Сервис сооп предназначен для чего
Сервис обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России
Сервис обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России
Приказом МВД России от 23 декабря 2016 г. № 888 «Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России» с 1 марта 2017 года введено в эксплуатацию программное обеспечение для реализации сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России[1] в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России[2].
Основной задачей СОДПП является организация единого информационного пространства в сфере правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
В состав СОДПП входят следующие модули:
Так, в подразделе «Правовые ресурсы» «Портала правового информирования» размещаются: методические материалы по борьбе с новой короновирусной инфекцией; новости законодательства, экспресс-информация; методические материалы по подготовке проектов нормативных правовых актов; сборники, методические пособия, обзоры, положения; бюллетень правового информирования; методические материалы для проведения мероприятий по правовой пропаганде; реализация Федерального закона «О бесплатной юридической помощи»; правовые акции, правовая помощь; обучающие курсы и многое другое.
Данное программное обеспечение предназначено для повышения производительности труда сотрудников органов внутренних дел при подготовке и согласовании проектов правовых актов, снижения трудозатрат юристов при проведении правовой и антикоррупционной экспертизы, а также позволяет использовать многочисленные информационно-правовые ресурсы как в деятельности правовых подразделений, так и всех сотрудников органов внутренних дел.
Статью подготовила начальника отдела ПУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю подполковник внутренней службы Пономарева Елена Анатольевна
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 января 2016 г. N 1
Вопросы эксплуатации программного обеспечения для реализации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка
П Р И К А З Ы В А Ю:
2.1. Инструкцию по эксплуатации программного обеспечения для реализации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка (приложение N 1).
2.2. План-график ввода в эксплуатацию программного обеспечения для реализации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка (приложение N 2).
3. ГУОООП МВД России (Ю.К. Валяеву) обеспечить:
3.1. Администрирование ПО «СООП».
Перечень предоставляемых материалов предусмотрен приказами МВД России от 26 марта 2014 г. N 179 «Об утверждении формы статистической отчетности «1-АП» и от 8 июля 2011 г. N 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (зарегистрирован в Минюсте России 19 августа 2011 года, регистрационный N 21672).
4. ДИТСиЗИ МВД России (С.Н. Ляшенко):
4.1. Совместно с ФКУ НПО «СТиС» МВД России (А.Ю. Нечаевым), ГУОООП МВД России (Ю.К. Валяевым), ГУТ МВД России (Д.В. Шаробаровым) осуществить организационное, методическое и информационное сопровождение эксплуатации и развития ПО «СООП».
4.2. Совместно с ФЭД МВД России (Н.Н. Ромашовой), ФКУ НПО «СТиС» МВД России (А.Ю. Нечаевым) ежегодно предусматривать ассигнования на сопровождение ПО «СООП» в пределах объема средств, выделенных на техническое обслуживание ИСОД МВД России.
5. ФКУ НПО «СТиС» МВД России (А.Ю. Нечаеву):
5.1. Обеспечить техническое обслуживание и техническую поддержку ПО «СООП» с соблюдением требований по информационной безопасности.
5.2. Оформить в установленном порядке документы в отношении нематериальных активов, входящих в состав ПО «СООП».
Документы, приведенные в пункте 56 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2010 года, регистрационный N 19452).
5.3. Совместно с ДИТСиЗИ МВД России (С.Н. Ляшенко), ГУОООП МВД России (Ю.К. Валяевым), ГУТ МВД России (Д.В. Шаробаровым) обеспечить осуществление мероприятий по модернизации ПО «СООП» в рамках проведения опытно-конструкторских работ по развитию ИСОД МВД России.
6. ДГСК МВД России (В.Л. Кубышко) совместно с ГУОООП МВД России (Ю.К. Валяевым), ГУТ МВД России (Д.В. Шаробаровым) организовывать в установленном порядке по заявкам комплектующих подразделений центрального аппарата МВД России и территориальных органов МВД России обучение сотрудников МВД России администрированию и эксплуатации ПО «СООП» по программам дополнительного профессионального образования.
За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.
7.1. Организовать изучение требований настоящего приказа.
7.2. Назначить лиц, ответственных за эксплуатацию и техническую поддержку автоматизированных рабочих мест пользователей ПО «СООП».
7.3. Обеспечить эксплуатацию ПО «СООП» с соблюдением требований, указанных в прилагаемой Инструкции.
8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.
генерал полиции Российской Федерации
В. КОЛОКОЛЬЦЕВ
к приказу МВД России
по эксплуатации программного обеспечения
для реализации Сервиса обеспечения охраны
За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.
3. Сервис является ведомственной информационной системой, обеспечивающей автоматизацию деятельности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации подразделений системы МВД России:
по исполнению административного законодательства, организации применения административного законодательства;
участковых уполномоченных полиции;
по осуществлению административного надзора;
по делам несовершеннолетних;
патрульно-постовой службы полиции;
изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
6. Основные функции Сервиса:
6.1. Автоматизированное ведение объектов учета, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции.
6.3. Наполнение в автоматическом или автоматизированном режиме ИБД-Ф и ИБД-Р сведениями о лицах, совершивших административные правонарушения, отнесенные законодательством об административных правонарушениях к подведомственности органов внутренних дел Российской Федерации.
6.4. Автоматизированное формирование аналитических и статистических отчетов о результатах оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России.
6.5. Поиск данных по запросам с различными критериями.
6.6. Контроль за формированием и использованием сведений, содержащихся в Сервисе, сотрудниками подразделений системы МВД России.
II. Структура и объекты учета ПО «СООП»
8. ПО «СООП» состоит из следующих модулей:
Подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения указанный учет осуществляется самостоятельно.
9. Организационная структура ПО «СООП» состоит из следующих уровней:
За исключением Главного командования внутренних войск Российской Федерации.
10. Объектами учета ПО «СООП» являются сведения о:
Подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения указанный учет осуществляется самостоятельно.
10.2. Объектах и лицах, подлежащих занесению в паспорта на жилой дом и на административный участок, закрепленных за участковыми уполномоченными полиции.
10.3. Несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, их родителях или иных законных представителях.
10.4. Лицах, помещенных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
10.5. Силах и средствах, находящихся в распоряжении патрульно-постовой службы полиции.
III. Обеспечение работоспособности и эксплуатации ПО «СООП»
11. Обеспечение работоспособности ПО «СООП», в том числе его установку и настройку, устранение выявленных сбоев и ошибок, мониторинг технических и программных средств Сервиса, техническое обслуживание, выполнение восстановительных, регламентных и профилактических работ осуществляет ФКУ НПО «СТиС» МВД России.
12. Обеспечение актуальности, полноты и достоверности содержащихся в Сервисе сведений возложено на администраторов ПО «СООП» и пользователей ПО «СООП».
13. Взаимодействие ПО «СООП» с ведомственными информационными системами, входящими в структуру ИСОД МВД России, а также с оперативно-справочными, криминалистическими и розыскными учетами, формируемыми в ИБД-Ф и ИБД-Р, осуществляется по запросам посредством удаленного доступа.
14. Взаимодействие ПО «СООП» с другими государственными информационными системами осуществляется в соответствии с соглашениями об информационном взаимодействии в электронном виде, заключаемыми между МВД России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти или организациями, являющимися операторами данных систем.
15. Автоматизированные рабочие места пользователей ПО «СООП» подлежат подключению к ИСОД МВД России.
16. Сведения об объектах учета, утратившие актуальность в связи с истекшим сроком хранения, подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном приказом МВД России от 31 мая 2011 г. N 600 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения, создание, хранение и использование которых осуществляется в форме электронных документов».
IV. Порядок организации доступа к ПО «СООП»
17. Доступ к Сервису предоставляется администраторам ПО «СООП» и пользователям ПО «СООП» путем разграничения прав доступа к информационным ресурсам, программным средствам обработки, передачи и защиты информации в соответствии с размещенным на ведомственном информационно-справочном портале Регламентом доступа к Сервису обеспечения охраны общественного порядка.
Приказ МВД России от 10 апреля 2015 г. N 016 «Вопросы организации эксплуатации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России».
19. Доступ пользователей к ПО «СООП» осуществляется средствами авторизации в соответствии с пунктом 35 настоящей Инструкции.
20. Количество администраторов ПО «СООП» и пользователей определяется в каждом подразделении системы МВД России самостоятельно.
21. Администраторы ПО «СООП» назначаются:
22. Заявки на предоставление, изменение, прекращение доступа к Сервису с приложением копий приказов о назначении администраторов территориального уровня направляются в электронном виде с почтового адреса в домене «@mvd.ru» по адресу электронной почты «helpdesk@mvd.ru» с использованием интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел Российской Федерации, а также в бумажном виде в адрес ГУОООП МВД России (приложение к настоящей Инструкции).
Администратор федерального уровня в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки предоставляет (или изменяет) право доступа к ПО «СООП» администраторам территориального уровня, указанным в заявке.
23. Администраторы ПО «СООП» действуют в соответствии с размещенным на ведомственном информационно-справочном портале Руководством администратора Сервиса обеспечения охраны общественного порядка.
24. Администратор федерального уровня осуществляет:
24.1. Предоставление, изменение, прекращение прав доступа администраторам территориального уровня и пользователям ПО «СООП» в подразделениях системы МВД России, указанных в подпункте 2.1 настоящей Инструкции, в соответствии с утвержденной формой заявки (приложение к настоящей Инструкции).
24.2. Контроль за соблюдением администраторами территориального уровня и пользователями ПО «СООП» порядка эксплуатации Сервиса.
24.3. Актуализацию информационно-справочных данных, содержащихся в Сервисе.
25. Администраторы территориального уровня осуществляют:
25.1. Проверку правильности оформления запроса на предоставление прав доступа пользователям ПО «СООП» в подразделениях системы МВД России, указанных в подпункте 2.2 настоящей Инструкции.
25.2. Предоставление, изменение, прекращение прав доступа пользователям ПО «СООП» к Сервису в соответствии с утвержденной формой заявки (приложение к настоящей Инструкции), а также контроль за их действиями.
26. Пользователи ПО «СООП» назначаются в подразделениях системы МВД России, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, приказом руководителя (начальника) соответствующего подразделения системы МВД России.
27. Заявки на предоставление, изменение, прекращение прав доступа пользователям ПО «СООП» к Сервису обеспечения охраны общественного порядка формируются на основании списков пользователей ПО «СООП», утвержденных руководителем (начальником) соответствующего подразделения системы МВД России.
Указанные заявки направляются:
28. Пользователи ПО «СООП» в пределах имеющихся у них прав доступа в соответствии с функциональным назначением в Сервисе осуществляют свою деятельность согласно размещенному на ведомственном информационно-справочном портале Руководству оператора Сервиса обеспечения охраны общественного порядка.
29. При увольнении или переводе администратора территориального уровня администратор федерального уровня прекращает его доступ к Сервису в течение 5 суток с момента получения информации о принятии руководителем соответствующего подразделения системы МВД России решения об увольнении или переводе.
30. Администратор ПО «СООП» в случае увольнения или перевода на другое место службы или работы пользователя ПО «СООП», прекращает его доступ к информационным ресурсам Сервиса в течение 5 суток с момента получения официального уведомления о принятом решении об увольнении или переводе.
31. При возникновении нештатных ситуаций и сбоев в функционировании Сервиса администраторы ПО «СООП» и пользователи «ПО «СООП» должны незамедлительно информировать об этом ФКУ НПО «СТиС» МВД России по телефонам 8 (800) 200-04-62, 8 (495) 667-67-17 или электронной почте «helpdesk@mvd.ru».
V. Обеспечение информационной безопасности при эксплуатации ПО «СООП»
Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 «Об утверждении Требований к защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах (зарегистрирован в Минюсте России 31 мая 2013 года, регистрационный N 28608; Российская газета, 2013, N 136).
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6257).
33. Информационная безопасность при эксплуатации ПО «СООП» обеспечивается за счет следующих организационных мер:
33.1. Ограничения доступа посторонних лиц в помещения, где размещены технические средства, осуществляющие обработку персональных данных, а также хранятся носители информации.
33.2. Разграничения прав доступа посредством системы идентификации и аутентификации пользователей ПО «СООП».
33.3. Использования защищенных каналов связи.
33.4. Применения сертифицированных программных и программно-аппаратных средств защиты информации.
34. Пользователи ПО «СООП», которым предоставлен доступ к Сервису, несут персональную ответственность за:
34.1. Передачу другим лицам своих идентификационных данных, позволяющих осуществлять доступ к ПО «СООП».
34.2. Использование информации, содержащейся в Сервисе, в целях, не связанных с исполнением служебных обязанностей.
35. Идентификация и аутентификация пользователей ПО «СООП» осуществляются с использованием программных интерфейсов, функций авторизации по логину (имени пользователя) и паролю (длиной не менее восьми буквенно-цифровых символов), а также с использованием строгой двухфакторной аутентификации при помощи квалифицированной электронной подписи посредством информационного взаимодействия с Сервисом управления доступом к информационным системам и ресурсам.
До момента получения усиленной квалифицированной электронной подписи доступ к ПО «СООП» осуществляется с использованием сведений учетной записи (логина и пароля).
36. Обязанности лиц, ответственных за поддержание работоспособности ПО «СООП», по соблюдению требований информационной безопасности ПО «СООП» должны быть закреплены в их должностных регламентах (должностных инструкциях).
к Инструкции по эксплуатации программного обеспечения
для реализации Сервиса обеспечения
охраны общественного порядка
ЗАЯВКА
на предоставление, изменение, прекращение доступа к Сервису обеспечения охраны общественного порядка
Сервис сооп предназначен для чего
А я и не говорил, что ты, я про Звезду сказал, она же пишет раз в неделю рассматривают дела в день нн более 10 протоколов.
Кайф, у нас это количество в месяц. А бьют всего 3 человека. И у них больше 75 в день не получается.
У вас сколько инспекторов в групе ИАЗ?
Кайф, у нас это количество в месяц. А бьют всего 3 человека. И у них больше 75 в день не получается.
Мля, я смотрю вы вообще на расслабоне.
Мля. я лох.
Крик души.
и ксати бью и регистрирую и принимаю, проверяю записываю я сама. вольняков нет.. 2 аттес единицы.. одна сидит большую часть работы по бухгалтерии делает..
panvit, добрый день! В настоящее время можно выбрать признак «Копия отправлена по почте» и дата вступления в силу постановления будет необязательной для заполнения. Раньше как раз она всегда была обязательна для заполнения.
Я являюсь ответственным за разработку модернизированного СООП со стороны исполнителя (компания AT Consulting, те самые «кто вообще понятие не имеет что такое адм.практика»). Готов ответить на ваши вопросы, учесть комментарии при разработке модуля АП.
Ваши предложения по доработкам? Можно также добавить признак «Факт вручения копии не установлен» или что-то такое, но смысл останется тем же. Так как если Вы не указываете дату вступления в силу, то очевидно и статистика будет в дальнейшем некорректная (вне зависимости от того оставим мы текущий признак про отправление по почте или нет, или добавим новый). Также для отслеживания соответствующих постановлений предлагаю добавить необходимые атрибуты в аналитическую выгрузку (можно предлагать какие лучше).
Никто не ошибался, в СООП сейчас не ведется производственный календарь. В ближайшее время будет сделана соответствующая доработка и сервис будет учитывать выходные и праздничные дни.
Должно быть исправлено
ddd70, данная задача уже включена в список доработок, думаю, что будет сделано в октябре, постараюсь поднять приоритет (приоритет доработок определяет ГУОООП).
Система для полицейских: что представляет собой ИСОД МВД России
CNews: Какие задачи ставил перед вами заказчик на проекте по созданию системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России?
Алексей Думнов: Начнем с того, что до внедрения ИСОД в 2014 году в МВД не существовало системы, которая бы обеспечивала единую информационную среду для всех территориальных подразделений. Документы или запросы между подразделениями МВД в соседних субъектах РФ пересылались телеграммами или факсами. И это происходило в то время, когда в стране уже с 2011 года был реализован электронный и юридически значимый межведомственный информационный обмен. А здесь внутри одного ведомства не было даже общей электронной почты, не говоря уже о единой системе электронного документооборота или системе оперативной передачи информации между дежурными частями терподразделений. При этом в каждом субъекте функционировали десятки различных программ, никак не интегрированных между собой, и только в отдельных случаях делались попытки обобщения информации на федеральном уровне.
В этой связи существовали очевидные трудности в виде несовместимости форматов данных, проблем внутриведомственного информационного обмена, сложности с защитой информации. Кроме того, автоматизация оперативно-служебной деятельности сотрудников по единым регламентам требовала унифицированного подхода к созданию информационных систем. Ключевым был и вопрос стоимости доработок и эксплуатации, где преимущество единого решения также очевидно. Таким образом, руководство министерства приняло решение о создании единой комплексной системы для повышения эффективности работы всего МВД.
В ходе проекта мы объединили целый ряд сервисов, которые были разработаны в интересах МВД, провели их взаимную интеграцию на базе единой облачной среды ЦОДов. Одновременно решались вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты информации. Десятки информационных сервисов были внедрены в территориальных подразделениях МВД России, а пользователей обучили работе с новыми технологиями. Поэтому создание единой системы ИСОД в 2014 году стало колоссальным шагом вперед для ведомства во внедрении информационных технологий в повседневную работу полиции.
CNews: Каковы технологические особенности системы? Что можно сказать о ее защищенности (мы несколько раз были свидетелями ситуаций, когда структуры МВД поражались ransomware и другими зловредами)?
Алексей Думнов: Информационная безопасность и независимость от проприетарных западных разработок – два приоритетных направления, на которые ориентировалось руководство министерства.
На вопросах информационной безопасности я не буду останавливаться детально – в нашей стране хорошо проработаны как нормативная база, так и применяемые подходы. Отмечу лишь, что нашумевшая «эпидемия» вируса WannaCry не нарушила функционирование ни единого сервиса ИСОД МВД России, и ни одна запись в базе данных или хранимый в ЦОДах документ не были повреждены. Как только производители антивирусного ПО обновили сигнатуры, то небольшое количество машин, которые были заражены у конечных пользователей, «вылечились». Вирус затронул менее 1% от общего числа компьютеров МВД.
Положительным примером успехов ведомства в области информационной безопасности может быть и тот момент, что после того как в 2016 году все территориальные подразделения ГИБДД были переведены на единое федеральное решение, на компьютерных рынках уже не найти «свежие базы данных ГИБДД».
С технологической независимостью от западных решений дела обстоят сложнее. Здесь против нас играет как определенное технологическое отставание, так и де-факто стандарты на западное оборудование и ПО, которые сложились за последние десятки лет. Любой инженер серьезно задумается, когда одновременно с «независимостью» надо решать и основные задачи функционального плана.
Поэтому уход от иностранных технологий поэтапный, но системный. Приятно осознавать, что во многих случаях отечественное ПО даже превосходит по своим характеристикам иностранные аналоги. Видеоконференцсвязь на рабочих местах пользователей, антивирусная защита, электронная почта – это далеко не все сервисы ИСОД, где мы использовали лицензионное российское ПО.
Отдельное направление − переход на технологии с открытым исходным кодом. Система виртуализации и управления облачной инфраструктурой ЦОДов, сервисы управления дежурными частями и основная часть прочих сервисов никак не зависят от проприетарного ПО западных вендоров. А по тем сервисам, где исторически сложилась привязка к западному программному обеспечению, МВД ставит задачу «поэтапного замещения» на отечественное ПО или технологии с открытым исходным кодом.
Особого внимания заслуживает переход на отечественное оборудование. МВД успешно реализовало проект по оснащению системой электронной очереди сотен подразделений по всей стране – полностью на базе российского оборудования с процессором «Байкал-Т1». Вряд ли это заметно посетителям подразделений, но вот с точки зрения технологической независимости и практических шагов по поддержке российского производителя это важная веха. Аналогичным образом дела обстоят с серверным оборудованием на российских процессорах «Эльбрус».
Тут нужно отметить позицию руководства ведомства, его последовательность. Ведь ожидать технологического рывка от наших ученых и инженеров в сфере микроэлектроники можно только в том случае, когда у продукции есть заказчик, который не просто начинает «формально» применять какие-то отдельные элементы в своих задачах, а стремится находить у себя новые ниши для практического применения российской продукции. Так у нас будут появляться новые более мощные процессоры, начнут загружаться наши, российские заводы. Безусловно, только лишь за счет МВД это не осилить. Хорошо, что и другие заказчики, не только государственные, но и частные, стали понимать необходимость развития российских технологий и начали не словами, а реальными заказами поддерживать отечественную науку и производство.
Ну и, конечно, там, где установка российского оборудования пока еще невозможна, максимально применены аппаратные решения на базе открытой архитектуры. Подобные решения получают все большее распространение в крупнейших западных компаниях, начали использоваться и в российской ИТ-индустрии, например, в «Яндексе». Их смысл заключается в использовании стандартных спецификаций x86-оборудования, которые могут производить множество предприятий на базе открытой конструкторской документации. Это означает совместимость компонентов от различных производителей, что дает выигрыш как с точки зрения стоимости закупки и техподдержки решений, так и с точки зрения максимальной независимости от санкционных ограничений каких-либо стран в отношении Российской Федерации.
CNews: Сколько подрядчиков работало над ИСОД МВД России? Какова была роль AT Consulting?
Алексей Думнов: Свою работу с МВД России AT Consulting начал, выиграв в 2013 году ряд открытых конкурсов в качестве разработчика отдельных ведомственных сервисов, а в 2014 году НИИАА им. Семенихина, являясь головным исполнителем соответствующей работы, включил нас в кооперацию по созданию единой системы. Наша компания на тот момент уже имела за плечами успешный опыт реализации проектов в масштабах всей страны, людей в региональных филиалах, а главное – знания, каким образом решаются задачи внедрения масштабных информационных систем в кратчайшие сроки.
Примером флагманского проекта, выполненного AT Consulting, являлся на тот момент проект по созданию и внедрению типовых решений электронного правительства на федеральном уровне и в субъектах РФ, результаты которого были оценены в т. ч. экспертами ООН, а Россия поднялась в рейтинге E-Government survey на 32 пункта, догнав развитые страны. Таким образом, наша компания была выбрана НИИАА в качестве интегратора. В нашу задачу входило в том числе внедрение в территориальных подразделениях МВД сервисов в составе ИСОД. Всего же в этой масштабной работе участвовало более десятка различных компаний.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о вашей проектной команде. Каково было взаимодействие с заказчиком и другими подрядчиками?
Алексей Думнов: На мой взгляд, этот проект можно с уверенностью назвать беспрецедентным. В пиковые моменты проекта команда насчитывала более 1500 человек – это примерно половина всех сотрудников компании. К счастью, опыт эффективного управления большими распределенными командами у нас был.
В нашей компании есть специалисты, которые не раз доказывали, что могут решать подобные масштабные задачи. Безусловно, лидирующая роль принадлежит Сергею Шилову, основателю AT Consulting. Вклад Сергея сложно переоценить как с точки зрения отраслевой экспертизы, так и с точки зрения мотивации сотрудников, которые реализовали поставленную задачу, работая практически в круглосуточном режиме.
Но в проектной команде подрядчики – это не главное. Без грамотного управления и поддержки со стороны руководства министерства, активного и вовлеченного участия сотен сотрудников полиции – внедрять новые технологии в повседневную работу ведомства и осуществить выполнение столь масштабного государственного проекта было бы невозможно в принципе. Руководители министерства лично начали использовать результаты автоматизации, подав тем самым пример своим подчиненным и задав импульс для начала массового применения сервисов во всех подразделениях.
Постоянное взаимодействие как с ответственными сотрудниками центрального аппарата и территориальных органов, так и с непосредственными пользователями сервисов позволяло не только эффективно достигать результатов, но и оперативно получать обратную связь по мере начала использования сервисов и корректировать ход реализации проекта.
CNews: Как вы можете прокомментировать информацию в СМИ, что система была сдана в эксплуатацию не полностью готовой?
Алексей Думнов: Мне это сложно прокомментировать, никогда не говорил ничего подобного. Могу лишь отметить, что все, без единого исключения, информационные системы и сервисы, которые в рамках наших контрактных обязательств должны были быть включены в состав ИСОД МВД России, функционировали. И тому есть письменные подтверждения сотен сотрудников заказчика из всех территориальных подразделений МВД России.
Работы по созданию ИСОД МВД России были полностью приняты заказчиком, и за прошедшие четыре года к нам ни разу не предъявили никаких претензий по их качеству или объему. Более того, наша компания получала десятки благодарственных писем, подписанных руководителями территориальных подразделений полиции, в которых была отмечена наша работа применительно к достигнутым в МВД России результатам. И это отражает мнение сотрудников полиции относительно выполненного проекта, их оценку сделанных работ, которая для меня гораздо важнее, чем просто подписанные акты приемки.
CNews: Какой результат был получен в результате внедрения ИСОД? Как система влияет на работу МВД России и граждан?
Алексей Думнов: Система существенно помогает работе сотрудников полиции. Автоматизирован внутренний документооборот, кадровая деятельность, средства коммуникации, управление дежурными частями, функции охраны общественного правопорядка. Сервисы внедрены во всех территориальных подразделениях МВД России. На сегодняшний день в системе электронного документооборота ведомства еженедельно регистрируются миллионы документов по всей стране. А служба «02» только в Москве каждый день регистрирует в электронном виде тысячи обращений о происшествиях и реагирует на них.
Эффект от внедрения ИСОД почувствовали не только сотрудники полиции, но и рядовые граждане. Так, одним из результатов работы стало создание системы электронных очередей и сервиса мониторинга качества оказания госуслуг. Жители нашей страны могут записаться на прием практически в любое подразделение МВД России через портал госуслуг, а руководство министерства – отследить показатели по уровню оказания услуг гражданам.
CNews: Есть ли в России и за рубежом аналогичные разработки? Какова роль системы в общей структуре электронного правительства? В чем особенность этой системы по сравнению с АСУ других госструктур?
Алексей Думнов: Если анализировать опыт проектов в западных странах, то в открытых источниках непросто найти информацию об успешных внедрениях подобных по масштабу систем в странах, сопоставимых с Россией по численности населения и размеру территории. Но зато можно прочитать про приостановленный проект в Соединенных Штатах Америки. Там рассматривалась возможность создания единой информационной системы, которая должна была объединить порядка 130 подсистем. Работы по этой системе приостановили из-за технических сложностей (различие платформ существующего ПО мешает интеграции разрозненных систем в единое целое) и высокой стоимости (по предварительным оценкам работы по созданию такой системы должны были составить порядка 10 млрд долларов). А вот в России, получается, аналогичная задача по объединению нескольких десятков разноплановых систем на различных платформах в единое решение успешно решается в рамках ИСОД МВД, причем за несопоставимо меньший объем финансирования.
В качестве сравнимого по охвату проекта в нашей стране можно назвать создание инфраструктуры электронного правительства. Помимо министерства связи в нем были задействованы и все остальные федеральные и региональные органы власти Российской Федерации, которые осуществляли подключение своих информационных систем к инфраструктуре электронного правительства с целью обеспечения оказания госуслуг и межведомственного взаимодействия в электронном виде на всей территории РФ. В том числе и отдельные сервисы ИСОД МВД России подключены к единой системе электронного правительства.
Если сравнивать ИСОД с информационными системами иных ведомств или крупных организаций, то ключевой особенностью является масштаб. Эта высоконагруженная ведомственная информационная система, которая используется ежедневно сотнями тысяч сотрудников по всей территории нашей страны, включая самые отдаленные населенные пункты.
CNews: Будет ли система развиваться, и есть ли перспективы участия AT Consulting в этом?
Алексей Думнов: Я не вправе определять вектор дальнейшего развития системы и тем более оценивать перспективы нашего участия – это однозначно относится к решениям заказчика, а также регулируется нормами федерального закона о контрактной системе закупок. Однако наш опыт дает возможность выразить частное мнение: у системы фантастические перспективы развития.
Информационные технологии уже сейчас делают нашей повседневной реальностью то, что когда-то мы видели только в фантастических фильмах. Например, используя технологии нейронных сетей при анализе массива данных, которые обрабатывает система, можно разрабатывать принципы прогнозирования. Это не только повысит раскрываемость преступлений, но и поможет их предотвращать.
Убежден, что технологии в основе ИСОД будут и дальше повышать уровень информатизации МВД России и помогать ведомству обеспечивать безопасность граждан на высоком уровне.
- Сайдинг j профиль для чего
- Тушение воспламеняющегося изделия