Считаешь ли ты что людям можно доверять тест
Методические рекомендации Иркутск 2005 ббк удк б
Форма 1
Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
Легко ли ты заводишь друзей?
Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
Часто ли ты нервничаешь?
Находишься ли ты обычно в центре внимания в компании сверстников?
Ты не любишь, когда тебя критикуют?
Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя понимают?
Кажется ли тебе иногда, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
Много ли у тебя близких друзей?
Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
Боишься ли ты оставаться один в темноте?
Ты всегда уверен вы себе?
Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
Бывает ли, что, когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая жизнь, чем у тебя?
Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
Бывает ли, что ты злишься на всех?
Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
Можешь ли ты ударить человека?
Ты иногда угрожаешь людям?
Часто ли родители наказывают тебя?
Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
Легко ли ты можешь рассердиться?
Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
Бывает ли у тебя чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
Ты часто совершаешь ошибки?
Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
Любят ли тебя твои знакомые и друзья?
Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
Завидуешь ли ты счастью других?
Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
Часто ли ты дерешься?
Легко ли тебе усидеть на месте?
Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
Часто ли ты ругаешься?
Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
Ты всегда делаешь все по-своему?
Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Ключ к форме 1 опросника
4. Неуверенность в себе
Высокие баллы (группа риска)
1. Отношение к семье
3. Недоверие к людям
4. Неуверенность в себе
5. Акцентуация характера
2-3 балла по каждому типу акцентуации
Инструкция к форме 2 ( 15-18 лет): « Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон вашей жизни и особенностей вашего поведения. Если вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, то у Вас будет возможность лучше узнать самого себя.
Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, то отвечайте «да», если не согласны – «нет».
Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте»
Форма 2
Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?
Легко ли ты заводишь друзей?
Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
Часто ли ты нервничаешь?
Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
10. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
11. Ты не любишь когда тебя критикуют?
Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
Способен ли ты на грубые шутки?
Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
Много ли у тебя близких друзей?
Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
Раздражают ли тебя родители?
Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
Ты всегда уверен в себе?
Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
Свои неудачи ты переживаешь сам?
Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшиться?
Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
Бывает, что ты злишься на всех?
Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
Можешь ли ты ударить человека?
Ты иногда угрожаешь людям?
Часто ли родители наказывали тебя?
Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой, как с ребенком?
Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
Легко ли можешь рассердиться?
Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
Считаешь ли ты, что есть много глупых обычаев и моральных норм поведения?
Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
Твои родители живут отдельно от тебя?
Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за своего внешнего вида?
Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
Ты подвижный человек?
Любят ли тебя знакомые, друзья?
Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
Критикуют ли родители твой внешний вид?
Завидуешь ли ты иногда счастью других?
Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
Часто ли ты дерешься?
Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
Легко ли тебе усидеть на месте?
Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
Часто ли ты ругаешься?
Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
Является ли один из твоих родителей очень нервным?
Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным?
Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
Ты всегда делаешь все по-своему?
Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
Стесняешься ли ты в обществе малознакомых тебе людей?
Часто ли тебе кажется, что чем-то хуже других?
Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Ключ к форме 2 опросника
4. Неуверенность в себе
Высокие баллы (группа риска)
1. Отношение к семье
3. Недоверие к людям
4. Неуверенность в себе
5. Акцентуация характера
3-4 балла по каждому типу акцентуации
Обработка результатов. Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому показателю (шкале), при этом, если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет». Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.
Отношение в семье. Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
напряженной ситуацией в семье;
необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
страхом перед родителями и т.д.
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
Агрессивность. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности.
Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
Недоверие к людям. Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутым. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимодействия с другими людьми.
Неуверенность в себе. Высокие баллы по этой шкале свидетельствует о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличие комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
Акцентуация характера. К группе риска относятся следующие типы акцентуации характера:
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Родительское отношение понимается авторами опросника как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал: «принятие- отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник».
Инструкция. Предлагаемый опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Испытуемый должен прочитать по порядку все утверждения опросника. Если он, в общем, согласен с ними, то на «Бланке для ответов» ему надо обвести кружком номер ответа, если, в общем, не согласен — зачеркнуть тот же номер. Если испытуемому очень трудно выбрать ответ, он ставит на номере вопросительный знак, стараясь, чтобы таких ответов было не больше пяти. Испытуемому сообщают, что в опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений, отвечать надо так, как он думает, этим он поможет психологу в работе.
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка.
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неприятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадит мне.
Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я принимаю участие в своем ребенке.
К моему ребенку «липнет» все дурное.
Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
Основная причина капризов моего ребенка- эгоизм, упрямство и лень.
Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения своего ребенка.
Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
Я понимаю огорчения своего ребенка.
Мой ребенок часто раздражает меня.
Воспитание ребенка- сплошная нервотрепка.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребенку.
За строгое воспитание дети благодарят потом.
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Я разделяю интересы своего ребенка.
Мой ребенок не в состоянии что- либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Шкала 1. Принятие-отвержение: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,24,
Шкала 2. Образ социальной желательности поведения: 6,9,21,25,31,34,
Шкала 3. Симбиоз: 1,5,7,28,32,41,58.
Шкала 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2,19,30,48,50,57,59.
Шкала 5. Маленький неудачник: 9,11,13,17,22,23,54,61.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.
При интерпретации результатов учитываются предложенные автором описания шкал:
Шкала 1. «Принятие-отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, кокой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала 2. «Образ социальной желательности поведения». Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Шкала 3. «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо прослеживается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Шкала 5. «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Диагностический материал «Анкета для учащихся «группы риска»
Анкета для проведения исследования учащихся «группы риска». Может пригодиться для работы социальному педагогу или классному руководителю.
Просмотр содержимого документа
«Диагностический материал «Анкета для учащихся «группы риска»»
Анкета для учащихся «группы риска»
Тебе предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. Если честно и обдуманно отвечать на каждый вопрос, то у тебя будет возможность лучше узнать самого себя.
Работай как можно быстрее, долго не раздумывай».
Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
Легко ли ты заводишь друзей?
Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
Часто ли ты нервничаешь?
Являешься ли ты обычно в центре внимания в компании сверстников?
Ты не любишь, когда тебя критикуют?
Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
Кажется ли тебе иногда, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
Много ли у тебя близких друзей?
Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
Всегда ли ты дома обеспечен (-а) всем необходимым?
Боишься ли ты оставаться один (одна) в темноте?
Ты всегда уверен (-а) в себе?
Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
Бывает ли, что, когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
Бывает ли, что ты злишься на всех?
Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным (-ой)?
Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не переносишь?
Можешь ли ты ударить человека?
Ты иногда прощаешь людям?
Часто ли родители наказывают тебя?
Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
Легко ли ты можешь рассердиться?
Рискнул (-а) бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
Бывает ли у тебя чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
Ты часто совершаешь ошибки?
Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
Бывает ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
Завидуешь ли ты иногда счастью других?
Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
Часто ли ты дерешься?
Легко ли тебе усидеть на месте?
Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
Бывает ли, что ты так расстроен (-а), что долго не можешь уснуть?
Часто ли ты ругаешься?
Мог (-ла) бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
Часто ли в вашей семье бываю ссоры?
Ты всегда делаешь все по-своему?
Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (, )
Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»
Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения. Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны — «нет».
Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте.
1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни — это заботиться прежде всего о себе?
3. Легко ли ты заводишь друзей?
4. Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
5. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
6. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
7. Часто ли ты нервничаешь?
8. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
9. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
10. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
11. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
12. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
13. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
14. Способен ли ты на грубые шутки?
15. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
16. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
17. Много ли у тебя близких друзей?
18. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
19. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
20. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
21. Раздражают ли тебя родители?
22. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
23. Ты всегда уверен в себе?
24. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
25. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
26. Свои неудачи ты переживаешь сам?
27. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
28. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
29. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
30. Бывает, что ты злишься на всех?
31. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
32. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
33. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
34. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
35. Можешь ли ты ударить человека?
36. Ты иногда угрожаешь людям?
37. Часто ли родители наказывали тебя?
38. Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
39. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?
40. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
41. Легко ли ты можешь рассердиться?
42. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
43. Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
44. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
45. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят семье?
46. Твои родители живут отдельно от тебя?
47. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида?
48. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
49. Ты подвижный человек?
50. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
51. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
52. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
53. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
54. Критикуют ли родители твой внешний вид?
55. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
57. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
58. Часто ли ты дерешься?
59. Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
60. Легко ли тебе усидеть на месте?
61. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
62. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
63. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
64. Часто ли ты ругаешься?
65. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
66. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
67. Является ли один из твоих родителей очень нервным?
68. Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным?
69. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
70. Ты всегда делаешь все по-своему?
71. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
72. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
73. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
74. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
1. Отношения в семье
5+; 6+; 21+; 22-; 25+; 28+; 29+; 37+; 38+; 39+; 45+; 46+; 53+; 54+; 66+; 67+; 71+
13+; 14+; 19+; 20+; 35+; 36+; 42+; 57+; 58+; 64+; 65+
3. Недоверие к людям
1-; 2+; 3-; 4+; 15+; 16+; 17-; 18+; 34+; 43+; 44+; 59-; 63+;72+
4. Неуверенность в себе
7+; 8+; 23-; 24+; 30+; 31+; 32+; 33+; 40+; 41+; 47+; 55+; 56+; 68+; 69+; 73+
Высокие баллы (группа риска)
1. Отношение в семье
3. Недоверие к людям
4. Неуверенность в себе
5. Акцентуации характера
3-4 балла по каждому типу акцентуации
Обработка и интерпретация результатов
Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом, если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «—» соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.
1. Отношения в семье
Высокие баллы поданной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
· напряженной ситуацией в семье;
· ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
· страхом перед родителями и т. д.
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости.
Агрессия может выражаться и в скрытых формах — недоброжелательности и озлобленности.
Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
3. Недоверие к людям Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми.
Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.
4. Неуверенность в себе
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
5. Акцентуации характера
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.
Истероидиый тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.
Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется крайней непредсказуемой изменчивостью настроения.
Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.