Симуляционные занятия что это

Автор(ы): Грибков Д.М., Шубина Л.Б., Леонтьев А.В., Шабанов Т.В., Гофман М.А., Давидов Д.Р., Горшков М.Д., Белоусова В.В.

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Широкое использование тренингов профессиональных компетенций в сфере здравоохранения стало возможно с появлением специальных средств обучения тренажеров, симуляторов тела человека и специально обученных добровольцах. Ведь, при обучении на пациентах «у постели больного» приоритетом является сам пациент (болезнь, больной), а не задача «научить». В ходе обучения на пациентах не будет работать одно из условий тренинга – личная ответственность ученика за результат своих действий. При обучении же в условиях имитации профессиональной деятельности медицинского персонала приоритетом является именно учебная задача, в процессе которой допускается любой исход оказания медицинской помощи, чтобы обучающийся почувствовал всю меру своей ответственности за уровень подготовленности.

Симуляционное обучение имеет колоссальные возможности для повышения уровня не только практической подготовки медицинского персонала, но и безопасности организации медицинской помощи, когда с самого начала обучения акценты расставляются на факторы безопасности (соблюдение установленных правил, алгоритмов, протоколов, организацию целенаправленного взаимодействия персонала между собой и с пациентом). Для того, чтобы эти подходы были применены, нужна особая организация симуляционного обучения, среди основных принципов которого является:

Подготовка обучающихся должна быть такой, как если бы реально ему уже надо самостоятельно проводить все необходимые мероприятия. И в условиях симуляции каждый должен получить такой опыт, но… с правом на ошибку. Задача тренера симуляционного обучения в ходе проведения разбора не сразу дать оценку, что было хорошо, и что плохо, а выяснить почему поступил так или иначе обучаемый, что помешало ему достичь нужного результата, что можно улучшить и как он планирует поступать в следующий раз…

Для того, чтобы обучаемый получил необходимый опыт симуляция должна быть максимально достоверной в сравнении с реальной ситуацией: роль и задача должна быть очень близка обучаемому, перечень оснащения, реакция «пациента», окружающая обстановка должны способствовать для повышения реалистичности выполняемых действий.

Очень часто, когда для студентов в рамках испытания «Сеченовский минимум» симулируется ситуация, которая с ними может произойти в любой момент при их посещении медицинской организации при прохождении учебной или производственной практики, студенты теряются и не в состоянии воедино сконцентрировать всё, чему их до этого учили в пользу пациента. Но этот опыт позволяет по-новому посмотреть на своё обучение и повысить интерес к привычным (традиционным) формам обучения в вузе.

Основными проблемами при организации правильного симуляционного обучения является многочисленная группа студентов, жесткое расписание, недостаточная педагогическая подготовка преподавателей. Все эти проблемы можно решить через более ответственный подход к перечню навыков в условиях симуляции на каждом курсе, через использование дистанционных форм подготовки к симуляционному тренингу, управляемой само- и взимо-подготовки студентов, систему объективного педагогического контроля и выделения времени преподавателю для посещения занятий других тренеров и тренингов профессиональной коммуникации.

Источник

Симуляционные занятия что это

Симуляционные занятия что это. Смотреть фото Симуляционные занятия что это. Смотреть картинку Симуляционные занятия что это. Картинка про Симуляционные занятия что это. Фото Симуляционные занятия что это

Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, процессы реформирования и модернизации отрасли выявили с особой остротой проблему профессиональной подготовки медицинских работников.

Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации. Поэтому закономерно что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.

Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого вуза независимо от его статуса и величины. С одной стороны, нарастающие требования новых государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям выпускников, а с другой, нерешенные проблемы клинических кафедр, которые испытывают общеизвестные трудности в своей работе, ‒ во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения.

При прохождении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценный разбор каждого из курируемых больных и уж тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом объективного обследования пациента. В реальной клинике эта ситуация усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденной работой в группе. В последние годы ситуация усугубляется повсеместным внедрением в клиниках рыночных отношений и изменениями в законодательной базе.

В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе. Это мы хотим подчеркнуть именно для студентов, начиная с I курса, а не только для отдельных групп врачей-ординаторов и интернов.

В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски.

Методики симуляционного обучения в медицине известны уже давно, в частности в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов XX века.[1, 4] Использование симуляторов,манекенов, фантомов позволяет многократно отрабатывать определенные упражнения и действия при обеспечении своевременных, подробных профессиональных инструкций в ходе работы [2].

Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.

Однако в доступной нам литературе мы нашли мало убедительных данных об использовании симуляторов в линейных программах обучения студентов [3]. Новые государственные образовательные стандарты, «подзаконные» акты совершенно не определяют роль и место симуляционного обу­чения в учебном процессе, не определена методика и дидактика обучения.

Первые скромные шаги в работе центра практических навыков Ставропольской государственной медицинской академии показали целесообразность инвестирования материальных средств в воплощение идеи создания центра и получили положительный отклик у многих представителей профессорско-преподавательского состава нашей академии.

После этого студенты переходят в учебные залы для освоения практических навыков, где по темам собраны тренажеры для отработки отдельных медицинских манипуляций: сосудистый доступ, восстановление проходимости ВДП, сердечно-легочная реанимация, пункция пневмоторакса, иммобилизация и транспортировка, катетеризация мочевого пузыря, промывание желудка, уход за стомами и катетерами, аускультация, гинекологические и акушерские манипуляции.

Затем следует этап компьютерной имитации, когда в условиях класса студент должен пройти определенные модули интерактивной учебной программы (остановка сердца, нарушения дыхания, аритмии, отравления и передозировки, метаболические нарушения и терморегуляция).

А затем, имея теоретическую подготовку (первый этап), владея практическими навыками (второй этап) и отработав виртуальный алгоритм лечения неотложных состояний, студент попадает в симуляционную часть центра (имитация палаты), где в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на его вмешательства), он путем многократного повторения и разбора ошибок добивается совершенства своих психомоторных навыков, навыков работы с оборудованием и пациентом, навыков работы в команде.

Согласно требованиям ФГОС 3 для обу­чения педиатров еще большее внимание следует уделять овладению студентами практических навыков.

Также, согласно программе обучения, преподавание у педиатров следует производить по дисциплине «Анестезиология и реаниматология» в 11-12 семестре обучения в объеме 2 зачетных единиц + 1 единица на самостоятельную работу.

Учитывая сложность изучаемой дисциплины, вместить два больших раздела преподавания в указанный объем часовой нагрузки с сохранением качества преподавания практических навыков не представляется возможным.

Кроме того, экзамен по разделу реанимации и интенсивной терапии сдают именно студенты 5-го курса педиатрического факультета в ходе комплексного экзамена по детской хирургии в 10-м семестре, то есть до прохождения курса практических занятий по новому образовательному стандарту.

Учитывая вышесказанное, с сентября 2011 г. принято решение о выделении 1,5 зачетных единиц для обучения студентов 5-го курса педиатрического факультета практическим навыкам на базе Центра практических навыков по разделу «анестезиология». На 6-м курсе педиатрического факультета вопросы оказания реанимации и неотложной помощи на госпитальном и догоспитальном этапах решаются уже у постели больного на учебных базах курса. Преподавание навыков проводится силами преподавателей курса ввиду их большого практического опыта работы.

Предлагаем схему работы и перечень практических навыков, изучаемых в Центре.

Источник

Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / ПРЕИМУЩЕСТВА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКИ. КЛИНИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ПРЕИМУЩЕСТВА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКИ. КЛИНИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Актуальность

Ультразвуковое исследование (УЗИ) обладает рядом преимуществ, однако является оператор-зависимым методом. Обучение навыкам УЗИ в стандартной форме проходит в формате лекций, семинаров, просмотров УЗ-изображений с последующей отработкой практических навыков на пациентах. Данная модель существует уже много лет, однако на наш взгляд может быть дополнена и усовершенствована с помощью симуляционного оборудования.

Описать программу по навыкам базовой УЗ-диагностики, а также ургентному УЗ-исследованию по «FAST протоколу» с помощью симуляционного оборудования, начатую в 2017 году командой тьюторов Центра Непрерывного Профессионального Образования (Мария Седова, Тагир Кудрачев, Калсеидова Кристина, Харченко Александра, Эдгаев Дольган и др.). Предложить процедуру эффективность освоения программы с помощью экзамена на симуляционном оборудовании, а также с использованием рабочего УЗ-аппарата по завершению цикла тренингов

Материалы и методы

В ходе проведения тренингов по базовой УЗ-диагностике, а также ургентному УЗ-исследованию по «FAST протоколу» были использованы симуляторы «U/S Mentor», «SonoSim», «UltraSim» и «ScanTrainer», а также рабочий портативный УЗ-аппарат AcuVista Grace отечественного производства от Ray-systems. В цикл тренингов по базовой УЗ-диагностике входило от 3 до 4 занятий в зависимости от исходной подготовки курсантов. Длительность одного тренинга составляло от 2 до 3 часов. Количество курсантов варьировало от 2 до 4 человек

Результаты

После прохождения цикла тренингов участникам предстояло пройти экзамен по приобретенным навыкам с помощью симуляционного оборудования. На симуляторе «U/S Mentor» существует 10 ситуационных задач по УЗ-диагностике брюшной полости, в которых также представлены клинические данные пациента. В зависимости от правильности описания УЗ-картины и выявления предлагаемой патологии, что контролировалось как симулятором, так и непосредственно тренером, проводилась оценка полученных навыков курсанта в рамках зачетного занятия. 90% (216) курсантов успешно справились со всеми ситуационными заданиями, 10% (24) испытали определенные трудности в диагностике, что в последующем предлагалось скорректировать путем прохождения дополнительных занятий.

Обсуждение

По отзывам наших самих участников, а также их старших коллег было получено множество положительных откликов об уровне подготовки молодых врачей, прошедших симуляционные тренинги. Они гораздо быстрее ориентировались в УЗ-пространстве, что многократно отрабатывалось в ходе симуляционных тренингов, без особых затруднений определяли анатомические структуры на УЗ-сканах, а также выявляли и могли описать найденную патологию по стандартному протоколу УЗ-исследования.

Выводы

Полученные успешные результаты позволяют нам говорить о том, что обучение с помощью симуляционного оборудования имеет ряд преимуществ перед стандартной моделью обучения. По завершении обучения на УЗ-симуляторах курсанты обладают необходимым базовым спектром навыков, которые в дальнейшем помогают их успешному освоению УЗ-диагностики в условиях реальной практики

Источник

Симуляторы — тренд онлайн образования. Как сделать обучение специалистов эффективнее и кому это нужно?

Даже самый умный выпускник вуза или дистанционных курсов, получивший диплом с отличием, редко когда полностью готов к работе. Свыше 90% работодателей говорят о нехватке практических знаний у выпускников. Первые месяцы человек будет совершать ошибки и учиться применять багаж знаний и навыков на практике.

В некоторых профессиях, где специалист отвечает за здоровье других (например, в медицине), это критично. В других — ошибки новичка просто стоят работодателю части прибыли. Помочь сократить «адаптационный» период в новой профессии или даже на новом месте способны симуляторы, которые постепенно внедряют в образование за рубежом.

Как они помогают человеку, как их использовать в онлайн-образовании и как выглядит такой продукт изнутри, рассказывают создатели проекта soft skills InMind Анастасия Батхина и Владислав Баймурзин.

Настя и Влад познакомились в сообществе Heg.ai — у Насти была идея создания образовательного проекта, которая откликнулась Владу. Они ее продумали, разработали и начали развивать свой проект.

Одна из проблем образования, особенно профессионального — избыток теоретических знаний и нехватка практических. Даже при очном обучении в малых группах, где люди имеют возможность попробовать решить те или иные задачи на практике, отработки материала не хватает.

С онлайн-образованием ситуация обстоит еще хуже. Условный разработчик изучает теорию, получает диплом, а потом приходит в компанию, садится писать код и ничего не получается, потому что было недостаточно отработки.

На Западе есть успешные стартапы, которые разрабатывают симуляторы для подготовки специалистов сложных профессий: например, врачей. Проект такого типа — Medical Realities, где в режиме виртуальной реальности можно получить опыт проведения хирургической операции, или Korbit AI, который в таком же формате выстраивает индивидуальный путь обучения.

То есть подобные симуляторы предназначены для специалистов, которым нужно многократно отработать практические навыки, прежде чем получить допуск к реальным клиентам из-за высокой стоимости ошибки.

Мы делаем то же самое, но для широкой аудитории: снижаем процент ошибок у специалистов разных областей. Пока охвачены не все направления, но фактически симуляторы можно создавать для любых профессий — от разработчиков и аналитиков системы безопасности до мерчендайзеров и маркетологов.

Похожую идею реализует стартап BSGames, предлагающий интерактивные командные тренажеры для повышения вовлеченности сотрудников и платформы для тимблдинга, которые позволяют выстраивать совместную работу. Кроме того, в этих симуляторах новые сотрудники компании получают базовые знания менеджмента и экономики. А Simformer родился на базе онлайн-игры и предлагает целый набор разных бизнес-симуляций, которые используются крупными компаниями вроде Procter & Gamble — через Simformer здесь отбирают стажеров.

Симуляторы преимущественно нужны людям, у которых много знаний, но их сложно применять в реальной жизни

Например, человек планирует запустить рекламную кампанию на ФБ или заняться биржевыми операциями с ценными бумагами. У него есть теория, но на практике он рискует потерять не только время, но и деньги, потому что еще не пробовал это делать. Для начала лучше потренироваться на симуляторе маркетолога или инвестора с виртуальными деньгами, разобраться, как это работает и столкнуться с ситуациями, которые были специально собраны и сформированы авторами так, чтобы человек научился их видеть и применять в реальной жизни.

Также человек с помощью симулятора может тренировать стрессоустойчивость и «правильные» реакции

Например, сотрудник технической поддержки. Неподготовленный человек, столкнувшийся с клиентами и их потоком негатива, теряется, не понимает, что ему делать, тоже раздражается в ответ и заваливает работу. Если он потренировался предварительно с виртуальными клиентами, он бы знал уже типовые запросы, жалобы. Подготовился к возможным конфликтам, знал, как наиболее эффективно действовать в каждом конкретном случае. И таких примеров множество, потому что симуляторы универсальны и всегда работают как тренировка опыта.

Чтобы создать по-настоящему работающий симулятор, нужно пройти через несколько этапов и подключить разных специалистов:

Нужно досконально изучить тот путь в реальности, который предстоит пройти человеку в симуляторе. Например, мы учим project менеджера, соответственно, мы должны оцифровать весь тот путь, который начинающий project проходит в компании, собрать все кейсы и проблемных персонажей, с которыми он сталкивается.

В разработке симулятора мы сначала мы концентрировались на soft skills: на том, что связано с коммуникациями. Поэтому размышляя, что может служить симуляцией для развития таких soft skills, быстро поняли — имитация взаимодействия с другим человеком. Значит, нам требовалось создавать виртуальных персонажей: клиентов, коллег, с которыми пользователь контактирует в диалоговом формате в имитированных реальных ситуациях. Сейчас мы создаем симуляторы и по прикладным и профессиональным темам.

Он создает сеттинг истории, прописывает характеры персонажей и сюжетные повороты. Хороший симулятор имеет такую же логику повествования, как книга или фильм: в нем есть конфликты, нарастающее напряжение и победы над «монстрами» в виде ошибок пользователя или самых сложных заданий.

Для сценариев мы акцентировались на кейсах, через которые проходит условный сотрудник компании регулярно. Например, приходит клиент с жалобой, которая требует срочной реакции, решения возникшей проблемы. В зависимости от ответа обучающегося ситуация поворачивается в одну или другую сторону.

Или симулятор в курсе для разработчиков: пользователь начинает первый рабочий день на новом месте. Его приветствует тимлид, поздравляет с успешным прохождением собеседования и дает первую задачу — запустить конкретный компьютерный код и убедиться, что все нормально работает. Если не работает — исправить ошибки. Дальше появляется ссылка на нужный код, человек выполняет с ним конкретные действия и отправляет на проверку.

На данном этапе над симулятором работают эксперт и методист. Методист помогает упаковать опыт эксперта в соответствии с педагогическим дизайном и целями обучения, прописывает задания, последовательность их выполнения, обратную связь. Проработанная методология важна не меньше, чем интересный сценарий.

Красиво оформляем контент, делаем видео или анимацию, рисуем персонажей и загружаем на платформу.

Завершающий этап, на котором собирается фокус-группа, которая дает развернутую обратную связь по ходу прохождения. В некоторых проектах, кстати, уже есть отдельная позиция тестировщика образовательного контента.

Сначала мы предлагали продукт в мессенджерах, но сейчас создаем полноценную платформу, для которой разрабатываем учебные курсы в формате симуляторов. Они работают по сценарию с деревом решений: определенной логикой действий. Каждый следующий шаг зависит от предыдущего выбора пользователя.

Все сценарии прописаны лично нами, но с использованием информации от клиентов. Одни нам дают полноценные кейсы, актуальные для конкретной компании, другие — идею, изложенную в презентациях, видео, текстовых файлах. В таком случае приходится придумать игровую ситуацию самостоятельно.

В процессе создания сценария необходимо придерживаться основных методологических принципов:

И понимать, что хотим получить в итоге.

Мы всегда начинаем с предполагаемых результатов. Раскладываем курс на микронавыки, которым должен обучиться человек и под каждый делаем один урок или серию. И отталкиваясь от этого, начинаем разрабатывать сценарий, прописывать задания, формировать кейсы. Задача интересная, творческая и не самая простая, но наработанный годами опыт помогает.

Чтобы запустить сценарий, необходим методист, дизайнер и разработчик — последний заливает скрипт на платформу

Но в будущем мы надеемся обходиться без третьего звена: когда разработаем конструктор, который позволит в режиме no-code формировать сценарии. Тогда задачей сможет заняться человек без технического бэкграунда и это сильно ускорит все процессы. Пока же запуск каждого сценария занимает несколько недель. Точные сроки зависят от его размеров, продолжительности обучения, количества контента и срочности заказа. Например, тренинг по продукту для сети салонов красоты мы создали за 5 дней.

Ускорить это мы планируем также за счет изменения архитектуры платформы и увеличения количества сценариев в портфеле. Сейчас у нас около семи программ по разным темам. А когда их накопится больше, скорее всего, появятся какие-то более или менее универсальные шаблоны, которые удастся эффективно масштабировать.

Стоимость использования симулятора для клиента зависит от сложности разрабатываемого курса, его продолжительности, количества предложенных в нем кейсов и от сегмента аудитории (частный/корпоративный).

Например, b2b или b2c-курсы для разработчиков, продакт-менеджеров и сейлзов, по предварительным оценкам, обойдутся уже в 20-30 тысяч рублей — собрано большое количество кейсов, проделана огромная подготовительная работа с экспертами и создан сценарий, а также кастомные доработки под саму платформу относительно конкретного курса. Но случаются и более дорогие разработки.

А b2c-курс по конфликтам и коммуникациям в команде стоит всего 3-5 тысяч рублей, потому что несложный (относится к микрокурсам) и отрабатывает небольшой набор soft-skills. Мы начинали как b2b проект, работали с компаниями Стокманн, Альфабанк, Центробанк и другими, но сейчас активно планируем выходить в b2c сегмент. Уже есть пайп-лайн курсов и экспертов, с которыми мы запускаем подобные курсы.

На фоне стремительного роста спроса на индивидуальное обучение направление выглядит актуальным и перспективным, привлекает большие инвестиции. Как показывает опыт зарубежных стартапов, аудитория вокруг таких курсов растет и готова вкладывать средства, потому что получает более высокую отдачу, чем на обычных видеокурсах.

В образовательных проектах есть две ключевых метрики — это доходимость пользователей до конца курса и их удовлетворенность (NPS). У нас первый показатель достигает 70-80%, а второй — 90% и это отличные результаты. Уровень доходимости у симулятора в несколько раз выше, чем у традиционных онлайн-курсов (обычно это 15-20%). Кроме того, мы получаем хороший фидбек от сотрудников: они регулярно сообщают, что применяют в реальности полученные на симуляторе навыки. Значит, продукт действительно работает.

В дальнейшем мы намерены отслеживать и влияние симуляторов на бизнес-показатели у корпоративных клиентов. Сбор и анализ таких данных для крупных компаний — довольно долгий и трудный процесс, но оценки уже поступают. Мы видим, что методика работает и дает очень хорошие и быстрые результаты.

Также в наших планах разработка полностью адаптивного обучения: когда человек получает только нужные ему знания и двигается по индивидуальной программе в рамках своего профессионального вектора развития.

Например, условный разработчик IT-продукта при помощи симулятора развивает 2-3 навыка, которых не хватает именно ему, а не все навыки, которые есть в целом курсе. Для этого нужно набрать много микрокурсов по разнообразным навыкам. После этого мы сможем предлагать адаптивное обучение для каждого клиента, исходя из его профессии, имеющихся пробелов в знаниях или нехватки опыта. Это повысит эффективность образования для клиента и позволит ему сэкономить время и деньги.

Вместе с этим мы надеемся на активный количественный рост как пользователей, так и продуктов, планируем проводить запуск нескольких новых курсов ежемесячно. Поскольку по нашим расчетам количество пользователей, которые предпочтут обучение и отработку навыков с помощью симуляторов, через 2-3 года в России может достичь десятков миллионов человек.

Источник

Симуляционное обучение при подготовке кадров высшей квалификации и в дополнительном профессиональном образовании: К вопросу о дефинициях и структуре процесса

Кузина Наталья Владимировна

кандидат филологических наук

доцент, научный сотрудник, Ученый секретарь ФГБУН «Р¦РµРЅС‚СЂ египтологических исследований» Р РђРќ

125445, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Перекопская, 1, кв. 4

Kuzina Natalia Vladimirovna

Candidate of Philological Sciences, Docent, Scientific Secretary (CES RAS)

125445, Russia, Moskovskaya oblast’, g. Moscow, ul. Perekopskaya, 1, kv. 4

выпускница магистратуры, кафедра агрохимии и биохимии растений, ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

127422, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Тимирязевская, 34/1, оф. 76

Kuzina Lidiya Borisovna

External doctoral candidate, the department of Agrochemistry and Biochemistry, M. V. Lomonosov Moscow State University

127422, Russia, Moskovskaya oblast’, g. Moscow, ul. Timiryazevskaya, 34/1, of. 76

кандидат биологических наук

ведущий научный сотрудник, ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева»

129366, Россия, г. Москва, ул. Космонавтов, 2, оф. 201

Sulimov Klim Timofeevich

Senior Research Fellow at the Institute for Cultural and Natural Heritage named after D. Likhachev

129366, Russia, Moscow, ul. Kosmonavtov, 2, of. 201

Просмотров статьи: 18192 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Ключевые слова: кадры высшей квалификации, повышение квалификации, симуляционное обучение, дидактика, образовательный процесс, теория формирования навыка, тренажеры, аттестация, практическое обучение, стандарт обученности

Abstract: According to the federal legislation in the areas of public health and education, individuals receiving medical education, who do not yet have accreditation (certificate) in this specialty, are not allowed to interact with patients. Therefore, over the period of 2013-2014 special relevance gained the problem of simulation learning. The article examines the concept and order of realization of simulation learning in a medical educational facility, provides the dictionary definitions and algorithm of structuring of the educational process, classification of the notions and equipment. The authors used the lexicographical approach – the creation of non-contradictory definitions for the concepts of didactics and educational process based on the authors’ experience in didactics of the higher school, as well as methodological and lexicographical dictionary work. The scientific novelty lies in the terminological determination and classification of conceptual apparatus of the sphere of simulation learning in the professional medical education, clarification of debatable aspects in didactics and interpretation of concepts in the area of formation of the skills and attainments, as well as with regards to the order in organization of educational events and classification of equipment, methods, technologies, approaches used in the educational process. The article also considers the role of pedagogical and assistant personnel in organization of the process, questions of control over the formation of attainments, and other aspects.

theory of skill formation, educational process, didactics, simulation training, advanced training, highly qualified personnel, simulators, attestation, practical training, training standard

Актуальность исследования. Симуляционное (имитационное) обучение в медицинском образовании используется с целью создания условий и отработки алгоритма медицинских манипуляций, в том числе в экстренных и экстремальных ситуациях. Оно предусматривает в качестве цели содействие профессиональному развитию обучающегося при обязательном одновременном устранении возможных рисков для пациента в силу недостаточной практической подготовки специалиста.

Внедрение контроля уровня практической подготовленности обучающегося через систему симуляционного обучения позволяет обеспечить своевременное выявления обучающихся и специалистов с низким уровнем сформированности профессиональных компетенций [15 – 17 и др.]. Применение симуляционного обучения позволяет обеспечить эффективность практической подготовки специалиста и безопасность оказываемой в дальнейшем медицинской помощи.

Однако в отличие от западного образования, где данный вид обучения имеет более, чем полувековую историю, и, соответственно, сложившееся теоретическое обоснование и традиционный устойчивый понятийный аппарат, в российской педагогике высшей школы технологии, методы, приемы и особенно терминология для данного подхода в практическом обучении до конца не выработаны.

Целью исследования было построение непротиворечивых дефиниций и классификаций понятий в сфере симуляционного обучения (на примере подготовки кадров высшей квалификации и повышения квалификации в медико-химико-биологической сфере). Материалом для наблюдения стала работа в сфере ДПО и подготовки ординаторов в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, МГМУ им. И.М.Сеченова, РНИМУ им. И.Н.Пирогова, а также в отдельных медицинских вузах ряда регионов Российской Федерации, а также взаимодействие с Депертаментом здравоохранения г. Москвы в процессе участия в разработке фонда оценочных средств (чек-листов, ситуационных задач) для контроля сформированности мануальных и когнитивных аналитических навыков врача в рамках проекта «Московский врач».

В задачи исследования входило:

1) определение центральных зон внимания при построении рабочих программ для симуляционного обучения с точки зрения дидактики;

2) определение и создание семантически непротиворечивых дефиниций для используемого терминологического аппарата;

3) разработка классификаций для нужд учебного процесса;

4) воссоздание алгоритма подготовки программ;

5) воссоздание алгоритма учебного процесса.

Объект исследования: содержание и структура симуляционного обучения.

Предмет исследования: содержание понятий, научные определения, классификации структурных компонентов и порядка реализации симуляционного обучения.

Методика исследования : произведена специальная филологическая лексикографическая работа по созданию дефиниций (полного описания семантики терминов с точки зрения семасиологического подхода) понятийного аппарата симуляционного обучения (для специальностей, трубующих высокого уровня автоматизма, точности исполнения для мануальных и когнитивных навыков), также проведен анализ структуры и содержания образовательного процесса при построении симуляционных учебных курсов и обспечивающего их методического спровождения с точки зрения дидактики, проведен организационный анализ и краткое изложение требований к участникам, оборудованию, организационно-управленческим структурам, контролю качества обученности.

Новизна исследования: впервые в одной научно-методической аналитической статье собран и систематизирован весь понятийный аппарат и описаны структурные элементы процесса симуляционного обучения (в требующих высокого уровня автоматизма мануальных и когнитивных навыков специальностях или направлениях подготовки медико-биологического профиля).

Результаты исследования: Приведем основные дефиниции, выработанные классификации и систематизированные структурные компоненты (а также требования к ним) к осуществлению процесса обучения в ходе симуляционного учебного курса и при разработке учебно-методического сопровождения для него.

Целью симуляционного обучения является освоение, совершенствование и контроль сформированности практических навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности и формирования компетенций врача-специалиста в соответствии с ФГОС ВО, профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.

При разработке учебно-методического комплекса для симуляционного о бучения необходимо решить следующие задачи :

1) определение типов и видов используемого симуляционного оборудования при подготовке врачей-специалистов, в частности врачей клинических специальностей, специалистов медико-профилактического дела и фундаментальной медицины;

2) определение требований и условий реализации симуляционного обучения на этапах закрепления, развития, контроля знаний, умений, навыков, опыта, деятельности;

4) определение методических рекомендаций к реализации симуляционного обучения;

5) оценка требований к используемому симуляционному оборудованию на этапе контроля правильности навыков и умений, имитирующих профессиональные действия, и на этапе обучения;

6) фиксация обязанностей и степени ответственности участников общего процесса реализации симуляционного обучения.

Выделим принципы симуляционного обучения :

1. Наличие конкретной цели и задач обучения.

2. Интеграция симуляционных технологий с содержанием образовательной программы.

3. Этапность, преемственность обучения.

4. Возможность неоднократного выполнения учебного действия до формирования определенного умения или навыка.

5. Предоставления обучающимся оперативной обратной связи по результатам обучения.

6. Разнообразие имитации профессиональных ситуаций.

В дидактике в части симуляционного обучения используются указанные далее термины и определения.

Опишем классификацию существующих специальных средств для имитации в обучении:

1) манекен – фигура, позволяющая демонстрировать процесс, манипуляцию;

2) муляж – специально изготовленный предмет взамен настоящей вещи;

3) симулятор – (в том числе компьютерная программа) элемент, позволяющий имитировать чью-либо ответную реакцию;

4) тренажер – устройство для искусственного воспроизведения действия;

5) фантом – модель человека или его части в натуральную величину; объект, замещающий оригинал, сохраняя при этом только некоторые важные его свойства;

1) входной контроль уровня подготовленности, инструктаж об имитации, получение задания (до 20% времени);

2) непосредственное выполнение заданий;

3) обсуждение выполнения (дебрифинг);

4) итоговое выполнение (до 10% времени).

Вторая и третья части симуляционного модуля занимают не менее 70% учебного времени, при этом в зависимости от вида компетенций, трудовых действий и осваиваемых (отрабатываемых) навыков распределение между частями может варьироваться от 60:10 для отдельных навыков, до 30:40 для профессиональной деятельности в целом. В учебной программе и регламенте организации обучения по каждому симуляционному модулю должно быть указано максимальное количество обучаемых в группе.

3) обучение посредством компьютерных ситуационных задач (интерактивных ситуационных задач или кейсов), тестовых программ, видеофильмов и симуляторов виртуальной реальности, в том числе и виртуальных хирургических тренажеров;

4) обучение с использованием стандартизированных пациентов [8 и др.] и ролевых игр;

5) обучение с использованием манекенов среднего класса с электронным или компьютерным управлением;

6) обучение с использованием компьютерных манекенов-симуляторов пациентов, имеющих высший класс реалистичности.

Симуляционные методики различаются в зависимости от используемых технологий, а именно центральным приемом симуляции являются:

1) вербальные (ролевые игры),

2) стандартизированные пациенты (актеры),

3) тренажеры навыков (физические или виртуальные модели),

4) пациенты на экране (компьютерные технологии),

5) электронные пациенты (манекены в имитируемой обстановке клиники).

Симуляционные технологии различаются в зависимости от уровня реалистичности технического средства симуляции:

1) визуальные – реализуются посредством классических учебных пособий, электронных учебников, обучающих компьютерных игр;

2) тактильные – реализуются посредством использования тренажеров практических навыков, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-легочной реанимации и др.,

3) реактивные – реализуются посредством простейших активных реакций фантома или манекена на типовых действий обучающегося,

4) автоматизированные – реализуются при использовании автоматизированных сложных реакций манекена на внешние воздействия,

6) интерактивные – реализуются с использованием роботов-симуляторов пациентов высшего класса реалистичности и виртуальных симуляторов с обратной тактильной связью,

1) профессорско-педагогического состава (ППС), административно-управленческого (АУП) и учебно-вспомогательного персонала (УВП), имеющего специальную подготовку для организации симуляционного обучения [19 и др.],

2) соответствующего утвержденного учебно-методического обеспечения,

3) специально оборудованных помещений (или виртуальных тренажеров) с соответствующим материально-техническим и программным оснащением, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием симуляционных курсов (модулей).

Внедрение в учебный процесс симуляционного обучения предъявляет к научно-педагогическому составу требование о знаниях и умениях использовать специальные технологии преподавания в различных специальностях, например – в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии, травматологии, эндокринологии, анестезиологии и реаниматологии и других. Использование симуляционного обучения ведет к повышению роли и ответственности научно-педагогических кадров и технического персонала.

Учебный процесс при реализации симуляционного обучения осуществляется:

— административным и учебно-вспомогательным персоналом, осуществляющим учебно-методическое и организационно-техническое обеспечение учебного процесса.

Согласно законодательству Российской Федерации в сфере здравоохранения ординаторам и аспирантам, а также иным дипломированных специалистам в сфере здравоохранения, не имеющим сертификата специалиста (аккредитации специалиста), запрещена врачебная профессиональная деятельность. В процессе их обучения предписывается отработка практических навыков врача в условиях симуляционного центра (кабинета), специально оборудованной аудитории, виртуального симулятора и др., предусматривающих наличие симуляторов пациента/ виртуальных тренажеров.

Тренажеры и симуляторы, используемые в симуляционных курсах, позволяют устранить возможность и последствия врачебных ошибок в период обучения.

Перечень используемого симуляционного оборудования является неотъемлемой частью программы каждого конкретного обучающего симуляционного курса. Симуляторы варьируют от простых физических моделей анатомических структур до сложных устройств и манекенов с высокой механической реальностью и компьютерным управлением.

Приведем примерную классификацию типов симуляторов, используемых специализированно в медицинском образовании :

1) компьютеризированные манекены, экранные симуляторы (позволяют имитировать ответную реакцию);

2) модели (используются для обучения отдельным умениям и навыкам);

4) манекены (фигуры, на которых можно формировать систему взаимосвязанных умений и навыков);

5) тренажеры (устройства для искусственного создания (имитации) различных ситуаций или объектов, позволяющий формировать отдельные навыки и умения);

6) стандартизированные пациенты;

7) система ситуационных задач (кейсы);

8) учебные профессиональные игры (позволяют формировать профессиональное мышление);

9) учебные игры организационно-деятельностного типа (способствуют формированию как профессиональных умений, так и навыков организационного характера).

Функциональная характеристика симуляторов определяется возможностью реализации дидактических принципов и основных этапов методики формирования профессиональных умений и навыков (интеграция симуляционных технологий с содержанием образовательной программы; этапность процесса обучения; алгоритмизации обучения; возможность неоднократного выполнения учебного действия до формирования определенного умения или навыка; предоставления обучающимся оперативной обратной связи по результатам обучения; разнообразие имитации профессиональных ситуаций).

Специальное о борудование для симуляционного обучения классифицируется также и в зависимости от особенностей технического устройства, в зависимости от уровня реалистичности при отображении действительности. По уровню реалистичности разделяют оборудование симуляционных курсов на следующие типы: в изуальные, т актильные, р еактивные, а втоматизированные, а ппаратные, и нтерактивные, и нтегрированные имитаторы.

При проектировании и реализации обучающего симуляционного курса, в том числе в системе непрерывного образования могут использоваться конкретные разработанные и патентованные симуляционные методики в зависимости от специальности и типа отрабатываемого навыка и манипуляций, а именно: с использованием коробочных тренажеров и видеотренажеров; с применением виртуальных симуляторов; с разработкой специальных гибридных тренажеров; с привлечением живых и мертвых биологических моделей в виде органокомплексов животных, а также операций на трупах и на лабораторных животных.

Методики симуляционного обучения (тренинга) могут применяться как изолированно, так и в различных сочетаниях. В комплекс обучения могут быть внесены следующие виды тренажёров и симуляционных методикв зависимости от видов обучающего действия:

1) отработка навыков на имитационных/ коробочных тренажерах (при наличии), в том числе и с использованием видеосистем, как встроенных в тренажер, так и в виде отдельно расположенных;

2) обучение на компьютерных моделях с помощью виртуальных симуляторов (при наличии и уместности);

3) обучение на гибридных системах, в которых реалистичные муляжи помещаются в коробочные видеотренажеры, дополненные системами компьютерного контроля и анализа движения инструментов и др.;

4) тренинг на органокомлексах животных с помощью специализированных инструментов и оборудования;

5) отработка манипуляций и иных действий на лабораторных животных (биологических моделях) в условиях экспериментально-учебной операционной.

Техническое обеспечение симуляционного обучения включает в себя также:

— серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения симуляционного обучения;

— средства вычислительной техники и другое оборудование, в том числе локальные виртуальные тренажеры, необходимое для обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и информационного обеспечения симуляционного обучения, а также для связи преподавателей с обучающимися посредством сети Интернет;

— коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к программному и информационному обеспечению системы симуляционного обучения через локальные сети и Интернет.

Также к материально-техническому обеспечению симуляционного обеспечения относятся, как было отмечено, кейсы ситуаций профессиональной медицинской помощи (ситуационные задачи) и учебно-методическое обеспечение групповых тренингов медицинского персонала (деловых игр); фонд программного обеспечения (например, Учебная программа MicroSim http://www.mte-spb.ru/laerdal-microsim/, http://www.mte-spb.ru/laerdal/ и другие программные продукты и технические устройства [20] и др.).

Информационное обеспечение симуляционного обучения включает в себя обязательно средства, доступные обучающемуся через систему дистанционного обучения или локально, оно должно поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте, а также в обязательном порядке предоставлять слудеющие возможности участникам процесса:

1) разработчик (технический куратор) курса должен иметь полный контроль над курсом, а именно иметь возможность изменения настроек, правки содержания обучения;

2) научно-педагогический работник и инструктор – врач-практик должен иметь все возможности по организации практического обучения, без права изменять контент и число обучающихся курса (при необходимости внести изменения, научно-педагогический работник обращается к техническим специалистам, курирующим симуляционный курс);

3) возможность фиксации (в том числе видеозаписи – при необходимости) работы обучающихся на разных этапах отработки навыка/манипуляции, возможность оценки работы обучающихся по шкалам для оценки результатов обучения по описывающим суть манипуляции/ профессиональной функции/ навыка, компетенции критериям;

4) возможность объединения всех оценок обучающегося в динамике в единый электронный документ, содержащий инструменты для подведения итогов, создания различных отчетов по курсу, импорта и экспорта оценок;

5) система учета активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса.

Основной спецификой симуляционного (имитационного) обучения является реализация деятельностного подхода в обучении в сфере медицинского образования при соблюдении следующих условий: системность и инвариантность, безопасность и обеспечение обратной связи по результатам выполнения деятельности.

Проведение занятий в симуляционных центрах (виртуальных кабинетах, операционных, специализированных модулях симуляционного обучения и т.п.) способствует повышению мотивации к обучению, формирует ответственность молодых специалистов.

В процессе освоения симуляционного курса врач-ординатор/ слушатель курса ДПО и ПП должен овладеть некоторыми навыками и умениями, совершенствовать врачебную технику; должен получить или закрепить общие и практические знания в объеме требований профессионального стандарта (при наличии) и ФГОС ВО соответствующего уровня, в объеме квалификационных характеристик специалиста соответствующего профиля. В ходе обучения по программе симуляционных модулей могут быть реализованы совместные тренинги медицинского персонала (обучающихся) в виде ролевых игр для разных категорий персонала. В качестве преподавателя симуляционного курса, а также в качестве эксперта и тренера по курсу выступает специалист, имеющий достаточный клинический опыт работы, соответствующую квалификацию и обладающий навыками работы с симуляционным инструментарием.

Формой отчетности обучающегося, подтверждающей успешное освоение симуляционного курса, является аттестационный лист ординатора/ аспиранта (слушателя ДПО и ПП), содержащий сведения о приобретенных в результате обучения практических навыках, компетенциях, отметки о степени их сформированности; индивидуальный учебный план ординатора/ аспиранта (слушателя ДПО и ПП).

Формы промежуточной (текущей) и итоговой (по окончании изучения модуля/дисциплины) аттестации по результатам симуляционного курса устанавливаются вузами самостоятельно. Аттестация обучающегося проводится в виде дифференцированного/ не дифференцированного зачета (или тестирования).

Симуляционные (имитационные) методы обучения позволяют объективно регистрировать параметры и оценивать качество и эффективность выполняемых медицинских манипуляций, многократно повторять данные манипуляции до полного формирования необходимого навыка и требуемого уровня выработки компетенций с целью качественной подготовки специалиста к клинической деятельности и достижения высокого уровня профессионализма в дальнейшем.

Разработка программ симуляционного обучения осуществляется в соответствии с перечнем компетенций согласно ФГОС и в соответствии с перечисленными в профессиональном стандарте (при его наличии)/ в квалификационных требованиях по каждой специальности (виду деятельности) трудовыми функциями, уровень сформированности компетенций и трудовых функций контролируется на каждом из этапов освоения обучающимся симуляционного курса.

Обучающий симуляционный курс состоит из 1) теоретической части, включающей в том числе просмотр и обсуждение учебных видеофильмов,2) работы на симуляционном оборудовании и 3) из объективной оценки приобретенных навыков.

Программа обучения в ходе симуляционного курса включает 1) вводные лекции и 2) практические занятия на муляжах, фантомах, манекенах или с помощью интерактивной мультимедийной программы (электронного курса – симулятора, в том числе виртуальной операционной).

Неотъемлемой частью содержания и структуры симуляционного обучения (обучающего симуляционного курса/ модуля) является:

1) учет входящего уровня подготовки обучающегося,

2) учет типа программы симуляционного обучения (первичная, повторная),

3) утверждение продолжительности обучения (часы/дни),

4) учет требуемого уровня подготовки,

5) определение основной цели и задач курса (например: ознакомление с принципами работы оборудования, обеспечение условий для приобретения опыта, контроль правильности выполнения манипуляций/освоения трудовых функций (на соответствие профессиональному стандарту), обеспечение условий для поддержания опыта и др.),

6) определение оптимального количества обучающихся в группе (минимального и максимального),

7) определение перечня формируемых компетенций, навыков (трудовых функций, действий), осваиваемых обучающимся при успешном окончании обучения (обучающиеся смогут правильно осуществлять действия),

8) разработка и отбор учебно-методических материалов: фонд оценочных средств для исходного контроля и коррекции результатов, стандарты оказания медицинской помощи, фонд оценочных средств на стандарт обученности (система оценки), сценарии ситуаций и др.

9) разработка планов занятий,

10) соблюдение требований к оснащению,

11) разработка и соблюдение требований к преподавателю,

12) разработка и соблюдение требований к персоналу,

13) инструктаж по технике безопасности и инструкции по работе с оборудованием для обучающегося и персонала.

Необходимыми в процессе учебно-методической подготовки и организации обучения являются следующие этапы разработки стандартного имитационного модуля (обучающего симуляционного курса):

2) проводится отбор и описание сценариев ситуаций, требующих экстренных (неотложных) вмешательств специалистов или применения отработанных до автоматизма навыков, ситуации конвертируются в имитационный процесс, обеспеченный полным набором оборудования и необходимого инструментария;

3) при формировании программ имитационного обучения в обязательном порядке учитываются: перечень профессиональных компетенций, формируемых у специалиста; инвазивность процедур, ситуации для неотложных вмешательств; технические возможности реализации учебного процесса (производителей средств обучения); унифицированные формы поведения в профессии; частые ошибки в процессе профессиональной деятельности врачей;

4) при разработке программ необходимо ориентироваться на возможности производителей тренажеров и тренажеров-симуляторов (виртуальных симуляторов) и материально-техническую оснащенность учреждения/ учебного подразделения,

5) важнейшими показателями при разработке программы симуляционного курса являются: первичность/ повторность курса; продолжительность обучения; требуемый уровень подготовки обучающегося; количество обучающихся в группе; обязательное наличие учебно-методических материалов (для исходного контроля и коррекции его результатов, для промежуточного контроля, для итоговой аттестации по курсу).

При планировании курса в обязательном порядке формулируется основная задача курса (например, ознакомление с принципами работы устройства или отработка определенных навыков на нем). При успешном окончании обучения по модулю (курсу) обучающиеся смогут правильно осуществлять манипуляции с данным инструментарием, техническими средствами и др.

Итогом курса/ модуля является контроль правильности выполнения действий, манипуляций, степень формирования навыков и умений.

Для реализации процедуры симуляционного обучения необходимыми являются для каждого занятия:

2) перечень оснащения занятия;

3) требования к преподавателю (тренеру),

4) требования к персоналу ЛПУ (Центр практической подготовки врачей).

Структура обучающего симуляционного курса (вне зависимости отварианта и модели обучения) должна соотвествовать общей схеме :

1) вводный инструктаж (инструктаж по использования симуляционных тренажеров и теоретическая часть),

2) предварительное тестирование знаний и навыков обучающегося, входящий контроль сформированности компетенций,

3) отработка практических навыков с использованием симуляторов (в том числе виртуальных и биологических моделей),

4) промежуточное тестирование (текущий контроль),

5) завершение курса, итоговый контроль знаний и навыков (сформированности компетенций).

Учебно-тематический план обучающего симуляционного курса включает часы теоретической подготовки, практической подготовки, самостоятельной работы и аттестации. Учебно-тематический план по курсу симуляционного обучения для ординаторов может включать от трех до одной зачетной единицы (108 и 36 часов).

Трудоемкость обучающих симуляционных курсов по программам дополнительного профессионального образования определяется разработчиками программы при соблюдении требований Минобрнауки России и Минздрава России к минимальному объему учебного курса/модуля (из расчета 1 зачетная единица в ДПО – 16 часов, 0, 5 зачетная единица в ДПО – 8 часов и т.п.).

1. Строится с учетом структуры (алгоритма) формируемого навыка – набора операций и приемов, выполняемых в определенном порядке. Опирается на три системы, учитывающие структурность навыка: предметная – обучаемый с самого начала выполняет все действия целиком, независимо от структурной сложности; операционная – каждая операция отрабатывается отдельно до автоматизма, а потом учат выполнять действия целиком; предметно-операционная (комплексная) – отдельно отрабатываются только отдельные, сложно поддающиеся отработке элементы, а потом обучаемый тренируется в овладении операцией целиком.

2. Обеспечивает поэтапное формирование навыка, то есть предусматривает три этапа: 1) аналитико-синтетический (овладение обучающимся структурой и всеми операциями действия), 2) автоматизации (доведение навыка до требуемой сложности, скорости, легкости, качеству выполнения), 3) надежности (закалка навыка усложнением условий и трудностей); включает три типа упражнений: на правильность, на правильность и скорость, на надежность при сохранении правильности и скорости.

3. Способствует осмысленному овладению действием – сознательное повторение действий с целью усовершенствования каждого следующего.

5. Строится на упражнениях, темп и усложнение условий которых индивидуализируются (но при контроле обученности унифицируются согласно требованиям к данному виду деятельности).

Методика формирования умений при симуляционном обучении должна обеспечить глубину усвоения знаний и возможность варьирования автоматического выполнения действий в меняющихся условиях. По своей структуре большинство умений существенно сложнее навыков или допускают их варьирование согласно меняющимся условиям. Алгоритм умений – очень гибок: действия и операции могут выполняться иначе, может меняться их последовательность, какие-то элементы могут в реальных условиях выпадать из обычной последовательности, какие-то, напротив, – включаться, и специалист должен быть готов к таким изменениям, реагировать мобильно. Поэтому особое внимание уделяется осмысленности, обоснованности всех действий (что, как, в какой последовательности и почему надо делать и менять по обстановке). На аналитико-синтетическом этапе по необходимости отрабатываются некоторые операции и приемы, входящие в структуру умения, выполнение части которых доводится до автоматизма (навыка). На этапе автоматизации умения нет, а вместо него после овладения основной структурой действия наступает этап выполнения действий в «штатных» – наиболее вероятных (трех-семи) ситуациях. На этапе разнообразия и гибкости, когда условия выполнения действия приобретают разнообразность (начиная с ситуации, находящейся между штатными). Обучающихся учат решать одну и ту же задачу в постоянно меняющихся условиях, требующих от них видоизменять порядок действия, исключать одни способы и операции и заменять их другими. Предъявляются требования к самостоятельному, творческому, обоснованному видоизменению действий и выборам в новых условиях. Важнейшие значение придается последнему этапу – надежности умения. Сложность обстановки и трудности в конце формирования умения приближаются к неопределенным, в которых обучаемых учат принимать наилучшие решения. Повышенное значение придается разбору упражнений, обсуждению действий, совместному поиску оптимального и обоснованного варианта.

При формирование навыков и умений в ходе симуляционного обучения выделяются этапы:

2) аналитико-синтетического обобщения,

4) разнообразия и гибкости,

Важнейшим в ходе применения симуляционного обучения является понятие о стандарте обученности.

Стандарт обученности – минимальные обязательные требования к уровню сформированности компетенций, освоению трудовых функций и выполнению практических действий обучающимся после прохождения симуляционного обучения. При этом навыки, формируемые в результате прохождения симуляционного курса, могут быть разделены на простейшие (осуществлять манипуляции должны уметь все специалисты сферы здравоохранения); врачебные (должны уметь осуществлять врачи всех специальностей); специализированные (должны уметь осуществлять врачи в зависимости от конкретной специальности). Специальные профессиональные умения и навыки (профессиональные компетенции) зависят от специализации/ профиля/ направленности подготовки.

Результатом имитационного обучения является оценка правильности выполнения обучающимся профессионального действия. Симуляционное обучение, таким образом, является «обучением до результата».

Для проведения итогового контроля освоения программы симуляционного курса авторами разрабатываются на основе ФГОС и профессиональных стандартов, квалификационных требований к специалистам сферы здравоохранения, а также иных документов Минздрава России, Минобрнауки России, Минтруда России и федерального законодательства критерии оценки профессиональных действий, основанные на действующих стандартах медицинской помощи и медицинских услуг.

Аттестация по симуляционному курсу/ модулю может проводиться в режиме видеосвязи (оценки деятельности по данным видеофиксации или иным), в режиме тестирования (с использованием системы дистанционного и электронного обучения) или являться экспертной аттестацией.

Тестирование может быть проведено с помощью инструментов, встроенных в симуляционный модуль (обучающий курс) или с помощью отдельных инструментов. Процесс тестирования (в том числе тестирования правильности выполнения действий и манипуляции) должен быть максимально унифицирован и, по возможности, автоматизирован.

При наличии условий должны быть обеспечены автоматизированная обработка результатов тестирования, процедура оценивания, системы документирования результатов тестирования, хранения результатов тестирования, в том числе входящего контроля и текущей аттестации для сравнения с итоговыми результатами обучающего симуляционного курса.

При аттестации в режиме оценки результатов выполнения манипуляции с помощью анализа видеозаписи (или иных форм фиксации) должно быть обеспечено хранение указанных файлов (в том числе видеофайлов с фиксацией упражнений) или сообщений и персональных данных обучающихся.

Одним из признанных методическим средством контроля обученности, сформированности навыка является фиксация качества исполнения навыка в экзаменационной обстановке с помощью чек-листа (оценочного листа сформированности навыка).

Сам бланк оценочного листа представляет собой обычно таблицу, включающую обязательные столбцы: 1) столбец с названием навыка и ссылкой на нормативный документ, регламентирующий наличие данного навыка у специалиста; 2) столбец с разделением навыка на этапы его реализации (исполнения); 3) столбец с перечислением всех минимальных действий, разделенных на этапы реализации навыка и необходмых для полного выполнения указанного навыка, а также с критериями оценки правильного выполнения данных минимальных действий, по которым экзаменатор или экзаменуемый самостоятельно может оценить качество выполненного действия; 4) столбец с указанием нормативного для каждого минимального действия временем в минутах или секундах; 5) столбец для отметок (оценки) по качеству выполения всех минимальных действий навыка. Лист оценки навыка включает также за пределами таблицы указание на полные нормативные затраты на реализацию навыка, а также общий балл для оценивания (как максимальный, исходя из выполнения всех минимальных действий правильно с максимальной оценкой, так и минимальный, свидетельствующий о наличии/соблюдении стандарта обученности).

Необходимо учитывать, что при наличии (и тем более при отсутствии) режима видеофиксации, важным является не только выполнение мануальных действий, но иногда и сознательное озвучивание производимых действий. Так, например, при интерпретации результатов лабораторных или инструментальных исследований или результатов физикального осмотра важна не только последовательность и полнота действий экзаменуемого, но и способность грамотно, структурированно, последовательно артикулировать результаты осуществляемой аналитической работы. В силу данных причин в столбце с описание критериев оценивания могут быть указаны, наряду с условным критерием «действие выполнено/не выполнено» также и критерии «изложено вслух/ не изложено вслух». Чек-листы активно внедряются в отечественную бизнес-сферу, но с учетом специфики медицинских специальностей, в них данный вид оценочных средств особенно уместен и в симуляционном обучении в данный момент уже является основным. Чек-листы используются при проведении первичной и специализированной аккредитации специалистов в медицинском образовании.

Для разработки методических материалов и унификации организационно-технических и педагогических условий в рамках симуляционного обучения предполагается функционирование ряда подразделений, задействованных в системе разработки учебных программ для симуляционного обучения и в их реализации.

Образовательными структурами симуляционного обучения, в зависимости от потребностей обучения могут быть:

1. Кафедральные учебные классы для формирования отдельных компетенций, выработки навыков и освоения трудовых действий.

2. Межкафедральные учебные классы для контроля сформированности отдельных компетенций и трудовых действий, выработки навыков.

3. Учебные виртуальные клиники.

6. Учебно-виртуальные комплексы.

При этом в обязательном порядке должно быть обеспечно:

1) необходимое количество тренажеров для группового обучения (согласно требованиям программы симуляционного курса, его целей и задач),

2) достаточный ассортимент тренажеров (для отработки профессиональных трудовых действий, навыков, формирования и развития компетенций в зависимости от специальности и уровня образования),

3) к онтроль качества использования технических средств (ведение базы данных симуляционных курсов, выделение времени на реализацию обучения),

4) наличие разработанных сторонними специалистами или работниками сооветствующих подразделений учреждения имитационных мультимедийных программ для обслуживания симуляторов и организации учебного процесса (виртуальных операционных и т.п.);

Научно-педагогический состав кафедр и специалисты клинических баз обеспечивают:

1) теоретическое обоснование деятельности симуляционных классов, центров через учет максимального количества клинических случаев одного и того же состояния и создание максимально приближенных к реальности виртуальных ситуаций,

2) разработку программ и учебно-методических материалов,

Данная цель реализуется через выполнение основных задач деятельности:

1) организация занятий, способствующих повышению качества подготовки на основе новых организационных форм практического обучения, методов обучения и контроля;

2) научно-методическое и техническое сопровождение системы практического обучения и оценки сформированности навыков, трудовых действий, компетенций различных категорий медицинского персонала.

Результат деятельности симуляционного кабинета (подразделения) измеряется в количестве и результатах итоговой аттестации прошедших обучение по симуляционным курсам и отдельным модулям курса.

Основные функции подразделения симуляционного обучения :

1. Организация занятий, способствующих повышению качества подготовки на основе новых организационных форм и методов обучения и контроля.

2. Составление и реализация расписания занятий на основе разработанных программ для обучения, в котором содержится информация о наименовании, количестве и целях занятий, количестве учебных часов и количестве (минимальном и максимальном) обучающихся в группе.

3. Расписание формируется на основе заявок на проведение занятий от деканатов, кафедр, других учебных заведений и отдельных лиц.

4. Предоставление технических условий для проведения преподавателями занятий на основе расписания.

5. Занятия проводят имеющие специальную подготовку в области имитационного обучения и прошедшие инструктаж по работе в конкретных условиях преподаватели кафедр и привлеченные специалисты при технической и методической поддержке.

6. Организация обучения практическим профессиональным навыкам осуществляется путем создания условий, позволяющих каждому обучаемому самостоятельно выполнять диагностические и лечебные манипуляции на тренажерах в соответствии с действующими учебными программами на основе объективных форм педагогического контроля.

7. Привлечение специалистов для реализации программ, в рамках развития новых организационных форм (тренингов, мастер-классов, вебинаров и др.) и методов имитационных обучения с учетом основной образовательной программы/ дополнительной образовательной программы обучающегося.

8. Создание и ведение базы данных о результатах прохождения обучения.

9. Создание аналитических отчетов (по соответствующим запросам) о динамике результатов обучения и совершенствования подготовки специалистов.

10. Разработка научно-обоснованных планов развития имитационного обучения в вузе.

11. Участие (совместно с преподавателями) в разработке программ (модулей) и других методических материалов для занятий на симуляционных обучающих курсах.

12. Разработка (совместно с преподавателями) критериев оценивания и перечня требований к обучающихся по различным специальностям в соответствии с квалификационными ребованиями, национальными рекомендациями, стандартами оказания медицинской помощи, ФГОС, профессиональными стандартами.

13. Формирование и актуализация (совместно с преподавателями) фонда оценочных средств для осуществления научно-обоснованных педагогических измерений результатов подготовки обучающихся в ходе симуляционного курса.

14. Регистрация на основе утвержденных критериев оценивания результатов выполнения соответствующих программ симуляционных курсов обучающимися.

15. Разработка методических рекомендаций по организации и применению современных методов и форм обучения с использованием тренажеров/симуляторов/фантомов и др.

16. Организация и проведение консультаций для преподавателей и технического персонала.

Рекомендации. Как показал личный опыт разработки методического обеспечения для контроля выработки и автоматизации навыков, необходимо издавать межотраслевые словари по дидактике симуляционного обучения в помощь педагогическим работникам и унифицировать используемую терминологию, методы, технологии и приемы на основе лучших достижений отечественной педагогики высшей школы. Данная унификация необходима в силу того, что симуляционное обучение шагнуло из бизнеса, инженерной и авиационной отраслей в зону ответственности за жизнь и здоровье человека, а автоматический схоластический перенос понятийного аппарата и методик в данную зону без глубинного анализа содержания данного метода и технологии обучения невозможен.

Приведенное выше суммирующее исследование-обзор осуществлено на базе Управления научно-методической и образовательной деятельности ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России в 2017 году в процессе подготовки к работе над чек-листами (оценочными листами мануальных навыков) и ситуационными задачами по проекту «Московский врач».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *