Существуют ли проблемы развития человеческого капитала в нашей стране в чем
Человеческий капитал России: состояние, проблемы и перспективы развития
Массовость высшего образования не способствовала быстрому накоплению человеческого капитала. Престижные российские вузы не входят в число лучших университетов в авторитетных международных рейтингах. Например, по России: 1 место- МГУ, 2 место- СПГУ, 3 место- НИЯУ МИФИ. Международный рейтинг вузов: 1 место- Калифорнийский технологический институт, 2 место- Гарвард, 3 место-Оксфорд. Как видно, ни один российский вуз не вошел в международный рейтинг. МГУ находится лишь на 196 месте международного рейтинга. Есть закономерность: как только некоторый уровень образования становится массовым, то уровень его качества падает. Приобретение высшего образования стало некой социальной нормой.
По опросам ВЦИОМ, в 2011 году 74% россиян хотели бы видеть своих детей дипломированными специалистами, что на 6 % превышает данные 2002 года. Однако не менее 1\3 всех работников с высшим образованием выполняют в России работу, не требующую высокой квалификации, что свидетельствует о нерациональном использовании человеческого капитала. В этом случае есть опасность его обесценивания. [3]
В ведущих лабораториях мира львиная доля средств расходуется на новое оборудование. В России все наоборот. В РАН 75 % идет на зарплату, которая все равно ниже в разы, чем у зарубежных ученых. Наблюдается катастрофическая «утечка мозгов» из нашей страны. Ежегодное сокращение персонала, занятого исследованиями и разработками: 2000 год- 887729 тыс. чел., 2012 год- 726318 тыс. чел.[4]
В последние годы финансирование науки выросло до 1.2% от ВВП. Прибавка небольшая, но и, по мнению Михаила Угрюмова, академика РАН, расходуется довольно нерационально: «Надо вкладывать уже в существующие сильные организации, например, РАН или наукограды, повысив при этом заработные платы исследователей и приостановив «утечку мозгов» из России. Вместо этого создаются с нуля новые университеты».
Следует также отметить, что огромной проблемой для развития человеческого капитала в России остается коррупция. Большая часть денежных вкладов в ЧК используется малоэффективно, не по назначению, расхищается. Так, единица инвестиций в США дает в четыре раза большую отдачу, чем в России.
Экономисты 14 международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (2013 год) считают, что прорыв по направлениям здравоохранения, науки и образования возможен лишь при увеличении персональной ответственности граждан за формирование собственных инвестиций в человеческий капитал. Нужно отметить, что несмотря на рост доходов населения в последнее десятилетие, структура их использования не приближается к характерной для развитых стран, соответственно относительно низкой остается и доля собственных платежей населения в структуре финансирования инвестиций в человеческий капитал. [8] Вклад секторов образования и здравоохранения в формировании ВВП за 2000-е годы практически не увеличился. Показатели колеблются в границах статистической погрешности. Как было отмечено, доля расходов на медицинские услуги к 2014 году увеличились, по сравнению с 2006 годом (2006 г.- 1,02%, 2014- 1,517%).
В качестве решения проблемы человеческого капитала можно применить следующие действия:
1. Диденко Д. Российские интеллектуальные услуги и их конкурентоспособность по данным внешнеторговой статистики [Текст] // Вестник международных организаций. 2014г.№1. С.88-106.
3. Комолов Д.А. Инвестировать в науку = инвестировать в будущее [Текст]/Погорнева Т.//Экономика России: ХХI век. 2012. № 17. С.79-84.
4. Мелентьев А.Ю. Высшее образование и вузовская наука России: [Текст] // Российский экономический журнал. 2013. №6. С.91-98.
5. Невская Н.А. Реиндустриализация как целевой ориентир индикативного планирования // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 С. 104-107
6. Невская Н.А. Основные индикаторы цикличности экономики: мировые и российские индексы // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2014. № 6. С. 81-99
7. Невская Н.А. Реиндустриализация экономики как основа импортозамещения в условиях экономических санкций // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 252-256
8. Невская Н.А. Макроэкономическая модель прогнозирования в проекте LINK ООН // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 10-14
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ
1 Студентка БашГУ, г.Уфа, 2 ст. преп. кафедры ОЭТ БашГУ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ
В статье рассмотрено – понятие человеческого капитала, значение человеческого капитала для экономики, а также проблемы его развития в России: состояние образования, здравоохранения, российской науки. Проведен сравнительный анализ инвестирования в человеческий капитал в разных странах мира.
Ключевые слова: человеческий капитал(ЧК), Индекс развития человеческого капитала(ИРЧП), образование, здравоохранение.
1 Student, Bashkirian State University, 2 Professor
DEVELOPMENT PROBLEMS OF HUMAN CAPITAL ASSETS
The article considers the concept of human capital assets, the importance of it for economics and also some development problems of human capital assets in Russia: the condition of education, public health service and of science. The benchmarking study of investing in human capital assets in different countries had been made.
Keywords: human capital assets, Human Development Index (HDI), education, public health care.
Человеческий капитал в широком определении — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности. Человеческий капитал является необходимым условием для поддержания конкурентоспособности экономики страны и государства на мировых рынках в условиях глобализации, а также важнейшей характеристикой деятельности органов законодательной и исполнительной власти в стране. Для оценки качества человеческого капитала измеряется уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия населения, состояние медицинского обслуживания и производства ВВП на душу населения. Эти показатели учитываются при расчете Индекса развития человеческого капитала (ИРЧП). Четверть века тому назад Россия занимала 23-е место в списке из 187 стран, а по данным на 2013 год нам отведено 55 место. Причинами такого спада являются низкие инвестиции в образование, науку, культуру и здоровье населения.[3]
Состояние современного образования задает развитие страны на многие года вперед. На сегодняшний день государственная политика такова, что учеба в высших учебных заведениях все больше становится платной и возможность поступить в университет, особенно ученикам из сельских школ, уменьшается из года в год. Статистика утверждает, что «полностью доступно платное образование для 12,7% молодежи, для 42,1% оно сопряжено с необходимостью отказывать себе во всем, а для 44,8% платное образование недоступно вовсе». В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3.8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году на 109 месте из 186 стран. Для сравнения: в США — 5.5% ВВП; в Швеции и Норвегии – 6.7%; Словении — 5.2%; Франции — 5.6%, Канаде — 4.9%.[3] Модернизация образования в России сегодня становится главнейшей национальной задачей. Без ее решения страна не сможет избавиться от «сырьевого проклятия», добиться обновления всех сфер общественной жизни на пути постиндустриального развития. Нужны серьезные перемены в организации и технологии обучения, увеличение объемов финансирования и повышение качества управления вузами.
Вследствие низких инвестиций в здоровье населения в рейтинге по продолжительности жизни Россия в 2010 году заняла 161-е место из 224, в рейтинге рождаемости детей на одну женщину – на 200 месте из 225, а по смертности — на высоком 7 месте в мире.[3] При сохранении таких темпов сокращения населения к 2015 г. россиян может остаться не более 130 млн. человек, что приведет к существенному снижению численности трудовых ресурсов, росту иждивенческой нагрузки и старению населения (табл.1). Если, по данным ВОЗ, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году 8.7% ВВП, то в РФ — 5.3% ВВП. США же, к примеру, лидируют по вкладам в здоровье людей (как и по инвестициям в образование, науку и в целом в ЧК) — 15.3% ВВП.[3] К тому же, ВВП США в 6.7 раз больше российского ВВП. Высокие инвестиции в образование, здравоохранение и в науку определяют лидерство США в качестве жизни, в качестве ЧК, в экономике знаний и высоких технологиях.
Безусловно, огромной проблемой для развития человеческого капитала в России остается коррупция. Большая часть денежных вкладов в ЧК используется малоэффективно, не по назначению, расхищается. Так, единица инвестиций в США дает в четыре раза большую отдачу, чем в России.
Невелика и отдача от инвестиций в науку. Россия традиционно вкладывает значительную долю ВВП на исследования и разработки. Однако большая часть этих ассигнований идёт на содержание государственных исследовательских учреждений, мало связанных как с системой подготовки кадров, так и с предпринимательством. Коммерческие же организации вкладывают пока очень мало средств в науку. Их пока устраивают возможности экстенсивного роста, роста, основанного больше на расширении рынка, чем на его интенсификации. Доля предприятий, стремящихся заниматься инновациями, составляет всего лишь 10%, что в разы ниже, чем в странах ЕЭС.
Анализ процессов научно-технического развития показывает, что человеческий капитал становится важнейшим фактором развития и роста экономики. Если прирост ВВП не вкладывать в развитие человека, в повышение качества его жизни, в образование и здравоохранение, то невозможно будет расширять производство, переходить к инновационной экономике и экономике знаний. Еще в 1934 году лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон Кузнец писал, что «для научно-технического рывка в стране должен быть создан (накоплен) необходимый стартовый человеческий капитал. Иначе происходит фальц-старт.»
На наш взгляд, необходимы более серьезные инвестиции в развитие человеческого капитала России, одновременно во все его составляющие, при параллельной борьбе с коррупцией и криминализацией. Самыми важными направлениями являются финансирование науки, образования и здравоохранения, охрана материнства и детства.
Таблица 1 Возрастная структура населения и иждивенческая нагрузка
Возрастные группы населения тыс. чел. | 2002 г. (перепись) | 2007 г. | 2010 г. | 2020 г.*** | 2030 г.*** |
Моложе трудоспособного | 26327 | 22718 | 22854 | 25935,1 | 22845,4 |
В трудоспособном | 88942 | 90152 | 88360 | 79033,2 | 76770,5 |
Старше трудоспособного | 29778 | 29351 | 30700 | 36939,7 | 39755,9 |
Все население | 145167 | 142221 | 141914 | 141908 | 139371,8 |
Нагрузка ** в %% | 631 | 578 | 606 | 796 | 815 |
Моложе трудоспособного | 18,2 | 16,0 | 16,1 | 18,3 | 16,4 |
В трудоспособном | 61,3 | 63,4 | 62,3 | 55,7 | 55,1 |
Старше трудоспособного | 20,5 | 20,6 | 21,6 | 26,0 | 28,5 |
Все население | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
*Мужчины в возрасте 16-59 лет + женщины в возрасте 16-54 года
**На 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных (дети + пенсионеры)
*** 2020 и 2030 – прогноз Росстата (2010 г. Средний вариант)
Источник: [Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / М.: Весь Мир, 2011. C. 108]
Литература
1. Корчагин Ю. А. Эффективность и качество национальных человеческих капиталов стран мира. – Воронеж.:ЦИРЭ, 2011.
2. И. Соболева. Парадоксы измерения человеческого капитала // Вопросы экономики. – 2009. – № 9. – С. 5-7.
3. Корчагин Ю. А. Российская газета [Электронный ресурс] / Ю. А. Корчагин. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/01/10/zakony.html
4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / М.: Весь Мир, 2011. – 150 c.
Проблемы формирования человеческого капитала в России
Рубрика: Экономика и управление
Статья просмотрена: 3334 раза
Библиографическое описание:
Обухова, Л. С. Проблемы формирования человеческого капитала в России / Л. С. Обухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1863/ (дата обращения: 06.12.2021).
В последнее время большое внимание уделяется проблеме формирования человеческого капитала. В экономической теории человек рассматривается не только как производственный фактор – трудовой ресурс, но и исследуются его качественные характеристики, т.е. человеческий капитал. Человеческий капитал необходимо рассматривать как новый эффективный ресурс, который важно использовать для социального и экономического развития общества и государства на основании его качественного и количественного роста во всех областях и структурах общества и государства. Главной целью человеческого капитала, как и всех вещественных форм капитала, выступают прибыль, снижение издержек производства и увеличение производительности труда.
Человеческий капитал включает в себя три компонента:
— биофизический капитал, который характеризует физическое и психологическое здоровье человека;
— социальный (духовный) капитал, который характеризует человека как носителя культуры и нравственности, а также уровень его образования и потенциал его социального взаимодействия;
— интеллектуальный капитал, который характеризует знания, информацию и творческий потенциал человека.
Актуальность вопроса формирования человеческого капитала определена современными реалиями мирового социально-экономического развития, а также спецификой современных условий России.
Переходный период российской экономики характеризовался снижением уровня занятости, происходившего из-за: отказа от характерной для советского периода идеологии обязательной занятости; уменьшения доли населения в трудоспособном возрасте; снижения роли формальной занятости в распределении социальных услуг вследствие сокращения социальных расходов предприятий; появления новых возможностей для получения нетрудовых доходов, в первую очередь, от сдачи имущества в аренду, а также из-за возможности получения доходов от занятости в личном подсобном хозяйстве и других видов неформальной занятости [1]. Снижение уровня занятости происходило и в связи с сокращением рабочих мест, реструктуризацией и спадом в экономике.
Таким образом, путь перехода к рыночной экономике за счет человека в России оказался непродуктивным. Что выразилось в снижении социальной активности индивида, разрушении семьи, базовых ценностей общества, норм морали и нравственности, в росте коррупции, теневой экономики, преступности и т.д. Эти изменения отразились в демографическом кризисе, кризисе сферы образования, здравоохранения и охраны окружающей среды, а главное, произошла деградация человека как члена общества.
Это показывает, что в процессе перехода России от командно-административной к рыночной экономике, политическими деятелями и управленческой элитой не было найдено путей образования обратных связей человека, общества и государства, что привело в итоге к социальному расколу российского общества.
Таким образом, в России заметно возрастает роль знаний, науки, интеллектуальной собственности, культуры и общественного сознания.
Это изменение роли человека как субъекта экономики и общества можно проследить с помощью различных показателей, основные из которых это: индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), человеческий капитал на душу населения и уровень и качество жизни.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) это – один из важнейших показателей, которым ООН измеряет развитие социальной сферы в различных странах. Главные составляющие этого индекса: ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; уровень образованности населения и реальный душевой валовой внутренний продукт (в долл., по паритету покупательной способности). Все они отражают три основных качества развития страны: здоровая жизнь, обеспечивающая долголетие населения, достигнутый уровень образования и достойный человека материальный достаток.
где Iж — индекс ожидаемой средней продолжительности жизни;
Iд — валовой внутренний продукт на душу населения.
Особое значение в настоящий момент имеет решение проблем общества и экономики во всех регионах, так как для России характерна несбалансированность значений составляющих ИРПЧ. В регионах с высоким значением индекса она незначительна, в ведущих экспортно-сырьевых регионах показатели индекса ВВП на душу населения выше, чем индекса ожидаемой средней продолжительности жизни и уровня образования. В Центре и на юге европейской части России обратная ситуация, а в регионах с низкими показателями ИРПЧ разброс значений этих показателей значителен. В данной ситуации политика государства должна быть ориентирована на преодоление этих региональных различий качества жизни населения.
Второй показатель – человеческий капитал на душу населения. Он показывает инвестиции государства, предприятий и граждан в различные социальные сферы в расчете на душу населения (образование, здравоохранение и др). Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше человеческий капитал и его удельный вес в структуре всего капитала.
Если в целом в мире человеческий капитал составляет 66% национального богатства, то в странах «семерки» и ЕС — 78%, в Китае — 77, в Индии — 58, а в странах ОПЕК — 47%. В странах СНГ и в России на человеческий капитал приходится 50% национального богатства. В России также высок удельный вес природного капитала — 40%, а воспроизводимый капитал составляет 10% [5].
Еще один показатель – уровень и качество жизни, они оцениваются по двум группам показателей: количественные (ВНП, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости и т. п.) и качественные (включают показатели условий труда, быта и досуга человека и т.п.).
Сейчас государство выделяет значительные средства на поддержку внешних факторов развития человека и выполнение своих социальных обязательств перед обществом (выплата пенсий, материнского капитала, пособий по безработице и т.д.). Все это способствует возрастанию уровня и качества жизни населения России, а также человеческого капитала в целом.
Но, несмотря на определенные улучшения, в России наблюдается деградация населения, обусловленная значительным снижением уровня его здоровья и интеллектуального уровня. Большие проблемы для формирования человеческого капитала создают устаревший образ жизни и мировоззрение, низкая работоспособность и неспособность и нежелание адаптироваться к новым условиям. Российский человеческий капитал устаревает вместе с его носителями.
Для перехода к инновационной социально-экономической системе, для роста национального богатства и всех его составляющих, необходимо создание механизмов, которые смогут качественно и количественно изменить человеческий капитал, так как сегодня человеческий капитал рассматривается как необходимое условие всех процессов жизни общества и государства. Он является одной из главных составляющих долгосрочного экономического роста страны. Осознание этого требуют принятия комплексных решений, формирующих в государстве, обществе и отдельных компаниях человеческий капитал, обеспечивающие как устойчивый экономический рост, так и достижение более высокого уровня благосостояния населения и достойного качества жизни.
1. Гимпельсон В. Е. Экономическая активность населения России в 1990-е годы: Препринт WP3/2002/01. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – С. 48
3. Ложко В. В. Теоретические основания формирования человеческого капитала как главного ресурса регионального социально-экономического развития Проблемы современной экономики, N 4(28) (http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=24925).
4. http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2009_EN_Complete.pdf Human Development Report 2009 Overcoming barriers: Human mobility and development.
5. Савченко П. В. Национальная экономика \ – М.:Экономистъ, 2007. – С. 161
Проблемы человеческого капитала
Понятие человеческого капитала: генезис и развитие. Факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала. Основные характеристики человеческого капитала российской экономики, тенденции и особенности его формирования и использования.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.06.2018 |
Размер файла | 69,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Мы считаем, что недооценка роли человеческого капитала не способна обеспечить структурные сдвиги, необходимые для перехода к инновационному развитию. Переход к инновационному развитию означает, что инновации должны охватывать не только создание новых технологий, их внедрение в производство, но и продвижение продукции на рынке. Анализ перспектив инновационного развития в России показывает наличие многих препятствий на этом пути. Негативное воздействие оказывают и общий «приоритет развитию сырьевого сектора, не сопряженному с развитием отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемких; ориентация на краткосрочные цели; значительная недооценка человеческого капитала; нарушение преемственности научных и технических знаний…»
Понятие «человеческий капитал» не имеет однозначной трактовки и отражает производительные способности человека как капитальный товар. Отнесение человека к категории капитального товара удобно для включения некоторых социальных категорий в экономический анализ. В широком смысле слова к человеческому капиталу относятся: накопленный уровень знаний, уровень образования и опыт работы на рынке труда (навыки, квалификация, профессиональный опыт), воплощенные в индивидах и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.
Объектом исследования является формирование и развитие человеческого капитала в современном обществе.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие человеческого капитала: генезис и развитие;
определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала;
выявить основные характеристики человеческого капитала российской экономики;
проанализировать тенденции и проблемы формирования человеческого капитала в экономике России.
В процессе подготовки и написании данной курсовой работы были применены как теоретические, так и эмпирические методы исследования экономики, а именно индукция, дедукция, анализ, синтез.
Для сбора материала и оформления результатов исследования были использованы материалы отечественных и зарубежных авторов, а именно Егорова, Мельянцева, Корчагина, Шамардина, Абалкиной, Петти, Смита, Милля и других.
человеческий капитал российская экономика
1. Теоретические подходы к исследованию человеческого капитала
В зарубежной и отечественной литературе используется немало терминов, отражающих качественные характеристики рабочей силы и роль человека в трудовом процессе: трудовые ресурсы, рабочая сила, человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий потенциал, человеческий капитал и другое.
В нашей стране в течении многих десятилетий использовалось понятие «рабочая сила», определяемое как способность человека к труду. В 1980-е годы, обсуждая причины, приведшие советское общество к глубочайшему кризису, общественная и научная мысль пришла к выводу, что решающим фактором производства является именно человек, и если у него отсутствуют стимулы к эффективному и добросовестному труду, то ни о каком прогрессе общества не может быть и речи. Так родился термин «человеческий фактор». Впоследствии он уступил место другим: трудовой потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал
Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в “Политической арифметике” У. Петти. Позднее она нашла отражение в “Богатстве народов» А. Смита, “Принципах” А. Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) “Человеческий капитал» (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В дальнейшем важное значение имели работы Й. Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), М. Блауга, Э. Лэзера (Lazear, Edward), Р. Лэйарда (Layard, Richard), Дж. Минцера, Дж. Псахаропулоса, Ш. Розена (Rosen, Sherwin), Ф. Уэлча (Welch, Finnis.), Б. Чизуика и др.
Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т. ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала.
В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:
потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;
целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;
прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать [9, c.294].
Использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства.
Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала.
Западные исследователи обычно выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций в человеческий капитал.Г. Шульц указывает, что способности человека». развиваются посредством определенных видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций». К таким видам инвестиционной деятельности он относит школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, растущий запас информации относительно экономики. Всё эти виды деятельности нацелены на формирование конкретных групп человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал.
Структура человеческого капитала определяется на основе таких параметров, как характер работы человека, его отраслевая принадлежность, теснота взаимосвязи динамики трудового дохода с различными классами (подклассами) финансовых активов, и т.д. Заметим, что структура человеческого капитала индивидуума может со временем изменяться, что должно находить отражение в рекомендациях по инвестиционной политике. От того, какова будет структура человеческого капитала, зависит такой параметр будущей модели, как способность человека принимать на себя риск, рекомендуемая структура общего портфеля, а также структура финансового капитала человека [19, c.295].
прямая заработная плата и жалованье;
оплата неотработанного времени;
премии и денежные подарки;
расходы на питание, напитки, топливо и другие натуральные выплаты;
расходы работодателя по обеспечению рабочего жильем;
расходы работодателя на социальную защиту;
расходы по профессиональному обучению;
расходы на социальные нужды;
прочие расходы на рабочую силу, не относящиеся к вышеуказанным квалификационным группам (например, рабочая одежда);
налоги, рассматриваемые как расходы на рабочую силу (например, налоги на численность или фонд заработной платы).
К числу стандартных количественных показателей оценки функционирования человеческого капитала относят следующие:
норма отдачи от инвестиций в человеческий капитал, которая рассчитывается на базе стандартного уравнения заработной платы Дж. Минцера (1974). Здесь заработки индивида выступают в качества зависимой переменной и представлены в логарифмической форме;
число лет обучения (уровень образования). В 1990 г. в России среднее число лет обучения одного работника составляло 10,28 года. По данным всероссийской переписи 2018 г., в каждой пятилетней возрастной группе экономически активного населения доля людей с высшим и послевузовским образованием составляла в среднем 18,05%;
потенциальный опыт на рынке труда;
профессиональный опыт на данном рабочем месте [15, c.136].
1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала
«Стартовым» капиталом в инвестиционном процессе в немалой степени выступают качества человека, заложенные самой природой, окружающей средой: здоровье, талант, способности, созидательная ориентация. Они реализуются уже на первом этапе жизнедеятельности человека с помощью профориентации и профотбора.
Размеры инвестиций должны быть достаточными, чтобы человеческий капитал в полной мере соответствовал требованиям экономической и научно-технической ситуаций, способствовал эффективному развитию экономики предприятий и страны в целом.
Существуют три основных направления инвестиций в человека:
на образование и профессиональную подготовку;
на здравоохранение;
на поиск информации и мобильные перемещения рабочей силы (миграция из мест с относительно низкой заработной платой в места с относительно высокой заработной платой).
Уровень квалификации работников, их профессионализм относятся к важнейшим компонентам качества рабочей силы. Решается эта проблема с помощью систем начального, среднего и высшего профессионального образования. Положение в них с реформами во многом такое же, как и в системе общего образования.
В настоящее время российские вузы осуществляют многоуровневую подготовку специалистов, что позволило сделать систему высшего образования более гибкой, обеспечивающей студентам возможность выбора цели и характера дальнейшего обучения на различных его стадиях. Это в значительной мере способствует вхождению высшей школы России в мировую систему образования, хотя и проблем на выбранном пути много.
Поскольку базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования. Статистика показывает, что отставание тем больше, чем выше сложность труда.
Основными фондами человеческого капитала являются:
«интеллектуальный капитал, включающий образовательный фонд, фонд науки, инновационный фонд;
фонд подготовки на производстве;
фонд здоровья;
фонд миграции (обеспечивающий мобильность работников);
фонд мотивации экономической деятельности;
другие активы, рассматриваемые в расширительной трактовке» [14, c. 198].
Расширительная трактовка понятия человеческий капитал предполагает включение в анализ сформированных обществом личных качеств человека, а также социальных, психологических, культурных факторов его деятельности, которые в нашем анализе относятся к понятию «стабильности предпочтений».
Таблица 1 Основные институты, оказывающие влияние на формирование фондов человеческого капитала
Фонды человеческого капитала
Основные институты, оказывающие влияние на эти фонды
Семья, социальное окружение. Религия, культура, национальные традиции, идеология
Образовательные институты, законы об образовании
Фонд подготовки на производстве
Институт наемного работника, корпоративная культура
Профсоюзы, трудовые договоры, институты занятости, налоговое законодательство, институты пенсионного обеспечения
Семья, социальное окружение, институт здорового образа жизни, религия, культура, институты досуга и отдыха
Учреждения здравоохранения, профилактические институты, законы о здравоохранении
Семья, социальное окружение, религия, культура, национальные, социальные, культурные особенности регионов
Региональные институты, законы, ограничивающие миграцию или способствующие ей
Фонд мотивации экономической деятельности
Семья, социальное окружение, образование, корпоративная культура,религия, институт рынка, институт предпринимательства, наемного работника, культура, этика бизнеса
Законы о предпринимательской деятельности, частная собственность (распределение прав собственности), институты рынка, институты контрактации, институты пенсионного обеспечения, институты занятости
Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод о том, что если формальные институты распространяют действие в основном лишь на тот фонд человеческого капитала, для регулирования которого они были созданы, то институты неформальные имеют более широкое, размытое влияние, сказывающееся практически во всех областях формирования человеческого капитала.
Формируя фонды своего человеческого капитала, индивид оказывается включен не только в систему социальных институтов, регулирующих данную сферу деятельности, но и в систему институтов неформальных.
Формальные институты будут проявлять свое действие, устанавливая правила, ограничения и направления в поведении человека. То есть то, что человеческая деятельность будет регулироваться в рамках институциональной структуры общества не вызывает сомнений.
2. Проблемы формирования человеческого капитала в России
Индекс человеческого развития является совокупным показателем, включающим в себя три основные компоненты и рассчитывающимся как их среднеарифметическая величина следующих составляющих:
здоровье граждан, то есть ожидаемая продолжительность жизни населения;
уровень образования, то есть уровень грамотности взрослого населения;
уровень жизни населения, то есть валовый внутренний продукт на душу (ВВП) населения.
Прежде всего, говоря о человеческом капитале, необходимо отметить, что трудовой потенциал каждого человека характеризуется его состоянием здоровья и его физическими способностями. В современном мире на здоровье оказывают влияние различные факторы, некоторые из которых практически невозможно контролировать. К примеру, воздействие различных магнитных или ультрафиолетовых излучений, которые негативно сказываются на здоровье человека и в последствии ослабляют его потенциал. Усугубляет ситуацию и тот факт, что, как показывает практика, борьба с данными явлениями зачастую осуществляется за счет личных средств населения, чего вовсе недостаточно. Все это, в конечном итоге, замедляет темпы развития человеческого потенциала, а, следовательно, и темпы развития экономики. В связи с чем государство заинтересовано в улучшении качества жизни населения, его здоровья и благосостояния и проводит активную политику в данном направлении.
Сегодня Правительство РФ расходует значительные бюджетные средства на здравоохранение, образование и науку. За последние 10 лет общие расходы российского бюджета на социальную сферу возрастали ускоренными темпами: сумма постепенно увеличивалась до 12 трлн. рублей, благодаря чему произошло повышение качества медицинской помощи, совершенствование лекарственного обеспечения. Услуги в сфере здравоохранения стали более доступными, а также появилась тенденция к формированию здорового образа жизни граждан.
Для оценки уровня жизни населения и его состояния здоровья важны и другие показатели, к примеру, показатели заболеваемости населения. За последние года здесь также наблюдается рост, что неблагоприятно сказывается на качестве человеческого потенциала страны. Ведь заболеваемость, в первую очередь, является потенциальной основой для планирования ресурсов здравоохранения, необходимых для удовлетворения существующей потребности населения в различных видах медицинской помощи. Так темп прироста заболеваемости с 2005 по 2015 гг. в целом по России составил 15%, что является неблагоприятным фактором в развитии экономики страны.
В продолжении очень важно упомянуть в отдельности и уровень смертности. Несмотря на некоторую благоприятную динамику данного показателя (с 2007 года по данным Росстат наблюдается рост), он по-прежнему имеет достаточно высокие значения. А это означает, что потенциальные человеческие ресурсы сокращаются, следовательно, сокращаются и возможности государства по достижению соответствующего уровня развития страны.
При этом наибольшая доля финансирования приходится на программу «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи» (увеличение расходов в 2,8 раза по сравнению с 2017 годом), что свидетельствует об увеличении внимания государства о здоровье его населения.
Таким образом, развитие человеческого капитала с точки зрения физической составляющей имеет в целом возрастающую тенденцию и характеризуется положительной динамикой большинства показателей. В поддержании и улучшении достигнутых результатов государством были разработаны различные проекты по повышению уровня жизни населения и качества оказываемых медицинских услуг, ярким примером которых является приоритетный национальный проект «Здоровье», а также уже упомянутые программы «Развитие здравоохранения».
Кроме того, благотворно влиять на дальнейшее развитие здравоохранения и жизнь населения будет и пропаганда здорового образа жизни совместно с дополнительными инвестициями в научные исследования и внедрение их результатов в области медицины.
Важную роль играет в развитии человеческого потенциала и современная система образования. Ведь состояние образования населения определяет направление развития страны, темпы роста экономики в долгосрочной перспективе. В современных условиях политика государства направлена на сокращение расходов федерального бюджета в сфере образования. Так, в 2017 году наблюдается снижение уровня финансирования программы «Развитие образования» практически на 9,5%, что составляет 404,89 млрд рублей.
В частности, такое «урезание» бюджета наиболее негативно отражается на программе «Содействие развитию дошкольного и общего образования», являющейся одной из шести программ, которые входят в программу «Развитие образования»: по сравнению с 2016 годом сокращение составит 96,1%.
Вместе с тем, первоначальное образование является базисом, на который в дальнейшем накладываются обучение в высших учебных заведениях и получении новых знаний.
Кроме того, такие программы, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Культура России» и другие программы, к примеру, «Развитие транспортной системы России», также в 2016-2017 годах имеют тенденцию к снижению. Соответствующие данные представлены на официальном сайте Министерства образования и науки РФ в разделе государственных программ.
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
Научные и научно-педагогические кадры инновационной России
Развитие транспортной системы России
Тем не менее, указанная выше отрицательная динамика уровня финансирования сферы образования не единственная проблема. Это лишь количественная ее составляющая, но есть и качественная. На сегодняшний день активно ведутся дискуссии по поводу качества современного образования. Данный вопрос в определенных компетентных кругах обсуждается уже достаточно давно, причем как отечественными, так и зарубежными специалистами.
Можно обозначить следующие основные проблемы современной системы образования:
несоответствие квалификации выпускников современным требованиям, в т. ч. рынка труда, которые предъявляет к ним их будущая профессия («узость» приобретенных знаний, а также несоответствие знаний, даваемых в высших заведениях тому, что на практике требуют реальные компании);
большие объемы информации и ее противоречивость;
быстрые темпы развития НТП (знания, получаемые школьниками или студентами на момент их поступления в вузы, устаревают к моменту выпуска молодых специалистов);
физические и умственные перегрузки, ведущие к ухудшению восприятия информации.
Для решения указанные проблем необходимо осуществлять регулярный мониторинг рынка труда, спроса на конкретные специальности, направления подготовки, анализ их востребованности, а также основных тенденций развития науки и технологий в стране и мире. Совершенствовать техники овладения материалом и актуализировать ведение практических занятий, начиная с первых курсов обучения, налаживать тесные связи высших учебных заведений с действующими на рынке организациями и мотивировать педагогический персонал к повышению качества образования.
В первую очередь, акцентировать внимание стоит на достаточно высоком уровне инфляции в России и ресурсоориентированности экономики нашей страны, а именно зависимости от энергоносителей и цен на них. Также серьезной проблемой в развитии человеческого капитала является коррупция, и ее проявления, которая выступает одним из главных препятствий на пути экономического роста в России. Существенными сдерживающими факторами также являются монополизация некоторых отраслей экономики, прежде всего, госсектор, забюрократизированность многих административных процедур.
В результате, складывается следующая ситуация: наблюдается положительный рост показателя ВВП по ППР, что увеличивает индекс развития человеческого капитала, однако наряду с этим существует и достаточное число проблем. Поэтому необходимо осуществлять определенные преобразования в экономике, к примеру, ужесточение контроля за деятельностью монополий, переход к наукоемким технологиям, ужесточение ответственности за осуществление неправомерных действий, связанных с коррупцией, снятие определенных административных ограничений и другие.
В современных условиях, характеризующихся повышенным уровнем интенсивности производства, наблюдается увеличение как физической, так и интеллектуальной нагрузки на рабочую силу. Что, в свою очередь, стимулирует государство на создание комфортных и соответствующих данной нагрузке условий, необходимых для ее воспроизводства, ведь при отсутствии адекватных условий труда производительность человеческого капитала будет постепенно сокращаться.
В данном направлении на сегодняшний день в целом наблюдается благоприятная тенденция: мероприятия, проводимые государством, привели к положительной динамике социально-экономического развития страны в целом и улучшили качество жизни населения, его благосостояние и здоровье. Подтверждением этому являются результаты и динамика основных показателей, то есть рост численности населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение уровня смертности и рост уровня рождаемости, естественный прирост населения и другие.
Кроме того, активная политика государства в области здравоохранения и народосбережения снова берет направление на осуществление профилактики. Оказание качественной медицинской помощи населению и укрепление его здоровья обеспечивается за счет активизации первичной медицинской помощи, усовершенствования способов и методов лечения, обеспечения специализированные учреждения необходимыми медикаментами и т.д.
Снижение доступности профессионального образования для большей части населения России, а также его дифференциация на массовое и элитарное ведет к снижению уровня человеческого капитала и его реализации на корпоративном уровне. Для предприятий данная ситуация имеет своим результатом сокращение производительности труда, увеличение затрат на подготовку и переподготовку кадров. Учитывая, что действующее законодательство не содержит четкой формулировки понятия «образовательный уровень», предприятиям необходимо подтверждать обоснованность расходов на обучение работников путем разработки программы обучения и отражения участия работника в таких программах в его должностной инструкции, составления дополнительно к трудовому ученического договора (ст. 198 ТК РФ), а также издания внутрикорпоративного приказа об обучении работника, что будет подтверждать производственную необходимость повышения квалификации сотрудника по инициативе работодателя и, соответственно, учитываться в целях налогообложения.
Взаимосвязь уровня благосостояния населения, его профессионально-квалификационного уровня и потенциала здоровья имеет системный характер. Последний можно обеспечить путем введения обязательного государственного профессионального мониторинга функционирования системы образования, создания и задействования механизмов государственно-частного софинансирования отраслевых учебных заведений, а также создания корпоративных университетов (учебных центров), задействования механизма грантов (ст.251 НК РФ).
Таким образом, человеческий потенциал страны является одной из наиболее важных характеристик развития экономики. Это своего рода фундамент построения современной экономики, который должен первоначально закладываться государством. Ведь если мероприятия по повышению качества образования, уровня жизни населения, качества оказания медицинской помощи и другие не будут реализовываться государственной властью, то невозможным станет и расширение производства, переход к инновационной экономике в новых условиях
2.2 Тенденции и проблемы формирования человеческого капитала в экономике России
Само по себе понятие «труд» тесно связано с концепцией «человеческого капитала», но говорить об их полном совпадении категорически нельзя. Для понимания вернемся к определению человеческого капитала.
Можно выделить несколько «источников» приобретения опыта, знаний и умений. Никто не оспорит тот факт, что образование, получаемое в учебных заведениях, является одной из ступенек в приобретении данных знаний, пусть даже и, главным образом, теоретических. Дальнейшее совершенствование, оттачивание, пополнение и развитие знаний человек получает в своей организации, непосредственно на рабочем месте. Большинство авторов сегодня рассматривают организацию именно как место приложения человеком своих знаний, умений, навыков, место саморазвития и самореализации/
Кроме того, если говорить о проблемах воспроизводства человеческого капитала в России, можно сказать о том, что во многом именно от качества человеческого капитала зависит уровень социально-экономического развития страны в целом. Так каковы же основные проблемы, возникающие в процессе воспроизводства человеческого капитала? Очевидно, это происходит из-за отрицательных воздействий, имеющих место в настоящее время. Рассмотрим некоторые из них:
слабое развитие на внутренних рынках труда компаний механизмов адаптации, а также передачи накопленного опыта и профессиональных навыков новым сотрудникам. Никто не спорит с тем, что есть методики наставничества, курсы повышения квалификации, самообразования, внутренние регламенты организации и т.д. Но, с одной стороны, первые несколько пунктов обычно характерны лишь для крупных организаций, имеющих соответствующую организационную структуру и богатую историю, стабильный многочисленный штат сотрудников и готовых осуществить определенные вложения (организационные, финансовые) в сотрудников уже на первоначальном этапе. Опять же, это достаточно рискованно, т.к. никто не застрахован от того, что сотрудник не пройдет испытательный срок или его просто не удовлетворят условия труда, что приведет к увольнению;
нежелание или отсутствие возможности отдельного индивида развиваться, повышать имеющуюся квалификацию, получать дополнительное образование, требующееся на данном конкретном месте работы. Возвращаясь к вопросу вложений со стороны работодателя в сотрудников, нельзя рассматривать лишь первоначальный этап их отношений. Ведь знания достаточно быстро устаревают, а это значит, что для поддержания знаний и навыков сотрудников на соответствующем уровне организации в любом случае придется «вкладывать» в своих сотрудников;
несоответствие предложения со стороны рынка труда спросу на некоторые профессии. Ни для кого не секрет (об этом свидетельствует и статистика количества поданных заявлений абитуриентов), что существуют определенные специальности, которые считаются наиболее престижными, материально обеспеченными, статусными и, соответственно, на которые стремятся попасть если не большинство, то достаточно большая доля абитуриентов. В конечном же итоге, мы имеем большое количество выпускников с дипломами экономистов, юристов, психологов (к примеру), которые, к сожалению, не могут найти место работы по специальности.
Таким образом, на рынке труда присутствуют специалисты с определенным уровнем знаний, который не нужен им на том месте работы, которое они в данный момент занимают. Кроме того, следует отметить тот факт, что запросы работодателей при поиске кандидатов на вакантную должность становятся все более завышенными.
Но при этом не стоит забывать и о том, что молодой выпускник обладает определенными преимуществами, такими как свежесть взгляда на некоторые проблемы и возможно, более эффективные пути их решения, более легкое восприятие изменений и нововведений, способность к обучению, отсутствие стереотипов, актуальные, «свежие» теоретические знания и, в конце концов, пока еще не реализованный трудовой потенциал. Как раз неиспользование перечисленных факторов и может повлечь за собой в итоге снижение трудового потенциала организации и страны в целом.
Рассмотрев несколько основных отрицательных факторов, влияющих на воспроизводство человеческого капитала в России, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в нашей стране существуют определенные проблемы не только с воспроизводством человеческого капитала, но и с эффективным использованием имеющегося. Но, зная существующие проблемы, можно искать способы их преодоления. Скорее всего, решения потребуют значительных материальных и трудовых затрат, однако результат от их внедрения намного превзойдет указанные вложения.
Таким образом, при эффективном использовании человеческого капитала, а также при условии создания возможностей для его воспроизводства можно с уверенностью смотреть в будущее и полагать, что у России появится как минимум еще одно конкурентное преимущество.
Заключение
Проблемы в социально-трудовой сфере, безусловно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций и общества в целом. При этом крайне опасно самоустранение государства от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.
Если не будут созданы экономические механизмы, обеспечивающие соответствие подготовки кадров требованиям производства, то даже в условиях экономического роста ситуация с занятостью вряд ли кардинально изменится: дефицит рабочих мест вполне может сочетаться со значительными масштабами безработицы.
Кроме того, важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест.
Увеличение числа рабочих мест при ухудшении их качественной структуры приведет к «утечке умов» за рубеж и росту иммиграции в Россию неквалифицированной рабочей силы из сопредельных государств. К сожалению, подобный пессимистический сценарий вполне возможен.
Подобные документы
Человеческий капитал: теоретические аспекты анализа. Модели формирования человеческого капитала. Тенденции и проблемы формирования человеческого капитала в экономике Российской Федерации. Характеристики человеческого капитала российской экономики.
курсовая работа [432,3 K], добавлен 24.03.2015
Становление теории человеческого капитала. Связь форм современной экономики и оценки роли места человеческого капитала. Проблемы формирования и накопления человеческого капитала. Особенности проблемы человеческого капитала в белорусской экономике.
реферат [305,6 K], добавлен 11.12.2014
Современные взгляды на теорию человеческого капитала. Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру. Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала. Состояние и перспективы повышения конкурентоспособности молодых специалистов.
курсовая работа [97,2 K], добавлен 03.05.2010
Постулаты теории человеческого капитала. Понятие человеческого капитала. Генезис теории как социального института и ее влияние на рыночную экономику. Анализ современных взглядов на концепцию человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал.
курсовая работа [29,6 K], добавлен 17.01.2008
Оценка состояния человеческого капитала в сфере науки, образования, здравоохранения в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально–экономического развития. Особенности и негативные факторы влияния на формирование человеческого капитала.
курсовая работа [346,0 K], добавлен 23.01.2013
Теории человеческого капитала, ее сущность и возникновение. Важность человеческого потенциала в бизнесе. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. Роль и место человеческого капитала в настоящее время в мире и в России.
курсовая работа [437,7 K], добавлен 19.05.2012
Понятие и структура человеческого капитала. Анализ ресурсов общества, вложенные в человека. Методы и критерии оценки человеческого капитала, проблемы его измерения в РФ. Показатели индекса человеческого развития. Формы инвестиций в человеческий капитал.
курсовая работа [113,9 K], добавлен 18.10.2016