Системы управления летательными аппаратами что это
Система управления летательным аппаратом
Введение
Система управления самолетом служит для обеспечения полета по заданной траектории путем создания на крыле и оперении потребных аэродинамических сил и моментов. Возможны три типа систем управления – неавтоматическая (ручное управление), полуавтоматическая и автоматическая. Ручное управление, в свою очередь, может быть бустерным и безбустерным.
В неавтоматической системе управления летчик, оценивая обстановку, обеспечивает выработку управляющих сигналов и с помощью командных рычагов через проводку управления отклоняет рулевые поверхности.
В полуавтоматической системе управляющие сигналы летчика преобразуются и усиливаются различного рода автоматами и усилителями, обеспечивая оптимальные характеристики устойчивости и управляемости самолета.
Автоматические системы обеспечивают полную автоматизацию отдельных этапов полета, освобождая летчика от непосредственного участия в управлении самолетом. Однако и в этом случае предусматривается возможность перехода на ручное управление летчиком, для чего в кабине сохраняются обычные командные посты управления, связанные с рулями проводкой управления.
В общем случае СУ включает:
— звено управления, на которое непосредственно воздействует летчик (ручка управления, штурвальная колонка, педали, джойстик и др.);
-устройства дистанционной передачи управляющего сигнала (механическая, электрическая или комбинированная проводка управления);
-исполнительный механизм, приводящий в движение поверхность управления;
-источник и система энергопитания.
В зависимости от используемого источника энергопитания принято системы управления подразделять на следующие виды:
-механическая СУ, когда единственным источником энергии, используемым для управления ЛА, является мускульная сила летчиков;
-электромеханическая СУ, когда совместно с мускульной силой летчиков используется энергия бортовых источников электропитания;
-электрогидромеханическая СУ, т.е. использующая мускульную силу летчиков, энергию бортовых источников электропитания и гидропитания.
Электродистанционная система управления
Для повышения надежности ЭДСУ передача электросигналов происходит по 3-4 независимым каналам, проложенным в разных местах конструкции тех агрегатов, по которым проходит проводка управления.
Электродистанционная проводка управления обеспечивает:
-снижение массы системы управления;
-практически не требует объемов для ее прокладки, проста и удобна в обслуживании;
Недостаточный опыт использования ЭДСУ пока еще заставляет дублировать ее резервной механической проводкой управления, но уже эксплуатируются самолеты без дублирования с многократно резервированной и высоконадежной системой электрического управления.
Возникающие в полете усилия управления можно разделить на балансировочные и маневренные.
С помощью электрического переключателя летчик отклоняет триммер в сторону, противоположную отклонению руля и добивается полного уравновешивания шарнирного момента триммером. В результате будет достигнута балансировка самолета при нулевых усилиях на командных рычагах. В системах управления с необратимым бустером шарнирный момент руля полностью воспринимается этим бустером, а усилия на командных рычагах, в том числе и балансировочные, создаются специальными загрузочными механизмами. В этом случае триммеры на рулях не ставятся, а балансировочные усилия, приходящие от загрузочного механизма, снимаются специальным устройством, включенным в конструкцию загружателя.
Маневренные усилия управления возникают при выполнении самолетом кратковременных маневров. Эти усилия необходимы летчику для естественного чувства управления, по ним он судит о поведении самолета, интенсивности выполняемого маневра и перегрузке. Маневренные усилия должны укладываться в строго регламентированные нормы, выработанные длительной летной практикой. Для больших по размерам самолетов, для самолетов с большой скоростью полета приходится предусматривать специальные меры по снижению маневренных усилий.
Ручной режим управления ЛА
При ручном управлении отклонение лётчиком органа управления (ОУ) может выполняться непосредственно (так называемое обратимое ручное управление), когда лётчик, прикладывая усилия к рычагам управления, уравновешивает полностью или частично аэродинамический шарнирный момент отклоняемого ОУ. В этом случае перемещение рычагов управления требует от лётчика непрерывной затраты энергии.
Другой вид ручного управления — необратимое. Он связан с использованием для отклонения ОУ каких-либо вспомогательных устройств и источников энергии, например гидравлической или электрической системы. Гидравлический рулевой привод (бустер) в системе необратимого управления уравновешивает полностью шарнирный момент ОУ, а лётчик перемещает только золотник бустера, для чего требуется небольшое усилие (порядка 10—15 Н). Поскольку рулевой привод представляет собой систему с жёсткой обратной связью, то перемещение лётчиком рычага управления однозначно (и, как правило, линейно) связано с перемещением выходного штока бустера и, следовательно, с отклонением ОУ. Такое устройство позволяет управлять ЛА на больших скоростях и при его больших размерах.
Однако для появления у лётчика необходимых ощущений изменения режима полёта (скорости, перегрузки, угловых скоростей и др.) на рычагах управления должны искусственно имитироваться соответствующие изменения усилий, строго регламентированные в соответствии с опытом лётной эксплуатации. Применяемые для этого имитаторы усилий, которые обычно называются загрузочными устройствами, имеют различные принципы действия. Они могут быть пневматическими, гидравлическими и механическими. Последний тип получил наибольшее распространение (в виде регулируемых пружин). Загрузочные устройства должны обеспечивать регулирование усилий в зависимости от параметров полёта.
Системы управления летательными аппаратами что это
Прием 2020/2021 учебного года
Специальность
24.05.06 «Системы управления летательными аппаратами»
Выпускающая кафедра: кафедра информационно-измерительной техники (факультет авионики, энергетики и инфокоммуникаций).
Срок обучения: 5 лет.
Чему Вас учат?
• Анализировать подвижные составы аппаратов различного назначения;
• Выполнять проектно-конструкторские работы в области управления летательными аппаратами;
• Использовать компьютерные технологии и средства автоматизации проектирования при разработке проектов приборов, систем и комплексов;
• Проводить технико-экономические обоснования и анализировать разрабатываемую технику и технологические процессы;
• Заниматься организацией мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности, а также контролировать их соблюдение;
• Использовать компьютерные технологии в процессе подготовки производства, изготовления и контроля приборов и комплексов;
• Осуществлять доводку и заниматься освоением технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
• Разрабатывать планы, программы и методики исследований систем и комплексов;
• Разрабатывать и испытывать модели систем управления движением и навигации подвижных объектов;
• Выполнять теоретические, лабораторные и натурные исследования и эксперименты для решения конкурентоспособных научно-исследовательских задач в области управления летательными аппаратами.
Кем Вы можете работать?
Выпускники могут работать в качестве авиационных инженеров, инженеров по обслуживанию и ремонту компьютерных систем управления, инженерами по управлению летательными аппаратами, инженерами-конструкторами по электрооборудованию летательных аппаратов, инженерами-разработчиками программного обеспечения автоматизированных систем летательных аппаратов, инженерами-разработчиками систем автоматического управления летательными аппаратами, инженерами-системотехниками, специалистами по авионике, специалистами по монтажу электрооборудования летательных аппаратов, специалистами по разработке управляющих, пилотажно-навигационных и электроэнергетических комплексов и др.
Где Вы можете работать?
Выпускники могут работать на предприятиях авиационной, приборостроительной, электронной, оборонной промышленности, в научно-исследовательских институтах, в гражданских и оборонных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах.
Выпускники УВЦ получат офицерское звание лейтенант и пройдут службу в следующих родах вооруженных сил РФ:
• Ракетные войска стратегического назначения;
Карьера и зарплаты выпускников специальности «Системы управления летательными аппаратами» (24.05.06, специалитет) в России
средняя цена обучения (год)
Зарплаты выпускников после окончания специальности Системы управления летательными аппаратами в вузах России
Средняя зарплата выпускников специальности в России: 44096 рублей/месяц.
Кем работать
Курсантам предстоит освоить проектирование, узнать основы конструирования систем управления самолетами. На занимаемых должностях им придется отвечать за бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения, экологическую безопасность. Настройки, регулирование, наладка, контроль состояния приборов и механизмов является неотъемлемой частью инженерного функционала.
По окончании курса выпускники будут готовы выполнять работу:
- • авиационного инженера; • конструктора электрооборудования; • разработчика программного обеспечения; • инженера по управлению; • техника систем; • пилота.
Им будет под силу разборка и монтаж специального оборудования, программирование, системный анализ, управление качеством, разработка пилотажных, электроэнергетических, навигационных систем, расчеты прочности оборудования, деталей авиационных двигателей с помощью программного обеспечения. Ребята могут работать специалистами по авионике (бортовыми инженерами).
Перспективы
Учитывая масштабы и авиамаршруты страны, включая военные, выпускникам курса можно рассчитывать на трудоустройство в организациях оборонного комплекса, на заводах по монтажу авиатехники, в крупных авиационных, в том числе международных компаниях, аэропортах.
Успешные студенты могут продолжить научно-исследовательскую работу на кафедре вуза, заниматься преподавательской деятельностью.
Карьера по специальности Системы управления летательными аппаратами — вузы России
Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей России или посмотрите полный список профилей, а также загляните в каталог профессий.
Управление летательным аппаратом
Полезное
Смотреть что такое «Управление летательным аппаратом» в других словарях:
управление летательным аппаратом — управление летательным аппаратом формирование отклонений органов управления (ОУ) для требуемого изменения положения летательного аппарата в пространстве или поддержания заданного его положения при действии различных возмущений. Управление… … Энциклопедия «Авиация»
управление летательным аппаратом — управление летательным аппаратом формирование отклонений органов управления (ОУ) для требуемого изменения положения летательного аппарата в пространстве или поддержания заданного его положения при действии различных возмущений. Управление… … Энциклопедия «Авиация»
Автоматическое управление летательным аппаратом — процесс программного изменения и стабилизации отдельных параметров движения летательного аппарата или целенаправленного управления траекторией полёта, осуществляемый с помощью средств автоматики без воздействия лётчика на органы управления. Для А … Энциклопедия техники
бустерное управление — Рис. 1. Структурная схема обратимого бустерного управления. бустерное управление условное название систем управления летательным аппаратом, в которых для отклонения органов управления (ОУ) используются бустеры (см. Рулевой привод).… … Энциклопедия «Авиация»
бустерное управление — Рис. 1. Структурная схема обратимого бустерного управления. бустерное управление условное название систем управления летательным аппаратом, в которых для отклонения органов управления (ОУ) используются бустеры (см. Рулевой привод).… … Энциклопедия «Авиация»
бустерное управление — Рис. 1. Структурная схема обратимого бустерного управления. бустерное управление условное название систем управления летательным аппаратом, в которых для отклонения органов управления (ОУ) используются бустеры (см. Рулевой привод).… … Энциклопедия «Авиация»
бустерное управление — Рис. 1. Структурная схема обратимого бустерного управления. бустерное управление условное название систем управления летательным аппаратом, в которых для отклонения органов управления (ОУ) используются бустеры (см. Рулевой привод).… … Энциклопедия «Авиация»
Бустерное управление — условное название систем управления летательным аппаратом, в которых для отклонения органов управления (ОУ) используются бустеры (см. Рулевой привод). Появление и развитие Б. у. обусловлено тем, что с ростом скоростей полёта и увеличением массы… … Энциклопедия техники
непосредственное управление подъёмной и боковой силами — Рис. 1. Формы продольного и бокового движений самолёта при использовании НУПБС. непосредственное управление подъёмной и боковой силами (НУПБС) создание подъёмной и боковой сил (см. Аэродинамические силы и моменты) за счёт дополнительных… … Энциклопедия «Авиация»
непосредственное управление подъёмной и боковой силами — Рис. 1. Формы продольного и бокового движений самолёта при использовании НУПБС. непосредственное управление подъёмной и боковой силами (НУПБС) создание подъёмной и боковой сил (см. Аэродинамические силы и моменты) за счёт дополнительных… … Энциклопедия «Авиация»
Выпускающая кафедра
Ширяев В.И.
Выпускающей кафедрой по специальности «Системы управления летательными аппаратами» является кафедра «Системы автоматического управления». Кафедра САУ готовит специалистов, выпуская их ИНЖЕНЕРАМИ, способными на высоком научном уровне решать сложные задачи теории и практики управления движущимися объектами, включая такие наукоёмкие направления техники, как:
Студенты в процессе обучения получают фундаментальную подготовку по математике, физике, информатике, теоретической механике, теории автоматического управления, получат знания различных языков программирования, современных методов программирования систем управления, в области микропроцессорной техники.
Выпускники успешно решают различные задачи обработки информации и управления, разработки и проектирования систем управления как специального назначения, так и систем управления различными технологическими процессами и оборудованием с применением микроконтроллеров.
Студенты занимаются научной деятельностью по направлениям «Аэрокосмический инжиниринг» и «Математическое обеспечение информационно-управляющих систем». Обучение ведется с использованием новейшего оборудования, установленного в 6 лабораториях кафедры.
Кафедра ведет подготовку инженеров-разработчиков высокоточных систем управления для авиакосмических, наземных объектов и технологических процессов в условиях неполноты информации, обусловленной как динамичностью окружающей среды, действием возмущений и помех, так и радиоэлектронным противодействием.
Компетенции выпускников
Выпускники, получившие квалификацию инженер по специальности «Системы управления летательными аппаратами», работают на предприятиях оборонного комплекса и на высокотехнологичных промышленных предприятиях, в научных организациях и в образовательных учреждениях, в сфере большого и малого бизнеса.
Выпускники, закончившие обучение по специальности «Системы управления летательными аппаратами», способны:
Выпускники могут продолжить обучение:
– в аспирантуре по научной специальности «Системный анализ, управление и обработка информации (технические науки, промышленность)».