Сфсд что за предмет
Перечень сокращений в наименовании учебных дисциплин,
Перечень сокращений в наименовании учебных дисциплин,
используемых в расписании занятий
Сокращение | Полное наименование учебной дисциплины, учебного модуля |
ПНК | 44.02.02. ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ |
Русский яз. с МП | Русский язык с методикой преподавания |
Естествозн. с МП | Естествознание с методикой преподавания |
ТОНКМ | Теоретические основы начального курса математики |
ТОСНО | Теоретические основы организации обучения в начальных классах |
Ти ПА МР | Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов |
МОПВД | Методика обучения продуктивным видам деятельности |
ООВД | Основы организации внеурочной деятельности и общения младших школьников |
Кл. рук. | Теоретические и методологические основы деятельности классного руководителя |
ИКТ | Информатика и информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности |
БЖ | Безопасность жизнедеятельности |
ДО | 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
ИКТ | Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
Возр.анатомия | Возрастная анатомия, физиология и гигиена |
ТОДО | Теоретические основы дошкольного образования |
МБиС основы | Медико-биологические и социальные основы здоровья |
ТМФВ | Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста |
Практикум СДН | Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков |
Игровая дея-ть | Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста |
Трудовая дея-ть | Теоретические и методические основы трудовой деятельности дошкольника |
Продуктивная дея-ть | Теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста |
Практикум ИЗО | Практикум по художественной обработке материалов и ИЗО |
Муз. воспитание | Теория и методика музыкального воспитания с практикумом |
ППО ООД | Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста |
ТОО возр группы | Теоретические основы организации обучения в различных возрастных группах |
ТМРР | Теория и методика развития речи у детей |
Экол.образование | Теория и методика экологического образования дошкольников |
ТММР | Теория и методика математического развития |
ТМО в/действие с родителями | Теоретические и методические основы взаимодействие воспитателя с родителями и другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения |
ТиПА МР | Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста |
СР | 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА |
ОСР РФ | Организация социальной работы в Российской Федерации |
ДОУ | Документационное обеспечение управления |
ОУИД | Основы учебно-исследовательской деятельности |
Основы ПП | Основы педагогики и психологии |
НПоСР гр риска | Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска |
СПЗо СР семья | Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с семьей и детьми |
СПЗо СР пожилые | Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами |
СП семья | Социальный патронат различных типов семей и детей |
СП пожилые | Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов |
ТМ СР | Теория и методика социальной работы |
Психология и андрагогика | Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов |
Основы СМ | Основы социальной медицины |
ТСР пожилые | Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами |
ТСР семья | Технология социальной работы с семьей и детьми |
ТСР группы риска | Технологии социальной работы с лицами из групп риска |
ТСР образование | Технологии социальной работы в учреждениях образования |
ТСР соцзащита | Технологии социальной работы в учреждениях социальной защиты |
ТСР здравоохранение | Технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения |
Возрастная психология | Возрастная психология и педагогика, семьеведение |
БЖ | Безопасность жизнедеятельности |
Перечень сокращений в наименовании учебных дисциплин,
используемых в расписании занятий
Что изучают в медицинском университете: список предметов
Врач — очень ответственная и важная профессия. Она требует от человека профессионализма и точности. Вот почему студенты мединститутов учатся дольше всех — шесть лет, вместо привычных пяти.
Хотите узнать, что конкретно изучают в медицинском институте? Тогда читайте статью. В ней мы расскажем, какие предметы необходимы для поступления в медицинские университеты России. А также подробно разберём, какие основные предметы входят в учебную программу мединститута.
Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий из мира образования. И следите за акциями и скидками — с ними учиться ещё выгоднее.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Поступление в мединститут: какие экзамены сдавать
Вы с детства мечтаете лечить людей, не боитесь брать не себя ответственность и готовы долго и сложно учиться? Тогда стоит получить высшее образование по медицине.
А какие предметы необходимо сдавать на ЕГЭ, чтобы поступать в государственные или частные медицинские университеты? Стандартный список выглядит так:
Чтобы поступить в мединститут, необходимо усиленно готовиться. Начинать желательно за пару лет до ЕГЭ. А чтобы помочь себе и получить нужные знания, найдите репетитора по биологии и химии и занимайтесь с ним. К сожалению, школьная программа даёт лишь самую основную информацию по данным предметам, которой не хватит для поступления.
Как правило, абитуриентов зачисляют по результатам ЕГЭ. Однако некоторые вузы могут вводить дополнительные вступительные экзамены для поступления на определённые специальности. Всегда изучайте сайт университета, чтобы точно знать условия.
Помните, что медицинские университеты делятся на две категории:
Абитуриенты могут выбирать одну из двух программ обучения:
После бакалавриата можно будет работать только медсестрой или медбратом. А чтобы стать врачом, придётся ещё два года провести в магистратуре. Или сразу выбрать специалитет и учиться углубленно.
Боитесь сдавать ЕГЭ? После 9 или 11 класса можно поступить в медицинский колледж. Туда зачисляют по среднему баллу аттестата и могут потребовать пройти дополнительное психологическое тестирование. После колледжа можно сразу устроиться на работу младшим медицинским персоналом или поступить в вуз и продолжить обучение.
Что изучают в медицинском институте
Список предметов в медицинском университете довольно объёмный. Он содержит как узкоспециализированные предметы, так и общеобразовательные.
Когда смотришь на этот внушительный перечень впервые, может показаться, что учёба будет очень сложной. Не стоит пугаться. Если не пропускать лекции, внимательно слушать преподавателей и сразу учить материал — трудно не будет. Всё зависит от уровня первоначальных знаний, мотивации и упорства самого студента.
Чтобы вам было морально проще готовиться к учёбе, давайте рассмотрим, какие предметы изучают в медицинском институте на каждом курсе.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Предметы на 1 курсе медицинского университета
Самыми сложными в мединституте считаются первые три года учёбы. В это время студентам необходимо выучить много теоретической информации, без которой нельзя приступать к практической работе. Особенно тяжело бывает первокурсникам.
Что же изучают на 1 курсе медицинского университета? Самые важные предметы этого года следующие:
Давайте подробнее посмотрим, что из себя представляют предметы на первом курсе в медицинском вузе.
Анатомия — наука о строении человеческого тела. Её называют царицей медицинских дисциплин. Без этих важных знаний ни один студент не сможет стать хорошим специалистом.
Анатомия — базовое знание, которым должен обладать любой медик
Гистология — дисциплина, направленная на изучение строения, жизнедеятельности и развития тканей живых организмов.
Медицинская биология — наука, которая изучает биологическое происхождение людей, законы эволюции и изменения, которые происходят в человеческой популяции.
Латинский язык — обязательный предмет, без которого невозможно приступать к изучению многих медицинских дисциплин, например, к фармакологии. Освоив его, вы не только сможете с лёгкостью читать все подписи в анатомическом атласе и выписывать сложные рецепты пациентам, но и блеснуть в компании крылатым латинским выражением.
Прохождение всех остальных предметов на первом курсе в медицинском институте не должно вызывать вопросов. Особенно если вы хорошо учились в школе и владеете нужными знаниями.
Предметы на 2 курсе медицинского университета
На втором учащиеся продолжают изучать предметы, которые начали на первом курсе медицинского университета. К ним добавляют немного новых:
Микробиология — наука, изучающая микроорганизмы, их биологические признаки и взаимодействия с другими существами и человеческим организмом.
Нормальная физиология — медицинская дисциплина, которая изучает правильное функционирование человеческих систем, а также функции организма и отдельных клеток.
Нормальная физиология — это очень важный предмет, суть которого — помочь студентам понять, как должна работать система и отдельные органы человека в здоровом состоянии. Это необходимо, чтобы потом они смогли отличать норму от патологий.
3 курс медицинского вуза: предметы
Самые сложные предметы в медицинском вузе, если верить свидетельствам бывших студентов-медиков, начинаются именно на третьем курсе. Среди них:
Топографическая анатомия — это наука, которая изучает, как могут располагаться внутренние органы относительно друг друга в нормальном и патологическом развитии. Знания по этому предмету очень помогут преуспеть в медицинской практике.
Фармакология — дисциплина о лекарственных средствах и их действии на человеческий организм. Вот здесь вам и пригодятся знания латинского языка — ведь все названия лекарств записывают только на нём.
Хирургия — это обязательный предмет на лечебном деле и других специальностях. В его рамках студенты изучают, как проводить профилактику, диагностику и лечение большинства болезней.
Патологическая физиология — дисциплина, которая изучает, как зарождаются, развиваются и проходят патологические процессы в человеческом организме. И здесь без знаний нормальной физиологии никуда.
Пропедевтика внутренних болезней — наука, направленная на изучение диагностических приёмов и методов в медицине.
В зарубежных медицинских университетах пропедевтику начинают изучать сразу на первом курсе. Наши же учебные программы строят по следующему принципу: сначала нужно узнать основы строения и функционирования человеческого организма, а потом приступать к диагностике болезней.
Данные дисциплины, изучаемые в медицинском университете, требуют от студентов больших усилий, внимательности и постоянного повторения пройденного материала. Особенно фармакология, где придётся заучить названия большинства лекарственных средств, чтобы пройти экзамен.
На третьем курсе студенты должны приобрести фонендоскоп Производственные практики у студентов медицинских вузов начинаются уже на третьем курсе. В это время они активно помогают практикующим врачам, учатся делать уколы и брать кровь для исследований.
4 курс медицинского института: предметы
Какие предметы в медицинском университете на 4 курсе? Здесь студенты начинают изучать такие предметы:
Скажем несколько слов о каждом предмете, изучаемом в медицинском университете на этом курсе.
Урология — это часть хирургической науки. Она изучает происхождение заболеваний мочеполовой системы, а также способы их диагностики и лечения.
Акушерство — медицинская сфера, которая исследует процессы, происходящие в женском организме во время зачатия, беременности, родов и послеродовом периоде.
Гинекология — наука, которая занимается женским здоровьем, специфическими женскими заболеваниями и их лечением.
Педиатрия — медицинская сфера, направленная на диагностику и лечение детских заболеваний.
Реабилитация — это область медицины, которая изучает, какие способы и мероприятия помогают пациентам быстрее и эффективнее восстанавливаться после заболеваний или хирургических вмешательств.
А на каком курсе выбирают специализацию в меде? Чтобы стать врачом в конкретном направлении, необходимо идти в ординатуру. Именно там присваивают специализацию. А после обычного обучения присваивают квалификацию — врач общей практики. Исключение — студенты стоматологического направления.
Что проходят в медицинском институте на 5 курсе
Как проходит обучение в медицинском университете на пятом курсе? На предпоследнем году студенты осваивают следующие специальности:
Физиотерапия — это дисциплина, в рамках которой учащиеся изучают природные и искусственные способы лечения и профилактики разных заболеваний. Особенно важно понимать взаимодействие физиотерапевтических мероприятий с реабилитационными.
Кардиология — медицинский раздел, изучающий сердечно-сосудистую систему, заболевания и их лечение.
Анестезиология — одно из направлений клинической медицины, суть которого заключается в поиске способов и мер, защищающих организм от операционных травм и других последствий.
Интенсивная терапия — это наука, которая изучает способы и методы, способствующие поддержанию жизненных функций пациентов при тяжёлых состояниях.
Пульмонология — медицинский раздел, который изучает заболевания лёгких и дыхательных путей. А также занимается их диагностикой и лечением.
Какие предметы изучают в медицинском университете на 6 курсе
Какие предметы изучаются в медицинском институте на последнем курсе? На шестом году обучения студенты заканчивают знакомство с основными предметами. Среди новых в их программе можно назвать следующие дисциплины:
Эпидемиология — очень важный предмет в наше время. В его рамках студенты изучают законы, по которым развиваются эпидемиологические ситуации, а также меры и способы, помогающие справляться с заразными заболеваниями.
Внутренние болезни — это область медицинской науки, которая изучает профилактику, диагностику и лечение внутренних болезней человека.
Аллергология и иммунология — разделы, изучающие иммунные процессы в организме.
Эндокринология — наука, изучающая железы внутренней секреции, их строение, функционирование и патологии.
Эндокринология — одна из самых молодых медицинских наук. Она появилась только в середине XIX века.
Радиационная медицина — это наука, которая изучает, как радиация воздействует на человеческий организм.
Учёба в меде — это незабываемая пора в жизни
Сколько предметов в медицинском институте
Что изучают в медицинском университете? Мы рассмотрели самые основные предметы. А всего за шесть курсов студенты проходят более 60 дисциплин!
Условно, все предметы в медицинских вузах делятся на доклинические и клинические. Первые изучают до третьего курса включительно, а клинические — начиная с четвёртого.
С третьего студенты начинают посещать производственные практики. А на шестом сдают государственный экзамен, который состоит из трёх этапов:
Как таковой диплом студенты медицинских вузов практически не пишут. Оно и понятно — чтобы получить высокую квалификацию медика, нужен опыт, а не просто знание теории.
Мы рассмотрели, какие предметы есть в медицинском институте и на каких курсах их изучают. Надеемся, теперь вы представляете всю картину будущего обучения и можете осознаннее выбирать университет. А если понадобится помощь в написании курсовых, лабораторных и других работ — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Словарь абитуриента: основные понятия и термины для поступающих
При подготовке к поступлению в вуз абитуриенты встречают много терминов, которые не всегда понятны. Мы собрали список основных понятий и дали им расшифровку. Читайте и запоминайте.
Разберитесь в терминах, которые нужны для поступления
О зачислении
Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.
КЦП можно найти на сайте вуза
Источник: Фото: https://pk.mipt.ru/bachelor/2018_places/
Волна первая – первый этап зачисления, в который заполняются 80 % бюджетных мест вуза. Проходят абитуриенты, которые набрали наибольшее количество баллов и вовремя принесли оригиналы документов. 1 августа завершается прием оригиналов и заявлений о согласии на зачисление. 3 августа публикуются списки поступивших.
Волна вторая – второй этап зачисления, в который заполняются оставшиеся 20 % бюджетных мест. Формируется он из абитуриентов из рейтингового списка. Последний день приема оригиналов документов и заявлений о согласии на зачисление – 6 августа. Приказ публикуется 8 августа.
*Все даты указаны для 2018 года поступления.
На примере НИУ ВШЭ можно увидеть процесс зачисления в разных волнах
Фото: Презентация ДвФУ
Целевой прием – абитуриенты поступают в вуз по направлению от организации, в которой должны отработать после окончания обучения установленный договором срок. Обучение производится за счет будущего работодателя.
Квота – предоставление льгот при поступлении на бюджет определенным категориям абитуриентов: инвалидам, сиротам, ветеранам боевых действий. Квота должна составлять не менее 10 % от общего количества бюджетных мест. Таким абитуриентам нужно пройти вступительные испытания и набрать минимальное количество баллов.
О экзаменах
БВИ – поступление в вуз Без Вступительных Испытаний. Таким правом могут воспользоваться победители и призеры некоторых видов олимпиад: Всероссийской и перечневых I категории.
ДВИ (Дополнительные вступительные испытания) – экзамены или творческие конкурсы, которые проводят вузы. Чаще всего сдавать их требуется для поступления на творческие специальности (дизайн, мода, журналистика и т. д.). Также некоторые топовые вузы страны могут провести ДВИ по профильным предметам. Связано это с высоким уровнем конкурса и большим спросом среди абитуриентов.
Внутренние испытания – экзамены по профильным предметам, которые проводят вузы вместо ЕГЭ для некоторых категорий абитуриентов: лиц с инвалидностью, иностранных граждан, крымчан, выпускников колледжей и техникумов, лиц, получивших образование в иностранном учебном учреждении.
Вступительные испытания – для поступления нужно сдать ЕГЭ по профильным предметам и пройти ДВИ в вузе.
Топовые вузы страны проводят ДВИ
Индивидуальные достижения – достижения абитуриента, за которые вуз начисляет дополнительные баллы. Максимальное их количество – 10.
Проходной балл – количество баллов последнего зачисленного в прошлом году. В разные года цифра меняется. По проходному баллу можно понять престижность вуза.
О деньгах
Обучение за счет средств федерального бюджета – студент не платит за обучение, имеет право на получение стипендии. Для этого нужно поступить на бюджетное отделение.
С полным возмещением средств (внебюджет) – студент платит за обучения сам на основании договора, заключенного с вузом.
О ступенях образования
Среднее профессиональное образование (СПО) – это образование, полученное в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ): колледже или техникуме.
Бакалавриат – первая ступень высшего образования. Оно дает общую базовую подготовку по выбранному направлению. Обучение происходит по ускоренной программе – 4 года. Некоторые программы сжать не удалось, поэтому они остались в формате специалитета.
Прикладной бакалавриат – программа обучения, в которой сделан особый акцент на практике и получением студентов прикладных профессиональных навыков. Большое внимание уделяется производственной практике. После прикладного бакалавриата выпускник максимально готов к трудовой деятельности.
Специалитет – система непрерывного высшего образования в вузе. Обучение длится 5 или 6 лет. По итогам студент получает диплом специалиста и может занимать исполнительские и руководящие должности.
Магистратура – вторая ступень высшего образования после бакалавриата или специалитета. Обучение предполагает более глубокое погружение в выбранную специальность. Длится оно – 2 года. По окончании выдается диплом магистра, который дает более широкие возможности в трудоустройстве по сравнению со степенью бакалавра.
Аспирантура – ступень послевузовского образования, которая нацелена на подготовку научных сотрудников высшей категории. Срок обучения – 3 года. После успешной защиты диссертации аспиранту присваивают звание кандидата наук.
Ординатура – форма повышения квалификации выпускника медицинского вуза, которая дает врачу право вести врачебную деятельность. Срок обучения 2 года.
Докторантура – вторая ступень послевузовского образования, которая следует за аспирантурой. Срок обучения – 3 года. После присваивается научная степень доктора наук.
Об обучении
Образовательная программа – уникальный учебный план со своими дисциплинами, который обеспечивают получение знаний по профессии.
Образовательные программы можно выбрать по желаемому направлению подготовки
Форма обучения – способ организации учебного процесса. Есть несколько видов:
4 вида школьных олимпиад, которые помогут поступить в вуз
Всероссийская олимпиада школьников — не единственный конкурс, который позволяет поступить в вуз без экзаменов.
В этой статье расскажем о том, какими вообще бывают олимпиады и на какие из них стоит обратить особенное внимание в старшей школе.
Курс о больших делах
Что можно получить за участие в олимпиаде
Есть несколько видов бонусов, которые может принести выпускнику победа в олимпиаде.
До 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ и вузовских испытаний. Олимпиады входят в список индивидуальных достижений, за которые вузы могут начислять дополнительные баллы. Перечень таких олимпиад и необходимые условия для получения баллов определяет каждый вуз самостоятельно: в некоторых вузах может учитываться не только победа, но даже участие в конкурсе.
Особые права. Олимпиады дают два особых права:
Срок действия этих особых прав — четыре года. БВИ можно использовать только в одном вузе и только на одной образовательной программе, а право на 100 баллов — сколько угодно раз.
Расскажу о том, какие олимпиады дают те или иные преимущества. Найти календарь проведения олимпиад, уточнить правила участия и посмотреть задачи и решения прошлых лет можно на платформе «Олимпиада-ру».
Всероссийская олимпиада школьников
Всерос, как обычно называют олимпиаду, проводится в России больше 10 лет и считается одной из самых престижных олимпиад. По ее результатам отбирают школьников в сборные для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
В программу входят 24 предмета, они закреплены в 4-м пункте приказа Министерства просвещения. В списке много языков: английский, немецкий, китайский, итальянский, испанский, французский.
Всерос проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Участники каждого этапа олимпиады по своему выбору выполняют задания для своего класса или для более старших классов.
Кто может участвовать во Всеросе
Этапы | Для каких классов разработаны задания | Исключения |
---|---|---|
Школьный | Для 5—11 классов | Русский язык и математика для 4—11 классов Физика, экономика, химия и МХК для 7—11 классов |
Муниципальный | Для 7—11 классов | — |
Региональный и заключительный | Для 9—11 классов | — |
Только статус победителя или призера заключительного этапа Всероса дает абитуриенту особое право — БВИ. Право не нужно подтверждать результатами ЕГЭ или вступительных испытаний в вузе.
При этом вузы сами устанавливают соответствие между предметом олимпиады и направлениями подготовки, на которые он ведет прием.
Например, ВШЭ при приеме на 2022—2023 год установила, что на образовательной программе «Математика» БВИ предоставляется по четырем предметам: математика, физика, астрономия и информатика. Вышка считает, что и астрономы, и информатики потянут программу по образовательной программе «Математика». А для программы «Химия» соответствие установлено только для Всероса по химии: победители олимпиад по биологии не смогут поступить на эту программу с особым правом.
Университет может установить, что ни один профиль олимпиады не соответствует ни одной специальности. Так поступает МАРХИ, в правилах приема которого указано: «Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, устанавливаемом Минобрнауки России, особые права не предоставляются».
Помимо особых прав при поступлении победители и призеры олимпиады могут получить призовые деньги. Сколько именно — решают региональные власти. Например, в 2020 году в Москве выплаты составили 100 000 и 300 000 Р за разные достижения. С премий нужно платить НДФЛ: хотя в 2020 году налог предлагали убрать, пока такую льготу участникам олимпиады не предоставили.
Еще победители, поступившие в вуз, могут претендовать на президентский грант — 20 000 Р в месяц на протяжении всей учебы.
Узнать информацию по олимпиаде в Москве можно на vos.olimpiada.ru. Для регионов информация, как правило, размещается на сайте органа власти, который ее проводит. Например, данные о проведении олимпиады для жителей Сыктывкара опубликованы на сайте «Академии юных талантов»: это региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми.
Международные олимпиады школьников
Что дает: БВИ, индивидуальные достижения, денежные выплаты
Для кого: для школьников с 9-го класса
Предметы: школьные и не только
Школьников, которые хорошо показали себя на Всероссийской олимпиаде, могут пригласить в сборную РФ для участия в международных конкурсах. Министерство просвещения знает, кто стал победителем или призером Всероса и персонально связывается с ребятами.
Официально в РФ есть сборные по астрономии и астрофизике, биологии, географии, информатике, математике, химии и физике, также страна участвует в Естественно-научной олимпиаде юниоров — это международное научное состязание для школьников не старше 15 лет, которое тоже дает особые права.
Для отбора кандидатов Минпрос ежегодно проводит учебно-тренировочные сборы. Тренерский штаб — обычно в него входят преподаватели вузов — готовит ребят к олимпиаде около месяца. На окончательное решение о включении в сборную влияют несколько параметров:
«Перечневые» олимпиады школьников
Что дают: БВИ, 100 баллов, индивидуальные достижения
Для кого: для школьников с 5-го класса
Предметы: школьные и не только
Российский совет олимпиад школьников каждый год отбирает олимпиады для перечня, в котором каждому конкурсу присваивается свой уровень. Это влияет на то, насколько значимой считается олимпиада: чем выше уровень, тем выше шансы, что вуз предоставит победителям право поступления без экзамена. При этом олимпиады низшего уровня — например, второго или третьего — могут давать право на 100 баллов за один из экзаменов или вовсе не учитываться.
Также в перечне можно найти информацию об организаторе олимпиады. Это тоже важно: если олимпиаду организует вуз, скорее всего, он будет давать за нее индивидуальные достижения или особые права. Но на всякий случай лучше перепроверить это в правилах приема.
Помимо общеобразовательных предметов олимпиада может проводиться по любым другим дисциплинам. Например, «Высшая проба» от НИУ ВШЭ проводится не только по общеобразовательным предметам вроде биологии или истории, но и по востоковедению, дизайну, истории мировых цивилизаций и даже основам бизнеса. У разных предметов в рамках одной олимпиады могут быть разные уровни: прежде чем выбрать предмет, по которому решать задания, школьнику лучше свериться с перечнем, чтобы получить больше привилегий за победу.
Условия получения особых прав для победителей и призеров «перечневых» олимпиад отличаются от условий для всероссийской и международных олимпиад. Чтобы поступить в вуз без экзаменов по результату олимпиады, выпускнику нужно будет подтвердить результаты конкурса баллами на ЕГЭ. При этом вузы устанавливают сами:
Например, МГПУ установил особые права для победителей олимпиады по финансовой грамотности: БВИ на трех образовательных программах и право на 100 баллов по предмету «обществознание». Чтобы воспользоваться правами, нужно сдать ЕГЭ по обществознанию не менее чем на 75 баллов — если результат ниже, абитуриент будет поступать по общему конкурсу. Дипломы победителя или призера этой олимпиады в МГПУ учитываются с 8 по 11 классы.
Перечень ежегодно утверждает Министерство науки и высшего образования до 1 сентября, но Минюст может зарегистрировать этот документ значительно позже — обычно это происходит в октябре. Взимание платы за участие в таких олимпиадах не допускается.
Олимпиады, которые не дают особых прав
Что дают: индивидуальные достижения или ничего
Для кого: для школьников с 1-го класса
Предметы: не только школьные
Некоторые олимпиады не дают победителям и призерам особых прав, но их можно использовать, чтобы получить несколько баллов за индивидуальные достижения.
Перечень таких олимпиад не прописан в едином приказе или списке: его самостоятельно утверждает каждый вуз. Это могут быть даже не олимпиады, а интеллектуальные конкурсы и физкультурные соревнования. Единственный критерий, которому они должны отвечать, — за их проведение не должна взиматься плата.
Например, Московский энергетический институт дает 2 балла за статус победителя или призера Всероссийского открытого чемпионата по спидкубингу — сборке кубика Рубика на скорость — MPEI Open 2010—2021. А Московский физико-технический институт поощряет победителей и призеров Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», они получают от 3 до 5 баллов.
Если олимпиады нет в перечне и вуз не дает за нее индивидуальные достижения, она никак не поможет в поступлении. Пример такой олимпиады — British Bulldog, ее часто проводят в российских школах.