Секта что это и чем опасна

Сектантство – что это с точки зрения психологии. Признаки и опасность участия в сектах

Что такое секта

Слово «секта» произошло от латинского sequor — «следовать за кем-то, повиноваться». Изначально так называли все отделившиеся философские, политические и религиозные группы. Когда-то и христианская церковь была сектой, противопоставляющей себя языческому обществу.

В широком смысле секта – это группа людей, пропагандирующих идеи, учение и практику, отличающиеся от общепринятых норм общества. В узком смысле секта – это религиозная группа, отделившаяся от основного направления или противопоставляющая свои идеи основной религии общества. Секта имеет своего основателя и свое учение.

На основе рассмотренного определения мы можем сделать вывод, что не все секты носят деструктивный характер. Это общественный стереотип, который выгоден, прежде всего, официальным религиозным направлениям. Когда-то сектантами считали тех, кто вместо церкви выбрал науку. Их называли еретиками и казнили за неповиновение. К счастью, в наше время церковь и наука научились жить более или менее мирно.

Согласно законодательству, любой человек вправе создать свою религиозную организацию или религиозную группу, если ее учение не угрожает жизни и здоровью людей, не посягает на их свободу и не призывает отказаться от исполнения гражданских обязанностей. На практике большинство сект нарушают эти условия, из-за чего и сформировалось убеждение о том, что все секты опасны и вредны.

Любая секта потенциально может стать религиозным направлением, добиться официального признания. Собственно, за это и борются представители. Каждая секта замкнута и обособлена, убеждена в своей исключительности и претендует на роль ведущей церкви.

Секта – это общество отделившихся людей, объединившихся с целью построения иного уклада жизни, отрешения и спасения от не устраивающего их внешнего мира. Тут-то и встает вопрос о том, что предлагает участникам секта. Спасение ли? Давайте дальше поговорим об опасных, деструктивных сектах.

Интересный факт: в обществе так прочно закрепилась ассоциация секты с чем-то опасным, что религиоведы и юристы не рекомендуют использовать этот термин в его оригинальном значении. В отношении неопасных сект лучше говорить «религиозные группы», «религиозные объединения», так как «секта» в их отношении может прозвучать как оскорбление чувств верующих.

Признаки секты

Давайте подробнее поговорим о деструктивных, или тоталитарных сектах. Они опасны для жизни и здоровья участников, основаны на авторитарном стиле управления, принимают форму религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации. Пик наших дней – секты под видом курсов личностного роста, но они далеко не единственные деструктивные объединения.

Признаки тоталитарной секты:

Секта не терпит нерегулярного посещения собраний, ведь тогда контроль над человеком не будет постоянным. Она заполняет все время жертвы, отрывая его от привычного образа жизни, семьи, друзей. Сам того не замечая, человек тратит все физические, психологические силы, время, средства на развитие секты, а не на собственное развитие.

Опасности участия в секте

Секта что это и чем опасна. Смотреть фото Секта что это и чем опасна. Смотреть картинку Секта что это и чем опасна. Картинка про Секта что это и чем опасна. Фото Секта что это и чем опасна

Любая секта, даже положительная, изолирует человека от привычной жизни, социума. Представители секты зациклены на своих идеях, идеалах, интересах. Они мыслят и живут только в рамках своей группы. Очевидно, что расти и развиваться вне социума человек не может. Каждому участнику общества нужно где-то работать, общаться с другими людьми. Участник секты оказывается оторван от реальности. И даже если секта имеет положительный характер, то назвать ее влияние положительным сложно.

Например, можно создать секту поклонения свободному графику работы или бартерным отношениям. Но какова вероятность, что эта секта станет политической философией всего государства, мира? Вероятнее, что люди, пропагандирующие это, окажутся выброшенными за борт ежедневных трудовых и социальных взаимоотношений.

Вторая опасность участия – фанатизм. Любое дело, идея лишается своей ценности, если превращается в фанатическое отношение.

Участие в секте приводит к психофизиологическому, интеллектуальному истощению человека:

Цель секты – подавить волю человека, обрести контроль над его мыслями, чувствами и поведением. Участник становится рабом секты, теряет психологические, материальные, социальные возможности выхода из нее.

Послесловие

Вера важна для каждого человека. Но самый полезный вариант веры с точки зрения психологии – это вера в себя, собственные силы. Рациональное объяснение окружающих явлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, познание и принятие себя, работа над собой полезнее для психологического здоровья и самореализации, чем вера в высшие силы или надежда на других людей. Человек – автор и управленец всего, что с ним происходит.

Источник

Как распознать секту и самому не стать сектантом

Беседа с сектоведом Романом Михайловичем Конем

Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.

– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение

– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

– Поясните, пожалуйста.

– Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства

Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы

– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

– А каким людским страстям потакают секты?

– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.

Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.

– А как мотивируется запрет на переливание крови?

– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом

Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

– Даже так?

– Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.

– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность

– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.

– Что еще не любят сектанты?

– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

– Люди доверчивы….

– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.

Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения

Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

С Романом Михайловичем Конем
беседовали сотрудники редакции портала Православие.Ru

Источник

Секты: кто на них зарабатывает, как вербуют сторонников и как защитить своих близких

Секта что это и чем опасна. Смотреть фото Секта что это и чем опасна. Смотреть картинку Секта что это и чем опасна. Картинка про Секта что это и чем опасна. Фото Секта что это и чем опасна
А теперь Господь хочет, чтобы вы вышли на эту сцену и положили один доллар в этот ящик

Согласно просочившимся налоговым документам, Международная Церковь Саентологии и Церковь Духовной Технологии в США в 2012 году имели совокупные активы в 1.7 миллиарда долларов в дополнение к годовым доходам, оцениваемым в 200 миллионов долларов в год. И это только в США — существует еще Международная ассоциации саентологов.

Процент самоубийств и смертей из-за отказа принимать помощь медиков среди саентологов просто зашкаливает: на сайте посвященном жертвам саентологии сообщается о 165 задокументированных смертях, из которых 90 — это самоубийства, убийства, аварии и другие формы насилильственной смерти (при нормальном показателе случаев насильственной смерти в 6.5% в США, риск умереть от насильственной смерти у саентологов возрастает в 8 раз).

Почему люди вступают в такие организации и почему несут им деньги?

В этом лонгриде мы попытались разобраться, как работают секты: чем они отличаются от обычной религии, кто находится в группе риска для вербовки (чаще всего это одинокие люди), как устроен процесс вербовки и что делать, если завербовали вашего близкого. Как бонус поделимся личной историей выхода из секты одного из читателей Хабра.

Другие громкие случаи, освещенные СМИ: чем опасны секты

В 1978 году в общине секты «Храм народов» под названием Джонстаун 909 человек, среди которых было более 200 детей, совершили массовое религиозное самоубийство.

В 1995 году члены секты «Аум Синрикё» совершили террористическую атаку в токийском метро с применением отравляющего вещества зарина. По разным данным погибло от 10 до 27 человек, более 5000 человек получили отравления различной степени тяжести.

«Ветвь Давида», «Небесные врата», «Движение за возрождение десяти заповедей Бога», «Дети Бога» — все эти секты так или иначе связаны с массовыми убийствами, наркоторговлей, сексуальным рабством (с 1974 по 1987 год члены культа «Дети Бога» вступили в сексуальную связь с более 200 000 людьми!) и педофилией. И это только крупные секты, с которыми связаны резонансные инциденты, привлекшие внимание обществе. А ведь еще существуют мелкие группы и секты, промышляющие незаконной деятельностью и скрывающиеся в тени.

На сегодняшний день какой-либо достоверной статистики по количеству сект, действующих в РФ, не существует. По оценкам некоторых специалистов, в России около 80 крупных межрегиональных сект, 2-3 тысячи более мелких групп, а число адептов варьируется от 600 до 800 тысяч человек (однако в реальности числа могут быть совершенно другими). С одной стороны улицы «патрулируют» вербовщики культов различной степени «отбитости» (от «Свидетелей Иеговы» до «Свидетелей СССР»). С другой стороны в правительстве и СМИ начинают разводить истерию каждый раз, когда в школах появляется кто-то, непохожий на православного священника. Разберем без богословских и эмоциональных коннотаций, что такое секта.

Чем секта отличается от религии

Сейчас в российском законодательстве нет конкретного юридического определения секты. Любая радикальная группа с фанатичной идеологией, а в особенности с религиозной, характеризуется как секта, привлекая всеобщее внимание. Социолог Томас О’Ди в работе «The Sociology of Religion« выводит отличительные признаки церкви и секты по следующим пунктам:

ЦерковьСекта
Фактическое членство по праву рождения.Отделенность от общества и пренебрежение его ценностями и институтами.
Предложение формализованных средств благодати о сопутствующие этому социологические и богословские факторы — иерархия и догмы.Эксклюзивность по отношению к обществу и его социальной структуре.
Инклюзивность социальной структуры, зачастую совпадающей с географическими или этническими границамиАкцент на необходимость обращения для получения членского статуса.
Ориентация на обращение всех.Добровольное присоединение.
Тенденция приспосабливаться к существующему обществу и идти на компромисс с его ценностями и институтамиДух возрождения.
Строгость в нравах, зачастую аскетизм.

История

С латыни слово «secta» можно перевести как школа, учение. В широком смысле «secta» обозначала образ жизни и мышления человека, а в узком — философскую школу или политическую партию, которой придерживался человек. Также свою лепту внес созвучный глагол secare, который переводится как «отсекать», «разделять». Получается, изначально данный термин имел нейтральный окрас и использовался для описания обособленных идейных течений. Вот пример использования secta в трактате Марка Туллия Цицерона «Брут, или О знаменитых ораторах»:

Quo magis tuum, Brute, iudicium probo, qui eorum [id est ex vetere Academia] philosophorum sectam secutus es, quorum in doctrina atque praeceptis disserendi ratio coniungitur cum suavitate dicendi et copia; quamquam ea ipsa Peripateticorum Academicorumque consuetudo in ratione dicendi talis est, ut nec perficere oratorem possit ipsa per sese nec sine ea orator esse perfectus. nam ut Stoicorum astrictior est oratio aliquantoque contractior quam aures populi requirunt, sic illorum liberior et latior quam patitur consuetudo iudiciorum et fori.

Что можно перевести как:

Пото­му я и одоб­ряю, мой Брут, что ты избрал себе в настав­ни­ки ту шко­лу фило­со­фов, в уче­ни­ях и пред­пи­са­ни­ях кото­рой фило­соф­ское рас­суж­де­ние соеди­ня­ет­ся с при­ят­ным и обиль­ным крас­но­ре­чи­ем. Одна­ко не надо забы­вать, что и у пери­па­те­ти­ков с ака­де­ми­ка­ми обу­че­ние крас­но­ре­чию тако­во, что ни само по себе оно не может создать совер­шен­но­го ора­то­ра, ни без его помо­щи ора­тор не может достиг­нуть совер­шен­ства. Ибо если у сто­и­ков речь слиш­ком суха и сжа­та для народ­но­го слу­ха, то у этих фило­со­фов речь более сво­бод­на и про­стран­на, чем это допу­сти­мо в судах и на фору­ме.

Как понятно из текста, какого-либо негативного контекста слово «secta» изначально не несло. Источники оригинала и перевода.

Новое значение в понятие «секта» внесла христианская церковь. Изначально раннее христианство само попадало под определение секты, так как было обособленным религиозный течением, противопоставленным традиционным религиям того времени. Однако по мере развития христианства внутри него самого возникали обособленные еретические течения, и термин «секта» для христиан стал обозначать ложное учение, отделившееся от основной церкви. До Нового времени термины «секта» и «ересь» были синонимами. Мартин Лютер, в своей лекции по «Посланию к Галатам« обозначил, что церковью является лишь те, кто правильно проповедуют Евангелие и соблюдают все таинства. В его лекции идет уклон на то, что секта — это группа людей, а не само лжеучение. После реформации такое разграничение терминов окончательно закрепилось.

