Суперобложка для чего нужна
Что такое суперобложки для книг и зачем они нужны?
Оказывается, многие люди не знают, что такое «суперобложка» и с трудом догадываются о её назначении. Давайте приоткроем завесу тайны и наведем исторические справки.
Взглянув на любую книгу можно, хотя бы приблизительно, определить её возраст. При этом, ее содержание и литературный материал здесь не причем – все дело в естественном износе книги. В первую очередь изнашивается обложка книги – изготовленная из плотного материала, она является самой ходовой деталью и потому – самой нестойкой. Отчасти эту проблему решает изготовление отдельных обложек для книг – суперобложек. Как мы можем узнать из толкового словаря: суперобложка – это бумажная обложка поверх переплёта книги. Теперь вы знаете, что это такое и пора выяснить, когда их начали применять. Историки утверждают, что впервые суперобложки появились на книгах в середине XIX столетия. Их задачей была защита переплета, который в те времена изготавливался преимущественно из ткани, кожи или их заместителей, от загрязнений в пути от типографии до магазина и при складировании. Эти элементы изготавливались из плотной бумаги, были немаркого цвета, не несли на себе текста или изображений и сразу после покупки книги – выбрасывались. Со временем они стали важным элементом оформления книги, придавая ей дополнительную декоративность.
Мы узнали у специалистов компании prostoprekrasno.ru, зачем сегодня нужна суперобложка и почему она так популярна у современных издательств.
Суперобложка – это отдельная обертка, она надевается на основную обложку книги, а в некоторых случаях – прямо на черновой переплет. Чаще всего такой предмет сопровождает книги в твердых переплетах, но заказывают суперобложки сегодня для любых изданий, в том числе и для рекламных каталогов премиум-класса. Не редко для того, чтобы суперобложка была более прочной, ее могут покрывать лаком, синтетической пленкой, фольгой. На книгу ее просто надевают или прикрепляют (приклеивают) к корешку – так она не будет соскальзывать.
Суперобложка используется не только как элемент внешнего оформления, но и как защита переплета от загрязнений. А при нанесении на нее определенной информации, суперобложка становится рекламным материалом. Часто на ней размещают основные сведения о произведении и его авторе, аннотацию к изданию.
Суперобложка: история и назначение
Что такое суперобложка?
Суперобложка – это дополнительная, съемная обложка книги, которая надевается поверх твердого переплёта. Обычно она значительно шире переплета и закрепляется на книге с помощью загибающихся отворотов.
Назначение суперобложки — предохранять книгу от повреждений и привлекать внимание читателей в качестве дополнительного «рекламного ресурса».
Что размещается на суперобложке?
В современном книгоиздании на суперобложке обычно размещаются следующие элементы:
История суперобложки
До 1820-х годов большинство книг публиковалось в виде пачки неразрезанных листов без переплета и продавалось покупателям либо в этом виде, либо в простейшей бумажной обложке без надписей. Богатые читатели впоследствии делали переплет на заказ, и многие из них заказывали суперобложки, чтобы предохранить книги от повреждений.
Такие обложки могли быть самыми разными: их изготавливали из кожи, обоев, меха и пр., а религиозные книги облачали в парчу и бархат и расшивали жемчугом и драгоценными камнями.
В конце XVIII века издатели начали выпускать книги во временных обложках, изготовленных из картона и обтянутых специальной бумагой, материей или кожей.
В 1820-1830 гг. появились первые небольшие книжечки со съемными обложками — обычно так оформлялись подарочные издания и альманахи. Настоящие тканевые переплеты были представлены миру британским издателем-новатором Уильямом Пикерингом. В 1819 году он начал выпускать серию «Бриллиантовая классика», и это был переворот в книгоиздании того времени.
Вскоре на рынке стали появляться книги в дорогих переплетах, изготовленных не на заказ, а самими издательствами, и как раз для этих случаев были сделаны первые суперобложки. Изначально они полностью закрывали книгу и даже запечатывались с помощью воска или клея. Обычно их срывали сразу после покупки книги и выкидывали.
Первые суперобложки с отворотами появились в 1850-х годах, но их тоже выбрасывали сразу после покупки. Вторая половина XIX века — это золотой век переплетчиков, и в те времена суперобложки не могли тягаться по красоте оформления с самими книгами.
К 1920-м годам ситуация поменялась с точностью до наоборот: теперь уже суперобложки были более нарядными, нежели переплет. С усовершенствованием технологий печатать красочные суперобложки стало дешевле, и их вовсю использовали в рекламных целях.
Все это продолжается и по нынешний день.
Коллекционные издания
Так как наличие суперобложек существенно повышает стоимость коллекционных книг, некоторые книгопродавцы идут на подлог и обряжают первое издание книги в суперобложку, которая была напечатана позднее. Так что будьте бдительны, господа коллекционеры!
Близкие по смыслу термины
Форзац – двойной лист бумаги, посредством которого соединяются переплёт и книжный блок. Форзац делает книгу более прочной, а заодно скрывает «изнанку» переплёта. Иногда на форзацах размещают иллюстрации (в детских книгах) или справочные данные (в учебниках или справочниках). Форзац есть не во всех книгах, например, его нет у покетбуков и других книг в мягком переплете.
Футляр – это коробка, изготовленная, чаще всего, из картона и предназначенная для сохранения ценных книг. Издания с особым художественным оформлением обычно помещаются в соответствующие по стилю футляры – с красочными иллюстрациями и декоративными элементами. Также в футлярах выпускаются комплекты книг – так их проще хранить вместе.
История суперобложки (интереснее, чем вы думаете)
Взглянем правде в глаза: выбирая книгу, мы все смотрим на обложку. Книжный дизайн сейчас набирает обороты, ведь всегда приятно иметь красиво оформленную домашнюю библиотеку. А теперь подумайте: у скольких из ваших книг сохранились суперобложки? Что происходит с ними после покупки? Вы выбрасываете их, оставляя книгу в первозданном виде, или наоборот, храните более красочную обёртку во славу эстетики?
Мы уже разобрались с тем, почему книги прямоугольной формы и как они стали универсальным подарком. Самое время взяться за суперобложки!
Итак, как вы могли заметить, современный книжный дизайн очень, очень молод. Но у каждого из элементов книги всё ещё есть увлекательная история, и даже такое новшество, как суперобложка, не исключение. Так кто же предок этой книжной «одёжки»? Мы заглянем в «Энциклопедию книжного дела» и рассмотрим историю суперобложки по этапам.
Книги как роскошь: до 1800-х
Долгое время книги были редкостью, роскошью и, соответственно, очень тщательно хранились – иначе к чему такие старания? Первые свитки заворачивали в шкуры для пущей сохранности, укладывали в футляры-тубусы и ставили в специальные шкафчики, но это всё ещё далеко от того, что сегодня мы называем суперобложкой. Немного ближе подобрались кумдахи – ирландские ящики-реликварии из раннего Средневековья. Богатый орнамент, украшения на крышке и общая форма, подогнанная под книгу – чем не суперобложка из 800-х? Не только выглядит красиво, но и способна защитить книгу от непогоды. Современные суперобложки таким похвастаться не могут.
До 16 века книги оборачивались в чехлы из шёлка, кожи или бархата – всё ещё красиво, но уже менее удобно для транспортировки. Впрочем, в этот период и необходимость везти книгу через дождливые равнины Ирландии тоже отпала, так что упор на эстетичность не был лишним.
Книги всё ещё роскошь: 1800-е годы
Для истории современной книги этот период знаковый – в том числе и потому, что человечество наконец пришло к суперобложкам. Книги перестали быть привилегией самой богатой прослойки населения. Правда, продавались они всё же не так, как в современных магазинах – с тонким временным переплётом или и вовсе без него. Как вам такое? Купить стопку листов, чтобы потом самому заказать на них обложку – ведь у каждого уважающего себя книголюба 1800-х домашняя библиотека должна быть не только обширной, но и гармоничной по цвету корешков.
Суперобложка появляется в этот период для защиты всё ещё ценных книг – с позолотой и тиснением на кожаном переплёте. Тёмная кожа и золото, как мы все знаем, подходит к книжным полкам любых тонов, так что необходимости заказывать обложку самому уже не возникало. А для хранения таких книг (а стоили они чуть меньше, чем целое состояние), продавцы оборачивали их в бумагу. К 1830 году защищать бумажными чехлами стали и тканевые переплёты – от пыли и на всякий случай. Впрочем, все эти прототипы суперобложек были одноразовыми и не слишком эстетичными.
Правда, были и исключения. Например, книга «Friendship’s Offering» (кстати, специальное подарочное издание), напечатанная в 1829 году, – на её суперобложке была размещена… реклама других книг.
Начиная с 1850-х книги начали защищать не бумагой, а более прозрачным пергаментом, чтобы можно было разглядеть наконец обложку. Впрочем, с бумажными обложками тоже нашли выход. В них просто вырезали окошки на месте иллюстраций и названия книги на корешке – минус к сохранности, плюс к покупательскому интересу. На оставшейся части суперобложки печатали рекламу других книг и всего, что могло пригодиться среднестатистическому читателю – например, хорошего мыла.
Таким образом, к 1890-м годам суперобложки, пусть и в непривычном нам виде, укрепили свои позиции и стали обычным явлением. С них даже начали убирать рекламу и заменять её иллюстрациями. Да, простые и декоративные, но всё ещё лучше, чем надпись «Покупайте мыло братьев Снайдер!» прямо над заголовком «Приключения Алисы в Стране чудес».
Книги доступны всем: 1900-е
Итак, к началу ХХ века книги окончательно стали массовым достоянием: читают все. Книги продают с прилавков магазинов, из открытых фургонов на улицах, даже коммивояжёры набивают свои чемоданы книгами и отправляются в путь. И хотя качество обложек и бумаги улучшилось, суперобложки стали необходимостью. А раз книгу нужно продать, даже бумажная обёртка должна выглядеть привлекательно!
Поначалу иллюстрации использовались только для детских книг, но к 1910-му книготорговцы наконец сообразили: книгу судят по обложке. Вот так бумажные обёртки наконец начали активно украшаться картинками, узорами, орнаментами и почти целиком вытеснили рекламу хозяйственных средств. Рекомендации новых книг продолжали печататься на обратной стороне обложки. Правда, печать была всё ещё не идеальна, так что количество цветов в иллюстрации не отличалось разнообразием.
Важное изменение произошло и в 1920-х. Поначалу цена книги печаталась на суперобложке, но теперь её наконец перенесли на внутренний вкладыш, так что отпала необходимость выбрасывать красивую обёртку подарочных изданий – теперь цену книги можно было просто обрезать. Впрочем, суперобложки вызывали негодование у эстетов. Потому что цветастые обёртки – это грубо и вульгарно, а книгу нужно судить по содержанию, а не по картинке, тем более такой одноразовой. Такие уж были нравы.
Но время шло, и суперобложки становились всё сложнее, прочнее и красочнее, обретали ламинированные покрытия и необычные тиснения на специальных изданиях. Дизайн книг менялся и становился невероятно привлекательным… Но это уже совсем другая история.
Книги в суперобложках: надёжное сегодня и волнующее завтра
Итак, спустя почти 200 лет после изобретения первых настоящих суперобложек что с ними стало теперь? На самом деле всё сложно. Многие любители книг всё ещё относятся к таким обёрткам как к мусору – снимают после покупки и без угрызений совести бросают в мусорный бак перед тем, как поставить книгу на полку. С другой стороны, не меньше людей действительно начали ценить эстетическую часть суперобложек.
Посмотрим правде в глаза: иногда суперобложка гораздо ярче и красивее, чем оригинальная. Вот так вместо того, чтобы защищать издание от пыли, грязи и ваших скупых слёз над ценниками в книжных магазинах, суперобложка внезапно обрела эстетическую функцию. Потому что мы любим красивые вещи. Да и продаются книги в обёртке куда лучше, чем без неё. Некоторые обёртки не менее уникальны, чем сами книги, и тоже становятся объектом охоты книжных коллекционеров. Создаются даже точные копии старых суперобложек – и стоят они недёшево. Стало быть, кому-то это всё-таки нужно, раз есть такой спрос.
В конечном итоге, главный вопрос суперобложек – хранить или не хранить? Слушайте своё сердце и решайте, на какой вы стороне.
Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.
Значение слова «суперобложка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СУПЕРОБЛО’ЖКА, и, ж. [от латин. super — сверху, над и слова обложка] (тип.). Обложка поверх переплета книги.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
суперобло́жка
1. дешёвая обложка из бумаги, оборачиваемая вокруг книги для предохранения дорогого переплёта от света, грязи и царапин ◆ Если человек не вполне полагается на чистоту собственных рук, то пусть он вначале не снимает суперобложку; настоящий же читатель отбрасывает ее уже перед тем, как первый раз раскрывает книгу.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: путешественник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «суперобложка»
Предложения со словом «суперобложка»
Сочетаемость слова «суперобложка»
Какой бывает «суперобложка»
Понятия со словом «суперобложка»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «суперобложка»
Передо мной лежат два солидных тома в глянцевых суперобложках.
Несмотря на то что труд был научный, на задней стороне суперобложки красовались несколько тезисов, которые, наверное, многим читателям показались если не хулиганскими, то как минимум еретическими.
К сожалению, в наши дни из-за роскошных цветных суперобложек часто злостно пренебрегают настоящей одеждой книги – переплётом.
Суперобложки
У себя на канале в телеграм она вытаскивает цитату Яна Чихольда: «Одеждой книги является переплёт; суперобложка не более чем дождевик. Одевать суперобложку ради её сохранения ещё в обложку из целлофана столь же безрассудно, как дорогой кожаный чемодан в матерчатом чехле заворачивать ещё и в бумагу». и меня накрывает возмущение.
Дальше тоже кусок из ее рассказа)) Редактор Р, я тебя тут цитирую))
В итоге выросло аж в три части обсуждения: редактора, художника и продавца книг. Заходите, посмотрите, кто не видел.
Первая часть: https://t.me/redaktorr/175
Вторая часть: https://t.me/vilebedeva/274
Третья часть: https://t.me/kakieknigi/114
Суперобложка переводится как dust jacket, иногда book jacket, dust wrapper или dust cover. Пыльник, короче.
В студии Лебедева пошли дальше. Книги можно узнать по белому фону и шрифту на супере, а внутри крутые образцы переплетных материалов. Фотка не передает. Наощупь они прекрасны. Суперы я не выкидываю)