Сибарит и гедонист в чем отличие
Разница между гедонизмом, эпикурейством и сибаритством. Строго своими словами. Цитаты из неинтересны. Ваше видение.
СУПЕР-вопрос! Для интеллектуалов. Очень интересны ответы, хотя можно почитать и в и-нете.
Разницу чувствую на интуитивном уровне, но не стану вдаваться в праздные рассуждения. Спасибо за вопрос! Надеюсь, ответы более смелых, чем я, людей, Вас не разочаруют.
Вот, нашла на просторах и-нета:
Гедонизм — это философское учение, зародившееся в Древней Греции, главной идеей которого было утверждение о том, что высшим благом и целью человеческой жизни является получение наслаждений. Соответственно, гедонистами назывались приверженцы этого учения. Все, что вело к наслаждению, объявлялось ими добром, а злом, соответственно — все, что вело к страданиям.
Сейчас, правда, гедонистами называют не философов, а тех людей, которые стремятся к получению наслаждений. Их иногда называют также эпикурейцами — как и последователей древнегреческого философа Эпикура, также исповедовавшего гедонизм. Правда, эпикурейцы, в отличие от других гедонистов, готовы были просто довольствоваться отсутствием страданий, не обязательно стремясь к наслаждениям/
Богатые, избалованные роскошью сибариты, предаваясь праздному веселью, не подозревали, что слово «сибарит» станет когда-нибудь нарицательным. Любители пышных пиров, они достигли в кулинарном искусстве высокого мастерства. В 510 году до н. э. сибариты, начавшие войну с Кротоном, были побеждены, а Сибарис был разрушен до основания. Сегодня под словом «сибарит» подразумевается человек, изнеженный барством, живущий в роскоши. Сибаритствовать –– значит барствовать.
Сибарит, Гедонист или Эпикуреец
1. Сибари́т — по названию древнегреческой колонии Сибарис, прославившейся богатством и роскошью.
Обычно под сибаритом понимается праздный, избалованный роскошью человек. Или, несколько шире, человек, живущий в роскоши, удовольствиях и праздности; или человек, любящий роскошь и удовольствия.
Вероятно, через франц. sybarite «изнеженный, сибаритский» из лат. sybar-ta, греч. Subar…thj «житель города Сибарис, в Лукании, основанного ахейцами и жителями Тройзена». Этот город славился пышностью и разнузданностью.
Макс Фасмер. Этимологический словарь Русского Языка
—————————————————————————————————-
2. Гедони́зм (от др.-греч. ηδονή, hedone — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в хорошей жизни. В отличие от наслаждения в определении Эпикура, понятии гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.
Утилитарист Джереми Бентам называет такой подход «гедонической расчётливостью». Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм).
Wiki
—————————————————————————————————-
“
3. Эпикуреи́зм — философское учение, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н.э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».
Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание.Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие.
Гедонисты, эпикурейцы, сибариты и жуиры
Жизнь человека – это непрерывная череда удовлетворения постоянно возникающих естественных потребностей и желаний.
Опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в любую историческую эпоху счастливым и мудрым человеком можно назвать того, кто сумел построить свою жизнь таким образом, что большинство своих физиологических и интеллектуальных потребностей смог удовлетворять исключительно с удовольствием.
Как писал известный французский философ Мишель Монтень (1533- 1592), родоначальник литературного жанра философское эссе, в своем известном произведении «Опыты мудреца»: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствия».
Древнеиндийские йоги удовлетворенность называли словом сантоша, а состояние бесконечного блаженства, абсолютного счастья словом ананда (санскрит).
Европейцы людей, ориентированных на жизнь в свое удовольствие, в разные исторические периоды называли гедонистами, эпикурейцами или сибаритами.
Гедонизм (от лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — одно из философских направлений этики. Его представители считают физические и духовные удовольствия высшим благом и условием счастья в жизни.
Основоположником гедонизма считается современник Сократа, древнегреческий философ Аристипп Киренский (родом из Кирены, около 435—366 гг. до н.э.).
Основанная им философская школа Киренаики была популярна у современников и имела множество последователей. Это философское направление разделяло гедонизм на универсальный, психологический и этический.
Аристипп различал два состояния души человека: удовольствие – как мягкое, нежное и боль – как грубое, порывистое движение души.
Путь к счастью, по мнению Аристиппа, в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Отсюда: смысл жизни – именно в получении исключительно физического удовлетворения.
Основной парадокс гедонизма заключается в том, что для получения максимального наслаждения необходимо себя ограничивать.
Понятие «гедонизм» зачастую использовалось и используется в негативном смысле для описания чисто материально-ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.
Такая трактовка гедонизма слишком примитивна, что подтверждают слова самого Аристиппа: «Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им».
Многие последователи Аристиппа рассматривали гедонизм как основополагающую нравственную ценность общества. Философская школа Киренаики впоследствии перешла в эпикурейскую. В период Античности эпикуреизм считался одним из наиболее влиятельных философских течений
Свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилини(Митилене)на острове Лесбос, великий древнегреческий ученый Эпикур (341-271 гг. до н. э.) основал в 303 г. до н. э.
В 307 г. до н. э. школа переехала в Афины и расположилась в саду философа и поэтому получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».
Над входом в это живописное место висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. При этом Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное состояние души.
Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены.Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.
От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.
Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями.
В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяли человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.
Эпикуреец не боится смерти: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», – утверждал философ.
Как писал современник Эпикура Диоген Лаэртский, философ скончался от камня в почках. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина. Эпикур прожил 70 лет, по тем временам он считался долгожителем.
Примерно так же закончил свой жизненный путь наш великий писатель А.П. Чехов (1860-1904). Долгие годы он страдал туберкулезом. Для лечения болезни в 1904 г. А.П. Чехов поехал на известный немецкий курорт Беденвайлер.
Первое время писателю было немного легче. Однако 2(15) июля писатель почувствовал недомогоние. Он попросил подать ему шампанского. Выпив бокал шампанского, он отвернулся и смиренно ущел в мир иной. Было ему всего 44 года.
Известный американский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в конце своей жизни в одном из интервью сказал, что единственное, о чем он сожалеет это то, что мало пил шампанского.
В древнегреческой философской литературе людей, живущих для житейских услад и утех, называли сибаритами. Слово «сибарит» происходит от названия древнегреческой колонии Сибарис, основанной ахейцами и жителями Тройзена.
Сибарис располагался в Лукании, около города Кротона. Этот город славился своим богатством и роскошью, а его жители отличались сластолюбием и разнузданностью нравов.
За городом сибариты строили искусственные гроты, в их прохладу жаркой летней порой они окунали свои изнеженные тела. В Сибарисе запрещалось держать мастерские и даже петухов, дабы этот шум не нарушал покой жителей.
Капризные гурманы, сибариты боготворили своих поваров и защищали их авторские права на каждое новое блюдо.
Жители Сибариса настолько прославились любовью к роскоши и праздному времяпрепровождению, что с тех пор слово «сибарит» приобрело нарицательное значение.
В царской России в позапрошлом веке людей, живущих весело, беззаботно, в свое удовольствие на французский манер называли жуирами (от французского глагола jouir — наслаждаться) и бонвиванами.
Так называли весельчаков, праздных кутил, ведущих беззаботно веселую жизнь, людей, ищущих в жизни только чувственных наслаждений и удовольствий
В наши дни слова жуир и бонвиван фактически забыты и практически не употребляется в современной разговорной речи.
Слова гедонист, эпикуреец и сибарит в современном русском языке употребляется достаточно редко, но их значения сохранилось ими называют сластолюбивых людей, живущих исключительно в свое удовольствие. При этом эти слова имеют некоторый оттенок осуждения, выбранного образа жизни.
Во многом взгляды древних философов на жизнь в удовольствие перекликаются с учением Зигмунда Фрейда (1856–1939), австрийского врача и психолога. Он был основателем теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в.
Как известно, З. Фрейд разработал новую «археологию личности», выдвинув гипотезу о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит единый стимул – стремление к получению удовольствия.
Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно открыть все тайны мотивов поведения человека. По его мнению, все эмоциональные линии в жизни человека концентрируются в единой страсти, которую он обозначает как либидо.
Либидо следует понимать не только как стремление к сексуальному удовольствию, а в более широком смысле – как энергию, которую излучает соответствующий пол.
Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,
Лежит в основе мирозданья
Началом всех является начал.
Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,
Источник творчества и вдохновенья
Для тех, кто уникальные шедевры создавал
Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,
Словно горячая испанская коррида,
Как зажигательный бразильский карнавал,
Щекочет нервы, вновь будоражит кровь,
Сулит блаженство, страсть, любовь.
Несмотря на возраст, у человека сохраняются потребности и желания, от удовлетворения которых он может получать удовольствия.
Очевидно, что главное удовольствие и наслаждение для человека – это сама жизнь. Чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, нужно научиться правильно ее организовывать.
Не плыть по течению и уповать на судьбу, а определить свои жизненные приоритеты, потребности, желания, удовольствия, радости и находить возможности и способы их разумного удовлетворения.
Прежде всего, всякое желание должно быть разумно. Главное – правильно понимать желания и удовольствия, стараться оптимизировать их и выстраивать иерархию потребностей, тогда реальное и глубокое удовольствие можно получать даже от очень простых вещей.
Простая родная природа, простая здоровая пища, простой уютный дом, простая удобная одежда, простая, милая девушка, простая мужская дружба, простые, добрые слова, простые движения и др.
Очень часто именно в простоте мы находим истинную гармонию, рациональность и функциональность, успокоение, умиротворение и удовлетворение.
Нужно научиться соизмерять наслаждение, которое мы получаем от удовлетворения тех или иных потребностей с возможными негативными краткосрочными и долгосрочными последствиями.
Это касается, прежде всего, питания, употребления алкоголя, курения, случайных половых связей, азартных игр, экстремальных видов спорта и др.
Исследования психологов показывают, что примерно 70% всех удовольствий в течение жизни человек получает от еды.
Как подсчитали ученые, в среднем на прием пищи у человека уходит примерно пять лет жизни. Поэтому, если не есть, а с наслаждением вкушать пищу, то пять лет гастрономического удовольствия в жизни вам гарантировано.
К сожалению, самое сильное и эмоционально яркое физическое удовольствие в жизни от оргазма у мужчины длится гораздо меньше, чем от приема пищи.
Очевидно, что это очень усредненные расчеты, поскольку люди очень разные и их сексуальные возможности тоже сильно варьируются.
Если полностью и рационально использовать этот могучий арсенал желаний, удовольствий, услад и наслаждений, то и старость может стать в радость, а каждый день превратится в настоящий праздник жизни.
Сибарит — это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что любит каждый сибарит? Сибирскую кошку, бегающую по дому? Или зайти в шубе из этого животного в дорогой и престижный ресторан, куда пускают только по записи? А может это человек из Сибири, или, скорей, из Лас-Вегаса?
Трактование этого понятия можно найти в старом русском словаре или на Википедии, но вряд ли в обиходе современной молодёжи мажористого типа. Хотя, именно к ним оно в наибольшем смысле сейчас и применимо. Почему? Давайте разбираться.
Экскурс в историю — Сибарис и сибариты
Изначальное значение слова «сибарит» – это человек, который проживал в древнегреческой колонии Сибарис. Она имела налаженные рыночные отношения с другими точками мира. Такое положение сделало их одним из самых больших торговых центров.
Сибарису подчинялось более 20 городов, поскольку в их руках была доминирующая сила. Она имели больше 300 тысяч хороших воинов, которые защищали землю, если кто-то осмелится на них напасть. Будучи в полной защите и комфорте, жители придавались веселью и радостям жизни.
Сибариты строили дома вдали от бедных и не разрешали находиться ремесленникам на их территории. Вели ночной образ жизни, поэтому изобрели освещение улиц, чтобы можно было гулять до утра.
Как женщины, так и мужчины кичились своей роскошью. Они носили одежду только из дорогих тканей, украшение с камнями, пользовались недешёвыми духами. Люди, которые изготовляли для них эту продукцию, почитались и избавлялись от некоторых налогов.
Устраивались праздники, на которых повара придумывали новые изысканные блюда. За это получали награждения и высшие титулы. А семья, которая устроила лучшую и более вкусную вечеринку, получала золотую корону за своё «достижение».
Но спустя некоторое время к власти пришёл Телий со своим тираническими взглядами на управление. Пошёл на войну с Кротоном и одержал тотальное поражение. За такую дерзость и наглость был наказан весь народ. Победившие навели на Сибарис реку, воды которой полностью её затопили. Так и погибли все жители в богатстве и роскоши.
Так сибаритство – это что?
Сибарит – это человек, живущий за чужой счёт. Деньги достаются от богатых родителей, или в наследство. Или, возможно, от партнёра, с которым состоит в отношениях.
Давайте разберем более точно, кто такой сибарит и как его отличить от других людей. На самом деле, довольно просто. Стиль его жизни выдает его с головой:
Показывая в белых красках сибаритство по телевизору или в YouTube, высветляют жизнь современного мажора (аля сибарита). Но на самом деле он представляет собой лишь избалованного и безответственного человека. Живёт праздно, любит бездельничать и не задумается о том, чтобы пойти на работу. Не обременяет себя заботами.
Такие люди не стремятся к саморазвитию. Часто получают хорошее образование за границей, и на этом заканчивается учёба навсегда. В глазах других выглядят глупыми, изнеженными и разбалованными. Их называют «прожигателями жизни».
Хотя часто причиной такого состояние выступают именно сами родители, они потом сожалеют о таком мягком и «роскошном» воспитании. Поскольку дети привыкли получать всё просто так и не поддаются правилам, законам, запретам. Не умеют сами зарабатывать, не хотят помогать матери и отцу. Часто их ловят за употреблением наркотиков, неаккуратном вождении автомобиля.
Сибарит и гедонист — это синонимы?
Гедонизм – это ещё более старая парадигма, которая заключается в получении удовольствия и наслаждения. Этот пункт и является смыслом жизни для людей, которые принимают такую философию.
На первый взгляд может показаться, что нет никакой разницы между сибаритством и гедонизмом. Но есть одно отличие. Гедонисты хотят веселья и радости – и стремятся к этому, но при этом зарабатывают сами на развлечения (на объекты удовольствия). Они сами создают себе рай, а не получают его на блюдечке как нечто само собой разумеющееся.
Причем гедонисты могут быть разных видов:
То есть, это не только клубы и прочая мишура, но и замечательные картины известных художников, а так же путешествие в малознакомые страны для культурного обогащения. Иногда для этого нужно потрудится, поскольку эти люди могут не получить наследство от богатого дяди с Америки.
Возможно, что удовольствие человека-гедониста будет заключаться в том, чтобы пешком обойти мир без единого гроша в кармане. Тогда совсем нет причин для сравнения с мажорами. Всё зависит от врождённых черт личности, воспитания и жизненного опыта.
Знайте точно: если вас назвали «сибаритом», возможно, вам стоит поискать для себя подходящую вакансию или новую цель, чтобы познать в жизни больше, чем «бесплатные» развлечения.
Хотя, есть сторонники и защитники такого образа жизни, говорящие, что «от работы кони дохнут», а «если ты постоянно работаешь, то когда же ты думаешь».
Автор размещенных ниже видео лично мне симпатичен (и его манера подавать материал, и манера держаться перед камерой), но мне кажется, он все же несколько путает понятия и если в его речи заменить сибарита на гедониста, то все встанет на свои места. А вы как думаете?
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
Нельзя «одержать поражение», его можно «потерпеть». В русском языке эти одиомы стабильны: одержать победу — потерпеть поражение. Это сообщение для Марины Домасенко, автора статьи о сибаритах, вполне заслуживающей внимания.
У сибаритов достаточно уязвимое положение, ведь они полностью находятся в зависимости от источника своих финансов.
Сегодня его папа крупный чиновник или бизнесмен, но завтра может всё измениться, тогда поток денег иссякнет, но привычка жить на широкую ногу останется. Обычно такие люди заканчивают свою жизнь на самом дне, достаточно вспомнить дочь Брежнева, вполне себе сибарит.
Как же у сибаритов нет интереса в жизни? Получение удовольствий и жизнь в роскоши — это же тоже интерес.
Конечно, общество относится к сибаритам отрицательно, но это скорее из зависти, ведь, что греха таить, любой человек хотел бы иметь бездонный карман и получить возможность ездить по всему миру за дорогими вещами, но не всем так повезло, потому и начинают злые люди сибаритам косточки промывать.
С Парижа, с Америки — автор, вы с деревни? Или все-таки «из»?
Ежеблог
вторник, 16 сентября 2008 г.
“
1. Сибари́т — по названию древнегреческой колонии Сибарис, прославившейся богатством и роскошью.
Обычно под сибаритом понимается праздный, избалованный роскошью человек. Или, несколько шире, человек, живущий в роскоши, удовольствиях и праздности; или человек, любящий роскошь и удовольствия.
Вероятно, через франц. sybarite «изнеженный, сибаритский» из лат. sybar-ta, греч. Subar…thj «житель города Сибарис, в Лукании, основанного ахейцами и жителями Тройзена». Этот город славился пышностью и разнузданностью.
“
Макс Фасмер. Этимологический словарь Русского Языка
“
2. Гедони́зм (от др.-греч. ηδονή, hedone — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в хорошей жизни. В отличие от наслаждения в определении Эпикура, понятии гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.
Утилитарист Джереми Бентам называет такой подход «гедонической расчётливостью». Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм).
”
Wiki
—————————————————————————————————-
“
3. Эпикуреи́зм — философское учение, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н.э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».