Симуляционная медицина что это
Как симуляционные центры помогают врачам в период пандемии
Симуляционное обучение в период пандемии оказало существенное влияние на эффективность помощи пациентам в критических ситуациях. В рамках круглого стола «Роль симуляционного обучения в период пандемии», организованного Фондом Международного медицинского кластера, Федеральным научно-практическим центром подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения и Общероссийской общественной организацией «Росомед», российские и иностранные эксперты обсудили, насколько полезным может быть симуляционное обучение в рамках подготовки специалистов для борьбы с пандемией.
Один из ведущих экспертов в области создания и развития медицинских симуляционных центров в США и операционный управляющий Симуляционного центра JohnsHopkinsMedicine Адам Додсон отметил, что в сегодняшней ситуации особенно важно делиться опытом, чтобы оперативно, безопасно и максимально эффективно выстраивать свою работу.
Университет Джонса Хопкинса располагает не только симуляционным центром, но и полноценным симуляционным госпиталем, включающим все необходимые составляющие для работы реального учреждения: посты медицинских сестер, операционные, палаты интенсивной терапии, педиатрическое отделение, отделение травматологии и другие. Для отработки необходимых навыков в центре представлено 280 индивидуальных курсов, 44 манекена-робота и 1 500 тренировочных установок.
В условиях пандемии занятия стали проводиться не только очно, но и онлайн. Для сохранения эффективности обучения преподаватели давали информацию ограниченными дозами и задавали студентам больше вопросов, чтобы быть уверенными в усвоении материала, использовали удобные, максимально простые инструменты для проведения занятий. Акцент делался на интерактивность и вовлечение студентов в обсуждение. При этом эксперт отметил, что время усвоения материала из-за невозможности наглядно показать то или иное действие увеличилось практически в два раза.
Очное обучение также претерпело изменения: для сохранения безопасной социальной дистанции количество участников в группе было сокращено в два раза. Для безопасности учащихся была организована дезинфекция пространства после каждого занятия, часть шкафчиков для вещей студентов была отгорожена, чтобы увеличить дистанцию между посетителями, а пространство в симуляционных комнатах было размечено для соблюдения социальной дистанции.
В очном формате активно оттачивались навыки проведения сердечно-легочной реанимации, работа с трудными дыхательными путями в экстренной ситуации, а также ЭКМО, в том числе на младенцах. Для максимальной приближенностик реальной ситуации в некоторых сценариях подключены и актеры: к примеру, для тренировки медсестер, оказывающих помощь коронавирусным больным на дому, в том числе и детям, в работу включается актриса, изображающая мать ребенка.
Кроме работы над сценариями, связанными с COVID-19, сейчас активно идет отработка навыков по оказанию помощи при травмах – по словам эксперта, в сегодняшней ситуации в США с обострившейся проблемой расовой дискриминации эти навыки оказались очень востребованными.
Переходя от американского опыта, председатель президиума правления «Росомеда», директор ЕвроМедСима (Европейский институт симуляционного обучения в медицине, Германия) Максим Горшков рассказал о применении симуляционных методик в борьбе с коронавирусными инфекциями в Европе.
COVID-19 застал все системы здравоохранения врасплох – потребовалось совершенно иное количество и другая специализация медперсонала, изменилась логистика поставок расходных материалов и СИЗ, было необходимо перепрофилирование коек. Эти изменения произошли буквально в течение нескольких недель и потребовали, в частности, инновационных подходов в обучении медперсонала.
Особое внимание в этой ситуации привлекло симуляционное обучение за счет таких преимуществ, как обучение без риска для пациентов, преподавателей и обучаемых, обучение в удобное время вне зависимости от наличия пациента, имитация редких, экстренных состояний, контролируемая и воспроизводимая среда, а также объективность и надежность оценки. Кроме этого, симуляционные методики уже зарекомендовали себя во время вспышек Эболы, SARS и MERS.
В сегодняшней ситуации наиболее востребованы занятия по отработке алгоритмов надевания и снятия СИЗ, взятия мазка из носоглотки, диагностике COVID-19, лечению вирусной пневмонии и иных состояний при коронавирусной инфекции, усвоению особенностей респираторной поддержки и проведению ЭКМО.
Кроме этого, симуляционные методики позволяют не только отрабатывать определенные навыки, но и оттачивать работу на незнакомых моделях оборудования, совершать пробный запуск вновь созданного отделения, проверять эффективность внутрибольничной сортировки, а также практиковать сообщение плохих новостей родственникам.
Эксперт подчеркнул, что в период пандемии медицинские симуляционные методики являются неотъемлемой частью обучения и совершенствования клинических процессов. Но при проведении подобных занятий важно правильно отбирать используемую информацию с учетом того, что в период пандемии появляется огромное количество новых данных: так, за три месяца было опубликовано более 20 тысяч научных статей, методических и клинических рекомендаций. И в этом объеме важно вычленить максимально полезные данные, которые помогут медперсоналу эффективно бороться с вирусом.
Такой подход к новым данным поддержал и заведующий Учебно-аккредитационным медицинским симуляционным центром Боткинской больницы, действительный член Европейского симуляционного общества (SESAM) Юрий Логвинов. По словам эксперта, все новые подтвержденные данные сразу внедрялись в работу Центра, чтобы сделать симуляционное обучение наиболее приближенным к реальным случаям. Более того, понимая необходимость максимально распространять качественные исследования и рекомендации по всем звеньям системы здравоохранения, Боткинская больница организовала рассылку медработникам по всей России, аккумулируя информацию и рекомендации от российских и иностранных коллег.
Обучение по борьбе с коронавирусной инфекцией включало курсы по особенностям диагностики, лечения и профилактики COVID-19, организации безопасной работы при контакте с зараженными пациентами, инвазивной и неинвазивной искусственной вентиляции легких, а также курс повышения квалификации под руководством Дениса Проценко «Особенности ИВЛ у пациентов с вирусной пневмонией». С 16 апреля по 19 июня было 25 882 просмотра вебинаров, связанных с COVID-19, проведено 203 курса, а обучение прошли более 2 000 специалистов – и эти данные особенно наглядно показывают, насколько необходимо и полезно симуляционное обучение в сложившейся ситуации.
Яркий пример востребованности симуляционного обучения в период пандемии привела начальник отдела развития образовательных проектов Фонда ММК Марина Казанфарова. Команда Фонда ММК всего за неделю до открытия МКЦИБ «Вороновское» организовала выездной симуляционный центр с целью обеспечить непрерывное профессиональное образование медперсонала больницы на высокотехнологичном симуляционном оборудовании в условиях повышенной инфекционной опасности. Учитывая, что география персонала была весьма обширна, требовалось в первую очередь привести к единому пониманию подходы к проведению процедур и работу с оборудованием.
Для создания симуляционного центра была выбрана локализация вне лечебных корпусов, чтобы обеспечить безопасность обучающихся. В рамках реализации проекта было выделено два помещения: аудиторный класс с возможностью проведения трансляции, очных занятий и мастер-классов и симуляционный центр с современными симуляторами «Эйдос-Медицина», способными имитировать различные патологические состояния.Обучение также проводилось в лечебных корпусах до их заполнения пациентами – это позволило сотрудникам познакомиться с медицинским оборудованием, провести симуляцию возможных сценариев в работе и отработать навыки быстрого реагирования и организации процесса оказания медицинской помощи.Кроме отработки навыков на симуляционном оборудовании, специалисты имели возможность усилить свою экспертизу благодаря онлайн-мероприятиям с ключевыми экспертами из разных стран, мастер-классам по отработке таких тем, как трудные дыхательные пути, сердечно-легочная реанимация, и другие.
Особое внимание также было уделено подготовке тренеров симуляционного центра, созданию и согласованию программы обучения. Налаженная коммуникация с медицинским персоналом и понимание их потребностей позволило организовать занятия по наиболее востребованным темам. Так, были проведены занятия по организации логистики отделения и потоков, мерам инфекционной безопасности, надеванию и снятию СИЗ, применению прон-позиции при лечении пациентов на ИВЛ и другим.
Для анализа актуальности и практической пользы учебных мероприятий была создана анкета обратной связи, которая позволила оценить качество проводимых мероприятий, а также определить приоритеты для их улучшения. По данным анкет, уровень удовлетворенности обучением среди более чем 400 сотрудников, прошедших обучение, равнялся 100%.
Практический опыт создания выездного симуляционного центра в условиях повышенной инфекционной опасности является уникальным для России. Успешная реализация проекта, его высокая востребованность среди персонала и множество преимуществ, таких как квалифицированный персонал, современное симуляционное оборудование с широким функционалом и наличие разветвленной сети российских и зарубежных образовательных партнеров, сформировали бренд выездного симуляционного центра ММК как готового образовательного продукта, созданного под актуальные цели и в короткие сроки.
Д.м.н., профессор, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ ГКБ им. В.П. Демихова Николай Карпун подтвердил практическую пользу симуляционного обучения. Его эффективность особенно была заметна при выстраивании работы специалистов в МКЦИБ «Вороновское». Центр был построен за 4,5 недели, и за это же время было необходимо набрать и обучить специалистов. Люди приезжали из разных регионов – 81 город был представлен работниками инфекционного центра. Безусловно, у всех был разный опыт, разный уровень квалификации, им предстояло работать с оборудованием, с которым не все сталкивались, а также было необходимо слаженно действовать с совершенно незнакомыми людьми. И именно благодаря предоставленной Фондом ММК возможности проводить симуляционное обучение, подключать симуляторы к настоящему оборудованию, отрабатывать навыки в команде привели к отличным результатам. Центр принял более 1000 больных, немалое количество из которых были тяжелыми, но летальность сейчас находится на уровне ниже 6%, что доказывает тот факт, что благодаря симуляционному обучению возможно создать полноценную, слаженно работающую команду.
Подводя итоги круглого стола, исполнительный директор «Росомеда» Александр Колыш отметил, что в сегодняшней ситуации все специалисты, борющиеся с коронавирусной инфекцией, – герои. Кризис всегда бросает новые вызовы, но в то же время предоставляет неожиданные возможности, и поэтому очень важно работать с коллегами плечом к плечу, делясь своими знаниями и опытом. Пандемия позволила симуляционным методикам продемонстрировать новые грани технологий, показать преимущества, на которые в обычной ситуации не обращали внимание.
Модератор мероприятия д.м.н., профессор, член правления Общероссийской общественной организации «Росомед», зам. заведующего федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения Минздрава России, асессор EFQM Эльвира Зимина отметила, что мероприятие стало примером сотрудничества практического здравоохранения, центров симуляционного обучения, педагогов, врачей, которые смогли организовать действительно эффективное обучение.
Гибкость, скорость и высокое качество работы специалистов обусловлено системным подходом к организации симуляционного обучения как базовой основы повышения квалификации специалистов вузов и практического здравоохранения. Качественный результат, по мнению эксперта, показал и Фонд ММК, оперативно и эффективно организовав работу выездного симуляционного центра в МКЦИБ «Вороновское», что позволило быстро встраивать медицинский персонал в коллектив сотрудников центра и оказывать пациентам помощь на высоком уровне.
Использование симуляционных технологий на занятиях по специальности «Лечебное дело»
В современном мире, в эпоху бурного развития высокотехнологичной медицины общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Именно этот показатель и качество жизни пациентов после проведенного лечения должны лежать в основе оценки профессиональной деятельности отдельных специалистов и лечебных учреждений, а также уровня здравоохранения в целом.
Классическая система клинического медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки медицинского работника. Главными препятствиями к этому являются отсутствие непрерывной обратной связи между обучающимся и педагогом.
Поэтому ключевой задачей современного среднего, высшего и последипломного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.
Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений медицинским работником и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях.
Одним из методов повышения качества практической подготовки будущих фельдшеров, медицинских сестёр, акушерок, медицинских лабораторных техников является использование симуляционных технологий. Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.
ФГОС СПО по специальности выделяет лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) для выработки практических умений посредством внедрения симуляционных технологий, как этап подготовки к учебной (УП) и производственной практике (ПП).
В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения медицине. Преимущества симуляционного тренинга на современном этапе развития медицины не вызывают сомнений.
При обмене опытом с коллегами из Казанского и Табольского медицинских колледжей мы увидели, что данные учебные заведения имеют многопрофильный симуляционный центр, который создан как модель мини-клиники и включает в себя: кабинет приема больных, процедурную, перевязочную, палату интенсивной терапии, кабинет женской консультации, родовой зал, кабинет здорового ребенка, клизменную, кабинет забора анализов.
В нашем учебном заведении преподаватели мечтают о создании полноценного, оснащенного виртуальными симуляторами симуляционного центра. В медицинском колледже применяются элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных игр, тренажеров практических навыков, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-лёгочной реанимации, отработки методик аускультации.
Для более эффективного применения симуляционных технологий организован «интегрированный» кабинет на базе ГАУЗ «Брянская городская больница №1», где собран комплект для отработки практических навыков по ПМ. 01 «Диагностическая деятельность», ПМ. 02 «Лечебная деятельность», который используется при обучении студентов по специальности «Лечебное дело».
Один из самых богатых опытов использования симуляционных технологий накоплен преподавателями ПМ. 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», которые на ЛПЗ используют для отработки манипуляций следующие уровни симуляционного оборудования:
1. Визуальный – знакомит с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции. Студентами отрабатывается понимание последовательности действий выполнения манипуляции, однако никакой собственно практической отработки манипуляции не происходит. Но, данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к собственно практической отработке манипуляции. Примером может служить электронное пособие и видеофильмы.
2. Тактильный – на данном уровне происходит
воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и как результат – приобретение практического навыка. Пример – отработка манипуляций на фантоме, муляже и стандартизированном пациенте, роль которого выполняет студент.
3. Реактивный – воспроизводятся простейшие активные реакции
фантома на типовые действия студента. Например: при правильном выполнении непрямого массажа сердца – загорается лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого и воспроизведение моторики отдельного базового навыка.
Итоговое выполнение манипуляций с применением вышеперечисленного симуляционного оборудования возможно с использованием системы объективной оценки в баллах.
Таким образом, методологическая задача нашего педагогического коллектива на ближайшее будущее, «программа максимум» – это разработка «сквозной» обучающей технологии формирования каждого умения с использованием моделей (фантом, манекен, муляж, и пр.), стандартизованных пациентов с преемственностью и повторяемостью на каждом последующем этапе обучения, а также при допуске обучающихся на УП, ПП или при проведении аттестация по итогам ПП.
Но мы можем с уверенностью подчеркнуть в заключении, что симуляционное обучение – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.
Симуляционная медицина что это
Симуляция в медицинском образовании – современная технология практической подготовки и оценки медицинского персонала, включающая освоение практических навыков, выработку автоматически повторяемых действий, оперативного принятия адекватных решений, основанная на моделировании клинических и иных ситуаций, в том числе рискованных, максимально приближенных к реальным условиям. Симуляционная образовательная программа позволяет моделировать контролируемые, безопасные и воспроизводимые близко к реальности состояния.
Принципиальной особенностью симуляции является абсолютная безопасность для жизни пациента, обучающегося, индивидуальный подход к обучению, высокая усвояемость материала за короткий промежуток времени.
В настоящее время считается, что симуляционное обучение является одним из наиболее эффективных методов приобретения практических навыков в медицине, реализуя проблемно-ориентированный подход к обучению.
Процесс реформирования и модернизации в сфере здравоохранения требует постоянного повышения уровня профессиональной подготовки специалистов. В связи с этим становится все более явной необходимость усиления практической стороны подготовки врачей на фоне сохранения высокого уровня теоретических знаний. Вопрос клинической практики при подготовке студентов представляется довольно сложной проблемой, связанной с отсутствием достаточного количества тематических больных, а также невозможностью осуществления полноценного разбора каждого из больных, взятых на курацию. В реальной клинике студенты, не имеющие в силу объективных причин достаточного практического опыта, не всегда могут объективно провести обследование пациента. Одним из решений данной проблемы может быть внедрение симуляционных технологий в процесс обучения студентов, в частности на клинических кафедрах[1].
Применение симуляционных технологий в медицине началось, по данным литературы, с 80-х годов прошлого века [3, 4]. Использование различного вида фантомов позволяет многократно повторять различные манипуляции и операции при подготовке студентов, в дополнение на каждом этапе возможны объективный контроль и коррекция выполнения работы [2].
Применение симуляционных технологий при подготовке студентов на курсе «травматология и ортопедия» позволяет помимо «традиционной» работы с манекенами, имитирующими неотложные состояния, использовать фантомы костей с имитацией переломов различной локализации и вида. Такие наборы фантомов костей позволяют не только детально показать студентам различные методы лечения переломов, но и дают возможность применить и закрепить на практике выбранный метод лечения,показать преимущества и недостатки каждого метода лечения, примененного к одному виду перелома. Таким образом, каждый студент в группе может многократно тренировать методы остеосинтеза, изучаемые на занятиях, что в реалиях клиники практически невозможно.
Применение для обучения животных из вивария в травматологии и ортопедии представляется малоэффективным. Это связано с тем, что промышленность выпускает металлоконструкции для остеосинтеза в большинстве случаев не универсальные, а моделированные под определенную анатомическую локализацию, и применение их на костях, анатомически отличающихся от человеческих, бессмысленно.
Для российского здравоохранения симуляционные технологии в медицине являются новым форматом обучения практическим навыкам и умениям. Симуляционное обучение в России связано, в основном, с внедрением и адаптацией зарубежного опыта этого вида обучения. В травматологии и ортопедии «эталоном» симуляционного обучения являются занятия, проводимые AO/ASIF на семинарах для врачей ортопедов-травматологов, основным недостатком которых является высокая цена как металлоконструкций, применяемых в клинике, так и расходных материалов.
Однако следует отметить, что при подготовке молодых травматологов-ортопедов необходимо учитывать, что в большинстве лечебных учреждений России наряду с современными методами лечения сохраняются традиционные и зачастую устаревшие методы лечения пострадавших с травмами. В связи с этим программы обучения при прохождении обучающего симуляционного курса должны строиться с учетом этой реальности.
Симуляционный центр (центр практических навыков) Кубанского государственного медицинского университета, открытый более пяти лет назад, показал свою высокую эффективность как в процессе обучения студентов, интернов и клинических ординаторов, так и в возможности проведения объективного контроля усвояемости теоретических знаний и практических навыков.
Симуляционная медицина что это
Обзор
В настоящее время все больше внимания уделяется качеству оказания медицинской помощи. При этом в практическом здравоохранении наиболее частой причиной конфликтных ситуаций является недостаточный уровень владения медицинским персоналом практическими навыками работы, не соблюдение правил и порядка выполнения процедур, а также нарушение правил деонтологии при общении с пациентами [1, 2, 15]. Как следует из директивных документов Министерства образования и науки РФ, развитие системы и организации профессионального медицинского образования в стране заявлено одним из приоритетных направлений работы правительства в социально-экономическом секторе на период до 2020 года. В связи с этим, актуальной задачей высшей медицинской школы является разработка современных, более эффективных методов подготовки будущих специалистов и внедрение объективных способов оценки знаний и качества освоения практических навыков обучающимися [11].
Неоспоримым преимуществом симуляционных технологий является и то, что их внедрение позволяет уйти от традиционных форм образовательного процесса на семинарах, где в центре внимания находится преподаватель, и сместить акцент на студента, предоставив последнему возможность отрабатывать навык, допускать и исправлять ошибки, анализировать ситуацию и делать выводы. Также исследования эффективности симуляционного обучения показывают, что в этом случае уровень внутренних мотиваций к дальнейшему самообразованию становится гораздо выше, чем уровень внешних мотиваций, т.к. создается реальная среда, с которой студент может столкнуться в своей будущей профессиональной деятельности [16]. И, конечно, очевидно, что за период обучения на клинических кафедрах невозможно встретить весь, обязательный для изучения студентами, перечень нозологий. Именно для этого существуют симуляционные технологии, использующие игровые методы обучения, предполагающие использование виртуальных тренажеров, симуляционного оборудования, стандартизированного пациента, создание реальной среды и других методов обучения. Все это даёт возможность обучающимся интересно учиться, а преподавателю интересно работать. Исключение пациентов из процесса обучения также имеет определенные преимущества, так как позволяет использовать объективные формы педагогического контроля в форме дебрифинга [4,17]. По данным большинства авторов, опыт использования тренажеров показал повышение интереса и качества усвояемости материала обучающимися [1, 14, 16]. По мнению Haskett consulting inc., «люди запоминают 20 % того, что они видят, 40 % того, что они видят и слышат и 70 % того, что они видят, слышат и делают» [8]. Следовательно, постоянные тренировки необходимы для эффективного обучения и должны использоваться в современных технологиях получения знаний и умений. Сегодня образовательный процесс предполагает высокую активность и самостоятельность обучающихся, а значит, и более высокие требования к программному обеспечению, включая новые информационные технологии [4]. Очевидно, что в будущем спектр компьютерных симуляций будет расширяться соответственно запросам образовательного сообщества. Современным способом решения проблем, возникающих при реализации экспериментальной части учебного процесса и при организации учебных лабораторий, является создание виртуальных тренажеров. Данный метод обучения позволяет с меньшими материальными затратами (в связи с высокой стоимостью оборудования и материалов) обеспечить изучение обучающимися сложной медицинской техники и навыками работы с ней. В связи с этим виртуальные тренажеры-симуляторы в настоящее время занимают все большее пространство в образовательном процессе, поскольку их использование позволяет повысить уровень знаний и эффективность обучения студентов и врачей новым высокотехнологичным методикам, оценить выживаемость полученных знаний и качество приобретенных навыков, спрогнозировать ход и результаты предстоящих реальных операций, отработать последовательность действий в процессе выполнения оперативного вмешательства [15]. Все это дает большие возможности медицинскому образованию в работе над повышением качества оказания медицинской помощи, уменьшением числа возможных осложнений и врачебных ошибок, а также позволяет проводить аттестацию студентов и врачей, объективно определяя уровень их профессиональной квалификации. Это особенно актуально сегодня в условиях работы частных медицинских компаний, поскольку имеющийся уровень профессиональной подготовки специалистов зачастую не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ним современными медицинскими центрами. На сегодняшний день, очевидно, что использование симуляционных методик в обучении также позволяет повысить и эффективность пациент-ориентированного общения, так как возможна всесторонняя оценка действий обучающихся без присутствия пациента [1,18].
Н.И. Вавилова (центр «Компьютерные технологии образования» на базе Тверского государственного технического университета) в своей статье «Проектирование виртуальных тренажеров» делит их на группы, согласно выполняемым ими функциям:
Заключение
Таким образом, технология симуляции, безусловно, является коммуникативной, поскольку предполагает установление контакта и взаимодействие между участниками образовательного процесса. Информация, проникая в сознание, инициирует его активную работу и, как следствие, запускает обратный информационный процесс, ответную реакцию, действие [13].
Правильно организованное имитационное обучение все шире внедряется, как дополнительный этап медицинского образования, позволяющий повысить качество подготовки медицинских специалистов. При симуляционном обучении профессиональный навык может повторяться многократно до выработки его уверенного выполнения и полного устранения ошибок. И конечно, внедрение системы симуляционного обучения дает целый ряд преимуществ для здравоохранения и медицинского образования в целом [10]. При этом следует отметить, что симуляционные методики не смогут заменить весь объем практической деятельности студентов-медиков, особенно ее клиническую часть, обеспечивающую непосредственный опыт взаимодействия с пациентами. Однако разумное сочетание симуляционных технологий обучения и клинической работы позволит повысить уровень подготовки и профессионализм будущих докторов, а также эффективность оказания медицинской помощи населению в будущем.
Рецензенты:
Фроловская М.Н., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет», г. Барнаул;
Клинг В.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул.