Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится

Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро В.М. Сухомлинский

Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть картинку Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Картинка про Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится

В своём высказывании В.М. Сухомлинский поднимает проблему роли семьи в формировании личности. Он считает, что именно в семье начинается процесс формирования личности, что семья прививает ребёнку представление о добре и зле.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Семья – это социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью. В семье осуществляется первичная социализация индивида, поэтому семья и выполняет такие функции как воспитательная, эмоционально-психологическая, рекреационная, защитная, хозяйственно-экономическая. Каждая их этих функций важна, и если хотя бы одна из них отсутствует или выполняется не в полной мере, то это негативно скажется на формировании личности.

Положительным примером может служить семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Ростовы эмоциональны, великодушны, отзывчивы, гостеприимны и приветливы. Глава семьи, Илья Андреевич – добродушный барин, он обожает свою семью, у него, как и у его супруги, тоже имеющей доброе сердце и всегда помогающей окружающим, доверительные отношения с детьми. В этой семье родители сумели показать отличный пример для своих детей. Петя вырос как настоящий патриот Родины; Николай, хотя и не отличался глубиной ума, был простым, честным и порядочным молодым человеком. Наталья была душой своей семьи. Она тонко чувствовала сущность каждого, она добра, очень естественна и умела целиком отдаваться любви ко всем людям. Она смогла уговорить родителей вывести из Москвы, которой угрожали французские войска, не ценные вещи, а раненых солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. Это ли не лучшая иллюстрация того, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

Таким образом, именно семья способствует развитию у ребёнка определённых моделей поведения, формирует его мировоззрение и основные качества характера.

Источник

Эссе по работам авторов В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко о семейном воспитании

Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть картинку Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Картинка про Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится Хохлачёва Анжела Сергеевна
Эссе по работам авторов В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко о семейном воспитании

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».

Все мысли В. А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.

Основной метод, по мнению Сухомлинского В. А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец».

Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.

В книге В. А. Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика (как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.

Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью.

Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т. п.

Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу, ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.

В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей,с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т. п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинскогона этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинскийрассказывает об используемых им методах:

Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

А. С. Макаренко в книге “Лекции по воспитанию детей”, “Книге для родителей” и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания, разработал теорию воспитательногоколлектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье: раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей.

Определяя семью как воспитательный коллектив, А. С. Макаренко по-новому осветил ее задачи и место в общей системе воспитания. Он считал, что “правильное советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов”, к числу которых он относил и семью. “Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья”. Подход А. С. Макаренко к семье как к коллективу связан с его пониманием сущности воспитания, а воспитание он рассматривал как широкий социальный процесс. “Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка”. Задачу родителей А. С. Макаренко видел в том, чтобы направить это развитие и руководить им. Наиболее рациональный путь такого руководства – в самом устройстве жизни семьи.

Семья – это естественный коллектив, утверждал А. С. Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А. С. Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.

2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания [Текст] / В. А. Сухомлинский. М. : Педагогика, 1990. 390 с.

Источник

Семья — эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро (Василий Сухомлинский)

Выдающийся советский педагог-новатор в своём высказывании говорит об огромной роли семьи в формировании личности. Автор убеждён, что именно семья прививает ребёнку представления о добре и зле и поощряет развитие у него определённых моделей поведения, основанных на приверженности добру.

Я полностью разделяю точку зрения Василия Александровича. Ведь основные черты характера человека закладываются, прежде всего, в семье, и там же формируется его мировоззрение. Поэтому очень важно, чтобы отношения между родственниками основывались на любви, доброте и взаимопонимании. Актуальность этого утверждения очень велика в наши дни, когда семья в её привычном понимании теряет былое значение.

Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть картинку Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Картинка про Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится

Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование. Из школьного курса обществознания нам известно, что семья – это группа людей, объединённых родственными узами и общей судьбой. Помимо прочих функций (репродуктивной, воспитательной и т.д.), она является тем социальным институтом, в котором каждый человек проходит первые стадии социализации. Где он усваивает общественно значимые понятия и нормы. Поэтому, если между членами семьи нет согласия и доброго отношения друг к другу, то это неизбежно сказывается на личности ребенка, влияет на его будущее поведение в обществе. Значение добрых и душевных отношений в семье, любви и заботы, проявляемой близкими друг к другу, трудно переоценить.

Примером такой крепкой, здоровой, учащей творить добро семьи являются Ростовы в романе Льва Толстого «Война и мир». Наташа Ростова была воспитана в атмосфере любви и взаимной поддержки. Поэтому для неё стало вполне естественным шагом отказаться от спасения собственного имущества и отдать выделенные для этого подводы для вывоза раненых солдат и офицеров.

Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть картинку Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Картинка про Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится

Из истории можно привести пример царицы Елизаветы Петровны – дочери Петра I и Екатерины I (Марты Скавронской). Елизавета была воспитана матерью – малообразованной, но доброй и душевной женщиной, вышедшей из самых низов общества. Во многом благодаря этому в годы своего правления дочь Петра старалась продолжать его начинания, но без жестокости, свойственной отцу. В частности, за время царствования Елизаветы Петровны не был казнён ни один человек: все смертные приговоры заменялись, по её воле, на другие наказания.

Подводя общую черту, хотелось бы отметить: семья как социальный институт играет огромную духовно-нравственную и воспитательную функции. Родители прививают детям морально-этические нормы, принятые в обществе, регулирующие отношения между людьми. Желание и умение творить добро – одна из важнейших этих норм.

Источник

Эссе по обществознанию

Страницы

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А. Сухомлинский)

Основная идея затронутой автором темы заключена в том, что семья – это тот общественный институт, который отвечает за воспитание подрастающего поколения и должен привить ему социальные нормы, ценности, нормы морали и т.д. Это связано, в первую очередь, с такой функцией семьи, как первичная социализация индивида.

Из курса обществознания мне известно, что семья – это малая социальная группа, связанная узами родства или супружества, а также общим бытом. Существует множество функций семьи, а именно репродуктивная, рекреационная, психологическая, воспитательная, сексуальная, хозяйственно-экономическая, экономическая и др. Рассмотрим воспитательную функцию, эта функция семьи связана с тем, чтобы привить индивиду, то есть человеку, как представителю биологического вида, актуальные в обществе нормы, ценности, нормы морали и т.д. Семья, в данном случае, является агентом первичной социализации, то есть институтом, ответственным за социализацию индивида. Сама социализация – это процесс усвоения индивидом социально значимых качеств, социальных норм и ценностей, в ходе которого индивид становится личностью. Так как же научить маленького человека добро? Это можно делать различными способами. Одними нравоучениями и нотациями нельзя в полной мере привить человеку эти ценности, нужно показывать всё это в деле, поэтому, в первую очередь, необходимо, чтобы самим родителям не была чужда такая ценность как добро, тем самым они смогут своим примером показывать ребёнку, как нужно вести себя в определённой ситуации, как действовать и мыслить в повседневной жизни, исходя из понятий добра и зла. Также не последнюю роль играет и тип семьи, в плане взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Явно, что в партнёрской семье, где интересы и права всех членов семьи учитываются и соблюдаются, включая маленьких их представителей, атмосфера будет добрее, где можно будет показать здоровые отношения между людьми, нежели в патриархальной, где женщина зависима от мужчины и где мужчина принимает самостоятельно все решения.

В качестве аргументации из личного социального опыта, приведу в пример семью Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», а рассмотрим именно дочь Николая Болконского – Мари. Этот тип семьи можно назвать патриархальным, так как воспитывалась Мари отцом, Николаем Болконским, девушка была зависима от отца во многих аспектах, её личные интересы меркли перед строгой дисциплиной Николая Болконского. Он её заставлял делать то, что она сама не хотела, например, заниматься математикой. Также не последнюю роль играло то, что княжна жила почти наедине с отцом, она мало кого знала и видела. В итоге княжне и было дано воспитание со стороны отца, но отношения между князем и Мари были холодными. В один момент, когда произошла эвакуация из поместья Болконских во время вторжения французов, девушка посчитала отца тяжёлой ношей на своих плечах и захотела его смерти, хоть и пожалела об этом в будущем, когда он умер. Таким образом, здоровыми назвать такие отношения в семье нельзя, а значит родитель, Николай Болконский, не в полной мере выполнил свою роль воспитателя, хоть она выросла образованной и доброй, Мари не была адаптирована к общению с людьми извне, так как интересы девушки не учитывались по мере взросления, общение с родителем было всегда холодным, а в её воспитании не хватало родительской любви.

В качестве аргументации из СМИ, приведу в пример Криштиану Роналду и его сына. Отношения между ними явно можно назвать более здоровыми, нежели как у Николая Болконского и Мари Болконской. Для своего сына, которого также зовут Криштиану, Роналду старший является лучшим другом. В его воспитании отец учитывает все интересы, таланты сына, направляет их в нужном русле, чтобы он смог их развить, например, Роналду старший явно неравнодушен к увлечению сына футболом, профессии отца, отец помогает сыну стать лучше самого себя, а также прививает ему увлечение спортом. Старший Роналду старается не подавать плохой пример сыну. Поэтому в будущем его сын вряд ли будет иметь негативные качества, присущие звездам, потому что ему отец прививает ему моральные ценности и показывает пример, куда нужно стремиться и как добиваться поставленной цели. Таким образом, пример семьи Роналду можно взять, как за хороший образец взаимоотношений ребёнка и родителей, где родитель, помимо наставника, является также хорошим другом.

Таким образом, семья действительно является той средой, где ребёнок учится добру, изучает взаимоотношения людей на примере родителей, где он социализируется. Родители должны вкладывать недюжинные усилия, чтобы взрастить лучшую копию самих себя, чтобы они испытывали гордость за достижения своих детей в будущем, когда они вырастут.

Источник

Эссе на тему «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Василий Александрович Сухомлинский)

«Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»

«Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

Василий Александрович Сухомлинский

Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Смотреть картинку Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Картинка про Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится. Фото Сухомлинский считал что семья это первичная среда где человек учится

Семья как первоначальная ячейка общества играет важную роль в жизни каждого человека в независимости от уровня образования, социального статуса, половой принадлежности или религиозных убеждений. Каждый из нас еще в утробе слышит ласковый голос матери, чувствует теплые и сильные руки отца у нее на животе. А появляясь на свет ребенок как губка впитывает тот образ отношений, ту систему поведения, которые культивируются в семье.

Так в семье, где царит мир, любовь, уважение друг к другу человек вырастает чутким, добрым, умеющим любить. А там, где воспитывают криком, уроком, грубостью, уничтожающей личность, человек вырастает с искалеченной психикой. Ему тяжело адаптироваться в сложном и многогранном мире. Он становится изгоем общества и, стараясь занять определенное положение, действует не во благо, а во вред.

Известный педагог Сухомлинский В.А говорит о том, что семья должна учить только добру. Именно так человек учится сам творить добро. Таким образом, Василий Александрович говорит о проблеме влияния отношений в семье на правильное становление и развитие личности. Она достаточно актуальна и в наше время.

Что же такое семья? С обществоведческой точки зрения это малая социальная группа, основу которой составляют родственные связи. Семью характеризуют общие цели, задачи, направления деятельности. С точки зрения философии семья – это важная часть духовной культуры. Поскольку именно здесь прививаются основные нормы и ценности морали. Тех негласных правил, на которых держится все человечество.

Во все времена огромную роль в жизни человека играло его окружение. Так называемые агенты социализации: семья, школа, армия, церковь. Они формируют мировоззрение человека. Под их влиянием, человек испытывая огромное давление, меняется и перестраивается. Он совершенствуется и интегрируется в общество. Однако каждый отдельно взятый индивид может интегрироваться как конструктивно, так и деструктивно. В первом случае осуществляя созидательную деятельность, которая предполагает совершенствование человека и его рост. Во втором, осуществляя деятельность, которая наносит вред обществу и служит основой морального разложения личности.

В этих условиях необходимо выявлять первопричину проблемы замены правильных человеческих ценностей – ложными, которые заставляют человека совершать аморальные поступки.

Я полностью разделяю мнение Василия Александровича по данному вопросу. Действительно, семья должна учить человека только добру. Нам всем бывает очень непросто в жизни. Иногда трудно понять, что правильно, а что нет. И вот именно тогда на помощь приходит опыт, полученный в семье. Когда родители и ближайшие родственники общаются с ребенком, когда обсуждают важные для него проблемы, когда интересуются его жизнью, поощряют все его начинания, давая свободу выбора, приобщают его к культурным ценностям.

Только тогда формируется правильное отношение к жизни, когда человек уверен, что его примут и поймут, он любим и находится под защитой. Это так необходимая нам моральная поддержка! Вот в чем основная функция семьи! Научить любить, понимать, прощать. Только при таких условиях воспитания человек вырастает полноценной личностью. Он не будет творить зло и причинять другим людям боль и страдания. Он просто не способен на это. Его внутреннее содержание настроено на созидание мира.

В качестве подтверждения этой позиции можно привести литературный пример. В произведении Владимира Короленко «Слепой музыкант» речь идет о мальчике Петрусе, который родился с патологией глаз и был абсолютно слепым. Он был инвалидом. Преодолеть свою беспомощность, ощущение ненужности помог ему дядя Максим. Он воспитывает мальчика в духе борца, сильного и настоящего мужчины. Помогает справиться с неприятностями, поддерживает и направляет. Именно так, пройдя все испытания, юноша становится уверенным в себе человеком, талантливым музыкантом и счастливым семьянином.

В процессе своей педагогической деятельности Сухомлинский В.А, пришел к выводу: « Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи». Вот именно в таких семьях и вырастают люди с искалеченными душами. Человек как губка впитывает жестокое поведение, грубое обращение, рукоприкладство. И с этим он выходит в мир.

Делая выводы, смело можно говорить о том, что семья имеет огромное значение для правильного формирования личности. Об этом необходимо помнить всегда! Все наши комплексы родом из детства. Но если родные люди принимают и поддерживают, учат добру и любви, мы вырастаем уверенными в себе людьми. Способными твердо стоять на ногах, не бояться жить и встречать трудности с улыбкой. В своих собственных семьях мы будем воспитывать детей по тем же правилам, что и наши родители. А это значит, что мы растим поколение счастливых людей, которые сформируют здоровое общество!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *