Сенсорика это в доу что такое
Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать?
Татьяна Поникарова
Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать?
Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ «Детский сад №183» г. Ярославль 2016
Сенсорное развитие – это развитиевосприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсомоторная координация – это согласование действий рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как-бы «обучает руку», а с помощью движения рук, участвующих в манипуляции с предметами, открывается больше новой информации. Зрение и движение рук становятся источником познания ребенком окружающей действительности.
Сенсорное развитие, направленное на форматирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. То есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры являются эффективным средством для развития сенсорного восприятия ребенка. С одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, способствуют самовыражению.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок. Это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Чуть позже его восприятие «дорастет» до возможности видеть и понимать произведения искусства – картины, скульптуры, слушать музыкальные произведения. Но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без разумного руководства взрослых – оно зачастую оказывается поверхностным. Поэтому так важно последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества, с учетом возрастных особенностей и степени развития сенсорного аппарата детей.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве формируются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми цветами спектра, разновидностями способов и приемов обследования (зрительного, осязательного и двигательного; сравнения) геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, геометрических тел (шар, куб, призма и пирамида (треугольные и четырехугольные, цилиндр, конус); понимать и использовать в речи слова –названия величин (большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий, форм, цвета.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете (основные цвета спектра и их оттенки, форме, положении предмета в пространстве, отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем возрасте, при усвоении грамматического строя речи, большую роль играет фонематический слух, то есть – различение речевых звуков, восприятие начертания букв.
Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения в школе.
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда.
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: Речевое развитие:Развивать связную речь,память,интонационную выразительность речи. Учить детей употреблять в речи сложноподчинненые.
Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:»Что такое хорошо,что такое плохо» Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности «Что такое светофор?» Конспект интегрированного занятия ребенок и окружающий мир с изо деятельностью. Тема: «Что такое светофор?» Возраст: Средняя группа. Цель:.
Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.
Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое хорошо, что такое плохо?» МБДОУ «Детский сад №65 «Рябинушка комбинированного вида» Цель занятия. Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой.
Родительское собрание в детском саду «Почему родители игнорируют такое важное событие?» Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства.
Доклад «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»
Екатерина Чапурина
Доклад «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Уровень чувствительности к сенсорнымраздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
Первый фактор —это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.
Второй фактор —состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны
Что такое сенсорные эталоны?
Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
— Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
— Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
— Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
— Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Перед сенсорнымвоспитанием стоят разные задачи:
В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).
В среднем дошкольном возрасте:
— формирование сенсорных эталонов;
— обучение детей способам обследование предметов;
— обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;
В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).
Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
Как знакомить ребенка с признаками предметов?
Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):
1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).
2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).
3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).
Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме.
Почему еще важно сенсорное развитие?
Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.
Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.
Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.
Консультация «Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать» Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.
Памятка для родителей «Что такое сенсорика и почему её надо развивать?» Памятка для родителей Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать? Главной составляющей полноценного развития детей в раннем.
Консультация «Что такое сенсорика, и почему её необходимо развивать» Сенсорное развитие – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно.
Консультация для родителей «Что такое сенсорика?» «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать» ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости.
Консультация «Так что же такое лэпбук?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Описание Так что.
Почему важно развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте? Почему важно развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте? Очень часто родители задаются вопросом, почему воспитатели уделяют такое.
Консультация «Так что же, всё-таки такое, «Эскизы в танце?!» Видео АВТОРСКАЯ РАБОТА В СОЗДАНИИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭСКИЗОВ. «В глазах педагога должен гореть огонек, который поможет разжечь костер в душе ребенка!».
Сенсорное воспитание детей в детском саду
Светлана Иванова
Сенсорное воспитание детей в детском саду
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов. И. М. Сеченов утверждал, что «сущность психического развития состоит в способности органов чувств воспринимать внешние влияния в форме ощущений, анализировать последние во времени и пространстве». Значит, от правильного и своевременного воспитания воспринимающих органов во многом зависит психическая жизнь человека.
Идея И. М. Сеченова раскрытие в трудах К. Д. Ушинского. В сочинении «Человек как предмет воспитания» подчёркивается особое значение раннего сенсорного развития.
Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики психологии (Е. Тихеева, Л. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Позднее может быть введена трапеция. Во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую фигуру, называть её и действовать с нею.
В настоящее время вопросами сенсорного воспитания занимаются Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. А. Михайленко и др. JI.А. Венгер в книге «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» предлагает последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорными эталонами. В этом пособии идёт речь о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета. Но и не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства пространственных отношений.
Позднее я изучила авторскую программу «Развитие», раздел «сенсорное воспитание», который опубликован в журнале «Дошкольное воспитание» за 1994 год №2. Авторы утверждают, что сенсорное развитие должно занимать одно центральных мест в работе с детьми. Кроме этого я познакомилась с работой воспитателей детского сада №66 г. Москвы А. В. Колядиной и Г. Н Нечаевой, которые использовали в своей работе специально разработанный цикл занятий для младших дошкольников.
Я полностью согласна с авторами программы «Развитие» и поддерживаю мнение педагогов и психологов о сенсорном воспитании детей, что ознакомление с сенсорными эталонами должно быть последовательным и оно должно занимать одно из ведущих мест в работе с детьми.
2. «Подбери по цвету».
3. «Угадай про кого это?» (Я описывала одежду одного из ребёнка, а дети должны были отгадать, про кого я говорю.)
(т. е. называл его дощечкой). Значит, у ребёнка было какое-то понятие. На этих же занятиях учила детей сравнивать предметы по величине разными приёмами (приложением, наложением). Формировала представление детей о длине, ширине, высоте. Особое внимание уделяла развитию глазомера.
Знакомя детей с сенсорными эталонами нельзя забывать о формировании речевых навыков. Когда в начале работы я обследовала каждого ребёнка, то столкнулась с тем, что на глаз ребёнок знает этот цвет или форму, а назвать не может. Например, когда я просила Диму К. показать красный цвет, он показывал. Но когда я меняла форму задания, просила назвать какой это цвет, он молчал. Поэтому большое внимание я уделяла формированию речевых навыков.
На первых занятиях я подробно обговаривала все свои действия, комментировала действия детей, оценивала результаты работы, вопросами вовлекала в описание предметов и действий, производимых с ними. Постепенно у детей формировалась потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось. С этой же целью я ввела новое правило к дидактическим играм. Каждое действие своё ребёнок должен был обговаривать.Например: игра «Геометрическое домино». Когда ребёнок ставил домино, он должен был сказать, почему ставит ее сюда и назвать цвет и форму фигуры. Наши дети очень полюбили занятия по сенсорному развитию и даже в свободное время занимались с разными дидактическими играми. Весь материал, который используется на занятиях, хранится в специально отведённом месте и доступен в любое время. Я считаю, что дидактические игры и упражнения наряду с занятиями являются основным средством сенсорного воспитания. На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить все задачи сенсорного воспитания. Дидактические игры широко использовались мною в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. Вначале я предлагала детям игры, воздействующие на развитие одного сенсорного эталона.Например: «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Спрячь мышку». Затем предлагала игры, воздействующие на несколько сенсорных эталонов.Например: «Геометрическое домино» (цвет и форма, «Радуга» (цвет, длина, ширина, игры на фланелеграфе. С помощью родителей изготовили фланелеграф и разнообразные геометрические фигуры (отличающиеся по цвету, форме, величине). Вместе с детьми придумали серию игр на фланелеграфе.Это: «Выложи узор», «Собери картинку», «Круги и углы», и еще много других игр.
Освоив сенсорные эталоны, дети стали лучше заниматься по всем другим занятиям. Особенно это было заметно на занятиях по изодеятельности и конструированию. В рисунках, лепке, аппликации дети стали лучше передавать такие характерные внешние признаки, предметов, как форма, величина, строение, цвет. Рисунки стали ярче, дети научились создавать изображения, в которых облик предмета стал узнаваемым детьми и взрослыми.
Дети перестали говорить «Я не могу», «У меня не получается». Исчезли страх и скованность на занятиях.
На занятиях по ознакомлению с окружающим и природой дети стали с интересом рассматривать картины, описывать их. Расширился и обогатился словарный запас детей. Знание цвета помогло детям усвоить правила дорожного движения, работу светофора, различные дорожные знаки.
У детей улучшилось эстетическое восприятие. Дети стали видеть красоту своей одежды, появился интерес к яркой одежде, к украшению столов цветами. Мир простых вещей стал восприниматься как чудесный и прекрасный.
В средней группе я продолжила работу по сенсорному развитию. В этой группе уже не было отдельных занятий по сенсорному развитию. Эта работа проводилась как часть занятий по изодеятельности и математике, а также в форме дидактических игр и упражнений в свободное время.
У детей закрепляются знания о цветах спектра, дети знакомятся с их оттенками, расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают и возможности получения некоторых цветов путем смешивания, выделяют голубой цвет.
Здесь нам помогали такие игры и упражнения, как «Окраска воды», «Развиваем наблюдательность».
Так как в средней группе осваивают работу с ножницами, то почти на каждом занятии по математике или изодеятельности включалась работа с ножницами.
Работа с ножницами продолжалась и в свободное время (разрезание салфеток на 4 части). Продолжила работу по ознакомлению детей с объемными телами. Кроме шара и кубы дети узнали цилиндр и конус. Особое внимание уделяла дидактическим играм и упражнениям. Например, игра «сложи квадрат», «геометрическое домино»,упражнения: «прямоугольники», и упражнения на развитие восприятия треугольников. Для развития восприятиягеометрических фигур можно использовать следующие игры: сложи фигуру из палочек. Очень нравится детям игра «рамки и вкладыши». Эта игра развивает детейв нескольких направлениях:
1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
2) готовит детей по владению письмом и рисованием;
В эту игру можно играть с раннего возраста и продолжать играть во всех других группах, постепенно усложняя ее.
В средней группе я также предлагала детям игру «Вырез».Цель игры: научить детей узнавать, какая фигура получится в результате среза, сделанного в квадрате, сложенном вчетверо. Необходимо по предложенной четверти квадрата с вырезом догадаться, каким будет квадрат, то есть мысленно «развернуть» квадрат. Эту игру я нашла в журнале «Дошкольное воспитание» 1994 год, №11, где она предлагалась проводиться как занятие.
Постепенно к концу года мы с детьми перешли к играм творческим, требующим смекалки, сообразительности, обучающим моделированию.
К концу средней группы 90% детей усвоили все предлагаемые геометрические фигуры, основные цвета и их оттенки и признаки величины. В старшей группе возможности сенсорного воспитания значительно возрастают. На занятиях продолжала решать программные задачи. В этой группе использовала разные типы дидактических игр и упражнений. На первое место выдвинулись игры с правилами. У детей повысился интерес к настольно-печатным играм «Времена года» и др.
Большое значение приобрели словесные игры: «Отгадай, о каком предмете так можно сказать», «Скажи наоборот»; словесно-подвижные игры, а также игры и упражнения на развитие глазомера и координации движений; игры-головоломки, различные ребусы, которые мы брали из детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки».
Усложнение игр идёт как по линии сенсорных задач, так и овладения детьми более сложными игровыми действиями. В играх дети закрепляют свои представления многообразии свойств предметов и явлений окружающей действительности, применяют сенсорные эталоны в качестве меры конкретных свойств предметов явлений.
Большое внимание уделяла играм, подготавливающих ребят к школе, обучающих моделировать, игры на развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, развивающих фантазию и воображение.
Мною использовались игры-соревнования «Кто больше знает и умеет», игра «Школа». Большое внимание уделяла играм на составление плана. Игра так и называлась «Составь план». А также проводила занятия «Выставка игрушек», «Показ мод» и занятия по методу «Триз». Так на одном занятии мы вместе с детьми по методу фокальных объектов (МФО) придумали новое солнышко (железное, квадратное, серебристо-чёрное). Также использовала игры «Наоборот», «Хорошо-плохо».
Знание сенсорных эталонов поможет детям в усвоении многих предметов в школе. Из 24 постоянно посещающих детский сад прошли в класс шестилеток 10 детей. Ещё 7 могли бы тоже пройти, но отказались по разным соображениям родителей или по состоянию здоровья. Остальные дети также обладают хорошими познаниями в сенсорике. Они не пошли в школу лишь потому, что не подходят по возрасту или не обладают усидчивостью. Согласитесь, что результат не плохой. В дальнейшем я бы хотела начать работу по сенсорному воспитанию с другой группой именно в раннем возрасте (с 1,5 лет).
1. журналы «Дошкольное воспитание» за 1994 год, JN^2,4,5, 11.
2. Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей».
3. Никитина «Развивающие игры».
4. Н. Н. Подьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду».
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка».
Сенсорное воспитание в детском саду Я-Сибгатуллина Анися Рустамовна. Работаю в детском саду 29 лет. Последние годы, особенно большое внимание уделяю на сенсорное воспитание.
Экспериментирование в детском саду. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Актуальность темы: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, формирование осознанно – правильного отношения к природным.
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду Нравственно – патриотическое воспитание детей в детском саду. Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №2 с. Тепловка Новобурасского района.
Нравственное и эстетическое воспитание детей в детском саду и дома Большую роль в жизни ребенка имеет нравственное воспитание в саду и дома. Педагоги и родители одновременно учат детей порядочности, уважению,.
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей в детском саду» Цель Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду. Задачи: Овладеть методами экологического воспитания, совершенствование.
План по самообразованию на тему «Экологическое воспитание детей в детском саду» Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании.
Консультация для родителей «Воспитание детей в детском саду» Воспитание детей в детском саду. Родителям на заметку Программа воспитания в детском саду включает обучение основным существующим законам.
Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» Конспект родительского собрания в старшей группе «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» Форма проведения: круглый стол,.
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования.
Экологическое воспитание детей в детском саду Мир природы! Это и чарующий взор краски, это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий в нас новые силы. Это и несметные богатства, которые.