Считали что знание не может быть абсолютно истинным
Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной
В течение всего своего существования люди пытаются ответить на множество вопросов об устройстве и организации нашего мира. Ученые постоянно совершают новые открытия и с каждым днем приближаются к истине, разгадывая тайны устройства Вселенной. Что же такое абсолютная и относительная истина? Чем они различаются? Удастся ли людям когда-либо достичь абсолютной истины в теории познания?
Понятие и критерии истины
В различных областях науки учеными дается множество определений истины. Так, в философии это понятие трактуется как соответствие образа предмета, формируемого человеческим сознанием, реальному его существованию вне зависимости от нашего мышления.
В логике под истиной понимаются суждения и умозаключения, являющиеся достаточно полными и правильными. В них должны отсутствовать противоречия и несоответствия.
В точных науках суть истины трактуется как цель научного познания, а также как совпадение имеемых знаний с реальными. Она представляет огромную ценность, позволяет решать практические и теоретические задачи, обосновывать и подтверждать полученные выводы.
Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается.
Абсолютная истина. Примеры и признаки
В философии под абсолютной истиной понимается некое знание о нашем мире, которое не может быть опровергнуто или оспорено. Оно является исчерпывающим и единственно верным. Абсолютная истина может быть установлена только опытным путем или с помощью теоретических обоснований и доказательств. Она должна в обязательном порядке соответствовать окружающему нас миру.
Очень часто понятие абсолютная истина путают с вечными истинами. Примеры последних: собака – животное, небо голубое, птицы умеют летать. Вечные истины применимы лишь в отношении какого-либо конкретного факта. Для сложных же систем, а также для познания всего мира в целом они не подходят.
Существует ли абсолютная истина?
Споры ученых о природе истины ведутся с момента зарождения философии. В науке имеется несколько мнений по поводу того, существуют ли абсолютная и относительная истина.
Согласно одной из них, все в нашем мире относительно и зависит от восприятия реальности каждым конкретным человеком. Абсолютная истина при этом не достижима никогда, ведь узнать точно все секреты мироздания человечеству не под силу. Прежде всего это обусловлено ограниченными возможностями нашего сознания, а также недостаточным развитием уровня науки и техники.
С позиции других философов, напротив, все является абсолютным. Однако такое относится не к познанию устройства мира в целом, а к конкретным фактам. К примеру, доказанные учеными теоремы и аксиомы считаются абсолютной истиной, но они не дают ответов на все вопросы человечества.
Относительная истина
В связи с тем, что человек ограничен в способах и формах познания, он не всегда может получить полную информацию об интересующих его вещах. Смысл истины относительной состоит в том, что это неполные, приблизительные, требующие уточнения знания людей о том или ином объекте. В процессе эволюции человеку становятся доступны новые методы исследования, а также более современные приборы для измерений и вычислений. Именно в точности знаний состоит главное отличие относительной истины от абсолютной.
Истина относительная существует в конкретный временной промежуток. Она зависит от места и периода, в которые получено знание, исторических условий и прочих факторов, которые могут оказать влияние на точность результата. Также относительная истина определяется восприятием реальности конкретным человеком, проводящим исследования.
Примеры относительной истины
С точки зрения восприятия человеком реальности можно также привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов – это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода.
С течением времени относительная истина постепенно преобразуется и дополняется. К примеру, еще несколько столетий назад туберкулез считался неизлечимой болезнью, и люди, заразившиеся им, были обречены. На тот момент смертельность этой болезни не подвергалась сомнению. Сейчас же человечество научились бороться с туберкулезом и полностью излечивать заболевших. Таким образом, с развитием науки и сменой исторических эпох поменялись представления об абсолютности и относительности истины в этом вопросе.
Понятие объективной истины
Для любой науки важно получить такие данные, которые бы достоверно отражали действительность. Под объективной истиной понимаются знания, не зависящие от желания, воли и других личных особенностей человека. Они констатируются и фиксируются без влияния мнения субъекта исследования на полученный результат.
Объективная и абсолютная истина – это не одно и то же. Эти понятия совершенно не связаны друг с другом. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина. Даже неполные, до конца не доказанные знания, могут быть объективными в том случае, если они получены с соблюдением всех необходимых условий.
Субъективная истина
Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.
Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.
Ложь и заблуждение как противоположность истины
Все, что не является правдой, считается ложным. Абсолютная и относительная истина являются противоположными понятиями для лжи и заблуждения, означающими несоответствие действительности неких знаний или убеждений человека.
Различие между заблуждением и ложью состоит в преднамеренности и осознанности их применения. Если человек, заведомо зная, что он не прав, доказывает всем свою точку зрения, он говорит ложь. Если же кто-то искренне считает свое мнение верным, но на самом деле оно таковым не является, то он просто заблуждается.
Таким образом, лишь в борьбе с ложью и заблуждением может быть достигнута абсолютная истина. Примеры подобных ситуаций в истории встречаются повсеместно. Так, приближаясь к разгадке тайны устройства нашей Вселенной, учеными отметались различные версии, считавшиеся в древности абсолютно верными, но на деле оказавшимися заблуждением.
Философская истина. Ее развитие в динамике
Современными учеными под истиной подразумевается непрерывный динамический процесс на пути к абсолютному знанию. При этом на данный момент в широком понимании истина должна быть объективной и относительной. Основной проблемой становится возможность отличить ее от заблуждения.
Несмотря на резкий скачок человечества в развитии за последнее столетие, наши методы познания до сих пор остаются достаточно примитивными, не позволяющими людям приблизиться к абсолютной истине. Однако последовательно двигаясь к цели, вовремя и полностью отсеивая заблуждения, возможно, когда-нибудь мы сможем узнать все секреты нашей Вселенной.
Абсолютная истина, что это? Исчерпывающе
Выясняется, что даже о том, чем является «относительная истина», человечество знает приблизительно, то есть другими словами – не знает вообще. ИСТИНА – в истории философии понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант), противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть <все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?>(В. Даль) и т.д.. Это не говоря уже о том, что являет собой «истина абсолютная».
все>
Запутывание, сокрытие истины с последующим поиском таковой могло бы быть весёлой игрой для разнообразия пребывания в вечности, но при одном условии – неразрывной связи с абсолютной истиной! Когда руководители, находящие себя во главе правления действительностью всего нашего явного мира не теряют с ней весть, то это хорошо. Забытие же истины, угрожает самому существованию в образе человека разумного, как скрывающих, так и ищущих.
По моему глубочайшему убеждению, человечество до такой степени заблудилось в своих играх, что это уже угрожает существованию разума на земле как такового. Мы на пороге глобальной катастрофы, сознание этого витает в информационном пространстве планеты как само собой разумеющееся и доказательством тому является фактическая непригодность среды нашего обитания к естественному, природному, истинному существованию, ввиду крайней степени загаженности отходами продуктов нашего же потребления. Совершенно очевидно, что мы, человечество, гадим под себя и до такой степени (уж извините) уже ЗАСРАЛИ(!) свой дом, что жизнь в нём становится попросту невыносимой!
Абсолютная истина существует и понять это легко при двух обязательных условиях:
1. если мыслить логически правильно, так как не может быть ничего логичнее законов логики;
2. мыслить на русском языке как на родном, так как только русский язык среди всех языков мира является истинным (доказательство здесь: https://kayri1966.livejournal.com/1362.html). Все остальные языки мира являются искажением языка Руси. Вся истинная информация зашифрована в языке Руси буквально, и доказать это безапелляционно возможно только одним способом – логически правильным.
Для идентификации абсолютной истины, необходимо использовать только абсолютно неоспоримые доказательства, то есть только то, что совершенно очевидно имеет место быть в действительности и является само собой разумеющимся, ведь абсолютная истина является тем, существование чего невозможно оспорить. Всем этим критериям соответствует одно-единственное во всей Вселенной – СОБСТВЕННОЕ САМО СУЩЕСТВОВАНИЕ, которое и являет себя АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ, источником всех знаний. Всё остальное во Вселенной не является абсолютно истинным и в отличие от абсолютного знания себя – требует осознания. То есть, всё остальное во Вселенной познаётся только в сравнении одного с другим. Это состояние знакомо каждому человеку – во время просыпания после крепкого сна, иногда до нескольких секунд человек не может понять того кто он и где он сейчас себя находит (находит ся). Но знание того, что: «Это именно Я нахожусь где-то и являюсь кем-то, а не кто-нибудь другой» – всегда здесь и сейчас, и не исчезает никогда, в том числе и во сне.
В языке Руси, причиной всех причин, источником всех источников, началом всех начал, является аз азов всего вообразимого – АЗ (Я) собственная личность. Это то же САМОЕ, что и САМОСТЬ, то же самое, что и ЛИЧНОСТЬ, что и ПЕРВОЕ ЛИЦО.
«ДРУГОЕ», это всё то, что возникает в мыслях АЗ, как продолжение («я» как собственное тело, или другое тело, мыслимое как «не я»), то есть это все другие МЫСЛЕ-ОБРАЗЫ ума, отличающиеся от абсолютного знания себя тем, что их приходится опознавать (образовывать в уме) в отличии от собственного начала Аз. ОБРАЗ чего-либо (кого-либо), это всё то, что человеку известно о каком-то одном, ограниченном набором неких определённых свойств и качеств образовании.
В памяти ума Аз образ чего бы то ни было всегда является ИДЕАЛЬНЫМ (от слова «идея»), то есть ОБРАЗЦОВЫМ (от слова «образ»). Это и есть прообраз всякого мыслимого образа, с которым происходит сравнение, как одного с другим. Образ ОН, это третье лицо личности Аз. В языке Руси образ ОН обозначается букой О, по которой в языке Руси всё и познаётся: «В языке Руси всё по О знаёт ся и по О тому О с О знаёт ся». Иностранцу этого не понять, потому, что во всех иностранных языках, буквы, это звуки, а в языке Руси, это изначально БУКИ – образы мироздания, а уж потом буквы.
Язык Руси умышленно искажается пришлыми иностранцами. Наши истинные образы, подменяются ложными, и такая подмена фактически привела уже к тому, что общечеловеческая разумная связь с истинными образами Вселенной искусственно разрушается. Человечество теряет с ними, с ОБРАЗАМИ (О), весть, то есть теряет С-О-ВЕСТЬ, С-О-ЗНАТЕЛЬНОСТЬ, и таким БЕЗ-ОБРАЗНЫМ способом опускает ся до безумия, и это уже, к сожалению, совершенно очевидно.
Подменены такие основополагающие понятия, как например:
Говорят, что впервые философское понятие «истины» введено Парменидом как «противопоставление мнению». Основным критерием истины признавалось «тождество мышления и бытия». С тех пор мы умудрились почти забыть об этом.
Таким образом, есть абсолютная истина, одна единственная – УМ АЗ, начало всего вообразимого, Вселенная. Всё остальное находит себя в мыслях Аз, в Его МНЕНИЯХ, точках зрения, мыслящих своё бытие во временно объёмном теле.
К сожалению т.н. «наука» и «учёные», умышленно или нет, но делают всё для того, чтобы человечество не ведало истины и пребывало в полоумном состоянии неуверенности в себе.
Где-то как-то затерялся наиважнейший закон логики – ЗАКОН ВСЕМОГУЩЕСТВА УМА, или закон сингулярности, омнипотентности, трансцендентности и т.п. Вселенной, который звучит так: «НЕТ ВСЕЛЕННОЙ КРОМЕ ВСЕЛЕННОЙ», согласно которого всё во Вселенной тождественно Вселенной, является одним и тем же по существу, и в этом смысле не может противоречить само себе. Всемогущая Вселенная подчиняется только этому закону, и не подчиняется никаким другим законам.
Знание этого закона исключает возможность незнания того, что Вселенная безначально-безконечна, соответственно никакого «Большого взрыва» или «Акта творения Вселенной» никогда не было и быть не могло. Кроме того, этот закон исключает возможность существования во Вселенной каких бы то не было парадоксов вообще.
