Сферум платформа образовательная что это

В России официально запущена образовательная бесплатная социальная сеть «Сферум»

В Москве на площадке агентства ТАСС презентовали информационно-коммуникационную платформу «Сферум». В прямом эфире Министр просвещения России Сергей Кравцов, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев, первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко, генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев, заместитель гендиректора СП «Цифровое образование» (образовательная платформа «Сферум»), директор по связям с вузами в Mail.ru Group Сергей Марданов и генеральный директор компании «Цифровое образование» Рубен Акопов протестировали возможности платформы и подключились к уроку в подмосковной школе.

Сферум платформа образовательная что это. Смотреть фото Сферум платформа образовательная что это. Смотреть картинку Сферум платформа образовательная что это. Картинка про Сферум платформа образовательная что это. Фото Сферум платформа образовательная что это

Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Платформу разработало и запустило совместное предприятие Mail.ru Group и ПАО «Ростелеком» «Цифровое образование». Платформа «Сферум» призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным.

«Мы уходим от зарубежных аналогов и переходим к отечественным разработкам. Это очень важно. Сразу подчеркну, что информационные технологии никогда не заменят традиционный формат обучения, а будут дополнять, решать те проблемы, которые, возможно, имеются в системе традиционного обучения. Если ученик болеет и по объективной причине находится дома, чтобы не пропускать урок, он подключается к классу, слушает учителя, выполняет домашнее задание. Таким образом, ученик возвращается в класс, не пропуская материал», – сказал Министр просвещения Сергей Кравцов.

Он подчеркнул, что с помощью информационных технологий можно по-другому, более интересно представить тот или иной учебный материал – исторические события, математические факты. Всё это учитель может выбрать из проверенного, верифицированного контента.

«Ядром платформы «Сферум» является ГИС «Моя школа», где мы предоставляем верифицированный контент, которым могут пользоваться учителя или ученики», – сообщил Министр.

Глава Минпросвещения добавил, что платформа «Сферум» уже апробируется в 15 регионах для того, чтобы систему можно было улучшать и дорабатывать, а учитель мог вести качественный традиционный урок. Всё это будет способствовать повышению качества образования.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев подчеркнул, что платформа «Сферум» должна плотно войти в повседневную жизнь школ и что школьное образование всегда было лидером цифровой трансформации.

«Этот флаг лидерства Минпросвещения России продолжает держать в своих руках, запуская важные и значимые проекты. В этом году заканчивается проект по подключению всех школ к сети Интернет, стартует проект по обеспечению беспроводного доступа в Интернет в школах. У нас в планах запуск программы по обеспечению учителей планшетами на российской операционной системе, чтобы обеспечить удобную работу учителя как в школе, так и дома», – информировал Максут Шадаев.

Наглядную демонстрацию того, как работает платформа «Сферум» провёл заместитель гендиректора СП «Цифровое образование» (образовательная платформа «Сферум»), директор по связям с вузами в Mail.ru Group Сергей Марданов. Он обратил внимание, что «Сферум» – это бесплатная платформа, доступная и открытая для педагогов страны. Она даёт педагогам широкий набор инструментов для общения с учениками, родителями и проведения уроков. Так, например, для этих целевых аудиторий учитель может использовать функцию связи адресно.

«Только учитель определяет, кто может присутствовать при звонке, кто находится внутри класса. Мы поможем коллегам создать онлайн-курс, учтём опыт, поможем научить учителей в регионах, чтобы они с сентября смогли использовать «Сферум» ежедневно в коммуникациях с родителями, в общении с учениками, которые не могут присутствовать на занятиях», – пояснил Сергей Марданов.

Участники презентации также протестировали платформу «Сферум», связавшись с Областной гимназией имени Е.М. Примакова. Министр просвещения Сергей Кравцов пообщался с учителем, который проводил урок с использованием платформы «Сферум», а также с учеником, который подключился к этому уроку. На связь с Министром просвещения вышли призёры конкурса «Учитель года России – 2020» Сергей Левченко из Республики Адыгея и Диана Минец из Вологодской области, а также победитель конкурса «Учитель года России – 2020», советник Министра просвещения на общественных началах Михаил Гуров из Ростовской области. Педагоги поделились своими впечатлениями от использования платформы «Сферум».

Справочно

Платформа «Сферум» основана на технологиях социальной сети «ВКонтакте». Цифровую инфраструктуру и интеграцию с государственными информационными системами платформы «Сферум» обеспечивает «Ростелеком». Пользоваться платформой можно через мобильное приложение «Сферума» для iOS и Android и на сайте сферум.рф.

Источник

Что такое «Сферум» простыми словами

Образование очень важно для каждого человека. Оно позволяет получать основные жизненные навыки, которые будут полезны каждому человеку на протяжении всей жизни. Тем не менее, сфера образования не должна стоять на месте, как и другие области. В ней также должны быть изменения, обновления и актуализация системы. В связи с этим, была выпущена образовательная платформа Сферум. Что это, как это работает, и какие преимущества есть у программы мы подробно рассмотрим в данной статье.

Сферум платформа образовательная что это. Смотреть фото Сферум платформа образовательная что это. Смотреть картинку Сферум платформа образовательная что это. Картинка про Сферум платформа образовательная что это. Фото Сферум платформа образовательная что это

Актуальность программы

Разработка представляет собой первую в России полноценную образовательную on-line платформу, которая позволит задать новый формат обучения. Она полезна не только ученикам, но и учителям. Сферум является аналогом таких известных систем для онлайн обучения и проведения видео-встреч, презентаций, как Zoom, Google Hangouts, Skype и др.

Сферум платформа образовательная что это. Смотреть фото Сферум платформа образовательная что это. Смотреть картинку Сферум платформа образовательная что это. Картинка про Сферум платформа образовательная что это. Фото Сферум платформа образовательная что это
Ресурс был создан преимущественно для того, что облегчить процесс обучения – уменьшить работу с бумагами для учителей и позволить ученикам чувствовать себя уверенно, используя привычные для них современные технологии. Самое главное, что платформа является абсолютно бесплатной! Ей могут пользоваться также и родители школьников, чтобы следить за успеваемостью своих и при необходимости связываться с учителями.

Впервые программу представили в Москве, при содействии агентства ТАСС. Созданию «Сферум» способствовали такие крупные организации с мировым именем, как «Mail.ru» и др. Запущена программа была при поддержке Министерства Просвещения, а регуляция создания и запуска была выполнена в соответствии с постановлением правительства РФ.

Сферум платформа образовательная что это. Смотреть фото Сферум платформа образовательная что это. Смотреть картинку Сферум платформа образовательная что это. Картинка про Сферум платформа образовательная что это. Фото Сферум платформа образовательная что это

Возможности платформы

У системы масса возможностей. Она будет полезна как учителям, так и ученикам, и их родителям.

Что предлагает платформа для учителей:

Составление расписаний

В программе удобно создавать себе рабочий график. Это необходимо сделать лишь один раз и после в любой момент можно зайти и просмотреть, когда и с каким классом у учителя урок. Помимо этого, классным руководителям удобно просматривать расписание своего класса, а директор будет знать расписание всех классов и учителей, и тем самым, в любой момент сможет связаться с учителем или поприсутствовать на уроке.

Публикация домашнего задания

Учителя могут создать отдельную страницу для каждого класса. На данной странице можно публиковать домашнее задание, которое предназначено именно для данного класса, при необходимости ограничивать сроки сдачи. После сдачи, файлы хранятся в соответствующем разделе неограниченное количество времени. Учитель всегда сможет еще раз просмотреть их и представить при необходимости для подтверждения оценки или разъяснения ошибок.

Хранение домашних заданий и контрольных работ

Выше уже было сказано, что на платформе можно хранить задания учеников в электронном формате. Это полезно для учителя в первую очередь потому, что экономит время на проверку, позволяет поднять архив в любой момент, а также потому, что не приходится возить с собой стопы тетрадей. Проверку можно выполнить в любой момент из любой точки мира – достаточно лишь помнить свои данные для входа.

Проведение собраний

Ресурс предоставляет возможность проводить аудио- и видеоконференции. С их помощью, учителя могут проводить родительские собрания, совещания, собрания с учениками или уроки. Перед тем, как запустить звонок, необходимо создать группу, где будут все участники звонка и после нажать кнопку вызова. Также, необходимо предоставить всем доступ к использованию камеры и микрофона – иначе диалог не состоится. Здесь главным модератором является организатор встречи. Такая функция удобна тем, что можно легко согласовать проведение совещания или собрания и вне рабочего времени – когда у всех есть свободное время.

Взаимодействие с коллегами

Учителя постепенно начинают осваивать современные технологии. На платформе они могут взаимодействовать между собой, учиться друг у друга. Можно за считанные секунды отправить сообщение другому учителю, связаться с ним по аудио- или видеосвязи. В системе также можно делиться друг с другом файлами и публикациями.

Публикация дополнительной информации

«Сферум» нужен не только для организации учебного процесса. Он также предназначен и для того, чтобы учителя могли давать свои советы ученикам как проводить свободное время. Именно поэтому, любой учитель может опубликовать на странице класса информацию, которая не входит в базовую программу, но при этом может помочь ученикам лучше понять тему, расширить свой кругозор знаний. Файлы хранятся неограниченное количество времени – в любой момент можно снова открыть их и перечитать при необходимости.

Сферум платформа образовательная что это. Смотреть фото Сферум платформа образовательная что это. Смотреть картинку Сферум платформа образовательная что это. Картинка про Сферум платформа образовательная что это. Фото Сферум платформа образовательная что это

Есть ли преимущества для учеников?

Для учеников платформа также предлагает массу преимуществ. Основные из них это:

Ученики комфортно себя чувствуют в цифровой среде и именно поэтому такой формат обучения многим нравится гораздо больше. Многие ученики, которые раньше были не в восторге от школьного обучения, начинают с удовольствием выполнять задания, пользуясь системой, изучают материалы и др. Также, благодаря тому, что преподаватели публикуют расписание в системе, можно в любой момент открыть свой аккаунт и просмотреть его. С такой программой не нужно вести бумажный дневник.

Для родителей программа также представляет свои преимущества. Во-первых, постоянная связь с преподавателем. Родитель может сделать себе отдельный аккаунт и связаться с преподавателями своего ребенка, узнать об его успеваемости, существующих проблемах и посодействовать их решению.

Помимо этого, родители могут контролировать, присутствует ли ребенок на занятиях, как он справляется в течение урока, могут проверять, опубликовал ли он домашнее задание, какие комментарии оставил учитель, нужна ли работа над ошибками и др.

Где скачать платформу и как в ней зарегистрироваться

Программу можно скачать у нас и на официальном сайте. Там предоставлена официальная версия, которая не содержит шпионских и вирусных программ и не навредит вашему программному обеспечению. Скачать платформу крайне легко – разберутся и те, кто не владеет компьютером от слова «совсем». Программа и ее скачивание являются бесплатными.

Данную программу можно установить на компьютеры или планшеты, смартфоны со следующими операционными системами:

Учитывайте версию вашего программного обеспечения – если она старше, чем Windows 7, macOS 10.9, Linux Ubuntu/Debian, Fedora/RedHat, то программа не будет работать.

Для мобильных устройств и планшетов было специально разработано мобильное приложение. В нем сохранена полная функциональность основной версии, оно оптимизировано под каждый отдельный смартфон – размеры дисплея, тип тачскрина и др.

Скачать приложение можно в официальных маркетах приложений – это AppStore для владельцев iPhone и Play Market для Android. Еще один способ скачать программу или приложение – сканирование специального QR-кода, который есть на главной странице официального сайта.

Чтобы зарегистрироваться в новой цифровой платформе, необходимо прежде всего подать заявление. Заявление, как правило, подает директор учебного учреждения. После того, как заявку одобрили модераторы, начинается регистрация – в систему вносят имена всех учителей и учеников, а также родителей, которые хотят для себя отдельный аккаунт.

Регистрация аккаунтов для учеников и учителей выполняется с помощью номера мобильного телефона. Для каждого класса создаются отдельные страницы. После их создания, ссылку данной страницы отправляют учителю и ученикам, чтобы они могли зайти на страницу.

Источник

Платформа «Сферум» – 3 в 1: соцсеть, система видеоконференций и база знаний

Сферум платформа образовательная что это. Смотреть фото Сферум платформа образовательная что это. Смотреть картинку Сферум платформа образовательная что это. Картинка про Сферум платформа образовательная что это. Фото Сферум платформа образовательная что это
Piscine / Depositphotos.com

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 с 10 декабря прошлого года по 31 декабря 2022 года в отдельных регионах России проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Сразу подчеркнем: не с целью замены традиционного формата обучения, а в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности – на этом постоянно акцентируют внимание представители Минпросвещения России.

Одной из задач эксперимента является создание и запуск информационно-коммуникационной образовательной платформы, функционал которой должен позволять, в частности, проводить групповые и индивидуальные видеоконференции, транслировать учебные занятия и создавать чаты для коммуникации участников образовательного процесса (п. 9 Положения о проведении на территории отдельных субъектов РФ эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды; далее – Положение).

Такой ресурс разработан – на прошедшей вчера пресс-конференции платформу «Сферум» презентовали Минпросвещения России, Минцифры России и непосредственно разработчики: ПАО «Ростелеком», Mail.ru Group и созданная ими компания «Цифровое образование». Платформа уже работает в тестовом режиме – в 15 пилотных регионах, выбранных в соответствии с порядком отбора субъектов РФ, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 22 декабря 2020 г. № 761): Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, Алтайском и Пермском краях, Ямало-Ненецком автономном округе. По состоянию на 31 марта к платформе подключены более 1000 школ из указанных регионов, общее число пользователей – свыше 28 тыс. человек. После подключения всех общеобразовательных организаций, находящихся на территории пилотных субъектов РФ, что позволит в том числе протестировать работу платформы в условиях высокой нагрузки, возможность использовать ее получат школы из других регионов – как подчеркнул заместитель генерального директора компании «Цифровое образование» Сергей Марданов, заявки от них уже есть.

Функционал платформы

«Сферум» фактически представляет собой образовательную социальную сеть: для каждой школы, использующей платформу, создается сообщество, участниками которого смогут стать учителя, ученики и их родители, – модерация осуществляется непосредственно выбранным образовательной организацией администратором (или несколькими), а значит, «лишних» людей в сообществе школы не будет. Внутри этого сообщества создаются подгруппы – классы, а в них – отдельные беседы по предметам (групповые чаты для учителей и учеников). Кроме того, платформа позволяет создавать общешкольные чаты – с выбором конкретных участников или всех зарегистрированных членов сообщества школы. В чатах можно обмениваться текстовыми сообщениями, файлами, осуществлять аудио- и видеозвонки – все, как в популярных мессенджерах. Пока на платформе могут регистрироваться только учителя и ученики, однако в планах разработчиков на ближайшую перспективу – подключение аккаунтов родителей, которые также получат возможность общаться в чатах друг с другом и с учителями.

Важная функция платформы – возможность проведения видеоуроков. К видеоконференции, запущенной конкретным учителем, может присоединиться 100 участников, ограничений по времени ее проведения нет. В меню видеоурока – чат звонка, возможность «поднять руку» (учитель получит соответствующее уведомление и включит микрофон этого ученика), демонстрация экрана и др. Предполагается, что видеоуроки будут использоваться в повседневной образовательной деятельности, например когда один или несколько учеников не могут физически присутствовать в школе в связи с болезнью или по иным причинам. Трансляция урока позволит им не только не пропустить изучение материала, но и активно участвовать в работе: отвечать на вопросы учителя, задавать свои, выполнять с одноклассниками групповые задания. В ходе пресс-конференции разработчики платформы подключились к трансляции урока одной из подмосковных гимназий и показали, как происходит взаимодействие учителя и класса с находящимся дома учеником. Стоит отметить, что качество изображения и звука действительно хорошее, что важно, так как не находящимся физически в классе ученикам нужно не только слышать учителя, но и видеть, что написано на доске или в демонстрационных материалах.

В перспективе режим видеоконференций планируется использовать для проведения родительских собраний – трансляция поможет тем родителям, которые не смогут приехать в школу, принять в них участие, а также для транслирования школьных мероприятий: концертов, соревнований и т. д.

Платформа предоставляет учителям возможность общаться в режиме видеоконференций друг с другом, в том числе с коллегами из других регионов. Видеозвонки на платформе уже используются, по словам Министра просвещения РФ Сергея Кравцова, для проведения совещаний с региональными министрами образования по оперативным вопросам. Надо полагать, что после реализации намеченной разработчиками задачи по созданию возможности проведения на платформе прямых трансляций с подключением до 10 тыс. человек в таком формате смогут проводиться и общероссийские образовательные конференции или совещания.

Отдельный раздел платформы – документы школы, в него могут загружаться текстовые файлы, видеозаписи и т. д. – любая важная для школы информация, в том числе методические материалы. В планах разработчиков – предоставление администраторам возможности настраивать режимы приватности документов образовательной организации для различных пользователей.

Как и все распространенные соцсети, платформа позволяет также публиковать статьи, фотографии, проводить опросы.

В ближайшей перспективе, по словам разработчиков, к платформе будут подключены электронные журналы и дневники. Также на ней появится календарь событий: расписание уроков, дополнительных занятий и школьных мероприятий. Более того, предполагается интегрировать платформу с одобренными Минпросвещения России сервисами, на которых размещается верифицированный образовательный контент.

Преимущества платформы

Для начала стоит подчеркнуть, что «Сферум» – полностью отечественная разработка, причем полностью бесплатная для государства. Безвозмездный характер создания и поддержки функционирования платформы закреплен нормативно – в п. 9 Положения. Компании-разработчики, как отметил первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко, считают разработку, запуск и поддержание работоспособности удобной и качественной, в том числе с точки зрения информационной безопасности, образовательной платформы за счет собственных средств своей социальной ответственностью и намерены и дальше придерживаться такого подхода. Доступ пользователей к платформе, разумеется, тоже бесплатный.

Кроме того, платформа представляет собой действительно многофункциональный сервис, так как объединяет в себе возможности социальных сетей, мессенджеров и специальных сервисов для видеозвонков. При этом она может использоваться на любом смартфоне, планшете, ноутбуке или персональном компьютере – приложения доступны для операционных систем Android, iOS, Windows, MacOS, Linux.

Процесс регистрации на платформе довольно прост (подробная инструкция размещена на сайте платформы: сферум.рф): выбранный школой администратор должен подать заявку на подключение образовательной организации к платформе, а после регистрации школы зарегистрироваться сам. После этого он заполняет информацию о школе и создает подгруппы – классы, куда можно приглашать участников по ссылкам (это упорядочивает процесс модерации школьного сообщества). Для каждой ссылки можно определять срок действия, количество использований (сколько человек смогут воспользоваться ею для подключения к платформе), путь (класс, в который будет добавлен переходящий по ссылке учитель или ученик) и роль (ученик или учитель). Важно, что после регистрации участников ссылки можно аннулировать, с тем чтобы ими больше никто не мог воспользоваться. Если вариант с направлением ссылок-приглашений по каким-то причинам не подходит организации, ее учителя и ученики могут регистрироваться на платформе самостоятельно, подавая заявку на вступление в сообщество нужной школы. Однако и в этом случае решающая роль у администратора – он обрабатывает все заявки, отсекая таким образом вступление в сообщество школы посторонних. В любом случае для регистрации на платформе используется аккаунт в системе VK Connect (единый аккаунт для всех проектов Mail.ru Group): если у регистрирующегося лица его нет, он создается непосредственно в процессе регистрации по номеру мобильного телефона. Однако уже в ближайшее время появится еще один способ регистрации и авторизации на платформе – с использованием учетной записи в ЕСИА. Интеграция платформы с ЕСИА и порталом госуслуг, напомним, также является обязательным требованием в соответствии с Положением. Кроме того, прорабатывается возможность регистрации пользователей без использования номера телефона – это актуально для учеников младших классов, пока не имеющих собственных телефонов.

Таким образом, использование платформы «Сферум» действительно позволит решить ряд важнейших задач: обеспечить возможность реализации образовательных программ в частично или полностью дистанционном режиме при необходимости (напомним, важность создания такой отечественной многофункциональной площадки для дистанционного обучения четко проявилась в прошлом году в условиях вынужденного перевода школьников на удаленку), объединить на единой площадке используемые образовательными организациями элементы электронного обучения и создать удобные условия для осуществления всех необходимых в рамках образовательного процесса коммуникаций.

Источник

Проект «Сферум»: афера-оферта от корпораций и цифрочиновников, от которой еще можно отказаться

«Сферум» была запущена в тестовом режиме в первом квартале 2021 года сразу в 15 регионах России, выбранных в соответствии с порядком отбора субъектов РФ, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды: Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, Алтайском и Пермском краях, Ямало-Ненецком автономном округе. По состоянию на 31 марта к платформе подключены более 1000 школ из указанных регионов, общее число пользователей – свыше 28 тыс. человек. После подключения всех общеобразовательных организаций, находящихся на территории пилотных субъектов РФ, это позволит в том числе протестировать работу платформы в условиях высокой нагрузки, возможность использовать ее получат школы из других регионов, заявляют цифролоббисты.

Зарегистрироваться в «Сферуме» можно с помощью учетной записи VK Connect или через портал «Госуслуги», у ученика будет отдельный профиль в программе, поэтому учителя и одноклассники не смогут увидеть его страницу в «ВКонтакте». Также в «Сферуме» можно будет создавать закрытые сообщества и чаты. Новый сервис также будет интегрирован с платформой «Моя школа» Минпросвета, что позволит его пользователям иметь доступ к цифровым учебным материалам.

По словам министра просвещения Кравцова, школы получат данное ПО на бесплатной основе (заметим – от частной компании ООО «Цифровое образование»). В базе «Сферума», по словам Кравцова, лежат те же технологии, что использовались для видеонаблюдения за школьниками во время сдачи единого госэкзамена.

Все что вы прочитали выше—из официальных презентаций, и вроде бы выглядит прилично. А теперь давайте поговорим о неудобной для лоббистов, закулисной стороне этой платформе, а также об опасностях, которые она несет.

Исходя из сложившихся тенденций подмены традиционного очного обучения цифровым, фактическим навязыванием школьникам дистанционных технологий, электронного обучения и планов цифровизаторов распространить эксперимент на всю страну после 2024 года (прописаны в паспорте федерального проекта ЦОС), надо понимать, что никакого выбора родителям учеников всей страны чиновники от образования предоставлять не намерены.

Уверения министра Кравцова в том, что «Сферум» создается не с целью замены традиционного формата обучения, а в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности, не внушают доверия. Достаточно посмотреть, как по всей стране в школах с родителей буквально выбивают согласие на обработку ПД, хотя по закону (в рамках 152-ФЗ) мы имеем полное право учить детей в школе без всяких согласий.

1) небезопасность дистанционного обучения и цифровой школы: у детей снижается зрение, влияние компьютеров и других электронных средств обучения на детей не изучено, максимальные безопасные «дозы» использования ЭСО в новых Санитарных правилах Роспотребнадзора не установлены;
2) объективно низкое качество дистанционного образования;
3) снижение возможности социализации детей при их разобщении – причем принципиально не важно, сидят они перед мониторами или гаджетами в школьном классе, либо по домам;
4) нарушение прав учащихся на получение традиционного образования, прав родителей на выбор форм получения основного общего образования и на использование ПД и обработку ПД субъектов обучения с их согласия;
5) бесконтрольность со стороны родителей пользования детьми этой платформой (подключение родителей к этой платформе не реализовано разработчиками).

При этом часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно. Согласно положениям 273-ФЗ «Об образовании в РФ», действуют две формы получения основного общего образования: в образовательном учреждении и вне этого учреждения, при этом обучение проводится в очной, очно-заочной или заочной форме. Право выбора формы получения основного общего образования принадлежит исключительно родителям, но не образовательной организации и не государству.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагают использование не апробированных электронных методов и средств обучения при реализации образовательных программ, т.е. являются экспериментальными, сопрягаются с вредными факторами воздействия на здоровье и развитие детей и не могут обеспечить безопасного и качественного обучения при реализации образовательных программ.

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих госаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждается Минпросветом. Он включает в себя перечни учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

А вот материал информационных порталов, в том числе «СФЕРУМ», «Моя школа», «МЭШ», «РЭШ», Учи.ру, ЯКласс и т.п., при применении обучения по основным образовательным программам представляет собой лишь «обучающую информацию»/«обучающий сервис»/ «дополнительный обучающий материал», который не может быть использован учителем при проведении уроков по основным образовательным программам, реализуемым в конкретном учебном заведении, так как информационные порталы и сервисы не имеют право вести образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, исходя из приведенных положений 273-ФЗ.

Использование отдельных готовых видеоуроков с образовательных платформ во время проведения основных уроков с образовательных ресурсов является незаконным навязыванием информационных услуг или навязыванием информационных услуг/программ дополнительного образования во время проведения уроков в школах по программам основного образования.

Принуждение к использованию электронных платформ/программ, а также – к регистрации на различных сайтах и прочих интернет-ресурсах незаконно, поскольку пунктом 1 статьи 9 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции, «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 152-ФЗ, оказание государственных (муниципальных) услуг не требует получения письменного согласия на обработку персональных данных и позволяет уполномоченному органу (организации) использовать персональные данные граждан исключительно в той мере, в которой это необходимо собственно для оказания услуг без отдельного письменного согласия на обработку данных.

На основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 149-ФЗ «Об информации…» предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации. Пункт 8 статьи 9 указанного 149-ФЗ гласит:

«Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

Персональные данные несовершеннолетних детей и их родителей при публикации их в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предполагают доступ неограниченного круга лиц. Утверждения о том, что их использование в сети совершенно безопасно и неуязвимо для хакеров – намеренная ложь. При этом доступ к персональным данным несовершеннолетнего ребенка осуществляется только с письменного согласия законного представителя (пункты 3, 4 статьи 6, пункты 1, 2, 4 и 5 статьи 9 ФЗ-149, пункт 1 статьи 8 ФЗ-152).

Таким образом, принуждение к согласию на автоматизированную обработку персональных данных не допускается в силу прямого запрета незаконного сбора и обработки личных данных, содержащегося в вышеуказанных положениях Конституции РФ и федерального законодательства.
***
Помимо недопустимости принудительной обработки ПД ребенка и его родителей, автоматически делающей участие в «Сферум» абсолютно добровольным для каждого гражданина РФ, у не желающих участвовать в этой цифровой платформе есть еще один железный правовой инструмент защиты. Зачастую о нем забывают по той простой причине, что родителям перед регистрацией на подобных платформах не рассказывают суть возникающих у них и их детей правовых отношений с ее оператором. А это важнейший момент.

«2.3. Пользователь обязан полностью ознакомиться с Соглашением до момента регистрации в Системе. Регистрация Пользователя в Системе означает полное и безоговорочное принятие Пользователем Соглашения в соответствии со ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Обращаемся к ст. 438 ГК РФ «Акцепт»:
«1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте».

Создатели платформы и не скрывают (от тех, кто внимательно читает документы) сути своего проекта. Напоминаем, что договор-оферта заключается гражданскими и юридическими лицами совершенно свободно, принуждение к его заключению не допускается (за рядом исключений, не имеющих отношения к нашей истории).

«ГК РФ Статья 421. Свобода договора
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством».

Как только школьник/родитель зарегистрировался/начал пользоваться платформой «Сферум», вступает в силу оферта, и даже если пользователь в глаза не видел текст соглашения, он обязан выполнять все его условия. Более того, в тексте соглашения сказано, что оператор платформы волен в любой момент поменять его условия без предупреждения пользователя, и если пользователь продолжает на нее заходить, использовать ее сервисы, значит, он по умолчанию согласен с новыми условиями.

«9.2.2. Компания может, но не обязана, просматривать Систему на наличие запрещенного Контента и может удалять или перемещать (без предупреждения) любой Контент или пользователей по своему личному усмотрению, по любой причине или без причины, включая без всяких ограничений перемещение или удаление Контента, который, по личному мнению Компании, нарушает Соглашение, законодательство Российской Федерации и/или может нарушать права, причинить вред или угрожать безопасности других Пользователей или третьих лиц.
9.3. Сайты и Контент третьих лиц.
9.3.1. Система содержит (или может содержать) ссылки на другие сайты в сети Интернет (сайты третьих лиц) так же, как и статьи, фотографии, иллюстрации, графические изображения, информацию, приложения, программы и другой Контент, принадлежащий или исходящий от третьих лиц (Контент третьих лиц), являющийся результатом интеллектуальной деятельности и охраняемых в соответствии с законодательством РФ.
9.3.2. Указанные третьи лица и их Контент не проверяются Компанией на соответствие тем или иным требованиям (достоверности, полноты, добросовестности и т.п.). Компания не несет ответственность за любую информацию, размещенную на сайтах третьих лиц, к которым Пользователь получает доступ через Систему или через Контент третьих лиц, включая, в том числе, любые мнения или утверждения, выраженные на сайтах третьих лиц или в их Контенте».

В то же время, согласно ч.1 ст. 53 123-ФЗ «Об образовании»:

«1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации…».

В ситуации, когда все информационное поле интернета наполнено деструктивными трендами, которые соцсети активно поддерживают, любая новая цифровая образовательная платформа станет простым «усилителем сигнала» всего деструктивного контента, тем более когда речь идет о платформе, созданной на базе ВК.

Остается заметить, что бесконтрольность со стороны родителей пользования детьми этой платформой в силу того, что разработчиками не реализована функция подключения родителей, влечет незаконное лишение родителей преимущественного права на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 1 ст. 63 СК РФ). При этом, именно родители в силу закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, а также обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Мы привели достаточно причин и вариантов отказаться от использования большой цифровой аферы-оферты под названием «Сферум». Сделать это проще простого – вообще никак не реагировать на настойчивые требования администрации школ зарегистрировать там своих детей, а в случае регистрации учеников учителями (такая практика в последнее время, увы, процветает) – писать заявления в генпрокуратуру и МВД, требуя привлечь ответственных лиц за превышение полномочий, самоуправство, шантаж, незаконное вмешательство в частную жизнь и нарушение приватности персональных данных. Кроме того, юристы ОУЗС разработали образец письменного отказа от этой токсичной платформы ( его можно скачать по ссылке ).

Давайте распространять информацию и защищать наших детей всей страной!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *