Ситуационный подход к управлению основывается на предположении что пригодность и эффективность
Ситуационный подход к управлению
Вы будете перенаправлены на Автор24
Актуальность и необходимость изучения и разработки эффективных методов управления обусловлена экономическими и социальными изменениями, происходящими в современном мире. Ситуационный подход рассматривают в качестве одного из крупнейшего научного результата в области менеджмента. Появившись в конце 60-х годов, одновременно с системным, ситуационный подход – это не свод определенных принципов и управленческих процедур, он представляет собой лишь методологию и образ мышления в области управления организацией. Ключевое положение ситуационного подхода развивает тезисы системного подхода: каждая организация – это открытая система, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой.
Общие принципы ситуационного подхода
Ситуационный подход основывается на том принципе, что эффективность различных методов управления зависит от конкретной, сложившейся в организации, ситуации. Итак, главное понятие в ситуационной теории – управленческая ситуация, определяемая как определенная совокупность обстоятельств, которые в конкретный период времени оказывают влияние на функционирование организации.
Исходя из принципов ситуационного подхода, динамичность организации обусловлена многими переменными факторами внутренней и внешней среды и отрицает возможность использования универсального метода управления. Самый эффективный метод управления – тот, который в наибольшей степени соответствует конкретной ситуации. Данный подход имеет своей целью разработку и применение на практике инструментов анализа сложившейся ситуации для принятия на основании его управленческого решения.
Важнейшая задача менеджера, согласно ситуационной теории – способность грамотного интерпретирования ситуации на основе анализа переменных факторов: размера организации, динамики, неопределенности и сложности внешней среды, особенностей производственного процесса.
Процесс управления с позиции ситуационного подхода
Ситуационная теория в процессе управления выделяет 4 основных макроэтапа:
Готовые работы на аналогичную тему
При этом, отметим, что ключевым в процессе управления является третий этап, заключающийся в выборе наиболее важных для данной ситуации внутренних и внешних переменных.
Ситуационные модели лидерства
Главные положения ситуационной теории обоснованы были эмпирическими исследованиями, что определяет взаимосвязь теории и практики управления в рамках данной концепции менеджмента.
Ф. Фидлером была разработана ситуационная модель лидерства, согласно которой и изменяется ориентация лидерского стиля. По результатам оценки различных ситуационных факторов (степень власти, характер производственных задач, взаимоотношения между руководителем и подчиненными) определяются благоприятные или неблагоприятные ситуации для менеджера, при которых является эффективной ориентация на задачу, и умеренные ситуации, при которых следует сосредоточиться на взаимоотношения (рис.1).
Рис.1. Модель Ф. Фидлера
При этом сам стиль лидерства, присущий менеджеру, предлагается сохранить неизменным. Это является недостатком данной модели, поскольку разные ситуации могут потребовать от руководителя применения разных стилей руководства. Это затрудняет повышение эффективности управления при несоответствии управленческого стиля ситуации.
Модель П. Херси и К. Бланшара наоборот основана на выборе любого из стилей лидерства в зависимости от «зрелости» подчиненных: сочетании их готовности и способности к выполнению заданий, являющихся ключевыми переменными в этой модели. Другие переменные: ориентация на задачу (объем руководства) и качество взаимоотношений «лидер – подчиненный» (ориентация на взаимоотношения) определяет стиль лидерства. При этом, каждый из выделенных стилей лидерства соответствует определенному уровняю «зрелости» (рис. 2).
Рис. 2. Модель ситуационного руководства Херси и Бланшара
В данной модели управления двунаправленное, поскольку действия лидера носят ответный характер на действия подчиненного. Считаем, что недостатком данной модели является сложность ее использования к группе сотрудников с разным уровнем способности и готовности к решению задач, что может потребовать от менеджера одновременного применения разных стиля лидерства.
Еще одна ситуационная модель «путь – цель», разработанная Т. Митчеллом и Р. Хаусом. Согласно данной модели, руководитель побуждает подчиненных к достижению цели организации через воздействие на путь достижения этих целей. Так, руководитель может влиять на подчиненных через:
При этом, Т. Митчелл и Р. Хаус предлагают к использованию следующие управленческие приемы:
В своей модели данные ученые рассматривали стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий в принятии решений участие подчиненных, а также стиль, ориентированный на достижение Существуют и иные ситуационные модели лидерства. Рассмотренные модели различаются по основным принципам применения и, соответственно, эффективности. Отметим, что модель П. Херси и К. Бланшара обладает большей гибкостью и возможностью адаптации к различным ситуационным переменным.
Таким образом, важнейшим итогом ситуационного подхода в управлении стало то, что в отличие от ранее разработанных теорий, он показал, что лучшего и универсального способа управления нет и не может быть в принципе. Эффективности того или иного стиля руководства – относительная категория и определяется ситуацией управления.
Открытие и эволюция теории
В последние десятилетия в мире наблюдаются динамичные социально-экономические преобразования, ускорение научно-технического прогресса и повышение уровня сложности общественных процессов. В результате этого функционирование и развитие любой компании зависит от адаптивных возможностей, гибкости и динамичности управленческой системы. Одной из наиболее эффективных методологий, позволяющих оперативно приспосабливаться к внутренним и внешним изменениям, является ситуационный подход в менеджменте.
Кратко об этой модели впервые упомянули в конце 60-х годов XX столетия, хотя есть доказательства, что уже в 1920-х некоторые авторы высказывали свои предположения о «законах ситуаций».
Родоначальником теории считается древнекитайский ученый Лао Цзы, который представил миру трактат из 80 глав с описанием многообразных жизненных ситуаций, их преобразованием и взаимопревращением. В эпоху феодализма осмысление теорий и практики руководства не происходило, поэтому наука управления не развивалась.
Более современным основоположником ситуативной теории управления считается Н. Макиавелли, после него разработкой методологии занимался Б. Трентовский. Именно он впервые выразил мысль, что искусство руководства требует строго научного подхода. Основные положения его трудов заключаются в следующем:
По мнению специалистов, следующим важным представителем концепции ситуационного менеджмента стала М. П. Фоллетт. Американский социолог, политолог, основатель школы отношений и психологии, Мэри Паркер подчеркнула, что нужно подробно изучить закон ситуаций и ему подчиняться. По ее мнению, все происходящее имеет логическую основу, в соответствии с ней руководители должны издавать приказы и грамотно доводить их до подчиненных.
С 1960-х годов возникла потребность в разработке единой школы управления. Теории большинства специалистов объединены в основную концепцию, в нее вошли труды П. Лоуренса, У. Гомберга, Дж. Томпсона, Т. Парсонса, Д. Хиксона и других.
Суть методологии
Использование ситуационного подхода к управлению основывается на том, что любые решения по организации деятельности компании принимаются исключительно в соответствии со сложившейся обстановкой. Ключевым понятием концепции, которое помогает объяснить ее сущность, является совокупность обстоятельств, возникших в определенный период и повлиявших на работу организации. В основе ситуационного подхода в менеджменте находится так называемый четырехэтапный процесс:
Ситуационный подход нельзя отнести к наиболее простым направлениям в современном менеджменте. Это не просто набор или конкретный пример предписанных действий и готовых решений, а способ мышления, готовность к быстрой адаптации и переменам ради достижения успеха.
Эффект или его отсутствие после применения ситуационного подхода зависит в большей степени от так называемого третьего шага, который определяет важные переменные и степень их воздействия. Без подробного анализа невозможно будет правильно оценить ряд сравнительных характеристик и адаптировать методологию к ситуации. Если есть возможность детально проработать обстоятельства, тогда не придется прибегнуть к способу «проб и ошибок».
В мире современного бизнеса ответственность за принятие решений возлагается не только на ключевого руководителя, но и на менеджеров средних и низших звеньев. Последние могут получить как большую долю участия в управлении, так и незначительную. В некоторых случаях, когда конкретный вид деятельности логически не подчиняется разным отделам, руководство принимает решение, кто конкретно этим займется. К примеру, исследования и научные разработки могут контролироваться как директором по производству или маркетингу, так и президентом компании.
Основные принципы
Все ситуационные теории позволяют определить, как действовать в той или иной обстановке. Однако при этом еще следует учитывать ограничивающие категории. К ним относится человеческий фактор, который отражает уровень профессионализма и компетентности, мотивационную сторону и заинтересованность персонала в достижении целей компании.
Также существует сдерживающий показатель в виде технологических ресурсов, способных гибко адаптироваться под производство различных товаров. Государственное и муниципальное управление с применением этой методологии основывается на ряде обязательных принципов:
Не менее значимым считается принцип приоритетности человеческих ресурсов. Он заключается в том, что управленец должен принимать решения с учетом его последующего влияния на персонал.
Все перечисленные принципы могут быть успешно реализованы только в активном взаимодействии. Модель их сочетания варьируется в зависимости от внешних и внутренних факторов, профессиональных и личных качеств руководителя и целей компании.
Совокупность способов и приемов, которые используются для воздействия на управляемый объект, называется инструментарием ситуационного подхода. Наиболее актуальными являются системный, генетический, кросс-факторный и морфологический анализы, а также диагностика, экспертная аналитика, имитационное моделирование, декомпозиция и теория игр.
Тест с ответами на тему предмет менеджмента
а) Деятельность по управлению организацией в условиях рынка.
+б) Управление, направленное на прибыльность.
в) Особая область научных знаний и профессиональной специализации управленцев, составляющих административный штат организации.
г) все ответы верны
2. Предприниматель по-вашему тоже, что и:
б) Начальник отдела в организации.
в) Продавец в магазине.
+г) Человек, который берет на себя риск по организации собственного дела, внедрению идеи или продукта.
3. Предприниматель — это человек,
а) принимает решение и стремится во что бы его выполнить, полагаясь на классические методы управления;
+б) принимает решения и стремится достичь цели, проявляя гибкость, рискуя, отказываясь от нежизнеспособных идей;
в) ищет новые возможности в бизнесе, но не желает рисковать собственным капиталом;
г) предпочитает децентрализации в управлении, не использует неформальные связи
4. Определить, что такое объект управления?
+а) человек или группа людей, которыми управляют;
б) аппарат управления;
в) люди, которые занимаются управлением;
г) люди, которые выполняют определенные задачи.
5. Методы, направленные на детализацию планов, регулирование производственног о процесса и хозяйственной деятельности, обеспечения четких действий аппарата управления и слаженной работы всех подразделений предприятия, — это:
а) организационные методы управления;
+б) оперативно-распо рядительные методы управления;
в) экономические методы управления.
г) стратегические методы управления.
6. Принципы менеджмента определяют:
а) способы деятельности членов организации;
б) правила взаимодействия между членами организации;
в) нормы управленческой деятельности;
г) отношения, в соответствии с которыми должна создаваться, функционировать и развиваться система управления;
д) правильно все вышесказанное;
+е) правильно только а) и б).
7. Функции менеджмента это:
а) То же, что и процесс управления;
+б) Относительно обособленные направления управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется управляющее воздействие для достижения целей организации.
в) Процесс создания структуры предприятия.
г) Нет правильного ответа.
8. Какие понятия из следующих не соответствуют определению организации как системы?
в) взаимосвязь между отдельными элементами, каждый из которых выполняет определенную функцию;
+д) зависимость от внешней среды;
е) динамическое равновесие.
9. К элементам среды непрямого действия в менеджменте относятся:
а) поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы;
б) трудовые ресурсы;
+в) международные события, состояние экономики, НТП, политические факторы;
г) все выше перечисленное.
10. К признакам организации относятся:
а) Систематизация, упорядочения, построение организационной структуры управления.
+б) Цели, обособленность, внутриорганизаци онные центр, организационная культура, внутренняя среда, внешняя среда.
в) Гибкость, планомерность, научность, специализация, последовательнос ть, целеустремленнос ть.
г) Все вышеперечисленно е.
11.Принципами менеджмента являются:
б) Организация, планирование, мотивация, контроль, координация.
г) Все вышеперечисленно е.
12. Жизнь организации подчиняется определенным законам, к которым относятся:
а) законы специализации, интеграции, оптимального сочетания, централизации и децентрализации управления, демократизации, экономии времени.
+б) законы дополнения, сохранения пропорциональнос ти, самосохранения, информированност и, необходимого разнообразия, онтогенеза, синергии.
г) все вышеперечисленны е.
13 Ситуационный подход к управлению основывается на предположении, что пригодность и эффективность различных методов управления определяется:
а) системой отношений, которая сложилась в коллективе;
+б) ситуацией, в которой оказалась организация;
в) совершенством владения менеджером приемами и методами управления.
г) уровнем риска при принятии решений.
14. Термин « управление » означает:
а) последовательнос ть действий менеджера;
+б) осознанную, целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет элементы внешней среды общества, живой и неживой природы, техники;
в) систему научных знаний, составляющих теоретическую базу практики управления;
г) использование объективных законов экономического развития.
15. Цели управления классифицируются по следующим признакам:
а) экономическом, социальном, отраслевом.
+б) По содержанию, уровням управления, времени, масштаба.
в) в отношении уровней управления.
г) Все перечисленное
16. Цель управления это:
а) Конечный пункт всего процесса управления.
+б) Конкретный, конечное состояние или желаемый результат объекта управления.
в) Оптимизация деятельности объекта управления по достижению миссии организации.
г) Тоже, что стратегия управления.
17. Управленческие задачи с помощью экономико-матема тических методов и моделей решает:
а) школа научного управления;
б) административная школа управления;
+в) школа науки управления;
г) школа системного управления;
д) школа эмпирического управления.
18. Системный подход к управлению основывается на представлении об организации как:
а) закрытую систему, ориентированную на длительное существование благодаря безупречной работе каждого из ее элементов;
б) открытую систему, которая является совокупностью взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды;
+в) систему взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет одну присущую только ему функцию, которая обеспечивает существование организации в долгосрочной перспективе.
19. Важным вкладом « школы научного управления » в практику управления было:
+а) Систематическое использование средств стимулирования труда с целью заинтересованнос ти персонала в повышении его производительнос ти труда.
б) Создание универсальных принципов управления.
в) Перенос центра внимания в управлении по выполнению задач на отношения между людьми.
г) Применение в управлении математики, статистики и тому подобное.
20. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно или спонтанно координируется для достижения:
Тест по менеджменту с ответами (3 курс)
а) это умение добиваться поставленных целей используя опыт, интеллект, мотивы поведения;
б) функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях;
в) функция управленческого аппарата современного производства по использованию законов и закономерностей общественного развития, позволяет организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях внешней и внутренней среды, которое постоянно меняется;
г) все ответы верны
2. Менеджмент — это:
а) Деятельность по управлению организацией в условиях рынка.
б) Управление, направленное на прибыльность.
в) Особая область научных знаний и профессиональной специализации управленцев, составляющих административный штат организации.
г) все ответы верны
3. Термин «управление» означает:
а) последовательность действий менеджера;
б) осознанную, целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет элементы внешней среды общества, живой и неживой природы, техники;
в) систему научных знаний, составляющих теоретическую базу практики управления;
г) использование объективных законов экономического развития.
4. Цели управления классифицируются по следующим признакам:
а) экономическом, социальном, отраслевом.
б) По содержанию, уровням управления, времени, масштаба.
в) в отношении уровней управления.
г) Все перечисленное
5. Цель управления это:
а) Конечный пункт всего процесса управления.
б) Конкретный, конечное состояние или желаемый результат объекта управления.
в) Оптимизация деятельности объекта управления по достижению миссии организации.
г) Тоже, что стратегия управления.
6. Предприниматель по-вашему тоже, что и:
а) Менеджер.
б) Начальник отдела в организации.
в) Продавец в магазине.
г) Человек, который берет на себя риск по организации собственного дела, внедрению идеи или продукта.
7. Предприниматель — это человек,
а) принимает решение и стремится во что бы его выполнить, полагаясь на классические методы управления;
б) принимает решения и стремится достичь цели, проявляя гибкость, рискуя, отказываясь от нежизнеспособных идей;
в) ищет новые возможности в бизнесе, но не желает рисковать собственным капиталом;
г) предпочитает децентрализации в управлении, не использует неформальные связи
8. Определить, что такое объект управления?
а) человек или группа людей, которыми управляют;
б) аппарат управления;
в) люди, которые занимаются управлением;
г) люди, которые выполняют определенные задачи.
9. Методы, направленные на детализацию планов, регулирование производственного процесса и хозяйственной деятельности, обеспечения четких действий аппарата управления и слаженной работы всех подразделений предприятия, — это:
а) организационные методы управления;
б) оперативно-распорядительные методы управления;
в) экономические методы управления.
г) стратегические методы управления.
10. Принципы менеджмента определяют:
а) способы деятельности членов организации;
б) правила взаимодействия между членами организации;
в) нормы управленческой деятельности;
г) отношения, в соответствии с которыми должна создаваться, функционировать и развиваться система управления;
д) правильно все вышесказанное;
е) правильно только а) и б).
11. Функции менеджмента это:
а) То же, что и процесс управления;
б) Относительно обособленные направления управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется управляющее воздействие для достижения целей организации.
в) Процесс создания структуры предприятия.
г) Нет правильного ответа.
13. Жизнь организации подчиняется определенным законам, к которым относятся:
а) законы специализации, интеграции, оптимального сочетания, централизации и децентрализации управления, демократизации, экономии времени.
б) законы дополнения, сохранения пропорциональности, самосохранения, информированности, необходимого разнообразия, онтогенеза, синергии.
в) экономические.
г) все вышеперечисленные.
14 Ситуационный подход к управлению основывается на предположении, что пригодность и эффективность различных методов управления определяется:
а) системой отношений, которая сложилась в коллективе;
б) ситуацией, в которой оказалась организация;
в) совершенством владения менеджером приемами и методами управления.
г) уровнем риска при принятии решений.
15 Управленческие задачи с помощью экономико-математических методов и моделей решает:
а) школа научного управления;
б) административная школа управления;
в) школа науки управления;
г) школа системного управления;
д) школа эмпирического управления.
16. Системный подход к управлению основывается на представлении об организации как:
а) закрытую систему, ориентированную на длительное существование благодаря безупречной работе каждого из ее элементов;
б) открытую систему, которая является совокупностью взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды;
в) систему взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет одну присущую только ему функцию, которая обеспечивает существование организации в долгосрочной перспективе.
17. Важным вкладом «школы научного управления» в практику управления было:
а) Систематическое использование средств стимулирования труда с целью заинтересованности персонала в повышении его производительности труда.
б) Создание универсальных принципов управления.
в) Перенос центра внимания в управлении по выполнению задач на отношения между людьми.
г) Применение в управлении математики, статистики и тому подобное.
18. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно или спонтанно координируется для достижения:
а) прибыли;
б) общей цели;
в) конкурентных преимуществ;
г) рыночных позиций.
19. Какие понятия из следующих не соответствуют определению организации как системы?
а) синегризм;
б) симбиоз;
в) взаимосвязь между отдельными элементами, каждый из которых выполняет определенную функцию;
г) гомеостатичность;
д) зависимость от внешней среды;
е) динамическое равновесие.
20. К элементам среды непрямого действия в менеджменте относятся:
а) поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы;
б) трудовые ресурсы;
в) международные события, состояние экономики, НТП, политические факторы;
г) все выше перечисленное.
21. К признакам организации относятся:
а) Систематизация, упорядочения, построение организационной структуры управления.
б) Цели, обособленность, внутриорганизационные центр, организационная культура, внутренняя среда, внешняя среда.
в) Гибкость, планомерность, научность, специализация, последовательность, целеустремленность.
г) Все вышеперечисленное.
22. В организации выделяют следующие уровни управления:
а) институциональный, управленческий, технический;
б) институциональное, средний, технологический;
в) организационный, функциональный, линейный;
г) вертикальный и горизонтальный.
23. Совокупность элементов и логических взаимосвязей между ними, которая способствует эффективному преобразованию входных ресурсов в конечный продукт и достижению целей организации, — это:
а) структура организации;
б) организационная культура;
в) технология управления;
г) правильно все названное выше.
24. Что называется миссией организации?
а) Совокупность способов и средств, направленных на достижение долгосрочных целей.
б) Общая цель, вызывает у членов организации состояние устремленности к чему-либо.
в) Предполагаемый желаемое состояние объекта управления в будущем периоде.
г) Все вышеперечисленное.
25. Под стратегией организации следует понимать:
а) Всесторонний комплексный план, предназначенный для реализации миссии и достижения целей.
б) Комплексный план для получения прибыли в перспективном периоде.
в) План реализации целей.
г) Текущие планы для достижения целей.
26. Стратегия, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии — это стратегия:
а) развития продукта;
б) отсечение лишнего;
в) вертикальной интеграции;
г) горизонтальной диверсификации.
27. «Дерево целей» — это иерархия целей, где каждая ниже цель являются:
а) средством реализации ближайшей выше расположенной цели;
б) способом отображения последовательности действий, которые необходимо осуществить для достижения главной цели;
в) графическим изображением функций, выполняемых различными структурными подразделениями организации;
г) правильные ответы а), б) и в);
д) правильные ответы а) и б)
30. Функциональная структура управления строится на:
а) иерархии органов, обеспечивающих выполнение каждой функции управления на всех уровнях.
б) иерархии органов, осуществляющих контроль.
в) иерархии органов, координирующих деятельность.
г) все ответы неверны.
д) управлении средними и малыми организациями.