Сунна что это для мусульман

Сунна

Сунна (араб. سنة) — высказывания пророка Мухаммада, его действия, а также невысказанные одобрения какого-либо действия, совершенного в его присутствии другими людьми. Сунной также называется жизнеописание пророка Мухаммада.

Вся Сунна отражена в хадисах. Хадисы содержатся в сборниках.

Слово «сунна» иногда может использоваться как синоним таких слов, как «желательное действие» и «добровольное действие».

За совершение действий, относящихся к категории «сунна», полагается вознаграждение в мире вечном. Однако за их невыполнение никакого наказания и порицания не предусмотрено. Несмотря на это, некоторые ученые-богословы высказались в пользу крайней желательности совершения действий, относящихся к категории «сунна».

Кстати, следуя сунне пророка Мухаммада, в День Суда можно будет надеяться на его ходатайство и заступничество перед Богом.

Сунна является вторым каноническим источником исламского права после Священного Корана. Без нее невозможно обойтись для правильного понимания религии и ее положений.

Сунна пророка Мухаммада получила свое отображение главным образом в его изречениях, которые собраны в нескольких авторитетных и известных сводах хадисов. Кроме этого, сведения о сунне были переданы в рассказах сподвижников пророка Мухаммада о нем[1].

Дополнительно по теме рекомендауем раздел «Хадисы» на нашем сайте с богосвлоским переводом и комментариями.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Сунна // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 25. С. 263–266.

Сунна что это для мусульман. Смотреть фото Сунна что это для мусульман. Смотреть картинку Сунна что это для мусульман. Картинка про Сунна что это для мусульман. Фото Сунна что это для мусульман

Сунна что это для мусульман. Смотреть фото Сунна что это для мусульман. Смотреть картинку Сунна что это для мусульман. Картинка про Сунна что это для мусульман. Фото Сунна что это для мусульман

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Понятие Сунны

Сунна что это для мусульман. Смотреть фото Сунна что это для мусульман. Смотреть картинку Сунна что это для мусульман. Картинка про Сунна что это для мусульман. Фото Сунна что это для мусульман

Сунна (ихсан) как знание и метод искреннего поклонения Аллаху

Всевышний Аллах послал любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в качестве милости для всех миров и сделал его для человечества и джиннов образцом для подражания во всем, что связано с дольним миром, миром вечным и с религией. В священном Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, сура «Аль-Ахзаб», аят 21).

Ученый-богослов Ибн Касир в своем комментарии (тафсир) к Корану пишет: «Этот благородный аят является основой для следования Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). В чем же следовать ему?! Следовать ему в его словах, деяниях и состояниях. Все это вместе взятое является Сунной.

То есть Сунна – это все, что сказал, совершил и одобрил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и все, что связано с его состояниями (кроме некоторых вопросов, касающихся только его одного)».

Сунна – это путь, указанный Пророком (мир ему и благословение), его поступки, все решения и заключения, которые он прояснил народу, будь то связанные с вероубеждением или поведением, обязательные или желательные для исполнения. Убежденность в запретности или нежелательности того, что Пророк (мир ему и благословение) посчитал запретным (харам) или нежелательным (караха) соответственно, отдаление от того, что он запретил, также является следованием Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Коран и хадисы неоднократно призывают: «Вы следуйте за Пророком (мир ему и благословение), повинуйтесь Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), для вас в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) прекрасный, образцовый пример». Цель этих слов заключается в том, чтобы верующие следовали пути, указанному Пророком (мир ему и благословение), подражали всему, что пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В этом состоит общий смысл слова «Сунна».

Шариатские ученые придают понятию «Сунна» еще одно отдельное значение. И в этом значении оно употребляется тогда, когда упоминается наряду с фарзом (обязательным деянием). К примеру, когда мы говорим, что данное деяние является не обязательным (фарз), а желательным (сунна). В этом случае слово «сунна», согласно Шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в Шариате нет конкретного строгого повеления: за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не подвергают каре. К таким деяниям относятся, например, произнесение перед приемом пищи «Бисмиллях», а после еды – «Аль-хамду лиллях» и т.п. Это все также пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Однако, согласно Шариату, того, кто постоянно из лени не соблюдает Сунну, не принимают в качестве свидетеля. Но тот, кто не принимает Сунну всерьез, к примеру, говоря, зачем ее соблюдать, ведь ничего плохого не будет, если не выполнять ее, или позволяет себе другие подобные выражения с целью унизить Сунну, то он впадает в неверие. Да убережет нас Аллах от этого!

Имам аль-Газали, да будет доволен им Аллах, пишет: «Ты не будь из числа тех ученых, которые только и знают про Сунну, что ее можно и не соблюдать.

Имам Аш-Ша‘арани также пишет, что за каждую сунну в Раю предназначен отдельный уровень. Тому, кто, считая Сунну необязательной для соблюдения, не выполнял ее, в Раю (если он попадет туда) покажут степень, которую бы он получил за следование Сунне, и потом скажут: теперь эту степень можно и не давать тебе».

Непросто соблюдать все сунны, которые мы получили от Пророка (мир ему и благословение). Но из-за того, что не удается соблюдать их все, нельзя ими пренебрегать. Необходимо по мере своих возможностей стараться следовать Сунне любимого Пророка (мир ему и благословение).

Насколько ты стараешься соблюдать Сунну, настолько ты и любишь Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо это является признаком твоей любви к ним. И настолько же Всевышний и Его Пророк (мир ему и благословение) любят тебя, настолько ты приблизишься к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в Судный день, и, наконец, настолько же ты обретешь счастье в обоих мирах.

Сунна – это путь Пророка (мир ему и благословение). Поэтому исполнение того, что он велел делать, будь то обязательное (фарз) или желательное (сунна), и отдаление от того, что он запретил, будь то греховное (харам) или неодобряемое (караха), — все входит в понятие «Сунна». Ибо все, что Пророк (мир ему и благословение) велит нам, направлено на благо человечества.

Если мы будем следовать Сунне во всех наших делах, мы будем защищены от падения на дно бедствий и несчастий этого и того света и нам будет обеспечено восхождение на вершину счастья обоих миров. В тафсире «Рух аль-баян» также сказано: «Следование Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) является обязанностью каждого верующего».

Что бы ни сказал или сделал Пророк (мир ему и благословение), мы должны следовать ему во всем, даже не задавая вопросов: почему, зачем и т.п. Не может быть в Сунне такого, что не имеет определенного разумного смысла, мудрости и пользы. Причины некоторых поступков Пророка (мир ему и благословение) нам понятны, другие его действия могут объяснить только ученые-алимы, бывают и такие, которых не понимают алимы явных, шариатских наук, но понимают ‘арифуны (познавшие Аллаха), есть и такие, которые постиг только сам любимый наш Пророк (мир ему и благословение).

Но независимо от того, понимаем мы или нет, нам необходимо не мешкая исполнять его Сунну. Так велит нам Всевышний Аллах. В священном Коране говорится (смысл): «Держитесь того, что принес вам Посланник Аллаха, и сторонитесь, отдаляйтесь от того, что воспретил он вам!» (Сура «Аль-Хашр», аят 7). Поэтому мы должны безоговорочно принять то, что мы получили от него, и следовать ему. Он ничего не сказал и не велел ради прихотей своего тела. В священном Коране говорится (смысл): «И речь ведет он не по прихоти своей, его речь лишь откровение (вахью) Аллаха, внушенное ему» (Сура «Ан-Наджм», аят 3). Поэтому тот, кто следует Сунне нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), будет счастлив и в личной, и в общественной жизни.

Мухаммад Гаджиев аль-инчхи

Сунна что это для мусульман. Смотреть фото Сунна что это для мусульман. Смотреть картинку Сунна что это для мусульман. Картинка про Сунна что это для мусульман. Фото Сунна что это для мусульман

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Сунна. Роль хадисов в жизни мусульман

Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).

Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.

О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры «Женщины» гласит:

О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)! (4:59)

В 80 аяте этой же суры сказано:

Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем (4:80)

В суре «Собрание» говорится следующее:

Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании (59:7)

Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне – обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.

По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:

1. Сунна муаккада

Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан.

2. Сунна гайри муаккада

Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).

3. Сунна заваид

К этой категории относятся действия, которые совершал Пророк (с.г.в.) и которые присущи многим людям. Сюда можно отнести прием пищи или ношение одежды.

Место хадисов в исламе

Основной единицей сунны является хадис. Хадис – это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.

Хадис состоит из двух составляющих: санад – цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн – текст самого хадиса.

По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:

1. Достоверные хадисы (сахих)

Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:

а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;

б) абсолютная точность при передаче хадиса;

В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.

Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.

В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».

Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.

2. Хорошие хадисы (хасан)

Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.

3. Слабые хадисы (мадруд)

Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.

4. Выдуманные хадисы (мавдуа)

К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаляму алейкум. Есть сильные хадисы, есть слабые, для этого и учёными первых поколений были созданы правовые школы «мазхабы», они изучали все это, записывали, и выводили решения, поэтому если кто следует мазхабу, тот следует Корану и Сунне.

Насколько известно из Корана, во время Уразы нельзя не только целовать, но даже приближаться к женщине, так как это может вызвать нежелательное влечение.

Вот интересно. Ели два достоверных или хороших хадиса имеют противоречия, который их них считается верным? Мне кажется, что простые люди больше полагаются на хадисы, чем на Коран. Хадисы переданы более доступным языком.

Мехман, В случае если вы натолкнулись на то, что два хадиса противоречат друг другу и оба они являются точно достоверными, то в таких ситуациях необходимо подробно изучить предысторию и основной смысл такого хадиса. Рассмотрим на конкретном примере. К Пророку Мухаммаду да благословит Его Аллах и приветствует! разные люди обращались по тем или иным вопросам. И однажды к нему обратилось два человека с вопросом о том, портит ли пост поцелуй. И двум разным людям он ответил по-разному. Казалось бы противоречие. Одному он ответил, что не портит, так как тот человек был стариком и если он поцелует свою жену, то это не сможет привести к половому акту в связи с возрастом. Другому же он ответил, что портит, так как он был молодым и если он поцелует свою жену, то может появиться соблазн и угроза совершения полового акта, который испортит пост.

А как определить какой хадис слабый и сильный? Где это написано?

Вот эта тема сунны перед аср намазом для меня так и остается не понятной. Почему Пророк с.г.в. не всегда совершал именно эту сунну? В целом же нигде не совершают сунну. хотя я заметил. что в некоторых мечетях аср намаз не сразу читают, а примерно минут 10 после азана. Получается, оставляют время для сунны?

Источник

Что такое Сунна? Любые ли слова пророка являются Откровением?

При этом ответ им дается порой не такой ясный, как бы того хотелось. Многие практикующие мусульмане рассматривают вопрос определения Сунны под разными аспектами, по причине чего возникает некоторая путаница.

Давайте постараемся разобраться в этом наилучшим образом — коротко и понятно.

Сообщается, что аль-‘Ирбад ибн Сарийа сказал:

«Однажды Посланник Аллаха обратился к нам с увещеванием, от которого сердца испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: «О Посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!» Он сказал:

أُوصِيكُم بتَقوى اللهِ ، و السَّمعِ و الطَّاعةِ ، و إن تَأَمَّرَ عليكُم عبدٌ ، و أنَّهُ من يَعِش منكُم فسيَرى اختلافًا كثيرًا ، فعليكُم بسُنَّتِي ، و سُنَّةِ الخلفاءِ الرَّاشدين المهديِّين ، عَضُّوا علَيها بالنَّواجذِ ، و إيَّاكُم و مُحدَثاتِ الأمورِ ، فإنَّ كلَّ بدعةٍ ضَلالةٌ

« Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами, и полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение! »

(Абу Дауд 4607, Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5).

В этом хадисе посланник Аллаха ﷺ приказывает нам крепко придерживаться его Сунны и сунны праведных халифов.

Теперь давайте обратимся к Корану и посмотрим, в каком смысле использует слово «сунна» Господь миров:

فَقَدْ مَضَتْ سُنَّتُ الْأَوَّلِينَ

«…уже были примеры первых поколений» (8:38)

В другом аяте Аллах говорит:

وَمَضَى مَثَلُ الْأَوَّلِينَ

«…и уже миновали примеры прежних поколений» (43:8)

Получается, что в вышеупомянутом хадисе, посланник Аллаха ﷺ приказывает брать пример с него и с праведных халифов. И этот приказ носит общий характер в том случае, когда Посланник Аллаха говорит что-то в соответствии с Откровением, либо сподвижники передают это от него.

Однако является ли пример посланника Аллаха ﷺ и пример сподвижников одинаковым по значимости и статусу в каждом случае? Конечно же нет!

