Сфера национальных интересов и в чем заключается

Национальный интерес и его роль в международных отношениях

Национальный интерес – определённо ключевой элемент в системе современных международных отношений. Зародившееся ещё в XVII веке со становлением Вестфальской системы и образованием национальных государств и окончательно оформившееся после Второй мировой войны это понятие является неотъемлемой частью мировой политики.

В национальном интересе выражаются первостепенные жизненные потребности в выживании и самосохранении нации и государства. В наши дни существует немало трудностей с трактовкой данного сложного и многоаспектного понятия, которое изменяется с течением времени. Так, например, политолог Михаил Троицкий выделяет несколько необычных определений. Он пишет, что «национальные интересы представляют собой открытую декларацию потребностей и намерений государства, основанных на оценке текущей ситуации», и такая декларация выполняет ряд важнейших функций в жизни страны.

В контексте развития институтов демократии национальные интересы представляют собой комплекс взаимосвязанных утверждений о том, что и почему выгодно тому или иному государству в определённый момент времени. Если же осветить понятие государственных интересов с точки зрения американских специалистов, то в их понимании в эту сферу относится всё, что «ведёт к извлечению непосредственной экономической выгоды» для США и от чего напрямую зависит их безопасность.

Как уже было отмечено выше, трактовок фундаментального понятия современных международных отношений существует масса, однако функций, которые выполняют национальные интересы, немного, и их можно чётко определить:

Здесь важно отметить, что нарушение формулировок интересов, закреплённых в различных документах, несомненно, приведёт к недоверию со стороны не только противников и союзников, но и собственных граждан.

Продолжая тему, важно подробнее остановиться на источниках формулировок государственных интересов. Интересы получают своё закрепление в официальных документах и неофициальных заявлениях учёных и экспертов. К первым относятся доктрины, стратегии, концепции, которые создаются и публикуются правительствами большинства стран. Ко вторым стоит отнести публикации и выступления ведущих специалистов в области политики и международных отношений, ярким представителем которых является советский и российский государственный деятель Евгений Максимович Примаков.

Рассуждая о национальных интересах, стоит отдельно выделить их виды, которые ранжируются по значимости и влиянию. В национальной стратегии США определены три категории: жизненно важные, важные национальные интересы, гуманитарные и другие интересы. В целом же государственные интересы различными авторами подразделяются на главные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и краткосрочные.

Таким образом, мы можем отметить, что определение национального интереса – не самая лёгкая задача для государства, ведь должны быть учтены интересы других государств, потребности собственных граждан и способность реализации определённого интереса в определённый исторический период времени.

Для определения роли национального интереса в современных международных отношениях необходимо обратиться к существующим основным теориям. Как пишет М. А. Савельева в своей статьей «Эволюция применения термина «интерес» в теории международных отношений», выделяются три основные парадигмы: реализм, либерализм и конструктивизм.

В реализме и неореализме национальный интерес основан на географическом положении государства, его экономическом, культурном и политическом развитии. Интерес – стабильная и почти неизменная категория, изменить её можно лишь в результате смена государством своего географического положения на карте мира.

Теоретики и практики либерализма (идеализма) в некотором роде признают существование «национального интереса», но при условии, что в это понятие будут включены нормы морали и глобальные проблемы. Главной идеей здесь является то, что предпочтения одних акторов (их интересы) изменяются под влиянием предпочтений других, а не остаются без изменений.

Стоит обратить внимание на новую теорию в международных отношениях – социальный конструктивизм. Сторонники данной идеи настаивают на том, что интересы и методы их воплощения в жизнь являются социальным явлением, конструируются обществом и реализуются им же. Таким образом, интересы основаны на коллективных идеях, зафиксированных в договорах и практиках. Конструктивисты уверены, что миром правят идеи, источником которых являются люди.

Проанализировав подходы различных теорий международных отношений к вопросу национального интереса, можно сделать вывод о том, что мнений и дискуссий существует огромное количество, однако ясно одно: данная категория одновременно связывает и понимание истории и уровня развития общества и государства, и текущие внешнеполитические интересы страны. При этом национальный интерес служит самосохранению и защите тех достижений, благ и ценностей, которых добились в своём развитии государство и общество.

Источник

Национальные интересы Российской Федерации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Национальные интересы Российской Федерации – это сбалансированная совокупность символов, ценностей и ориентиров, потребностей фундаментального характера, общественных и государственных устремлений и ценностей, призванных служить благу и безопасности общества и государства.

Сущность и значение национальных интересов Российской Федерации

Национальные интересы Российской Федерации представляют собой ориентиры общественного и государственного развития долгосрочного характера. Именно национальные интересы выступают определяющим фактором при выработке целей, стратегических и тактических задач формирования внешней и внутренней государственной политики.

Обеспечение национальных интересов является задачей институтов государственной власти, реализующих свои функции, включая процесс взаимодействия с общественными организациями, действующими в соответствии с российским законодательством.

Национальные интересы страны отражают внешние и внутренние потребности государства в обеспечении устойчивого развития и защиты государства, общества и личности.

Согласно стратегии национальной безопасности РФ к числу национальных интересов страны в рамках долгосрочной перспективы ее развития относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Стратегические национальные приоритеты, обеспечивающие национальные интересы Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации закрепляет ряд стратегических национальных приоритетов, призванных обеспечить реализацию национальных интересов российского государства. К числу таких национальных приоритетов относятся:

Источник

Национальные интересы России

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

В мировом сообществе информационные проблемы возникли сравнительно недавно. Для овладения и управления умами и действиями всего населения Земли и отдельных регионов путём информационно-психологического и энергоинформационного воздействия в наиболее развитых странах (например, США) разработаны глобальные космические системы, с помощью которых возможно облучение всей планеты или отдельных регионов. Посредством передаваемой со спутников информации и модулированных излучений может быть реализована информационная агрессия: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных СУ, воздействие на психофизиологическое и эмоциональное состояние людей. Для этих же целей может быть применена и мировая информационная система Интернет.

Проблема здоровья человека и человечества связана с их выживанием. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. На естественное состояние организма влияют как внутренние, так и внешние факторы. К основным внутренним факторам относятся следующие: ОПС, биологические, экология; поведение и микросоциальная среда; служба здоровья. Внешние факторы – это воздействия естественной ОПС; воздействия антропогенной, техногенной среды, нарушение экологического равновесия; ПрС; воздействия социального характера; воздействия поведенческого характера.

Все вышеназванные проблемы теснейшим образом взаимосвязаны. Однако, по степени опасности для человечества и самого существования жизни на Земле, проблему мира, предотвращения глобальной ядерной войны без преувеличения можно назвать проблемой номер один. На второе место необходимо поставить экологическую проблему, так как дальнейшее пренебрежительное отношение к природе также грозит существованию цивилизации на планете.

В Федеральном Законе РФ «О безопасности» (принят в 1992 г.) понятие безопасности определено как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности и государства от внешних и внутренних угроз».

Человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Итак, опасности по своей природе вероятностны, «или случайны», потенциальны, «или скрыты», перманентны, «или непрерывны, постоянны» и тотальны, «или всеобъемлющи, всеобщи». Таким образом, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности.

Опасности, реализуясь во времени и пространстве, причиняют вред здоровью человека, который проявляется в травмах, нервных потрясениях, болезнях, инвалидностях и летальных исходах. Опасности и угрозы являются непременными спутниками человеческого общества на всех этапах его становления и развития.

Классификация опасностей и угроз по БЖД в зависимости от многообразных источников их возникновения приведена в таблице 1.

Опасности и угрозы глобального уровня являются внешнимипо отношению к объектам безопасности, расположенных ниже по иерархии: регионального, государственного, общественного и индивидуального. К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней относят следующие: 1) региональные и национальные социальные взрывы и конфликты; 2) голод распространение болезней, деградация людей; 3) нарастание насилия, терроризма, преступности, наркомании, пьянства и т.д.

Классификация опасностей и угроз по БЖД

Классификационные признакиИсточники возникновения
Опасности
По происхождениюПриродные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические
По характеру воздействия на человекаМеханические, физические, химические, биологические и психофизиологические
По времени проявления последствийИмпульсные и кумулятивные
По локализацииСвязанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом
По вызываемым последствиямУтомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.
По наносимому ущербуСоциальный, технический, экологический, экономический
По сфере проявленияБытовая, спортивная, доржно-транспортная, производственная, военная и др.
По структуреПростые и производные, порож-мые просто
По реализуемой энергииАктивные и пассивные
Угрозы
По объектамЧеловек, общество, государство
По направлениямЭкономические, социальные, политические, информационные, продовольственные и др.
По величине ущербаПредельный, значительный, незначите-ный
По вероятности возникновенияВесьма вероятные, вероятные, маловер-ные
По причинам появленияСтихийные, преднамеренные
По иерархическому принципуМежпланетные, ноосферные, «глобальные», межгосударственные, государственные «на- циональные», региональные внутригосудар-ственные, местные «локальные», личные

Вопрос 3. Взаимодействие объекта и субъекта, принципы и сфера безопасности жизнедеятельности.

При рассмотрении опасностей и угроз следует учитывать взаимодействие двух сторон: первый – субъекта, который выступает источником и носителем опасности; второй – объекта, на который направлена опасность или угроза.

Следует учитывать, что источники опасностей и объекты защиты весьма многообразны. Каждый компонент окружающей нас среды может быть объектом защиты и опасностей. Источники опасности по своей характеристике имеют естественно-природное, техническое и социальное происхождение.

Объектами опасностей и угроз являются личность, общество, государство, природная среда «биосфера» и техносфера.

Личность в системе БЖД является высшей целью общественно-политического и социально-экономического развития общества. Общество – это социальная среда и необходимое условие творчества личности в исторически конкретной системе общественных отношений. Государство же является основным институтом политической системы классового общества. Кроме человека объектами БЖД выступают объекты пространственно-географического масштаба, различные сферы обеспечения ЖД человека, включая экономику, социологию, политологию и др. Пространственно-территориальными объектами могут выступать: межпланетное пространство, планета, материк, регион «в планетарном пространстве», страна, регион «в рамках государства», район, местность (город, поселение).

Объектами социальной сферы являются человечество планеты, общество, общественное объединение, коллектив «товарищество», семья, человек.

К объектам производственной сферы относятся: транснациональные корпорации и объединения, государство, отрасль, производственное объединение, предприятие, цех, «участок», технология, продукция.

Объектом безопасности являются также сферы жизнеобеспечения и духовно-политической деятельности, как то: политическая, военная, экономическая, экологическая, демографическая, продовольственная, психологическая, информационная.

В методологическом плане БЖД является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Факты и закономерности должны обязательно рассматриваться с системных позиций, позволяющих изучать их на основе определённых принципов, методов и процедур.

Многообразие опасностей и угроз приводит к необходимости выделить следующие основные направления БЖД.

Безопасность ноосферынаправлена на сохранение и обеспечение устойчивого развития ноосферы, продолжение человеческого рода. Объектом в данном случае являются взаимодействия общества и природы, в пределах которых разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Вопрос 4. Региональная безопасность.

Региональная безопасность связана с защищённостью регионов и интересов международных объединений от внутренних и внешних опасностей и угроз, направлена на сохранение и обеспечение устойчивого развития регионов и этносов. Здесь объектом выступают государства, международные объединения, этносы и их интересы.

Жизнь и деятельность народа, государства охватывает различные сферы, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В этой сфере выделяют следующие виды деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, информационная, демографическая, психологическая и др.

Важнейшим компонентом БЖД выступает безопасность человека. Безопасность отдельной личности определяется внутренними и внешними факторами. К основным внутренним факторам относятся: окружающая среда, биологические, вредные привычки, поведение, микросоциальная среда, служба здоровья.

К основным внешним факторам относятся следующие: 1) воздействия естественной природной среды: солнечная активность, возмущение магнитоионосферы Земли, изменение метеоусловий; 2) воздействия антропогенной, техногенной среды: изменение микроклимата, загрязнённость естественной среды городов, возрастание миграционной активности населения; 3) воздействия производственной среды: шум, вибрация, химические вещества, радиация, нервно-эмоциональные напряжения; 4) воздействия социального характера: низкий уровень денежных доходов, неустроенный быт, социальная агрессия; 5) воздействия поведения: пагубные привычки, нервно-эмоциональная напряженность, агрессивность по отношению к окружающим.

Источник

Особенности формирования и форм проявления национальных интересов в экономической сфере

Национальные интересы и экономический сектор

Реализация собственных интересов страны в экономической сфере является сложным, достаточно длительным и многоуровневым процессом. Опираясь на высокую степень значимости для всех субъектов формирования экономические интересы делятся на маловажные, важные и жизненно важные.

В соответствии с положениями теории экономической безопасности, выделяются среди экономических интересов всякого субъекта жизненно важные экономические интересы, которые выражаются в удовлетворении обеспечения самосохранения, а также возможности прогрессивного развития человека, общества и государства.

Маловажные экономические интересы в большинстве своём не выходят за пределы выполнения краткосрочных хозяйственных задач и опосредуют тактические цели, в тот момент, когда жизненно важные экономические интересы концентрируются на выполнении стратегических задач.

Жизненно важные экономические интересы классифицируются по нескольким признакам:

Жизненно важные экономические интересы человека бывают краткосрочными, долгосрочными и постоянными.

Жизненно важные экономические интересы общества и государства определяются долговременными и постоянными целями развития и представляют собой безусловно определяющими и более важными, нежели интересы краткосрочные. Необходимо отметить, что долговременные и постоянные экономические интересы государства определяют направленность социально-экономического развития страны и суверенитет государства. На изображении ниже представлена схема видов жизненно важных экономических интересов.

Сфера национальных интересов и в чем заключается. Смотреть фото Сфера национальных интересов и в чем заключается. Смотреть картинку Сфера национальных интересов и в чем заключается. Картинка про Сфера национальных интересов и в чем заключается. Фото Сфера национальных интересов и в чем заключается​​​​​​​

Историческое развитие общества определило, что жизненно важные экономические интересы человека состоят в первую очередь из обеспечения достаточного уровня благосостояния и сохранения тенденции к усовершенствованию, обеспечении права на образование и труд с возможностью дальнейшего получения рабочего места, а также в соблюдении права частной собственности и предотвращении посягательств на эту собственность.

Ключевая причина разнонаправленности экономических интересов личности, общества и государства объясняется тем, что они имеют разные цели, некоторые из них совпадают, а некоторые нет. Иными словами, возникают параллельные и расходящиеся интересы. В том случае, если интересы совпадают в силу своей направленности, то они не могут даже с теоретической точки зрения превратиться в источник противоречий, иначе дело обстоит с расхождениями, которые требуют урегулирования конфликтов.

Несовпадение жизненно важных экономических интересов может стать причиной противостояния и возникновения необходимости балансировки ситуации. Баланс жизненно важных ситуаций представляет собой отсутствие противоречий при реализации интереса в той мере, которая позволяет снизить конфликтность ситуации.

В этой связи справедливо говорить о том, что экономические интересы обеспечивают мотивацию экономической деятельности субъектов, которые направлены на удовлетворение их потребностей.

Экономические интересы изучают с позиции, что они являются системой экономических отношений, которая определена отношениями собственности в удовлетворении материальных потребностей общества и личности для получения экономической выгоды.

Примечательно, что экономические интересы объективны в той же мере, что и сами экономические отношения. Все люди до единого являются носителями различных интересов и по своей природе способны вступать в конфликты с интересами общества. Взаимодействие интересов играет роль движущей силы социально-экономического развития.

В рыночной экономике в иерархии интересов главное место занимает именно личный интерес, который характеризует современную рыночную экономику.

Национальные интересы в современной экономической системе

Национальные интересы наделяются глубоким смыслом и приобретают важный характер национальной необходимости и направляют страну на достижение поставленных целей, которые определяют положение страны в мире. Этот важный идентифицирующий мотив государственного управления определяет позицию правительства в вопросе национальных интересов, которые в свою очередь обуславливают долгосрочные стратегические цели при разработке стратегий.

В общей форме цель представляет собой знание о конкретной модели будущего результата, который в состоянии удовлетворить интерес при имеющихся реальных возможностях на основе имеющегося опыта. Национальная цель становится прямым следствием того или другого национального интереса. Функция целеполагания даёт возможность реализовать принцип системности, в случае, когда каждая подсистема имеет специфическую цель, которая соотносится с основной целью общества. Целеполагание является процессом придания конкретного направления развитию объекта управления для достижения определённого результата. В этой связи определить необходимую модель развития страны на соответствующую перспективу помогает разработанная государством система текущих и перспективных целей.

Наиболее значимые национальные цели называются национальными приоритетами.

Национальные приоритеты – это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, в соответствии с которыми реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимость и территориальной целостности.

Термин «Национальная цель» в некоторых правовых актах может заменяться на термин «Стратегическая цель», данные термины взаимозаменяемы.

Система национальный целей состоит из двух взаимозаменяемых компонентов: цели устойчивого развития и цели обеспечения её национальной безопасности. Необходимо отметить, что в РФ главными приоритетами национальной безопасности являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

К приоритетам общественного развития относят:

Важно понимать, что совокупность национальных целей определяет достижение необходимых для государства внешних условий, а также даёт возможность оптимизировать внутренние ресурсы с целью создания соответствующих методов их использования.

Немаловажную роль при определении национальных целей играет оптимальное соотношение: средств и методов; средств и условий; методов и условий.

Одновременно с этим методы могут быть прямыми или косвенными, могут соответствовать или нет целям.

Национальный интерес формируется на основе предпочтений, рациональных потребностей и реальных условий. Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы РФ в экономическом секторе. Национальные интересы страны в области экономики являются приоритетными.

Очевидно, что одним из важнейших факторов является способность экономики обеспечить гражданам страны достойные условия и качество жизни, возможность реализовывать свои творческие возможности, духовные запросы и материальные потребности. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям пенсионного возраста, в том числе сделать доступным образование, культуру, медицину, транспорт, связь и коммунальные услуги для все жителей страны.

С точки зрения национальных интересов в экономической сфере самым актуальным является процесс обеспечения её функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных производителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, постоянного контроля над стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способности утвердить независимость РФ на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса. Единство экономического пространства, наличие большого разнообразия внутреннего рынка являются наиболее значимым национальным достоянием.

Формы проявления национальных экономических интересов

Для понимания форм проявления национальных экономических интересов в различных областях экономики необходимо более подробно их рассмотреть.

Формирование эффективной системы реализации национальных интересов в сфере производства как правило опирается на создание комплексного мониторинга, иными словами, на многоуровневую и полномасштабную систему отслеживания динамики всех основных экономических процессов в стране. Наибольшая сложность состоит в том, чтобы разработать точные критерии и уровни реализации национального интереса в реальном секторе.

Вербальное формулирование национальных интересов имеет серьёзное значение, однако его недостаточно для реализации на практике посредством политики экономической безопасности.

Для этого необходимы параметры, которые с количественной точки зрения оценивают состояние экономики с позиций национальных интересов. Данная роль ложится ответственностью на индикаторы, которые позволяют дать объективную оценку картине фактической реализации национальных экономических интересам, пороговым значениям, которые говорят об угрозе данным интересам.

В качестве пороговых индикаторов выступают предельные величины, выход за пределы которых сокращает темпы экономического роста и становится причиной формирования кризисных тенденций.

Надо отметить, что пороговые значения не являются единственным инструментом характеристики национальных интересов страны в области экономики и угроз экономической безопасности. Кроме всего прочего достаточно важным является их качественное описание, особенно в связи с тем, что не все интересы и угрозы экономической безопасности могут быть достаточно полно раскрыты в количественном отношении.

Национальные интересы в социальной сфере заключаются в поддержке приемлемого для страны уровня жизни всех групп населения.

Бедность в качестве социального явления в историческом разрезе имеет непреходящее значение.

Бедность как социальное значение представляет собой материальную необеспеченность людей, когда доходы человека или семьи не дают возможности поддерживать общественно необходимое потребление для обеспечения нормальной жизнедеятельности, блокируя нормальное существование и развитие личности.

Масштабы бедности являются ориентирами в процессе становления социальной политики государства. В соответствии с действующим законодательство к основным сферам, которые ощущают на себе социальную защиту населения, относятся занятость, образование, здравоохранение, инфраструктура жизнеобеспечения, культура и отдых, а государственными институтами, которые спонсируют социальную защиту, являются социальное страхование и социальное обеспечение.

В периоды экономических и политических кризисов проблема бедности обостряется с особой силой и зачастую становится причиной масштабных социальных катастроф.

Примечательно, что границы понятия бедности изменчивы. В России официальная статистика использует понятие «крайняя бедность», которая в количественном отношении выражает бедность, равную половине прожиточного минимума.

Бедность и высокая дифференциация в доходах населения представляют собой результат перечня нескольких взаимосвязанных между собой экономических, демографических, политических и образовательно-квалификационных факторов.

Территориальные различия в уровне доходов и бедности интерпретируются различной динамикой социально-экономического развития в регионах. На сегодняшний день сокращение масштаба бедности является приоритетной задачей государства. Важным условием сохранения целостности государства, динамичного развития экономики, решения демографической проблемы является сохранение и развитие человеческого потенциала.

В этой связи необходимо говорить о том, что социальная защита населения в контексте формирования единой государственной политики борьбы с бедностью должна содержать три направления мер, которые способны охватить:

В процессе обеспечения национальных интересов одну из лидирующих позиций занимает финансовая безопасность. Надо отметить, что финансовая система наиболее уязвима особенно, что касается защиты интересов российских производителей на рынке, принимая во внимание правовое обеспечение финансовой системы как наиболее отсталой сферы российского законодательства, поскольку именно она слабо интегрирована в мировую практику.

В подобных условиях перед экономикой остро стоит проблема выработки стратегии финансовой безопасности, которая могла бы обеспечить безопасное функционирование всех элементов финансово-экономического механизма страны.

В сфере внешней экономики национальные интересы РФ заключаются в установлении для российского производителя таких экономических связей, которые смогли ы обеспечить повышение конкурентоспособности российской продукции, эффективное производство, экономическое развитие и рост. Ключевыми показателями реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере являются:

Структура внешней торговли состоит из импортных и экспортных операций. Национальные интересы РФ определяет изменение соотношения в пользу увеличения экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.

Показатель внешнеторговой квоты свидетельствует об общем объёме внешнего товарооборота каждой конкретной страны со странами-партнёрами или со всем мировым сообществом, однако не может качественно охарактеризовать его. Экспортная квота позволяет произвести качественный анализ значимости экспорта.

Экспортная квота – это отношение суммы экспорта в ВВП.

Расчёт импортной квоты производится посредством отношения суммы импорта к ВВП.

Рост экспортной квоты является показателем роста значимости для развития экономики страны, однако сама эта значимость может иметь положительное и отрицательное значение. В случае, если она положительная, то экспорт готовой продукции расширяется. Рост экспортного сырья приводит к ухудшению условий торговли для страны-экспортёра. В ситуации, когда экспорт имеет монотоварный вид, то его рост становится причиной разрушения экономики, по этой причине рост получил название разрушающего. В итоге такого роста экспорта становится недостаточность средств для его последующего наращивания, а ухудшение условий торговли по доходности не даёт возможности приобретать на экспортную выручку необходимое количество импорта.

Сальдо внешней торговли представляет собой итоговый показатель, которая характеризует внешнюю торговую деятельность страны. Оно является разницей суммы экспорта и импорта. При положительной разнице баланс будет активным, а при отрицательной соответственно пассивным.

В настоящее время установление национальных интересов выступает в качестве предмета, которому следует уделять особое внимание со стороны государственных институтов и общества в целом. Механизм, который помогает формированию национальных интересов, напрямую зависит от модели государственного управления и целей развития каждого конкретного этапа развития. На сегодняшний день можно говорить о национальных стратегических интересах РФ, которые состоят из:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *