Система знаний что это
система знаний
система знаний
Система сбора, хранения и обработки знаний.
[Л.Г.Суменко. Англо-русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.]
Тематики
Смотреть что такое «система знаний» в других словарях:
СИСТЕМА ЗНАНИЙ О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ — СИСТЕМА ЗНАНИЙ О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ, направление марксистско ленинской науки, формирующееся с 1960 х гг. в ходе комплексного изучения народонас. рядом обществ. и естеств. наук (см. Комплексный подход), рассматривающее народонас. как целостность,… … Демографический энциклопедический словарь
ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ — Когда речь преимущественно идёт о знании, тогда под техникой понимается, прежде всего, совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого либо результата. Техническое знание является обобщением практической деятельности… … Философия науки и техники: тематический словарь
Система оценивания знаний — Система оценивания знаний система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса. В настоящее время в мире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах… … Википедия
Система представления знаний — средство: описания знаний о предметной области; а также организации знаний, включая: накопление, анализ и обобщение знаний. Центральное место в системе представления знаний занимает язык представления знаний. См. также: Представление знаний… … Финансовый словарь
Система управления базами знаний — комплекс программных, языковых и интеллектуальных средств, посредством которого реализуется создание и использование базы знаний. См. также: Базы знаний Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА — (СУОТ) часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность… … Российская энциклопедия по охране труда
СИСТЕМА — (греч., целое, состоящее из многих частей). Собрание принципов, верно или ложно связанных вместе так, что образуют нечто целое: известное учение, известную школу. Расположение частей целого, ход чего либо в последовательном, связном порядке.… … Словарь иностранных слов русского языка
система управления знаниями — Обычно говорят о корпоративных системах управления знаниями. Частный пример – отраслевая система управления знаниями (ОСУЗ). Отраслевая система управления знаниями (ОСУЗ) – это открытая Web система, позволяющая всем ее пользователям… … Справочник технического переводчика
СИСТЕМА — (греч. systema составленное из частей, соединенное) категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами С. превышает энергию их связей с элементами других С, и задающая онтологическое ядро… … Новейший философский словарь
Система логики силлогистической и индуктивной — «СИСТЕМА ЛОГИКИ СИЛЛОГИСТИЧЕСКОЙ И ИНДУКТИВНОЙ» («A System of Logic Rationative and Inductive») книга Джона Стюарта Милля. Была опубликована в Лондоне в 1843. В России вышло несколько ее переводов. Данная работа является уникальным… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Размышления о Системе Знаний
Первый вопрос «ЧТО»
Второй вопрос «Зачем»
В процессе обсуждения статьи Алексея, на страницах профессионального форума,
мнение участников разделилось ровно по 50%. Первая половина высказывали
что-то вроде:
«Ну ничего не понятно, но вещь нужная», вторая соответствено: «Зачем это вам
надо, отчетность на носу».
Такое разделение голосов и побудило поднять меня второй вопрос.
И действительно зачем нужны эти самые системы. Для адекватного ответа,
думаю, стоит поднять цитату из этого обсуждения:
«Господа, почему-то у меня создается впечатление, что любая более-менее
глубоко интегрированная в процесс методология начиная с некоторого момента
перестает работать для принесения пользы и начинает работать только на себя
саму. То есть люди, вместо того, чтобы разрабатывать те же корпоративные
системы начинают записывать все свои мысли, все разговоры, все изменения
кода. потом анализировать а что это дало, что может дать, чего никогда не
даст и т.д. Потом резюмируют эти свои выводы, заносят их во вторую базу и
начинанают думать, а что же это дало для второй базы, чего не дало и
т.д. «
Циата немного вырвана из контекста, но в финале выдвигается спорный тезис.
Автор мнения утверждает, что подобные системы в конечном итоге перерастут
этап создания пользы, и затраты, понесенные на создание и поддержание
подобных систем, перерастут прибыли, полученные в результате.
Насчет перспектив использования и развития подобных систем, хочу отметить
лишь, что меру надо знать везде, а тем более в прогрессивных технологиях и
методиках, ибо они не являются самоцелью, а представляют средство для
достижения каких-то целей.
Маркс, наш великий товаришчь и учитель, говорил: «Кадры решают все». И как
бы мы ни вертелись относительно всевозможных ISO, ТСКФ, SADT, RUP и пр.
любую из этих технологий используют люди. Качество работы компании
внедренца, продавца и даже ассенизатора определяется качеством и опытом его
сотрудников. И если вопрос повышения качества уже решается правильной
мотивацией труда в компании, то вопрос повышения опыта сотрудников, до сих
пор находиться в состоянии, на котором он был в веке первобытном. Как
следствие при подборе персонала одним из основных критериев является опыт
работы. В чем причина такой привиредливости работодателя? На этот вопрос
ответит каждый, кто имел опыт работы где-либо. Меня сегодня прямо пробило на
цитаты, но тем не менее.
«Разница между теорией и практикой в том, что теоретически ее не существует
а на практике она есть»
«Люди умные учатся на чужих ошибках
Люди глупые учатся на своих
Дураки не учатся даже на своих. «
Я с раннего детства знаю эту мудрость, и все это время меня беспокоил
вопрос: почему я никак не могу отнести себя к людям умным? И вот после
обсуждения на Кубани, ответ пришел ко мне (но наверное уже поздно). Вся
причина в том, что когда наши мамы, папы, коллеги, говорят нам нельзя, они
говорят чего нельзя делать, и что при этом будет. Но никто и никогда не
скажет вам ПОЧЕМУ все будет именно так. Так как же нам выявить, почему так
делать нельзя? А так же, как и всегда: надо увидеть грабли собственными
глазами (все-таки русские пословицы кладезень мудрости; вот еще одна в тему:
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» )
В начале жизни или карьеры мы находимся в точке А. Наши старшие коллеги как
минимум представляют нам положение точки В. При этом, особо добрые люди
могут сказать, что в точке С можно получить по шее, а в точке D не только по
шее. Зная это мы можем построить вектора развития, но никак не маршрут
дороги.
В таком положении дел есть масса плюсов, из которых основным является наша
неповторимость (каждый находит свою дорогу). Однако не смотря на это, имеет
и ряд недостатков, основным из которых является скорость вхождения в работу
неопытных сотрудников, а так же потеря огромного количества ресурсов на
восстановление знаний ранее приобретенных, но забытых.
Послений вопрос «КАК»
В предыдущих вопросах мы выявили актуальную задачу, решение которой может
привести к прорыву в технологической сфере компаний любой отрасли. И было бы
нечестным оставить читателя в этом положении. В связи с этим, я рискну
преложить несколько мыслей на тему решения этой проблемы, как таковой. И
мысли эти я хотел бы разбить на несколько блоков. Первым я хотел бы
рассказать о попытках человека привести знания к единой системе. И только
потом показать, что системы все таки существуют.
Вспомним старика Зигмунда Фрейда, учитывая его стиль и направление мышления
я не буду приводить цитату. Однако вольный пересказ мысли следующий
«Человек всегда и везде ведет себя одинаково».
Вспоминается образ программиста в литературе
Длинные волосы, крассные глаза, неухоженность, и самое главное вечный бардак
на рабочем месте.
Не смотря на то, что сам стараюсь выглядеть иначе, да и многие не
соответствуют образу внешне, суть этого образа верна. Однако, нельзя
забывать что программисты являются людьми очень логичными, и как следствие
бардак на рабочем месте существовать не может в принципе. Все отличие в том,
что все разложено не по полочкам, а по полу или столу :). У одного из моих
товарищей, для прохода по квартире надо иметь «карту минных полей».
Всевозможное оборудование ровным слоем в 5 см покрывает пол. Однако, при
необходимости, он локализует положение любой детали с точностью до квадрата
10 на 10. Имелись в виду сантиметры :).
И здесь возникает вопрос! Почему я не смогу там найти даже слона, а он
делает это с такой точностью?
На мой взгляд ответ очевиден. У него существует некая система, позволяющая
определить куда он сунул деталь, причем, она (система) отличается от моей.
Вспоминается цитата из замечательного очерка Экслера «Записки жены
программиста» привожу:
«- Ты глянь что они наделали с памятью.
— Акуратно сложили, и перевязали резинкой. А что?
— Ну как что ты помнишь как они раньше были.
— На диване у тебя валялись.
— Не валялись а были разложены кучками. Я как сяду у меня на правой ягодице
симы по 16, на левой по 32, а между по 64. Как я их теперь отличу?!»
Автора и читателя прошу прощения: память у меня не очень, так что цитата
вольная 😉 Но суть соответствует. На мой взгляд представлен наглядный пример
«локальной» системы. Если добавить фразу Фрейда то можно вывести систему,
которую использует этот программист в своей голове.
Итак, что же есть систематизация в моем понимании? Прежде всего это
рубрикация. Любое знание к чему то относиться (оно не может существовать
отдельно от контекста и ситуации). Важно, так же, что любое знание может
относиться сразу к нескольким рубрикам. Второе, что необходимо для
эффективного использования, это актуальность или полезность информации. Это
важно отслеживать. Не менее важно хранить хронологию изменения информации.
Это, по сути, и является той самой дорогой из точки А в точку В. Так же
немаловажным является наличие понятия архива.
Резюмируем, так сказать, все предыдущее
1. На текущий момент времени процесс управления данными не изменился со
времен появления письмености. В то время, как сознание людей и рынок готовы,
и главное ожидают выхода нового класса методик, называемых нами «Система
знаний».
2. Наличие систем знаний позволит значительно ускорить процесс обучения
сотрудников, а так же сэкономить миллионы долларов и годы времени, за счет
сохранения опыта.
3. Несмотря на совершенство вычислительных технологий, и даже при наличии
готовых программных продуктов и методологий, внедрение систем знаний
возможно только путем осознания необходимости этого процесса как со стороны
руководства, так и со стороны рядовых пользователей (для обеспечения
наполнения).
4. Системы знаний не являются «серебрянной пулей» и рассчитывать на нее как
на панацею не стоит в любой реинкарнации, думать все равно придеться Вам и
Вашим сотрудникам.
Послесловие
Итак уважаемые читатели, хотелось бы подчеркнуть цель создания этой статьи.
Автор, то есть я, не ставит своей целью закрепить «правильную» методологию в
пытливых умах человечества, потому что это не есть методология, и не факт
что правильная. Цель забросить в извилину каждого зерно пытливости! Дабы в
благодатных почвах оно развивалось и плодоносило.
На этом я предпочел бы закончить первую часть повествования. Ибо дальнейшее
пока не может претендовать на публикацию, однако хотелось бы услышать мнение
каждого читателя о статье (так как это мой дебют), а так предложения по
теме. Сейчас я анализирую свои и чужие мысли и пытаюсь выработать набор
функций который должна поддерживать система что бы предоставлять удобство, и
эффективно выполнять свои функции. Часть функций приведена ниже но хочу
особенно подчеркнуть что список незаконченый, и любые замечания к нему
приветствуются.
Требования или пожелания (кому как больше нравиться) Не законченный список
Ведение списка пользователей (группы пользователей)
Добавление
Удаление
Редактирование
Просмотр списка
Изменения группы владельца
Ведение классов сообщений
Добавление
Удаление
Редактирование
Просмотр списка
Ведение списка разделов
Добавление
Удаление
Редактирование
Просмотр списка рассылки
Редактирование списка рассылки
Изменения группы владельца
Редактирование прав доступа для каждого пользователя.
Выборка информации из хранилища по Разделу (Списку разделов).
Ведение списка проектов. (Проекты должны использоваться как дополнительный
разраез аналитики.)
Добавление
Удаление
Редактирование
Просмотр списка рассылки
Редактирование списка рассылки
Изменение владельца проекта.
Выборка информации из хранилища по проекту.
Ведение обсуждений
Добавление новых обсуждений
Ведение списка обсуждений
Ведение хронологии событий с указанием пользователей времени. Ведение
необходимо осущетсвлять в формате изменений (то есть только Дельта).
Выборка информации по обсуждениям из хранилища по заданным фильтрам
(период, раздел, проект, сотрудник, класс или степень детализации).
Эксперт компании АИСТ
Кондаков Владимир
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Система знаний
Обучение и самообучение
Специальное программное обеспечение
Разработка специальных языков для решения задач невычислительного плана (LISP, PROLOG, SMALLTALK, РЕФАЛ и др.). Создание пакетов прикладных программ, ориентированных на промышленную разработку интеллектуальных систем, экспертных оболочек.
Модели, методы и алгоритмы, ориентированные на автоматическое накопление знаний на основе анализа и обобщения данных. Включает обучение по примерам (или индуктивное), а также традиционные подходы распознавания образов.
Данные – отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области.
Знанием является информация, которая отражает объективные свойства и связи некоторых объектов, явлений, процессов, сущностей и отношениями между ними как в субъективном, так и научном (объективном) выражении.
Под системой знаний понимается совокупность знаний, образующих целостное описание некоторой проблемы с доступной и достаточной степенью точности. Целостность означает, что между отдельными сведениями, входящими в знание, существуют связи и, следовательно, одни сведения могут быть выводимы из других.
Знания можно разделить на процедурные и декларативные. Исторически первичными были процедурные знания, т.е. знания, «растворенные» в алгоритмах. Они управляли данными. Для их изменения требовалось изменять программы. Однако с развитием искусственного интеллекта приоритет данных постепенно изменялся, и все большая часть знаний сосредоточивалась в структурах данных (таблицы, списки, абстрактные типы данных), т.е. увеличивалась роль декларативных знаний.
Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, т.е. знаниями считаются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному и понятных неспециалистам.
Для решения задач некоторой предметной области, необходимо создание её концептуальной модели. Для представления знаний в ЭВМ они должны быть формализованы.
В системах искусственного интеллекта используются следующие универсальные модели представления знаний: