Симфоническая сюита что это
Сюита
Сюита- (фр. suite- ряд, последовательность) представляет циклическое произведение, состоящее из самостоятельных, контрастирующих по характеру и темпу частей танцевального или жанрового характера.
В отличие от сонатного цикла, чередование частей в сюите не имеет строгого порядка, а их количество не регламентировано. Они более самостоятельны, часто пишутся в одной тональности.
Существует несколько типов сюит:
Бах. Французская сюита до минор.
Моцарт. Дивертисмент си-бемоль мажор ( 6 частей: 1. Аллегро. 2. Тема с вариациями. 3. Менуэт. 4. Адажио. 5.Менуэт. 6.Анданте- Аллегро (allegro molto))
Бородин. «Маленькая сюита» (7 частей: 1. «В монастыре» до-диез минор. 2. Интермеццо фа мажор. 3. Мазурка до мажор. 4. Мазурка ре-бемоль мажор. 5. «Грезы» ре-бемоль мажор. 6.Серенада ре-бемоль мажор. 7. Ноктюрн соль-бемоль мажор)
Шуман. «Карнавал» (любой из номеров) – цикл инструментальных миниатюр с чертами сюитности.
Сонатно-симфонический цикл (ССЦ)
Сонатно-симфонический цикл- это форма, состоящая из нескольких контрастных по содержанию, темпу и жанру частей (от двух до пяти), одна из которых написана в сонатной форме (обычно первая). Классический ССЦ включает, как правило, четыре (иногда три или две) части.
Отличия ССЦ от сюиты:
Строение ССЦ:
1 часть. Сонатная форма.
Для разработки характерна неустойчивость и различные изменения темы: вычленение, секвенцирование, имитационное развитие темы и др.
Главное изменение заключается в том, что и ГП и ПП проводятся в основной тональности. Если нет образных контрастов в ГП и ПП, то Связ.раздела нет.
2 часть.
Медленная. Создает контраст с первой частью. Имеет статичный, созерцательный, размышляющий характер.
3 часть.
Менуэт. «Рудимент» танцевальной сюиты. В дальнейшем Бетховен заменил менуэт на скерцо. Подвижная часть, написанная в сложной трехчастной форме с трио.
4 часть.
Финал. Быстрая часть. Может быть написана в абсолютно разных формах. У классицистов это часто форма рондо или рондо-соната, т.к. задача финала- обощить образно и по смыслу. Часть отличается многообразностью, где рефрен является доминирующим образом.
Моцарт. Симфония №40 соль минор ( по частям)
Если сравнивать симфонию с деятельностью человека, то ее строение можно описать следующим образом:
Билет. Симфоническая сюита.
Сравнительно с сонатой и симфонией С. свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая упорядоченность структуры цикла (количество частей, их характер, порядок, соотношение друг с другом могут быть различными в самых широких пределах), тенденция к сохранению во всех или неск. частях единой тональности, а также более непосредств. связь с жанрами танца, песни и др.
Противоположность Сюиты и сонаты особенно чётко выявилась к сер. 18 в., когда сюита достигла своего расцвета, а сонатный цикл окончательно сложился. Однако эта противоположность не абсолютна.
Соната и С. возникли почти одновременно, и их пути, особенно на раннем этапе, временами пересекались. Так, С. оказала заметное влияние на сонату, особенно в области тематизма. Результатом этого влияния было также включение менуэта в сонатный цикл и проникновение танц. ритмов и образов в финальное рондо.
ИСТОРИЯ Франц. Сюиты отличалась большей свободой построения (от 5 танцев у Ж. Б. Люлли в оркестровых сюитах до 23 в одной из клавесинных сюит Ф. Куперена),
В сюитах вводились и нетанцевальные части, особенно различного роды арий.
Люлли впервые ввёл в С. в качестве вступит. части увертюру. Позднее это нововведение было воспринято нем. композиторами И. К. Ф. Фишером, Г. Ф. Телеманом и И. С. Бахом.
Г. Пёрселл часто открывал свои сюиты прелюдией; эту традицию воспринял и Бах в своих английских сюитах (в его франц. С. прелюдий нет).
Помимо оркестровых и клавесинных С. во Франции были распространены С. для лютни.
Из итал. композиторов важный вклад в развитие С. внёс Д. Фрескобальди, разрабатывавший вариационную сюиту.
Нем. композиторы творчески соединили франц. и итал. влияние (оркестровая «Музыка на воде» Генделя своей программностью сближаются с франц. + вариац. техники отмечена сюита Букстехуде на тему хорала «AufmeinenliebenGott»)
И. С. Бах, возведший жанр С. на высшую ступень развития. В сюитах Баха (6 англ. и 6 франц., 6 партит, «Французская увертюра» для клавира, 4 оркестровые С., названные увертюрами, партиты для скрипки соло, С. для виолончели соло) завершается процесс освобождения танц. пьесы от связи с её бытовым первоисточником. В танц. частях своих сюит Бах сохраняет лишь типические для данного танца формы движения и нек-рые особенности ритмич. рисунка; на этой основе он создаёт пьесы, заключающие в себе глубокое лирико-драм. содержание.
В каждом типе С. у Баха выдержан свой план построения цикла; так, англ. С. и С. для виолончели всегда начинаются с прелюдии, между сарабандой и жигой в них всегда стоят 2 сходных танца и т. д.
В баховские увертюры неизменно входит фуга.
Во 2-й пол. 18 в., в эпоху венского классицизма, сюита утрачивает прежнее значение.
Ведущими муз. жанрами становятся соната и симфония, а сюита продолжает существовать в виде серенад и дивертисментов.
В XIX и первой половине XX веков жанр сюиты продолжает развиваться, но образная сфера и многие композиционные закономерности меняются.
Под влиянием романтической эстетики, сюита, в большинстве случаев, представляет собой программное сочинение. Из танцевальных жанров теперь чаще всего встречается вальс, чей ритм проникает не только в камерные произведения, но и в симфоническую и оперную музыку этого времени. Однако большое внимание уделяется и пьесам нетанцевального характера. В отличие от сюиты предыдущих эпох, пьесы новой сюиты могут быть написаны в л ю б ы х тональностях. Главная тональность в этом случае определяется по первой части (иногда в ней же пишется и последняя часть). В новой сюите может быть любое количество частей, построенных в различных классических формах. Большинство произведений написано для фортепиано, а также для оркестра. Можно выделить несколько разновидностей новой сюиты.
1) сюита, составленная композитором из собственной музыки к театральным постановкам: драматическим спектаклям, балетам, операм, а в ХХ веке – и к кинофильмам.
2) сюита, основанная на обработках песен и танцев разных народов или сочинений других композиторов (то есть не на авторском тематическом материале).
Это, например, «Чешская сюита» Дворжака, «Алжирская сюита» Сен-Санса, «Восемь русских народных песен для оркестра» Лядова, «Кавказские эскизы» Ипполитова-Иванова, «Молдавская сюита» Пейко. Сюда же можно отнести «Кармен-сюиту» Щедрина, основанную на тематизме оперы Бизе, а также Четвёртую сюиту Чайковского, которая называется «Моцартиана» и представляет собой мастерски сделанное оркестровое переложение редко исполняемых сочинений Моцарта – трёх фортепианных и одного хорового.
Писатель придавал музыке в пьесе огромное значение и хорошо продумал, где и что она должна иллюстрировать или заменять. Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она
сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига.Партитура была закончена в Лейпциге 16 апреля 1875 года, премьера пьесы с музыкой Грига состоялась в Кристиании 24 февраля 1876 года. Уже в первый сезон «Пер Гюнт» выдержал 36 представлений, причем громадный успех Ибсен по праву делил с Григом: норвежская театральная критика говорила о нем, как о полноправном создателе спектакля. Через десять лет, в январе 1886 года, «Пер Гюнт» был поставлен в Копенгагене. Для этой постановки Григ переработал музыку, в частности, почти все переоркестровал. Последним обращением композитора к этой музыке стало создание двух сюит, в которые вошли по четыре номера из написанных двадцати трех.
Первая сюита была составлена в 1888 году и получила ор. 46, вторая появилась в 1891 году под ор. 55. В сюиты Григ включил те номера из музыки к драме, которые носили самостоятельный, завершенный характер, не следуя их порядку в спектакле.
Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме «Пер Гюнт».
ОБРАЗЫ.
— природа (бурная, и спокойная норвежская)
— фольклорная фантастика («В пещере горного короля», « Танец дочерей горного короля»)
— женские образы (добрая Озе, пылкая несчастная Ингрид, чистая нежная Сольвейг, изящная капризная Анитра)
У Бизе – старался раскрыть основные конфликты.
Григ – не стремиться следовать сюжету, не дает симфонических обобщений, не раскрывает конфликт.
Симфоническая сюита что это
Что такое сюита, история сюиты
Музыка. Этот ценнейший вид искусства не случайно сравнивают с состоянием души, поскольку одна мелодия может вызвать щемящую печаль, а другая одарит радостью и приливом сил. Музыка окружала человека всегда: изначально он слышал её в пении птиц и даже в звуке ветра, а затем сам начал создавать музыкальные инструменты и сочинять различные мотивы. Впоследствии была изобретена нотная запись и появились первые композиторы, которые для выражения своих творческих идей постоянно совершенствовали различные музыкальные формы. Так возник удивительный жанр «сюиты», который и спустя пять столетий пленяет сегодняшних слушателей своей образной многоликостью и непредсказуемостью.
Историю сюиты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое сюита
Сюита. Исторически сложилось так, что данный жанровый термин представляет одну из разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. А кроме того этим словом, в переводе с французского обозначающего «последовательность», называют произведение, состоящее из нескольких композиционно самостоятельных частей, но объединённых единой художественной мыслью.
В настоящее время сюиты подразделяются на такие виды:
Танцевальная «старинная сюита». Изначально её основу составляла определённая последовательность, объединённых одной тональностью и написанных в простейших музыкальных формах, контрастных по характеру популярных танцев эпохи барокко: аллеманды, куранты, сарабанды, жиги. Впоследствии совершенствуясь, цикл обогатился не только другими танцевальными композициями, но пьесами иных инструментальных жанров. Одной из разновидностей «сюиты» является «партита». Самые известные на сегодняшний день «старинные сюиты» и «партиты» принадлежат перу великого Иоганна Себастьяна Баха.
Камерная «романтическая сюита». Данная циклическая форма не ограничивается определёнными рамками и представляет собой цикл разнохарактерных самостоятельных композиций, как правило, программного содержания. Данный вид «сюит», для которого характерна картинная изобразительность, а также связь с народным творчеством, наиболее ярко представлен в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана.
Концертная «оркестровая сюита». Это циклическое симфоническое произведение, включающее в себя несколько самостоятельных частей и, как правило, имеющее программное содержание. Большую популярность получили «оркестровые сюиты», составленные из музыки к драматическим спектаклям, операм, балетам и кинофильмам.
Популярные сюиты
История сюиты
История «сюиты», как самостоятельного инструментального жанра, берёт своё начало в далёкую эпоху Возрождения, и необходимо заметить, что её появление связано с развивающимся в тот период искусством хореографии. В те переходные времена происходило заметное расслоение общества, которое ощутимо проявлялось не только в материальном положении, но и в культуре поведении и уровне образования. Данное различие стало проявляться и в танцах, ранее не имевших классовой разницы, но затем разделившихся на традиционные, то есть рождённые в народе и придворные постановочные, позволявшие богачам продемонстрировать свой высокий статус. Постепенно зарождалась хореография, которая помогала дамам и кавалерам овладевать умением изящно и благородно двигаться.
Во второй половине XVI века француз Эстьенн дю Тертр опубликовал такой парный танец и впервые назвал его «сюитой». Немного позднее к «паване» и «гильярде» композиторы стали добавлять третий, а затем и четвёртый танец, тем самым превращая цикл в четырёхчастный. В начале следующего столетия это музыкальное новшество проникло в Германию, Италию и Англию. Однако в тех странах композиторы изначально не сковывали себя строгими рамками, а потому включали и свободно варьировали в «сюите», самые разнообразные национальные танцевальные композиции, которые они творчески перерабатывали.
Необходимо отметить в то же время танцевальный цикл постепенно утрачивал своё бытовое назначение и перерождался в инструментальное произведение для музицирования. Интенсивно развиваясь, «сюита» к середине XVII века была окончательно смоделирована в творчестве немецкого композитора Иоганна Фробергера. Его четырёхчастный цикл, впоследствии признанный классическим, был сформирован из контрастных по характеру, ритму и темпу танцев: алеманды, куранты, сарабанды и жиги, следующих друг за другом в определённом порядке. Эти пьесы объединяло лишь то, что все они были написаны в одной тональности.
Одни из ранних, дошедших до нас оркестровых сюит, принадлежат перу немецкого композитора эпохи барокко Георгу Муффату, которые он создал, находясь под впечатлениями от произведений француза Жана-Батиста Люлли. Всё это говорит о том, что в то время «сюита», которую также именовали «Suite de danses», «Ordre» и «Partita», набирая всё большую популярность, продолжала интенсивно развиваться, и каждый композитор по своему подходил к составу входящих в неё номеров. Англичанин Генри Пёрселл частенько начинал свои «сюиты» с прелюдии, а француз Люлли с увертюры. Все ранние достижения в жанре «сюиты» воспринял и подытожил великий Иоганн Себастьян Бах . В его творчестве «сюита» достигла небывалого расцвета и подлинной вершины своего развития. Композитор, создавая многочисленные сюиты для клавира, скрипки, виолончели и различных инструментальных ансамблей, переосмыслил жанр, наполнил его глубоким и проникновенным чувством. Не отступая от прежних основ объединения танцевальных композиций, он видоизменил строй цикла и усовершенствовал его так, что поднял «сюиту» на уровень высочайшего искусства. Нельзя оставить без внимания, что весомый вклад в развитие «сюиты» то же самое время внёс немецкий, английский композитор Георг Фридрих Гендель . Его «сюиты» в нынешнее время так же знамениты, как и «сюиты» Баха.
Возрождение «сюиты» приходиться на первую половину XIX века. Эта цикличная форма вновь привлекает внимание композиторов, при этом наполняется новым содержанием, которое нередко бывает программным. Части в романтических «сюитах», количество которых свободно варьировалось, не имели обязательный танцевальный характер и не были связаны одной тональностью. Яркими образцами таких произведений являются «сюиты» Роберта Шумана , среди которых особое внимание необходимо уделить «Карнавалу», «Бабочкам», «Фантастическим пьесам» и «Детским сценам».
В XX веке композиторы тоже с увлечением работали в жанре «сюиты». Были созданы такие выдающиеся произведения, как балетные сюиты « Жар-птица » и «Петрушка» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта», «Золушка» Сергея Прокофьева, «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Немного позднее композиторы стали составлять сюиты из музыки к кинофильмам. Так появились сюиты Георгия Свиридова «Метель» и « Время, вперёд! », а также «Гамлет» Дмитрия Шостаковича.
Вспоминая сюиты созданные в XX веке нельзя оставить без внимания «Гоголь-сюиту» и «Сюиту в старинном стиле» Альфреда Шнитке, а кроме того выдающуюся «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина, основанную на темах оперы Жоржа Бизе.
Интересные факты
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Значение слова «сюита»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В середине XIX века появились сюиты, не имеющие связи со старинным жанром, составленные из музыки к театральным постановкам, операм и балетам, а в XX веке — и из музыки к кинофильмам.
СЮИ’ТА, ы, ж. [фр. suite] (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. С. Баха. С. из оперы «Снегурочка».
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сюи́та I
1. муз. музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом или программой ◆ Я начал новое сочинение в форме сюиты. Форма эта мне чрезвычайно симпатична, так как нисколько не стесняет и не требует подчинения каким-ли[бо] традициям и правилам. Сюита эта будет из пяти частей, из коих последняя ― вариации. П. И. Чайковский, Письма к Н. Ф. фон-Мекк, 1884 г. (цитата из НКРЯ)
2. муз. музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т. п. ◆ В программе концерта ― сюиты из балетов Делиба «Коппелия» и «Сильвия», а также из балета Чайковского «Спящая красавица». «Афиша» (1997) // «Столица», 29 сентября 1997 г. (цитата из НКРЯ)
3. хореогр. композиция из нескольких танцев, объединённых общей темой
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова барщина (существительное):
Сюита
Литература : Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Инструментальное творчество Чайковского, П., 1922; его же, Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2, М.-Л., 1930-47, Л., 1971; Яворский Б., Сюиты Баха для клавира, М.-Л., 1947; Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960; Ефименкова В., Танцевальные жанры. М., 1962; Попова Т., Сюита, М., 1963; Riemann H., Zur Geschichte der deutschen Suite, «SIMG», 1904/05, Bd 6; Nоrlind T., Zur Geschichte der Suite, «SIMG», 1905/06, Bd 7; Кinke1deу О., Orgel und Klavier in der Musik des XVI. Jahrhunderts. Ein Beitrag zur Geschichte der Instrumentalmusik, Lpz., 1910; его же, Dance tunes of the 15th century, «Ishan Library Papers», v. 1, 1959; Nef К., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921 («Kleine Handbьcher der Musikgeschichte nach Gattungen», Bd 14); В1ume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im XV. und XVI. Jahrhundert, Lpz., 1925; Mьnniсh R., Die Suite, В., 1932 («Musikalische Formen in historischen Reihen», Bd IX), в обр. X. В. Шмидта, Wolfenbьttel, 1958; Reimann M., Untersuchungen zur Formgeschichte der franzцsischen Klavier-Suite, Regensburg, 1940 («Kцlner Beitrдge zur Musikforschung», Bd 3); Hoffmann-Erbrecht L., Deutsche und italienische Klaviermusik zur Bachzeit, Lpz., 1954 («Jenaer Beitrдge zur Musikforschung», Bd 1); Thibault G., La musique instrumentale au XVI siиcle, в кн.: Roland-Manuel, Histoire de la musique, v. 1, P., 1960; Beck H., Die Suite, Kцln, 1964 («Das Musikwerk», Bd XXVI); Starke D., Frobergers Suitensдtze, Mьnch., 1964 (Diss.).
И. Э. Манукян.
Полезное
Смотреть что такое «Сюита» в других словарях:
СЮИТА — (фр.). инструментальные пьесы, бывшие в употреблении в XVII столетии и состоявшие из ряда старинных танцев, расположенных в известном порядке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЮИТА несколько… … Словарь иностранных слов русского языка
СЮИТА — СЮИТА, сюиты, жен. (франц. suite) (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. Сюита… … Толковый словарь Ушакова
СЮИТА — (франц. suite букв. ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей … Большой Энциклопедический словарь
сюита — партита Словарь русских синонимов. сюита сущ., кол во синонимов: 1 • партита (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СЮИТА — (французское suite, буквально последование, ряд), 1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том… … Современная энциклопедия
СЮИТА — СЮИТА, ы, жен. Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. Восточная с. | прил. сюитный, ая, ое. С. цикл. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СЮИТА — «СЮИТА», СССР, 1976. Лирическая комедия. Новелла в киноальманахе «В один прекрасный день». Герой новеллы спасатель на пляже. События, которые происходят на море, его не развлекают и не озадачивают. Под музыку Бизе он мечтает о своей Кармен, о… … Энциклопедия кино
Сюита — сочинение, состоящее из ряда старинных танцев, расположенныхв известном порядке. В старинную С. входили аллеманд, куранта,сарабанда, жига и другие танцы. Все эти танцы писались в простейшихформах и в одной тональности. Если в С. входили не одни… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Сюита — (французское suite, буквально последование, ряд), 1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СЮИТА — музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы,… … Энциклопедия Кольера