Семейство врозь расшиблось что означают эти слова тихона

Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

В основе пьесы А.Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства».

Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» отно­сится к «темному царству»?

Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, кото­рые и принадлежат «темному царству».

Что позволяет Тихону сказать, что их «семейство врозь рас­шиблось»?

В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?

Речь Кабанихи показывает натуру властную, что выражается в повелительном тоне: «Ну, разговаривай еще!», «В ноги, в ноги!» Говорит всегда назидательно. Она часто употребляет пословицы и поговорки, народные выражения и интонации.

В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?

Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не прием­лет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего обще­ства и научилась скрывать истинные чувства, лгать, изворачи­ваться.

С какой целью в пьесу А.Н. Островского «Гроза» введены песни Кудряша?

Песни Кудряша придают пьесе А.Н. Островского «Гроза» на­циональный колорит, а их содержание повторяет мотив запрет­ной любви замужней женщины к другому.

Какова функция образа Волги в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга кон­трастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.

В чем заключается смысл названия драмы А.Н. Островско­го «Гроза»?

Мотив грозы проходит через всю пьесу. Это и непознанное, а потому страшное явление природы. Это и гроза тирании Кабани­хи над Тихоном («Недели две никакой грозы надо мной не будет»). Что-то стихийное, грозовое в любви Катерины к Борису. Гроза — это страх возмездия за грехи. Гроза — это и символ непримирения с темным царством.

Какова функция пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он яв­ляется фоном, на котором развертывается действие, и подчер­кивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и пре­красной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.

Какова роль эпизодической фигуры барыни в пьесе А.Н. Ост­ровского «Гроза»?

Появление старой барыни с двумя лакеями совпадает с кар­тиной грозы. Зловещие речи барыни: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот, вот, в самый омут!» — проро­чат судьбу Катерины.

Опишите быт города Калинова.

Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равно­душны ко всему, что выходит за рамки домашних забот. В их сон­ный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно неле­пые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В горо­де царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.

Источник

Краткое содержание Гроза Островского

А.Н. Островский. «Гроза». Краткое содержание

Драма в пяти действиях (1859)

Борис Григорьевич, молодой человек, порядочно образованный, приехал из Москвы в город Калинов к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому в надежде получить наследство. По завещанию бабушки, Борис должен быть «почтителен» к дяде — только при выполнении этого условия он получит долю наследства — свою и своей сестры. Однако мало того, что племянник выполняет работы по хозяйству и ничего не получает, дядя его постоянно ругает и обзывает «дармоедом». Обо всем этом Борис рассказывает мещанам Кулигину и Шапкину, оказавшимся нечаянными свидетелями очередного скандала, который устроил Дикой. Кулигин, «мещанин, часовщик-самоучка», подтверждает,

что Савел Прокофьич всем в городе известен крутым нравом и жадностью, «у него никто и пикнуть не смей о жалованье». Вообще в городе Калинове «жестокие нравы» И «ничего, кроме грубости да бедности нагольной» здесь не найти. Сам же Кулигин мечтает изобрести вечный двигатель, или как он говорит, «перепету-мобиль», получить за него «у англичан» премию в миллион, и потратить его «для общества».

Оставшись один, Борис сокрушается о своей тяжелой жизни. Вдобавок ко всем своим несчастьям он влюбился в Калинове в замужнюю женщину — Катерину Кабанову.

Купеческая дочь Катерина, вышла замуж и живет в доме мужа Тихона Кабанова и его матери Марфы Игнатьевны, которую за глаза все называют Кабанихой. Дом Кабанихи, огорожен высоким забором, здесь царят невежество и «жестокие нравы», сохраняются

правила «Домостроя»: беспрекословное повиновение старшим, строгость по отношению к младшим, которые не должны «своей волей жить». Но главное — убеждение, что семью надо «в грозе держать», т.е. под угрозой наказания, хозяина или хозяйку дома все должны бояться. Кабаниха постоянно упрекает своего сына Тихона в том, что жена его не боится.

Катерине Кабановой не нравится жизнь в этой семье. Здесь ее понимает и «жалеет» только Варвара, сестра Тихона. В разговоре с Варварой, Катерина вспоминает, как

хорошо она жила «в девушках» в родительском доме, где распорядок был тот же, что и у Кабановых, но все делалось с душой. Катерина любила молиться в церкви, вышивать по бархату, слушать рассказы странниц. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем», — говорит Катерина. И признается, что «грех на уме» у нее. Она влюбилась: «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» — спрашивает Катерина.

Во время этого разговора в саду появляется «барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая», Увидев молодых женщин, она стучит палкой и «пророчит», что красота их погубит, введет во грех, за что они будут «в огне гореть неугасимом!» Варвара

только смеется над сумасшедшей старухой, а Катерина пугается, она боится наказания за свои грехи, «за помыслы лукавые». Даже грозовые облака на небе ее пугают как предвестие наказания, адского огня.

В доме Кабановых, где соблюдаются старинные ритуалы и обряды, традиционно принимают странников. Пока мужа Катерины Тихона собирают в дорогу, странница Феклуша рассказывает о том, что слыхала от других: о землях, где правят «салганы:

неправедные, «где все люди с песьими головами». Катерина беседует наедине с Варварой, открывает ей, что очень страдает: она любит Бориса, но должна оставаться верной своему мужу. Любовь к постороннему мужчине — это грех. Однако чувство сильнее убеждений,

Катерина боится, что не справится с собой и решает, что если не сможет забыть Бориса, то сделает «что-нибудь над собой»: уйдет из дома или в Волгу бросится: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь.

будет «на своей воле», и поэтому невнимателен к жене. Зато Кабаниха упрекает ее за нарушение ритуала прощания, за искреннее проявление чувств.

После отъезда Тихона Варвара идет гулять и сообщает Катерине, что «маменька» (Кабаниха) позволила им ночевать в саду. И передает Катерине ключ от калитки, через которую можно выйти из сада незаметно для домашних. Оставшись одна, Катерина дол-

го сомневается, выбросить ей ключ или оставить, ведь к калитке может прийти Борис, которого предупредит Варвара. Тогда она не сможет противиться своим чувствам и согрешит. В конце концов, она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его … Будь что

будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!»

Кабаниха сидит на скамейке возле своего дома и беседует с Феклушей, рассказывающей о «суетной жизни» В Москве, о том, что там «для-ради скорости» «огненного змея стали запрягать» и что «тяжелые времена настали», теперь даже время « все короче и короче делается ». Кабаниха соглашается со странницей. К ним подходит Дикой. Он жалуется на своих работников, которые расстраивают eгo тем, что требуют денег, а ему платить не хочется, потому что «только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю разжигает». Но Кабаниха знает, что «приводя себя в сердце», т.е, начиная скандалить, Дикой просто отпугивает тех, кому должен, чтобы они к ему, «сердитому», не подходили.

Ночью возле калитки в сад Кабановых встречаются Борис и Ваня Кудряш, — молодой человек, конторщик Дикого. Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш советует ему забыть ее, чтобы не погубить, ведь в Калинове народ такой:

«Съедят, В гроб вколотят». Когда же Кудряш понял, что речь идет о Катерине, то предупреждает: « … хоть у нее муж дурак, да свекровь-то больно люта».

Из сада за калитку выходит Катерина. Борис признается ей в любви. Для Катерины это предвестие ее «погибели», но у нее нет сил оттолкнуть его любовь. Осознавая, что со-

свершает тяжкий грех измены мужу, она повторяет, что теперь ей уж не жить, что Борис ее «загубил, загубил, загубил!», Не в силах справиться со своими чувствами, Катерина признается Борису в том, что и сама полюбила его с первого взгляда, как только увидела, что готова уйти с ним « хоть на край света».

Молодые люди встречаются все десять дней, которые отсутствует в Калииове Тихон Кабанов.

Прогуливающиеся по набережной Волги горожане укрываются от начинающегося дождя в крытой галерее. Сюда же входят Дикой и Кулитин. Кулигин уговаривает купца пожертвовать на постройку громоотвода — от этого «для всех вообще обывателей польза». Дикой не считает нужным даже обсуждать это и, обращаясь к Кулигину, высказывает свою жизненную позицию: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю,). Они спорят о том, что такое гроза. Кулигин утверждает, что это электричество, удара которого можно избежать при помощи громоотвода, а Дикой считает, что гроза «нам в наказание посылается».

В эту же галерею входит Варвара. Здесь она встречает и Бориса, которому рассказывает, что вернулся Тихон. Катерина теперь «сама не своя», все «мечется» и рыдает, может «таких дел наделать … бухнет мужу в ноги, да и расскажет все». Варвара и Борис боятся скандала. Начинается гроза. В галерею входят еще несколько человек, среди них Кабановы. Катерина так боится грозы, что даже посторонние замечают. Кабаниха подозревает, что для этого есть причина — большой грех. Тихон считает, что жена «от природы боится», что свойственно жителям Калинова. Кулигин пытается рассеять страх

продолжают гадать, «кого убьет» эта гроза.

Катерина предчувствует, что убьет ее. Тут появляется полусумасшедшая барыня и повторяет свои угрозы и пророчества. Катерина прячется от старухи, она едва жива от

страха. По совету Варвары отойти в сторону помолиться, она становится на колени и вдруг замечает, что на стене галереи изображена «геенна огненная» (адский

огонь). Увидев в этом очередное предзнаменование и призыв к покаянию, Катерина обращается к мужу при всем обществе и кается перед ним и его матерью в том,

По дороге домой Тихон встречается с Кулигиным и рассказывает о том, что дома у него «все семейство врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу». Мать «поедом ест» Катерину, а ему ее жалко, он все-таки ее любит, несмотря на измену. Тихон считает, что его мать «всему причиной». Уж очень она крута и «тиранит» домашних. Даже родная дочь ее, Варвара, ушла из дома с Кудряшом. Бориса же в нака-

зание отправляют «в Тяхту, к китайцам» на три года. Появляется служанка Глаша и сообщает Тихону, что Катерина пропала, ее не могут найти. Все вместе уходят искать беглянку.

А Катерина тем временем тихо бредет по саду на берегу Волги. Она рассуждает сама с собой о том, долго ль ей мучиться, для чего ей теперь жить, что единственная ее радость, душа, жизнь — ее возлюбленный. 3атем, подойдя к берегу, громко, во весь голос зовет Бориса.

Услыхав ее голос, Борис спешит к ней навстречу. Припав к его груди, Катерина рыдает. Борис сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просит взять ее с собой,

ведь дома ей плохо, тяжело. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться придется», — отвечает Борис, прощаясь навсегда. Уходя, он со слезами говорит

про себя: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»

Оставшись одна, Катерина думает, куда ей идти. Домой — все равно, что в могилу. И жить ей не хочется. Все ей противно: и люди, и дом, и стены. «Умереть бы теперь», — думает она. Но вспоминает, что самоубийство — грех, что за самоубийц нельзя молиться. «Кто любит, тот будет молиться … », — наконец решается она, и, крикнув: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» уходит.

Через некоторое время на берегу собираются люди с фонарями, разыскивающие Катерину. Среди них Кабановы, Кулигин, работники. «Что, нашили?»-спрашивает кто-то. Кабаниха отвечает, что Катерина «точно провалилась куда». Вдруг издалека доносится голос: «Женщина в воду бросилась!» Тихон догадался: «Батюшки, она ведь это!» — и хочет бежать вместе с другими, чтобы вытащить жену из воды, но мать его не пускает: «Прокляну, если пойдешь». Кабановы остаются на месте.

Тихон бросается к Катерине. Кабанова его опять останавливает: «Об ней и плакать-то грехи. Но теперь сын ее обвиняет: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы … » Кабаниха отвечает ему обещанием «поговорить» дома и благодарит людей за помощь.

В отчаянии Тихон восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то, зачем остался жить да мучиться!» (Падает на труп жены).

Источник

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе. »

В статье «Темное царство» Н. А. Добролюбов обратил особое внимание на то, как важна для самоопределения героев Островского область материальных отношений — от нее во многом зависит их нравственная позиция, тяготеющая к крайностям: с одной стороны, самодурства, с другой — полной забитости и безгласности. В «Грозе» «отношения по имуществу» служат отправной точкой развития сюжета и конфликта: с ними связаны мотивы поведения не только «значительных лиц» в городе — Дикого и Кабановой, но и Бориса, Тихона, Феклуши и даже Кулигина.

Однако та неприкрытая правда отношений, которую выводит на свет в обобщающем монологе «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе. » Кулигин, наиболее типичными обитателями «темного царства» либо приукрашивается, либо нарочно утаивается. Свежий воздух истории, проникая в «высокие хоромы», воспринимается там как угроза, как требование нравственного оправдания повсюду царящего беззакония. И как ни бушует, ни распускается Дикой, заявляя даже городничему, не говоря уж о Кулигине, что никому отчет давать не обязан, он также чувствует, что рано или поздно отчет дать придется, что власть, основанная лишь на деньгах, висит на волоске.

В этом главная причина переходящей все границы «ругани» Дикого, которая уже не всех теперь пугает. «Он — слово, а я — десять; плюнет да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит конторщик Дикого Кудряш. Не случайно Дикой «силен» только с домашними, за «запертыми воротами» и прочными «запорами». На людях он чувствует себя совсем уже не так уверенно. Поэтому даже в кульминационной сцене разговора с Кулигиным — в наивысший момент проявления своего самодурства — Дикой вынужден искать опоры в устоях «темного царства», прибегать к объяснениям: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. » И не с одной лишь трусостью Дикого связано то, что он отступил перед ка-ким-то незнакомым гусаром на переправе. И недаром приходит он к «покоям» Кабановой, чтобы та «разговорила» его и у него «сердце прошло». Что-то неспокойно Дикому в мирке, где он царит, основывая свою власть на страхе и материальном порабощении. Он потому-то и ругается без всякой меры, что в этом состоит единственное средство самозащиты, ему известное. Он даже, как проницательно замечает Кабанова, «нарочно себя в сердце приводит», но одновременно готов прятаться в «сказочку» о том, как «в ноги кланялся» обруганному мужику, которому в пост не дал причитающихся денег.

Как видно, ни материальные блага, ни будто бы даваемое ими право властвовать в действительности не способны узаконить то, что позволяют себе одни и терпят другие. Это чувствуют и сами «самодуры», и их «жертвы», составляющие одно уродливое целое. В результате рождается страшное для жизни явление — ханжество, которое скрывается под маской добродетели, притворной набожности, мнимой заботы о людях. Откровенные безобразия Дикого делают его не столь опасным, потому что позволяют окружающим чувствовать себя нравственно выше, лучше его. Ханжеская мораль Кабановой заставляет окружающих все время чувствовать свою вину: и в том, что они не признают авторитета традиции, выработанной веками, и в том, что не способны привнести в нее живую жизнь. Им становится неловко от сознания собственной бесчувственности — там, где у Кабановой, по ее словам, «сердце болит».

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) всю моральную ответственность за происходящее в семье и за ее пределами берет на себя. Поэтому она считает долгом давать наставления детям, учить их, как жить.

Автор пьесы постоянно поддерживает впечатление неоднозначности образа Кабановой, выявляя сложную природу ханжества, которое способно обмануть и самое себя. Несмотря на безобразную сцену унижения сына и невестки, где впервые является Кабаниха, зритель и читатель могут проникнуться долей сочувствия, слушая ее сетования наедине с собой (д. II, явл. VI): «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

Невольно монолог этот воспринимается как параллель речам Русакова («Не в свои сани не садись») — героя, который, по замыслу драматурга, заслуживает только симпатии. Максим Федотыч также жалуется на нашествие новой «моды»: «. народ-то все хуже и хуже делается, и что это будет, уж и не знаю. Возьмем хоть из нашего брата: ну старики-то еще туда-сюда, а молодые-то. На что это похоже. Ни стыда, ни совести, ведь поверить ничего нельзя, а уж уважения и не спрашивай. Нет, мы, бывало, страх имели, старших уважали. »

При всем сходстве содержания этих двух монологов они, оказывается, подразумевают не одно и то же. Для Русакова «мода» на излишнюю свободу — знак моральной распущенности, бесчестности, которых «прежде не было». Новизна в представлении Кабановой — это реальное противостояние укоренившимся обману и тиранству, которые мирно уживались до сих пор со старыми порядками. Добродетели, по выражению Феклуши, «украшающие» Кабанову, не могут обмануть даже ее сына. Столь восхваляемая ею любовь родительская на деле оборачивается эгоизмом, который не позволяет Тихону кого-либо любить и уважать, помимо нее. Понятие семьи является важным для Кабановой в одном лишь случае: если она сама оказывается в семье единственным и объединяющим ее всевластным центром. Любовь Тихона к Катерине не дает ей покоя, потому что подрывает это всевластие, являет призрачность ее могущества.

Многое в мотивах поведения Кабановой проясняют ее упреки Тихону в том, что ему «жена милее матери». Соперничество свекрови и невестки — это совсем не «тайное, секретное» дело, как привыкли думать в Калинове. У Островского это момент извечного поединка тьмы и света, лжи и истины, неволи и свободы. Пьеса завершается будто бы полным самоутверждением Кабановой: как она и предрекала, невестка изменила мужу, потому что «не боялась» («Хоть любовника заводи»), опозорила и разрушила семью, самоубийством засвидетельствовала свой грех.

Но на самом деле «причина» именно в Кабановой, это из-за нее семейство «врозь расшиблось», как говорит Тихон: ушла с Кудряшом Варвара, рассталась с жизнью Катерина, он сам остался на свете «жить. да мучиться».

Ханжество Кабановой вполне устраивает только странницу Феклушу. Чем усерднее восхваляет Феклуша дом Кабановых, тем реальнее ее надежда, что щедрее «на бедность» подадут. В своем роде эта странница не меньшая ханжа, чем сама Кабанова, и потому как единственно справедливый приговор воспринимаются слова Кулигина о Кабанихе: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник

Анализ финальной сцены пьесы Гроза Островского

Пьеса А. Н. Островского» Гроза» — это изображение противостояния возвышенной, чистой, живой личности» тёмному царству». Главная героиня произведения Катерина — это воплощение доброты, душевной чистоты, стремления к искренности, свободе, развитию. Катерина — жена сына госпожи Кабановой, главной представительницы «тёмного царства». Девушку буквально поглощает и убивает это тёмное общество. Свекровь требует от невестки абсолютного подчинения её воле, старинным традициям, принципам домостроя. Героиня не привыкла так жить. В родительском доме Катерина была по-настоящему счастлива, её любили, она была свободно, часто посещала церкви. Кажется, что изменилось после переезда в дом Кабановых, ведь девушка также продолжает заниматься тем, чем ей нравится, но теперь у неё нет самого главного — свободы. Героиня не хочет подчиняться устоям «тёмного царства», поэтому смело выступает против него. Наиболее ярко протест Катерины выражается в финальной сцене пьесы.

В пятом действии читатель видит диалог Тихона Кабанова и Кулигина. Сначала Тихон обвиняет свою жену в измене, но в то же время говорит о жалости и состраданию к ней. Он понимает, что жене сложно живётся в доме его матери, да и сам Тихон говорит о сложном характере Кабанихи. Герой вроде бы хочет пойти против матери, но не может, так как у него недостаточно сил, ведь он живёт в полной власти госпожи Кабановой.

Многие герои в этом эпизоде испытывают дурное предчувствие, приближение чего-то страшного.

Большое внимание уделяется душевному состоянию Катерины. Катерина уже не находится в реальном мире, она словно выпала из жизни. Девушка находится в постоянных размышлениях. С одной стороны, она обвиняет себя в измене мужу, а с другой стороны — мечтает о встрече с Борисом. Героиня сбегает из заточения и приходит на берег Волги. Здесь она встречается с Борисом, но даже он не может ей ничем помочь. Она остаётся наедине с собой на высоком берегу с мыслью о том, что больше жить она не может. Девушка бросается в воду.

В это время все остальные герои ищут Катерину. Кабаниха же считает, что Тихон не должен так волноваться за жену, ведь считает, что уход — это лишь проявление характера Катерины. Когда Кулигин достаёт из воды тело Катерины, Тихон перестаёт себя сдерживать и все высказывает матери. Кабанов обвиняет её в смерти своей жены. Сама же Кабаниха в этот момент не испытывает ни капли жалости к невестке, она лишь озабочен тем, что о ней подумают люди.

Таким образом, Финальная сцена демонстрирует бунт «тёмному царству» и домостроевским устоям. Катерина — первый человек, который не побоялся выступить против Кабанихи и её правил.

2 вариант

В драме «Гроза» А.Н. Островский изображает трагическое противостояние живой, жаждущей любви натуры женщины и устаревших, отживших свой век семейных устоев. Катерина, главная героиня произведения, воплощает одновременно чистоту души, стремление к свободе, правде, искренности человеческих отношений и в то же время глубокое религиозное чувство, побуждающее ее жить по божеским законам и в согласии со своей совестью. Молодая женщина задыхается в гнетущей атмосфере дома Кабановых. Свекровь Марфа Игнатьевна требует от домашних беспрекословного подчинения традициям домостроя, показного благочестия, покорности. Полюбив Бориса, решившись на свидание с ним, Катерина противопоставляет себя лживой морали Кабанихи, совершает преступление против устоев семьи, брака.

Таким образом в драматургическом произведении развивается и любовный конфликт, участниками которого становятся Катерина, ее муж Тихон и любимый ею Борис, племянник Дикого, и конфликт старого и нового, ведь молодое поколение не желает жить по законам дома Кабановых и так или иначе стремится к вольной жизни. А наиболее ярко и остро эти конфликты выражены в диалогах и монологах героев в последнем действии пьесы.

В начале пятого действия в диалоге в Кулигиным безвольный муж Катерины Тихон, с одной стороны, обвиняет Катерину: «Уж что жена против меня сделала! Уж хуже нельзя…», а с другой – жалеет ее: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». И даже он вынужден констатировать, что старая мораль, показная набожность, лицемерие разрушают связь поколений в их доме: «… все наше семейство теперь врозь расшиблось». В ответах Кулигина Тихону слышится по-настоящему доброе, христианское отношение к людям и ситуации в целом: он сетует на крутой нрав Кабанихи, советует Тихону простить жену, решить дело мирно и полюбовно, напоминает Тихону о том, что пора бы молодому мужчине быть хозяином в своей семье, жить своим умом.

Трагические предчувствия, мысли и слова о смерти с самого начала действия словно витают в воздухе, произносятся разными персонажами: за Тихоном приходит Глаша, чтобы рассказать ему, что Катерина пропала, и он пугается: «Умерла, что ль?», и Бориса чрезвычайно волнуют, настораживают слова Катерины, и он чувствует в них что-то недоброе: «Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего?».

Но больше всего размышлений об уходе из жизни, конечно, в монологах Катерины. Автор сопровождает их ремарками о том, что произносит она свои речи «задумчиво и как будто в забытьи». И правда, Катерина уже словно не принадлежит реальному миру: ни дома, где теперь все ее обвиняют и ненавидят, ни даже на приволье, на высоком берегу Волги, не находит успокоения ее мятежная душа. Она казнит себя за совершенный грех, мечтает увидеть Бориса, как о желанной цели, о мечте, говорит о смерти и могиле. В то же время она страдает, что «в беду ввела» любимого, жалеет его. Встречающий ее в таком состоянии на берегу Волги Борис не может или не хочет помочь ей. Он расспрашивает ее, сочувствует, торопливо с ней прощается, боясь, что их кто-нибудь застанет вместе. Так, оставшись совершенно одна, без любимого, без поддержки и понимания мужа, с мыслью, что «жить нельзя», Катерина решается на отчаянный шаг, на самоубийство. Последние ее слова обращены к Борису.

И даже когда встревоженные горожане, Кабанов, Кулигин ищут у воды так давно пропавшую из дома Катерину, Марфа Игнатьевна всё еще говорит о ней, как об интриганке, специально требующей к себе повышенного внимания: «Вот какое зелье! Как она характер-то свой хочет выдержать!». Кулигин достает из воды бездыханное тело Катерины. Горе, внезапно обрушившееся на Тихона, заставляет его уже не искать правильных, с точки зрения маменьки, выражений. В отчаянии, не задумываясь о последствиях, он винит мать в самоубийстве Катерины. А в самой Кабанихе даже в этот момент нет сострадания, жалости ни к Катерине, ни к сыну. Она больше всего беспокоится о том, как бы не уронить собственное достоинство, о том, как выглядит она в глазах жителей Калинова. Трагедия, случившаяся на берегу Волги, ошеломившая всех, заставляет даже миролюбивого Кулигина произносить обвинения в адрес Кабановых: «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она перед судией, который милосерднее вас!»

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ финальной сцены пьесы Гроза

Популярные сегодня темы

Каждый человек в своей жизни должен иметь определенное место, где он проводит свое личное время, не затраченное на дела и работу, где он может остаться наедине со своими мыслями или наоборот

Васнецов является мастером в изображении полотен на тему религии и всего божественного. Для оформления одного из соборов была создана работа Страшный суд.

Салтыков-Щедрин оставил для нас множество замечательных произведений. Одним из них, наиболее значимым для русской литературы, является роман «Господа Головлевы». В данном труде писатель

Дина не является главным персонажем, одна ее роль очень важна. Ее можно назвать женским вариантом главного героя. Дину Толстой характеризует как смелую, добрую, преданную и искреннюю девочку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *