Сеансы dolby atmos что это
Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I
Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома
Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I
Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома
Дочерняя структура Dolby Laboratories ООО «Долби Си-Ай-Эс» работает в России уже более пяти лет. Фирма занимается оснащением коммерческих кинотеатров и активно сотрудничает с отечественными телеканалами. Крупнейшим вещателям, таким как «Первый канал», ВГТРК, НТВ+, «Триколор ТВ» она предлагает ноу-хау и экспертизу в области кодирования и передачи звуковой информации. В частности, специалисты Dolby принимали активное участие в создании нормативов по громкости рекламных роликов, адаптируя богатый мировой опыт решения данной проблемы к местным реалиям доминирования аналогового ТВ. «Долби Си-Ай-Эс» реализует у нас фирменные наработки для наземного, спутникового, кабельного телевещания, а также сотрудничает с набирающими популярность сервисами VOD. В последнее время к перечисленным сферам деятельности добавилось новое направление — популяризация аудиоформата Dolby Atmos.
Технология Dolby Atmos является очередным звеном в цепочке развития форматов объемного звучания, призванного полностью погрузить зрителя в события на экране коммерческого либо частного просмотрового зала. Эта область стала бурно прогрессировать в начале 80-х годов прошлого века с появлением алгоритмов матричного кодирования аудиосигнала, обеспечивающих добавление в стереофоническую дорожку информации для дополнительных звуковых каналов. Когда-то стереозвук был основным решением для кино, сейчас он остается таковым в телевещании. Ранний формат Dolby Stereo / Dolby Surround позволял подмешивать в обычный саундтрек информацию для центрального и тыловых каналов (моно), причем последняя в процессе декодирования разделялась на сигналы для двух колонок. Басовые спецэффекты для сабвуфера извлекались из трека при помощи частотной фильтрации. В домашней реализации алгоритм впоследствии стал широко известен как Dolby Pro Logic. Существенным недостатком аналоговой технологии являлось взаимное проникновение информации между каналами при декодировании, зато такая дорожка могла воспроизводиться без какого-либо преобразования через традиционный стереофонический тракт.
На рубеже веков на смену Dolby Pro Logic пришел более прогрессивный и уже цифровой формат с независимым канальным кодированием данных, где для басовых партий имелся отдельный дискретный канал. Для практического применения новинки потребовалась связка оборудования кодер/декодер. Речь идет о технологии Dolby Digital в различных реинкарнациях, получившей распространение как в больших кинотеатрах с пленочной проекцией, так и в домашних AV-системах. Сначала этот были комплексы с конфигурацией акустики 5.1, а затем и 7.1. Нужно добавить, что в самых современных цифровых кинотеатрах многоканальные саундтреки существуют в виде данных РСМ без компрессии, передаваемых через Интернет и хранимых на жестких дисках. Наиболее популярным «сжатым» форматом сейчас является Dolby Digital Plus, который применяется на телевидении, в интернет-вещании, в домашних мультимедийных комплексах. Также актуальны более продвинутый lossless-кодек Dolby TrueHD и профессиональный телеформат для международного обмена контентом Dolby Е.
Революцию в индустрии совершил изобретенный компанией Auro Technologies формат Auro 3D, добавивший обычному кинозвуку «второй этаж» и «крышу». Альтернативой от Dolby стало появление технологии формирования объектно-ориентированного саунда Atmos, которая принципиально отличается от алгоритмов матричного и канального кодирования/декодирования. Звуковая информации здесь не просто фиксируется, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных объектов в пространстве. Речь идет о трехмерных координатах образа с изменениями во времени, что позволяет получить в помещении однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Формат Dolby Atmos поддерживает до 128 таких объектов, налагаемых на фоновые шумы. В качестве наглядного примера реализации ноу-хау можно представить картину леса, населенного 128 птицами, которые постоянно перелетают с дерева на дерево и поют при этом разными голосами.
В своей первоначальной версии технология предназначалась для коммерческих просмотровых залов с конфигурацией акустики 7.1, где потребовалось выполнить серьезное переоснащение. Размещение колонок там обычно начинается примерно от трети расстояния между экраном и задней стеной — на уровне первых рядов зрительских кресел. В эту «слепую зону» были добавлены дополнительные спикеры для бесшовного панорамирования спецэффектов. Два ряда потолочных громкоговорителей обеспечили покрытие зрительного зала верхним полем. Если ширина экрана превышала 12 метров, в конфигурацию добавлялись левый центр и правый центр. Также по помещению распределялись дополнительные сабвуферы, отвечающие за равномерность басового фундамента звучания. И, самое важное, в кинотеатрах Dolby Atmos для каждого громкоговорителя предусмотрен отдельный канал усиления, что гарантирует панорамирование звука с максимальной точностью. В рамках технологии в студии создается саундтрек в виде «набора конструктора» со звуковыми образами и метаданными. В свою очередь оборудование на объекте настраивается специалистами бренда таким образом, чтобы при распаковке дорожки добиться оптимального звучания для конкретной, порой уникальной конфигурации. Разумеется, сам зал проектируется, строится и оснащается по определенным канонам. Для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos тоже существует регламент, но он менее строгий. Об этих правилах, а также об аппаратуре и контенте для пользовательской AV-системы мы расскажем во второй части материала.
Dolby Atmos: Будущее кинотеатров
Звуковые эффекты стали неотъемлемой частью современных фильмов. С каждым годом они становятся все более реалистичными, и то, что мы слышим сейчас в кино – это результат кропотливой работы многих людей на протяжении века.
Однако с распространением Интернета и появлением таких сервисов, как Netflix, популярность кинотеатров начала постепенно снижаться. В попытке поддержать этот вид бизнеса были реализованы несколько новых технологий. Наряду с IMAX, предлагающей качественную 3D-картинку, также появились интересные решения в сфере звука.
По мнению экспертов, новой вехой в развитии кинематографа станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. Хотя в 2012 году количество кинотеатров, использующих Atmos, не превысило 25 штук по всему миру, в 2013 году их количество увеличилось до 300 и продолжило расти.
Со времен «Храброй сердцем» с применением новой технологии были сняты такие фильмы, как «Стражи Галактики», «Star Trek: Возмездие» и «Жизнь Пи». О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал Бретт Крокетт (Brett Crockett), директор лаборатории звуковых исследований Dolby: «Dolby Atmos – это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Плач ребенка, звук вертолета, гудок автомобиля – все это аудиообъекты».
Звукорежиссер, используя Dolby Atmos, решает, где именно находится источник звука (иными словами, составляют 3D-карту звукового пространства), и определяет, по какой траектории он перемещается. Получается, что можно выбрать из какого динамика будет поступать звук. Если необходимая аудиоколонка неработоспособна или отсутствует, то система автоматически сформирует «фантомный» громкоговоритель, чтобы звук все равно поступал из нужного места.
Таким образом, в кинозал контент попадает не в виде предварительно записанных дорожек, а в виде большого количества звуковых файлов и соответствующей информации о пространственно-временных координатах. Эта информация попадает в звуковой процессор, который точно знает, где расположены акустические системы (установленные и откалиброванные в процессе монтажа кинозала), и сам просчитывает, куда и какую звуковую информацию нужно отправить.
Крошечная белая линия на вершине куба представляет летающей вертолет в 3D-пространстве. Точки слева представляют собой динамики. Сабвуфер и два левых верхних динамика в этот момент активны.
Помимо аудиообъектов Dolby позволяет работать с обычными звуковыми каналами (Beds), не требующими пространственного кодирования (шум окружения, музыка), что позволяет сформировать наиболее полную иммерсивную картину.
Для каждого кинозала создается свой проект в соответствии со спецификациями, где определяется количество и расположение динамиков, необходимые для корректного воспроизведения формата. Каждый такой проект утверждается уполномоченным консультантом Dolby.
Вообще Dolby держит все проекты под непосредственным контролем. Кинозалы утверждаются специалистами Dolby, которые выезжают на место, замеряют и принимают зал. При этом происходит проверка конфигурации и аппаратуры – каждого громкоговорителя и усилителя.
У представителей компании имеется специальная измерительная система, состоящая из 8 микрофонов, которая регистрирует параметры и задержку звука каждого громкоговорителя. Если вся акустика одобрена, то начинается процесс группировки в массивы 5.1, 7.1 и 9.1. После этого настройка зала запоминается в процессоре, заполняется протокол настройки. Другими словами, чтобы присвоить залу статус Dolby Atmos, компания проверяет все характеристики.
При настройке процессора вносятся данные о размерах зала, о количестве и координатах размещения колонок, все характеристики колонок и ассоциируемых с ними усилителей и т.п. Зал описывается для процессора так, чтобы исключить возможности ошибок (видео).
Dolby Atmos позволяет работать со 128 звуковыми дорожками, которые обрабатываются в зависимости от их типа. Статические дорожки сразу «закрепляются» за отдельными аудиоколонками или целыми их массивами. Что касается аудиообъектов, то они обрабатываются в реальном времени согласно конфигурации кинозала. Всего процессор Dolby позволяет выводить звук на 64 громкоговорителя одновременно.
Аудиооборудование и залы в различных кинотеатрах могут разительно отличаться по размерам и форме, поэтому, чтобы звук доставлял максимальное удовольствие, разработчики подготовили требования по размещению акустических систем.
Чтобы звуковые переходы были максимально гладкими, компания рекомендует установить за экраном две дополнительные акустические системы (отмечены зеленым на схеме расположения звукового оборудования) – это особенно важно для кинозалов, ширина экрана в которых превышает 12 метров. Также все «экранные» рупоры должны быть развернуты в одну определенную точку, расположенную где-то в зале, чтобы охватить все зрительские места.
Фронтальные сабвуферы группируются в единый массив нужной мощности, который немного смещается в сторону от оси симметрии – это позволяет снизить вероятность возникновения стоячих волн.
Что касается динамиков окружения, расположенных вдоль стен, то они должны быть подключены к индивидуальному каналу усиления, настроенному в соответствии с параметрами максимальной шумовой мощности, указанной производителем аудиоаппаратуры.
Боковые аудиосистемы должны располагаться по всей длине стены, чтобы обеспечить достойное звуковое покрытие, и формировать прямую линию, как показано на рисунке ниже. Наклон динамиков должен быть сориентирован по оси к уху зрителя, сидящего на крайнем месте у противоположной стороны зала.
Большинство динамиков окружения не способны производить мощные низкие частоты, потому в задней части аудитории следует добавить два дополнительных сабвуфера.
Что касается потолочной акустики, то верхние динамики должны располагаться строго симметрично относительно оси зала и по всей его длине. Причем расстояние между двумя рядами колонок должно быть чуть больше, чем между дополнительными акустическими системами за экраном. Опять же, динамики в передней и задней части аудитории должны быть развернуты в направлении общей точки.
По словам представителей компании Dolby, у зрителя, сидящего в грамотно оборудованном зале, возникает чувство, словно он «окружен бесконечным количеством динамиков» – это позволяет ему полностью погрузиться в происходящее на экране.
Руй Соарес (Rui Soares) и Дипанкар Гровер (Dipankar Grover) говорят, что технология дарит потрясающие впечатления и отличить систему Atmos от других систем легче легкого. «Dolby Atmos может перенести вас прямо в гущу событий, происходящих на экране», – восклицает Гровер.
Однако подарить такие магические впечатления система может только при должной настройке оборудования и выставлении правильных уровней звука. В ином случае технология превращается в очередной способ «обработки» зрителя громким звуком, просто с еще большего числа направлений.
Dolby Atmos что это в кинотеатре и телефоне
Раньше звук улучшался за счёт увеличения каналов. Увеличивалось количество звуковыводящих устройств. Их мощность и расположение. В этой статье вы узнаете все о новом, революционном формате звука Dolby Atmos — что означает это в кинотеатре и вашем смартфоне
История появления Dolby
Когда режиссёр фильма сказал, что продолжение уже на тот момент популярного фильма будет снят с Dolby Stereo, технологией заинтересовались все кинотеатры Америки. И если на то время всего около 50 кинотеатров в США имели поддержку Долби, то после выхода нового эпизода «Звёздных войн» фильмы с технологией можно было увидеть везде.
Что такое Долби Атмос в кинотеатре?
Определить звуковые объекты на ТВ или в телефоне очень просто: шум работы двигателя автомобиля, крик человека, взрыв.
Каждый отдельный звук сцены и является звуковым объектом. Таким образом, звукорежиссёрам проще работать со звуком Dolby Atmos. С технологией гораздо проще определить, где находится источник звука. И как он будет перемещаться в кадре фильма. Тем временем, как в обычной звуковой схеме режиссёр должен определять, из какой колонки будет выходить тот или иной звук.
Возможности технологии
В некоторых случаях применение технологии не является оправданным. Например, в сценах, где преимущественно фоновые и второстепенные звуки. Долби позволяет работать также с обычными звуковыми каналами. Которые не нуждаются в пространственном кодировании. Для работы со звуком DA не нужно покупать специальное оборудование в кинотеатрах. Вполне сгодится и существующее. Но необходимо докупить специальный рессивер. А также провести калибровку для него.
Их необходимо располагать параллельно задним или тыловым. Значительно улучшат качество звука в фильмах с Долби Атмос дополнительные сабвуферы. Можно добавлять аппаратуру постепенно, определяя её необходимость в конкретном случае.
Что значит Dolby Atmos для домашних кинотеатров?
Для удовлетворительного качества звука с Dolby Atmos можно использовать следующую конфигурацию 11.2:
Особенности Долби Атмос в телефоне
В современных смартфонах технология Dolby Atmos реализована не полностью. Внешний динамик устройства физически не может передавать атмосферные перемещения объектов. Но в наушниках перемещение звука реализовано хорошо. Мы можем фиксировать и определять прохождение звуковых объектов в пространстве. Конечно же, технологии звука в наушниках далеко до звука фильма в кинотеатре. Но основные принципы технологии DA в смартфоне реализованы.
Но в некоторых случаях может быть помехой при распознавании речи. Виртуализация не применяется к внешнему динамику.
Многие флагманские мобильные устройства оснащены Долби Атмос.
Стоит учесть, что взлом ведёт к потере гарантийного талона. А также существуют риски нанести вред встроенному динамику (динамикам), которые не предназначены для воспроизведения звука со стерео.
Фильмы с технологией Dolby Atmos
Если на афише или в другом месте вы увидите надпись Dolby Atmos, то это значит, что у вас есть возможность получить максимум эмоций от фильма. Подобные кинотеатры оснащены большим количество громкоговорителей, которые ловко курируют звук, доставляя их к ушам в лучшем качестве. У кинотеатра должен быть сертификат от Долби о том, что их зал хотя бы минимально соответствует реализации данной технологии.
Dolby Atmos в кинотеатрах и мобильных телефонах безусловно делают звук лучше, это значит, что он будет более объемным и интересным. Её наличие является неоспоримым преимуществом для любого фильма.
Что такое Dolby Atmos?
Dolby Atmos когда-то была многообещающей технологией. Теперь она доступна на множестве устройств и приложений, от кинотеатров до телевизоров и смартфонов. Но что именно? Читайте все подробности о Dolby Atmos.
В 2012 году Dolby Atmos, рекламируемый как будущее домашнего кинотеатра, был принят в кинотеатрах по всей стране. Теперь вы можете наслаждаться этим кинематографическим звуком в собственной гостиной с многочисленными звуковыми панелями, AV-усилителями, телевизорами и даже смартфонами, поддерживающими его.
Что Вам необходимо знать про Dolby Atmos?
Атмос, разработанный в 2012 году, расширяет возможности 5.1 и 7.1, чтобы включить в него многочисленные динамики, расположенные по всей комнате, и создать объемный трехмерный звук.
В кинотеатре перед вами, вокруг и над вами будет размещено до 64 динамиков. Это добавляет звуку высоту, создавая полусферу динамиков, которая позволяет режиссерам и звукорежиссерам направлять определенные звуки в определенные области с высокой степенью точности.
Вероятно, главное, что нужно знать, когда речь идет о Dolby Atmos, – это концепция аудиообъектов. Раньше звуки были ограничены определенными каналами – частями звука, которые направлялись на определенные динамики.
С Dolby Atmos звукорежиссерам не нужно ограничивать звук определенным каналом. Они могут указать, откуда исходит отдельный звук и куда он движется. А система Атмос интерпретирует эти данные и воспроизводит их в виртуальном трехмерном пространстве.
В результате создается ощущение, что звук исходит из комнаты, в которой вы сидите. Слышно, как капли дождя ударяют по отдельным листьям, вертолеты звучат так, как будто они летают над вами.
Отдельные звуки, которые больше не ограничиваются определенным динамиком или каналом, называются аудиообъектами.
В Atmos базовый уровень звука по-прежнему микшируется с использованием традиционного канального подхода. Это окружающие статичные звуки, которые не требуют точного размещения. Аудиообъекты помещаются поверх этого слоя вместе с соответствующими пространственными метаданными для создания более динамичного звучания. Технология позволяет использовать до 128 аудиоканалов, 10 из которых используются для базового уровня, а 118 – для аудиообъектов.
Использование объектно-ориентированного звука также означает, что звуковые данные могут масштабироваться в нескольких форматах. Лучший способ воспроизвести звуковую среду Атмос – использовать 64 динамика. Но это не значит, что другие, менее сложные настройки не могут воспроизводить такое же звучание. В этом смысле дело не столько в количестве динамиков, сколько в принципе звуковых объектов и способах их воспроизведения в различных системах.
Не важно, слушаете ли вы в кинотеатре с гигантской конфигурацией из 64 динамиков, или дома с 7 динамиками, или даже используете наушники. Независимо от этого в Атмос есть все необходимые данные для точного воспроизведения 128 аудиообъектов, что и делает технологию невероятно приспосабливаемый.
Где я могу услышать звук Dolby Atmos?
Самый простой способ узнать, что такое Атмос, – это найти кинотеатр, оснащенный необходимыми технологиями.
Другой вариант – обновить домашнюю аудиосистему. Конечно, когда дело доходит до обновления вашей персональной системы, 64 динамика – это в лучшем случае логистическая проблема.
В результате было предложено множество решений, чтобы попытаться принести звук Atmos в дом.
Dolby Atmos дома
Даже если вы не сможете воссоздать полностью домашний кинотеатр с 64 динамиками, вы все равно можете получить хорошее впечатление от Dolby Atmos в гостиной.
Домашние системы Atmos способны воспроизводить все 128 аудиообъектов всего через 7 динамиков. Для тех, кто хочет сделать все возможное, домашние системы Атмос поддерживают до 34 динамиков, но в такой настройке нет необходимости.
Но прежде чем беспокоиться о динамиках, нужно знать еще кое-что. Во-первых, вам не понадобится новый проигрыватель Blu-ray. Стандартные Blu-ray могут содержать необходимые данные Atmos, как и Blu-ray Ultra HD. Поэтому, если вы не хотите перейти на UHD Blu-ray, проблем с форматом не будет.
Количество контента в формате тоже растет. Sky уже некоторое время производит контент в Атмос: футбол Премьер-лиги и такие мероприятия, как музыкальный фестиваль Isle of Wight, транслируются в дома по всей стране в этом формате.
Однако на данный момент доступен самый широкий спектр контента Атмос для потоковой передачи в цифровом виде из таких видеохостингов, как YouTube, через встроенные приложения Smart TV и потоковые устройства, такие как Apple TV 4K.
Когда у вас есть ресивер, самое время подумать о динамиках. Вы можете купить обычные пакеты домашнего кинотеатра, которые включают динамики и приемник с поддержкой Atmos. Но если вы обновляете свою текущую настройку, вам будет приятно узнать, что ваши существующие динамики также можно использовать.
Итак, что насчет этих важнейших потолочных динамиков? Вам может быть интересно, собираетесь ли вы сверлить отверстия в потолке для установки необходимых динамиков. К счастью, в этом нет необходимости.
