Сур это в налоговой что
Сур это в налоговой что
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР»
Федеральная налоговая служба в рамках проведения пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС в соответствии с приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-15/113@, сообщает следующее.
2. Под налогоплательщиком с высоким налоговым риском понимается налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами.
Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).
3. К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.
Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе «АСК НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».
Результаты оценки «СУР АСК НДС-2» используются:
1. При определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля с целью не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения).
В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», для оценки налогоплательщика необходимо использовать уровень риска «СУР АСК НДС-2».
2. При определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.
3. При определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет «Дерево связей»).
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба поручает провести анализ значений низкого и высокого уровня риска «СУР АСК НДС-2», присвоенного налогоплательщикам Вашего региона, представившим налоговые декларации по НДС, начиная с налогового периода 1 квартал 2015 года, на предмет их соответствия вышеописанным критериям.
В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не совпадает с мнением налогового органа, сведения о декларации необходимо отразить в таблице согласно приложению к настоящему письму, подробно указав причины отнесения налогоплательщика к другой группе риска в графе «Причины несоответствия уровня риска».
Заключение по несоответствию присвоенных уровней риска «СУР АСК НДС- 2» необходимо представить в срок не позднее 30.06.2016 в адрес Управления камерального контроля ФНС России.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо довести настоящее письмо до сведения подведомственных налоговых органов.
Как избежать проблем с НДС и выездов в налоговую. И при чем тут презерватив
Особенно важно для тех, кто покупает бумажный НДС.
Способ элементарный, но о нем мало кто знает.
Заранее смотрите СУР своих контрагентов. И покупателей и продавцов.
СУР расшифровывается как «система управления рисками». Это сложная штука, которая анализирует множество данных по юрлицу. А потом делает заключение: плохая компания или хорошая.
Вся работа АСК НДС и контрольно-аналитического отдела ФНС строится на анализе СУР.
В результате анализа СУР в АСК НДС в окошечке общего перечня деклараций напротив каждого квартала вылезает цветной кружочек. Цвет кружка — это как раз то, что нужно знать о контрагенте. Как это выглядит — смотрите снимок.
Вот именно фотография общего перечня деклараций с цветными кружочками вам и нужна.
Цвета бывают 4 видов:
1. Красный. Плохо, высокий уровень риска.
2. Желтый. Терпимо. Но мозг налоговая посношать может.
3. Зеленый. Хорошо. Встречается редко.
4. Серый. Неопределенный. Серый — это нормально, на уровне 4 по 5 бальной шкале.
Просто заранее изучайте ваших контрагентов.
С красными будут проблемы. Вас будут дергать в наложку и требовать денег. Вы будете доказывать, что вы не баран.
С желтыми — отсроченные проблемы. По ним могут дергать длительное время спустя. Дергать будут лениво, в лайтовом режиме. Вдруг, вы нервный и в чем-нибудь признаетесь. Лицо кирпичом, всех слать нафиг.
Критически важно знать СУР, если, вдруг, вы покупаете бумажный НДС.
К сожалению, 90% бумНДСа на рынке — хлам, составленный из мусорных-компашек-отработок. Они изначально красные или желтые.
Желтый СУР 1 звена допустим только, если лавка старая, внешне похожа на транзитку. Но за ней должны быть серые или зеленые компашки.
Всегда, без исключений, проверяйте качество услуги бумНДСа, которое вам оказывают. Требуйте ИНН первого к вам контрагента. И, желательно, ИНН компашек следующего звена.
Пусть тот, кто предоставляет услугу, предоставляет вам и фото СУРа с предыдущими кварталами. Отказываются дать ИНН, не могут предоставить СУР сами — не надо с ними работать, это кот в мешке.
А верить на слово, какой их НДС классный, ни в коем случае нельзя.
Если вы уже взяли бумНДС, проверять СУР всё равно следует раз в квартал. Это как поход к доктору на диспансеризацию. Есть шанс заранее узнать о своих проблемах. До того, как внимание на них обратит сама налоговая. А там и тихонечко уточниться успеете, тем самым увеличив срок жизни вашего юрика.
Запомните. Кто заранее проверяет СУР, того потом не кошмарит налоговая. СУР — это как презерватив. Без СУРа можно только с теми, кому сильно верите.
Узнать СУР можно у друга, работающего в налоговой.
Конечно же, лучше всего платить все налоги. И даже чуть больше. Просто так, на всякий случай. Спать будете спокойнее.
Тыкайте «подписаться». Иногда пишу простые лайфхаки.
Как минимизировать налоговые риски по НДС
Вот уже два с половиной года налоговые органы постоянно совершенствуют систему проведения проверок «АСК НДС-2». На что нужно обратить внимание, чтобы декларация по НДС прошла проверку в этой системе без проблем? Как снизить вероятность доначислений, штрафов, отказов в вычетах и блокировки счетов?
Проверка декларации
Сверяйте данные
В первую очередь ФНС проверяет, сходятся ли в декларации контрольные соотношения. Такая проверка, как правило, встроена в специальные сервисы. Помимо этого, в «АСК НДС-2» информация из декларации сверяется с данными из других деклараций и расчетов этого же налогоплательщика, как за текущий период, так и за предыдущие. Следите, чтобы, к примеру, данные о выручке по налогу на прибыль не расходились с данными о выручке по НДС. Заранее будьте готовы объяснить причины такого расхождения. Например, оно может возникнуть из-за выставления корректировочных счетов-фактур. Также ФНС проверит, сходятся ли данные в вашей декларации с данными контрагентов.
Совет первый
Сверяйте в Контур.НДС+ следующие данные:
Кроме того, в сервисе можно отредактировать счет-фактуру, выгрузить исправленную книгу покупок или продаж и загрузить в систему отчетности.
Оформляйте правильно
Данные декларации сверяются с иными документами, представленными налогоплательщиком или полученными налоговиками во время налоговых проверок, а также в ходе валютного контроля, учета выручки, ведения ЕГРЮЛ и т.д. Кроме того, налоговики имеют доступ к реестру данных ККТ, который с внедрением онлайн-касс становится просто кладезем фискальной информации: инспекторам известна дата, время, место продажи каждого товара и сумма НДС по каждой операции!
Наконец, ФНС активно участвует в межведомственном взаимодействии и использует при камеральных проверках материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов. Налоговики в автоматическом режиме могут сверять данные из декларации с информацией из различных государственных и коммерческих электронных баз (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Сведения могут быть проверены по Единому госреестру недвижимости, базе данных о банковских счетах, об открытии которых налоговики получают извещения, о недействительных паспортах, о лицензиях, о дисквалифицированных руководителях, о среднесписочной численности организации, о доходах ее сотрудников и т.п.
Поэтому, к примеру, организации, у которой нет обособленных подразделений, нужно следить за правильностью оформления счетов-фактур в части указания грузоотправителя и грузополучателя, если поставка ведется не по юридическому адресу компании. И быть готовыми объяснить, почему товар поставляется по адресу, которого нет в ЕГРЮЛ (например, потому что там расположен только арендуемый склад, а оборудованных рабочих мест нет).
Тренды налогового контроля, зоны налогового риска и необоснованная налоговая выгода. Смотрите выступление советника налоговой службы на Контур.Конференции.
Ведите внутреннюю базу
Ведите внутреннюю базу данных о тех документах, которые представлялись в налоговые органы, указывайте их содержание, а также сведения о том, когда и в связи с чем они представлялись. Сверяйтесь с этой базой при подготовке очередных пояснений или документов по требованию налоговиков, чтобы избежать недоразумений, когда вы даете совершенно иное объяснение одного и того же факта или расхождения в декларации по сравнению с тем, что вы давали в прошлых периодах.
О системе управления рисками
Системы управления рисками были заложены в 2015 году. В этот период были предприняты шаги, направленные на автоматизированное отслеживание всей «цепочки» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя. Тогда были внесены изменения в НК РФ, которые расширили как круг лиц, так и перечень НДС-документов, которые представляются в налоговые органы на регулярной основе. Кроме того, налоговикам было предоставлено право требовать дополнительные документы, если обнаружатся расхождения между данными налогоплательщика и третьих лиц.
Также была создана специальная Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю, в задачи которой вошло проведение сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, указанных в налоговых декларациях по НДС с целью выявления «разрывов цепочки» НДС, а также налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на вычет НДС. Наконец, тогда же началась пилотная эксплуатация первого варианта АСК НДС (Приказ ФНС России от 14.08.2015 № СА-7-15/358@).
Управление уровнями риска
Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» автоматически на основании имеющихся сведений распределяет налогоплательщиков на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@):
Операциям, в которых участвуют организации с высоким уровнем налогового риска, уделяется особое внимание, чтобы не допустить возмещения НДС недобросовестными налогоплательщиками. Если факт недобросовестности вскроется после получения вычета, то может оказаться, что взыскать его уже нельзя, так как компания либо неплатежеспособна, либо ликвидирована. «АСК НДС-2» строит «дерево связей», с помощью которого отслеживается цепочка движения НДС и выявляется реальная роль каждой компании в этой цепочке.
Есть ряд фактов, которые служат для налоговиков сигналом того, что сделка может быть направлена на неправомерное изъятие НДС из бюджета (письма ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@ и от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@):
Как только в «дереве связей» мелькает такая компания, инспекторы берут и ее, и ее контрагентов «на карандаш». После чего начинается детальное изучение совершенных операций по всей цепочке от ближайших контрагентов к более отдаленным для того, чтобы найти реального выгодоприобретателя от операции по незаконному возмещению НДС или уклонению от его уплаты. А значит, основная задача налогоплательщика — избежать систематического попадания подобных контрагентов в собственные сделки.
Взгляните на свою отчетность глазами ФНС. Сервис сверяет и проверяет данные по принципам системы ФНС «АСК НДС-2»
Проверка контрагентов
Чтобы снизить риски, проверяйте контрагентов по открытым базам данных: ЕГРЮЛ, ЕГРН, данные о паспортах, о дисквалификации и т.п. Тем более что это можно делать буквально «на лету», используя специальные сервисы.
Не пренебрегайте коммерческими базами данных и картотеками о компаниях, которые позволяют строить некое подобие «дерева связей» между компаниями, руководителями и участниками. Это позволяет провести более глубокий анализ деятельности своих контрагентов: установить количество компаний, зарегистрированных по адресу контрагента, увидеть, в каких еще компаниях «засветился» директор и учредители, посмотреть активы и пассивы компаний и т.д. Эта информация позволит отсечь неблагонадежных контрагентов, если таковые будут обнаружены.
В идеале проверять нужно не только новых контрагентов при заключении с ними сделок, но и тех, с которыми компания работает постоянно. Ведь все меняется: фирма может переехать, у нее может смениться руководство, а информация об этом может не сразу попасть в составляемые документы. Директор или собственники компании могут начать взаимодействовать с другими компаниями, которые будут уже не столь благонадежными. Поэтому возьмите за правило ежеквартально сверять с базами данных указанные в счетах-фактурах сведения хотя бы о ключевых (а в идеале, конечно, обо всех) контрагентах, попутно проводя оценку «дерева связей». Очевидно, что выявленные расхождения между документами, полученными от контрагента, и сведениями в базе данных проще устранить, пока эти данные не попали в декларацию и не переданы в ИФНС.
Совет второй
Используйте возможности НДС+ для мониторинга благонадежности контрагентов:
Красный — рекомендуется проверить сообщения о банкротстве за последние 12 месяцев. Сделки с такими поставщиками прежде всего привлекут внимание налоговой.
Желтый — на эти факты следует обратить пристальное внимание. Желтым подсвечивается недавняя смена руководителя, наличие больших сумм арбитражных исков, «тревожные» исполнительные производства, например неисполнение обязательств по кредитам и т.д.
Зеленый — эти факты показывают, что компания вела хозяйственную деятельность последние 12 месяцев, например выигрывала госконтракты, получала лицензии и т.д.
Ответ на требования
В ряде случаев налоговики могут направить требование о предоставлении пояснений. Напомним, что после получения такого требования нужно сразу направить в ИФНС квитанцию о приеме. Иначе налоговые органы могут приостановить операции по банковским счетам. По общему правилу пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней. За его нарушение предусмотрены штрафы.
Совет третий
Формируйте ответ на требования с помощью НДС+. В сервисе можно обработать требования с любым количеством счетов-фактур (даже очень объемные), сразу видно данные контрагента и можно понять, в чем именно состоит разночтение, которое привлекло внимание налоговой. Кроме того, в сервисе можно выгрузить список счетов-фактур, которые попадут в уточненную декларацию, чтобы внести изменения в учетную систему.
Алексей Крайнев, налоговый юрист, советы подготовлены Дарьей Харитоновой, экспертом сервиса НДС+
Читайте также:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Сур это в налоговой что
от 3 июня 2016 года N ЕД-4-15/9933@
Об оценке признаков риска СУР
Федеральная налоговая служба в рамках проведения пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС в соответствии с приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-15/113@, сообщает следующее.
1. Под налогоплательщиком с низким налоговым риском понимается налогоплательщик, который ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
2. Под налогоплательщиком с высоким налоговым риском понимается налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами.
Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).
3. К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.
Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе «АСК НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».
Результаты оценки «СУР АСК НДС-2» используются:
1. При определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля с целью не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения).
В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», для оценки налогоплательщика необходимо использовать уровень риска «СУР АСК НДС-2».
2. При определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.
3. При определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет «Дерево связей»).
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба поручает провести анализ значений низкого и высокого уровня риска «СУР АСК НДС-2», присвоенного налогоплательщикам Вашего региона, представившим налоговые декларации по НДС, начиная с налогового периода 1 квартал 2015 года, на предмет их соответствия вышеописанным критериям.
В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не совпадает с мнением налогового органа, сведения о декларации необходимо отразить в таблице согласно приложению к настоящему письму, подробно указав причины отнесения налогоплательщика к другой группе риска в графе «Причины несоответствия уровня риска».
Заключение по несоответствию присвоенных уровней риска «СУР АСК НДС-2» необходимо представить в срок не позднее 30.06.2016 в адрес Управления камерального контроля ФНС России.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо довести настоящее письмо до сведения подведомственных налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров
Приложение
Информация о несоответствии присвоенного уровня риска «СУР АСК НДС-2»
Как работает BigData налоговиков по контролю за НДС
Выступая с высокой трибуны Совета Федерации, руководитель ФНС России Михаил Мишустин заявляет: АСК НДС автоматически администрирует 15 млрд. операций в год по НДС и налогу на прибыль.
Благодаря этой системе доля сомнительных операций составляет менее 1%, а была в 10 раз больше. Налоговый автомат без участия инспектора направляет требования об уточнении обязательств при выявлении сомнительных операций. Налогоплательщики при корректировке своих обязательств по НДС автоматически увеличивают обязательства по налогу на прибыль. Что скажешь. Красивая статистика, со слов большого начальника. На деле, колоссальная работа рядовых инспекторов. Кто-то должен «каштаны носить».
АСК НДС-2 представляет собой ресурс BigData, благодаря его использованию, налоговики получают всю необходимую информацию для проведения контрольной работы. Ресурс интегрирован в систему АИС Налог-3 (раньше она называлась система ЭОД).
В состав компонентов АСК НДС-2 входят, в частности, следующие подсистемы:
Как это все работает?
Система проводит расчет контрольных соотношений, как внутри декларации, так и с другими формами. Если контрольные соотношения не пройдены, следует отказ в принятии декларации;
2. После принятия деклараций, в федеральном центре обработки данных запускается тех-процесс по проверке.
Машина, без участия инспектора анализирует данные по каждой операции по цепочке движения товара и выявляет налоговые «Разрывы» в операциях, по которым вычет есть, а НДС не уплачен.
Это когда поставщик:
4. Получение требования от налоговиков нужно подтвердить. Для ответа установлен срок 5 дней, если запрошены пояснения, и 10 — если потребовались документы. Если не ответить налоговикам в установленный срок, может последовать решение о блокировке расчетного счета. Если направить пояснение на бумаге, оно будет считаться непредставленным со всеми вытекающими из этого последствиями.
5. Данные фиксируются автоматически между всеми участниками товарооборота по цепочке. Все это позволяет инспектору определиться в очередности и перечне мероприятий налогового контроля. Определить выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.
6. Допустим, машина выявила «Разрыв». Для установления получателя необоснованных налоговых вычетов, уже в рамках камеральной проверки инспектор должен использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля: запрос копий документов, осмотр помещений, территорий, опрос сотрудников и т.п.
7. При детальном рассмотрении организации АИС Налог-3 представит инспектору сведения о наличии и состоянии расчетных счетов налогоплательщика.
А именно, выписки по расчетным счетам и отражают реальную картину происходящего.
То есть, декларации (деревья) отдельно, банки отдельно.
Задача инспектора сопоставить счета-фактуры и первичную документацию, представленную участниками цепочки с банковскими выписками и доказать формальность документооборота и невозможность осуществления обязательств контрагентами.
Дальше все просто, либо вам предлагают уточнить обязательства, либо проводят проверку.
Практика показывает, что большинство выбирает первый вариант.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее