Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии
П. И. Чайковский
История создания
Четвертая симфония составила целую эпоху в творчестве П. Чайковского, она стала на его пути тем произведениемя, в котором совершенно воплотились его эстетические принципы и новаорские искания в области симфонической музыки. Композитор работал над симфонией в течение нескольких месяцев 1877 года. Это был крайне тяжелый период в его жизни. Его драматичность была следствием крайне неудачного брака композитора, в результате которого, после нескольких недель супружеской жизни, Чайковский, ощутивший этот брак как пытку, буквально бежал от жены в Петербург. Он не знал как жить дальше и что делать. И тут неожиданно пришла помощь, позволившая ему бросить преподавание, которое он не любил, и жить там, где он хотел. Собственно, помоь пришла сразу с двух сторон: Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, и в это же время произошло его заочное знакомство с известной меценаткой страстной почитательницей творчестве композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк. Композитор и его покровительница никогда не встречались лично (это было их обоюдное согласие, вернее даже условие), хотя Чайковский не раз жил в имении фон Мекк, когда хозяйка надолго уезжала за границу. Сохранилась их огромная переписка, продолжавшаяся много лет. (История взаимоотношений Чайковского и Н.Ф. фон Мекк и неожиданный разрыв, причины которого до сих пор в точности не известны, отдельная интересная тема.) Эта переписка, в которой Н. фон Мекк предстает чрезвычайно яркой, незаурядной личнотью, касается едва ли не всех произведений Чайковского, над которыми он впоследствии работал, и Четвертой симфонии, в частности. Из нее мы знаем программу симфонии. Чайковский изложил ее через год после создания симфонии. Основная мысль композитора: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ». В борьбе человека против грозных фатальных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Позже Чайковский писал тому же адресату: «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал». Но трагедия в личной жизни это была, быть может, главная, но не единственная причина «хандры». Вторая причина – общее состояние общественной жизни в период создания Четвертой симфонии. Это было время глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война. Об этом картина Верещагина «Побежденные. Панихида по убитым» (1878), создававшаяся почти одновременно с Четвертой симфонией.
Мусоргского написал песни «Полководец» и «Забытый» об этом, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война — это рок, фатум.
Черновые наброски всех частей симфонии были готовы, по-видимому, в мае 1877 года. Это непосредственно предшествует началу работы над оперой «Евгений Онегин». Инструментовку симфонии композитор делал параллельно с инструментовкой «Онегина». Тяжелое нервное потрясение прервало его работу над обоими этими произведениями. Работа над оркестровкой симфонии возобновилась в декабре 1877 года. Эти он занимался, живя в тот период в Венеции. Именно эта работа, и осознание самим композитором ценности создаваемой симфонии, способствовали его выздоровлению. Об этом он неоднократно писал Н. фон Мекк. Законченная партитура сразу же была отправлена в Москву Н.Г. Рубинштейну, первому исполнителю всех предыдущих симфоний Чайковсого. Премьера состоялась в Москве 10 февраля 1878 года. Дирижировал все тот же Н. Рубинштейн. Как ни странно, но новое произведение Чайковского в тот раз прошло почти незамеченным. Успех концерта был средний, а в прессе появилась только одна небольшая сочувственная статья (С. Флерова). Однако в Петербурге премьера симфонии (под управлением Э. Направника) прошла с грандиозным успехом. За рубежом симфония впервые прозвучала в Париже 25 (13) января 1880 года и имела большой успех.
Музыкальное содержание
Примечания:
1 В качестве прообраза (до некоторой степени) можно указать на популярную в свое время песню «Ах, что же ты, голубчик невесел сидишь» (пространные вариации на нее в свое время написал Лев Гурилев, отец Александра Гурилева, автора знаменитых романсов).
2 Трехчастная форма бывает простой и сложной. В первом случае составляющие такую форму части написаны, как правило, в виде простого периода, тогда как во втором – эти части сами по себе могут быть двух- или трехчастными построениями. Определения «простая» и «сложная» форма в данном случае отражает не столько содержание музыки, сколько именно конструкцию произведения.
3 Форму рондо можно представить себе в виде чередование так называемого рефрена, который постоянно возвращается (его можно обозначить символом «А»), как правило, в одном и том же виде, и различных по настроению и характеру, конечно же, по музыке, эпизодов («В», «С», « D » и так далее). В целом получается следующая конструкция:
4 симфония Чайковского
4 симфония Чайковского, фа минор, соч. 36 (1877)
I. Andante sostenuto. Moderato con anima. II. Andantino in modo di canzone. III. Scherzo. Pizzicato sempre. Allegro. IV. Allegro con fuoco
Первое исполнение – 10 февраля 1878 года в Москве под управлением Н. Рубинштейна.
4 симфония Чайковского была рождена огромным напряжением чувства и мысли композитора. Она была написана на фоне критической неудовлетворенности жизнью. «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда работал над нею. Эта симфония служит отголоском того, что я тогда испытывал», — писал композитор.
Произведение подвело итог исканиям Чайковского в симфоническом жанре. Тема борьбы человека за достижение счастья волновала композитора и раньше (в «Грозе», «Ромео и Джульетте», «Франческе де Римини»). Но окончательное, философски зрелое воплощение она нашла здесь, в Четвертой симфонии.
Особая роль в драматургии симфонии принадлежит музыкальной теме судьбы, рока, очерченной во вступлении к I части. Повелительно-резкая, властная, она подобна военному сигналу.
Как писал сам Чайковский, «все зло мира, весь гнет обстоятельств, все то, что мешает порыву к счастью дойти до цели – нашло выражение в этой грозной теме».
Каждое ее появление – это катастрофа. В один миг распадаются добрые, светлые образы, созданные ценой колоссальных усилий. Где спасение? Возможно ли оно? Есть ли защита от истребительной силы? Именно такие вопросы ставит слушателю 4 симфония Чайковского. Ответ на этот вопрос возникает лишь в сопоставлении всех четырех частей симфонии. Наиболее острое противопоставление грез и реальности – в первой части произведения – самом конфликтном и многоплановом.
4 Симфония Чайковского. I часть
Главная тема первой части зарождается еще в конце вступления. В гибком, пластичном движении этой темы есть нечто от характера лирического вальса. Бережно, но неуклонно развиваемая оркестром, она воспринимается как волна нарастающего тревожного чувства, поразительно богатая оттенками и переходами, от робкой мольбы до взрывов отчаяния.
«Безотрадное, безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Но не лучше ли вернуться от действительности и погрузиться в грезы?»
«Грезы» приходят надолго. Чайковский вводит не одну, а две побочные темы, и развивает их широко и любовно. Первую – грустную и грациозную – начинает кларнет (в ремарках автора на черновых набросках — «воспоминание о бале»). Во второй теме впечатляют ласковые фразы скрипок («Как хорошо! Как далеко уж звучит неотвязная первая тема аллегро…»). Экспозиция завершается новой, восторженной и гордой темой, как гимн («Вот оно, вот оно, счастье!»). Увы, в момент наивысшего торжества трубы безжалостно обрубают ее роковым мотивом вступления («Нет! Это были лишь грезы, и фатум пробуждает от них»).
Так начинается разработка. В ней господствует главная тема, обретающая здесь страстно-протестующий характер. Трижды нарастают ее яростные позывы, но всякий раз разбиваются об неумолимую тему судьбы. В репризе главная тема звучит коротко и мощно. Это – главная драматическая кульминация первой части. Затем возвращаются светлые образы «грез». Но вместо заключительной темы – гимна неожиданно врывается мотив «судьбы», знаменуя начало коды. Построенная на вступительном мотиве и главной теме, кода звучит как трагический эпилог.
II часть
Следующие две части лишены трагических противоречий. Они призваны отвлечь от борьбы и страданий: есть в жизни и минуты покоя, светлой радости.
II часть звучит как лирическая песнь. Музыка выражает меланхолические чувства, вечернюю усталость после работы, воспоминания… Мечтательная, задушевная мелодия гобоя чередуется с полнокровной темой струнных, звучащих, как хоровой припев. Средний раздел более подвижен. В его основе – изящная, с оттенком танцевальности мелодия. С каждым новым повторением она все увлеченнее, богаче, опьяняет ощущением радости и полноты жизни.
Затем приходит музыка первого раздела, обновленная тонкой оркестровой ретушью.
III часть
Скерцо отмечено богатой фантазией, свежестью красок. Необычен облик главной темы: она проносится в фантастически зыбком шелесте струнных, играющих pizzicato, то есть, щипком. Это некие капризные арабески, неуловимые образы. «На душе не весело и не грустно. Даешь волю изображению, и оно начинает рисовать странные рисунки…»
И вот – будто заиграла шарманка или гармоника. Это деревянные духовые завели шутовской танец. Затем негромко вступают медные с быстрым и немного суетливым маршем («Где-то вдали прошел военный отряд»). И снова – все заволакивается шелестящим потоком pizzicato…
4 Симфония Чайковского. Финал
При всем обаянии образов средних частей, не им суждено стать опорой в борьбе против сил зла. Надежную преграду этим силам композитор воздвигает в финале.
Могучей лавиной обрушивается первая тема финала – тема народного праздника. Торжественная, маршевая – такой она остается на протяжении всей части. Зато как многообразно изменяется вторая тема – мелодия русской хороводной песни «Во поле береза стояла»! Не удивительно: в самой мелодии таятся грусть и веселье, удаль и лиризм. Но композитор постепенно раскрывает в ней и грозные, драматические черты. Так и есть – тема «Судьбы» из I части вновь напоминает о себе. Звучит она страшно и неумолимо.
Наступает решающий момент драмы. В напряженном ожидании застыл оркестр. Но вот, будто вестник спасения, раздается тема народного ликования. Бурно нарастая, она словно заполняет все пространство. 4 симфония Чайковского приходит к долгожданной кульминации…
«Есть простые, но сильные радости. Жить все-таки можно. То, что губительно для отдельной личности, не может поколебать великую личность, имя которой – народ», — к такому итогу приходит Чайковский в Четвертой симфонии.
4 Симфония Чайковского. Слушать онлайн:
Урок по музыке «Страна симфония.Симфония №4 П.Чайковского»
Урок по музыке во 2 классе. Страна симфония. Симфония как целостная музыкальная история. Симфония №4 П.Чайковский 1.2.3.4 части.
Знакомство с творчеством П.Чайковского и его крупным произведением – симфонией №4, рассчитано на несколько уроков, поэтому конспект урока состоит из нескольких модулей, которые учитель применяет на сое усмотрение, в зависимости от освоения предыдущего материала учениками.
Цель: дать понятие о крупном музыкальном жанре – симфонии, сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем. Знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, узнавать звучание инструментов симфонического оркестра, усвоить его особенности; Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие; Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор;
Оборудование: иллюстрации, видеоматериал, шумовые инструменты, дидактические игры.
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Мы сегодня с вами совершим путешествие в удивительную страну «Симфонию». Познакомимся с одним из лучших музыкальных изобретений 18 века симфоническим оркестром. Что такое оркестр? Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. ОРКЕСТР – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более 100 музыкантов. Это огромная музыкальная семья. А теперь, представим себе. Открывается занавес, на сцене расположены только инструменты, а где же музыканты? Ожидание волнительно, ну вот на сцену выходят исполнители. Они занимают свои места. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и все в нем, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется определенным правилам музыкального спектакля.
Слушание вступления симфонии №4 П.Чайковского
3. Организация восприятия и осмысления новой информации
Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр? Верно, музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно. А еще в 18 веке появился жанр классической симфонии, который требовал нового звучания, оркестрового колорита. Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание. Для симфонического оркестра нужны, большие концертные площадки.
Посмотри те, как выглядит оркестр. (иллюстрация)
Слушание и музыкальное наблюдение
Сейчас мы с вами послушаем первую часть симфонии П.Чайковского в исполнении симфонического оркестра. Вот музыканты подошли к своим инструментам, сели, и тут появляется самый главный человек в оркестре – ДИРИЖЕР. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре всегда одинаково и ему не нужно искать взглядом, где сидят флейтисты, а где кларнетисты.
Чтение стихотворения Е.Маслова «Дирижер»
Дирижерской палочкою осень
Нехотя взмахнула, повела,
Стайку скворушек, нырнувших в озимь
На румяной зорьке подняла.
Симфонический оркестр могучий
Фраки надушив пыльцой цветов,
Тишину безвольную нарушив.
Зазвучал, запел на сто ладов.
В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме?
Схема расположения музыкантов в оркестре
Игра «Представьте себе» Давайте ребята поиграем с вами. Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас, в любой инструмент симфонического оркестра по выбору. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.
Несколько учеников выходят, и по очереди показывают свой инструмент жестами, остальные отгадывают.
Исполнение песни А сейчас мы с вами исполним песню “Про оркестр”, композитора С. Важова, слова. М.Яснова, в ней тоже поется об инструментах симфонического оркестра.
На заре лесные птицы
Начинают петь,
Может, скрипка ухитрится
Птицей зазвенеть?
Чтобы ели не шумели,
А закат погас,
За смычком виолончели
Вступит контрабас.
Могут инструменты эти
Рассказать про всё на свете.
Подождите, и окрест
Зазвучит оркестр! – (2раза)
Голосок певучей флейты
Радостно поёт.
Вдруг услышишь рядом с ней ты,
Как ворчит фагот.
И весёлых, и сердитых
Знает белый свет.
Но, конечно, примирит их
Солнечный кларнет.
Если росами сверкает
Мягкая трава,
Кто побудку нам играет?
Звонкая труба!
И душевно, и покорно
Отзываясь ей,
Эхо тает, как валторна,
В глубине полей.
Заглушая пенье птичье
С самого утра,
На футбольном поле нынче
Началась игра.
И трибуны неустанно
Гол победный ждут.
И грохочут барабаны,
И тарелки бьют
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,
стал размахивать руками прямо в зале перед нами?
Не приучен он к порядку или делает зарядку?
Создание проблемной ситуации.
Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть? Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер волшебник и от его мастерства, профессионализма, таланта, зависит, как будет звучать оркестр. Он показывает жестом и взглядом как надо играть и где нужно вступать. Даже если дирижер говорит на другом языке, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, дирижера понятен всем музыкантам мира.
Игра «Оркестр» Дети играют на шумовых инструментах, управляет “оркестром” маленький “дирижер”.
Ребята, а сейчас немножко отдохнём, и посмотрим веселый мультфильм «Мультсимфония».
Демонстрация мультфильма «Мультсимфония »
А эти инструменты не вошли основной состав симфонического оркестра, но композиторы включают их в оркестровую партитуру, если этого требует творческий замысел композитора.
Обобщение и систематизация знаний.
А теперь выполним задание.
1. В группу деревянных духовых инструментов входят: фортепиано, скрипка, флейта, фагота, контрабас.
2. Симфонический оркестр состоит из: группы струнных смычковых, деревянных духовых, группы балалаек, медных духовых и группы баянов.
3. Самые низкие инструменты симфонического оркестра: флейта, тромбон, туба, альт, контрабас, скрипка, фагот.
4. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, скрипка, фагот, барабан.
5. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, челеста, кларнет, фортепиано.
6. Оркестром руководит: баянист, тромбонист, дирижер, ударник.
Музыканты смеются «СЮРПРИЗ»
Мы с вами путешествовали в замечательную страну «Симфонию». Это удивительная страна со своими законами, правилами. Мир музыкальных инструментов широк: это и народные, и старинные, и современные. Мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. Слушали и наслаждались звучанием различных по тембру и краске инструментов. Познакомились с составом оркестра. Много лет тому назад симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его – маэстро- дирижёр, великий мастер владения звуком. Слушая симфонический оркестр в концертном зале, мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты.
Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку»
Информация для учителя.
Симфония N 4 фа минор, соч. 36
Четвертая симфония составила целую эпоху в творчестве П. Чайковского, она стала на его пути тем произведением, в котором совершенно воплотились его эстетические принципы и новаторские искания в области симфонической музыки. Композитор работал над симфонией в течение нескольких месяцев 1877 года. Это был крайне тяжелый период в его жизни. Его драматичность была следствием крайне неудачного брака композитора, в результате которого, после нескольких недель супружеской жизни, Чайковский, ощутивший этот брак как пытку, буквально бежал от жены в Петербург. Он не знал как жить дальше и что делать. И тут неожиданно пришла помощь, позволившая ему бросить преподавание, которое он не любил, и жить там, где он хотел. Собственно, помощь пришла сразу с двух сторон: Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, и в это же время произошло его заочное знакомство с известной меценаткой страстной почитательницей творчестве композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк. Композитор и его покровительница никогда не встречались лично (это было их обоюдное согласие, вернее даже условие), хотя Чайковский не раз жил в имении фон Мекк, когда хозяйка надолго уезжала за границу. Сохранилась их огромная переписка, продолжавшаяся много лет. (История взаимоотношений Чайковского и Н.Ф. фон Мекк и неожиданный разрыв, причины которого до сих пор в точности не известны, отдельная интересная тема.) Эта переписка, в которой Н. фон Мекк предстает чрезвычайно яркой, незаурядной личностью, касается едва ли не всех произведений Чайковского, над которыми он впоследствии работал, и Четвертой симфонии, в частности. Из нее мы знаем программу симфонии. Чайковский изложил ее через год после создания симфонии. Основная мысль композитора: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ». В борьбе человека против грозных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Позже Чайковский писал тому же адресату: «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал». Но трагедия в личной жизни это была, быть может, главная, но не единственная причина «хандры». Вторая причина – общее состояние общественной жизни в период создания Четвертой симфонии. Это было время глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война.
Для Чайковского война — это рок, фатум.
Тяжелое нервное потрясение прервало его работу над обоими этими произведениями. Работа над оркестровкой симфонии возобновилась в декабре 1877 года. Эти он занимался, живя в тот период в Венеции. Именно эта работа, и осознание самим композитором ценности создаваемой симфонии, способствовали его выздоровлению. Об этом он неоднократно писал Н. фон Мекк. Законченная партитура сразу же была отправлена в Москву Н.Г. Рубинштейну, первому исполнителю всех предыдущих симфоний Чайковского. Премьера состоялась в Москве 10 февраля 1878 года. Дирижировал все тот же Н. Рубинштейн. Как ни странно, но новое произведение Чайковского в тот раз прошло почти незамеченным. Успех концерта был средний, а в прессе появилась только одна небольшая сочувственная статья (С. Флерова). Однако в Петербурге премьера симфонии (под управлением Э. Направника) прошла с грандиозным успехом. За рубежом симфония впервые прозвучала в Париже 25 (13) января 1880 года и имела большой успех.
1 В качестве прообраза (до некоторой степени) можно указать на популярную в свое время песню «Ах, что же ты, голубчик невесел сидишь» (пространные вариации на нее в свое время написал Лев Гурилев, отец Александра Гурилева, автора знаменитых романсов).
3 Форму рондо можно представить себе в виде чередование так называемого рефрена, который постоянно возвращается (его можно обозначить символом «А»), как правило, в одном и том же виде, и различных по настроению и характеру, конечно же, по музыке, эпизодов («В», «С», « D » и так далее). В целом получается следующая конструкция:
Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии
П.И. Чайковский Симфония №4
Симфония № 4. В творчестве великого Петра Ильича Чайковского это гениальное сочинение считается знаковым. Оно не только провело итоговую черту между предыдущим творчеством композитора, но и ознаменовало начало нового этапа в развитии всего последующего симфонизма. В истории русской музыки Четвёртая симфония Чайковского стала первой психологической драмой, соизмеримой по духу с произведениями Людвига ван Бетховена , так как представляет собой необычайно мощное произведение, открывшее в композиторе новую грань его личности.
Историю создания «Симфонии №4» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В начале семидесятых годов Чайковский, будучи автором множества произведений, завоевавших признание слушателей, весьма тяготился своей педагогической работой в Московской консерватории, так как считал, что она является существенной помехой в его композиторском творчестве. В начале 1977 года из-за различного рода житейских неприятностей настроение Петра Ильича было подавленным: всё вокруг для него казалось безрадостным, бессмысленным и тусклым. Композитора охватила такая сильная хандра, что в голову приходили только неприятные мысли. Нагнетала состояние и общественно-политическая ситуация, а именно Русско-турецкая война. Военные действия всегда ассоциировались у Петра Ильича с образом фатума, рокового начала, довлеющего над лирическим героем.
В связи со сложившимися обстоятельствами Чайковский сочинял свою Четвёртую симфонию, находясь в состоянии мрачной безнадёжности. Чтобы как-то развеять свои угрюмые мысли композитор покинул Россию и отправился за границу и в конечном итоге на довольно продолжительное время обосновался в Италии, где в конце 1877 года и завершил это произведение. Через год симфония была исполнена под руководством Николая Григорьевича Рубинштейна. Успех был гарантирован, зал ликовал. Многие из слушателей не смогли понять идеи музыки, но Чайковский и не хотел раскрывать ее. Композитор всерьез считал, что человек должен сам догадаться, и творец ни в коем случае не должен навязывать собственные мысли.
Интересные факты
Содержание
4 симфония открывает цикл из трех завершающих творческий путь симфонических произведений. Содержание сочинения впервые у Чайковского имеет трагический оттенок. Чтобы выразить полноту музыкальных образов, Чайковский в качестве драматургической модели выбирает 5 симфонию Бетховена . В таком случае программа будет носить лирико-субъективный характер, потому что за основу взята концепция преодоления Человека над Судьбой.
Конфликт выстроен на основе театральной драматургии, герой контрдействия – рок, фатум и герой прямого действия – лирический герой. Название конфликта «Человек и Судьба». Подобный тип конфликта обозначает жанр лирической музыкальной драмы.
Огромную роль в произведении играет интродукция. В построении излагается фанфарная, маршевая тема. В каденции поступенное движение вниз – катабасис. Это тема зерно – фатум. Велика роль в структуре тема – действующее лицо, лейтмотив. Также имеет формообразующую роль на грани построений, в точке кульминаций. Именно так в произведении будет олицетворяться образ судьбы. С темой интродукции в дальнейшем будет связаны ситуации надлома лирического героя.
I часть произведения написана в сонатной форме со вступлением и кодой. Экспозиция типична для Чайковского и чётко делится на 2 раздела:
Вступление побочной партии символизируют, что лирический герой пытается спрятаться от натисков судьбы, погружаясь в грезы: 1 тема звучит в минорном ладу в тембре фагота, но разве можно спрятаться оттого, что придумано твоим сознанием. Заключительной партии нет, бежать некуда.
Фанфары, вторжение темы интродукции, судьба снова настигла врасплох. Кода имеет несколько построений:
II и III части являются контрастом оттенением (дополнением).
III часть – Скерцо имеет лирическую трактовку. Главной особенностью части является включенный прием пиццикато струнных, напоминающий народные щипковые инструменты. Скерцо переводится, как игра. Часть является игрой воображения, когда герой полностью забывает обо всем и позволяет себе пофантазировать о прошлом и будущем.
Финал – это продолжение противостояния року. Форма произведения рондо (народное веселье) с чертами сонатной. Это рассредоточенный вариационный цикл на тему русской народной песни «Во поле береза стояла». Характерна двуплановость действия: массовое шествие (объективное в мире) и лирический герой (субъективное). Человек попадает на карнавал жизни, он хочет заглушить собственную боль, смотря на веселье других. Но судьба вновь настигает его, но ему никто не может помочь.
Если не можешь изменить ситуацию необходимо изменить отношение к ней, что и произошло с героем. Он осознал, что жить все-таки можно, даже тогда, когда до тебя никому нет дела. Только сам человек может помочь себе, и спасти себя.
Смысл произведения в том, что человек порой ищет виновного в собственных невзгодах, возлагая собственные промахи на судьбу, фатум, рок. В счастливые моменты никто не задумывается, почему с ним это происходит. Ведь если ты счастлив, значит, это только твоя заслуга. Тогда в чем справедливость? Неужели судьба может быть только злой? Или это всего лишь прикрытие.
Главным отличием содержания 5 симфонии Бетховена и Четвертого симфонического произведения Чайковского в героях. Один будет бороться до потери пульса, другой же попытается заглушить собственную боль. Но побеждает лишь тот, кто несет ответственность за свою жизнь и выбор.