Судьи в художественной гимнастике что оценивают
Судейство и оценки
Бывает на соревнованиях такое, что гимнастка, которая потеряла предмет, но заняла место выше, чем та, которая не теряла. Зрители часто негодуют: «Почему так получилось?» «Как только судьи оценивают!?» Об этом мы сегодня и поговорим.
Оценка гимнастки зависит от сложности упражнения и чистоты исполнения. Чем больше в упражнении мастерства (элементов предмета) и бросков с риском потери, тем больше оценка. Элементов тела (прыжков, поворотов, равновесий) всего должно быть 7 у юниорок и 9 у мастеров спорта. Стоимость самого дорогого элемента (прыжок шагом прогнувшись с поворотом) 0,6 балла, а самого дорогого мастерства (высокий бросок и ловля без помощи рук и без зрительного контроля) — 0,4 балла.
Есть много критериев выставления оценки, например, артистизм, чистота исполнения, выполнение элементов и так далее. Для того, чтобы объективно оценить гимнастку, существуют 2 основные бригады судей.
Чтобы судьи поставили максимальный балл, гимнастке нужно соответствовать всем этим критериям: правильно бросать и ловить предмет, вытягивать носки и колени, держать прямыми руки (где это необходимо), попадать в музыку, иметь сложное упражнение и многое другое. Поэтому девочки, которые теряют предмет часто выигрывают за счёт артистизма и сложных элементов, которые у них получились.
Надеемся, что вы немного разобрались в теме. А что вам кажется страшнее: потерять или не выполнить равновесие?
Поделиться с друзьями
Один комментарий на «“Судейство и оценки”»
Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) — олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). В групповых соревнованиях каждое из двух выступлений длится 2 с половиной минуты. Проводятся также командные соревнования, когда в зачёт идёт сумма выступлений нескольких гимнасток, порой даже одновременно в личных и групповых соревнованиях (причём разного возраста). Один из самых изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века, благодаря усилиям японских гимнастов, стали проводиться соревнования и между мужчинами.
Судейство в художественной гимнастике
Художественная гимнастика изначально не считалась спортом – это направление ведет свою историю от балета, т.е. искусства, объективная и беспристрастная оценка которого невозможна. В сороковых годах прошлого века этот вид гимнастики стали считать спортом, но об особенностях судейства споры начались с первых же выступлений и ведутся до сих пор.
Выступления гимнасток всегда зрелищны и красивы. Но красота – субъективное понятие, поэтому оценивать выступления непросто. Неоднократно возникали громкие скандалы из-за пристрастности судей и их неравноценного отношения к гимнасткам, что приводило к несправедливым оценкам. В большом числе случаев судьи были дисквалифицированы. Скандалы постоянно сопутствуют чемпионатам по ХГ: особенности вида спорта не позволяют вывести четкие критерии для оценивания выступлений.
Система выставления оценок постоянно дорабатывается, однако остается субъективной. Периодически высказываются предложения по этой причине удалить художественную гимнастику из списка олимпийских видов спорта или изменить систему судейства, уменьшая влияние человеческого фактора. Популярна идея оценивать выступления по нескольким шкалам и выставлять двойные оценки, как в фигурном катании.
Система оценивания
Система оценок в ХГ менялась международной федерацией гимнастики несколько раз. Изначально оценки выставлялись по 10-балльной шкале. Затем чередовались при оценке 20- и 30-балльные школы. В последние 3 года выступления оцениваются по 20-балльной шкале.
Правила меняются регулярно, это касается и состава судейских бригад, и методик оценивания. Ныне действующие критерии судейства были введены в действие в 2013г. Так что в 2013-2016 гг. оцениваются выступления двумя бригадами судей по нескольким параметрам:
С каждым годом в рамках борьбы с субъективизмом программа выступлений все больше усложняется, все больше внимания уделяется технике исполнения. Гимнастки «старой школы» часто говорят, что современные выступления стали очень техничными и отточенными, однако «души» в них все меньше. В борьбе за баллы, а часто только за десятые и сотые части баллов спортсменки усложняют программу, уделяя повышенное внимание технике и танцевальным элементам.
Количество судей, кто входит в состав жюри, и прочие нюансы зависят от уровня соревнований. Требования к гимнасткам и система оценивания индивидуальных и групповых программ остаются неизменными.
Допинг
За всю историю существования ХГ гимнасток ни разу не уличали в использовании стимулирующих допинговых добавок. Это легко объясняется: в данном виде спорта необходимости в стимуляторах нет, гораздо важнее отточенное мастерство, гибкость, чувство ритма, координация движений, эффектная техника исполнения.
Из запрещенных Антидопинговым Агентством препаратов гимнастки используют диуретики. С помощью мочегонных средств спортсменки сбрасывают вес перед соревнованиями, «подсушивают» фигуру. Такая практика незаконна и может привести к дисквалификации спортсменки. Злоупотребление диуретиками также негативно влияет на сердце, сосуды, нервную систему, усвоение витаминов и минералов.
Разряды в художественной гимнастике по новым правилам
Художественная гимнастика относительно молодой вид спорта. Возможно из-за этого правила по гимнастике все время видоизменяются. В связи с этими изменениями происходит изменение требований присвоения спортивного разряда спортсменам. Чаще всего требования меняются в период между Олимпиадами. Данный факт оказывает очень большое влияние на постановку упражнений. Часто те элементы, которые считаются обязательными в один период, утрачивают свою ценность. В это же время обязательными становятся другие элементы, что обязывает учитывать это при постановке выступления.
В гимнастике в 2017 году были ратифицированы новые правила и таблицы спортивных разрядов в художественной гимнастике. Они прописаны в положении ЕВСК на 2018-2021 гг.
Спортсменки, которые планируют добиться значительных результатов в спорте обязаны ознакомиться с правилами. Юным гимнасткам, начинающим свой путь в спорте достаточно знать, какие элементы позволят заработать 0,1 балл, даже при идеальном исполнении, а какие будут стоить целый 1 балл.
Бальная система для всех гимнасток одна, но упражнения не похожи друг на друга. Это происходит благодаря тому, что тренер знает особенности каждой своей спортсменки и подстраивает упражнение под ее индивидуальные данные. С помощью акцентов опытный тренер показывает все возможности гимнастки, при этом скрывая ее слабые стороны.
Обязательная программа
Обязательная программа – это обязанность гимнастки выполнить обязательные элементы в процессе своего выступления. Определение обязательных элементов закреплено в правилах по гимнастике. Кроме того, там прописано наибольшее и наименьшее количество обязательных элементов для каждого разряда. Количество и сложность обязательных элементов увеличивается с получением каждого нового разряда.
Судейская коллегия
Система оценивания, как и правила гимнастики, постоянно видоизменяются. Судьи воспроизводили оценку по 10 — бальной, 20 – бальной и 30 – бальной шкале, однако вот уже как три года международная федерация гимнастики остановила свой выбор на 20 – бальной шкале оценивания.
Правила FIG для индивидуальных упражнений по гимнастике установили новые требования к судейским бригадам. Данный факт также влияет на постановку программы тренером.
Оценки за технику
Оценку за технику выставляет бригада судей под названием «Трудность» или бригада D. В группу D входят четыре человека, которые подразделяются на две подгруппы:
D1 и D2 проводят оценку численности и технической ценности «Трудности тела», хореографических шагов и специфичных элементов. Оценка производится автономно друг от друга, после чего они вместе выставляют частичную оценку в базу.
Судьи D3 и D4 производят оценку элементов динамического характеры, произведенных с вращением, а также трудность предмета. Судьи оценивают выступление по отдельности, после чего вместе вносят частичную оценку в базу.
Оценка D образуется путем сложения частичных оценок двух подгрупп и не превышает 10 баллов.
Оценки за артистизм
Оценку за артистизм выставляет бригада судей под названием «Исполнение» или бригада E. В бригаду входят шесть человек, которые распределены на две подгруппы:
Судьи первой подгруппы E оценивают артистизм, во время выступления оценка производится по отдельности, после выступления они производят совместную сбавку баллов за артистизм.
Судьи второй подгруппы производят оценку технических ошибок и совершают сбавку баллов за технику. Судьи второй подгруппы работают независимо друг от друга.
Эмоции в гимнастике очень важны, при подготовке к соревнованиям их тренируют не менее чем технические элементы. Таким образом, артистизм спортсменок оценивают на ровне с их техническим выступлением. Данный факт является отличительной чертой рассматриваемого вида спорта. В отличие от художественной гимнастики разряды в спортивной гимнастике зарабатываются только техническим оснащением спортсменки.
Младший возраст
Впервые приводить ребенка на занятия можно с трех лет. В возрасте четырех-пяти лет тренер может впервые выпустить девочку на соревнования., при условии, что тренер видит достаточную подготовку юной гимнастки. В этом возрасте девочки выходят на ковер большими группами и оценивают их номинально. Существуют также специальные выступления для младших возрастов (до 6 лет), в котором оценки не присуждаются. В этот момент тренер производит оценку морального состояния ребенка, смотрит как девочка реагирует на публичное выступление. Первые соревнования для ребенка – это стресс. Не стоит переживать, если в этом возрасте ребенок не готов выступать перед публикой, квалицированный тренер сможет помочь в будущем с «боязнью сцены».
Присвоение званий по художественной гимнастике начинается с 6 лет. До 6 лет не стоит спрашивать с ребенка больших достижений. Тренера предупреждают, что поистине хороших достижений можно добиться только после 7 лет. Это происходит вследствие того, что дети начинают ощущать свое тело только в этом возрасте.
Требования к юношеским разрядам
Наименьший возраст для получения самого низкого 3 юношеского 6 лет. В этом возрасте юные спортсменки обязаны отработать на выступлении всего одно упражнение и набрать восемь баллов. Упражнение следует выбрать б/п. Присвоение третьего юношеского разряда производиться на любых состязаниях и не требует доказательства в будущем.
Следующий разряд гимнастка сможет заработать уже на следующий год, однако необходимо будет набрать восемь с половиной баллов. Спустя год юная гимнастка сможет выполнить первый юношеский разряд. Для этого необходимо выполнить одно упражнение б/п и одно с предметом. При этом спортсменка должна заработать 19, 5 баллов по сумме упражнений.
Требования к взрослым разрядам
В требованиях ко взрослым спортивным разрядам по художественной гимнастике учитывается как численность упражнений, так и сумма оценок, а также категориальный характер судей, которые оценивают выступления. Возрастным цензом для получения третьего взрослого разряда является девять лет, но это удается не всем гимнасткам в таком юном возрасте. Для получения третьего взрослого разряда гимнастке необходимо набрать 33 балла в сумме трех выступлений: 1 б/п и 2 с предметами. При этом в коллегии судей должны принимать участие судьи, получившие республиканскую категорию.
В возрасте 10 лет гимнастка имеет право претендовать на второй разряд. Для выполнения данной цели ей потребуется набрать 46 баллов за 4 упражнения: одно б/п и три выступления с предметом. К судейской коллегии предъявляются такие же запросы, как и к предыдущему разряду.
С одиннадцати лет у юных гимнасток есть возможность претендовать на первый разряд. Первый разряд присуждается гимнастке, если она набирает 50 баллов за четыре упражнения: одно б/п и три с предметом. При этом норма первого разряда обязаны быть выполнены:
В коллегии судей обязательно должны принимать участия республиканские судьи, а в чемпионате участвовать более 5 команд.
Начиная с первого взрослого разряда гимнастки обязаны подтверждать свои звания на других международных спортивных соревнованиях с таким же статусом 2 раза в последующий год.
Старшие звания
Старшие звания начинаются с КМС. Присвоение КМС начинается с 13 лет, однако минимальному числу девочек удается достичь звания в таком юном возрасте. Чтобы получить КМС необходимо заработать 58 баллов за исполнение четырех упражнений со снарядами на чемпионате, в котором принимают участие более 20 гимнасток по разряду КМС. После чего нужно подтвердить свое звание. В год получения гимнастического звания нужно подтвердить его:
В судействе должны присутствовать один судья всероссийской категории, а остальные должны быть выше первой категории.
Звание Мастера Спорта по художественной гимнастике имеют право получать спортсменки с 16 лет. Для приобретения звания Мастера Спорта нужно набрать 66 баллов за четыре упражнения со снарядами на соревнованиях с участием более 20 гимнасток, имеющим МС. В гимнастике нормативы МС обязаны быть реализованы 1-ый раз на Чемпионате РФ и 2-ой раз на Кубке РФ. Подтверждать звание спортсмены МС обязаны дважды:
При этом для звания Мастера Спорта России в спортивной судейской коллегии должны присутствовать судьи выше Всероссийской категории.
Спортивное звание мастер спорта России международного класса (МСМК) является одним из самым престижным в РФ. Добиться такого высокого результата сможет одна из тысячи гимнасток.
Основными требованиями для получения МСМК являются разнообразные требования. Обязательным является условие, что спортсменка должна состоять в списке кандидатов в сборную РФ, и гимнастка принимала участие в чемпионатах в составе сборной РФ. Есть возможность получить разряд и после Кубка мира, однако в этом случае считается сумма всех этапов Кубка. При этом необходимо занять призовое место в многоборье или первое-второе место в индивидуальном зачете с предметом. Участие в Олимпийских играх при условии, что спортсменка занимает с первого по шестое место в рейтинге. Также гимнастка может заполучить звание МСМК на чемпионате мира или всемирных играх, заняв в многоборье призовое место или выиграв в индивидуальном зачете с предметом с первого по третье место. Кроме того, спортсменка может стать МСМК после ЧМ благодаря призовому месту в командном зачете.
Наивысшим званием в художественной гимнастике является звание Заслуженного Мастера Спорта. Вопрос о присвоении и лишении звания решается высшим органом по управлению физической культурой и спортом России.
Другие нововведения
Кроме раздела о присвоение разрядов гимнасткам обязательно следует уделить внимание нововведениям в использование элементов. Следует выделить основные изменения, которые сильнее всего будут влиять на оценку выступления. Изменения сильно коснулись индивидуальной программы спортсменки. Порог гимнастических элементов снизили до наименьшего – теперь это от 3 до 9. Многих гимнасток порадовала новость о том, что с 2018 года правилами разрешено целых две музыки со словами. Сильных изменений претерпела стоимость разнообразных рисков. Например, стоимость трудности снаряда на ловле увеличили до четырех десятых.
Таким образом, для получения высоких результатов гимнастка с детства должна выполнять разнообразные требования для получения разрядов. С получением каждого нового разряда требования становятся все жёстче.
Последние раз правила претерпели изменения в 2017 году, когда FIG утвердила нормативы по художественной гимнастке на 2018-2021 гг. Новые правила должны знать не только тренера, но и сами воспитанницы. Гимнасткам очень важно внимательно изучить правила для того, чтобы не пропустить момент, когда есть возможность продвинуться в спорте.
Частой ошибкой родителей будущих гимнасток является «невыездной» ребенок. Родители думают, что соревнований, проходящих в родном городе, достаточно для развития спортсменки, однако это не так. С каждым годом выездных выступлений становится все больше, это связано с тем, что не всегда в родном городе проходят соревнования необходимого уровня. В младшем возрасте различия не так важны, однако с получением первого взрослого разряда выездные соревнования становятся необходимы для дальнейшего продвижения в спорте. В случае, если вы не уверены, стоит ли гимнастке выезжать на соревнования, прислушайтесь к мнению опытного тренера. Тренер обязан отлично разбираться в новых правилах и сможет помочь вам принять правильное решение.
«С таким судейством художественная гимнастика на грани вылета из олимпийской программы». Ирина Винер-Усманова — о кошмаре в Токио
Олимпиада-2020. Художественная гимнастика. Личное многоборье. Финал
1. Линой Ашрам (Израиль) — 107,800
2. Дина Аверина (Россия) — 107,650
3. Алина Горносько (Белоруссия) — 102,700
4. Арина Аверина (Россия) — 102,100
Главная сенсация со знаком минус для сборной ОКР на Олимпиаде в Токио — золото в личном многоборье в художественной гимнастике судьи отдали израильтянке Линой Ашрам. Трехкратная абсолютная чемпионка мира Дина Аверина осталась второй, а ее сестра Арина и вовсе осталась без наград. Это первое поражение россиянок на крупных турнирах с 2007 года. Оценку случившемуся дала главный тренер сборной России и руководитель нашей национальной федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова.
Линой же сделала ошибку, за которую должны снимать все баллы
— Как оцените выступление наших девочек?
— Я наша выступление оценю так: художественная гимнастика с таким судейством стоит на грани вылета из Олимпийских игр. Все то, что сегодня произошло, — позор. Такое ни в каком другом виде спорта невозможно было допустить.
— Войдет ли сегодняшний день в историю художественной гимнастики?
— Он войдет в историю так же, как вошел в историю Немов, когда ему хлопали 12 минут. Если бы сегодня были зрители, было бы то же самое. Ошибка, которую допустила израильтянка, не дает ей никаким образом быть чемпионкой Олимпийских игр. Притом что Дина Аверина сделала ленту блестяще. Лента всегда все решает на Олимпиаде. Дина справилась со своими нервами и сделала блестящий спектакль о любви. Линой же сделала ошибку, за которую должны снимать все баллы — и за трудность, и за артистику. А она получила такую же оценку, как на предварительных соревнованиях. Без ошибок она получила такую же оценку, как с вопиющей ошибкой. К сожалению, наш представитель Наталья Кузьмина ничего не хотела и не смогла сделать с этим. Испугалась.
Искусство перестало котироваться
— Вы правда допускаете возможность ухода из национальной команды в связи с сегодняшним судейством?
— Да. Нет смысла работать в художественной гимнастике с таким судейством. Я люблю этот вид спорта за то, что он граничит с искусством. И всегда это оценивалось. Сейчас это перестало котироваться. У других спортсменок есть ошибки, а у нас нет. И все равно той девочке ставят оценки, которые дают право ей быть олимпийской чемпионкой. Дина должна была выиграть сегодня как минимум полбалла.
— Арина бы вошла сегодня в тройку при объективном судействе?
— Я уверена в этом. Дина — железный боец, а Арина — более нежная и мягкая девушка. Я никогда за всю свою рабочую деятельность не подавала протесты. Сегодня мы подали три протеста. Когда Арина увидела, что за более чистое исполнение ей ставят на балл ниже, чем вчера за менее чистое исполнение, у нее просто не выдержали нервы. Я ее прекрасно понимаю.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Судьи в художественной гимнастике что оценивают
Судейство, бесспорно, самая противоречивая сторона субъективных видов спорта. Скандалы и протесты перестали удивлять и стали неотъемлемой частью художественной гимнастики. Но сейчас речь пойдет не об этом. |
Давайте подумаем о том, как оценивают выступления зрители (специалистов в расчет не берем)? Кто-то изучает правила и может дать более-менее аргументированную оценку (она может быть как правильной, так и нет), другие болеют «за своих», третьи ориентируются на общее впечатление, четвертые просто наблюдают. Для многих зрителей самой грубой ошибкой является ошибка видимая (потеря, падение, срыв). Порой бывает непонятно, почему одна гимнастка уронила и выиграла, а вторая прошла чисто, но не получила медаль.
Сегодня мы расскажем вам, из чего по текущим правилам состоит оценка и как она выводится. За помощью в толковании мы обратились к чемпионке Универсиады – 2007, мастеру спорта международного класса, судье национальной категории, Полине Кондауровой.
Перед выступлением гимнастка сдает карточку, в которой указаны все элементы (для каждого элемента существует свой специальный значок). Судья следит за ходом исполнения всех элементов, отмечает выполненные элементы, помечает, где нужно применить сбавку.
Максимальная оценка – 20.000. Ее выводят две бригады судей – D (трудность элементов тела и предмета), E (исполнение).
D – техническая ценность элементов тела и предмета. Выводится путем суммирования в карточке всех элементов, выполненных гимнасткой полностью или со сбавкой.
Е – оценка за исполнение выводится путем вычитания сбавок за ошибки от базовой сложности, указанной в карточке.
Максимальная оценка каждой из бригад D и E – 10.000.
Все технические элементы тела делятся на три группы: прыжки, равновесия и повороты. До 2013 года существовала группа элементов гибкостей и волн, но недавно технический комитет ФИЖ принял решение эту группу расформировать из-за повышенной травматичности.
Прыжки, равновесия и повороты должны быть равномерно представлены во всех упражнениях, независимо от предмета. Раньше, скажем, в скакалке доминировали прыжки, в мяче – гибкости, в булавах – равновесия, в ленте – повороты.
Максимальное количество элементов в упражнении – 9, минимальное – 6. А ведь еще в 2004 количество элементов достигало 30 за полторы минуты! В каждом упражнении должно быть как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.
Работа предметом делится на две группы: фундаментальные технические группы движений предметами (этой работы должно быть больше, т.к. это основная работа предметом) и другие технические группы движений предметами.
Любой элемент засчитывается только в связке с работой предмета. То есть, когда спортсменка выполняет элемент, предмет должен находиться в работе (существует неограниченное количество разнообразной работы предмета), а никак не «отдыхать».