Симуляционное обучение в медицине что это такое простыми словами
Симуляционное обучение в медицине что это такое простыми словами
Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, процессы реформирования и модернизации отрасли выявили с особой остротой проблему профессиональной подготовки медицинских работников.
Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации. Поэтому закономерно что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.
Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого вуза независимо от его статуса и величины. С одной стороны, нарастающие требования новых государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям выпускников, а с другой, нерешенные проблемы клинических кафедр, которые испытывают общеизвестные трудности в своей работе, ‒ во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения.
При прохождении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценный разбор каждого из курируемых больных и уж тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом объективного обследования пациента. В реальной клинике эта ситуация усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденной работой в группе. В последние годы ситуация усугубляется повсеместным внедрением в клиниках рыночных отношений и изменениями в законодательной базе.
В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе. Это мы хотим подчеркнуть именно для студентов, начиная с I курса, а не только для отдельных групп врачей-ординаторов и интернов.
В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски.
Методики симуляционного обучения в медицине известны уже давно, в частности в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов XX века.[1, 4] Использование симуляторов,манекенов, фантомов позволяет многократно отрабатывать определенные упражнения и действия при обеспечении своевременных, подробных профессиональных инструкций в ходе работы [2].
Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.
Однако в доступной нам литературе мы нашли мало убедительных данных об использовании симуляторов в линейных программах обучения студентов [3]. Новые государственные образовательные стандарты, «подзаконные» акты совершенно не определяют роль и место симуляционного обучения в учебном процессе, не определена методика и дидактика обучения.
Первые скромные шаги в работе центра практических навыков Ставропольской государственной медицинской академии показали целесообразность инвестирования материальных средств в воплощение идеи создания центра и получили положительный отклик у многих представителей профессорско-преподавательского состава нашей академии.
После этого студенты переходят в учебные залы для освоения практических навыков, где по темам собраны тренажеры для отработки отдельных медицинских манипуляций: сосудистый доступ, восстановление проходимости ВДП, сердечно-легочная реанимация, пункция пневмоторакса, иммобилизация и транспортировка, катетеризация мочевого пузыря, промывание желудка, уход за стомами и катетерами, аускультация, гинекологические и акушерские манипуляции.
Затем следует этап компьютерной имитации, когда в условиях класса студент должен пройти определенные модули интерактивной учебной программы (остановка сердца, нарушения дыхания, аритмии, отравления и передозировки, метаболические нарушения и терморегуляция).
А затем, имея теоретическую подготовку (первый этап), владея практическими навыками (второй этап) и отработав виртуальный алгоритм лечения неотложных состояний, студент попадает в симуляционную часть центра (имитация палаты), где в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на его вмешательства), он путем многократного повторения и разбора ошибок добивается совершенства своих психомоторных навыков, навыков работы с оборудованием и пациентом, навыков работы в команде.
Согласно требованиям ФГОС 3 для обучения педиатров еще большее внимание следует уделять овладению студентами практических навыков.
Также, согласно программе обучения, преподавание у педиатров следует производить по дисциплине «Анестезиология и реаниматология» в 11-12 семестре обучения в объеме 2 зачетных единиц + 1 единица на самостоятельную работу.
Учитывая сложность изучаемой дисциплины, вместить два больших раздела преподавания в указанный объем часовой нагрузки с сохранением качества преподавания практических навыков не представляется возможным.
Кроме того, экзамен по разделу реанимации и интенсивной терапии сдают именно студенты 5-го курса педиатрического факультета в ходе комплексного экзамена по детской хирургии в 10-м семестре, то есть до прохождения курса практических занятий по новому образовательному стандарту.
Учитывая вышесказанное, с сентября 2011 г. принято решение о выделении 1,5 зачетных единиц для обучения студентов 5-го курса педиатрического факультета практическим навыкам на базе Центра практических навыков по разделу «анестезиология». На 6-м курсе педиатрического факультета вопросы оказания реанимации и неотложной помощи на госпитальном и догоспитальном этапах решаются уже у постели больного на учебных базах курса. Преподавание навыков проводится силами преподавателей курса ввиду их большого практического опыта работы.
Предлагаем схему работы и перечень практических навыков, изучаемых в Центре.
Инновационная технология симуляционного обучения средних медицинских работников
Перед системой здравоохранения в настоящее время стоят задачи, направленные на улучшение качества медицинской помощи населению страны и приоритетным является подготовка высококвалифицированных медицинских работников именно среднего звена. Тезис «кадры решают все» не потерял и не потеряет никогда своей актуальности. Чтобы адаптироваться к современным рыночным условиям образовательным учреждениям необходимо усилить практикоориентированную направленность подготовки конкурентоспособных медицинских специалистов.
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения к профессиональной компетентности выпускников и реальные условия системы практического здравоохранения диктуют необходимость изменений в методологии среднего медицинского образования. Выпускник медицинского техникума должен владеть, кроме знаний и умений, еще и практическим опытом.
Медицинское образование в настоящее время невозможно представить без применения симуляционных технологий. Разумеется, подготовка квалифицированного фельдшера невозможна без контакта и общения с реальными пациентами, но все чаще безопасность пациента и его благополучие представляют фундаментальную этическую проблему. Колледжи и техникумы должны создать безопасную и надежную образовательную среду для обучения клиническим умениям. Одним из способов достижения этой задачи является симуляционное обучение. Обучение клиническим умениям с использованием манекенов и тренажеров под наблюдением преподавателя предоставляет возможность студентам делать ошибки в безопасной среде, что улучшает освоение ими клинических умений. Доказано, что симуляционное обучение, предшествующее и дополняющее клиническое обучение, позволяет студентам достичь более высокого уровня клинической компетентности.
Давайте сравним традиционное классическое обучение у постели больного и симуляционное обучение. Преимуществами первого являются следующие: опыт взаимодействия с разными пациентами; возможность наблюдать действия профессионалов; развитие клинического мышления; подготовка к самостоятельной деятельности. Но оно также имеет и свои недостатки: не у всех студентов есть возможность самостоятельно выполнить действие; в процессе обучения велика вероятность ошибки; нарушение права пациента на качественное оказание помощи; не всегда существует возможность педагогического контроля степени достижения компетентности (выполнения действий с его обоснованием).
Как уменьшить недостатки и создать условия для формирования и оценки компетентности студентов? Наряду с обязательным обучением у постели больного необходимо шире использовать возможности симуляционного обучения, которое: ни в коей мере не заменяет, а только дополняет подготовку к реальной клинической практике и обеспечивает безопасную для пациентов возможность; обучения молодых врачей, фельдшеров и медицинских сестер отдельным навыкам; регулярной тренировки для опытных специалистов в редких клинических ситуациях; отработки взаимодействия команды профессионалов; усвоения правил эффективного общения.
Для оценки компетентности студентов второго и третьего курсов по овладению практическими навыками согласно рабочей программы МДК 02.01. Лечение пациентов терапевтического профиля была разработана анкета, которая состояла из 6 частей:
— первая включала оценку навыков по общему уходу за пациентом: закапывание лекарств в глаза, уши и нос, правильное использование ингалятора, проведение инъекций: внутрикожной, подкожной, внутримышечной и внутривенной, освоение техники сердечно-легочной реанимации,
— вторая: оценка времени освоения практических навыков в стационаре,
— третья: оценка эффективности пребывания в стационаре и отработка практических навыков на фантомах и муляжах,
— четвертая: оценка умений по отработки каждого навыка до автоматизма,
— пятая: мнение студентов об эффективности использования манекенов, фантомов и муляжей,
— шестая часть анкеты включала предложения по улучшению учебного процесса.
Было проанкетировано 72 студента второго и третьего курсов специальности Лечебное дело, проходивших обучение на базе Канской межрайонной больницы в терапевтических отделениях с целью изучения удовлетворенности студентов и уверенности в своих силах. Участники исследования были поделены на две подгруппы. Первая подгруппа студентов обучалась на манекенах, фантомах и муляжах, другая подгруппа под руководством преподавателей обучалась на пациентах, друг на друге, или применялся лекционный формат обучения. Студенты, обучающиеся на фантомах овладели навыками закапывания лекарственных средств в глаза и в нос 54,1%, уверенно 52,1% студентов могут выполнять инъекции: внутримышечные, внутривенные, внутрикожные и подкожные, а уверенность в своих силах по выполнению сердечно-легочной реанимации оценили – 15,8%. При этом показали более высокую удовлетворенность и уверенность.
В проведенном исследовании уверенность студентов и качество приобретенных навыков и умений напрямую зависели от количество времени проведенных в стационаре – 60% случаев обучающиеся находились в КМБ более 10 дней. Не уверенность в достижении необходимого уровня компетенций отметили 21,2% студентов.
Участники исследования, которые отрабатывали практические навыки в терапевтических и хирургических отделениях стационара только 36,5% случаев овладели навыками закапывания лекарственных средств в глаза, нос, только 12,3% студентов овладели техникой выполнения внутримышечных инъекций. При этом были выявлены следующие недостатки: страх студентов перед пациентами, недостаток коммуникативных навыков в общении с пациентами, недовольство пациентов, недостаток времени для отработки каждого навыка, ограничение допуска студентов в процедурные кабинеты, психологическая боязнь выполнения процедуры, высокий риск для здоровья пациента.
Большинство студентов (84,2%), участвовавших в данном исследовании оценили опыт использования фантомов и муляжей как полезный. По мнению студентов, использование фантомов, муляжей и манекенов в учебном процессе имеет больший эффект, чем просто лекционный формат обучения.
Завершающим этапом данного исследования были ответы студентов и преподавателей на вопрос, сможет ли обучение на фантомах, муляжах и манекенах быть применено в реальной практике. При этом в 100% случаев преподаватели ответили, что полученные навыки окажутся полезными во время реальной практики, но с этим были согласны менее половины участвующих в исследовании студентов.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Симуляционные технологии в медицине являются новым для нашего образования форматом обучения с активным практическим акцентом, эффективно формирующим опыт практической деятельности будущих средних медицинских работников через погружение в реальность практического здравоохранения.
Список литературы
Применение симуляционного обучения в образовательном процессе Ачинского медицинского техникума
В современном мире, в эпоху бурного развития высокотехнологичной медицины общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Именно этот показатель и качество жизни пациентов после проведенного лечения должны лежать в основе оценки профессиональной деятельности отдельных специалистов и учреждений, а также уровня здравоохранения в целом.
Современный компетентностный подход в системе подготовки медицинских кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет определенные требования к качеству усвоения практических навыков студентами.
Классическая система медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки специалиста. Главными препятствиями к этому являются отсутствие непрерывной обратной связи между учащимся и педагогом, невозможность практической иллюстрации всего многообразия клинических ситуаций, а также морально-этические и законодательные ограничения в общении учащихся с пациентом. Поэтому ключевой задачей современного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту. Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях. Создание широкого арсенала тренажеров, имитирующих приближенные к естественным условиям возможности для практических действий, компьютерное моделирование всевозможных клинических ситуаций в динамике их развития открывает новые горизонты для практической подготовки, повышения квалификации и оценки ее уровня у студентов.
Значимость использования манекенов, фантомов-имитаторов, медицинского инструментария и оборудования, изделий медицинского назначения предопределена Приказом МЗ и социального развития РФ от 15.01.2007г. №30 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам», в котором четко определено, что «к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)…»
В системе медицинского образования симуляции лежат в основе ряда методик, призванных воспроизводить клинические ситуации с целью обучения, повторения, оценки и исследования. Симуляторы варьируют от простых физических моделей анатомических структур (например, модель костей таза или тренажеры для отработки отдельных умений) до сложных устройств и манекенов с высокой механической реальностью и компьютерным управлением.
По определению Девида Габа (Стендфордский университет, 2004 г.), симуляционное обучение – это техника, которая позволяет обогатить или заместить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, имеющей место в реальном мире и в полной интерактивной манере.
Преподаватели техникума наряду с традиционными методами преподавания широко используют инновационные подходы в создании понятийного аппарата, теоретических основ медицины, в закладывании основ профессионального мышления.
Фундаментальные знания закладываются на лекциях, которые проводятся в форме объяснительно-иллюстрированной, в виде проблемных лекций, дискуссий, интегрированных лекций, позволяющих обобщить знания анатомии, микробиологии, фармакологии, хирургии, терапии, педиатрии.
Применение знаний в практической деятельности обеспечивается с помощью умений, а умения тесно связаны с навыками. Поэтому следующим уровнем подготовки обучающегося, при освоении практических умений и навыков являются симуляционный кабинет, кабинеты клинических дисциплин, оснащенные современным оборудованием, фантомами для отработки различных манипуляций: восстановление проходимости верхних дыхательных путей, сердечно-легочной реанимации, сосудистый доступ, уход за больным и др.
Типы симуляторов, используемых в образовательном процессе Ачинского медицинского техникума, классифицируются следующим образом:
– компьютеризированные манекены, экранные симуляторы (позволяют имитировать ответную реакцию);
– система ситуационных задач;
– ролевые игры клинического типа (позволяют формировать умения клинического мышления).
В техникуме применяются различные уровни реалистичности оборудования:
Основными принципами организации учебного процесса на основе симуляционных технологий являются следующие:
1. Наличие конкретных целей и задач обучения.
2. Интеграции симуляционных технологий с содержанием образовательной программы.
3. Этапность процесса обучения.
4. Возможность неоднократного выполнения учебного действия до формирования определенного умения или навыка.
5. Предоставление обучающимся оперативной обратной связи по результатам обучения.
6. Разнообразие имитации профессиональных ситуаций.
Планирование использования симуляционных технологий в учебном процессе Ачинского медицинского техникума осуществляется с позиции компетентностного подхода. В соответствии с этим подходом сначала определяются конечные результаты – профессиональные компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся. Формирование профессиональных компетенций специалиста предполагает овладение системой профессиональных знаний, умений, навыков. Следующим этапом является отбор тех практических умений и навыков, которые могут быть сформированы с использованием симуляционных технологий. Именно из состава отобранных умений и навыков определяются как типы симуляторов, так и методики их использования. Таким образом, цель использования симуляционных технологий – это формирование профессиональных умений и навыков на основе знания содержания образовательной программы.
Эффективность формирования практических навыков заключается в следующем:
1. Методика строится с учетом структуры (алгоритма) формируемого навыка: набора операций и приемов, выполняемых в определенном порядке.
Применяются три системы:
– предметная – обучаемый с самого начала выполняет все действия целиком, независимо от структурной сложности;
– операционная – каждая операция отрабатывается отде-льно до автоматизма, а потом выполняется действие целиком;
– предметно-операционная (комплексная) – отдельно отрабатываются только сложно поддающиеся отработке элементы, а потом обучаемый тренируется в овладении операцией целиком.
2. Методика обеспечивает поэтапное формирование навыка:
— аналитико-синтетический (овладение обучающимся структурой и всеми операциями действия);
— автоматизации (доведение навыка до требуемой сложности, скорости, легкости, качества выполнения);
— надежности (закалка навыка усложнением условий и трудностей).
3. Методика опирается на комплекс методов и методических приемов: объяснения, показ, организация оценивающего наблюдения группы за действиями выполняющего, разбор, заучивание алгоритмов. Показ образцового выполнения действия в начале занятия полезно делать дважды:
— первый – образцовый в реальном темпе;
— второй – обучающий (пооперационный, медленный, с объяснениями).
Методика формирования умений имеет как сходство с методикой формирования навыков, так и отличия:
1. По своей структуре большинство умений сложнее навыков. Действия и операции могут выполняться иначе, может меняться их последовательность. Поэтому особое внимание уделяется осмысленности, обоснованности всех действий.
2. По необходимости отрабатываются некоторые операции и приемы, входящие в структуру умения, выполнение части которых доводится до автоматизма (навыка).
3. После овладения основной структурой действия выполняются действия в «штатных» – наиболее вероятных ситуациях.
4. После выполнения действий в разнообразных ситуациях обучающиеся решают одну и ту же задачу в постоянно меняющихся условиях, требующих видоизменять порядок действия, исключать одни способы и операции и заменять их другими.
Одним из важных этапов симуляционного обучения, применяемого в Ачинском медицинском техникуме, является дебрифинг – следующий вслед за выполнением симуляционного упражнения его разбор, анализ «плюсов» и «минусов» действий обучаемых и обсуждение приобретенного ими опыта. Этот вид деятельности активирует рефлексивное мышление у обучаемых и обеспечивает обратную связь для оценки качества выполнения симуляционного задания и закрепления полученных навыков и знаний. Благодаря дебрифингу симуляционный опыт превращается в осознанную практику, которая в итоге поможет обучаемому подготовиться как эмоционально, так и физически к будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, преимуществами симуляционного обучения являются:
• приобретение клинического опыта в виртуальной среде без риска для пациента;
• объективная оценка достигнутого уровня мастерства;
• не ограниченное число повторов отработки навыков;
• возможность проведения тренировок в удобное время, независимо от работы стационара;
• возможность отработки действий при редких и жизнеугрожающих патологиях;
• часть функций преподавателя берет на себя виртуальный тренажер;
• снижен стресс при первых самостоятельных манипуляциях.
Симуляционное обучение позволяет отработать такие общие компетенции, как соблюдение правил личной безопасности на рабочем месте и безопасности пациента; повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков молодых специалистов на этапе учебной практики, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и будущей профессиональной деятельности.
Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / Под ред. А.А. Свистунова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 288 с.
Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / Симуляция in situ: преимущества, недостатки, меры предосторожности проведения медицинского симуляционного обучения на рабочем месте
Симуляция in situ: преимущества, недостатки, меры предосторожности проведения медицинского симуляционного обучения на рабочем месте
Автор(ы): Горшков М. Д.
Актуальность
Симуляцией in situ (лат. – “на месте”) называется проведение симуляционного обучения или иной учебной и исследовательской активности на рабочем месте, в реальной медицинской среде с привлечением сотрудников, работающих в данном учреждении. Подобный вариант имеет ряд преимуществ и недостатков перед традиционным ex situ, в симуляционном центре и, несмотря на масштабное применение во всем мире, не получил широкого распространения в России и странах Содружества.
Сравнить вариант симуляции на рабочем месте с проведением ее в симуляционном центре; сформулировать преимущества и недостатки, риски ее проведения; определить меры по их снижению и устранению.
Результаты
Проведение симуляции в стенах лечебного учреждения дает возможность отработки наиболее сложных и жизнеугрожающих ситуаций на конкретном рабочем месте, в реальной, но при этом безопасной для пациента и персонала обстановке, без создания угрозы их жизни и здоровью.
Симуляция in situ может служить не только для обучения персонала трудовым действиям на рабочем месте, но также является мощным инструментом в борьбе за качество оказания медицинской помощи, помогая выявить потенциальные угрозы безопасности пациентов, найти оптимальные схемы размещения оборудования, инструментария, медикаментов, усовершенствовать правила внутреннего распорядка.
Преимущества симуляции in situ: обучение в реальной, но безопасной рабочей среде; знакомая обстановка не требует длительного вводного инструктажа; комфорт участников при обучении в привычной рабочей среде; снижаются потери рабочего времени; возможность в любое время вернуться к исполнению обязанностей; освоение конкретной рабочей среды учреждения; освоение на практике особенностей клинических процессов данного ЛПУ; обучение эксплуатации, инструктаж, обкатка нового оборудования в реальных условиях; формирование командного взаимодействия в действующем коллективе; выявление проблем лечебно-диагностических процессов в учреждении; тестирование в реальных условиях новых протоколов и инструкций; оценка профессионализма сотрудников ЛПУ; не требуется создания имитации рабочей среды; контроль результатов тренинга непосредственно на рабочем месте; проведение тренингов положительно оценивается пациентами и обществом в целом.
Вместе с тем, наряду с многочисленными плюсами следует учитывать и целый ряд недостатков методики in situ, по сравнению с проведением обучения в специализированном учебном симуляционном центре: угроза непреднамеренного использования учебной аппаратуры, инструментов или лекарств на больных; угроза безопасности обучаемых при использовании действующей медицинской аппаратуры; психологический дискомфорт на занятиях в своем коллективе, со своими коллегами; клиническая активность отвлекает от занятия, сокращает его длительность; в больнице сложнее и дороже обеспечить должную учебную оснащенность; отсутствует операторская, инструктор находится в том же помещении; необходимо выделить помещение и оборудование, провести его подготовку; после завершения тренинга необходимо вернуть помещение в исходное состояние; использованное медоборудования подготовить к клиническому применению
Многие из недостатков симуляции на рабочем месте можно предотвратить или снизить потенциальный риск их возникновения, соблюдая определенные меры безопасности. Все симуляционные устройства и имитационные лекарства должны иметь бросающуюся в глаза маркировку: “учебный”, “имитация”, “не применять у больных”. В ходе пре-брифинга необходимо проинструктировать участников о том, какое оборудование является учебным, а какое реальным. Обратить особое внимание на потенциально опасные приборы и препараты, возможный источник опасности: разряд дефибриллятора, дым, медицинские газы, реальные препараты. Не смешивать в одной укладке реальные и имитационные лекарства. Бывшие в употреблении инструменты следует обработать надлежащим образом. По окончании тренинга все материалы должны оставаться в этом помещении. Покидая зону тренинга необходимо опустошить карманы халата, костюма, чтобы избежать случайный вынос имитационных лекарств или устройств в клиническую среду. Учебная зона должна быть обозначена, например, с помощью таблички на двери «Внимание, идут занятия!». Вне учебного времени помещение, где размещено симуляционное оборудование и имитационные препараты, должно быть заперто для предотвращения случайного доступа к ним. Если тренинг будет сопровождаться необычной, привлекающей внимание активностью, например, в ходе занятия будут использоваться шумовые и световые эффекты для отработки эвакуации при пожаре, то об этом надлежит оповестить весь персонал отделения и/или больницы, а также пациентов и их родственников. Предварительно обсудить процедуру пополнения запасов используемых одноразовых материалов, альтернативный источник неотложного оборудования и инструментария, задействованных на занятии.
Выводы
Симуляция in situ широко применяется в мире, является методикой с доказанной эффективностью, обладающей уникальными особенностями. Наряду с преимуществами существует целый ряд недостатков и угроз в ходе ее применения. Соблюдение комплекса мер предосторожности позволяет нивелировать недостатки и снизить потенциальные риски.