Сдвоенные уроки что это

Министр образования предложила сдвоить уроки в нижегородских школах

Сдвоенные уроки что это. Смотреть фото Сдвоенные уроки что это. Смотреть картинку Сдвоенные уроки что это. Картинка про Сдвоенные уроки что это. Фото Сдвоенные уроки что это

Фото из архива «Про Город»

Тяжесть портфеля школьников может уменьшиться

В Нижегородской области министерство образования решило начать проработку концепции «парных уроков». Информацию об этом сообщает глава регионального министерства образования Ольга Петрова на своей странице в Instagram.
Концепция, по мнению министерства, позволит уменьшить количество домашнего задания и тяжесть портфеля школьника.

По словам Ольги Петровой, такое изменение в образовании «приведет к росту качества» обучения.
У нижегородцев эта тема вызвала споры. Некоторые считают, что сдвоенные уроки — это интересное нововведение, которое точно сможет уменьшить тяжесть портфеля школьника.

«Идея интересна, которая точно уменьшит тяжесть портфеля (это однозначно), по поводу домашних заданий будет зависеть от конкретного педагога», — отметил нижегородец с ником shorin_pavel_official.
Если вместо домашних заданий просто на «парных уроках» давать задания на пять минут и сразу оценивать, тогда однозначно количество домашних заданий уменьшиться.
Другие высказались, что школьники просто не смогут высидеть два урока подряд.

«Школа — это не ВУЗ, и возможности к восприятию у детей разные. Домашних заданий меньше не станет. Если мне придётся провести два урока сразу, я за два урока домашнюю работу и задам», — написала местная жительница с ником _evesha.
На это глава министерства ответила, что есть педагоги, которые имеют противоположенное мнение на «парные уроки» Это другой подход к проведению урока и другая методика, которая должна снизит нагрузку на учеников.

Вместе с этим Петрова рассказала, что такие уроки педагоги в школах уже проводят, только точечно.
«Это всегда было в системе. НИРО подготовит материалы, сделаем обсуждение и покажем примеры», — добавила министр.

Источник

Сдвоенные уроки что это

Марина Степанова:

Действительно, сдвоенные уроки для учащихся 5-х классов и старше создают достаточно хорошие возможности для того, чтобы они более полноценно были погружены в изучение какого-то предмета, не было такого постоянного переключения с одного предмета на другой, а более основательная возможность изучения какой-то одной дисциплины.

Работоспособность стала выше. Кроме того, существенно облегчились ранцы у детей, выросла успеваемость, и мы сочли, что такая форма организации учебного процесса имеет свои преимущества и является здоровьесберегающей.

Что касается учеников начальной школы, то выяснилось, что они не готовы к такой организации учебного процесса. Потому что такое погружение – длительное, однообразное – не способствует сохранению ни учебных возможностей, ни работоспособности детей в течение дня, так как это не адекватно их возрастным возможностям. Однако рациональное использование динамических пауз и физкультминуток дает прекрасный эффект, повышающий работоспособность детей, снимающий утомление и сохраняющий зрение.

2. Ирина Зырянова, заместитель директора школы № 64, г. Лесной Свердловской обл.:

– В новом СанПиН содержится явное противоречие между требованиями к расписанию занятий по физической культуре и необходимостью распределения детей в соответствии с медицинской группой. Если в школе один спортивный зал, два учителя физкультуры и четыре группы детей, а еще есть ребенок, которому положена адаптивная физическая культура, то что делать? Есть ещё вопросы к рекомендациям по количеству уроков. Например, во 2–4-х классах ограничение по пяти урокам, можно ставить шестым физическую культуру, но не менее трех раз. Проблема: как развести класс на четыре группы или параллель в определенные дни?

Марина Степанова:

– Новых требований к проведению занятий по физической культуре в санитарных правилах нет. Когда несколько лет назад ставился вопрос о трех уроках физкультуры, мы предупреждали, что школы к этому не готовы: не хватает учителей и спортзалов. Обернулось все это тем, что в одном спортзале занимались сразу два-три класса, и от этого было больше вреда, чем пользы.

В СанПиН содержатся требования не по количеству спортзалов, а по минимальным площадям залов для занятий физкультурой в зависимости от общего количества учащихся. Например, для сельской малокомплектной школы более чем достаточно одного зала, а для крупной, где 1000 учеников и больше, конечно, одного зала мало.

При строительстве новых зданий все это можно рассчитать, а если старые здания, то можно предусмотреть занятия на улице – зимой на лыжах и коньках, в теплое время года – на пришкольном участке. Некоторые школы делают пристройки к зданию для спортивных залов.

– Может, здесь как раз оптимальный выход – в сдвоенных уроках?

– Это оптимально только в случае занятий в бассейне или на лыжах, а во всех остальных случаях лучше распределить эти три урока на разные дни, чтобы у детей было больше двигательной активности в течение недели.

Современные дети катастрофически мало двигаются, и физкультура снимает эту ежедневную большую статическую нагрузку. Другое дело, что не всегда эти занятия организованы так, чтобы они приносили пользу ребенку.

3. Светлана Матвеева, директор МАОУ СОШ № 36, г. Великий Новгород:

– Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Но в новых СанПиН этой шкалы нет! Как тогда составлять расписание?

Также Светлана Матвеева и ее коллеги обращают внимание на то, что в новых СанПиН отсутствует понятие «Максимально допустимая нагрузка» и нормы нагрузки при составлении такого документа, как, например, учебный план.

Марина Степанова:

– Всё это должно быть представлено в гигиенических нормативах, которые в ближайшее время будут выпущены в дополнение к санитарным правилам.

– Следует ли ждать каких-то изменений в связи с этим?

– Эти показатели практически остались прежними, возможны уточняющие корректировки.

Источник

Новые требования к расписанию занятий, которые мог упустить ваш завуч

Сдвоенные уроки что это. Смотреть фото Сдвоенные уроки что это. Смотреть картинку Сдвоенные уроки что это. Картинка про Сдвоенные уроки что это. Фото Сдвоенные уроки что это

Перед тем как в сентябре утвердить расписание, проверьте, учел ли завуч новые требования. Нужно убедиться, что в расписание включили все обязательные предметы, дополнительное деление на группы и внеурочные занятия. В статье – образцы расписания, приказ, чтобы его утвердить, и готовые аргументы, если к вам пришли ругаться из-за расписания учителя и родители.

Если школа составит расписание с ошибками, ей грозят штрафы. За нарушение требований СанПиН директору придется заплатить 7 тыс. руб., а школе – 70 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП). Учредитель также будет вправе привлечь директора к дисциплинарной ответственности и вынести ему замечание или выговор (ст. 192 ТК). Чтобы этого не допустить, необходимо проверить, чтобы в расписание добавили новые обязательные предметы и при этом не нарушили СанПиН. В этом вам помогут фрагменты расписания. Также нужно убедиться, что классы разделили на группы, и оценить, насколько расписание удобно для учителей и родителей. А если они остались недовольны, смотрите готовые аргументы, которые может использовать директор.

Изменения, которые надо отразить в расписании

Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.

Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке. На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании. Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.

Деление на группы

Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.

Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Внеурочная деятельность

Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.

Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Обратите внимание, что 2019/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2020/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание

Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.

Начало занятий

Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.

Расписание звонков

Сдвоенные уроки что это. Смотреть фото Сдвоенные уроки что это. Смотреть картинку Сдвоенные уроки что это. Картинка про Сдвоенные уроки что это. Фото Сдвоенные уроки что это

Смены

Сдвоенные уроки что это. Смотреть фото Сдвоенные уроки что это. Смотреть картинку Сдвоенные уроки что это. Картинка про Сдвоенные уроки что это. Фото Сдвоенные уроки что это

Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.

СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Нагрузка

Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>. На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах. Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Облегченные дни

Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.

СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.

Физкультура

Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.

Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей

Заместитель директора по УВР после того, как расписание проверили на ошибки, проанализирует, насколько оно удобно для каждого учителя. Если он выявит проблемы, которые не удастся решить и не нарушить при этом СанПиН, можно обсудить их с педагогами. Это позволит предупредить конфликтные ситуации и решить, что учтете и поменяете в следующем полугодии.

Проект расписания можно рассмотреть и вместе с активными родителями. Так вы дадите им возможность высказать свои пожелания о том, как распределить уроки, кружки, секции. Для этого родителей можно пригласить на собрание до начала учебного года либо провести опрос или анкетирование. Если какие-либо пожелания родителей учесть не получится, вы сможете подготовить аргументы, чтобы убедить их, почему надо оставить расписание без изменений. Смотрите чат экспертов, которые подскажут, какие аргументы использовать, если учителя или родители пришли ругаться к вам из-за расписания.

Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса

Чтобы первоклассники постепенно привыкли к школе, поручите установить для них ступенчатый режим занятий. Это позволит им быстро адаптироваться к школьной среде. Главный принцип ступенчатого режима заключается в том, чтобы последовательно увеличивать продолжительность уроков и их количество по месяцам.

Чтобы организовать ступенчатый режим, проводите:

– в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;

– ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;

– январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Публикация
Поручите ответственному работнику вывесить расписание не только на стенде школы. Пусть он разместит его и на сайте, тогда классные руководители смогут выслать родителям ссылки на его электронную версию

Источник

Допустимы ли сдвоенные уроки в начальных классах

Решаем юридические и финансовые вопросы

Письмо Минобразования РФ от 22.02.1999 N 220/11-12
«О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

от 22 февраля 1999 г. N 220/11-12

О НЕДОПУСТИМОСТИ ПЕРЕГРУЗОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5 — 25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11 — 12% детей, в основной — 8%, в средней — 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60 — 70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза — психоневрологических отклонений, в 3 раза — патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Минобразование России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

1. Приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322 утвержден Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, устанавливается следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учетом ее продолжительности.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Максимально допустимое количество часов в неделю │ │ при разной ее продолжительности │ ├────────────────┬───────────────────────────────────────────────┤ │ Классы │ Максимально допустимая недельная нагрузка │ │ │ в часах │ │ ├──────────────────────┬────────────────────────┤ │ │ при 6-дневной неделе │ при 5-дневной неделе │ ├────────────────┼──────────────────────┴────────────────────────┤ │ │ 4-летняя начальная школа │ │ │ │ │ 1 │ 22 │ 20 │ │ │ │ │ │ 2 — 4 │ 25 │ 22 │ │ │ │ │ │ 3-летняя начальная школа │ │ │ │ │ 1 — 3 │ 25 │ 22 │ └────────────────┴──────────────────────┴────────────────────────┘

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки обучающихся.

Обязательная нагрузка обучающихся начальной школы для общеобразовательных учреждений региона определяется региональными органами управления образованием. При этом обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую.

Школьное расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

Школьное расписание уроков следует строить с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. В расписании уроков для младших школьников основные предметы рекомендуется проводить на 2 — 3-м уроках, а наибольший объем учебной нагрузки должен приходиться на вторник или среду. Контрольные работы следует проводить на 2 — 4-м уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, ИЗО, труда, физкультуры.

2. Учебные занятия в школах рекомендуется начинать не ранее 8 часов.

Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах следует применять «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

— с сентябре — 3 урока 35-минутной продолжительности;

— с октября — 4 урока по 35 минут каждый;

— со второго полугодия — по таблице максимально допустимого количества часов.

Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену.

3. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается следующая:

В течение недели не рекомендуется проводить более 3 — 4 уроков с применением ТСО.

4. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания, недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся 1-х классов — не более 5 минут, 2 — 3-х — 5 — 7 минут, 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4 — 5 минут.

5. Для восстановления работоспособности в течение дня рекомендуется устанавливать продолжительность перемен между уроками для обучающихся начальной школы не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 30 минут; вместо одной большой перемены после 2-го и 3-го уроков допускается устраивать две перемены по 20 минут каждая.

Перемены следует проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

6. Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

7. Чтобы избежать перегрузок и утомления детей в начальной школе, плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения учащихся должны проводиться на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

8. В оздоровительных целях общеобразовательным учреждениям рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий для каждой школы: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера.

9. Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

— в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 часа;

— в 3 — 4-м — до 2 часов.

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.

10. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек.

Продолжительность уроков в таких классах определяется не более 40 минут.

Коррекционно-развивающие занятия должны входить в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.

Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели для обучающихся компенсирующих классов рекомендуется обеспечить облегченный учебный день в середине недели, учитывая индивидуальные особенности детей и рекомендации врача и психолога.

С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям школы обучающиеся компенсирующих классов должны быть обеспечены в школе необходимой медико-педагогической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

11. В некоторых регионах России нарушается ст. 20 Закона РСФСР «О социальном развитии села», в соответствии с которой обучение школьников разных лет начальных классов в сельских малокомплектных школах производится раздельно.

Согласно п. 27 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1008, количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

В малокомплектных школах, где со 2-го класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2-м классе — не более 20 минут, в 3-м — не более 25 минут; на уроках математики во 2-м классе — не более 15 минут, в 3-м — не более 20 минут. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий.

12. Следует отметить, что в некоторых образовательных учреждениях в 4-х классах имеет место проведение так называемых переводных экзаменов, что создает стрессовую ситуацию и приводит к перегрузкам нервной системы детей младшего школьного возраста. В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок в 5-й класс следует отдавать предпочтение более высоким. Согласно п. 4 ст. 17 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся на ступени начального общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей), оставляются на повторное обучение или переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.

Статьи по теме

При организации учебного процесса, в том числе при составлении расписания уроков, руководство образовательных организаций должно ориентироваться на требования СанПиН 2.4.2.2821-10. Описанные в документе правила обязательны для соблюдения для всех государственных и частных школ.

Как составить расписание уроков в школе по СанПиН?

Расписание уроков влияет на успеваемость учеников, оно отражает режим учебной деятельности. Его составляют параллельно для учеников по классам и для педагогов.

Составление расписания – задача не из легких, ведь нужно распределить часы каждого преподавателя, учесть учебную нагрузку и соблюсти требования нормативных документов. Как показывает практика, грамотно составленное расписание значительно облегчает усвоение материала для детей.

При составлении расписания 2019 следует учитывать не только СанПиН и сложность уроков по баллам, но также следующие факторы:

Биоритмологический оптимум работоспособности у детей школьного возраста попадает на 10–12 часов дня. В это время усвоение материала будет наиболее эффективным, а психофизиологические затраты организма – наименьшими. Поэтому для обучающихся I ступени образования основные предметы ставятся на 2 и 3 уроки, II и III ступени – 2, 3, 4 уроки.

УТВЕРДИТЕ ДОКУМЕНТ, О КОТОРОМ ВСЕ ЗАБЫВАЮТ!

Составляя расписание уроков, не забудьте утвердить режим занятий! Если этого акта нет, Рособрнадзор признает отсутствие нарушением. Скачайте образец режима занятий на 2019/20 учебный год в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Разнится умственная работоспособность учеников и по дням недели. В понедельник дети еще «раскачиваются» после выходных, а к пятнице – нарастает утомление и снижается мотивация к учебе. Поэтому основную нагрузку нужно давать на вторник и среду. В эти дни, по СанПиН, расписание уроков должно включать предметы, которые соответствуют наивысшему баллу по шкале сложности. Возможен вариант, когда предметы со средним или низким баллом сложности выпадают на эти дни, тогда ставится большее их количество.

Новый материал, а также контрольные и самостоятельные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине рабочей недели. Предметы, которые требуют большого количества времени на подготовку, не ставятся на один день.

Занятия физической культурой рекомендуется ставить на последних уроках. После физкультуры не проводят контрольные работы и не дают письменные задания.

Как распределяется аудиторная нагрузка согласно требованиям СанПиН к расписанию уроков?

В СанПиНе устанавливается предельно допустимая нагрузка, различная для учеников разных возрастных категорий. Максимальное количество часов для учащихся 1, 2-4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10-11 классов равна соответственно 26, 32, 33, 35, 36 и 37. Для всех школьников количество внеурочных занятий длится не более 10 часов в неделю.

В документе детализируется общий объем нагрузки в течение дня:

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры. Расписание должно включать не менее 3 уроков физкультуры в неделю. Не допускается заменять их другими предметами.

Для младших школьников запрещено проводить уроки «парами», и для средних и старших это делать нежелательно, поскольку дети очень устают от такой нагрузки. Сдвоенные уроки допустимо проводить в таких случаях:

Резко ухудшаются показатели усвоения материала, если при составлении расписания уроков по СанПиНу не учитывается разбаловка по предметам. Поэтому не стоит сдваивать уроки, которые по шкале трудности превышают 8 баллов. Как исключение, можно на второй урок ставить лабораторную работу или иной вид практической деятельности.

Рекомендуется чередовать сложные предметы с простыми, однако не ставить рядом однотипные дисциплины. К примеру, русский язык и литературу лучше разделять.

Уроки должны начинаться не ранее 8 утра. Проведение нулевых уроков запрещено. Ученики 1, 5, 9 и 11 классов занимаются только в одну смену. Контрольные работы рекомендуется проводить по одной в день, на 2, 3 или 4 уроке. Запрещено проводить занятия в три смены. Перерыв между сменами не должен быть меньше 30 минут.

После перехода на ФГОС допускается чередование уроков с занятиями внеурочной деятельности. Если класс не перешел на ФГОС, то расписание уроков и факультативных занятий составляется отдельно.

Расписание уроков в школе на 2018-2019 учебный год по СанПиНу включает расписание внеурочной деятельности, если она чередуется с уроками. Если факультативные занятия проводятся во второй половине дня или в первой — для учащихся во вторую смену, то оно составляет отдельно.

Как определяются перерывы между занятиями в школе?

Как составить расписание уроков в школе по СанПиН, чтобы соблюсти оптимальные временные промежутки между разными видами учебной деятельности?

Если школа не перешла на ФГОС, то составляются отдельные расписания для уроков и факультативных занятий. В этом случае после последнего урока перед началом факультатива рекомендуется устраивать перерыв длительностью не менее 45 минут. Это закреплено в п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10

Если образовательная организация руководствуется в своей работе ФГОС общего образования, то чередование урочных и внеурочных занятий допускается. Факультативные уроки организуются в отличных от классно-урочной формах, поэтому устанавливать перерыв длительностью 45 минут нет необходимости.

Составленное с учетом ФГОС расписание предусматривает установление продолжительности перемен согласно санитарным нормам. Маленькие перемены должны длиться не менее 10 минут. Необходимо предусмотреть одну большую (20-30 минут) или две маленьких (по 20 минут) перемены.

Правильно составленное расписание не только повышает успеваемость, но и снижает нагрузку на детей, помогает поддерживать их заинтересованность в учебе, лучше усваивать материал. При составлении расписания важно соблюсти все обязательные требования и в максимально возможном объеме рекомендуемые.

Сдвоенные уроки что это. Смотреть фото Сдвоенные уроки что это. Смотреть картинку Сдвоенные уроки что это. Картинка про Сдвоенные уроки что это. Фото Сдвоенные уроки что это

СанПиН для начальной школы

Скачать:

Предварительный просмотр:

СанПиН для начальной школы: объем недельной нагрузки

Существенна позиция, согласно которой гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся включают теперь и объемные показатели внеурочной деятельности. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут использоваться «для проведения общественно-полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».

В новой редакции санитарных требований для школы актуализированы вопросы образовательных перегрузок и связанных с ними нарушений в состоянии здоровья учащихся. Для младших школьников это особенно важно, и необходимо, чтобы внеурочная деятельность кардинально отличалась от урочной, поскольку позволяет насытить образовательный процесс необходимыми для младших школьников двигательно-активными занятиями на свежем воздухе. Годовой объем часов внеурочной деятельности допускается перераспределять в пределах уровня общего образования, а также суммировать их в течение одного учебного года.

СанПиН для начальной школы: часы физической культуры

По данным Минобрнауки России, почти 20% школ не имеют спортивных залов. В большинстве школ номенклатура спортивных залов и их количество не удовлетворяют не только трем, но даже двум урокам физкультуры в неделю. Площади имеющихся школьных спортивных залов в подавляющем большинстве не соответствуют современным требованиям. Школа, тем не менее, остается наиболее пригодным для спортивно-оздоровительной работы местом, и необходимо изыскивать новые для сохранения здоровья школьников средства занятий уроков физической культурой. Интегрированный же подход позволит избежать нарушений санитарно-гигиенических условий (ухудшение параметров воздушной среды, температурного режима) и учесть особенности физической подготовленности детей в процессе организации занятий физической культурой.

Упрощает организацию уроков физической культуры в начальных классах и новое дополнение третьего абзаца п. 10.8 СанПиН для начальной школы 2.4.2.2821–10. Оно позволяет сдваивать уроки физической культуры для младших школьников в тех случаях, когда они проводятся в бассейне или отводятся для занятий на лыжах. А вот проведение сдвоенных уроков по основным учебным дисциплинам в начальной школе, в отличие от старших по возрасту учащихся, остается под запретом, поскольку приводит к переутомлению детей, ухудшению их самочувствия и увеличивает риск нарушения их здоровья.

СанПиН для начальной школы: обучение первоклассников

Отдельным коррективам подверглись требования СанПиН для начальной школы в сфере организации образовательного процесса (п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Трудность первого года обучения в школе определяется новыми условиями жизни, новыми условиями деятельности, новыми требованиями к ребенку. Особенно трудными физиологически и психологически являются первые месяцы обучения, поэтому введение ребенка в школьную жизнь должно проводиться постепенно.

Адаптация организма к школе имеет большую физиологическую стоимость. Это подтверждают данные о замедлении у первоклассников роста, потере у многих из них массы тела, об увеличении жалоб невротического характера.

Новые требования СанПиН для начальной школы ограничивают максимальную продолжительность урока в 1-м классе до 40 мин (вместо 45 мин) в период с января по май. Эти регламенты позволят осуществлять более мягкий переход реализации ступенчатого режима обучения первоклассников от 35-минутной к 40-минутной продолжительности уроков.

СанПиН для начальной школы: деятельность групп продленного дня

В пункте 10.10 СанПиН 2.4.2.2821–10 дифференцированы также требования, относящиеся к осуществлению ухода и присмотра за детьми в группах продленного дня.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности учащихся в группах продленного дня необходима рациональная организация режима дня.

Требованиями СанПиН для начальной школы предусматривают организацию полдника и прогулок учащихся начальной школы, посещающих группы продленного дня, а для первоклассников необходим еще и дневной сон. Выполнение последнего требования нечасто встретишь в условиях наших школ. Многие педагоги и родители сомневаются в его необходимости.

Обозначенное требование учитывает высокую эффективность дневного сна для сохранения здоровья и восстановления работоспособности первоклассников. Сегодня очень многие дети испытывают дефицит сна, и именно дневной сон после уроков поможет восстановить силы после учебного дня. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. При этом вопрос, сколько часов нужно спать семилетнему ребенку, решается индивидуально. Если, например, ребенок отказывается от сна в дневное время, ничего страшного в этом нет, возможно, он просто в нем не нуждается. Необходимое количество сна очень индивидуально. Долгие уговоры или даже наказание за непослушание могут только навредить. Вместо этого можно просто полежать на кровати или заняться тихими играми. Такого отдыха будет вполне достаточно.

СанПиН для начальной школы: использование электронного учебного оборудования

Обновления коснулись гигиенических требований к использованию электронного учебного оборудования. Согласно изменениям в п. 10.18 СанПиН для начальной школы увеличена продолжительность непрерывной работы за компьютером, оснащенном жидкокристаллическим монитором.

Актуальность данного изменения вызвана тем, что в последние годы в школы на смену мониторам, основанным на электронно-лучевых трубках, пришли жидкокристаллические экраны, обладающие большей разрешающей способностью и, следовательно, обеспечивающие более комфортные условия для зрительной работы пользователей. В санитарном же законодательстве до последнего времени продолжали использоваться регламенты непрерывной работы за персональным компьютером, которые были научно обоснованы для мониторов предыдущего поколения.

Специально выполненные исследования подтвердили, что использование новых мониторов позволяет повысить устойчивость к развитию зрительного и общего утомления у школьников, пользующихся персональными компьютерами. Теперь педагоги могут взять на вооружение новые более продолжительные безопасные регламенты непрерывной работы учащихся за компьютером.

Отдельное внимание следует обратить на утверждаемые СанПиН регламенты использования интерактивных досок на уроках в начальной школе. Несмотря на то, что оно практически стало рутинной практикой, в санитарном законодательстве это никак не было урегулировано.

Впервые в СанПиН для начальной школы появились гигиенические регламенты использования интерактивных досок на школьных уроках. Новые требования СанПиН для начальной школы устанавливают, что непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4-х классах не должна превышать 5 мин, в 5-11-х классах – 10 мин.

Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2-х классах составляет не более 25 мин, 3-4-х классах и старше – не более 30 мин при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60–80%, физкультминутки, офтальмотренаж). Появились и ограничения по количеству различных компьютерных устройств безопасно для здоровья детей использовать в процессе одного занятия (изменения в п. 10.18) – не более двух видов электронных средств обучения.

СанПиН для начальной школы: наполняемость классов

Нельзя обойти вниманием и изменения СанПиН для начальной школы в части наполняемости классов, поскольку количество детей в классе существенным образом влияет не только на качество образования, но и на самочувствие и здоровье детей и педагогов.

Санитарные нормы наполняемости классов актуализированы рисками нарушения здоровья детей в переполненных классах. В таких классах увеличивается утомление учащихся, они чаще страдают нервно-психическими расстройствами и более подвержены простудным заболеваниям. Кроме того, увеличение численности детей в классе негативно отражается и на возможности осуществлять индивидуальный подход к развитию обучающихся.

В условиях подушевого финансирования школ, нехватки школьных зданий и ряда других причин число детей в классах нередко превышает установленный ранее не только санитарными правилами, но и другими законодательными актами показатель – 25 чел. Теперь эта норма изъята и из санитарных правил.

Рассмотренные регламенты наполняемости детских групп используются и в санитарных правилах, адресованных дошкольным образовательным организациям. Исключением из этих регламентов являются классы компенсирующего обучения и классы-комплекты в малокомплектных сельских школах, а в детских садах – компенсирующие и разновозрастные группы, а также группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Их предельная наполняемость имеет конкретный норматив, который по понятным причинам всегда ниже, чем для детей в общеобразовательных классах и группах детского сада.

СанПин для начальной школы: требования к учебной аудитории

Новая редакция СанПиН для начальной школы устраняет ранее существовавшие избыточные требования к учебной аудитории. Пересмотрен п. 4.28 в части нормирования высоты помещений. По мнению разработчиков СанПиН для начальной школы, приоритетом является не конкретная высота помещений школы, а соблюдение тех требований, которые касаются воздухообмена в них. Оно может быть достигнуто, не только за счет соблюдения определенной высоты помещений, но и с помощью различных современных инженерно-технических технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *