Система сдо что это
Что такое СДО
СДО расшифровывается как система дистанционного обучения.
В широком смысле это совокупность элементов, которые помогают передать знания человеку на расстоянии.
Например, Айзак Питман придумал обучать своих учеников стенографии при помощи почтовых карточек. Он отправляет задание и через какое-то время получает ответ. Чем не система? Система! И даже эффективно работающая.
Более привычно понимание СДО в узком смысле — как программный продукт для организации удаленного обучения.
Это могут быть интернет-сервисы и платформы, которые работают через браузер. Например, Учи.Про или Геткурс. Либо это могут быть закрытые интранет-системы для внутреннего доступа учащихся или сотрудников.
В современной LMS-системе, или по-простому «элэмэске», можно создавать курсы, тесты, проверочные задания, отслеживать прогресс ученика, выставлять оценки и пр. Курсы всё чаще создаются в форматах, которые позволяют экспортировать их в разные системы.
Дистанционная и традиционная система обучения
Дистанционное обучение иногда противопоставляют традиционному. Это не совсем корректно.
Традиционная система основана на объяснительно-иллюстративном обучении. Преподаватель передает знания. Задача ученика — верно эти знания воспроизвести.
Особенности традиционной системы:
Одна из альтернатив традиционной системе — развивающее обучение.
Особенности развивающей системы обучения:
Дистанционное обучение можно организовать как в рамках традиционного подхода, так и в рамках развивающего обучения. То есть, дистанционное обучение, строго говоря, является формой организации образовательного процесса, чем системой обучения.
Что входит в систему дистанционного обучения
Элементы СДО как платформы для обучения соответствуют компонентам современной дидактической системе.
Схема 1. Дидактическая система
Рассмотрим на примере СДО Учи.Про.
Учитель — учащийся
У нас есть участники образовательного процесса — учитель и учащийся.
В СДО «Преподаватель» и «Слушатель» — это роли пользователей. Им доступные разные функции системы. Например, преподаватель может создавать и редактировать курсы, а слушатель может только изучать курсы и делать задания.
Рис. 1. Роли пользователей в СДО — Преподаватель, Слушатель
Содержание
Отталкиваясь от целей обучения, учитель разрабатывает образовательную программу. Он определяет темы обучения, придумывает формы обучения, выбирает методы и средства обучения, расставляет количество часов, продумывает систему контроля и оценки результатов.
Когда программа готова, учитель на её основе собирает курс в СДО.
В курсе есть вкладка «Учебный план», где можно указать часы для каждого занятия.
Рис. 2. Учебный план курса в СДО
Формы, методы, средства
СДО само по себе является средством обучения. С его помощью можно проводить занятия в дистанционной форме.
Обучающий материал в СДО обычно представляет собой курс с разными видами контента:
Рис. 3. Интерактивное задание в СДО
Результат
Для оценки эффективности обучения в СДО чаще всего используют тестирование с вариантами вопроса. В зависимости от возможностей платформы можно, например, провести онлайн-экзамен в формате видеоконференции или сделать практическое задание по разработке собственного проекта.
Функции СДО
Основное назначение СДО — организация дистанционного обучения с помощью электронных средств.
У СДО могут быть и дополнительные функции:
Модули или расширения для СДО, как правило, приобретаются дополнительно. Разработчики некоторых СДО могут дорабатывать систему под цели клиента (например, сделать интеграцию СДО с 1С).
Таким образом, современная СДО — система дистанционного обучения — может быть намного функциональнее, чем просто интернет-платформа для создания курсов и организации удалённого обучения. Вы можете найти то решение, которое подходит под ваши задачи и цели обучения.
Если у вас есть вопросы по организации дистанционного обучения
в вашей образовательной организации или вы ищете СДО, обращайтесь!
Обзор 10 систем дистанционного обучения
СДО, соответствующая международным стандартам. Простая в использовании, с понятным интерфейсом, не требующим глубоких знаний в технологиях для создания курса и его использования. Как и в других системах, основой курсов выступают модули, которые можно редактировать, экспортировать, скрывать или открывать. В систему встроены мультимедиаприложения для просмотра видео и прослушивания аудио. Внутри модуля есть возможность настройки зданной и свободной навигации. Для работы со студентами предусмотрены чат, форум, внутренняя почта, обмен файлами, создание коллективных проектных работ, инструмент для видеоконференций. В Dokeos есть менеджер отчетов, который формирует данные об успеваемости студентов, показывает, как долго и интенсивно они работали с курсом.
Бесплатная российская платформа для дистанционного обучения. Дополнительные услуги, например аренду сервера, можно докупить в процесс использования. Поддерживает загрузку и создание курсов. Конструктор на платформе позволяет создать 40 типов контента разного уровня сложности, вплоть до интерактивного видео. Большое количество шаблонов и заготовок и простота позволяют создавать курсы без предварительного обучения. Также можно создавать тестовые задания и анализировать процент правильных ответов на тот или иной вопрос. Пока в системе нет большого количества функций, особенно связанных со взаимодействием с учащимися и интеграцией с другими сервисами, но продукт постоянно дорабатывается.
Flora LMS
Платформа для создания онлайн-курсов Flora имеет русскоязычную версию. Больше подходит для бизнес-структур, однако может использоваться и преподавателями образовательных организаций, которые предоставляют дополнительную квалификацию, не входящую в стандартный учебный курс. Сервис предполагает продажу курсов и отслеживание аналитики продаж. Как и в других LMS, здесь вы можете разрабатывать курсы, однако их размещение происходит на цифровой витрине с ценой. Каждый курс имеет отдельную веб-страницу, куда можно добавить описание курса, его программу и отзывы. Курсы можно разбивать по категориям, предлагать скидки и купоны. Обучение здесь геймифицировано, что улучшает восприятие материала и оптимизирует рутинные процессы, такие как выдача сертификатов.
Moodle
Конечно же, нельзя не упомянуть о данной платформе. Гибкая и настраиваемая система LMS Moodle с открытым исходным кодом и возможностью добавления плагинов является одной из самых популярных СДО в России. Moodle расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Система имеет мобильную версию, но также можно пользоваться и web-версией либо приложением для компьютера. Если вы только начинаете знакомиться с Moodle, то можете ознакомиться с основными функциями на демонстрационном сайте: https://sandbox.moodledemo.net/
Платформа подходит как для самостоятельного обучения, так и для онлайн-взаимодействия с преподавателем: лекции в режиме реального времени, форум, блоги, почтовый сервис, видеочат. К курсам можно прикрепить ссылки на литературу на ЭБС. Каждый студент может выбрать темп освоения материала и наполненность тем.
Базовая система eFront предоставляется бесплатно, есть открытый исходный код. Как и у Moodle, здесь есть демонстрационный сайт для ознакомления с основным функционалом. На данной образовательной платформе работает НИУ Высшая школа экономики. eFront постоянно оптимизируется, что делает работу с системой быстрой и минимизирует время перехода от одной страницы к другой. На сайте функционал представлен в виде иконок. Для создания уроков предложен блочный макет. Отдельно в системе выделяется работа с управленческими компетенциями и навыками, предусмотрена система создания штатного расписания и отслеживание карьерного роста. eFront русифицирована, в отличие от многих других LMS здесь есть функция электронного деканата, которая позволяет упорядочить управление учебным процессом: разбивка студентов на группы, создание журналов успеваемости и т. п.
Docebo
Платформа для разных видов обучения, как формального, так и экспериментального. Входит в двадцатку лучших СДО. В платформе четыре модуля: Learn, Coach and Share, Extended Enterprise, Perform. Основным модулем является Learn, который входит в базовую стоимость, остальные нужно докупать. Learn является модулем формального обучения, где вы можете загружать учебные курсы, создавать обучающие программы, делать тесты и отчеты. Coach and Share — модуль неформального социального обучения. В нем специалисты могут задавать вопросы экспертам и делиться собственным опытом. Сервис имеет русифицированную версию, его можно кастомизировать и модифицировать внешний вид для разных ролей.
TalentLMS
Облачная LMS, которая подстраивается под нужды пользователя, поэтому в системе доступны расширенные профили. Отличается простотой интерфейса, сразу при заходе в личный кабинет администратор видит инструменты управления и статистику активности. В главном меню сделаны простые кнопки для навигации. На сайте есть обучающий курс по работе с системой. Поддерживается загрузка курса, но только из eLearning-форматов. Отчетность доступна по множеству критериев: по пользователям, заданиям, тестам, группам и т. д. Но персонализированные отчеты с несколькими характеристиками доступны только в платном тарифе. Здесь так же, как и в Flora, можно продавать курсы и создавать сертификаты по их завершению.
Система дистанционного обучения
В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:
Дистанционное обучение, как и любая другая система обучения, состоит из нескольких частей: содержательная и организационная. Таким образом система дистанционного обучения это набор программных продуктов и решений, который объединяет и автоматизирует все или большую часть процессов, связанных с обучением.
Чтобы грамотно организовать дистанционное обучение СДО должна автоматизировать актуальные задачи. К примеру, есть возможность предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и многое другое.
СДО предоставляет следующие возможности:
У блока управления можно выделить следующие функциональные возможности:
Чтобы построить единую информационную среду, нужно интегрировать различные системы: управление персоналом, оценка деятельности, регулирование знаний и навыков пользователей. Если грамотно интегрировать данные компоненты, то есть возможность выстроить систему связи между участниками обучения.
Те, кто только начинает создавать онлайн-курсы, знают, что такое разработка системы дистанционного обучения. Ведь e-Learning – это неотъемлемая часть СДО. Можно перечислить восемь причин, почему эта система так важна:
Система дистанционного обучения
В материале рассматриваются виды, преимущества и недостатки, а также сфера и перспективы внедрения СДО. Кроме того, корпоративных клиентов ждёт специальный бонус: возможность бесплатного тестирования платформ для обучения технических специалистов.
Что такое система дистанционного обучения?
Учащийся и преподаватель отдалены друг от друга в пространстве, при этом у них есть возможность взаимодействовать, поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций. Диалог может осуществляться как онлайн (в реальном времени), так и офлайн (например, ученик и преподаватель заходят на электронные ящики и обмениваются письмами друг с другом).
Нередко можно встретиться с мнением, что такие комплексы появились только с приходом сети Интернет. На самом деле это не так.
Первые попытки «удалёнки» были ещё в конце 19-го-начала 20-го века, когда были предприняты попытки организации учебного процесса с коммуникацией через почту. И хотя тогда и речи не было о таком понятии как образовательная система дистанционного обучения, её зачатки уже были. Преподавание по почте тогда уже практиковалось в высших учебных заведениях: например, в Университете штата Висконсин в США.
Первый реальный прототип появился в США. Это произошло в 1960-м году в Университете Иллинойса. Правда, это была ЭСДО – электронная система дистанционного обучения, которая была ограничена определёнными рамками. Установка проводилась на сервер, использование было только внутри организации.
Развитие организация учебы на расстоянии получила в 70-х годах 20-го века. В конце 70-х гг. в Китае даже была организована целая сеть телевизионных и радио-университетов.
Бум же, связанный с возможностью получить образование на расстоянии, действительно тесно связан с временем, когда мир широко узнал Интернет: в середине 90-х гг. 20-го века.
Без такого формата уже немыслимо представить эффективную интегрированную информационно-образовательную среду.
Для чего нужна СДО?
В наше время, когда многие вынуждены оказаться на самоизоляции, на первый план выдвинули именно «удалёнку».
Для того, чтобы СДО соответствовала этим требованиям, в ней должны присутствовать программное решение для планирования и управления учебными мероприятиями – LMS (Learning Management System) и программное решение для сбора, генерации, хранения и воспроизведения контента – LCMS (система управления учебным содержанием).
Иногда понятия LCMS, LMS в Москве, Минске и других городах СНГ употребляют в качестве синонимов СДО. Но важно понимать, что LCMS, LMS – это именно только сами программные решения.
Кстати, о терминологии! Не стоит использовать понятие SDO. Только СДО (кириллицей). Расшифровка аббревиатуры SDO (латиницей) – совсем другая Service Data Objects, т.е за аббревиатурой скрываются объекты служебных данных.
Классификация
Классификация современных дистанционных систем «привязана» к доступу – коробочному или облачному и критерию платности-бесплатности. Коробочные продукты требуют установки на сервер. Доступ к облачным решениям осуществляется через браузер. Программный продукт берётся непосредственно из облачного хранилища. При работе не требуется учитывать географическое положение. У пользователей, которые хотят внедрить облачные решения, иногда возникает вопрос, а не будет ли при внедрении системы обучения утечки данных. Опасение вполне понятно, особенно, если продукт устанавливается для внутрикорпоративного развития персонала компании, но выход есть: выбирайте решения, у которых предусмотрена защита посредством брандмауэра и шифрования по периметру, а в виртуальные контейнеры на локальном уровне можно внедрить свои правила.
Преимущества СДО
Преимущества СДО с качественными программными решениями для планирования и управления учебными мероприятиями, для сбора, генерации, хранения материалов, очевидны:
Недостатки
Также не все системы обучения позволяют обеспечить полноценную замену практических занятий. Особенно сложно учить дистанционно медиков, технических специалистов.
Впрочем, здесь зависит от конкретной СДО. Если платформа располагает средствами для проведения множества симуляций, то развитие технического специалиста может оказаться даже более продуктивным, чем в классе. Например, если нужно отточить определённые операции, связанные с разрушением, демонтажем (актуально для специалистов в сфере строительства), в реальном классе это делать это часто невозможно, а в виртуальном классе, – пожалуйста. Либо, если говорить о транспортной сфере, с помощью симулятора в виртуальном классе можно подключиться к технике, которая территориально находится в другой точке планеты и физически элементарно недоступна для практических занятий, а с ELECTUDE эта задача легко решаема. Так можно, например, передавать компетенции от специалистов завода-изготовителя партнёрам, авторизованным центрам.
Перспективы развития СДО
Возрастает не просто ценность дистанционного формата обучения, а интерес к упорядоченным продуктам для организации дистанционного процесса. Акцент делается не только на то, что возможно реализовать учёбу на расстоянии, но и управляемости процессом обучения, организации образовательного процесса электронными средствами на регулярной основе.
Расширяются и функции. Если сначала их использовали только для передачи знаний, умений, то теперь всё чаще их задействуют для тестирования учащихся, аттестации персонала, адаптации новичков в коллективе. И это считается очень перспективным направлением.
Если сначала речь шла о том, что толковые платформы автоматизируют процесс обучения на расстоянии, то эффективные новые дистанционные системы – это комплексы, которые не просто автоматизируют учебный процесс, но и обеспечивают его полноценную поддержку сразу по нескольким пунктам:
Кому будет полезно внедрить СДО?
Кадровым центрам, кадровым службам
Времена, когда персонал подбирали только на основе устной беседы, психологических тестов давно миновали. Да, психологический портрет соискателя, самооценка кандидата всегда важны для работодателя, но важная и объективная оценка знаний, навыков кандидата как специалиста.
И здесь есть два варианта – или проверять человека непосредственно «в поле» (что далеко не всегда возможно), или комплексно выявлять его компетенции посредством комплексного инструмента тестирования, реальных задач на специализированных тренажёрах.
Учебным центрам при предприятиях
В сферах, которые динамично развиваются, всегда важно постоянное обучение новым технологиям, работе с новыми инструментами. Конечно, можно организовывать занятия в кабинетах. Но для крупного предприятия со множеством филиалов это не всегда удобно. А если предприятие небольшое, на практике сложно собрать персонал в одно время. Ведь кто-то будет вынужден «выпасть» из рабочего процесса. Чтобы организовать развитие персонала, повышение квалификации без отрыва от производства и стоит использовать СДО.
Она выручит в организации тренингов, курсов, причём не обязательно в формате онлайн. Это может быть офлайн формат, когда каждый сотрудник обучается с учетом своего рабочего графика. Владельцы бизнеса могут безболезненно внедрить для всех сотрудников компании единый стандарт.
Частным специалистам, которые стремятся изменить свою жизнь
Как попробовать?
Но прежде, чем делать внедрение, важно учитывать не только это. Обязательно ответьте себе честно: для каких целей она будет использоваться. Вы хотите только наладить процесс донесений знаний или же обязательно важен контроль за знаниями, оценка прогресса. Если вы согласны, чтобы ваша платформа просто была «оболочкой», куда вы будете складывать знания, можете внедрять любую бесплатную программу.
Если же нужна платформа с качественным учебным контентом, полноценным инструментом тестирования, встроенными симуляторами, чтобы обучать и обучаться практическим навыкам выбирайте варианты среди коммерческих платформ. Впрочем, бесплатное тестирование нередко возможно и при использовании коммерческих платформ тоже. Для этого на сайте её разработчика, дилера, партнёра может размещаться ссылка на демо-доступ. Вот, кстати, и анонсированный приятный бонус. Это доступ к платформе ELECTUDE.
При тестировании платформы обратите, пожалуйста, внимание, насколько вам удобен интерфейс, комфортно ли работать с платформой с разных устройств, сложно ли самостоятельно осуществлять администрирование, какие возможности для работы с отдельными группами, созданием и работой с персонализированными учебными материалами.
Если платформа приобретается для компании, то изучите, можно ли её кастомизировать – адаптировать под корпоративные требования.
Удачного вам выбора платформы и эффективного учебного процесса!
Что такое электронная система дистанционного обучения (СДО)?
Электронная система дистанционного обучения (СДО) — это интернет-платформа, в которой можно дистанционно обучать сотрудников: назначать видеоуроки, книги и курсы, тестировать и следить за успеваемостью. Онлайн-формат в этом случае дает дополнительные возможности — быстро охватить обучением сотни сотрудников, хранить гигабайты учебных материалов, применять в обучении интерактивные игры и тесты. В этой статье разберем, как работает СДО, кому подходит и какие задачи решает.
Схема работы в Системе Дистанционного Обучения
Понять что такое СДО (SDO) вы можете на примере iSpring Learn. Для знакомства с платформой вам достаточно пары минут. Чтобы попасть в iSpring Learn, перейдите по ссылке→.
Примером самой популярной системы электронного обучения является Moodle.
Для чего нужна СДО
С помощью СДО удобно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как студенты или сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары. Все материалы хранятся в одном месте, как и история обучения каждого студента: легко посмотреть, какие курсы он прошел, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории – студент может учиться в любом месте и в любое время. В СДО преподаватели и руководители управляют учебной нагрузкой, проводят курсы и онлайн-семинары, хранят результаты обучения и отслеживают успеваемость студентов.
Что такое система электронного обучения и чем она отличается от СДО
Система электронного обучения — это та же СДО, но без возможности удаленного обучения. Доступ к ней вы можете получить только в офисе компании или университете.
Немного истории
Первая система электронного обучения появилась в 1960 году в Университете Иллинойса (США). Изначально СДО использовались только внутри организации и устанавливались на сервер; сейчас типичная система – это веб-сервис, который помогает учиться и обучать 24 часа в сутки.
Год | Событие | Описание |
---|---|---|
1960 | Первая СДО | Первая дистанционная система обучения называлась PLATO (Programmed Logic for Automated Teaching Operations). Это была первая компьютерная система обучения с онлайн-сообществом. Сначала PLATO использовали только студенты университета Иллинойса, а позднее систему стали применять во всем мире. |
2002 | СДО Moodle | Появилась первая СДО с открытым исходным кодом — Moodle. Эта система получила мировую известность. Вузы и компании используют Moodle для онлайн-обучения студентов и сотрудников. |
2004 | Стандарт SCORM 2004 | SCORM (англ. Shareable Content Object Reference Model) – сборник стандартов для СДО, который обеспечивает совместимость компонентов курсов с разными системами. SCORM 2004 до сих пор используют многие современные СДО. |
2012 | Облачные СДО | Благодаря облачным технологиям вузы и компании загружают учебные курсы и тесты в интернет, не устанавливая дополнительные программы, а студенты и сотрудники получают знания в любой точке мира. |
Современные СДО могут в разы больше, чем их предшественники 20-летней давности. Сейчас при помощи платформ для обучения можно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары.
Все материалы хранятся в одном месте, как и история обучения каждого сотрудника: легко посмотреть, какие курсы он прошел, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории — учиться можно в любом месте, в любое время и с любого устройства.
Преимущества СДО перед офлайн-обучением
Системы дистанционного обучения используют преподаватели школ и университетов, репетиторы, бизнес-тренеры, специалисты по корпоративному обучению и HR-менеджеры. Формат быстро набрал популярность из-за того, что СДО предлагает возможности, которых нет у офлайн-обучения. Например:
Запуск обучения за один день. Большинство современных СДО работают через интернет. Вам не нужно устанавливать систему на сервер, достаточно зарегистрироваться на сайте, после чего вы сразу можете создать курс и назначить ученикам.
Автоматизация обучения. Система сделает за вас всю скучную часть работы: назначит курсы сотрудникам, напомнит о дедлайне, продлит срок обучения и составит отчет. В некоторых СДО вы можете автоматизировать ежегодное переобучение и аттестацию. К примеру, СДО iSpring Learn в назначенный срок автоматически назначит сотрудникам курс, проверит результаты и выдаст сертификат о подтверждении квалификации.
Обучение большого количества людей одновременно. Вы можете обучать целые отделы и филиалы. СДО сама проверит результаты тестов и покажет успеваемость каждого сотрудника.
Индивидуализация обучения. Вы можете разработать планы развития под каждую должность, чтобы качественно обучать команду. К примеру, это может быть вводное обучение для стажеров или план развития продавцов. Сроки, этапы и продолжительность траектории вы определяете сами.
Обучение на ходу и вне работы. Сотрудники не привязаны к компьютеру. Они могут проходить курсы из дома — с телефона или планшета. Некоторые СДО работают без доступа в интернет — курсы можно пройти в метро или на даче.
Создание единой базы данных. Документы, инструкции, видео, курсы и презентации доступны с любого гаджета 24/7. Ваши сотрудники могут зайти в систему в удобное для себя время, найти нужный документ и освежить знания.
Возможность сделать обучение интереснее. В СДО встроена геймификация: за пройденные курсы сотрудники получают звания и баллы, соревнуются друг с другом за первые места в турнирной таблице. Это помогает вовлечь в обучение и быстрее освоить новую тему.
Сокращение расходов на развитие команды. Не нужно оплачивать билеты на самолет, командировочные и гостиницу тренерам.
Кому подходит СДО
В России и за рубежом системы дистанционного обучения используют преподаватели школ и университетов, репетиторы, создатели онлайн-курсов и бизнес-тренеры, специалисты по корпоративному обучению, HR-эксперты.