Ведь Аллах говорит в Коране, описывая Мухаммада:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)

قُلْ إِنَّمَا أُنذِرُكُم بِالْوَحْيِ

«Скажи: “Я предостерегаю вас посредством Откровения”» (21:45)

وَلَوْ تَقَوَّلَ عَلَيْنَا بَعْضَ الْأَقَاوِيلِ

لَأَخَذْنَا مِنْهُ بِالْيَمِينِ

مَّ لَقَطَعْنَا مِنْهُ الْوَتِينَ

فَمَا مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ عَنْهُ حَاجِزِينَ

«Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку, а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его» (69:44-47)

Отсюда понимается, что если даже пророку ﷺ было запрещено говорить что-то В РЕЛИГИИ от себя, то как это может быть позволено кому-то другому?!

Аллах также говорит в Коране:

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ أَمَرَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ

«Хукм принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (12:40)

أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них В РЕЛИГИИ то, чего не дозволил Аллах?» (42:21)

Нужно также обратить внимание и на другой аспект, возникающий в ходе исследования этого вопроса: всегда ли посланник Аллаха ﷺ говорил по Откровению и в каждом ли случае его слово являлось религиозным законом?

Ответ очевидный: не всегда. Пророк ﷺ всегда говорил по Откровению относительно тех вещей, которые являются религией Аллаха и которые он ﷺ приписывал Ему. В иных же случаях, посланник Аллаха ﷺ, говоря о каких-то не имеющих к Исламу отношения вопросах, доносил лишь своё мнение, в котором мог быть прав, а мог и ошибаться. Примером этому могут послужить следующий хадис:

Передают от отца Мусы Ибн Тальхи, сказавшего:

مررت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم بقوم على رءوس النخل فقال: ((ما يصنع هؤلاء)). فقالوا يلقحونه يجعلون الذكر في الأنثى فيلقح. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما أظن يغني ذلك شيئا)). قال فأخبروا بذلك فتركوه فأخبر رسول الله صلى الله عليه وسلم بذلك فقال: ((إن كان ينفعهم ذلك فليصنعوه فإني إنما ظننت ظنا فلا تؤاخذوني بالظن ولكن إذا حدثتكم عن الله شيئا فخذوا به فإني لن أكذب على الله عز وجل

« Я проходил вместе с Посланником Аллаха, рядом с людьми (сидящими) на головах (вершинах) пальм и он спросил: «Что эти там делают?» Они ответили: «Опыляют их. Совмещают мужские (цветы) с женскими и те опыляются». Тогда Посланник Аллаха, сказал: «Я не думаю, что это может помочь чем-то». «И им было сообщено об этом. И тогда они отказались от этого (от искусственного опыления). Об этом было также сообщено Посланнику Аллаха, и он сказал: «Ну, если уж это приносило им пользу, то пусть делают это! Я ведь, высказал всего лишь мысль. И вы не взыскивайте с меня за мысль! Но если я передам вам нечто от Аллаха, то возьмитесь за это. Ведь мне не солгать про Аллаха, Всепочитаем Он и Всеславен! » (Муслим 2361).

Да и сам пророк говорил, что иногда выносит суждения не по Откровению, а по иджтихаду, а потому может и ошибаться:

إنما أنا بشر وإنه يأتيني الخصم، فلعل بعضكم أن يكون أبلغ من بعض، فأحسب أنه صدق، فأقضي له بذلك، فمن قضيت له بحق مسلم فإنما هي قطعة من النار، فليأخذها أو فليتركها

« Поистине, я — только человек, а (люди) приходят ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более красноречив, чем другой, и я посчитаю, что он сказал правду, и вынесу решение в его пользу на основании этого. Однако если я (по ошибке) решу отдать ему то, что по праву принадлежит (другому) мусульманину, это будет не чем иным, как частью (пламени) ада. Так пусть он (сам) возьмёт это или откажется от этого » (Бухари 2458 и 2680, Муслим 1713).

Но как же тогда правильно понять приказ следовать сунне праведных халифов? Давайте обратимся для разъяснения этого вопроса к пониманию сподвижников:

أَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ الْعَلَاءِ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو مُعَاوِيَةَ، عَنْ الْأَعْمَشِ، عَنْ عُمَارَةَ هُوَ ابْنُ عُمَيْرٍ، عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ يَزِيدَ، قَالَ: أَكْثَرُوا عَلَى عَبْدِ اللَّهِ ذَاتَ يَوْمٍ فَقَالَ عَبْدُ اللَّهِ: » إِنَّهُ قَدْ أَتَى عَلَيْنَا زَمَانٌ وَلَسْنَا نَقْضِي، وَلَسْنَا هُنَالِكَ، ثُمَّ إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ قَدَّرَ عَلَيْنَا أَنْ بَلَغْنَا مَا تَرَوْنَ، فَمَنْ عَرَضَ لَهُ مِنْكُمْ قَضَاءٌ بَعْدَ الْيَوْمِ، فَلْيَقْضِ بِمَا فِي كِتَابِ اللَّهِ، فَإِنْ جَاءَ أَمْرٌ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ، فَلْيَقْضِ بِمَا قَضَى بِهِ نَبِيُّهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَإِنْ جَاءَ أَمْرٌ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ، وَلَا قَضَى بِهِ نَبِيُّهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَلْيَقْضِ بِمَا قَضَى بِهِ الصَّالِحُونَ، فَإِنْ جَاءَ أَمْرٌ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ، وَلَا قَضَى بِهِ نَبِيُّهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلَا قَضَى بِهِ الصَّالِحُونَ، فَلْيَجْتَهِدْ رَأْيَهُ، وَلَا يَقُولُ: إِنِّي أَخَافُ، وَإِنِّي أَخَافُ، فَإِنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ، وَالْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَ ذَلِكَ أُمُورٌ مُشْتَبِهَاتٌ، فَدَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لَا يَرِيبُكَ

Много людей поговорили (на разные темы) с АбдуЛлой ибн Мас’удом в один из дней. И АбдуЛлах ибн Масуд сказал:

« Было такое время, когда мы не решали, и не было у нас такого статуса, чтобы решать. Потом Аллах дал нам такой статус (возможность) и довёл нас до такого уровня, который вы видите. И теперь, когда кому то из вас придётся судить после сегодняшнего дня, то пусть судит согласно Книге Аллаха. А если будет дело, (решение которого) нету в Книге Аллаха, то он должен его разрешить согласно решению пророка. А если будет дело, (решение которого) нет в Книге Аллаха и не решал его пророк, то пусть он судит по тому, что решили праведники (сподвижники). Если же будет дело, (решение которого) нету в Книге Аллаха, и не решал его пророк, и не решали праведники (сподвижники), то тогда пусть делает иджтихад по своему мнению (придумает решение). И пусть не говорит: «Я боюсь, я боюсь», потому что дозволенное (халяль) — очевидно и запретное (харам) — очевидно, а между ними — дела сомнительные. Оставьте же то, что вызывает у вас сомнения (и обратитесь) к тому, что сомнений у вас не вызывает » (Насаи 5397, достоверно согласно мнению шейха Альбани ).

В этом предании (асар), один из великих сподвижников — АбдулЛах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, объясняет, что относительно дел, которые решаются Откровением — у людей нет выбора:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36)

Что же касается тех вопросов, относительно которых в Откровении нет прямых указаний, то решать их лучше, беря пример со сподвижников. Именно это имеется ввиду в словах из хадисов: « Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов » и « А если будет дело, (решение которого) нет в Книге Аллаха и не решал его пророк, то пусть он судит по тому, что решили праведники (сахабы) ». И в этом случае, подобное решение уже не будет является частью Ислама, поскольку оно вынесено не в соответствии с Откровением, а, как мы поняли, хукм В РЕЛИГИИ может принадлежать только Аллаху.

В случае же, когда возникают новые вопросы, относительно которых нет указаний из Корана и Сунны, и которые не возникали во времена сподвижников, то следует решать их самостоятельно (делать иджтихад).

Поняв эту великую основу, пришло время перейти к разбору второй части хадиса, в которой посланник Аллаха приказывает: « Полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение — есть заблуждение! ».

Так, существует мнение, что нововведения бывают хорошими и плохими, в зависимости намерений и результата, которого посредством них добиваются. Сторонники этого мнения опираются на известный хадис, в котором пророк ﷺ сказал:

من سن في الإسلام سنة حسنة فله أجرها وأجر من عمل بها بعده من غير أن ينقص من أجورهم شيء

« Тот, кто подаст хороший пример в Исламе — получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград » (2398).

И это — очень важное, простое и понятное объяснение, которое полностью согласуется с аятами, утверждающими недозволенность привносить в Ислам что-то от себя, вне зависимости от намерений возжелавшего это сделать!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *