Синдром маугли что это
Девочка-волк и мальчик-курица: 6 историй детей, воспитанных животными
Термин «синдром Маугли» применяется по отношению к детям, которые были воспитаны животными. Большинство из них не умеют говорить, они ходят на четвереньках, не владеют элементарными бытовыми навыками: еда ложкой, использование одежды, гигиена. Таким детям нужна серьезная адаптация, но не все проходят ее успешно. Мы собрали несколько историй о детях-маугли — и о том, как сложилась их судьба после возвращения к людям.
Мальчик-птица
2008 год
Когда в 2008 году социальные работники обнаружили Ваню, ему было семь лет. К тому моменту ребёнок ни разу в жизни не покидал стен крохотной квартиры в Волгограде. Он не знал о существовании большого мира, потому что никогда не был даже на улице. А единственными его товарищами по общению были два длиннохвостых попугая, один кролик и несколько рыбок в аквариуме.
Когда органы опеки забирали Ваню из квартиры, он вел себя так, слово его руки — это крылья. От волнения он широко расправлял плечи и начинал активно махать кистями, как это делают птицы.
Во время судебных разбирательств мать мальчика-птицы говорила, что не видит особенностей развития у сына. Но довольно быстро подписала отказ от ребёнка. Все происходящее с сыном она списала на стресс, который семья пережила из-за гибели родителей матери.
Сейчас Ване 19 лет. Он очень любит ухаживать за птицами. За его состоянием всё еще наблюдает специалисты. Больше о судьбе юноши ничего не известно.
Девочка без имени
1959 год
Когда этой девочке было всего четыре года, её похитили. Неизвестные украли ребенка из семьи, а потом просто бросили в колумбийских джунглях.
Маленькой девочке сложно было выбраться из дикого леса, ребёнок какое-то время скитался в одиночестве, но вскоре прибился к стае обезьян — и это спасло девочку от гибели.
Со временем девочка не только забыла свое имя, но и потеряла человеческие навыки. Приматы стали для нее новой семьей. Они научили ребёнка передвигаться на четвереньках, лазить по деревьям, отличать съедобные коренья от опасных, собирать ягоды.
Когда девочку случайно обнаружили охотники, ей было примерно десять лет. Люди забрали ребёнка с собой в цивилизацию, но, как стало известно позднее, сделали это не ради благих целей, а чтобы продать в публичный дом. Им это удалось — правда, девочка быстро сбежала из сексуального рабства, но через какое-то время попала в другое. С улицы, где она ночевала, люди забрали ее в дом — работать бесплатной прислугой.
Индейцы, разведчики и бобры. Как появилось движение скаутов, которое покорило мир
Казалось, что у этой истории просто не может быть счастливого финала, но ребёнка без имени заметил мужчина, который проживал по соседству с рабовладельцами. Он долго наблюдал за девочкой, выяснял все обстоятельства ее появления в доме. Когда стало понятно, что ребенок живет там в качестве рабыни, сосед спас девочку — и отправил на проживание в другой город к своей семье.
Так у девочки началась новая жизнь. Её назвали Мариной, помогли адаптироваться к человеческой жизни, в подростковом возрасте Марина стала подрабатывать домработницей, а повзрослев, уехала в Великобританию.
Там она живет до сих пор. Известно, что у неё есть муж и несколько детей. О своем детстве Марина написала книгу «Девочка без имени», и есть информация, что к публикации готовится продолжение — об истории всей ее жизни.
Ребёнок сторожевого сибирского пса
2004 год
Андрей родился в Алтайском крае. Его мать занималась бродяжничеством, а отец был безработным алкоголиком. Но у отца был дом — ребенка решено было оставить там. Разумеется, воспитанием и развитием Андрея никто не занимался — мальчик никогда не контактировал с другими детьми, а единственным его другом был большой сторожевой пес.
Когда Андрею было всего 7 лет, отец ушел из дома и больше не возвращался. В небольшом доме в Змеиногорском районе Алтайского края ребёнок остался вместе с собакой — и какое-то время они прожили вдвоем. Сторожевой пёс находил мальчику еду, вылизывал его кожу, играл с ним.
По словам социальных работников, когда мальчика передали в приют, он не умел разговаривать, вел себя довольно агрессивно и повторял собачьи повадки — бросался на людей, все обнюхивал, лаял, кусался. Другие дети обходили его стороной.
Судьба Андрея на сегодняшний день неизвестна. В последних сводках новостей говорится, что мальчик сумел частично социализироваться: стал контактировать с детьми, научился общаться жестами и играть в мяч.
Девочка-волк
1845 год
Эта одна из самых неоднозначных историй о детях-маугли: до сих пор неизвестно, что в ней правда, а что — городская легенда.
В 1845 году на окраине крупного города Сан-Фелипе в Мексике жители заметили стаю волков, которые охотились на пасущихся коз. Издалека было видно, что один из хищников сильно отличался от собратьев. Присмотревшись получше, жители заметили ребенка, который наравне с хищными животными пытался поймать добычу. Маленькая девочка умело бегала на четвереньках, рычала и скалилась. Когда люди предприняли попытку приблизиться к животным, стая разбежалась. Но девочка еще несколько раз попадалась на глаза местным жителям.
10 документальных фильмов о животных — и о людях, которые их окружают
Через год ребёнка удалось поймать. Людей удивило, что ногти девочки были сточены в когти, как у зверей, а зубы — в острые клыки. Она не умела разговаривать и постоянно выла. Но помочь ребенку люди не успели: неизвестно, как это вышло, но девочке удалось сбежать.
С тех пор мексиканцы еще несколько лет случайно встречали одичавшую девочку, а потом уже девушку. Она охотилась на животных в пригороде и ела сырое мясо.
Девушку, выросшую в стае хищников, прозвали Лобо (так называется подвид маленького серого волка в Северной Америке).
Как сложилась судьба Лобо, неизвестно. По легенде, в последний раз девушку видели в компании двух маленьких волчат. Предположительно, она возглавила стаю.
Мальчик-курица
1978 год
Суджит родился в бедной неблагополучной семье на одном из островов Фиджи. Его родителей мало интересовало воспитание и развитие ребёнка, поэтому они ежедневно запирали его в курятнике вместе с домашними птицами. Там мальчик проводил все свое свободное время — спал, ел, играл.
Официально неизвестно, когда это произошло, но родители мальчика скончались. Опекуном ребенка стал дедушка, который решил вообще не выпускать Суджита из курятника.
Органы опеки узнали о существовании мальчика, когда местные жители обнаружили его на дороге. Ребенку было восемь лет, он махал руками, как крыльями, и громко кудахтал.
Мальчика отвезли в реабилитационный центр, но он еще долгое время вел себя как птица: всегда держал пальцы согнутыми, постоянно щелкал языком, употреблял пищу только в холодном виде без помощи рук — буквально клевал еду, сидя при этом на корточках.
Адаптация ребёнка проходила медленно и почти безуспешно. Из-за агрессивного поведения он провел более 20 лет своей жизни в спецучреждении, а затем был взят под опеку.
Воспитанник бродячих котов
2008 год
Об этой истории мало открытых данных, но это не делает ее менее удивительной. В аргентинской провинции Мисьонес в 2008 году родители отказались от младенца, оставив его на улице в сточной канаве. И каким-то образом ребенка смогли выходить бродячие коты. Известно, что 8 кошек ухаживали за ребёнком, как за своим котенком: кормили его, поили и согревали в холодные зимние дни.
Когда работники полиции обнаружили младенца, кошки долгие время не подпускали их к ребенку. Они шипели и вели себя довольно агрессивно.
Офицер Алисия Лорена в нескольких интервью вспоминала: «На ребёнке сидели все эти кошки, которые вылизывали его, потому что младенец был очень грязным». Через пару дней после обнаружения ребенка полиции удалось найти его отца. Им оказался бездомный, который утверждал, что не бросал сына. Он говорил, что отвернулся на пару минут, чтобы собрать картон, а когда закончил — мальчик исчез. Информации о том, как сложилась судьба ребенка, в открытых источниках нет.
По материалам Dailymail, the project «Wild children», Livejournal
Синдром Маугли
Синдром Маугли – совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции. Отсутствие опыта общения, человеческих отношений формирует выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального, личностного развития. Движения, поведение детей схожи с активностью животных: передвигаются на четырех конечностях, ловко прыгают. Вместо речи – звукоподражание. Эмоциональные реакции примитивны, отражают гнев, страх, удовольствие. Диагностика психопатологических отклонений проводится методом наблюдения. Лечение основано на развивающих и коррекционных занятиях, реабилитации.
Общие сведения
Название синдром получил благодаря сборнику рассказов Д. Р. Киплинга «Книга джунглей». Главный герой по имени Маугли с ранних лет воспитывался волками в джунглях. Автор приписывает ему относительно развитый интеллект, физические навыки людей (прямохождение, использование орудий), дифференцированные социальные эмоции и чувства. В отличие от героя книги, реальные дети перенимают поведение животных и значительно отстают в развитии интеллекта. Синонимичные названия синдрома Маугли – одичавшие, дикие, феральные дети. В России общественной изоляции чаще подвержены дети алкоголизировавшихся и психически больных родителей.
Причины синдрома Маугли
Вопрос о причинах абсолютной социальной изолированности детей продолжает исследоваться. Когда развитие протекает в дикой природе, невозможно определить условия, при которых ребенок оказался среди животных. При искусственно созданной изоляции удается установить контакт с матерью и/или отцом. Предположительно причинами синдрома Маугли становятся:
Патогенез
В психическом развитии ребенка существуют сенситивные периоды – временные интервалы, характеризующиеся оптимальным сочетанием внутренних условий для развития определенных психических процессов. Психика становится максимально чувствительной к внешним социальным воздействиям, способствующим формированию произвольности памяти, мышления, внимания, освоению речи, различных форм деятельности. При дефицитарности развивающей среды возникает задержка психических функций.
Синдром Маугли – результат тотальной социально-психологической депривации в сензитивные периоды развития. Недостаток общения, воспитания, любви и других форм человеческого взаимодействия приводит к выраженному интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому дефекту. Педагогические, воспитательные, коррекционные воздействия, осуществляемые после завершения сенситивных периодов, оказываются малоэффективными. Базовые психические функции развиваются до 5 лет, поэтому чем меньше возраст, в котором малыш оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект.
Классификация
Типология синдрома пока окончательно не разработана. Недостаточное количество эмпирических данных, устаревшие методы исследования большинства случаев (XIX, начало и середина XX века) не позволяют произвести классификацию по клиническим проявлениям, характеру течения, патогенетическим механизмам. С середины прошлого столетия как разновидность синдрома Маугли стали рассматривать синдром Каспара Хаузера, названного в честь имени мальчика, находившегося в заточении с раннего возраста. В настоящее время пациенты подразделяются на две группы:
Симптомы синдрома Маугли
Длительное нахождение в изоляции отражается на всех сферах психики – на интеллектуальном развитии, эмоциональном реагировании, поведении. Уровень когнитивного дефицита сопоставим с тяжелой умственной отсталостью. «Дети джунглей» не владеют речью, абстрактным образным и логическим мышлением. Все функции психики реализуются на наглядном, конкретном уровне: доступно освоение простых орудий, манипулятивные (реже предметные) действия, образное запоминание. Речь заменена звукоподражанием, дети имитируют вой, лай, скуление, хрюканье, шипение.
Отсутствует способность к прямохождению, передвижение осуществляется на четырех конечностях – ползанье, прыжки. Дети не могут устанавливать и поддерживать контакты с людьми, при их приближении демонстрируют испуг или ярость – забиваются в угол, скулят, рычат, оскаливаются, кусают, хватают за волосы, царапаются. Эмоции ярко выраженные, примитивные, обусловленные инстинктом выживания – страх, гнев. Зачастую «маугли» не умеют улыбаться, удовольствие проявляется гримасой с искривлением рта. Дети идентифицируют себя с животными, иногда проявляют любовь к представителям «родного» вида.
Изменены особенности физического развития, сенсорной чувствительности. Кости скелета (особенно конечностей) деформированы, чувствительность к температурным, болевым воздействиям снижена, хорошо развиты слух, зрение, обоняние. Не установлены суточные ритмы, сон преобладает днем или хаотично распределяется в течение суток. Привычным рационом являются ягоды, фрукты, орехи, сырое мясо. Навык использования столовых приборов, предметов обихода отсутствует. Дети едят руками, отказываются от ложки и вилки, сопротивляются проведению гигиенических процедур, использованию одежды.
Осложнения
Диагностика
Диагностика синдрома Маугли выполняется врачом-психиатром, неврологом. Значимым условием постановки диагноза является факт полной длительной изоляции от социума. К данным обследования добавляется информация от родителей, людей, нашедших ребенка и ухаживающих за ним в настоящий момент. Используются физикальные и клинические методы:
Лечение синдрома Маугли
Методы лечения остаются предметом исследований. Основное направление – психолого-педагогическая коррекция. Используются техники, применяемые для работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость. Доказана эффективность поведенческих методов обучения, основанных на простой цепочке «стимул-реакция-подкрепление или наказание». Выученные поведенческие шаблоны – бытовые, коммуникативные навыки – позволяют минимально адаптировать ребенка к социуму. Общая схема терапевтических и педагогических мероприятий включает:
Прогноз и профилактика
Прогноз синдрома Маугли определяется длительностью периода развития вне социума и возрастом, до которого ребенок находился в нормальных условиях. Общая тенденция такова, что тем позже началась изоляция и чем менее продолжительной она была, тем лучше происходит адаптация, легче развивается речь и социальные навыки. Специфические профилактические меры отсутствуют. Снизить распространенность случаев принудительного заключения представляется возможным через усиление контроля социальных служб за неблагополучными семьями, в которых родители страдают психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией.
Необратимость сенситивного периода: дети-Маугли
Что такое сенситивные периоды?
Сегодня классическая психология развития выделяет научно обоснованные сенситивные периоды, наиболее благоприятные для обучения базовым жизненным навыкам. Почему они считаются столь благоприятными? Потому что в определенные периоды в самом физиологическом и психическом процессе развития заложен максимальный потенциал для усвоения тех или иных навыков – это связано с темпом, ритмом жизни, формированием базовых систем жизнедеятельности. Термин «сенситивный период» ввел в научный обиход Л. С. Выготский. Речь идет о качественных изменениях, после которых человек уже выступает в новой психической и физической ипостаси, встав на новый уровень развития.
И если упустить данный самой природой шанс обучения, то процессы развития могут исказиться или вообще стать необратимыми, проходить с невосполнимыми потерями. Рассмотрим основные сенситивные периоды в развитии человека.
Сенситивные периоды для речевой деятельности
- наработка лексического запаса, развитие мелкой моторики (от полутора до 3 лет); освоение букв (3-4 года), формирование осмысленной речи; проявление заинтересованности музыкой, математикой (от 4 до 5 лет), формирование представлений о размерах, цветах, конфигурации объектов; активное социальное взаимодействие (от 5 до 6 лет); взлет способности к речевой активности (от 8 до 9 лет).
Потребность в стабильности
Для ребенка очень важна предсказуемость каждого дня в раннем возрасте: определенные ритуалы пробуждения, режим приема пищи, прогулка, игры, ритуалы отхода ко сну. С этими фазами дневной активности связано первичное представление о мире, и если он стабилен, предсказуем – значит, безопасен, и тогда базовое доверие ребенка к миру не претерпевает излишних испытаний.
Стабильность – это, в том числе, когда мама читает много раз одну и ту же любимую сказку, в которой все события уже известны, это последовательность взрослых, их умение и способность сдерживать обещания, установление правил семьи («В нашей семье не плюют на пол», «В нашей семье можно злиться» и т. п.). Сенситивный период для формирования ощущения стабильности – до 3 лет.
Сенсорное развитие
Сенсорика является базой для мыслительной деятельности, накопления лексического запаса, обучения точным и гуманитарным наукам и формирования эстетического вкуса. Поэтому чувственный опыт – важная сторона развития личности, и сенситивный период для формирования этого опыта – первые 5 лет. Именно в это время особенно продуктивны манипуляции ребенка с предметами малых форм, различных конфигураций, цветов, объема.
Двигательная активность
Наиболее благоприятный период для проявления двигательной активности – от момента самостоятельного хождения (примерно с 1 года) до 4-летнего возраста. В это время мыслительная деятельность формируется в тесной связи с физическими активными действиями. С развитием двигательной активности связано и представление о самостоятельности ребенка – умении соблюдать нормы этикета, управляться с одеждой и обувью, манипулировать важными предметами.
Сенситивный период первичной социализации
Это время от 2 до 6 лет. Ребенок погружается в культуру общения, общую культуру, принятую в его семье, усваивает продуктивные нормы взаимодействия, в том числе, обучается умению выражать и переживать эмоции, ориентируясь на родительскую модель. Важной становится «обратная связь», которую он получает от ровесников и родителей, умение дружить, сопереживать, помогать и просить о помощи и т. д.
Почему сенситивные периоды признаны психологами безвозвратно уходящими в ходе развития личности?
Сенситивный период – это время наибольшей восприимчивости к освоению важных навыков, как уже говорилось выше. И если никакого обучения не происходило, овладеть навыками ребенку либо будет очень сложно, либо и вовсе невозможно. Это подтверждают истории о детях-Маугли, первый доклад о которых был сделан в научном сообществе Итаром. К примеру, если с ребенком никто не разговаривает до 1 года, то научиться говорить ему будет сложно, и в полной мере он уже никогда не овладеет этим навыком. Более того, и эмоциональная сфера тоже тесно связана с проявлениями чувств значимого взрослого по отношению к ребенку. Сегодня известно множество историй детей-сирот, которые испытали сильнейший дефицит ласки, заботы и любви и потому сами не научились переживать и выражать эти чувства. Как считал Эриксон, до 1 года формируется базовое доверие к жизни, и если эта жизнь сурова к ребенку, если его потребности не удовлетворяются, а эмоции не переживаются во всей полноте, доверия к окружающему миру нет, и сформировать его впоследствии искусственно вообще невозможно.
Упустив сенситивные периоды развития, дети-Маугли (те, которые по каким-то причинам были изъяты из человеческой среды и воспитывались животными) не смогут стать полностью социализированными без искреннего многолетнего участия в них. Кроме того, важным в этом отношении оказывается и фактор наследственности, и срок нахождения вне человеческого окружения. Сегодня существует множество подлинных историй о том, как животные (волки, собаки, обезьяны) практически спасали жизнь человеческим детенышам, обучая их жизненно важным навыкам выживания в животном, диком мире. При этом психические процессы у многих таких оказались необратимо искаженными, без возможности восстановления. Именно поэтому такие случаи обозначены в современной психологии и медицине как «синдром Маугли».
Что такое «синдром Маугли»?
Это комплекс признаков, демонстрируемых индивидом, который развивался и воспитывался вне социума. Как это проявляется? В превалировании инстинктивных проявлений, в замкнутости, неумении говорить либо искажении речи, хождении на четвереньках, отсутствии понятия об этикете, полном отсутствии социализации, устойчивости здоровья, психических отклонениях, фактически неизбежных при таких условиях воспитания, определенных физических особенностях (к примеру, у девочки, длительное время жившей в среде обезьян, было выявлено чрезмерное развитие пальцев рук, вследствие того, что передвигаться пришлось по деревьям). Поскольку человек – это сложная система, то и проявления синдрома Маугли будут квалифицироваться по-разному различными специалистами.
От чего зависит возможность избавления от синдрома Маугли?
Полного избавления от этого комплекса признаков, скорее всего, не произойдет даже в самых благоприятных условиях: слишком многое было утеряно в процессе развития вне социума. Для психологов подобные случаи еще раз подтвердили правомерность тезиса об исключительной важности социализации для развития и становления личности.
Здесь важно подходить к вопросу индивидуально: прежде всего, важен срок пребывания в дикой природе и генетически обусловленные факторы.
Если ребенку-Маугли более 13 лет, то есть, миновал период наибольшей психической гибкости, то поможет только дрессура в процессе выработки важных социальных навыков, и то – их освоения не произойдет полностью. Но станет ли такой индивид личностью – вопрос сложный, ответ на который подразумевается отрицательный. Полноценной личностью ему уже не стать, он так и останется наполовину животным, наполовину человеком – базовые психические процессы формирования завершены, периоды сенситивности оказались не использованными.
Если младенец попадает в сообщество животных, передвигающихся на четырех лапах, то к году он осваивает именно этот навык, и впоследствии обучить его прямохождению невозможно. Судьба «спасенных» детей-Маугли оказывается плачевной в человеческом мире: бывали случаи, когда им удалось выжить и слегка адаптироваться, но есть также истории о том, как после изъятия из привычного мира такие дети умирали, так и не освоив человеческих навыков.
Каков вывод?
Ничто не дается человеку просто так, и чтобы развиваться полноценно, нужно максимально задействовать все рецепторы восприятия, стимулировать мыслительную, физическую и эмоциональную активность. И самое главное – жить в обществе себе подобных, усваивая продуктивные модели поведения и реагирования. Человек не способен реализовать весь свой потенциал без общества.
Литература:
Автор: Павловская Гражина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Дети с синдромом Маугли – болезнь общества или беспечных родителей
Случай с москвичкой Любой Гаращенко, запертой матерью в захламленной квартире, заставил вспомнить о детях-маугли, которые, увы, не являются пережитком прошлого. Одичавшие малыши, живущие по неписаным законам животного мира, будут существовать до тех пор, пока есть взрослая безответственность.
Кто бы мог подумать, что рассказ Редьярда Киплинга о Маугли — ребенке, воспитанном волками, — получит продолжение в наши дни. Некоторые взрослые настолько беспечны и безответственны, что не задумываются о безопасности беспомощных малышей, бросая их на произвол судьбы: оставляют одних в квартире, без еды и питья. Не все выживают, а те, кому удается спастись, вряд ли забудут об этом кошмаре. В медицине существует термин — «синдром Маугли». Это не врожденное явление: его приобретают дети, которые с ранних лет предоставлены самим себе и изолированы от общества. О них и пойдет речь.
ЛЮБА ГАРАЩЕНКО, ПЯТЬ ЛЕТ
История пятилетней Любы, жительницы столичной многоэтажки на Ленинградском шоссе, всколыхнула общественность. Девочка была желанным ребенком, но потом с ее матерью что-то случилось: Ирина Гаращенко не боялась оставлять беспомощного ребенка одного на несколько дней в жутком беспорядке. Сама Ирина, в одиночку воспитывающая Любу, всегда выглядела опрятно, к соседям относилась дружелюбно, поэтому не вызывала у окружающих каких-либо подозрений.
Девочку спасли — соседи услышали непрекращающийся плач Любы, — вызвали полицию и сотрудников МЧС. По словам очевидцев, она находилась в плачевном состоянии: изнывала от жажды и голода, в детскую шею впилась резинка для волос, а одежда была грязной.
Любаше повезло, теперь она в безопасности. «У малышки не было и нет анорексии, как предполагалось. Да, в первый день она жадно ела все, что ей приносили, но как такового обезвоживания и истощения нет», — рассказала сотрудница детской городской больницы имени Башляевой, где сейчас пребывает Люба.
Девочка простужена, у нее гнойный отит, однако организм малышки работает нормально. Специалисты строят радужные прогнозы: у Любаши есть все шансы догнать сверстников по развитию. И еще одна хорошая новость: Люба, которую еще недавно называли «маугли», заговорила. Горе-мамаша под следствием, на нее заведено уголовное дело о покушении на убийство, ей грозит лишение родительских прав.
На допросе у Гаращенко взыграл материнский инстикт, о котором до этого, похоже, не было и речь. Женщина начала выражать обеспокоенность за дочь, интересоваться ее самочувствием. Ирина неумело оправдывалась, утверждая, что в ее отсутствие за Любашей присматривала няня, но в тот день она якобы отлучилась. «Мы с близким другом собирались разменять квартиру на две — одну оформить на дочку, а во второй собирались жить сами», — так Гаращенко объяснила жуткий беспорядок в трехкомнатном жилье.
В феврале 2009-го в одном из домов Ленинского района столицы Башкортостана перед очевидцами предстала странная картина: трехлетняя девочка по имени Мадина передвигалась на четвереньках и жадно грызла кость. Рядом с ней находился пес, — стоило животному чуть ближе подобраться к малышке, как та, словно дикий зверек, начинала отстаивать свой «обед». В это время мать преспокойно сидела за столом и ела из тарелки.
Когда Мадину забрали в больницу, родительница расплакалась и стала возмущаться, почему с ней так поступили, ведь она якобы хорошо заботилась о ребенке. Выяснилось, что женщина, растившая дочь в одиночку, часто выпивала, срывалась на дочери. Опасаясь гнева матери, Мадина в страхе убегала на улицу. Сверстники сторонились девочку, потому что та толком не говорила и постоянно лезла в драку. Тогда лучшими друзьями малышки стали дворовые псы.
В ходе обследования выяснилось, что физическое здоровье у Мадины в полном порядке, зато психическое состояние девочки вызывало у специалистов опасение. Малышку поместили в специальный реабилитационный центр.
ВИТЯ КОЗЛОВЦЕВ, ШЕСТЬ ЛЕТ
Юного жителя Подольска Витю Козловцева воспитали не заботливые родители, а дворняга. К шести годам Витя умел ходить только на четвереньках, скулил и рычал. Мальчика-собаку обнаружили случайно: в детской поликлинике врач обратила внимание на амбулаторную карту Козловцева, последняя запись в которой датировалась 2001 годом. Решила проверить, почему мать не водит ребенка на осмотр. Несколько раз являлась по адресу, но тщетно: дверь никто не открывал, а за стеной слышался лишь лай. Педиатр обратилась в правоохранительные органы.
Ободранные обои, экскременты, валяющиеся по всей квартире, мусор, — вот что обнаружили очевидцы, взломав дверь. В коридоре стояли две больших миски, куда бросали еду собаке и Вите. Ребенок спал не в уютной кроватке, а на подстилке. В той же квартире жила и мама ребенка Венера Козловцева. Женщина работала уборщицей на одном из предприятий, не пила.
«А что такого, я ребенка нормально воспитывала!» — недоумевала она, когда ее лишали родительских прав. Витин отец проживал в этом же доме и платил алименты. «Я несколько раз пытался навестить сына, — оправдывался он, — но бывшая супруга не пускала даже на порог. Она с кулаками и такой площадной бранью обрушивалась на меня и мою маму, что мы решили не вмешиваться».
Все изменилось, когда Витя попал в семейный детский дом. По словам директора учреждения, самым сложным был первый месяц. Витя боялся света, дрожал, услышав звук воды, капающей из крана, не умел пользоваться столовыми приборами. У него были серьезные проблемы с позвоночником, — сказались годы хождения на четвереньках. Он мог часами лежать на одном месте, а ночью прислушивался к каждому шороху. Мальчик долго не мог понять, зачем нужно ходить в туалет, поэтому до восьми лет ему надевали подгузники.
Но любовь и ласка посторонних людей сделали свое дело. Витя научился разговаривать (никого не удивило то, что первыми он произнес слова «алкоголь», «истеричка», «ПХМЗ» — именно на этом заводе работала его мать), стал понемногу осваивать буквы.
НАТАША МИХАЙЛОВА, ПЯТЬ ЛЕТ
Если некоторые дети в пятилетнем возрасте уже умеют читать, то Наташа Михайлова из Читы только хорошо лаяла и мяукала. Более двух лет она жила в квартире вместе с четвероногими и вела аналогичный образ жизни: ела с животными из одной миски, ползала на четвереньках.
Примечательно, что вместе с одичавшей Наташей проживали родственники, которым не было дела до девочки. Отец малышки не смог объяснить, почему так относился к ребенку. «Ее мне добровольно отдала бабушка моей бывшей жены Яны Михайловой. Яна оставила ей дочку, а сама была неизвестно где…» — признавался мужчина.
Показания матери девочки этому противоречили. Яна утверждала, что отец буквально выкрал у нее ребенка и не давал видеться с ним. О положении Наташи женщина якобы узнала из репортажа по местному телевидению. Однако Михайловой-старшей мало кто верил: предполагалось, что она попросту забыла о ребенке.
ВАНЯ ПАВЛОВ, ШЕСТЬ ЛЕТ
В 2008-ом в Волгограде нашли шестилетнего мальчика, разговаривающего на птичьем языке. «Маугли» заинтересовались даже британские журналисты. Ваню Павлова (имя и фамилия изменены), который должен был готовиться к поступлению в начальную школу, забрали у нерадивой матери. Она предпочитала общаться не с сыном, а пернатыми: двухкомнатная квартира была заставлена клетками с птицами, всюду царил жуткий беспорядок. «Мы пытались поговорить с Ваней, но в ответ он только чирикал», — с ужасом вспоминала социальный работник.
Женщина всячески отрицала, что ее ребенок отстает в развитии. «Да, у него есть некоторые проблемы с речью, только и всего, — говорила она — Мне сделали замечание, что в доме нет занавесок. Но мы с Ваней живем одни, кто же повесит нам карнизы?! Заявляли, что Ваня слишком худой, потому что я его не кормлю? Что за чушь! Сын всегда накормлен, одет и обут». Основной причиной всех проблем горе-мамаша назвала стресс, который пришлось пережить ей и малышу: из семьи ушел отец, практически в то же время умерли дедушка и бабушка мальчика.
ОКСАНА МАЛАЯ, ВОСЕМЬ ЛЕТ
Оксана росла в многодетной семье. Мать с отцом беспробудно пили, так что им было не до малышей. До восьми лет Малая жила в сарае без любви и ласки родителей. Единственным другом девочки стала собака. В 1992-ом Оксану забрали у горе-родителей и поместили в детский дом.
Стоит ли говорить о том, что Малая вела себя как дикий щенок: лаяла, скулила, пыталась укусить тех, кто едва приближался к ней. Но жизнь среди неравнодушных людей сделала свое дело: Оксана научилась говорить, вести себя в обществе. С 2001 года она жила и работала в Барабойском доме-интернате, где заботилась о домашней скотине.
МАРИНА ЧАПМАН
В Колумбии в 50-х годах похищение и торговля детьми были прибыльным бизнесом. В руки злоумышленников попала и Марина Чапман — девочка из вполне благополучной семьи играла во дворе, неожиданно ее схватили незнакомцы и увезли далеко от дома. По неизвестным причинам похитители бросили беспомощное дитя в джунглях. От неминуемой смерти малышку спасли обезьяны.
«Они, видимо, решили, что я не представляю опасности, и все захотели потрогать меня, чтобы познакомиться поближе, — рассказывала позже пострадавшая. — Они издавали звуки, словно переговаривались друг с другом, подбадривали друг друга и смеялись. Ко мне подошло сразу несколько обезьян, которые начали меня толкать, дергать мое грязное платье и копаться в волосах».
Марине ничего не оставалось, как влиться в обезьянью стаю. «У меня было огромное желание говорить и общаться, — продолжала она. — Я начала воспроизводить звуки, которые издавали обезьяны, для развлечения и чтобы слышать свой голос. Одна или несколько обезьян сразу отреагировали на то, что я «сказала», и у нас завязалась «беседа». Я очень обрадовалась. Это означало, что обезьяны обратили на меня внимание. Я стала имитировать производимые животными звуки, стараясь делать это максимально похоже на то, как «говорят» они».
Чапман жила с обезьянами пять лет, но не теряла надежды вернуться в цивилизованный мир. Желание девочки исполнилось, но все вышло не так, как она себе представляла: Марину поймали браконьеры и продали в бордель. Чапман была слишком мала, чтобы обслуживать клиентов, поэтому ее оставили в качестве служанки. Позже девочка стала работать в семье криминального авторитета: здесь над ней издевались, жестоко избивали. Благо, на пути Чапман попалась сердобольная женщина, которая, рискуя жизнью, помогла девочке сбежать из этого ада.
Сегодня Марина живет в Великобритании. Она вышла замуж, родила детей. Чапман работает шеф-поваром. Прошлое в джунглях дает знать себе: женщина ловко лазает по деревьям, уверенно ползает на четвереньках.