­гам литур­гия не совер­ша­ется (кроме слу­чаев, когда на эти дни попа­дает боль­шой празд­ник); по средам и пят­ни­цам слу­жится литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, в вос­кре­се­нье – литур­гия св. Васи­лия Вели­кого, а по суб­бо­там – обыч­ная, св. Иоанна Зла­то­уста.

В первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста празд­ну­ется Тор­же­ство Пра­во­сла­вия – празд­ник, уста­нов­лен­ный в 8‑м веке после победы над ересью ико­но­бор­че­ства.

Во второе вос­кре­се­нье совер­ша­ется память свт. Гри­го­рия Паламы, рас­крыв­шего учение о Небес­ном (Фавор­ском) свете, оза­ря­ю­щем души под­ви­за­ю­щихся в молитве и посте.

В третье вос­кре­се­нье, назы­ва­е­мое Кре­сто­по­клон­ным, совер­ша­ется покло­не­ние Свя­тому Кресту. В чет­вер­тое – память прп. Иоанна Лествич­ника, напи­сав­шего «Лествицу» – сочи­не­ние о вос­хож­де­нии к совер­шен­ству в доб­ро­де­те­лях.

Пятое вос­кре­се­нье посвя­щено вос­по­ми­на­нию прп. Марии Еги­пет­ской, явив­шей обра­зец истин­ного пока­я­ния остав­ле­нием гре­хов­ной жизни и обра­ще­нием к Богу.

Шестое вос­кре­се­нье (неделя ваий) – дву­на­де­ся­тый празд­ник, назы­ва­е­мый Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим или Верб­ное вос­кре­се­нье, в кото­рый празд­ну­ется тор­же­ствен­ное шествие Спа­си­теля на воль­ные стра­да­ния.

Осо­бен­ной служ­бой отли­ча­ются: поне­дель­ник-чет­верг первой сед­мицы – на вели­ком пове­че­рии чита­ется Вели­кий канон; пят­ница первой сед­мицы – память вмч. Фео­дора Тирона и бла­го­слов­ле­ние колива; чет­верг пятой сед­мицы – сто­я­ние Марии Еги­пет­ской, когда пол­но­стью поется Вели­кий канон и чита­ется житие пре­по­доб­ной; суб­бота пятой сед­мицы, назы­ва­е­мая Суб­бо­той Ака­фи­ста, – в похвалу Божией Матери совер­ша­ется пение ака­фи­ста; суб­бота шестой сед­мицы назы­ва­ется Лаза­ре­вой, т.к. посвя­щена вос­по­ми­на­нию вос­кре­ше­ния Гос­по­дом пра­вед­ного Лазаря ( Ин.11:1–46 ).

В суб­боты второй, тре­тьей и чет­вер­той седмиц (Роди­тель­ские суб­боты) совер­ша­ется поми­но­ве­ние усоп­ших. В дни Страст­ной сед­мицы совер­ша­ются особые службы, посвя­щен­ные вос­по­ми­на­нию пре­да­ния и стра­да­ний Спа­си­теля.

Источник

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Установление Великого поста в ранней Церкви

Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста – подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1–2; Мк 1. 12–13; Лк 4. 1–2) и подготовку к празднику Пасхи [1]. 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III–IV в. [2] появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно).

Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост. Так обычно понимают Тертуллиана («О крещении», 19). К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения.

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого [3]. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, которое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный [4], в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство – письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг [5].

В «Пасхальных посланиях» свт. Афанасия заметен процесс установления 40-дневного поста: в 329 г. пост охватывает лишь одну Страстную (Великую) седмицу, а в 340 г. Четыредесятница уже обязательна для празднования Пасхи. Пост первоначально был строго 6-недельным, а Первая Седмица была еще непостной, чем, по мнению великого русского литургиста Скабаллановича, объясняется отсутствие поста на первой седмице в католической практике [6]. Именно в IV в. перестали служить Божественную Литургию в постное время на буднях.

О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора, но что именно имеет Собор в виду – Великий пост или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи) – остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. Апост. [7], хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде [8].

К кон. IV – нач. V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так [считают живущие] в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие – из 7: так [поступают живущие] в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие – в течение 2, как, [например,] монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII. 19); «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно. в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц. и постятся только 3 пятидневия. те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40-дневным. одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц. одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» [9]. Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.).

Духовное содержание Великого поста

Великий Пост – это время приготовления к самому большому христианскому празднику – Воскресению Христову или Пасхе: «Кто пренебрегает Четыредесятницей. тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа; в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся» – стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную).

Поскольку Христос, как гласит Евангелие, постился в пустыне именно сорок дней (Мф 4:1), то этот Христов пост стал символически прообразовывать пост христиан. Кроме того, в Ветхом Завете рассказывается о 40-дневном Посте ниневитян (Ио 3:4), вероятно, в ознаменование которого и Иисус постился 40 дней.

В IV–VI вв. оформляется учение о Великом посте как о «десятине года» (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной десятине в ВЗ (Лев 27. 30–32). Если продолжительность года – 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи).

Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.

С постепенным распространением в Церкви практики редкого Причащения, достигшей к XIX в. максимального развития (когда многие причащались лишь однажды в год), Великий пост стал пониматься и как средство для подготовки к принятию Св. Таин (в частности, о том, что Великий пост – время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в «Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы», которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста).

В связи с тем, что дни Великого поста – это дни покаяния, канонические правила предписывают не совершать в будние дни Великого поста полную литургию (Лаодик. 49) как службу, преисполненную радости и торжества (с V–VI вв. на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров, не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни Великого поста было закреплено Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни Великого поста празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья – Лаодик. 51; в позднейшей традиции некоторые праздники святых отмечаются в будние дни Великого поста, но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни Великого поста не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик. 52).

Время подготовки к Пасхе структурно делится на саму Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье).

Современный устав поста исходит из правил для монахов, а древнерусский (константинопольский) Типик, более легкий для мирян, вышел из употребления на Руси в XVII в., так что постятся христиане «по силам» и с разными исключениями для пожилых, больных, беременных, кормящих матерей, детей и т.п.

Календарь Великого Поста

Богослужение

Использованные материалы

[1] см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12–13

[2] напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Александрийский († 311)

[5] Ep. 25. 7 // PL. 20. Col. 559; см.: Cabie R. La Lettre du pape Innocent Ier a Decentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28–29

[6] до II Ватиканского Собора и литургических реформ

[9] Socr. Schol. Hist. eccl. V. 22

[10] Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день

[11] Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня

Источник

Святая Четыредесятница: историко-литургический очерк

Многие службы, обряды и песнопения Триоди постной, появившись в эпоху высокой нравственной жизни христиан и будучи созданием их проникновенного духа, до сего дня служат уроками добродетели. Недаром наш отечественный богослов проф. А. А. Дмитриевский назвал эту книгу училищем благочестия. Можно ли быть равнодушным, слушая такие песнопения, как «Покаяния отверзи ми двери», «Помышляю день страшный» или «Душе моя, душе моя», где чувства болезненного раскаяния в порочном прошлом и страха ответа за него соединяются с теплой верой в милость любвеобильного Бога!

В период персидских нашествий на Палестину (VII-XI века) монахи вынуждены были часто оставаться Великим постом в монастыре, чтобы в случае нападения неприятелей быть защитой ддя беспомощных больных собратий. Так трогательный и поучительный обычай проведения поста в пустыне упразднился, обряд же прощения, откуда и само воскресенье называется «прощеным», распространился во всей Церкви, напоминая верующему о необходимости примирения с обидевшими его, дабы ему самому получить прощение от Бога по слову молитвы Господней – «остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Гимн же победителей греха, с которым они возвращались из пустыни в монастырь, сохранился в богослужении Недели ваий, в качестве первой вечерней стихиры.

Первую особенность первой седмицы поста составляет чтение Покаянного канона св. Андрея Критского. Этот канон состоит из 250 тропарей и называется Великим не за одни свои размеры, а и за глубину описанных в нем чувств и силу их выражения. В примерах из священной истории преп. Андрею представляются то высокие образцы святой жизни, то уроки к духовному исправлению. «Откуду начну плаката окаяннаго моего жития деяния? Кое положу начало, Христе, моему сетованию?» Так начинает преп. Андрей свой канон. Духовный взор его обращается к райскому грехопадению.

Описав опустошения, какие произвел грех в природе человека, певец призывает грешную душу искать вместе с Авраамом земли Обетованной – Отечества небесного. В Исааке он показывает образец послушания, а в Измаиле – дерзость, в судьбе городов Содома и Гоморры – гибельные действия похоти. Так проходит перед взором его история Ветхого Завета. Потрясающих чувств исполняется его душа, когда в 9-й песне канона ему представляется уже открытой дверь Царства Небесного и стремящиеся войти в нее евангельские грешники – мытари, блудницы, разбойник. Страх оказаться вне этой двери вырывает из его груди крик хананеянки «Помилуй меня, Сыне Давидов». Он готов, подобно блуднице, омочить своими слезами ноги Спасителя и, как умирающий разбойник, молит: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Вот вкратце содержание канона. Преп. Андрей написал его в конце VII века. За глубокую содержательность и теплоту чувств канон этот скоро получил в Церкви общую известность и вошел в богослужение первых дней Четыредесятницы.

Вторая особенность службы шестой седмицы – акафист в честь Божией Матери, который поется в субботу на утрене. Синаксарь субботнего дня и повесть о Неседальном, помещенная в конце Триоди, объясняют учреждение этого праздника в знак благодарности Божией Матери за избавление Константинополя от нашествия персов и арабов. В народе эта служба называется «Похвалой Богородицы».

Состоявшийся в Москве 31 января – 2 февраля [1945 года] ст. ст. Поместный Собор в своем послании к верующим отметил как печальное явление нашей религиозной жизни несоблюдение установленных Церковью постов. К сожалению, есть даже люди, пытающиеся оправдать это явление часто несостоятельными доводами, как, например, недостатком в продуктах питания, обусловленным военным временем. Рассуждающие так люди видят пост только в неупотреблении тех или иных видов пищи и не понимают, что христианский пост прежде всего есть процесс духовного нравственного совершенствования человека. Церковь налагает на верующих ограничения в части пищи, но рассматривает их не как самоцель,^а как одно из средств воспитания воли. «Пост не ошаяние (удаление) брашен точию совершим», – говорится в стиховной стихире вторника первой седмицы. В чем заключается пост, поясняет другая стихира: «Постимся постом приятным, благо-угодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный».

Церковь дала нам целый ряд советов, как проводить пост: «Постящеся, братие, телесно, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы».

В свете этих указаний пост прежде всего является состоянием нашей духовной бдительности, труда над воспитанием своей воли и высокого морального состояния.

Стремясь по этому пути, каждый найдет, что ему нужно делать и что вкушать, и сам режим стола в эти святые дни для него явится не принуждением, а потребностью духа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *