Синдром кувад у мужчин что это
Синдром кувад или «беременность» мужчины
Название этого заболевания произошло от французского глагола couver, что означает «высиживать птенцов». Синдром кувад обозначает психогенные и психосоматические нарушения у мужчин во время беременности их жен.
Если мужчина переживает беременность жены, испытывая те же ощущения, что и супруга, — это не любовь, а истерический невроз, который носит название «синдром кувад». Об этом заболевании в интервью «Медицинской газете» рассказал профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского университета Дружбы Народов Валерий Марилов, который в течение 15 лет наблюдает пациентов с подобным расстройством.
— Что такое синдром кувад?
— Используемый в названии заболевания термин произошел от французского глагола couver, что означает «высиживать птенцов». Синдром кувад обозначает совокупность психогенных и психосоматических нарушений у молодых мужчин, имеющих беременных жен. Клиника патологических ощущений молодого мужа соответствует тому, что происходит с его женой, ожидающей ребенка. Если у нее изменяется аппетит, все пищевое поведение, и женщина начинает употреблять малосъедобную пищу, то этим же страдает и ее муж. Он чувствует те же болевые ощущения, которые испытывает жена, например при расхождении тазовых костей.
Эти симптомы сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной раздражительностью, депрессией, внутренним напряжением, бессонницей, капризностью, крайним эгоцентризмом, нетерпимостью, неприятием иных точек зрения на ту или иную проблему. Интересно, что капризность мужчин с синдромом кувад значительно превосходит «ветреность желаний» реально беременных женщин. Чаще всего при таком синдроме имитация дискомфорта беременности относится к пищеварительной системе, хотя вариации в отношении вовлечения того или иного органа могут быть самыми широкими. Неудивительно, что этих мужчин отправляют в инфекционную или хирургическую клинику с подозрением на разные заболевания.
В процессе изучения психосоматических заболеваний желудочно-кишечного тракта мы выявили 9 случаев классического синдрома кувад. Первоначально они ошибочно интерпретировались как гастралгия или синдром раздраженной толстой кишки. Только тщательный целенаправленный анамнез, а также хронологическое совпадение симптоматики у мужчин с соответствующими проявлениями у их беременных жен позволили исключить указанные диагнозы и остановиться на диагнозе синдрома кувад.
— Когда будущий отец замечает у себя проявления этой необычной болезни?
— Как правило, на третьем месяце беременности жены, а своего пика они достигают к девятому месяцу. Когда наступают роды, ощущения у мужчин еще более усугубляются. Иногда же отмечаются два дискретных пика — на третьем и девятом месяце с относительным редуцированием симптоматики между ними. У трети пациентов симптоматика синдрома дебютирует бурно, но к моменту родов может полностью исчезнуть, у трети она исчезает только после рождения ребенка, постепенно пропадая по мере заживления у родильниц разрывов и купирования других послеродовых осложнений. Тяжесть состояния мужчины зависит от того, что он думает о родах жены. Если он представляет их с ужасом, то этот ужас и будет испытывать. Мужчина постоянно звонит в роддом, он не успокоится до тех пор, пока ему не скажут, что все нормально, у его жены родился сын или дочь. После этого боли у папаши тут же прекращаются. У жены роды закончились, у него — тоже!
— Что лежит в основе формирования синдрома кувад?
— Прежде всего, неосознанная тревога за судьбу жены и будущего ребенка и в определенной мере своего рода чувство вины перед супругой. Некоторые психоаналитики считают, что ложная беременность у мужчины часто есть проявление идентификации его со своей матерью для искупления вины перед ней. Синдром кувад также связывают с одноименным ритуалом у некоторых народностей, при котором муж во время родов жены ложится в кровать, отказывается от еды, криками и различными телодвижениями имитирует роды, принимая часть боли на себя. Этим ритуалом нередко пользовались средневековые колдуньи, которые боль жены переносили на мужа, за что довольно часто попадали на костер инквизиции. Что касается антропологического значения подобного ритуала, то здесь интерпретация самая разная — от наличия у мужчин редуцированных женских репродуктивных органов до своеобразной символической борьбы с матриархатом. Синдром кувад был описан несколько столетий назад. По данным зарубежных исследований, 11% мужчин детородного возраста в той или иной степени пережили это состояние во время беременности жены, то есть каждый девятый из будущих отцов имел синдром кувад. Отдельные же симптомы этой патологии встречаются еще чаще. Например, в США выявлен абдоминальный вариант синдрома кувад у 40% обследованных мужчин, имеющих беременных жен.
— Какие мужчины подвержены этому заболеванию?
— Все наблюдавшиеся нами больные были молодыми людьми в возрасте от 21 года до 27 лет, которые состояли в первом браке и ожидали прибавления в семье. Один молодой человек уже имел ребенка, и во время первой беременности жены у него тоже отмечались проявления синдрома кувад. Личность всех наблюдавшихся пациентов была инфантильно-истерического склада с высоким уровнем неотрегулированной тревоги и хорошо отработанным механизмом психологического переноса. Именно поэтому дискомфорт беременности жены переносился в виде симптоматики синдрома кувад на мужа, причем этот перенос подпитывался огромным, но неосознанным чувством вины перед женой. Характерно, что все эти мужчины воспитывались в сугубо матриархальных семьях, где роль отца была сведена только к функции продолжения рода. В семье доминировала и диктовала свою волю властная и решительная мать, своеобразная Кабаниха, не дававшая даже внешней возможности права выбора. В своих оценках тех или иных обстоятельств будущие пациенты всегда были ориентированы только на мать и другие варианты даже не рассматривали. Женились они также по выбору матери, при этом их жены в личностном плане были почти копиями матерей. Поэтому сами больные в семье всегда были на вторых ролях, не допуская даже мысли о возможном лидерстве.
У всех пациентов отмечались те или иные сексуальные расстройства, главным образом в виде преждевременного семяизвержения, что вызывало у них определенный комплекс неполноценности. У одного молодого человека, кроме всего прочего, эмоциональная сенситивность, плаксивость, боли внизу живота и тяжесть в пояснице были и до беременности жены, совпадая хронологически с ее предменструальными днями (эти явления отмечались у мужа в течение 6 месяцев до наступления беременности у жены). Такой «менструальный вариант» синдрома кувад до сих пор в литературе описан не был. Механизм его появления, как и типичного синдрома кувад, по-видимому, является аналогичным истерическому переносу по типу упоминавшихся выше болей симпатии.
— Приведите, пожалуйста, какой-нибудь конкретный пример из своих клинических наблюдений.
— Больной О., 26 лет, по образованию учитель русского языка и литературы. Женат с 20 лет. Наследственность неотягощенная. Единственный ребенок в семье. Воспитывался матерью и бабушкой, отец оставил семью, когда ребенку было 4 месяца. Мать характерологически — личность истероэпилептоидного склада, всегда очень эмоциональная, в то же время властная до жестокости и требовательная до педантизма. Больной с детских лет жил по ее законам, беспрекословно выполнял все ее указания и требования, свято верил ей во всем. До сих пор он считает, что усомниться в сказанном матерью — святотатство. По желанию матери поступил в педагогический институт, хотя будущая специальность не нравилась. На третьем курсе женился по любви, но перед этим в течение года встречался с девушкой почти всегда в присутствии матери. Невеста и будущая свекровь ладили между собой, и такая удивительная похожесть обеих женщин позволила пациенту избежать типичных для подобных случаев конфликтов.
После свадьбы пациент обнаружил, что жена, как и мать, опекает его, словно большого ребенка, и все проблемы решает сама, проявляя завидную решительность, настойчивость и упорство. Супруга страдала фригидностью, поэтому преждевременное семяизвержение у мужа ее вполне устраивало, за что наш пациент ее просто боготворил. Когда она забеременела, муж встретил это известие очень тревожно. Беременность у супруги протекала тяжело: с первых дней отмечались тошнота, рвота, отсутствие аппетита, болевые ощущения в области желудка. На четвертом месяце ее беременности у мужа внезапно появились тошнота и рвота по утрам, а в последующем и боль в желудке. Больной решил, что у него язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Он обследовался у гастроэнтерологов, делал гастроскопию, но никакой патологии выявлено не было. Врачи предположили, что возникшее расстройство — на нервной почве, и посоветовали пить настойки пустырника и валерианы. Симптоматика несколько смягчилась. Позднее пациент сообщил, что его тогдашнее состояние целиком определялось самочувствием жены. При этом все, что чувствовала супруга, наш пациент испытывал в значительно большей степени. Если у жены отмечалась однократная рвота, то у мужа она была неукротимой и длилась нередко несколько часов. Он вынужден был обратиться к терапевту, который поставил диагноз пищевого отравления и рекомендовал госпитализацию в инфекционную больницу. Аппетит у мужчины постоянно отсутствовал, его часто тошнило и рвало, и за время беременности жены он похудел на 11 кг.
Когда у супруги начались предродовые схватки и на его глазах отошли околоплодные воды, после чего женщина была доставлена в родильный дом, синдром кувад у будущего отца достиг предела. Он в ужасе метался по квартире. Именно в этот момент он впервые почувствовал непроизвольное мочеиспускание, после чего появилась резкая острая боль внизу живота, настолько сильная, что, как он рассказывал, «перехватило дыхание». С подозрением на острый аппендицит пациент был отправлен в хирургический стационар, откуда его отпустили через два часа ввиду отсутствия какой-либо хирургической патологии и исчезновения боли. Но дома эта боль возобновилась и сохранялась до тех пор, пока мужчина не узнал о том, что у него родился сын. Спустя 5 лет жена нашего пациента вновь забеременела, и он снова на четвертом месяце ее беременности стал испытывать вначале утреннее недомогание, потом тошноту, рвоту и боли в желудке. Однако на этот раз он уже понял определенную связь между переживаниями жены и своими ощущениями, поэтому регулярно посещал психотерапевта и принимал назначаемые ему транквилизаторы и нейролептики. Перед родами жены больной удвоил дозу принимаемых препаратов и испытывал лишь небольшую резь внизу живота.
В данном случае нами был поставлен диагноз «истерический невроз». Он вытекал из наличия специфической психотравмирующей ситуации, обусловленной беременностью жены, из триггерного механизма неосознаваемого феномена психологического переноса и невротической симптоматики истерического круга. Характерно, что этот психологический перенос оказался не только достаточно полным, но и чрезмерным. При разрешении психотравмирующей ситуации (благополучные роды жены) вся симптоматика полностью исчезла.
— Что же делать с такими больными?
— Снимать внутреннее напряжение. Все ведь идет из головы. Конечно, в такой ситуации есть и положительный момент — принять часть боли жены на себя, но в остальном… На Западе нередко женщина рожает в присутствии мужа, это практикуется уже и в нашей стране. А если у молодого человека синдром кувад? Я считаю, что мужей рожениц надо обязательно обследовать, ведь сами мужчины к психиатру обращаться не станут, они не считают себя психически больными.
Такому человеку нужно назначать успокаивающие средства и рекомендовать психотерапию, заключающуюся в главном: объяснение, объяснение и еще раз объяснение. К сожалению, пока наши врачи незнакомы с таким необычным заболеванием, как синдром кувад, о котором, на мой взгляд, в настоящее время необходимо знать не только психиатрам, но и хирургам, инфекционистам, акушерам-гинекологам.
Симптомы «беременности» у мужчин или синдром кувад
Папы, вы когда-нибудь замечали, что набираете вес вместе с беременностью вашей женщины? Вы чувствуете тошноту в определенное время дня? Испытывали ли вы изменения аппетита? Вы заметили учащение метеоризма? Тогда вы можете испытывать симптомы беременности, также известные как синдром кувад.
Синдром кувад
Couvade происходит от французского слова couvee, означающего «вылупляться». Это синдром обозначает мужчину, у которого «беременность из солидарности». Да, это означает, что у вашего партнера может начаться рвота, он наберет вес и получит многие «радости», связанные с беременностью.
Исследование «беременности» у мужчин
Это то, что было исследовано и оказалось вполне реальным. Некоторые мужчины более восприимчивы к кувад, чем другие. Например, если вы и ваш партнер испытали бесплодие или были усыновлены, у вас может быть больше шансов испытать синдром кувад. На данный момент не проводятся исследования с участием однополых партнеров, но это может измениться в будущем.
Правда в том, что мы, вероятно, не увидим большого количества исследований по этой общей теме по ряду причин, в том числе из-за того, что многие люди не воспринимают ее всерьез. Иногда партнеры, которые это переживают, даже не замечают; они считают, что это нормально, или думают, что это вообще не связано с беременностью.
Основные симптомы синдрома кувад
Эти симптомы сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной раздражительностью, депрессией, внутренним напряжением, бессонницей, капризностью, крайним эгоцентризмом, нетерпимостью, неприятием иных точек зрения на ту или иную проблему. Интересно, что капризность мужчин с синдромом кувад значительно превосходит «ветреность желаний» реально беременных женщин. Чаще всего при таком синдроме имитация дискомфорта беременности относится к пищеварительной системе, хотя вариации в отношении вовлечения того или иного органа могут быть самыми широкими. Неудивительно, что этих мужчин отправляют в инфекционную или хирургическую клинику с подозрением на разные заболевания.
Почему развивается синдром кувад?
Прежде всего, неосознанная тревога за судьбу жены и будущего ребенка и в определенной мере своего рода чувство вины перед супругой. Некоторые психоаналитики считают, что ложная беременность у мужчины часто есть проявление идентификации его со своей матерью для искупления вины перед ней.
Синдром кувад был описан несколько столетий назад. По данным зарубежных исследований, 11% мужчин детородного возраста в той или иной степени пережили это состояние во время беременности жены, то есть каждый девятый из будущих отцов имел синдром кувад. Отдельные же симптомы этой патологии встречаются еще чаще. Например, в США выявлен абдоминальный вариант синдрома кувад у 40% обследованных мужчин, имеющих беременных жен.
Что же делать?
Мужчине с синдромом кувад нужно назначать успокаивающие средства и рекомендовать психотерапию. К сожалению, пока наши врачи незнакомы с таким необычным заболеванием, как синдром кувад, о котором, на мой взгляд, в настоящее время необходимо знать не только психиатрам, но и хирургам, инфекционистам, акушерам-гинекологам.
Синдром кувады: как организм будущего отца реагирует на беременность партнерши?
Когда жена Кевина Грюнберга забеременела, он почувствовал тревогу. Иногда ему казалось, что это у него теперь растет живот. Когда мама Кевина была беременна, его отец сильно набрал вес.
В 2014 году то же самое стало происходить и с ним самим — и дело явно не ограничивалось одним лишь перееданием. Хотя Кевин был психологом по профессии, никаких научных данных о фантомной беременности у него не было.
Сегодня Грюнберг возглавляет в Калифорнии организацию помощи отцам, которая называется Love, Dad. А тогда, шесть лет назад, он оказался один на один со своими проблемами.
Ему пришлось самому искать информацию о так называемом «синдроме кувады», при котором мужчина чувствует симптомы беременности своей партнерши. Грюнберг вспоминает, что ощущал в собственном теле как психологические изменения, так и физиологические.
Понятие «кувада» впервые появилось в книге британского антрополога Эдварда Бернетта Тайлора в 1865 года.
«Кувада» происходит от французского слова couver и означает «высиживать яйца».
В литературе того времени ощущения симптомов беременности мужчиной воспринимались исключительно как проявления психосоматики. Хотя до сих пор четкого определения «синдрома кувады» не существует, термин употребляется во многих странах — от Китая до США.
Также можно встретить это понятие в текстах антропологов о древних практиках, в которых мужчина имитировал родовые муки жены для того, чтобы женщина испытывала меньше боли.
Сегодня изучением синдрома кувады занимаются несколько ученых. Один из них — психолог Артур Бреннан из Кингстонского Университета в Великобритании. Он не раз слышал анекдотические истории о фантомной беременности будущих отцов и решил сам заняться исследованиями этой темой.
