Седьмой вид у ребенка что

ОВЗ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 видов и их расшифровка

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

Обозначением ОВЗ принято объединять лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют проблемы в психическом и (или) физическом состоянии. Медицина и педагогика подходят к данным нарушениям с учётом своих задач, апеллируя собственными расшифровками.

Всё это служит основой для разработанной Министерством Просвещения классификации и соответствующих адаптивных программ, по которым обучают людей с ОВЗ. Программы являются частью Федерального Государственного образовательного стандарта.

Далее предлагаем ознакомиться с основными видами ОВЗ и особенностями, которые выявляются при данных нарушениях. Таким образом, сформируем общее представление о детях с особенностями.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Федеральный Закон об образовании РФ даёт раскрывает виды ОВЗ с точки зрения педагогики. Этот нормативно-правовой акт описывает спецусловия, в которых должны обучаться школьники с ограничениями по здоровью, а также описывает нюансы категорий ОВЗ.

В любом случае для диагностики особенностей требуется пройти ППМК, чтобы выявить, к примеру, нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), интеллекта, речи и зрения, задержку психического развития (ЗПР), расстройство общения и поведения (включая СДВГ и РАС). Также у некоторых проблемы со здоровьем носят комплексный характер.

Если нарушения в ходе ППМК подтверждены, члены комиссии дают рекомендации по созданию условий с целью обучения ребёнка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

«Международная классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» ВОЗ также предлагает свою расшифровку рассматриваемой аббревиатуры.

В частности, нарушения с медицинской точки зрения при ОВЗ понимаются как аномалии в развитии различных функций организма — от физиологических до психологических (здесь речевые, сенсорные, умственные проблемы). Не исключаются отставание и задержка в развитии не только детей, но и подростков. Кроме того, учитываются отклонения в структурах — сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной, дыхательной, иммунной.

Согласно МКФ-ДП есть пять уровней нарушений, выражающихся в процентах: от 0-4 % – если проблем со здоровьем нет или они незначительны, до 96-100% – если они абсолютны). Помимо этого существует деление на четыре уровня задержки с учётом их возможного исчезновения.

Регистрируют задержки с нарушениями по кодам. Определённые коды присвоены структурам и функциям организма, способностям к практическому применению знаний и обучению, отношениям в социуме и влиянию среды.

С детальной классификацией можно ознакомиться на сайте ВОЗ. А на портале rosuchebnik.ru представлена таблица «Классификация детей с ОВЗ» с описанием категорий существующих ограничений по здоровью.

ОВЗ по ФГОС

По ФГОС соответственно АООП (адаптированным основным образовательным программам) и видам ОВЗ для особенных детей созданы следующие варианты АООП НОО (по количеству):

— для глухих — четыре;

— к слабослышащим применяют три;

— слабовидящих обучают по трём вариантам;

— слепых — по четырём;

— детям с НОДА предлагается четыре возможности;

— при ЗПР) реализуется три;

— при ТНР (тяжёлых нарушениях речи вариантов тоже три;

— для детей с расстройствами аутического спектра (РАС) создано четыре варианта;

— с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) реализуют несколько путей.

Специалисты ФГОС рекомендует заниматься обучением особенных детей в Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС), которые, как правило, существуют в коррекционных школах или полностью заменяют их. Также следует обратить внимание на инклюзивные школы.

Категории детей с ОВЗ

I категория: неслышащие и глухие дети без речи

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

Если у ребёнка хроническое двустороннее нарушение слуха с рождения или раннего возраста (до начала развития речи), они не способны разговаривать без специального обучения и воспринимать обычную речь. Восприятие мира у них осязательное и зрительное, а в мыслительных процессах отсутствует речевая составляющая. Только действия и образы. Поэтому причинно-следственные связи определяются ими с трудом. Из-за этого, а также из-за утомляемости память, внимание не объёмны, не устойчивы.

Обучая таких детей речи, делают акцент на специальной сурдо- и акустической аппаратуре. Таким образом можно до определённой степени развить способность разговаривать, хотя и с ошибками (например, слова с одинаковым звучанием могут заменяться). В речи при этом мало слов, которые обозначают движение или качества, зато предметов много.

Жестовое общение между собой дети стараются перенести в мир обычных людей, имитируя мимикой и жестами признаки различных объектов и не только. Так как подобное поведение нередко воспринимается как агрессивное и даёт негативную ответную реакцию, у детей с глухотой страдает самооценка.

II категория: слабослышащие

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

При тугоухости, частичной утрате слуха и недоразвитии речи до некоторой степени самостоятельная речь в остаточном виде сохраняется. Происходит накопление словарного запаса.

Познавательные и психологические процессы развиваются с учётом периода потери слуха (то есть чем более ранняя проблема, тем сложнее идёт процесс). Причём низкое слуховое восприятие сильно искажает информацию и не является достаточной опорой для полноценной адаптации.

В отношении детей данной категории стараются развить их способность «читать» по губам, воспринимать информацию зрительно и научиться читать. За счёт этого улучшается наглядная память, внимание становится устойчивым.

Также у слабослышащих отмечаются высокая (иногда завышенная) самооценка, потому что окружающие воспринимают как супер-успех даже малейшие достижения детей с подобной проблемой.

III и IV категории: нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

К указанным категориям относятся незрячие, а также дети с амблиопией, косоглазием. Здесь же ослепшие до трёх лет, слепорожденные, слабовидящие и поздноослепшие.

Для слепых восприятие мира происходит на слух за счёт высокой чувствительности к звуковым вибрациям. При остаточном зрении можно видеть образы смутно, искажённо. При этом мыслительные процессы не целостные, скудные. Определить расстояние, своё местоположение или объектов, очень трудно. У детей проблемы с суждениями (они не уверены).

Обучение строится так, чтобы создать полисенсорный опыт, то есть активизировать взамен пострадавшего другие анализаторы. Что касается речи, у слабовидящих она развивается позже, чем у обычных сверстников. Реальные образы не всегда соответствуют словам, лексика не богатая. Вербальное описание должно сопровождаться осязательным исследованием.

В целом благодаря учёбе удаётся добиться устойчивости внимания, его объёмности, произвольности и концентрации, придать ему направленность. Также с памятью, особенно, словесно-логической.

Слабовидящие и слепые могут быть несдержанными, конфликтными, бесцельными. При этом их конкурентоспособность и самостоятельность развиваются в процессе взаимодействия с ровесниками (учёба, общение и тд).

V категория: тяжёлая речевая патология

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

В данную группу входят дети с проблемным произношением, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и немотой. В частности, алалия отличается аномалией в процессе развития речи из-за поражений на органическом уровне соответствующих центров мозга. На фоне нормального слуха диагностируют аграмматизмы, низкий словарный запас, трудности при письме и чтении.

При афазии имеет место разрушение речи, которая уже сформировалась. Это связано с поражением речевого или двигательного центра головного мозга. В первом случае возникают сложности с дифференцированным восприятием слов и звуков, ребёнок в состоянии воспринять только не речевые звуки, а во втором — произношение происходит с дефектами, звучат только отдельные слова и фразы, либо речь вообще отсутствует.

А вот дизартрия и ринолалия подразумевают сбой в произношении. При дизартрии проблема спровоцирована недостаточным развитием речевого аппарата, в то время как ринолалия связана с анатомическими дефектами в строении артикуляционных органов. По итогу не страдает только зрительная, смысловая и логическая память. По другим психическим процессам выявляются проблемы.

В обучение таких детей обязательно входят музыка, гимнастика, ритмика, то есть стремятся развить моторику, а также адекватную самооценку, познавательный интерес.

VI категория: нарушение опорно-двигательного аппарата

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

Дети с деформацями ОПА врождённого и приобретённого характера, с ДЦП, вялыми параличами рук и ног, парезами и парпарезами конечностей из-за недостаточной двигательной активности воспринимают мир кинестетически и зрительно с помехами. Абстракции и понятия формируются с отставанием, наглядно-действенное мышление развито хуже вербального.

У многих снижены слуховое внимание и память из-за проблем со слухом. Не исключаются дазатрия и алалия. В любом случае детям из этой категории обучение совмещают с трудовой деятельностью, которая им по силам, чтобы у них возникло ощущение своей значимости, уменьшилась вялость и переключилось внимание.

VII категория: дети с ЗПР

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

Интеллектуальное развитие здесь возможно, хотя психические процессы замедлены, трудно усваивать информацию (знания). Наблюдается значительная истощаемость. Как правило, в VII категорию входят дети с задержкой или недоразвитием психического здоровья. Могут иметься повреждения, искажённое (РАД, СДВГ) и дифицитарное развитие.

У детей непоследовательное, замедленное восприятие. Словесно-логического мышление может отставать. Процессы обобщения и анализа даются нелегко, что отражается на речи (она бывает не ясной и не логичной).

А при ЗПР отмечают низкую степень познавательных процессов (в том числе, внимания и памяти), инфантилизм и импульсивное поведение, отличающееся непроизвольностью. Примечательно, что инфантилизм объясняется поздним темпом развития психики, проблемами в нервной и эндокринной системах.

Во время обучения детей принимают во внимание их утомляемость, часто сменяющие друг друга пассивность и активность. Доброжелательно-спокойная атмосфера, интересные задания без умственного напряжения дают хорошие результаты: задачи при решении близки к норме.

VIII категория: отклонение интеллектуального развития

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

Так как в обозначенной категории у детей сильно недоразвиты познавательные процессы по причине олигофрении (синдрома врождённого психического дефекта), они практически не могут обучаться (только при лёгкой умственной отсталости и дебильности).

Перестройка и осмысленность для них затруднительны, восприятие является искажённым. Кроме того, мышление находится на низком уровне. Однако речь всё-таки усваивается несмотря на присутствие фонетических и грамматических ошибок. Детей можно научить счёту, чтению и письму. При этом упор делается на трудовое обучение и дальнейшую помощь в трудоустройстве.

В завершении данного материала подчеркнём: в российских ППМС инклюзивных и коррекционных школах должны создаваться все условия для комфортного существования в них детей с ОВЗ независимо от категории. Важно не допускать дискриминации, давать качественные знания, чтобы скорректировать проблемы особенных детей и помочь им социально адаптироваться.

Источник

Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

Типы коррекционных школ

Существует 8 видов коррекционных учебных заведений:

Для каждого типа предусмотрена собственная программа и длительность обучения.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество. Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития. Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Источник

Нарушение психики у детей

Консультация педиатра и аллерголога-иммунолога

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка чтоЗакладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

Доктора данного направления

Седьмой вид у ребенка что. Смотреть фото Седьмой вид у ребенка что. Смотреть картинку Седьмой вид у ребенка что. Картинка про Седьмой вид у ребенка что. Фото Седьмой вид у ребенка что

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у дошкольников:

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *