Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

П. И. Чайковский

История создания

Четвертая симфония составила целую эпоху в творчестве П. Чайковского, она стала на его пути тем произведениемя, в котором совершенно воплотились его эстетические принципы и новаорские искания в области симфонической музыки. Композитор работал над симфонией в течение нескольких месяцев 1877 года. Это был крайне тяжелый период в его жизни. Его драматичность была следствием крайне неудачного брака композитора, в результате которого, после нескольких недель супружеской жизни, Чайковский, ощутивший этот брак как пытку, буквально бежал от жены в Петербург. Он не знал как жить дальше и что делать. И тут неожиданно пришла помощь, позволившая ему бросить преподавание, которое он не любил, и жить там, где он хотел. Собственно, помоь пришла сразу с двух сторон: Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, и в это же время произошло его заочное знакомство с известной меценаткой страстной почитательницей творчестве композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк. Композитор и его покровительница никогда не встречались лично (это было их обоюдное согласие, вернее даже условие), хотя Чайковский не раз жил в имении фон Мекк, когда хозяйка надолго уезжала за границу. Сохранилась их огромная переписка, продолжавшаяся много лет. (История взаимоотношений Чайковского и Н.Ф. фон Мекк и неожиданный разрыв, причины которого до сих пор в точности не известны, отдельная интересная тема.) Эта переписка, в которой Н. фон Мекк предстает чрезвычайно яркой, незаурядной личнотью, касается едва ли не всех произведений Чайковского, над которыми он впоследствии работал, и Четвертой симфонии, в частности. Из нее мы знаем программу симфонии. Чайковский изложил ее через год после создания симфонии. Основная мысль композитора: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ». В борьбе человека против грозных фатальных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Позже Чайковский писал тому же адресату: «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал». Но трагедия в личной жизни это была, быть может, главная, но не единственная причина «хандры». Вторая причина – общее состояние общественной жизни в период создания Четвертой симфонии. Это было время глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война. Об этом картина Верещагина «Побежденные. Панихида по убитым» (1878), создававшаяся почти одновременно с Четвертой симфонией.

Мусоргского написал песни «Полководец» и «Забытый» об этом, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война — это рок, фатум.

Черновые наброски всех частей симфонии были готовы, по-видимому, в мае 1877 года. Это непосредственно предшествует началу работы над оперой «Евгений Онегин». Инструментовку симфонии композитор делал параллельно с инструментовкой «Онегина». Тяжелое нервное потрясение прервало его работу над обоими этими произведениями. Работа над оркестровкой симфонии возобновилась в декабре 1877 года. Эти он занимался, живя в тот период в Венеции. Именно эта работа, и осознание самим композитором ценности создаваемой симфонии, способствовали его выздоровлению. Об этом он неоднократно писал Н. фон Мекк. Законченная партитура сразу же была отправлена в Москву Н.Г. Рубинштейну, первому исполнителю всех предыдущих симфоний Чайковсого. Премьера состоялась в Москве 10 февраля 1878 года. Дирижировал все тот же Н. Рубинштейн. Как ни странно, но новое произведение Чайковского в тот раз прошло почти незамеченным. Успех концерта был средний, а в прессе появилась только одна небольшая сочувственная статья (С. Флерова). Однако в Петербурге премьера симфонии (под управлением Э. Направника) прошла с грандиозным успехом. За рубежом симфония впервые прозвучала в Париже 25 (13) января 1880 года и имела большой успех.

Музыкальное содержание

Примечания:

1 В качестве прообраза (до некоторой степени) можно указать на популярную в свое время песню «Ах, что же ты, голубчик невесел сидишь» (пространные вариации на нее в свое время написал Лев Гурилев, отец Александра Гурилева, автора знаменитых романсов).

2 Трехчастная форма бывает простой и сложной. В первом случае составляющие такую форму части написаны, как правило, в виде простого периода, тогда как во втором – эти части сами по себе могут быть двух- или трехчастными построениями. Определения «простая» и «сложная» форма в данном случае отражает не столько содержание музыки, сколько именно конструкцию произведения.

3 Форму рондо можно представить себе в виде чередование так называемого рефрена, который постоянно возвращается (его можно обозначить символом «А»), как правило, в одном и том же виде, и различных по настроению и характеру, конечно же, по музыке, эпизодов («В», «С», « D » и так далее). В целом получается следующая конструкция:

Источник

4 симфония Чайковского

4 симфония Чайковского, фа минор, соч. 36 (1877)

I. Andante sostenuto. Moderato con anima. II. Andantino in modo di canzone. III. Scherzo. Pizzicato sempre. Allegro. IV. Allegro con fuoco

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонииПервое исполнение – 10 февраля 1878 года в Москве под управлением Н. Рубинштейна.

4 симфония Чайковского была рождена огромным напряжением чувства и мысли композитора. Она была написана на фоне критической неудовлетворенности жизнью. «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда работал над нею. Эта симфония служит отголоском того, что я тогда испытывал», — писал композитор.

Произведение подвело итог исканиям Чайковского в симфоническом жанре. Тема борьбы человека за достижение счастья волновала композитора и раньше (в «Грозе», «Ромео и Джульетте», «Франческе де Римини»). Но окончательное, философски зрелое воплощение она нашла здесь, в Четвертой симфонии.

Особая роль в драматургии симфонии принадлежит музыкальной теме судьбы, рока, очерченной во вступлении к I части. Повелительно-резкая, властная, она подобна военному сигналу.

Как писал сам Чайковский, «все зло мира, весь гнет обстоятельств, все то, что мешает порыву к счастью дойти до цели – нашло выражение в этой грозной теме».

Каждое ее появление – это катастрофа. В один миг распадаются добрые, светлые образы, созданные ценой колоссальных усилий. Где спасение? Возможно ли оно? Есть ли защита от истребительной силы? Именно такие вопросы ставит слушателю 4 симфония Чайковского. Ответ на этот вопрос возникает лишь в сопоставлении всех четырех частей симфонии. Наиболее острое противопоставление грез и реальности – в первой части произведения – самом конфликтном и многоплановом.

4 Симфония Чайковского. I часть

Главная тема первой части зарождается еще в конце вступления. В гибком, пластичном движении этой темы есть нечто от характера лирического вальса. Бережно, но неуклонно развиваемая оркестром, она воспринимается как волна нарастающего тревожного чувства, поразительно богатая оттенками и переходами, от робкой мольбы до взрывов отчаяния.

«Безотрадное, безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Но не лучше ли вернуться от действительности и погрузиться в грезы?»

«Грезы» приходят надолго. Чайковский вводит не одну, а две побочные темы, и развивает их широко и любовно. Первую – грустную и грациозную – начинает кларнет (в ремарках автора на черновых набросках — «воспоминание о бале»). Во второй теме впечатляют ласковые фразы скрипок («Как хорошо! Как далеко уж звучит неотвязная первая тема аллегро…»). Экспозиция завершается новой, восторженной и гордой темой, как гимн («Вот оно, вот оно, счастье!»). Увы, в момент наивысшего торжества трубы безжалостно обрубают ее роковым мотивом вступления («Нет! Это были лишь грезы, и фатум пробуждает от них»).

Так начинается разработка. В ней господствует главная тема, обретающая здесь страстно-протестующий характер. Трижды нарастают ее яростные позывы, но всякий раз разбиваются об неумолимую тему судьбы. В репризе главная тема звучит коротко и мощно. Это – главная драматическая кульминация первой части. Затем возвращаются светлые образы «грез». Но вместо заключительной темы – гимна неожиданно врывается мотив «судьбы», знаменуя начало коды. Построенная на вступительном мотиве и главной теме, кода звучит как трагический эпилог.

II часть

Следующие две части лишены трагических противоречий. Они призваны отвлечь от борьбы и страданий: есть в жизни и минуты покоя, светлой радости.

II часть звучит как лирическая песнь. Музыка выражает меланхолические чувства, вечернюю усталость после работы, воспоминания… Мечтательная, задушевная мелодия гобоя чередуется с полнокровной темой струнных, звучащих, как хоровой припев. Средний раздел более подвижен. В его основе – изящная, с оттенком танцевальности мелодия. С каждым новым повторением она все увлеченнее, богаче, опьяняет ощущением радости и полноты жизни.

Затем приходит музыка первого раздела, обновленная тонкой оркестровой ретушью.

III часть

Скерцо отмечено богатой фантазией, свежестью красок. Необычен облик главной темы: она проносится в фантастически зыбком шелесте струнных, играющих pizzicato, то есть, щипком. Это некие капризные арабески, неуловимые образы. «На душе не весело и не грустно. Даешь волю изображению, и оно начинает рисовать странные рисунки…»

И вот – будто заиграла шарманка или гармоника. Это деревянные духовые завели шутовской танец. Затем негромко вступают медные с быстрым и немного суетливым маршем («Где-то вдали прошел военный отряд»). И снова – все заволакивается шелестящим потоком pizzicato…

4 Симфония Чайковского. Финал

При всем обаянии образов средних частей, не им суждено стать опорой в борьбе против сил зла. Надежную преграду этим силам композитор воздвигает в финале.

Могучей лавиной обрушивается первая тема финала – тема народного праздника. Торжественная, маршевая – такой она остается на протяжении всей части. Зато как многообразно изменяется вторая тема – мелодия русской хороводной песни «Во поле береза стояла»! Не удивительно: в самой мелодии таятся грусть и веселье, удаль и лиризм. Но композитор постепенно раскрывает в ней и грозные, драматические черты. Так и есть – тема «Судьбы» из I части вновь напоминает о себе. Звучит она страшно и неумолимо.

Наступает решающий момент драмы. В напряженном ожидании застыл оркестр. Но вот, будто вестник спасения, раздается тема народного ликования. Бурно нарастая, она словно заполняет все пространство. 4 симфония Чайковского приходит к долгожданной кульминации…

«Есть простые, но сильные радости. Жить все-таки можно. То, что губительно для отдельной личности, не может поколебать великую личность, имя которой – народ», — к такому итогу приходит Чайковский в Четвертой симфонии.

4 Симфония Чайковского. Слушать онлайн:

Источник

Урок по музыке «Страна симфония.Симфония №4 П.Чайковского»

Урок по музыке во 2 классе. Страна симфония. Симфония как целостная музыкальная история. Симфония №4 П.Чайковский 1.2.3.4 части.

Знакомство с творчеством П.Чайковского и его крупным произведением – симфонией №4, рассчитано на несколько уроков, поэтому конспект урока состоит из нескольких модулей, которые учитель применяет на сое усмотрение, в зависимости от освоения предыдущего материала учениками.

Цель: дать понятие о крупном музыкальном жанре – симфонии, сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем. Знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, узнавать звучание инструментов симфонического оркестра, усвоить его особенности; Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие; Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор;

Оборудование: иллюстрации, видеоматериал, шумовые инструменты, дидактические игры.

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Мы сегодня с вами совершим путешествие в удивительную страну «Симфонию». Познакомимся с одним из лучших музыкальных изобретений 18 века симфоническим оркестром. Что такое оркестр? Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. ОРКЕСТР – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более 100 музыкантов. Это огромная музыкальная семья. А теперь, представим себе. Открывается занавес, на сцене расположены только инструменты, а где же музыканты? Ожидание волнительно, ну вот на сцену выходят исполнители. Они занимают свои места. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и все в нем, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется определенным правилам музыкального спектакля.

Слушание вступления симфонии №4 П.Чайковского

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр? Верно, музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно. А еще в 18 веке появился жанр классической симфонии, который требовал нового звучания, оркестрового колорита. Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание. Для симфонического оркестра нужны, большие концертные площадки.

Посмотри те, как выглядит оркестр. (иллюстрация)

Слушание и музыкальное наблюдение

Сейчас мы с вами послушаем первую часть симфонии П.Чайковского в исполнении симфонического оркестра. Вот музыканты подошли к своим инструментам, сели, и тут появляется самый главный человек в оркестре – ДИРИЖЕР. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре всегда одинаково и ему не нужно искать взглядом, где сидят флейтисты, а где кларнетисты.

Чтение стихотворения Е.Маслова «Дирижер»

Дирижерской палочкою осень

Нехотя взмахнула, повела,

Стайку скворушек, нырнувших в озимь

На румяной зорьке подняла.

Симфонический оркестр могучий

Фраки надушив пыльцой цветов,

Тишину безвольную нарушив.

Зазвучал, запел на сто ладов.

В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме?

Схема расположения музыкантов в оркестре

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

Игра «Представьте себе» Давайте ребята поиграем с вами. Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас, в любой инструмент симфонического оркестра по выбору. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.

Несколько учеников выходят, и по очереди показывают свой инструмент жестами, остальные отгадывают.

Исполнение песни А сейчас мы с вами исполним песню “Про оркестр”, композитора С. Важова, слова. М.Яснова, в ней тоже поется об инструментах симфонического оркестра.

На заре лесные птицы
Начинают петь,
Может, скрипка ухитрится
Птицей зазвенеть?
Чтобы ели не шумели,
А закат погас,
За смычком виолончели
Вступит контрабас.

Могут инструменты эти
Рассказать про всё на свете.
Подождите, и окрест
Зазвучит оркестр! – (2раза)

Голосок певучей флейты
Радостно поёт.
Вдруг услышишь рядом с ней ты,
Как ворчит фагот.
И весёлых, и сердитых
Знает белый свет.
Но, конечно, примирит их
Солнечный кларнет.

Если росами сверкает
Мягкая трава,
Кто побудку нам играет?
Звонкая труба!
И душевно, и покорно
Отзываясь ей,
Эхо тает, как валторна,
В глубине полей.

Заглушая пенье птичье
С самого утра,
На футбольном поле нынче
Началась игра.
И трибуны неустанно
Гол победный ждут.
И грохочут барабаны,
И тарелки бьют

Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,

стал размахивать руками прямо в зале перед нами?

Не приучен он к порядку или делает зарядку?

Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть? Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер волшебник и от его мастерства, профессионализма, таланта, зависит, как будет звучать оркестр. Он показывает жестом и взглядом как надо играть и где нужно вступать. Даже если дирижер говорит на другом языке, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, дирижера понятен всем музыкантам мира.

Игра «Оркестр» Дети играют на шумовых инструментах, управляет “оркестром” маленький “дирижер”.

Ребята, а сейчас немножко отдохнём, и посмотрим веселый мультфильм «Мультсимфония».

Демонстрация мультфильма «Мультсимфония »

А эти инструменты не вошли основной состав симфонического оркестра, но композиторы включают их в оркестровую партитуру, если этого требует творческий замысел композитора.

Обобщение и систематизация знаний.

А теперь выполним задание.

1. В группу деревянных духовых инструментов входят: фортепиано, скрипка, флейта, фагота, контрабас.

2. Симфонический оркестр состоит из: группы струнных смычковых, деревянных духовых, группы балалаек, медных духовых и группы баянов.

3. Самые низкие инструменты симфонического оркестра: флейта, тромбон, туба, альт, контрабас, скрипка, фагот.

4. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, скрипка, фагот, барабан.

5. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, челеста, кларнет, фортепиано.

6. Оркестром руководит: баянист, тромбонист, дирижер, ударник.

Музыканты смеются «СЮРПРИЗ»

Мы с вами путешествовали в замечательную страну «Симфонию». Это удивительная страна со своими законами, правилами. Мир музыкальных инструментов широк: это и народные, и старинные, и современные. Мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. Слушали и наслаждались звучанием различных по тембру и краске инструментов. Познакомились с составом оркестра. Много лет тому назад симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его – маэстро- дирижёр, великий мастер владения звуком. Слушая симфонический оркестр в концертном зале, мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты.

Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку»

Информация для учителя.

Симфония N 4 фа минор, соч. 36

Четвертая симфония составила целую эпоху в творчестве П. Чайковского, она стала на его пути тем произведением, в котором совершенно воплотились его эстетические принципы и новаторские искания в области симфонической музыки. Композитор работал над симфонией в течение нескольких месяцев 1877 года. Это был крайне тяжелый период в его жизни. Его драматичность была следствием крайне неудачного брака композитора, в результате которого, после нескольких недель супружеской жизни, Чайковский, ощутивший этот брак как пытку, буквально бежал от жены в Петербург. Он не знал как жить дальше и что делать. И тут неожиданно пришла помощь, позволившая ему бросить преподавание, которое он не любил, и жить там, где он хотел. Собственно, помощь пришла сразу с двух сторон: Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, и в это же время произошло его заочное знакомство с известной меценаткой страстной почитательницей творчестве композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк. Композитор и его покровительница никогда не встречались лично (это было их обоюдное согласие, вернее даже условие), хотя Чайковский не раз жил в имении фон Мекк, когда хозяйка надолго уезжала за границу. Сохранилась их огромная переписка, продолжавшаяся много лет. (История взаимоотношений Чайковского и Н.Ф. фон Мекк и неожиданный разрыв, причины которого до сих пор в точности не известны, отдельная интересная тема.) Эта переписка, в которой Н. фон Мекк предстает чрезвычайно яркой, незаурядной личностью, касается едва ли не всех произведений Чайковского, над которыми он впоследствии работал, и Четвертой симфонии, в частности. Из нее мы знаем программу симфонии. Чайковский изложил ее через год после создания симфонии. Основная мысль композитора: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ». В борьбе человека против грозных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Позже Чайковский писал тому же адресату: «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал». Но трагедия в личной жизни это была, быть может, главная, но не единственная причина «хандры». Вторая причина – общее состояние общественной жизни в период создания Четвертой симфонии. Это было время глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война.

Для Чайковского война — это рок, фатум.

Тяжелое нервное потрясение прервало его работу над обоими этими произведениями. Работа над оркестровкой симфонии возобновилась в декабре 1877 года. Эти он занимался, живя в тот период в Венеции. Именно эта работа, и осознание самим композитором ценности создаваемой симфонии, способствовали его выздоровлению. Об этом он неоднократно писал Н. фон Мекк. Законченная партитура сразу же была отправлена в Москву Н.Г. Рубинштейну, первому исполнителю всех предыдущих симфоний Чайковского. Премьера состоялась в Москве 10 февраля 1878 года. Дирижировал все тот же Н. Рубинштейн. Как ни странно, но новое произведение Чайковского в тот раз прошло почти незамеченным. Успех концерта был средний, а в прессе появилась только одна небольшая сочувственная статья (С. Флерова). Однако в Петербурге премьера симфонии (под управлением Э. Направника) прошла с грандиозным успехом. За рубежом симфония впервые прозвучала в Париже 25 (13) января 1880 года и имела большой успех.

1 В качестве прообраза (до некоторой степени) можно указать на популярную в свое время песню «Ах, что же ты, голубчик невесел сидишь» (пространные вариации на нее в свое время написал Лев Гурилев, отец Александра Гурилева, автора знаменитых романсов).

3 Форму рондо можно представить себе в виде чередование так называемого рефрена, который постоянно возвращается (его можно обозначить символом «А»), как правило, в одном и том же виде, и различных по настроению и характеру, конечно же, по музыке, эпизодов («В», «С», « D » и так далее). В целом получается следующая конструкция:

Источник

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

П.И. Чайковский Симфония №4

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

Симфония № 4. В творчестве великого Петра Ильича Чайковского это гениальное сочинение считается знаковым. Оно не только провело итоговую черту между предыдущим творчеством композитора, но и ознаменовало начало нового этапа в развитии всего последующего симфонизма. В истории русской музыки Четвёртая симфония Чайковского стала первой психологической драмой, соизмеримой по духу с произведениями Людвига ван Бетховена , так как представляет собой необычайно мощное произведение, открывшее в композиторе новую грань его личности.

Историю создания «Симфонии №4» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В начале семидесятых годов Чайковский, будучи автором множества произведений, завоевавших признание слушателей, весьма тяготился своей педагогической работой в Московской консерватории, так как считал, что она является существенной помехой в его композиторском творчестве. В начале 1977 года из-за различного рода житейских неприятностей настроение Петра Ильича было подавленным: всё вокруг для него казалось безрадостным, бессмысленным и тусклым. Композитора охватила такая сильная хандра, что в голову приходили только неприятные мысли. Нагнетала состояние и общественно-политическая ситуация, а именно Русско-турецкая война. Военные действия всегда ассоциировались у Петра Ильича с образом фатума, рокового начала, довлеющего над лирическим героем.

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

В связи со сложившимися обстоятельствами Чайковский сочинял свою Четвёртую симфонию, находясь в состоянии мрачной безнадёжности. Чтобы как-то развеять свои угрюмые мысли композитор покинул Россию и отправился за границу и в конечном итоге на довольно продолжительное время обосновался в Италии, где в конце 1877 года и завершил это произведение. Через год симфония была исполнена под руководством Николая Григорьевича Рубинштейна. Успех был гарантирован, зал ликовал. Многие из слушателей не смогли понять идеи музыки, но Чайковский и не хотел раскрывать ее. Композитор всерьез считал, что человек должен сам догадаться, и творец ни в коем случае не должен навязывать собственные мысли.

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

Интересные факты

Содержание

4 симфония открывает цикл из трех завершающих творческий путь симфонических произведений. Содержание сочинения впервые у Чайковского имеет трагический оттенок. Чтобы выразить полноту музыкальных образов, Чайковский в качестве драматургической модели выбирает 5 симфонию Бетховена . В таком случае программа будет носить лирико-субъективный характер, потому что за основу взята концепция преодоления Человека над Судьбой.

Конфликт выстроен на основе театральной драматургии, герой контрдействия – рок, фатум и герой прямого действия – лирический герой. Название конфликта «Человек и Судьба». Подобный тип конфликта обозначает жанр лирической музыкальной драмы.

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

Огромную роль в произведении играет интродукция. В построении излагается фанфарная, маршевая тема. В каденции поступенное движение вниз – катабасис. Это тема зерно – фатум. Велика роль в структуре тема – действующее лицо, лейтмотив. Также имеет формообразующую роль на грани построений, в точке кульминаций. Именно так в произведении будет олицетворяться образ судьбы. С темой интродукции в дальнейшем будет связаны ситуации надлома лирического героя.

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

I часть произведения написана в сонатной форме со вступлением и кодой. Экспозиция типична для Чайковского и чётко делится на 2 раздела:

Вступление побочной партии символизируют, что лирический герой пытается спрятаться от натисков судьбы, погружаясь в грезы: 1 тема звучит в минорном ладу в тембре фагота, но разве можно спрятаться оттого, что придумано твоим сознанием. Заключительной партии нет, бежать некуда.

Фанфары, вторжение темы интродукции, судьба снова настигла врасплох. Кода имеет несколько построений:

II и III части являются контрастом оттенением (дополнением).

III часть – Скерцо имеет лирическую трактовку. Главной особенностью части является включенный прием пиццикато струнных, напоминающий народные щипковые инструменты. Скерцо переводится, как игра. Часть является игрой воображения, когда герой полностью забывает обо всем и позволяет себе пофантазировать о прошлом и будущем.

Финал – это продолжение противостояния року. Форма произведения рондо (народное веселье) с чертами сонатной. Это рассредоточенный вариационный цикл на тему русской народной песни «Во поле береза стояла». Характерна двуплановость действия: массовое шествие (объективное в мире) и лирический герой (субъективное). Человек попадает на карнавал жизни, он хочет заглушить собственную боль, смотря на веселье других. Но судьба вновь настигает его, но ему никто не может помочь.

Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Смотреть картинку Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Картинка про Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии. Фото Симфония 4 чайковского что ты представляешь слушая вторую часть симфонии

Если не можешь изменить ситуацию необходимо изменить отношение к ней, что и произошло с героем. Он осознал, что жить все-таки можно, даже тогда, когда до тебя никому нет дела. Только сам человек может помочь себе, и спасти себя.

Смысл произведения в том, что человек порой ищет виновного в собственных невзгодах, возлагая собственные промахи на судьбу, фатум, рок. В счастливые моменты никто не задумывается, почему с ним это происходит. Ведь если ты счастлив, значит, это только твоя заслуга. Тогда в чем справедливость? Неужели судьба может быть только злой? Или это всего лишь прикрытие.

Главным отличием содержания 5 симфонии Бетховена и Четвертого симфонического произведения Чайковского в героях. Один будет бороться до потери пульса, другой же попытается заглушить собственную боль. Но побеждает лишь тот, кто несет ответственность за свою жизнь и выбор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *