Сухарики в дивеево для чего значение
«И услышу вас, и скорбь ваша пройдет»
К 265-летию преподобного Серафима Саровского
С чудотворцем Серафимом, одним из наших самых любимых, повсеместно почитаемых русских святых, встречаемся часто. И по утрам в своей квартире, обращаясь к его иконке, и в каждом нашем храме, по всей Руси, куда ни направимся.
В нынешнем году 1 августа (по старому стилю — 19 июля) исполняется 265 лет со дня рождения Саровского чудотворца, иноческий подвиг которого, поучения и наставления с любовью помнятся в каждой православной семье, во всяком православном сердце. И хотя православие отмечает даты кончины святых как даты их перехода в жизнь вечную, мы, по земному обыкновению, не можем пройти и мимо столь значительных численных величин, указывающих на дату рождения.
Моя отрада заключается в том, что имею возможность бывать на родине святого в Курске — и в Серафимо-Казанском соборе, где та самая колокольня, с которой упал и уцелел мальчик Проша Мошнин, будущий святой, и где на месте падения теперь взведена сень над памятным камнем, а также приезжать в Рождества Богородицы Курскую Коренную пустынь, где над высоким берегом реки Тускарь стоит памятник коленопреклоненному старцу работы скульптора-курянина В.М. Клыкова. Преподобный запечатлен во время моления — в таком облике, как привычно видеть на одной из икон, — на камне, с воздетыми руками, с красивым ободком бронзового нимба, с виднеющемся в нимбе пространством неба. Сквозь нимбовый просвет вкруг головы батюшки Серафима видны пролетающие птицы и облака. В этом великом подвиге стояния на камне, повторенным через сотню лет преп. Серафимом Вырицким, мы помним, саровский чудотворец провел тысячу дней и ночей.
Между прочим, в 200 м от памятника, гранича с пустынью, расположен командный пункт К. К. Рокоссовского, откуда маршал руководил Центральным фронтом в ходе Курской битвы летом 1943 г.; ныне в нем музей.
А точная копия клыковского памятника установлена в Саровском лесу, где мне привелось побывать на Светлой седмице 2003 года и где постоянно думалось о знаменитых словах старца: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». В том лесу, возле одной из дальних пустынек, где совершал духовные подвиги батюшка, я ходил босиком по апрельской холодной песчаной дорожке, по старым сосновым иголкам, и все поглядывал, не мелькнет ли за деревом холщовое рубище батюшки Серафима.
Там и стало у меня складываться стихотворение «Камушек» (Песенка калики):
Стоит наш батюшка на камушке,
Под кровом бора — как во храмушке,
Как столп, как крест, как Спас-на-кровушке,
Стоит наш батюшка, наш дедушка,
Приходит к дедушке медведушка
Сухарика отведать, хлебушка,
В ладошку влажный нос сует.
Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
Пичуги! И пеньки с опеньками
Обсели, а бельчата спинками
У старцевых мелькают ног.
Пусть распрострилось семя змеево,
Крепчает дело лиходеево, —
Да диво дивное, Дивеево,
Намолено среди дорог.
А с дедушкою — Божья Матинка!
И, даром что спина горбатенька,
За грешников молися, батенька,
Господень умаляя гнев.
Когда б у старца Серафимушки
За всю за Русь достало силушки
Молиться, не смыкая крылушки —
Два века словно тыщу днев!
Где веют промыслы бесовския,
Там плачут ангелы Саровския.
Но живы серафимы русския,
Покров — их до поры таит.
Где стынет борушка-дубравушка.
Хоть нет того на свете камушка,
Да батюшка на нем — стоит.
Большого гранитного камня, на котором осуществлял тысячедневное молитвенное стояние преп. Серафим и который располагался посередине дороги от его пустыньки до Саровского монастыря, на самом деле уже давно нет. Он был расколот, по совету самого Серафима, с помощью огня: нагрет, а затем полит водой. Фрагменты его, как уверяют, были использованы при закладке дивеевского Свято-Троицкого собора.
В жизни чудотворца (1754–1833) был краткий, но весьма значительный эпизод 1776 года, когда 21-летний Прохор Исидорович Мошнин совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг, и этим местом была прозорливо названа Саровская пустынь. Обратим внимание, что это был и год кончины «старца Досифея». Напомним, что под этим именем подвизалась в святой киевской обители (на Китаевой горе и в лавре на Дальних пещерах) Досифея Киевская (в миру — Дарья Тяпкина; 1721 — 25 сентября 1776), православная святая, почитаемая в лике преподобных.
Сделаем более точный акцент: благословение, данное преп. Досифеей молодому Прохору Мошнину (в детстве сильно хворавшему и выдюжившему лишь после того, как над ним пронесли Чудотворную икону Курской Коренной Богородицы «Знамение»), следует расценивать как провиденциальный акт духовной преемственности и напутствия. Для тех, кто знаком с житиями святых отцев, в этом нет ничего удивительного, можно сказать, это «норма святоотеческой жизни», да иначе и быть-то не может. Тем не менее такие пункты узнавания всегда озаряют нас, людей земных, радостью — именно даруя ощущение земной ретрансляции Святого Духа, указывают на всеединство Православия и нерасторжимость Русского Мира, пребывающего во Христе.
Шутка ли: за «совершенное самоуглубление в истины евангельские» преп. Серафим однажды во время литургии был удостоен видения Господа в окружении Небесных Сил, а в пятидесятилетнем возрасте — непостижимого восхищения (подобно Ап. Павлу и св. Андрею юродивому) на Небеса.
«Не знаю, с телом или кроме тела, Бог весть, сие непостижимо, — рассказывал батюшка одному иноку. — А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал, сказать тебе невозможно».
Нам, группе паломников-харьковцев, привелось поклониться св. мощам батюшки Серафима в Дивееве и пройтись по Богородичной канавке в Светлую Седмицу 2003 г.
В Дивеево мы въехали в середине дня, переправившись утром в Муроме на пароме через Оку. И как только наш «Соболь» остановился на площади у обители, на колокольне раздался звон. Он продолжался долго — пока мы несколько растерянно выбирались из машины, приходили в себя (и не могли прийти из-за звонного настроя). Автобус за автобусом подъезжал на площадь к колокольне, все новые люди входили через боковые калитки в обитель. Выходной день, людей много.
Мы вошли на территорию Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Таковое название было прежде, а теперь, в честь храма, в коем покоятся мощи преп. Серафима, к названию монастыря добавлено: Свято-Троицкий.
Поразили величина монастырского пространства, огромность соборов, обилие ухоженных плодовых и декоративных кустов, которые 1 августа, к празднованию 100-летия прославления Серафима Саровского,
предстанут во всей красе, и непрерывность созидательных усилий. Везде кто-то труждался. Сестры в черном неспешно поспешали, ведя с собой на послушание приезжих доброхотов, артельщики вершили строительное дело. Похоже, всем труды были в радость. Когда звонили колокола (или, как мы заметили на следующий день, во время крестного хода), рабочие вставали на лесах, осеняя себя крестным знамением. И — улыбались!
Великий плач радости прозвучал тогда в Дивееве! Эхо его мы слышим, слава Богу, век спустя. А тогда прославление преподобного Серафима сопровождали многочисленные исцеления, подтвержденные медиками.
И в те же дни 1903 г. блаженная Паша Саровская вручила печальное пророческое письмо семидесятилетней давности от преп. Серафима Императору Николаю ІІ Александровичу — «Царю, который приедет в Дивеево».
Скажем также, что стараниями Государя Николая II был в 1911 г. прославлен в святительском чине епископ Белгородский Иоасаф.
Любимой иконой преподобного Серафима был образ Богоматери «Умиление». И сейчас главными в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря являются две большие иконы — о. Серафима, находящаяся сразу за ракой со святыми мощами преподобного, и симметричная ей — Умиление.
Колонну именно у этой иконы сподобились помыть наши женщины, с радостию откликнувшиеся на просьбу сестрицы-монахини, во исполнение батюшкина завета: помогать сестрам дивеевским.
А в Преображенском храме, кое-кем именуемом «памятник непослушанию» (поскольку воздвигнут не на том месте, что указывал батюшка Серафим), мы получили сухарики, освященные в котелке старца, том самом, из которого он потчевал знаменитыми сухариками приходивших к нему за вспомоществованием, прося получивших делиться ими со взыскующими спасения. О сухариках рассказывал в своих записках и протоиерей Василий Садовский: батюшка Серафим взял у него платок и стал накладывать на него «из какой-то посудины» пригоршнями сухарики, которые были так необыкновенно белы, что рассказчик «сроду таких не видывал». «Вот, у меня, батюшка, была Царица, так вот это после гостей-то осталось», — приговаривал преподобный. «Личико его до того сделалось божественно и весело, что и выразить невозможно!»
Надо ли говорить, с какой радостью и мы, уже в XXI веке, хрустели серафимовыми сухариками, и с какой бережливостью везли их по домам, чтобы наделить родных и близких.
Дождались мы и вечерней службы в Троицком соборе.
Большой храм всецело заполнился богомольцами. Солнечные лучи, упавшие на иконный лик Богородицы, высветляли и нашу радость: Христос воскресе!
Я стоял у раки преподобного, в том приделе, где преобладали женщины, высокими голосами вторившие хору. Хор Троицкого храма силен, очень красив в звучании — сестры поют профессионально и самозабвенно.
Это тот самый храм, над которым, по свидетельствам, во время возведения главного купола кружили три голубя и три журавля.
«Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет», — так говорил преп. Серафим Саровский своим духовным чадам. Духовных чад уж нет, приходим мы, чужие люди. Но слышит батюшка и нас, и наша скорбь тоже проходит.
Большая красивая рака, над которой возжжены несколько лампад. Позади — в горизонтальных киотах — предметы, принадлежавшие батюшке: кожаные лапоточки, мотыга, одежда.
Теперь святые мощи преподобного находятся здесь, и исполнилось его пророчество: «Вот, матушка, теперь все удивляются, что убогий Серафим занимается вами, принимает участие в вас, но это еще что за диво; а будет диво, как плоть-то свою убогий Серафим перенесет в Дивеев!»
Старец, почивший 2 января 1833 г., был похоронен у южной стены алтарной части Успенского собора Саровской пустыни, рядом с могилой схимника Марка, на месте, выбранном им самим незадолго до кончины. В 1920 г. рака была вскрыта во время «разоблачительства» и кампании вскрытия мощей, развернутой вождями русской революции.
Более полугода мощи святого, открытые для обозрения, оставались в раке под стеклом. Вскрытие св. мощей, начавшееся в 1918 г., народное сознание связало с засухой и голодом 1921–1922 гг.
По словам современного историка, письма простых граждан в Совнарком с требованиями прекратить надругательства над святыми мощами, «свидетельствуют и о том, что православная Россия считала страшную засуху Божьей карой за вандализм и богоборчество».
Незадолго до закрытия Саровской пустыни в 1927 г. Тамбовский архиепископ Зиновий (Дроздов) объявил, что один из саровских иноков должен скрыться со святыми мощами на Кавказе. Но иеромонах, которому владыка поручил спасение святыни, отказался, поскольку был твердо уверен, что св. мощи — источник множества чудес, и сами не дадутся в руки святотатцев.
Мощи преп. Серафима оказались сначала в московском Центральном антирелигиозном музее, а потом в ленинградском Музее истории религии и атеизма, размещенном безбожной властью в Казанском соборе, где их кто-то спрятал в самых дальних запасниках. Впоследствии, вероятно, не только верующие, но и государство ничего не знало о местонахождении мощей.
«Уход» мощей преподобного был пережит верующими как наказание за грехи — святыня отнималась за недостоинство. Для многих это стало призывом к покаянию, горем, исполненным надеждой на непрерванность связи видимого и невидимого.
В течение долгого времени не было никаких точных сведений о судьбе мощей старца. Тем не менее в Москве 1960–1970-х твердо верили: они надежно спрятаны, и в Дивееве есть люди, которые знают место хранения святыни.
«Бог поругаем не бывает» (Гал. 6,7), и бесчинства богоборческого режима не поставили точку в истории почитания святых в России. 4 ноября 1990 г. мощи преподобного были найдены в запасниках музея, вместе с мощами святителя Иоасафа Белгородского. Неожиданное явление св. мощей вызвало новое, чрезвычайно сильное духовное напряжение, сходное, наверное, с таким же глубоким волнением сердец в 1903 году.
В инвентарной описи они не числились. После нескольких экспертиз было твердо установлено, что найденные останки — действительно св. мощи Серафима Саровского. 11 января 1991 г. Московский Патриарх Алексий II и директор музея в торжественной обстановке, в присутствии тележурналистов, подписали документ о возвращении Православной Церкви мощей Серафима Саровского. Был установлен праздник второго обретения святых мощей (в день блаженной кончины святого — 2 (15) января).
Летом 1991 г. святые мощи в сопровождении Патриарха Алексия II и сонма духовенства были перенесены в Дивеевский монастырь.
Кто-то возразит тому, что «духовник земли русской преподобный Серафим возвращается к нам в своих св. мощах ради воскресения и возрождения России, чтобы вложить в сердца детей веру отцов, разбудить совесть и принять наше покаяние».
Кто-то, может, возразит и мысли, что «переживаемый исторический момент — последний шанс для России, которой предстоит подвиг единения вокруг своих великих святынь и что в этом новом единстве, аскетичном и одухотворенном, исцелится несчастная судьба страны, и она будет надежно ограждена от самого страшного соблазна — поклонения грядущему антихристу».
Но невозможно не заметить, что впечатления сегодняшней эпохи, начала очередного века и даже нового тысячелетия, весьма схожи с ожиданиями наших соплеменников столетней давности. Апокалиптичность мировосприятия весьма родственна, словно параллельна той.
Существует пророчество преп. Серафима, известное как Великая Дивеевская Тайна: о воскрешении батюшки Серафима в последние дни, о временном восстановлении Руси. Батюшка говорил, что отмерено ему Господом земного веку более ста лет, но Господь заберет его раньше (в семьдесят три — С.М.), чтобы затем на оставшийся срок воскресить накануне конца времен. Все это должно было сбыться по втором обретении его св. мощей (которое, как мы теперь знаем, произошло в 1991 году). Однако есть свидетельство, что один афонский старец веско заметил: «Это все уже было. Св. мощи Батюшки Серафима были обретены и находились в русской столице. Но русский народ не пал перед ними в молитве и покаянии, но занимался куплей-продажей, уничтожением собственной страны. И поэтому Господь не воздвиг Батюшку Серафима и не восстановил Святую Русь».
После службы, около восьми часов вечера, вослед за сестрицами мы пошли по Богородичной Канавке, где при жизни преп. Серафима являлась Приснодева. Один раз в сутки, предположительно в это время, Богородица навещает Дивеево, Свой четвертый земной удел.
Канавка, хранящая «стопочки Божией Матери», начинается сразу за Преображенским храмом (отчего-то думается, что его однажды разберут по камушку и переставят на место, указанное батюшкой Серафимом).
В начале Канавки стоит Распятие. На достаточно продолжительном начальном участке Канавка имеет тот вид, который завещал придать ей преп. Серафим.
Три десятины земли, полученные им от помещицы Веры Андреевны Посниковой, чтобы Мельничная обитель (учрежденная по слову батюшки рядом с «главной» — исключительно для девушек) могла вести хозяйство, батюшка Серафим по указанию Царицы Небесной велел сестрам, не строя никаких изгородей, обрыть канавкой в три аршина глубиной и три аршина шириной, и землю насыпать валиком наподобие изгороди. А чтобы вал не осыпался, засадить его крыжовником. Сестры батюшку слушали, но начинать работу медлили. И перед днем Святой Троицы 1829 года батюшка Серафим явился сюда ночью и сам стал копать. Дежурившая сестра увидела его копающим канавку и позвала сестер с радостью, что их посетил старец. Те бросились к отцу Серафиму за благословением и поклонились ему до земли. Поднявшись с колен, они увидели, что преподобный Серафим исчез. Только вскопанная земля да оставленная лопата с мотыжкой свидетельствовали о его посещении. Будучи очевидицами явного чуда, сестры стали с усердием рыть канавку. Батюшка Серафим их торопил, говоря, чтобы они, невзирая на погоду, рыли хоть понемножку, но каждый день. И к концу батюшкиных дней — в течение двух с половиной лет — Канавка была вырыта.
…Мы отправились вдоль Канавки, читая раз за разом, как велено, «Богородице, Дево, радуйся…» Рядом с нами шла группа паломников с большими иконами, в голос певшая молитву.
Странно было идти по школьному двору, по территории которого проходит Канавка, видеть слоняющихся в выходной день школьников, безучастных и даже отчасти раздраженных жителей соседних домов. Воистину — два параллельных мира.
Идти по пути, отмеренному по дивеевской земле поясочком Богородицы, примерно восемьсот метров. Где-то посередине, у большого дерева — остановка, краткий молебен.
По окончании хода — второе Распятие, в точности повторяющее начальное. Меж первым и вторым Распятиями остается пятидесятиметровый участок, который остался не пройденным инокинями — посему Богородичная Канавка незамкнута. Канавка сия — «до Небес», и, по слову преподобного, антихрист ее «не перескочит», то есть все, кто будет хорониться внутри территории, обнимаемой Канавкою, спасутся от козней врага.
Нам покажется странным, но еще в 1891 г. один из паломников, пожелавший опубликовать свои заметки после посещения Сарова, озаглавил их «Неведомые миру подвижники». Сегодня же несомненно, что слава преп. Серафима Саровского, благодаря и значительным усилиям Царя Мученика Николая, особо просияла за последние сто лет…
Отзыв: Что надо привезти из дивеево. Саровские сухарики Сухарики из церкви как их употреблять
В начале прошлого века Дивеево было маленьким селом, стоявшим на пересечении дорог. Здесь ночевали паломники, которые направлялись в Саровскую обитель. В 1758 году в Дивеево остановилась Агафья Мельгунова — обеспеченная, но рано овдовевшая и принявшая монашеский постриг помещица. В полночном сне явилась к ней Богородица и приказала построить монастырь на этом самом месте. Сестра Александра осталась в Дивееве, возвела первые кельи, собрала вокруг себя послушниц и отшельниц, построила Казанский собор. Перед смертью игуменья обратилась к отцу Серафиму — в то время молодому дьякону — с просьбой позаботиться о монастыре. Через некоторое время батюшка основал поблизости еще одну общину, предназначенную исключительно для непорочных девиц.
Фото: Игорь Стомахин/сайт
Стараниями отца Серафима рядом с Казанским собором появились церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы. В 1875 году в обители был освящен огромный Троицкий собор, расписанный живописными полотнами на ветхозаветные сюжеты. В наши дни реставраторы восстановили интерьер: обновили покрытый золотом иконостас, отлили новые кружевные ограждения, почистили уходящие ввысь стены. В Троицком соборе хранятся мощи батюшки Серафима. Рядом с ракой можно увидеть вещи, принадлежавшие старцу: мантию, нательный крест, кожаные рукавички, башмаки, мотыжку. Мощи были обретены в нетленном виде, они обладают чудотворной силой. Множество случаев излечения наблюдалось у тех, кто прикладывался к мощам с верой в их целительные свойства.
Пустынька праведника
Рядом с монастырскими воротами в небольшом бело-зеленом домике находится музей блаженной Параскевы Ивановны, известной под именем Паша Саровская. Удивительная женщина, прожившая 120 лет, умела предсказывать будущее и учила бороться с грехами. Молва о ней разошлась по всей России. В своей комнате Паша принимала до сотни гостей в день. В 1903 году ее посетил царь Николай II с царицей Александрой. Параскева Ивановна приняла их как обычных посетителей, предложив сесть на пол. Блаженная предсказала все то, что произошло позже — гибель династии, разгром Церкви и море крови. Она протянула царице кусок кумача со словами: «Возьми твоему сынишке на штанишки, и, когда он родится, поверишь всему, что я сказала». Через год в царской семье появился на свет наследник — цесаревич Алексей.
Из подлинных вещей, принадлежавших блаженной, сохранился синий сарафан, икона Иоанна Предтечи и масляная лампадка. На кровати разложены куклы, которых она кормила, укладывала спать и использовала для гадания. На стене висит качественный и четкий фотопортрет Паши Саровской. Скорее всего, его сделала одна из насельниц монастыря. Помимо нотной грамоты, иконописи и литографии монахини осваивали приемы фотографического искусства. Камеру на треноге привезла из Санкт-Петербурга игуменья Елизавета Ушакова — энергичная и хозяйственная настоятельница, при которой обитель достигла наибольшего расцвета. На столике под стеклом лежат личные вещи, у стены стоит фисгармония, на которой любила играть матушка Елизавета.
Портал «Дивное Дивеево»
Паломники, прибывающие на богомолье, наверняка знают слова батюшки Серафима о дивеевских монахинях: «Кто заступится за них и поможет, изольется на того велия милость Божия». И уж конечно, любой православный слышал: «Послушание превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но — бегом бежать нужно на него!»
Мы выехали в ночь и к утру были уже в Дивеево. Оставили машину на стоянке, а сами поспешили в Троицкий храм — приложиться к мощам прп.Серафима. Народу было очень много. Внутренние двери были закрыты, и мы, стоя на верхних ступенях лестницы, стали ждать. Тут раздался голос монахини, которая, ни к кому конкретно не обращаясь, сказала: «Братия, кто во славу Божию хочет потрудиться на Богородичной канавке?» «Конечно, потрудиться для Бога можно, — малодушно подумал я, — но у нас так мало времени и так много дел: нужно исповедаться, причаститься, побывать на источниках, сфотографироваться, набрать воды, освященного маслица, взять батюшкиных сухариков, искупаться…»
Далее произошли события, которые научили меня лучше понимать то место в житии прп.Марии Египетской, где неведомая сила не пускала ее во храм. Слушая Великим постом в храме житие пустынницы или читая его дома, я считал, что неведомая сила, не пускавшая ее во храм, — это литературное иносказание, показывающее духовное внутреннее борение грешницы. Теперь я понял: это была не метафора, а реальность…
Приложившись к мощам прп.Серафима, я пошел на исповедь к священнику. Вот, кажется, уже моя очередь подходит, но в последнюю минуту то бабулька немощная пройдет вперед меня, то монахиня, то отрока болящего в коляске подвезут. Какая-то сила отпихивает меня от священника. Очередь исповедников движется вперед, а я — назад. Ранняя литургия закончилась. Не беда. Я пошел на позднюю. Очередь идет, а я топчусь на месте. Так и не смог подойти к священнику на исповедь. Дождался вечерни. Исповедаться опять не удалось — богомольцы, прибывающие огромными автобусами, действуют четко и слаженно — чужаков оттирают назад крепкими плечами и острыми локтями. День завершился крестным ходом по Богородичной канавке с четками. «Здесь тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев!» — говорил батюшка Серафим.
И на вторые сутки мне также не удалось исповедаться. К исходу дня мое безпокойство достигло известных пределов, и я, в разговоре с матушкой Зинаидой, которая размещала нас в гостинице, пожаловался, что за два дня пребывания в Дивеево так и не причастился, а завтра нужно уезжать. Матушка внимательно на меня посмотрела и сказала: «Помолимся. Завтра причастишься». Я же, маловерный, остался недоволен таким ответом, не слишком полагаясь на силу молитвы. Вот если бы за руку подвела!
Настал третий день моего пребывания в монастыре. Утром на ранней литургии я стоял среди паломников, как фарисей среди мытарей, и ждал начала исповеди, не очень-то рассчитывая на успех. Однако результат превзошел самые смелые мои ожидания: отпустив двух или трех исповедовавшихся, батюшка внимательно оглядел всех и, словно натолкнувшись взглядом на меня, поманил к себе пальцем. Не веря себе, я несколько раз так же жестом переспросил священника: «Точно ли я?» Покрыв меня епитрахилью, батюшка долго наставлял на путь спасения, прижигая мои язвы огненными глаголами. Первый раз в жизни я так глубоко, со слезами, исповедовался. Наконец, батюшка отпустил мне грехи, благословил и поцеловал в щеку со словами: «Помочь тебе возможно. Молись». Отойдя в сторонку и оказавшись почти напротив иконы Божией Матери «Умиление», я долго не мог прийти в себя, стыдясь своих слез. Именно тогда я многое понял и, как принято говорить, прозрел… Понял, зачем мы молимся Богородице: «Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающе».
Из храма я выходил другим человеком. Хотелось любить и обнимать весь мир. И когда монахиня на выходе остановила меня и попросила перенести иконы и стопки книг наверх, радости моей не было предела — я бегом, будто обретя крылья, принялся таскать поклажу. Монахини заметили мое рвение и дали мне награду — сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.
М.Славин
Медведь на березе
В Серафимо-Дивеевский женский монастырь едут паломники со всей России, чтобы поклониться святым мощам, постоять у икон, искупаться в целебных источниках. Родников и ключей в этом краю много — есть даже путеводитель по святым источникам Дивеевского района. Но и без путеводителя всем известно, что главный источник находится на реке Сатис недалеко от деревни Цыгановка. Несколько ручьев сливаются в одном месте, образуя небольшое озеро. Где-то здесь, в дремучем лесу, жил в келье батюшка Серафим. Ему посвящена нарядная часовня, построенная на берегу.
Вдоль берега стоят нарядные бревенчатые избушки для тех, кто хочет погружаться втайне от лишних глаз. Температура воды в источнике Серафима Саровского даже в самые жаркие дни не превышает 4°С. Окунуться в святую воду три раза с головой — значит совершить подвиг во имя веры и прогнать нечистых духов. Это не просто купание, а целый ритуал. Женщина в знак чистоты и покорности должна заходить в воду в простой сорочке, с косынкой на голове. На рубашке не может быть легкомысленных рюшечек, бантиков, тесемочек — за них, как утверждают знающие люди, могут зацепиться бесы. Некоторые паломники погружают в святую воду детскую одежду. Говорят, что на ребенка, который будет носить эти вещи, непременно сойдет Божья благодать.
В советское время по Дивееву прошел слух о том, что местные власти будто бы решили засыпать источник. К воде подогнали трактор, но мотор сразу заглох. Перед трактористом воочию предстал сгорбленный седой старичок. Он попросил не зарывать чудодейственный водоем. Рабочий послушался и не стал это делать. Вскоре свершилось чудо — тракторист выиграл в лотерею автомобиль «Лада». А партийного деятеля, приказавшего уничтожить родник, через некоторое время выгнали с работы.
В Дивееве постоянно случаются какие-то чудеса. То на ночном небе проявятся силуэты соборов и очертания куполов, то на стенах неотреставрированной церкви проступят древние фрески, то на березе возникнет нарост в виде медвежьей морды — точь-в-точь такого же косолапого мишки, какого кормил с руки батюшка Серафим!
Трапеза в пост и не только
Паломники, прибывающие на богомолье, наверняка знают слова батюшки Серафима о дивеевских монахинях: «Кто заступится за них и поможет, изольется на того велия милость Божия». И уж конечно, любой православный слышал: «Послушание превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но — бегом бежать нужно на него!»
Мы выехали в ночь и к утру были уже в Дивеево. Оставили машину на стоянке, а сами поспешили в Троицкий храм — приложиться к мощам прп.Серафима. Народу было очень много. Внутренние двери были закрыты, и мы, стоя на верхних ступенях лестницы, стали ждать. Тут раздался голос монахини, которая, ни к кому конкретно не обращаясь, сказала: «Братия, кто во славу Божию хочет потрудиться на Богородичной канавке?» «Конечно, потрудиться для Бога можно, — малодушно подумал я, — но у нас так мало времени и так много дел: нужно исповедаться, причаститься, побывать на источниках, сфотографироваться, набрать воды, освященного маслица, взять батюшкиных сухариков, искупаться…»
Далее произошли события, которые научили меня лучше понимать то место в житии прп.Марии Египетской, где неведомая сила не пускала ее во храм. Слушая Великим постом в храме житие пустынницы или читая его дома, я считал, что неведомая сила, не пускавшая ее во храм, — это литературное иносказание, показывающее духовное внутреннее борение грешницы. Теперь я понял: это была не метафора, а реальность…
Приложившись к мощам прп.Серафима, я пошел на исповедь к священнику. Вот, кажется, уже моя очередь подходит, но в последнюю минуту то бабулька немощная пройдет вперед меня, то монахиня, то отрока болящего в коляске подвезут. Какая-то сила отпихивает меня от священника. Очередь исповедников движется вперед, а я — назад. Ранняя литургия закончилась. Не беда. Я пошел на позднюю. Очередь идет, а я топчусь на месте. Так и не смог подойти к священнику на исповедь. Дождался вечерни. Исповедаться опять не удалось — богомольцы, прибывающие огромными автобусами, действуют четко и слаженно — чужаков оттирают назад крепкими плечами и острыми локтями. День завершился крестным ходом по Богородичной канавке с четками. «Здесь тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев!» — говорил батюшка Серафим.
И на вторые сутки мне также не удалось исповедаться. К исходу дня мое безпокойство достигло известных пределов, и я, в разговоре с матушкой Зинаидой, которая размещала нас в гостинице, пожаловался, что за два дня пребывания в Дивеево так и не причастился, а завтра нужно уезжать. Матушка внимательно на меня посмотрела и сказала: «Помолимся. Завтра причастишься». Я же, маловерный, остался недоволен таким ответом, не слишком полагаясь на силу молитвы. Вот если бы за руку подвела!
Настал третий день моего пребывания в монастыре. Утром на ранней литургии я стоял среди паломников, как фарисей среди мытарей, и ждал начала исповеди, не очень-то рассчитывая на успех. Однако результат превзошел самые смелые мои ожидания: отпустив двух или трех исповедовавшихся, батюшка внимательно оглядел всех и, словно натолкнувшись взглядом на меня, поманил к себе пальцем. Не веря себе, я несколько раз так же жестом переспросил священника: «Точно ли я?» Покрыв меня епитрахилью, батюшка долго наставлял на путь спасения, прижигая мои язвы огненными глаголами. Первый раз в жизни я так глубоко, со слезами, исповедовался. Наконец, батюшка отпустил мне грехи, благословил и поцеловал в щеку со словами: «Помочь тебе возможно. Молись». Отойдя в сторонку и оказавшись почти напротив иконы Божией Матери «Умиление», я долго не мог прийти в себя, стыдясь своих слез. Именно тогда я многое понял и, как принято говорить, прозрел… Понял, зачем мы молимся Богородице: «Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающе».
Из храма я выходил другим человеком. Хотелось любить и обнимать весь мир. И когда монахиня на выходе остановила меня и попросила перенести иконы и стопки книг наверх, радости моей не было предела — я бегом, будто обретя крылья, принялся таскать поклажу. Монахини заметили мое рвение и дали мне награду — сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.
Святая Канавка
Обычные бытовые проблемы, которые еще недавно казались важными, в Дивееве отступают на второй план и куда-то улетучиваются. Наверное, сказывается пасторальный сельский пейзаж с палисадниками у деревянных домов, яблоневыми садами и тихой речушкой, поросшей камышом. Здесь спокойно, тихо и несуетно. Местные жители катятся на велосипедах, крестясь на ходу и приветствуя знакомых кивком головы. С любой точки райцентра просматриваются купола и колокольни монастырских соборов, облепленных тучами галдящих галок и ворон. В дивеевской атмосфере растворена жизнь монастыря с его праздниками, крестными ходами, звоном колоколов, видимыми повсюду насельницами, трудницами, послушницами.
По вечерам, выстроившись парами и держа в руках свечи, сестры обходят Святую Канавку. Верующие считают, что по дорожке, выложенной плиткой, в Дивеево ежедневно является Богородица. К шествию могут присоединиться все желающие. По следам Царицы Небесной надо двигаться не спеша, многократно повторяя молитву «Богородице Дево». У того, кто соблюдет эти правила, сбудутся все пожелания, обращенные к детям, родственникам и близким.
Канавка появилась в Дивееве не случайно. Однажды во время праздника Сретения на этом самом месте батюшка Серафим встретил Пресвятую Деву. Испытав чувство катарсиса, праведник попросил монахинь выкопать на территории монастыря глубокий кольцеобразный ров. Первый аршин святой вырыл собственноручно. В годы гонений на церковь Канавку решили уничтожить — проложили по дну канализационную трубу, а сверху навалили мусор. Но тополя, посаженные некогда вдоль Канавки, сохранились. По этим деревьям в конце 1990-х годов был восстановлен ров, проложенный много лет назад. Сегодня Канавка выглядит так, как при жизни старца. Двухметровый вал из земли, заросшей травой, тянется вдоль глубокого и узкого оврага, стенки которого подперты деревянными колышками. Канавка считается главной святыней Серафимо-Дивеевского монастыря — она играет роль «духовной стены». По мнению многих верующих, через эту преграду не сможет пробраться Антихрист, который пытается подчинить своему влиянию Россию.
Сухарики от батюшки
Сестры Серафимо-Дивеевского монастыря носят закрытые черные одежды — мантию, клобук, параман. Их лица и тела открыты только для вечности. В общении монахини довольно приветливы, но немногословны, да и нет у них времени на разговоры. В обители царит строгая дисциплина, все расписано по часам — ранний подъем, время молитв и трудничества. О рационе насельниц можно судить по обеду, которым кормят паломников в трапезной. В обычный, не постный день, он состоит из порции щей без мяса, каши без масла и чая без сахара. Кашу каждый день готовят разную — гречневую, овсяную, перловую. Впрочем, сестры питаются лучше паломников: в скоромные дни их подкармливают фруктами, салатами, рыбой, молочными продуктами. Для них готовят аппетитную кашу по монастырскому рецепту из пропаренного риса с тыквой и медом.
Батюшка Серафим говорил, что самый страшный грех — это уныние. Чтобы не впадать в этот грех, надо хорошо питаться и не экономить на хлебе. В алтаре Преображенского собора хранится чугунок, в котором Преподобный сушил сухарики для многочисленных гостей. По завету старца, сухарики в монастыре делают и сейчас. Каждый день с восьми утра освященные в котелке батюшки Серафима сухарики бесплатно насыпают паломникам и туристам. Взять можно только один ковшик в день. Тот, кто подходит за сухариками второй раз, будет считаться греховником.
В многочисленных церковных лавках продаются дивеевские сувениры — цепочки и крестики, колокольчики и подсвечники. Бойкая торговля идет за стеной монастыря. На лотках разложены иконы из дерева и пластиковые бутылочки для святой воды, мешочки для земли с Канавки и четки из кедра, сорочки для купания в источниках и кружки с надписью «Дивеево». Церковь не одобряет сувениры в виде камушков с изображением Серафима Саровского. Возле официального церковного магазина можно увидеть объявление с текстом, называющим покупателей камушков «поклонниками языческого обычая».
За монастырской оградой, где стоит памятник Ленину и тянутся торговые ряды, чувство духовного подъема немного ослабевает. Банальная земная суета вновь обступает со всех сторон. Но где-то в глубине души остается теплое чувство причастности к чудесам, которые творятся в Дивееве.
Раззказы о помощи Преподобного Серафима Саровского
Сухарик
Фото: Игорь Стомахин/сайт
Стараниями отца Серафима рядом с Казанским собором появились церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы. В 1875 году в обители был освящен огромный Троицкий собор, расписанный живописными полотнами на ветхозаветные сюжеты. В наши дни реставраторы восстановили интерьер: обновили покрытый золотом иконостас, отлили новые кружевные ограждения, почистили уходящие ввысь стены. В Троицком соборе хранятся мощи батюшки Серафима. Рядом с ракой можно увидеть вещи, принадлежавшие старцу: мантию, нательный крест, кожаные рукавички, башмаки, мотыжку. Мощи были обретены в нетленном виде, они обладают чудотворной силой. Множество случаев излечения наблюдалось у тех, кто прикладывался к мощам с верой в их целительные свойства.