Счет 500 в бюджетном учете для чего используется
«1С:Бухгалтерия государственного учреждения». Санкционирование расходов
Многочисленные скандалы, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, и растущее внимание к реализации социальных программ стимулирует государство каждый год вводить новые требования по контролю расходования бюджетных средств, и 2010 год не стал исключением.
Настоящий доклад познакомит Вас с изменениями, которые претерпели синтетические субсчета 500-го счета вследствие принятия новых инструкций бюджетного учета в государственных учреждениях. Кроме того, Вы узнаете, как данный раздел учета реализован в новом программном продукте 1С «Бухгалтерия государственного учреждения».
Прежде всего, рассмотрим сравнительную таблицу соответствия субсчетов 500-го счета, которая наглядно отображает изменения, произошедшие в плане счетов в части санкционирования расходов в связи с вступлением в силу приказа № 157н. Помимо соответствия субсчетов счета санкционирования расходов в таблице приведены сведения о том, в каких типах учреждений данные субсчета будут использоваться.
Как видно из таблицы, счет 501 «Лимиты бюджетных обязательств» будет использоваться только в казенных учреждениях.
Добавлен новый субсчет 502.02 «Принятые денежные обязательства».
«Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности» (504,01) изменен на 504 «Сметные (плановые) назначения», а вместо 504.02 Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств применяется 506 счет «Право на принятие обязательств».
Как и любой участок учета, санкционирование расходов можно разделить на подразделы. С тремя такими подразделами мы познакомимся и рассмотрим их учет в программе:
Проводки по получению ЛБО оформляются документом «Бюджетные данные получателей бюджетных средств». Документ вводится после получения Расходного расписания, выписки из лицевого счета получателя средств бюджета. В табличной части следует указать ЛБО, доведенные до участника бюджетного процесса. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в этом документе, равно как и в других документов раздела санкционирования расходов, в качестве подсказки выводится корреспонденция счетов, которая будет сформирована этим документом. Таким образом, для корректного оформления той или иной операции, пользователю достаточно правильно подобрать документ. Для этого можно воспользоваться подсказкой (F1), в которой содержится подробное описание документов, а также порядка их заполнения. Кроме того, с информацией по оформлению различных операций в программе можно ознакомиться на диске ИТС.
Для отражения сметных назначений предназначен документ «Регистрация сметных назначений». Он предназначен для регистрации сведений об утвержденных сметных назначениях (изменениях сметных назначений) по приносящей доход деятельности казенных и бюджетных учреждений.
Сметные назначения учитываются в программе в разрезе пунктов Разрешения на осуществление приносящей доход деятельности.
В программе предусмотрено ведение сметных назначений по приносящей доход деятельности как в целом на год, так и поквартально или помесячно, в зависимости от установленного в учреждении порядка составления и утверждения сметы. И как уже было отмечено, проводка, формируемая этим документом, в информативном порядке отражается в форме документа.
Обязательства учитываются на счете 502. Их ведут все виды учреждений: казенные, бюджетные, автономные.
Существует два вида обязательств. бюджетные и денежные.
Бюджетные обязательства возникают в момент заключения контрактов, и прочих договоров с различными физическими и юридическими лицами, независимо от времени свершения сделки.
Денежными бюджетные обязательства становятся в момент возникновения кредиторской задолженности, который обозначен поступлением документов от поставщика, и в этот момент и формируется проводка: Дт 502.11 Кт 502.12
Для отражения Бюджетных обязательств необходимо заполнить справочник «Договоры и иные основания заполнения принятия обязательств». В процессе заполнения справочника обязательств возникает множество вопросов, и большинство из них касается учета заработной платы и страховых взносов.
Среди специалистов по бюджетному учету существуют разные мнения о том, какие документы являются основаниями для принятия этих видов бюджетных обязательств.
Одним из изменений является необходимость отражать полученные бюджетные обязательства на основании планового штатного расписания с последующей корректировкой в конце года. Однако, такой способ не позволяет отслеживать остаток неиспользованных лимитов и равномерность расходования денежных средств в течение финансового года, а также делать расчет экономии оплаты труда. По факту, выплачиваемая зарплата может существенно отличаться от запланированной, поэтому существует и другое мнение на этот счет.
Альтернативным способом является принятие бюджетных обязательств датой образования кредиторской задолженности, а именно на основании расчетно-платежных ведомостей.
В случае, если. в качестве основания для принятия бюджетных обязательств принято решение использовать расчетно-платежные ведомости, и это зафиксировано в учетной политике Вашей организации, тогда Вам необходимо будет заполнить справочник «Договоры и иные основания заполнения принятия обязательств». В данном случае при заполнении справочника в качестве основания следует указать платежную ведомость месяца, за который выплачивается зарплата.
После заполнения справочника обязательств, оформляется документ «Принятие бюджетных обязательств».
Документ будет выглядеть следующим образом.
В заключении хотелось рассказать немного об отчетах.
Отследить исполнение принятых обязательств можно с помощью отчетов. «Сводные данные об исполнении бюджета ПБС» и «Сводные данные об исполнении сметы ПД».
Как видите, отчеты формируются в различных разрезах. К примеру, отчет «Сводные данные об исполнении бюджета» в рамках бюджетной деятельности можно сформировать в разрезе лицевых счетов, договоров по принятым обязательствам и по КПС.
На данном слайде представлен вариант формирования отчета по принятым обязательствам, в разрезе КБК, КОСГУ, и оснований принятых обязательств.
Еще один вариант отчета в разрезе КПС и КОСГУ можно получить, выбрав вариант «Сводно по КПС».
Для того, чтобы отследить исполнение принятых бюджетных обязательств по предпринимательской деятельности можно воспользоваться отчетом «Сводные данные об исполнении сметы ПД». Список вариантов формирования этого отчета намного шире, на слайде представлен один из них.
Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
Для каждой из них есть и свой частный ПС:
Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
План счетов бюджетного учета — 2020-2021
Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.
ПС состоит из 5 разделов:
В нефинансовые активы входят:
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н утвержден ФСБУ для организаций госсектора «Непроизведенные активы». Изначально планировалось, что вести учет в соответствии с ним бюджетники начнут с 01.01.2020. Однако позднее дату начала применения стандарта перенесли на 01.01.2021 (приказ Минфина России от 10.12.2019 № 218н). Как применять новый ФСБУ на практике, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Финансовые активы включают в себя:
Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.
В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.
Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.
Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Состав и структура счета бюджетного учета
Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.
Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Учет ОС стоимостью до 10 000 руб.
Автор: Фурагина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В консультации напомним особенности учета основных средств стоимостью до 10 000 руб.
Самое первое, на что следует обратить внимание при организации учета ОС стоимостью до 10 000 руб., это их забалансовый учет.
Согласно п. 39 СГС «Основные средства», п. 50 Инструкции № 157н первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом учете.
Если такой объект основного средства будет отражен на забалансовом счете, то контролирующие органы при проверке бюджетного учета признают это ошибкой.
Обратите внимание: На объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется.
Объектам стоимостью до 10 000 руб. включительно не присваивается инвентарный номер.
Забалансовый счет для учета объектов
Для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, предназначен забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 373 Инструкции № 157н).
Обратите внимание: Основные средства стоимостью до 10 000 руб., учитываемые на забалансовом счете, также подлежат инвентаризации.
Принятие объектов к учету
Объекты основных средств принимаются к учету на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в эксплуатацию, в условной оценке «один объект – 1 руб.», а в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Для оформления передачи в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 10 000 рубл. включительно за единицу утверждена ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Записи в ведомость вносятся по каждому ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3 – 12).
Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов, объектов основных средств стоимостью за единицу до 10 000 руб. включительно.
Выбытие объектов
Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения об их списании (уничтожении), производится на основании:
акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Акт применяется при оформлении приема-передачи как одного, так и нескольких объектов нефинансовых активов. Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения этого акта при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов;
акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Акт о списании подписывается членами комиссии по поступлению и выбытию активов. После принятия оформленного акта, утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) оформляет бухгалтерские записи, в которых отражаются операции по списанию объектов в разделе «Отметка бухгалтерии о списании». На основании данного акта в разд. 3 «Движение объекта основных средств» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) делается отметка о выбытии объекта.
Внутреннее перемещение объектов
Внутреннее перемещение объектов основных средств в учреждении отражается по забалансовому счету 21 на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.
В частности, накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) применяется для оформления и учета перемещения внутри учреждения объектов нефинансовых активов из одного структурного подразделения в другое, от одного лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью, другому ответственному лицу.
Накладная выписывается передающей стороной (структурным подразделением-отправителем) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получающей и передающей сторон. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у ответственного лица, передающего объект основных средств, третий – передается ответственному лицу, принимающему объект основных средств.
Передача объектов в пользование
Передача введенных (переданных) в эксплуатацию объектов основных средств в возмездное или безвозмездное пользование отражается на основании акта приема-передачи по забалансовому счету путем изменения материально ответственного лица с одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» либо на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».
Принятие к забалансовому учету на указанные счета объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (акта приема-передачи) по стоимости, указанной в акте.
Выбытие объектов имущества с забалансового учета осуществляется на основании акта по стоимости, по которой объекты ранее были приняты к забалансовому учету (п. 381, 383 Инструкции № 157н).
Аналитический учет
Аналитический учет по забалансовому счету 21 ведется:
в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов);
в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 374 Инструкции № 157н).
Напомним, Указаниями № 52н, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н установлено, что карточка начинает заполняться с переноса остатков на начало года. Записи в ней ведутся на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к журналам операций (ф. 0504071), в количественном и стоимостном выражении с выведением остатков на конец периода и составляются по каждому ответственному(-ым) лицу(-ам) отдельно.
Карточка формируются на бумажном носителе или в виде электронного регистра (п. 32 СГС «Концептуальные основы», п. 11, 19 Инструкции № 157н, Указания № 52н).
Бухгалтерские записи
Согласно п. 10, 33 – 41, Инструкции № 162н в бюджетном учете операции по вводу (передаче) в эксплуатацию основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно (кроме библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества) оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Наименование операции
Дебет
Кредит
Списаны с балансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб.
1 401 20 271
1 106 хх* 310
1 109 хх* 271
Приняты на забалансовый учет основные средства стоимостью до 10 000 руб.
Забалансовый счет 21
Списаны с забалансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб.
Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях
Учет материальных запасов в бюджетных организациях — это отражение операций по поступлению, выбытию и перемещению имущественных ценностей учреждения, отнесенных в состав матзапасов. Для бюджетников предусмотрены исключительные правила бухучета.
Что относится к материальным запасам
Это имущественные ценности, используемые в процессе деятельности учреждения. В их состав принято включать готовую продукцию и товары для продажи.
Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.
Классификация материальных запасов включает:
Примером отдельной категории может быть спецобувь и одежда, тара и упаковка для хранения, постельное белье и хозинвентарь. Срок их использования и стоимость не имеет никакого значения.
Группировка матзапасов в бюджете
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.
Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.
Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:
Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).
Номер разряда счета
Группа объекта учета
Вид поступлений, выбытий объекта учета
Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»
1 — за счет средств бюджета
101 —основные средства
1 —недвижимое имущество
8 — прочие основные средства
310 — увеличение стоимости ОС
О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте здесь.
Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения
ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.
В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС. Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету поступления ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 010500000 «Материальные запасы»
Создание объекта ОС собственными силами
Дт 010110310 «Основные средства-недвижимое имущество учреждения»
Кт 010611310 «Вложения в недвижимое имущество»
Ввод в эксплуатацию построенного здания
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 030404310 «Внутриведомственные расчетыпо приобретению основных средств»
Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 040110190 «Доходы текущего финансового года»
Прочие безвозмездные поступления ОС
О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Амортизация ОС
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
Срок полезного использования определяется исходя из:
При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).
Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».
Учет выбытия ОС
Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.
Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету выбытия ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410))
Дт 21 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»
Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб.
Дт 040120281 «Расходы по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям», 040120251 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам бюджетной системы РФ»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Безвозмездная передача объекта (по балансовой стоимости)
Дт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Итоги
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.