Например, существуют две противоречащие друг другу возможности действия всемогущества:
1. можно мочь;
2. можно не мочь;
Всемогущество может всё, и то, и это, иначе оно не было бы ВСЕ-могуществом. То есть оно может и мочь, и может не мочь одновременно. Всемогущество не нарушает закона логики, закона исключённого третьего, так как одновременная его и «мощь» и «не-мощность» являются совокупностью свойств его «все-мощности».
Всё остальное во Вселенной подчинено совершенно другим законам логики, законам ОГРАНИЧЕННОГО РАЗ-УМА:
Закон исключённого третьего;
Закон достаточного основания;
Подробно про законы логики здесь: https://kayri1966.livejournal.com/3374.html
Знание этих законов означает здравомыслие. Человек, мыслящий с нарушением законов логики не здоров психически и пребывает в той или иной форме расстройства мышления. Шизотипическое расстройство или легкая форма шизофрении может иметь место тогда, когда у человека имеются некоторые характерные симптомы заболевания. Однако, по совокупности и степени проявления их недостаточно для выставления диагноза шизофрении. К сожалению, основная масса человечества страдает подобным расстройством, иначе мы не допустили бы к власти людей, пребывающих в тяжёлой форме шизофрении, перепутав их наглость, одержимость, бред и алчность, с гениальностью.
— ШИЗОФРЕНИЯ (от греч. — «расщеплять, раскалывать» + «ум, мышление, мысль»);
— «Разделяй и властвуй» (лат. divide et impera) — принцип государственной власти.
Истина и ее критерии
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие истины
Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.
Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.
Есть и другие определения истины:
Виды истины
Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.
Критерии истины
Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.
Критериями истины являются:
Соответствие логическим законам.
Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
Простота, общедоступность формулировки.
Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
Философия об истине и правде
Понятие истины было введено ещё досократиком Парменидом. Он противопоставил истину мнению, причем критерием истинности считал постоянство мнений. Получалось что истинность решалась у древних греков постоянством мнения большинства.
Ученик Платона Аристотель спустился на землю и поднялся до корреспондентной или «классической теории истины» как соответствия знания реальности. Греческое наследие могло бы развиваться в Римской Империи, но набежали варвары, и чтобы спасти Империю Константин сделал гонимое христианство официальной религией. Империя всё равно развалилась, начались века средние затормозившие эволюцию человечества, возник онтологизм и представление о Боге как истине, поскольку сказано «Я есмь Истина».
Современная философия рассматривает истину с позиций современной теории познания как суждение, которое (по доступным нам строгим критериям (эмпирическим, логическим, требованиям верификации и фальсификации) обладает свойством истинности, достоверности. Проблема истины оказалась пограничной между логикой и философией:
Итак, истинность есть оценочная характеристика нашего суждения, фиксирующая по принятым субъектом познания критериям его соответствие своей предметной области.
Истинность – это свойство знания, а не свойство предмета. Дуб не может быть истиной или ложью, а вот суждение о дубе том может быть как истинным так и ложным. Для краткости мы называем истинное суждение истиной. (отсюда порой и возникает путаница)
Итак,истинность фиксирует свойство отношения наших суждений к внелингвистическим структурам, заданных нашей деятельностью. Мы порой не всегда различая понятия «правда» и «истина» употребляем словосочетание «говори правду» вместо громоздкого «говори суждение, которое обладает свойством быть истинным», мы помним, что знание не может быть истиной или ложью, но оно может быть истинным или ложным.
Ошибочное отождествление истины и реальности происходит в результате гипостазирования абстрактных понятий, что часто допускает обыденное мышление или художественно-образное мышление. Термин «объективная истина» не может означать, что истина существует как материальный предмет. Говоря об «истинном друге», мы понимаем под ним человека, поведение которого соответствует нашему понятию дружбы, но от этого друг не становится истиной, а остаётся человеком.
Объективность истинностных суждений означает, что в нашем знании имеется содержание, не зависящее от нашего желания. Хотим мы того или нет, а Одесса расположена на побережье Черного моря. Но не истина там расположена, а город.
Критерием «истины» (правильнее сказать истинности) знаний является как многогранная деятельность человека, которая не сводится к эмпирической проверке фрагментов знания. Этот критерий можно представить как поиск оптимального соотношения между знанием и деятельностью, как неустойчивое равновесие между ними. Ситуация похожа на старание серфингиста удержаться на океанской волне.
Стремление к истинному знанию не есть асимптотическое приближение «суммы относительных истин» к пределу, олицетворяющему абсолютную истину, как считал Ленин, поскольку меняется и реальность, и наши представления о ней, и мы сами.
Иногда перечисляют «разновидности истины»: «относительная», «абсолютная». Да, знание относительно и конкретно, потому что его истинность определяется в зависимости от условий, места и времени, а объективно оно потому что не зависит от нашего желания, и в тоже время знание относительно, что означает его постоянную незавершенность, но отнюдь не произвольность.
Относительность знаний объективна и конкретна. Наше знание неполно. Мы совершаем полные, необратимые, законченные действия в условиях принципиально неполного и незаконченного знания. Отсюда непредсказуемость наших индивидуальных жизней и даже путей эволюции общества.
Аспект абсолютности истины понимается в двух смыслах: или это полное знание или это завершенное знание о конкретной завершенной ситуации. Что касается первого, то исчерпывающей информации получить невозможно по законам физики: для полной информации даже об элементарной частице нужна бесконечная энергия. Энгельс был прав, заявив что «Все фабриканты вечных истин были в большей или меньшей степени ослами и шарлатанами. Применять мерку подлинной неизменной, окончательной истины к знаниям, которые по самой природе вещей относительны – значит доказывать лишь свое собственное невежество и непонимание»./Соч.,Т.20. С.90-91/
Для самоуверенных и невежественных «обладателей истины» это больной вопрос. Как заметил академик и недавний директор Института философии РАН А.А. Гусейнов беда в том, что «когда люди говорят об абсолютном (истине, морали, боге) они преисполняются какой-то непонятной и непроницаемой уверенностью что их утверждения обладают абсолютной истинностью по той причине, что они говорят об абсолютной истине» / Журнал «Вопросы философии» 2009, №9. с.7./
Ложь и обман. Различают ложь как добросовестное заблуждение (например, ошибка учёного в исследованиях или школьника в решении задачи) и ложь как умышленный обман. Например, лесть является приятным для адресата обманом с определённой целью. Обманом является и подборка-выборка информации под нужный концепт при умалчивании неудобных фактов в целях заданного концепта. Часто людей обманывают, выдавая ложные или необоснованные посылки за истинные и потом часто их повторяя «а поэтому…». (особенно часто это делают пропагандисты). Коварной разновидностью обмана является полуправда, подборка специально подобранных фактов и цитат в смеси с ложными комментариями и подтекстами. Ложь и обман в их различных дозах и комбинациях используют для манипулирования как личностным так и массовым сознанием.
Конспект по обществознанию на тему «Понятие истины, ее критерии»
ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ, ЕЁ КРИТЕРИИ
Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.
Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала. Выделяют основные виды истины:
1. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко;
2. Относительная истина – недостаточно полное знание о предмете, которое с течением времени, по мере развития науки может измениться. Знания, полученные на пути к абсолютной истине;
Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение.
Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. д.
1) Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
2) Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
3) Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
4) Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
5) В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
6) Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.
Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать.
Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности. Зависят от особенностей субъекта познания.
Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека. Содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества;
В структуре истины выделяют субъект и объект.
Объект истины — окружающая действительность или её часть.
Субъект истины — индивид, группа людей, общество.
· обусловлена реальной действительностью, общественной практикой (объективность);
· истина всегда конкретна (связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания).
Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания — гносеология.
Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ
Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами:
· Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. (Студент — учащийся вуза).
· Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).
· Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).
Критерий истины – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи.
Не существует единственного критерия истины. В качестве критерия принимается:
• авторитетность источника знания;
• соответствие законам логики;
• соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки;
• договорённость (конвенция) специалистов в данной области;
• простота, ясность мысли;
• парадоксальность идеи и др.
В качестве основного критерия истины признают общественную практику.
Гносеология – это философское учение о познании.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.