В 2007 году он опубликовал научную статью: в ней он проанализировал состояние 14 мужчин, которые в скором времени должны были стать отцами. Многие из них жаловались на боли в животе, рвоту, проблемы с аппетитом. Некоторые пациенты говорили, что их симптомы возникают одновременно с аналогичными симптомами у их беременных жен.
«Меня часто подташнивало, иногда была сильная рвота», — признался один мужчина, участвующий в исследовании Бреннана.
«Я постоянно был голоден и мне ужасно хотелось съесть курочку под соусом карри. Я стал готовить ее даже на завтрак», — сказал другой. Список симптомов будущих отцов включал довольно большой спектр состояний: диарею, запор, судороги в ногах, боль в горле, депрессию, бессонницу, увеличение веса, потерю веса, усталость, зубную боль, боль в деснах.
Казалось, симптомы следовали паттерну, похожему на появления жалоб и у беременных женщин: наиболее заметными симптомы были в первом и третьем триместрах и во многих случаях исчезли после рождения ребенка. Некоторые симптомы вначале вообще не проявлялись; некоторые, наоборот, продолжались и в послеродовой период.
Независимо от того, когда у мужчины появлялся синдром кувады, многим пациентам казалось, что он ставит на них клеймо слабаков.
«В Великобритании, похоже, синдром вызывает небольшой интерес, и мужчин, проявляющих его симптомы, обычно игнорируют, высмеивают и не ставят им никакого диагноза», — подытожил Бреннан.
Но на симпатическую беременность продолжают жаловаться мужчины по всему миру. В 2016 году Карлос Уильямс, в то время игрок NFL команды Buffalo Bills, сказал, что он стал медленнее бегать из-за набранного лишнего веса после рождения четвертого ребенка. Свою плохую игру он объяснил «травмой во время беременности».
Причины фантомной беременности 
Для объяснения синдрома кувады было предложено несколько теорий. Есть фрейдистская — следуя ей, мужчина завидует своей беременной партнерше, и поэтому ему становится плохо. Есть психосоциальное объяснение — отчужденный отец требует внимания к себе. Но, может быть, все дело в том, что общество недостаточно внимания уделяет мужской трансформации во время ожидания ребенка?
На протяжении многих лет отцов не допускали в родильные дома. Сейчас все изменилось — многие клиники предлагают партнерские роды, а отцы даже могут приложить в родзале ребенка к груди, осуществляя сплочающий контакт кожа к коже.
Но некоторые устаревшие гендерные представления в обществе все еще сохраняются. Мужчины по-прежнему «должны» быть мужественными и агрессивными, что плохо совмещается с ролью любящего родителя.
Когда мужчины приходят к врачу и жалуются на определенные симптомы, они могут при этом даже не упомянуть, что ожидают появления ребенка или что только недавно ребенок у них в семье уже родился.
Отцовская роль пациентов часто игнорируется в анкетах клиник. Мужская послеродовая депрессия (пока еще малоизученная) тоже нередко игнорируется — врачи часто говорят, что это простые тревоги новоиспеченного отца.
Кувада: мужские роды от джунглей Южной Америки до кабинета психолога
Кувада — ритуальное проживание мужчиной беременности и родов своей партнерши — описывалось антропологами прошлых столетий как необычный обряд отдаленных племен. Сегодня гендерные различия в нашем обществе сгладились: участие мужчины в воспитании ребенка на ранних этапах его жизни уже не кажется чем-то удивительным. Одновременно с социальными переменами распалась и старая антропологическая теория: выяснилось, что разные варианты мужских родов совершенно не связаны между собой, а 40% мужчин в современных обществах испытывают физический дискомфорт и боль во время беременности и родов партнерши. Историк Даня Плешак разбирается в прошлом и настоящем кувады у разных народов мира и рассказывает, как менялись представления антропологов о «мужских родах».
Во втором сезоне замечательного британского сериала «Дрянь» (Fleabag) главная героиня случайно встречает бывшего парня. Он рассказывает, что недавно стал отцом, и начинает жаловаться на то, как тяжело ему дались роды, как долго он после них восстанавливался и как они изменили его восприятие собственного тела. Героиня явно не верит бывшему и стремится прекратить этот нелепый диалог. Однако если бы она была антропологом или психологом, то сразу бы поняла, что имеет дело с феноменом кувады.
La couvade
Сам термин «кувада» происходит от французского couvade, «высиживание яиц». Происхождение термина объясняется тем, что подобный обычай встречался в старину во Франции, особенно в баскских регионах страны. Распространение кувады не ограничивается Францией, подобные практики встречались в различных культурах по всему миру. В наше время обычай мужской беременности сохраняется среди индейцев Южной Америки и обитателей Южной Азии.
Запреты и истязания
Наиболее «мягкая» форма кувады заключается в запретах, накладываемых на отца. Ему может быть запрещено употреблять определенные продукты или участвовать в каких-то видах хозяйственной деятельности. Например, мужчины из региона Траванкор на юге Индии в течение 7 дней после родов питаются исключительно фруктами, а в Гренландии молодые отцы не могли несколько недель работать и путешествовать на лодке. По их представлениям, в случае нарушения этих правил роды могут пойти неправильно, а жизни роженицы и ребенка окажутся в опасности.
В других случаях мужчина своими действиями должен не только обезопасить женщину, но и принять на себя часть родовых мук. Например, у русских крестьян существовал обычай, при котором муж во время родов принимался развязывать на своей одежде все узелки, чтобы супруга разрешилась как можно скорее. Более радикально действовали в Смоленской губернии: перед родами муж забирался на полати или другое высокое место в доме, а повитуха повязывала ему на гениталии нитку. При схватках роженицы повитуха дергала за нее, так что супруги одновременно испытывали боль.
Боль мужчине могла причиняться не только физическими, но и магическими средствами. Например, среди старообрядцев-беспоповцев, живущих в верховьях Камы, существовал обычай тайно надевать на мужчину во время родов жены пояс или другой предмет ее одежды. Так ощущения магическим образом передавались мужчине, и он забирал на себя часть той боли, которую испытывала женщина.
Местные жители уверяли, что в некоторых случаях женщина вообще ничего не чувствовала, в то время как ее партнер катался по полу от боли.
Вместо мужа родовые муки могли передаваться случайно зашедшему человеку. В 2000 году этнографы записали интервью с мужчиной, который остановился на ночлег в семье, где происходили роды:
«Ишол из Верещагина, в Шобурáх у нас квартира, отец заезжал туды, че, и я, мол, зайду. У их дочь стала рожать. А меня пустили на полати: „Ложись на полати спать“. Переночевать мне… Шобуры — 20 километров пройти, отойдешь от Верещагино, а оттуда еще 25, в середине дороги. А я вечером вышел, сколько шел, шел, и лег спать, устал. Ну и вот, че-то получилось со мной, и всё. Че-то я лежал-лежал, че, живот заболел, всё… рассказывать не могу (смеется), во… И пока не родила, я всё бегал! Родила робенка — всё, меня отпустило. Я утром встал — 6 часов токо… Дай Бог… рассчитался, и бежать».
Как комментирует исследовательница, хозяева могли подмешать слабительное в еду рассказчику, чтобы магическим способом облегчить страдания дочери. А выбрали именно его, потому что девушка не состояла в браке и отец ребенка при родах не присутствовал.
Читайте также
Иногда мужчины могли просто изображать во время родов сильную физическую боль и требовать угощения от окружающих. Например, так описывал обычаи обитателей северного побережья Черного моря эллинистический поэт Аполлоний Родосский («Аргонавтика», IV.1011—1014):
Мимо соседней земли тибаренов промчались герои.
Там всякий раз, когда мужу жена рожает ребенка,
Сами мужья, распростершись на ложах, стенают, прикрывши
Головы, жены ж, о них попеченье имея, их кормят
И омовенья готовят для них те же, что для рожениц.
Кормящий отец
В наиболее ярком проявлении кувада заключается в том, что мужчины полностью имитируют поведение роженицы и требуют к себе соответствующего отношения. Они ложатся в постель с ребенком, кормят его, жалуются на родовые боли, а окружающие заботятся о них.
Например, у коренных жителей Карибских островов отец после родов ложился в постель с ребенком и первые 5 дней полностью воздерживался от еды и питья. Затем еще 5 дней он питался исключительно маби — напитком из перебродившей коры дерева колубрины. Следующие 30 дней он придерживался диеты из маби и плодов маниоки. На 41-й день кувада заканчивалась тем, что друзья и родственники новоиспеченного родителя царапали его кожу зубами зверя агути и втирали в раны острый перец. В этом примере ритуал сочетал как имитацию поведения роженицы, так и запреты и причинение мужчине физической боли.
Может быть интересно
В некоторых случаях возникает впечатление, что кувада становилась для мужчины достаточно приятным опытом. Часто во время кувады мать ребенка была обязана ухаживать за мужем, несмотря на собственное состояние. Знаменитый путешественник Марко Поло с удивлением описывал обычаи обитателей провинции Юньнань на юге современного Китая:
«Родит жена, вымоют ребенка, укутают в белье, муж тут ложится в постель и ребенок с ним; лежит он 40 дней и встает только по нужде. Друзья и родные навещают его, остаются с ним, веселятся и потешают его. Делается это потому, что жена, говорят они, истомилась с ребенком во чреве, поэтому не следует ей мучиться еще 40 дней; и жена, как только родит, встает и начинает хозяйничать, да мужу в постели прислуживать».
Кувада как пережиток матриархата
Этнографы и антропологи начали исследовать эти ритуалы с середины XIX века. Они выдвигали различные теории, объясняющие куваду, но зачастую эти теории скорее отражали воззрения своего времени, чем проясняли смысл обычаев.
Например, согласно одной из ранних теорий кувада считалась пережитком матриархата. На заре антропологии полагалось, что все человеческие сообщества проходят один и тот же путь развития от дикости до цивилизации. Под цивилизацией подразумевалось, конечно же, общество Западной Европы, а остальные культуры были образцами предшествующих фаз развития. Автор этой теории, Иоганн Бахофен, считал, что человечество в своем развитии прошло через стадии первобытной анархии, матриархата и патриархата.
По Бахофену, изначально наследование происходило по женской линии, поскольку люди жили в состоянии промискуитета и установить отцовство было невозможно. Однако со временем возник институт брака, который позволил точно устанавливать отцовство и наследовать по мужской линии. Таким образом, мужчины смогли обрести власть над женщинами.
Кувада возникла в момент перехода от матриархата к патриархату, поскольку мужчины стремились воспроизвести матриархальную логику наследования через акт материнства. Имитируя роды, они символически становились матерями собственных детей, что позволяло им устанавливать родство через роды, так же как до этого оно устанавливалось в отношении матерей.
В любом случае теория первобытного матриархата давно уже отброшена большинством ученых, так как она не нашла подтверждения в этнографических наблюдениях. Более того, развитие культур различных обществ больше не рассматривается как линейный процесс, а экзотические обычаи — как пережитки некоего общего прошлого. Теория первобытного матриархата достаточно скоро была забыта, однако высказывалась в том числе Фридрихом Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», под чьим влиянием она получила широкое распространение в советской антропологии.
Тем не менее теория Бахофена повлияла на таких выдающихся антропологов, как Эдуард Тейлор и Бронислав Малиновский. Первый собрал огромный этнографический материал о куваде и отметил связь этого обряда с институтом наследования. По его наблюдениям, мужские роды существовали по большей части в матрилинейных обществах, в которых родство устанавливалось по матери.
Малиновский был основателем функционализма, считавшего, что любые ритуалы выполняют определенную функцию в обществе, сплачивая его и помогая регулировать конфликты. В этой перспективе функцией кувады было установление более крепкой связи между отцом и ребенком и подчеркивание легитимности его происхождения.
Знаменитый английский религиовед Джеймс Фрэзер предложил иной взгляд на куваду. Он считал ее разновидностью симпатической магии, работающей по принципу подобия. Поскольку отец на каком-то уровне выполняет те же действия или проходит то же, что и мать, он магическим образом забирает на себя часть ее родовых мук и облегчает прохождение родов. Часто именно так и объясняли смысл кувады сами участники этих действий, например русские крестьяне.
Вопроса кувады касался даже Зигмунд Фрейд — в работе «Тотем и табу». Он видел в нем вымещение агрессии, испытываемой отцом по отношению к своей партнерше и ребенку, на самого себя.
Одна из относительно новых теорий воспринимает куваду как перераспределение власти. Согласно ей, во время кувады мужчины утверждают свою власть над женщинами и обесценивают их опыт деторождения. Предполагается, что роженица через свою боль и физическое напряжение, а также через свой новый статус матери получает намного больший вес в обществе, чем сам супруг. В патриархальной системе такое положение вещей явно нарушает иерархию, поэтому у отца возникает необходимость восстановить доминацию, а кувада позволяет ему показать, что он приложил не меньше, а то и больше усилий для успешного завершения родов.
Наконец, в последние 50 лет появилось мнение, что кувады как единого обряда не существует. Те ритуалы, которые называются этим словом, очень разнообразны по характеру и распространены в различных ареалах, поэтому их необходимо рассматривать индивидуально.
Вместо этого следует говорить лишь о различных обрядовых действиях, через которые проходит мужчина во время родов своей партнерши, так что каждый из этих ритуалов может иметь свое особенное происхождение и значение.
Синдром кувады в современном обществе
В современных западных обществах до 40% мужчин испытывают физический дискомфорт и боль во время беременности и родов партнерши.
Исследования показывают, что это может происходить, даже когда партнеры находятся на значительном расстоянии друг от друга. Так, по данным одного исследования, во время родов своих жен болевой синдром испытывали офицеры ВМФ Великобритании, находящиеся на корабле в море.
Читайте также
При наличии синдрома кувады мужчина демонстрирует многие из тех же симптомов, что и женщина во время вынашивания и родов. Например, мужчины могут набирать вес, страдать от утренней тошноты и других проблем с пищеварением. Могут сильно измениться вкусовые предпочтения и появиться тяга к странной и необычной пище. Зачастую эти симптомы начинаются внезапно и сильно пугают самих мужчин.
В экстремальных случаях мужчины могут испытывать сильную боль во время родов, а затем — впадать в послеродовую депрессию. Иногда симптомы у мужчин более выражены, чем у партнерш. Поскольку этот синдром не так известен, врачи зачастую не могут его идентифицировать и назначить соответствующее лечение. Одним из надежных показателей того, что проблемы с пищеварением или непонятные болевые ощущения — это синдром кувады, является их прекращение вскоре после родов.
Считается, что причина синдрома кувады — тревожность: мужчина может волноваться за здоровье женщины и их ребенка, а также считать себя не готовым к отцовству и испытывать страх перед ответственностью. Кроме того, синдром может вызываться эмпатией и желанием разделить боль близкого человека.
Однако выдвигаются и другие гипотезы. Например, существует мнение, что синдром кувады может быть вызван синхронизацией гормонального фона у мужчин и женщин, но это предположение отвергается большинством ученых. Отдельные исследователи воспроизводят логику Малиновского и Тейлора относительно одноименного обряда. Они предполагают, что мужчины таким образом подсознательно пытаются вызвать интерес к себе и получить в глазах окружающих равный со своей партнершей статус.
Синдром кувады возможен не только у мужчин в гетеросексуальных отношениях. Например, как минимум в одном случае ярко выраженный синдром случился у женщины во время родов ее собаки. Это подтверждает тот факт, что синдром кувады скорее вызывается эмпатией, чем гендерным дисбалансом и жаждой доминирования.
Ритуал мужских родов многим казался странным своим нарушением привычных границ пола. В картине мира, предполагающей четкое разделение всех функций на мужские и женские, кувада могла восприниматься как нарушение этих границ. Именно так ее воспринимали в XIX и начале XX века.
Однако в наше время гендерные роли не настолько важны и многие отцы остаются дома с ребенком и занимаются его воспитанием, пока их партнерша работает. По сути, они делают ровно то же, что и жители Карибских островов и других регионов во время кувады. Так что, окажись кто-нибудь из ранних антропологов в нашем времени, он тоже мог бы попытаться описать действия наших современников как диковинный магический ритуал.