Свастика у буддистов что значит
Свастика в буддизме — знакомство с исконным значением этого символа
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Символ свастики прочно укоренился в наших умах как олицетворение фашизма и гитлеровской Германии, как воплощение насилия и геноцида целых наций. Однако изначально у него совсем другое значение.
Побывав в азиатских краях, можно удивиться при виде «фашистского» знака, который здесь встречается практически в каждом буддистском и индуистском храме.
Предлагаем вам попробовать разобраться, что же представляет собой свастика в буддизме. Сегодня мы расскажем, что означает слово «свастика» в действительности, откуда это понятие пришло, что собой символизирует в разных культурах, а главное – в буддийской философии.
Что это такое
Если углубиться в этимологию, то выясняется, что само слово «свастика» восходит к древнейшему языку санскриту.
Его перевод наверняка удивит вас. Понятие состоит из двух санскритских корней:
Получается, что в буквальном смысле понятие «свастика» переводится как «добру быть», а если отойти от дословного перевода в пользу более точного – «приветствовать, желать успехов».
Этот на удивление безобидный знак изображается как крест, концы которого загнуты под прямым углом. Они могут быть направлены как по часовой стрелке, так и против нее.
Это один из самых древних символов, который к тому же распространен почти по всей планете. Изучая особенности становления народов на разных континентах, их культуру, можно увидеть, что у многих из них использовалось изображение свастики: в национальной одежде, бытовых предметах, деньгах, флагах, средствах защиты, на фасадах зданий.
Его появление относят приблизительно к концу периода палеолита – а это было десять тысяч лет назад. Считается, что он появился, «эволюционировав» из узора, который совмещал в себе ромбы и меандр. Символ встречается с довольно раннего времени в культурах Азии, Африки, Европы, Америки, в разных религиях: в христианстве, буддизме, индуизме и древней тибетской религии бон.
В каждой культуре свастика означает что-то свое. Так, например, для славян она была «коловратом» – символом вечного движения неба, а значит – жизни.
Но несмотря на незначительные различия, символ этот среди многих народов часто повторял свое значение: он олицетворял движение, жизнь, свет, сияние, Солнце, удачу, счастье.
Причем не просто движение как таковое, а непрерывное течение жизни. Наша планета раз за разом крутится вокруг своей оси, огибает солнце, день заканчивается ночью, сезоны приходят на смену друг другу – это и есть непрекращающийся поток мироздания.
Прошлый век полностью исказил светлое понятие свастики, когда Гитлер сделал ее своей «путеводной звездой» и под ее эгидой пытался захватить весь мир. В то время как большинство западного населения Земли до сих пор немного страшится этого знака, в Азии он не перестает быть воплощением добра и приветствием всему живому.
Как она появилась в Азии
Свастика, направление лучей которой было повернуто как по часовой, так и против часовой стрелки, пришла в азиатскую часть планеты предположительно благодаря культуре, которая существовала еще до возникновения расы ариев. Она называлась Мохенджо-Даро и процветала у берегов реки Инд.
Позже, во втором тысячелетии до нашей эры, она появилась за Кавказскими горами и в Древнем Китае. Еще позднее достигла границ Индии. Уже тогда символ свастики упоминался в «Рамаяне».
Сейчас он особенно почитается у индусов-вайшнавов и джайнистов. В этих верованиях свастика ассоциируется с четырьмя уровнями самсары. В северной Индии она сопровождает любое начало, будь то женитьба или рождение ребенка.
Что значит в буддизме
Практически повсюду, где воцарилась буддийская мысль, можно заметить знаки свастики: в Тибете, Японии, Непале, Таиланде, Вьетнаме, на Шри-Ланке. Некоторые буддисты называют ее также «мандзи», что в дословном переводе означает «вихрь».
Мандзи отражает неоднозначность мироустройства. Черточке по вертикали противостоит черта по горизонтали, и при этом они одновременно неделимы, они единое целое, подобно небу и земле, мужской и женской энергии, инь и ян.
Мандзи обычно закручена против хода часовой стрелки. При этом лучи, направленные в левую сторону, становятся отражением любви, сострадания, сопереживания, эмпатии, доброты, нежности. В противовес им – лучи, смотрящие вправо, которые олицетворяют силу, твердость духа, стойкость, мудрость.
Такое сочетание и есть гармония, след на тропе Будды, его непреложный закон. Одно невозможно без другого – в этом секрет мироздания. Мир не может быть однобоким, поэтому сила не существует без добра. Благие поступки без силы слабы, а сила без добра порождает зло.
Иногда считается, что свастика – это «Печать сердца», ведь она была отпечатана на сердце самого Учителя. И эта печать отложилась во многих храмах, монастырях, ступах, холмах по всем азиатским странам, куда пришла вместе с развитием мысли Будды.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть добро, любовь, сила и гармония живут внутри вас.
Подписывайтесь на наш блог, и будем искать истину вместе!
Свастика в Индии. Самые древние символы человечества
Самые древние изображения свастики дошли до нас из одной из первых цивилизаций Земли, известной под названием цивилизации долины Инда, или цивилизации Хараппы (по названию одного из открытых археологами городов в долине реки Инд, т. е. на северо-западе южноазиатского субконтинента, в областях современного Пакистана и Северной Индии). Остановимся здесь на втором, более кратком, названии
Свастика в Индии
Эту цивилизацию называют доарийской, потому что ее расцвет приходится на IV–III тыс. до н. э., на то время, когда кочевники-арьи еще только двигались к степям Причерноморья по землям Восточной Европы, завершая здесь свой исход из Приполярья, где, по мнению ряда ученых, формировались их племена.
Доарийские жители создали развитую цивилизацию. Они строили города с домами из обожженного кирпича, развили орошаемое земледелие, знали искусства и многие ремесла.
И вот, знакомясь с найденными в раскопках предметами, мы обнаруживаем, что им были известны знаки солнца и креста, а также и свастики. Найдено множество разных изображений – главным образом всевозможных животных и в первую очередь быков. Печатей и обломков керамики обнаружено много, и те из них, что несут на себе символы солнца, креста и свастики, тоже были в числе этих находок.
Знали ли арьи свастику до своего появления на землях цивилизации Хараппы? Вот вопрос, на который трудно найти ответ, подкрепленный достаточным количеством доказательств. Можно лишь предположительно утверждать, что знали, и более того – она им была очень близка. Попробуем в этом разобраться.
Поскольку арьи были кочевниками и продвигались в течение многих и многих веков по огромным пространствам, материальных остатков на местах их кратковременных стоянок найдено мало – изделия из дерева, необожженной глины или ткани не сохранились в земле, но в числе находок повсеместно встречается знак солнца – свастика.
Свастика повсеместно используется в Индии как знак благих пожеланий
Вспомним, что языком арьев был санскрит, на котором созданы «Веды». А откуда взялось само слово «свастика»? Из санскрита. Оно состоит из трех частей: «су» – «хороший, благой» (перед гласным изменяется в «св»), затем «асти» – «есть» (третье лицо единственного числа от глагола «быть») и суффикса «ка», хорошо известного нам из нашего языка. И что получается? Некое слово, вроде «хорошка» или «благушка», т. е. знак, определяющий нечто хорошее, доброе, благое. Это наводит на мысль, что древние арьи имели изображения свастики.
В наречиях всех индоевропейцев издревле присутствует слово «свастика», санскритское, арийское название знака солнца, того светила, которому в «Ригведе» посвящается множество гимнов и молитв, насыщенных главной просьбой – прервать мрак полярных ночей.
Арьи в своем движении к югу пронесли по всему долгому пути свое преклонение перед солнцем и память о его спасительном воздействии на их жизнь. Поэтому можно предполагать, что то небольшое количество печатей, найденных при раскопках в Хараппе, могло, вероятно принадлежать пришедшим арьям, пытавшимся воспроизводить форму печатей местных народов. Так или иначе, но на разных произведениях искусства в Индии уже в I тыс. до н. э. знак свастики стал повсеместен.
Свастический знак широко распространился в Индии именно со времен появления в ней арьев, и доныне сохраняющих там свое традиционное значение, – им стали отмечать самые разные предметы, стены домов, вышивки и пр. как знаком благоприятствования, как призывом к счастью и довольству. И особенно большую роль играет этот знак при проведении таких обрядовых действий, как, например, свадьбы – тут индусы наносят свастику на очаги, сосуды, одежды и украшения, ковры и циновки.
Фризами из свастик украшены стены и колонны храмов, подножия статуй богов. Свастиками же отмечены деловые печати, бумаги, конверты, пригласительные и поздравительные письма, вышивки на одежде, шалях и пр. При проведении многих молитвенных церемоний верующие наносят на пол перед алтарем магические узоры, обязательным элементом которых являются свастики, имеющие и прямоугольные и закругленные лучи.
Перед днями праздников женщины расписывают свои ладони традиционными узорами, в затейливый рисунок которых тоже часто бывают включены свастики. И перед праздниками не только повсюду продают значки-свастики, но этим узором украшают шкуры домашнего скота.
Можно утверждать, что вся область орнаментальной культуры Индии отмечена знаком свастики и время его появления в этой стране безусловно сопряжено с фактом прихода на ее территорию племен арьев, исконных жителей северных широт, поклонников солнца.
Здесь уместно напомнить и о том, что в число древнейших предков всех индоевропейцев входили и предки славян, которые, судя по ближайшему сходству их языков с санскритом, долгие века плотно соседствовали с арьями в Приполярье, а возможно, и поддерживали родственные связи, переживая те же невзгоды долгих полярных ночей, а значит, и придерживаясь того же преклонения перед спасительной силой солнца. Вот чем объясняется абсолютно доминантное положение мотива свастики во всех формах орнаментального искусства Русского Севера – в вышивках, кружевах, деревянной резьбе и т. п.
Вероятно, и огромный интерес к знаку свастики в политической программе германских националистов объясняется той же памятью о пребывании рядом с арьями предков немцев, как одной из составляющих частей всей массы индоевропейцев, расселившихся после таяния последнего ледника по широким просторам Евразии от Европы до Индии.
Свастика в Индии видео
В Индии свастика везде
Лунгт в Красной Армии: какие части и почему носили этот символ
Крест с загнутыми под прямым углом концами, также называемый лунгтом — символ, в массовом сознании связанный с гитлеровской Германией.
В этом ролике вы узнаете, какие народы использовали свастику, как она стала популярной в 20 веке и почему Гитлер использовал именно ее.
Сходство индийской и славянской культур. Свастика
Сходство индийской и славянской культур. Свастика.
10 примеров свастики в различных культурах, которые никак не связаны с идеологией нацистов
Свастика в современном мире является одним из самых узнаваемых символов зла, расизма и тирании, который до сих пор ненавидят люди во многих странах. Однако на самом деле свастика всегда являлась символом удачи, который использовался во многих культурах, прежде чем начала ассоциироваться с убийственным режимом 20-го века.
1. Вращающееся бревно
Абсолютно аналогичная нацистской свастика, символ, известный как «вращающееся бревно», использовался коренными американскими индейцами на юго-западе США в течение многих столетий, начиная с древней культуры Анасази.
В мифах навахо этот символ изображает историю путешествия изгоя по реке в полом бревне. В конце своего путешествия он достигает изобильной и процветающей земли. В некоторых культурах подобный символ представляет четыре ветра или четыре направления.
После Второй мировой войны индейцы навахо, апачи и хопи решили отказаться от использования свастики на своих одеялах, корзинах, объектах искусства и одежды из-за ассоциации с нацистским злом. В последние годы индейцы начинают снова использовать данный символ как исконно индейский.
2. Гаммадион
В Древней Греции существовал символ, напоминающий свастику, который был известен как гаммадион. Он напоминал четыре греческих буквы гамма, которые были совмещены так, чтобы их углы образовывали общий центр.
Ранние христиане использовали гаммадион для изображения креста Иисуса. Он также использовался в качестве тайного символа в период, когда Римская империя преследовала христиан. Некоторые ученые утверждают, что гаммадион символизирует Христа и использовался ранними христианами для защиты от духов мертвых в катакомбах. А задолго до возникновения христианства гаммадион встречался практически во всех средиземноморских цивилизациях, таких как древние минойцы, греки и этруски.
3. Ван
В буддизме свастика (называемая «ван» на китайском и «манжи» на японском языках) являлась важным религиозным символом, который означал освобождение духа. Свастики различных цветов имели разные значения: синяя символизировала вечную доброжелательность небес, красная — безграничную доброту Будды, желтая — вечное процветание, а зеленая означала безграничное совершенствование.
Левосторонняя свастика считается первым из 65 благоприятных символов Будды, а правосторонняя считается четвертым из подобных символов. В тибетской традиции Бон свастика называется gyung-drung, что означает «вечный и неизменный». В отличие от других свастик в индуистских, буддийских и джайнских традициях, свастика Бон направлена против часовой стрелки. В китайском языке иероглиф в виде свастики «десять тысяч» и означает схождение с небес. В более поздние времена этот иероглиф начал означать «множество».
4. Гахули
Традиционным символом веры джайнов была свастика, известная как «гахули», которая символизировала четыре точки, четыре разные судьбы, с которыми встретится каждая душа в течение нескольких жизней в зависимости от своих поступков и кармы: жизнь в качестве человека, животного, божественного существа и адской сущности.
Сама свастика имеет несколько значений. Она представляет собой колесо, символизирующее вечную природу материального существования. Четыре ответвления представляют четыре ветви веры джайнов: садху (монахов), садхви (монахинь), шравак (мужчин) и шравиква (женщин). Символ напоминает джайнам, что их цель — освобождение от реальности, а не возрождение в ней. Это может быть достигнуто только с помощью этих четырех столпов сообщества джайнов. Ответвления также представляют четыре вечные характеристики души: знание, восприятие, счастье и энергию.
5. Свасти
В ведической традиции древнего индуизма слово свастика происходит от слова «свасти», которое означает «пусть случается только хорошее» или «благополучие». Это слово использовалось для обозначения красоты и благоприятных условий, а также было включено в ритуалы прощания и поздравления. Его происхождение, как полагают, относится к религии поклонения солнцу цивилизации долины Инда, но позже свастика была включена во все течения развивающейся индуистской веры.
Четыре ответвления индуистской свастики имеют много значений: четыре Веды, четыре цели жизни (ведущие к процветанию), четыре стадии жизни (символизирующие удачу), четыре направления в пространстве (имеется в виду вездесущность Брахмы), четыре времени года (что означает циклический характер времени) и четыре Юги мирового цикла (имеется в виду естественная эволюция Вселенной). Свастика тесно связана с богом Ганешей, которого часто изображают сидящим на цветке лотоса над кроватью в виде свастики.
6. Хакаристи
Свастика, известная как хакаристи в Финляндии, считалась символом удачи в Скандинавии и Балтийском регионе в течение многих тысяч лет. Шведский дворянин граф Эрик фон Розен считал этот символ личным символом удачи, маркируя им свой багаж во время путешествий по Южной Америке и Африке. После того как Финляндия объявила свою независимость во время гражданской войны в России, Розен фактически стал родоначальником использования свастики в военно-воздушных силах Финляндии. В 1918 году синяя свастика на белом фоне была принята в качестве официального символа финской авиации.
7. Эмблема Фохата
Теософы использовали символ свастики в различных культурах и периодах времени на протяжении всей истории. Мадам Елена Блаватская верила, что свастика является эмблемой Фохата, или космического электричества. Космическое электричество — оккультный тибетский термин, обозначающий Дайвипракрити, изначальный свет. В эзотерике он символизирует то же самое — универсальную жизненную силу.
Современные теософические общества используют правостороннюю свастику как символ динамических сил творения, представляющий глобальный процесс развития, а также считают, что обратная свастика, которая использовалась нацистами, является символом деструктивных сил, приводящих к концу света.
8. Литературный штамп Киплинга
Многие ранние произведения британского писателя Редьярда Киплинга были украшены символом свастики. Он впервые начал использовать этот символ на обложках своих книг в конце 19-го века после того, как познакомился со свастикой в индийском искусстве. Оба вида свастики (по часовой стрелке и против) появлялись на его работах, символизируя удачу. Наряду с свастикой Киплинг часто использовал образ головы слона в дань уважения к индуистскому богу Ганеше. При этом Киплинг презирал нацистов.
9. Филфот
Этот термин, который изначально использовался для символа свастики, фигурировал в различных культурах по всей Европе. Некоторые исследователи соотносят его с символом молота Тора, что может объяснить его присутствие на церковных колоколах в таких районах Англии, как Йоркшир и Линкольншир, на которые оказала влияние норвежская культура. Этот символ иногда называют «знаком молота Тора» или «крестом Тора».
10. Раэлитская свастика
Основатель инопланетного культа Раэль использовал в своем движении спорный символ — сочетание свастики со звездой Давида. Он утверждал, что видел этот символ на корпусе корабля Элохимов, пришельцев из космоса. Звезда Давида якобы символизирует бесконечность в пространстве, в то время как свастика символизирует бесконечность времени. Общий символ обозначает отношения между временем и пространством, вечность и бесконечность. Все раэлиты носят медальон с этим символом.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Символ, обращенный во зло
Свастика – самый древний и неоднозначный символ, известный человечеству. Его почитают священным индусы, буддисты и джайны и проклинают европейцы, пережившие ужасы Второй мировой войны.
Слово «свастика» на санскрите, языке древних индо-ариев, означает «то, что дарует благополучие». Свастика представляет собой крест, концы которого загнуты против или по часовой стрелке (левосторонняя и правосторонняя свастика). Правосторонняя свастика символизирует солнце, вечное движение и развитие и считается счастливым знаком. Левостороннюю свастику отождествляют с осенним и зимним солнцем и женским началом. Она менее благоприятна.
Свастика странствует по странам и континентам с доисторических времен. Еще греки и сицилийцы чеканили ее на монетах и расписывали узорами из свастик кувшины и блюда. Жители Трои вырезали этот знак на животах свинцовых статуэток богинь. Более 160 свастик обнаружили археологи под серым покровом пепла в Помпее. Она также украшала одежды, посуду и жилища древних обитателей Кипра, Германии, Франции, Мексики, Монголии и Китая. Под парусом с изображением свастики бороздили морские просторы бесстрашные викинги. Свастику можно увидеть и на стенах катакомб, где собирались для молитвы первые христиане, на средневековых бронзовых надгробиях и на облачениях христианских священнослужителей. На полуострове Индостан ее вырезали на царских печатях и таврах, которыми клеймили скот.
Буддисты изображают свастику на груди Будды как символ сердца и знак правителя мира – чакравартина, а также закона Будды, коему подвластно все сущее. Она указывает вход в пещерные храмы и украшает покрывала, в которые заворачивают своих мертвых тибетцы.
Для последователей джайнизма свастика – знак шестого учителя – тиртханкара. Она символизирует личность, свободную от власти закона кармы – причинно-следственной связи между поступками человека и последующим рождением. Центр свастики – это сам человек или его жизнь, четыре конца – варианты будущей жизни. Хорошая карма обеспечивает рождение в мире богов, плохая – в мире демонов. Можно снова родиться среди людей или же среди низших существ (животных, птиц, растений). Концы загнуты в знак того, что для праведника нет иного пути, кроме нирваны – освобождения от перерождений.
Для индусов свастика – один из 108 атрибутов верховного бога Вишну, хранителя мира. В индусских священных книгах – Пуранах она описывается как «сударшана чакра» – диск Вишну, символ постоянного изменения. Вишну – солярное божество, поэтому концы свастики ассоциируются с солнечными лучами, дающими жизнь. По легенде, он возлежит на кольцах семиглавого змея Шеши посреди космического океана. Из пупка Вишну вырастает лотос, из которого рождается Брахма – создатель мира. Поэтому иногда центр свастики понимают как пуп Вишну, а лучи – как четыре руки или четыре головы Брахмы. А еще свастика символизирует священный цветок – лотос, на котором восседают супруга Вишну Лакшми – богиня богатства и процветания и жена Брахмы Сарасвати – покровительница наук и искусства.
Но прежде всего свастика – это знак удачи. В Индии его можно увидеть повсюду. Свастику помещают в качестве охранительного знака на дверях домов, календарях, посуде, свадебных сари, украшениях невест и на рейсовых автобусах. В восточной части Дели огромные ярко-оранжевые свастики видны на торцах современных жилых зданий. Во время праздника огней Дивали индусы-бизнесмены закрывают старые книги бухгалтерской отчетности. На первой странице нового гроссбуха непременно присутствуют свастика и пожелание «Шубх лабх!» («Высоких доходов!»). Свастика часто соседствует со слоноголовым богом Ганешей, покровителем предпринимателей и путешественников. Индийские астрономы употребляют ее для обозначения дней солнцестояния и равноденствия. Существует особый обряд почитания знака. Перед сезоном дождей женщины при помощи разноцветных сухих красок покрывают землю перед входом в дом замысловатыми узорами из переплетающихся свастик. Свастику рисует и жрец, совершающий обряд бракосочетания. Восклицание «Свасти!» («Всего самого доброго!») звучит до и после священного слога «Ом» во время ритуальных церемоний.
В новое время магией чудесного знака решил воспользоваться Адольф Гитлер. Он объявил немцев потомками ариев и назвал свастику «живым символом расы и крови» и олицетворением «органической германской истины». С 1920 года свастика становится официальным символом нацизма. Значение фашистского триколора Гитлер объяснял так: белый круг – это национальная чистота, красный фон – сила германской нации, а черная свастика – знак беспощадной борьбы с коммунистами и евреями. Украденный символ украшал штандарты, ордена, медали, эмблемы различных обществ, в том числе организации фашистской молодежи «Гитлерюгенд». Однако свастика жестоко отомстила вору за поругание. В 1945 году нацистская Германия пала под ударами войск антигитлеровской коалиции.
Неоднократные осквернения неонацистами могил на еврейских кладбищах изображением фашистского креста всегда вызывали резкое возмущение европейской общественности. Последней каплей стала неудачная шутка британского принца Гарри, который в январе 2005 года появился на костюмированной вечеринке в форме офицера Африканского корпуса Роммеля с нарукавной повязкой со свастикой. В январе 2007 года министр юстиции Германии Бригитта Зиприс предложила запретить употребление фашистских символов на всей территории Евросоюза. Индусские организации выразили протест. По их мнению, индусы не несут ответственности за использование свастики нацистской партией. «Совершение индусских церемоний невозможно без свастики. Подобные решения являются дискриминацией индусов и ущемлением их прав», – заявил Рамеш Каллидаи, генеральный секретарь Индусского форума в Великобритании.
Индусы всегда были верны своим древним символам и традициям. Они верят, что свастика неизменно помогает им во всех начинаниях. Но того, кто попытается обратить ее силу во зло, удача может покинуть навеки.