Во-первых, вы можете купить специально разработанные колонки Dolby Atmos. В них встроены динамики, направленные вперед, с версиями, направленными вверх. Они отражают звук от потолка, имитируя эффект потолочных динамиков.
Если вам нравится ваша текущая настройка динамиков, доступны также модули динамиков, которые преобразуют существующую настройку в версии с поддержкой Атмос, способные поднять звук вверх. Это просто вариант размещения модулей, которые по сути являются обращенными вверх динамиками, поверх существующих динамиков, чтобы добавить накладные функции. В превосходных сериях KEF R и Q есть соответствующие модули Atmos.
Во-вторых, вы можете сделать решительный шаг и установить настоящие потолочные динамики. Как уже упоминалось, домашние системы Atmos будут работать с 34 динамиками, поэтому, если установка потолочных динамиков не проблема, вы можете сойти с ума по Атмос.
Однако, прежде чем испортить гипсокартон, стоит иметь в виду один нюанс. Руководство Dolby гласит, что использование только двух верхних динамиков «обеспечит убедительный и мощный эффект», в то время как четыре верхних динамика дадут вам «оптимальное ощущение движения и точности звука».
Фактически, справочные руководства Dolby для лучшей настройки динамиков Atmos рекомендуют использовать максимум 12 динамиков. Если у вас есть правильный AV-ресивер, вы можете обновить существующий объемный звук 5.1 или 7.1, добавив два или четыре потолочных динамика и пару модулей динамиков или динамики с поддержкой Atmos.
Рост популярности Atmos в домашних условиях также совпал с появлением звуковых панелей с поддержкой Atmos как более дешевого и менее назойливого способа установки Atmos в доме.
Эти более простые решения объединяют направленные вверх динамики с традиционной технологией звуковой панели, чтобы обеспечить работу с Атмос без проблем. Такие модели есть у многих производителей, например, у Sony, американского Vizio или немецкого бренда Sennheiser.
Atmos на мобильном телефоне
Dolby Atmos разработан с учетом того, что его можно адаптировать к любому устройству, которое вы слушаете. Поэтому вы можете наслаждаться звуком Атмос, используя свой смартфон, планшет или наушники.
Использование Atmos на мобильных устройствах стало возможным благодаря объединению традиционной технологии виртуального объемного звучания с объектно-ориентированным звуком Dolby Atmos. Не вдаваясь в историю виртуального объемного звука, их сочетание позволяет наушникам воспроизводить убедительную версию трехмерного звукового ландшафта. Это будет не то же самое, что сидеть в кругу говорящих, но вы все равно должны лучше почувствовать пространство и направленность.
Музыка в Dolby Atmos
Atmos доступно не только для поклонников домашнего кинотеатра, его присутствие растет и в музыкальной индустрии.
Первый аудиодиск Blu-ray со звуком Атмос появился в 2015 году в рамках празднования 25-летия REM’s Automatic For The People. Этот сектор вырос с тех пор, как вышел концертный фильм Ханса Циммера Live in Prague со звуком Atmos, а также были переизданы альбомы Kick от INXS, The Wall Роджера Уотерса и многие другие.
На выставке Hi-Fi Show в Бристоле в 2019 году Trusted Reviews познакомились с негласным взглядом на классические песни, ремикшированные в Atmos. Треки включали “Don’t Believe the Hype” (в оркестровом исполнении), “God Only Knows” (в исполнении Королевского филармонического оркестра) и “Rocket Man” Элтона Джона.
Конечный результат был интересным: некоторые песни лучше подходят для этого формата, чем другие. Следовательно, воспроизводятся оркестровые версии некоторых песен, но потенциал для того, что может сделать Атмос, есть.
И музыкальные студии подхватили это, а Universal Music Group объявила о партнерстве с Dolby для создания музыки в формате погружения.
Чем отличается Dolby Atmos от конкурентов?
Dolby – не единственная компания, участвующая в акции со звуком. Формат DTS DTS:X был представлен в январе 2015 года и также использует объектно-ориентированную систему. Однако, в отличие от Dolby Atmos, DTS:X изначально предназначался для домашнего использования, а затем был нацелен на кинотеатры.
Чем отличается DTS:X? Во многом это то же самое, что и система Dolby. Однако решающее различие заключается в настройке динамиков. В то время как Атмос поддерживает до 34 динамиков в доме, 64 в кинотеатре и требует новых динамиков для правильной работы, DTS:X поддерживает до 32 динамиков и будет работать с вашей текущей настройкой домашних динамиков.
Это означает, что, хотя дополнительные потолочные динамики улучшат качество DTS:X, они не нужны для получения максимальной отдачи от технологии. Более того, DTS:X поддерживается большим количеством производителей, многие из которых выпускают обновления прошивки для существующих AV-ресиверов.
Еще одна конкурирующая объектно-ориентированная трехмерная аудиосистема – Auro 3D. Формат, разработанный бельгийской компанией Auro Technologies и официально представленный в 2006 году, основан на трехуровневом дизайне. Он включает фронтальные верхние динамики, верхние динамики объемного звучания и потолочный динамик объемного звучания.
Различие между этой системой и Dolby Atmos заключается в расположении динамиков. В Auro 3D дополнительный ряд динамиков размещается над традиционным рядом, имеющимся в конфигурациях 5.1 и 7.1. Это добавляет элемент высоты. Затем на потолок помещается один динамик, чтобы добавить размер потолка.
Хотя Auro 3D также создает пространственное звуковое поле, компания не использует термин «аудиообъекты», как это делает Dolby. Плагины Auro позволяют звукорежиссерам определять, где должны исходить и перемещаться звуки, а формат можно использовать в кинотеатрах, дома и через наушники, как и в случае с Dolby Atmos.
В таких фильмах, как «Голодные игры», «Семейки Крудс» и «Красный хвост» используется Auro 3D, хотя он не так популярен, как DTS:X или Атмос. Auro, DTS и компания Barco, занимающаяся технологиями цифрового кино, объявили в 2013 году, что они объединятся для поддержки подхода открытого формата к созданию объектно-ориентированного звука кино. Это позволит кинотеатрам воспроизводить фильмы с любым новым 3D-звуком.
В каких фильмах используется Atmos?
С тех пор, как Dolby представила новую звуковую технологию в 2012 году, многие кинематографисты решили использовать ее.
Первым фильмом, в котором использовалась технология Атмос, стал фильм Disney Pixar «Храбрый». Его премьера состоялась в Голливуде в 2012 году в кинотеатре Dolby, оборудованном Atmos. С тех пор популярность Атмос растет. У Dolby есть список фильмов, в которых использовалась эта технология, и они доступны через
Однако не все эти фильмы выпускались со звуком Atmos на Blu-ray. К счастью, Dolby также предоставила списки дисков Blu-ray с поддержкой Атмос для каждой территории.
Атмос и VR
Поскольку виртуальная реальность (VR) все еще набирает обороты, 3D-звук важен. Воспроизведение того, как мы слышим звуки в повседневной жизни, имеет решающее значение для ощущения погружения в виртуальную реальность.
Dolby уже работал с создателем контента VR Jaunt, чтобы добавить звук Atmos к трем VR-впечатлениям компании: Black Mass, Kaiju Fury! и видео с концерта Пола Маккартни под названием «Живи и дай умереть».
С тех пор поддержка Атмос была расширена для поддержки возможностей виртуальной реальности на iOS, Android, OS X и Windows. Dolby перечисляет Oculus Rift и HTC Vive в качестве поддерживаемых устройств, если у вас Windows 7 и выше.
Вдобавок компания заявляет, что Samsung Gear VR совместим с технологией Atmos. Вы также можете получить опыт применения Atmos с Google Cardboard, складным устройством компании, которое превращает ваш смартфон в средство просмотра VR.
Большинство телефонов Samsung и Apple способны воспроизводить звук Atmos.
Новые измерения звука
Формат объемного звука Dolby – захватывающее предложение для каждого, кому небезразличны аудиотехнологии.
Производители поддерживают Atmos и звуковые панели, поддерживающие этот формат. Вещательные компании выпускают все больше контента в Атмос. И по мере того, как VR начинает набирать популярность, объектно-ориентированный звук становится востребованным.