Секта что это и чем опасна. Смотреть фото Секта что это и чем опасна. Смотреть картинку Секта что это и чем опасна. Картинка про Секта что это и чем опасна. Фото Секта что это и чем опасна

Как секты вербуют людей?

В группе риска вербовки находятся люди, которые находятся в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Обычно, это люди после крупных перемен в жизни, чаще всего одинокие, которым не хватает поддержки родных. Секта все это дает, закрывая очень важную потребность человека в принятии и семейных отношениях.

Также в группу риска попадают люди, находящиеся в активном духовном поиске и стремящиеся к абсолютной «истине», которую вербовщики и обещают.

Человек — существо социальное, подвержен влиянию группы (особенно эмоционально-заряженной) и деструктивные секты не стесняются это использовать.

Вербовщики приглашают потенциальных адептов на массовые мероприятия: семинары, лекции, службы и другие собрания. Смысл такого подхода в том, что в группе, тем более незнакомой, человеку проще что-то внушить, в чем-то убедить.

Секта что это и чем опасна. Смотреть фото Секта что это и чем опасна. Смотреть картинку Секта что это и чем опасна. Картинка про Секта что это и чем опасна. Фото Секта что это и чем опасна

Почему люди ведутся и вступают в секты? В целом, успех вербовки складывается из двух вещей: правильная тактика вербовки и личная уязвимость вербуемого, его психологическая нестабильность.

У каждой секты тактика вербовки варьируется. Американский семейный фонд приводит следующие черты среднего вербовщика:

Как вы могли догадаться, в группе риска находятся одинокие пожилые люди, но иногда вербуют и детей — пока я собирал материал для этой статью, историей своего пребывания в секте подростком поделилась моя подруга и читательница Хабра. Привожу ее историю анонимно, с комментариями о самой организации.

История Хабровчанки: Нурджулар — секта, которая концентрируется на детях и подростках

В 11 лет я поехала учиться в школу с пансионатом для талантливых детей, которая спонсировалась организацией Нурджулар. Я жила в интернате при школе, потому что была из деревни, а школа находилась в городе.

Нурджулар берут под своё крыло талантливых детей из деревень. В лицеях, спонсируемых организацией, дают очень хорошее образование, поэтому конкурс туда огромный — поступают как местные, городские, так и дети со всего региона. Ощущается это просто как билет в новую жизнь — интересное обучение, крутые учителя, поступление в хорошие ВУЗы и достойная карьера в будущем.

Но при этом в школе проводят религиозную обработку. И это прекрасно работает — каждому ребенку нужен значимый взрослый рядом: тот, кто его опекает, защищает, воспитывает, банально кормит и целует на ночь перед сном. Когда ты оказываешься рано оторван от родителей, видишь их всего полтора дня в неделю и круглосуточно живешь в школе, твоими значимыми взрослыми становятся воспитатели и учителя. Убедить ребенка, который тебе полностью доверяет, несложно, особенно если давать ему тепло, заботу и немного еды, если в столовой кормят очень мало.

Нурджулар отличается от классического Ислама возведенным в культ предписанием «слушаться старших». Послушание — главная религиозная догма, если ты хочешь, чтобы Аллах был тобой доволен — слушайся воспитателя, а он будет слушаться своего главного, а тот своего и так до самой верхушки организации.

После окончания школы, адептов женят только друг на друге (обычно устраивают знакомства с разными ребятами, пока они друг другу не приглянутся). Мальчиков, в зависимости от талантов, продвигают либо в политику, либо в бизнес, либо в преподавание. Работая по выбранной профессии, они продвигают протурецкое лобби, либо спонсируют организацию.

Если выпускник едет учиться в крупные города, его селят в «аркадашские» квартиры, которые наполовину оплачиваются из кармана организации ( arkadas — друг по турецки). Там обработка продолжается — старшие по квартире следят, чтобы ты читал намаз, держал пост, читал определенное количество религиозной литературы в месяц и не пытался слиться куда-нибудь еще (например, завести девушку не из организации и с ее поддержкой выйти в открытый мир). У меня есть друзья, которые жили в таких квартирах, давление там колоссальное, некоторые сбежали, некоторые — нет.

Когда я думаю о самой схеме вербовки, то понимаю, что она идеально построена — 11-летке даже в голову не придет, что его значимый взрослый хочет им манипулировать, ведь это тот человек, который в тебя всю душу вложил, одеяло подтыкал, покупал тебе печенье, утешал. Очень трудно это осознавать — мозг просто блокирует такие мысли как предательство, я смогла сесть и загуглить что думает про организацию внешний мир только через 5 лет после выпуска. И там, конечно, ожидаемые теги — спонсирование боевиков в Чечне, экстремистская литература.

Выходила я оттуда сложно: осознала, что нахожусь в секте еще в школе, когда прочитала про секты в учебнике обществознания и сложила 2 + 2. На тот момент мне было 16. Я говорила другими ребятами, уже обращенным, что это секта и нужно валить из неё. После таких разговоров, меня вызвала учительница и сказала, что если я не перестану болтать, то мне устроят ад. Я сказала «ок» и он начался.

Когда ты живешь в школе, одноклассники и учителя становятся единственным сообществом, где ты существуешь. Меня пытались изолировать, учителя отвернулись.

Мне повезло, что у меня уже было другое значимое сообщество, которое меня приняло как свою и поддерживало — ребята, с которыми мы занимались олимпиадным программированием и математикой. Сборы, олимпиады, летние лагеря — все это стало моим новым местом обитания. Школа пыталась меня оттуда вышибить, делая звонки моей маме и промывая ей голову, что мне нельзя туда ходить, пытались на нее давить при остальных родителях, чтобы она запретила мне ходить на занятия. Мама несколько раз плакала дома на выходных, но я смогла ее убедить, что правда на моей стороне и мне надо продолжать заниматься программированием.

Когда я сдала последние экзамены, то просто уехала из этого города даже не дождавшись аттестата — мне его прислали по почте. В ВУЗе меня уже ждали друзья, выпустившиеся на несколько лет раньше. Примерно так программирование спасло меня в 16 :).

Обращение в полного члена секты — когда выбраться уже очень сложно

Цель обращения — полное принятие вербуемым идеологии секты. Процесс может длиться как несколько месяцев, так и пару дней. Некоторые люди до конца не обращаются — оставляют контакты с другими людьми или семьей.

После успешного обращения, новообращенные принимают на себя идеальную, по убеждениям секты, личность. Такой радикальный разрыв с привычным образом жизни может вызвать мощный стресс. Обычно непрерывное подчинение идеологии секты ослабляет его, и в конце концов прежнее мировоззрение выглядит отдаленным и забывается. Можно выделить несколько средств, используемых для полного обращения и ликвидации сомнений:

В некоторых сектах практикуется использование психотропных веществ. Их прием может быть обозначен в виде центральной доктрины секты, а может быть и тайным. Иногда, создание зависимости является способом удержания адептов в членстве секты. Обычно, эффект от употребления наркотика преподносится как доказательство «истинности» секты или способности проповедника к колдовству.

Почему так трудно выйти из секты?

Любой человек, который борется с вредной привычкой, будь то курение или алкоголизм, знает, что первым шагом является осознание имеющейся проблемы. Тоже самое и с сектами — если ты понимаешь, что находишься в секте, значит ты уже на пути к выходу из нее.

Основной сложностью выхода из секты является то, что зачастую адепт категорически не согласен с тем, что его организация — секта. У вербовщиков есть такая техника, согласно которой новички не должны общаться друг с другом. Вновь пришедшим занимаются как минимум два опытных сектанта, создавая у того иллюзию «нормальности» и «приличности» организации. Постепенно новоиспеченный адепт посредством манипулятивных техник разрывает прежние социальные связи, создавая новые уже внутри группы.

Отсюда вытекает вторая сложность с выходом из сект. Адепт оказывается изолированным от внешнего мира, все его социальные контакты замкнуты на одной конкретной группе. Причем отношения между человеком и сектой являются отношениями зависимости. Лидеры секты прикладывают большие усилия, чтобы адепт не мыслил своей жизни вне секты. Для усиления контроля над «паствой» секта может накладывать на своих членов финансовые обязательства, присваивая себе их имущество и деньги. Таким образом, секта не только обогащается, но и лишает человека опоры, для выхода из секты.

Вдобавок секта получает еще один «крючок» для удержания человека, делая его зависимым от предоставляемых ему веществ. Если пострадавший все таки осознал факт своего пребывания в секте, он столкнется с определенными сложностями.

Понимание того, сколько денег, времени и сил он вложил в секту, нанесенный ущерб, необходимость разрыва связей и следующая изоляция грозит большими психологическими проблемами. Поэтому первый шаг к выходу из секты — это помочь человеку найти опору в каком-то другом сообществе и психологическая поддержка.

Наука о сектах

Изучением сект и связанных с ними явлений занимается трансдисциплинарная отрасль знаний под названием сектология (или сектоведение). В отличие от междисциплинарности, которая подразумевает заимствование методов и техник из других областей науки, трансдисциплинарность предполагает синтез методологий для создания новых исследовательских концепций.

Изучение религиозных движений и культов не умещается в рамки какой-либо одной дисциплины или теории — так известный социолог религии Брайн Уилисон в работе «The Social Dimensions of Sectarianism: Sects and New Religious Movements in Contemporary Society» отмечает «невозможность… любой единой теории новых религиозных движений». Поэтому сектология включает в себя подходы из различных наук: психологии, социологии и даже биологии. Расскажу о них подробнее.

Психологический подход

История изучения тоталитаризма и психологического насилия в сектах и других социальных группах началась с наблюдений западных психологов за некоторыми коммунистическими режимами в послевоенные годы. В 1950-е годы возник термин «промывание мозгов».

Американский журналист Эдвард Хантер перевел китайское выражение си нао (дословный перевод — промыть мозги), применяемое Коммунистической Партией Китая для описания принудительного искоренения из китайских граждан «старой идеологии и неправильных убеждений». В книге 1956 года «Brainwashing; the story of men who defied it« Хантер описывает методы, при помощи которых китайские коммунисты «перевоспитывали» граждан, выросших в дореволюционную эпоху, и добивались подчинения у иностранных заключенных в период Корейской войны для подавления воли пленников к сопротивлению.

Описанные методы включали в себя доведения человека до животного состояния путем содержания в грязи, лишения сна, психологического преследования, внушения вины, группового социального давления и т.п. «Человек утрачивает связь с реальностью. Факты и вымысел переплетаются и меняются местами. « — пишет Хантер. Изыскания американского журналиста продолжили профессиональный психиатр профессор Роберт Лифтон и психолог Эдгар Шейн. Исследуя истории корейских военных предательств, они определили принудительное убеждение как синтез социального, психологического и физического подавления для изменения мировоззрения и поведения человека. Впоследствии в работе «Thought Reform and the Psychology of Totalism« Лифтон сформулировал восемь приемов тотального контроля, применяемых в сектах и государствах по типу нацистской Германии:

Секта что это и чем опасна. Смотреть фото Секта что это и чем опасна. Смотреть картинку Секта что это и чем опасна. Картинка про Секта что это и чем опасна. Фото Секта что это и чем опасна

Массовое самоубийство членов секты Храм народов в поселении Джонстаун

В центре внимания современной психологии находится психологическое влияние, оказываемое культами на человека. Сама система верований игнорируется, исследуются только методы убеждения. Стоит отметить, что в западной литературе по большей части используется термин «культ», хотя некоторые и используют слово «секта». Также применяется термин «Новое религиозное движение», так как некоторые считают слова «секта» и «культ» перегруженными эмоциональными и богословскими коннотациями, особенно после событий, связанных с сектой Храм народов (массовое убийство в поселении Джонстаун). Согласно конференции «Cultism: A Conference for Scholars and Policy Makers« культ — это группа или движение с чрезмерно высокой преданностью лидеру, идее или вещи и использующее манипулятивные способы убеждения и контроля с целью достижения целей лидеров группы, невзирая на негативные последствия для группы и общества в целом. Манипулятивные методы могут быть следующими:

Социологический подход

В отличие от психологов, социологов интересует не взаимодействие групп с людьми, а участие религиозных общин, сект, культов и деноминаций в динамике общественного развития. Окончательной социологической теории сект и новых религиозных движений на данный момент не существует, однако в англоязычном мире сформировалось несколько классификаций религиозных движений, которые используются в современных социологических исследованиях.

Самая распространенная классификация берет начало в работах социолога Макса Вебера и развивается богословом Эрнстом Трёльчем. В работе «The Social Teaching of the Christian Churches» Трёльч приводит типологию религиозных движений, состоящую из трех элементов: церковная религия, сектантская религия и мистицизм. Первые два типа соотносятся с двумя формами церковной организации: церковью и сектой. Третий тип является проявлением антиобщественного индивидуализма. Этот тип не приводит к появлению новых религиозных организаций, однако может стать причиной возникновения мелких неформальных групп, которые существуют непродолжительное время.

Социолог Бентон Джонсон свел множество переменных в определении церкви и секты к одному единственному признаку: принятию и отрицанию окружающего общества. Соответственно церковь принимает социальное окружение, в котором существует, а секта отвергает. Социологи Родни Старк и Уильям Симс Бейнбридж использовали этот признак для создания модели динамики религиозных групп, Модель состоит из оси, отражающей степень противоречий с окружающем обществом. На одном конце находятся стабильные религиозные институты (церковь), для которых характерно наличие устоявшихся ролей, норм, ценностей и социальных функций. На другом конце — нестабильные структуры, такие как секты и культы. Существует тенденция, по которой некоторые религиозные движения постепенно переходят в стабильную область, находя компромиссы с окружающим обществом, однако постоянно появляются новые движения. Термины «культ» и «секта» Старк и Бейнбридж используют для описания происхождения религиозных движений. Так секта определяется как девиантное религиозное движение, остающееся в рамках недевиантной религиозной традиции. Культы же образуются в результате «мутаций» и являются девиантными религиозными движениями, формирующими девиантные религиозные традиции.

Секта что это и чем опасна. Смотреть фото Секта что это и чем опасна. Смотреть картинку Секта что это и чем опасна. Картинка про Секта что это и чем опасна. Фото Секта что это и чем опасна

Модель динамики религиозных движений

Нейротеология

Как известно, одним из способов контроля и убеждений в сектах и культах является манипуляция мистическим опытом. Исследованиями религиозного опыта занимается нейротеология, одна из дисциплин в нейробиологии на стыке нейрофизиологии и нейропсихологии. Нейротеология изучает нейрологические корреляты мистических переживаний, рассматривая их как одну из основ религии, следуя традиции, заложенной психологом Уильямом Джеймсом. Используя обширный материал исторических свидетельств, личных писем и дневников, Джеймс установил четыре критерия мистических переживаний:

Современные методы исследования включают в себя изучение активностей различных частей головного мозга в процессе мистического переживания с помощью различных форм функционального нейрокартирования. Исследования, проводимые в момент медитации, выявили на ЭЭГ у испытуемых гиперсинхронизацию в результате избыточной синаптической бомбардировки серотонином и глютаминовой кислотой (Meditation may predispose to epilepsy), блокировку ɑ-ритма вследствие повышения функциональной активности мозга (напряженное внимание, интенсивная психическая работа) (EEG Alpha Blocking Correlated with Perception of Inner Light During Zen Meditation), изменение метаболизма дофамина (Increased dopamine tone during meditation-induced change of consciousness). На основании проведенных нейрофизиологических исследований Майкл Персингер выдвинул гипотезу о сходстве изменений в височной доле при эпилепсии и при мистическом погружении.

По мнению основоположников нейротеологии, Эндрю Ньюберга и Юджина д’Акили, изменения электрической активности, происходящие в лимбической системе, не говорит о том. что мозг «создает бога», однако он естественным путем создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт. В книге «Why God Won’t Go Away: Brain Science and the Biology of Belief» они утверждают. что групповые ритуалы и индивидуальная религиозность способствуют вовлечению одних и тех же эмоциональных разрядов, имеющих отношение к таким эмоциям, как страх, умиротворение или экстаз, независимо от культурного бэкграунда. Эти эмоции и опыт могут быть вызваны ограничением доступа информации к мозговым структурам (деафферентация).

Как помочь человеку, попавшему в секту

Что делать, если близкий человек попал в секту? Прежде всего, как и в любой экстренной ситуации, сохраняйте спокойствие: большинство людей рано или поздно выходят из сект (срок может варьироваться от пары недель до нескольких лет). Также будет полезно следовать следующим рекомендациям:

Секты в РФ — кого конкретно опасаться

Саентология

Саентология была основана в начале 50-х годов прошлого века писателем-фантастом Л. Роном Хаббардом. На сегодняшний день саентология распространена во многих странах мира (более 150) и не имеет конкретного правового статуса. Так, например, в США церковь освобождена от налогов, в Великобритании саентология признана религией, а в России ее статус до конца не ясен и судебные разбирательства по его определению периодически проходят как в российских судах, так и в Европейском суде по правам человека. Число последователей по разным оценкам и заявлениям со стороны церкви саентологии колеблется от нескольких десятков тысяч до 10 миллионов (по заявлениям церкви).

Секта что это и чем опасна. Смотреть фото Секта что это и чем опасна. Смотреть картинку Секта что это и чем опасна. Картинка про Секта что это и чем опасна. Фото Секта что это и чем опасна

Том Круз — один из самых известных последователей саентологии

Саентология утверждает, что человек — это бессмертное духовное существо или же, по терминологии саентологии, тэтан, находящееся в «мясном» теле человека. Тэтан проживает бесконечное количество жизней, в том числе и на других планетах. Тэтаны появились миллиарды лет назад вместе с изначальной «причиной» — источником всего сущего. Видимая вселенная — это результат взаимодействия тэтанов. Изначально тэтан — это доброжелательное, гармоничное и практически всемогущее существо, но забывшее об этом с течением времени и оказавшееся в ловушке физического мира. Рядовые граждане, по мнению саентологов, живут в неведении, откуда вытекают все их неудачи и болезни. Для того, чтобы стать счастливым и успешным, необходимо совершенствовать свой тэтан, что возможно с помощью церкви саентологии.

Секта что это и чем опасна. Смотреть фото Секта что это и чем опасна. Смотреть картинку Секта что это и чем опасна. Картинка про Секта что это и чем опасна. Фото Секта что это и чем опасна

Саентологический восьмиконечный крест

Основную опасность саентология представляет для кошелька. Для прохождения процедур по улучшению тэтана необходимо проходить курсы обучения, одитинги (аналог психологической беседы) и исповеди. При их прохождении уровень последователя повышается, как и стоимость процедур для тэтама. Так, например, по данным factroom.ru, стоимость одитинга составляет 62000 рублей за 12 часов. При этом, во время таких процедур ведется запись и саентологи собирают компромат на последователей, что усложняет выход из церкви.

Свидетели Иеговы

Секта что это и чем опасна. Смотреть фото Секта что это и чем опасна. Смотреть картинку Секта что это и чем опасна. Картинка про Секта что это и чем опасна. Фото Секта что это и чем опасна

Облачные серверы от Маклауд быстрые и безопасные.

Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *