Сбил электросамокат что грозит
ДТП с электросамокатом: как доказать невиновность и что грозит виновнику аварии?
Отношение к электро-самокатчикам в обществе – неоднозначное. Есть аккуратные водители, которых почти не замечаешь. А есть настоящие гонщики, которым прорываются сквозь поток пешеходов и машин. Многие специально покупают электросамокат, чтобы гонять.
На средства индивидуальной мобильности (СИМ) надеются и власти, и урбанисты. «Города – не для машин», заявляют они, беспокоясь не то об экологии, не то о доступности парковок. Пока что СИМы привели лишь к появлению принципиально нового вида ДТП. Столкновения электросамокатов с машинами происходят всё чаще.
И, как правило, в аварии винят владельцев транспортного средства с четырьмя колёсами. С чем большинство водителей не согласятся – принципиально. К ДТП с электролётчиком нужно быть готовым – хотя бы морально. А мы сейчас разберём юридическую сторону вопроса и выясним, как доказать невиновность в этой аварии.
ДТП с электросамокатом: как это происходит?
Владельцы СИМ и автомобилисты пересекаются в нескольких местах:
Важно! Лица, передвигающиеся на электросамокатах, приравнены к пешеходам. При движении по ПП и тротуару у них – приоритет
Средняя скорость пешехода – 6 км/час, в то время как самокаты легко разгоняются до 15-25 км/час. Соответственно, расстояние в 10 метров наездник на СИМ преодолеет за 2-3 секунды, в то время как пешеходу потребуется в 3-4 раза больше времени. На дороге траекторию электросамоката можно просчитать, а на пешеходном переходе или во дворе – сложнее.
Важно! Водитель автомобиля подлежит уголовной ответственности по ст.264 УК РФ лишь в том случае, если его действия состоят в прямой причинно-следственной связи с ДТП.
ДТП с электросамокатом: алгоритм действий
Разумеется, важно спасти жизнь и здоровье пострадавшего. Следующая задача – доказать, что водитель машины не мог предотвратить аварию. Сделать это нелегко, не всегда поможет даже видеорегистратор, если самокат приближался сбоку (например, на пешеходном переходе).
Что делать? Сразу вызвать «Скорую помощь», обозначить место ДТП. Не будем давать советы о том, как лучше лечить пострадавшего – на эту тему статей немало. После того, как помощь пострадавшему оказана, нужно позаботиться о себе – водителе.
Обратите внимание! Если протокол осмотра составлен не был, место ДТП затем будут восстанавливать по памяти очевидцев. Разумеется, шанс доказать правоту в этом случае минимальный
Если дело возбудили: чего требовать?
Итак, уголовное преследование может иметь место, если в ДТП человек погиб или получил тяжкий вред здоровью. В ситуации с электросамокатами степень повреждений определяется не сразу. Уголовное дело возбудят спустя несколько дней, и доказательства невиновности будут утрачены.
Вот почему так важно самостоятельно вызвать ГИБДД и требовать составления протокола осмотра. Если же дело возбудили, нужно принять самое активное участие в следственном эксперименте. В интересах обвиняемого установить скорость передвижения транспортных средств как можно более точно. Почему это важно? Чем медленнее ехала машина и чем быстрее – самокат, тем выше шансы доказать невиновность.
От следователя нужно потребовать:
Шансы на оправдание и судебная практика
Большинство спорных ситуаций связаны с частями 1 и 3 ст.264 УК РФ – это ДТП с тяжкими последствиями, но без отягчающих обстоятельств вроде опьянения или оставления места аварии. Безжалостная судебная статистика утверждает, что шансы на оправдание – минимальны. В 2020 г. по ч.1 ст.264 УК РФ признано невиновными 4 водителя против 3299, по ч.3 ст.264 УК РФ – 6 против 1924. Но нужно понимать, что в спорных ситуациях дело просто не доходит до суда.
Важно! Отдельной статистики по ДТП с самокатами не ведётся
Если судебные приговоры в свободном доступе имеются, то постановления следователей – нет. А ведь именно в них чаще описаны ситуации, когда водитель не мог предотвратить ДТП. Но обратимся к вердиктам Фемиды. Что происходит, если подсудимый не оспаривает вину? Никто даже не будет исследовать доказательства.
Приговором Люберецкого горсуда от 09.10.2020 признан виновным С. по ч.1 ст.264 УК РФ. Он совершил ДТП на пешеходном переходе, который переезжал несовершеннолетний ЖДЮ. Ребёнку были причинены тяжкие телесные повреждения, в том числе – перелом большеберцовой кости. Наказание – штраф в размере 30 тысяч рублей, в счёт возмещения вреда перед потерпевшим взыскано 500 тысяч рублей, за оказанную медпомощь – 255470 руб.
Аналогично, без исследования доказательств, по той же статье постановлен приговор Прикубанского райсуда г.Краснодара от 23.01.2020. Обвиняемый Щ., двигаясь на «Киа Рио», при повороте налево совершил столкновение с потерпевшим на электросамокате. По версии обвинения – не уступил дорогу, хотя само по себе это не является основанием для привлечения к ответственности. Мог ли Щ. предотвратить ДТП? История умалчивает. Наказание – 1 год ограничения свободы.
Что будет, если сразу не вызвать ГИБДД? Шансы доказать невиновность падают до нуля. Это видно из приговора Октябрьского райсуда г.Иваново от 23.09.2019. Обвиняемый Л., двигаясь задним ходом, совершил столкновение с К. на самокате (правда, без электропривода). Главная ошибка Л. в том, что он понадеялся на несерьёзность ситуации. После ДТП обвиняемый передвинул машину, поехав в больницу. Наказание – 1 год ограничения свободы, 600 тысяч рублей взыскано в счёт компенсации морального вреда.
Приговор Ленинского райсуда СПб от 27.02.2020 на первый взгляд выглядит однозначно. Водитель грузовика повернул направо, через пешеходный переход, двигаясь около 10 км/час. Тут же под его колёсами оказалась девушка, которая ехала на самокате. Водитель вину признал, поэтому доказательства никто серьёзной критике не подвергал. И всё же, на мой взгляд, в этом деле не всё понятно, кроме наказания – 2 года лишения свободы (условно) с запретом управления автомобилем на 3 года.
Резюме. За честное имя стоит побороться
По мере популяризации электросамокатов, ДТП с ними будут происходить всё чаще. Чтобы получить хотя бы минимальный шанс доказать невиновность, нужно действовать хладнокровно. Во-первых, следует оказать помощь пострадавшему, обозначить место ДТП. Во-вторых, тщательно зафиксировать картину происшествия, а ещё – вычислить скорость, с которой двигался самокатчик.
Если водитель не располагал возможностью предотвратить ДТП, уголовной ответственности он не подлежит. Да и размер морального вреда, подлежащего взысканию, в этом случае меньше. На практике отыскать приговоры, где водитель в такой ситуации не пытался доказать невиновность, не получилось. Всё потому, что такие дела до суда просто не доходят и «разваливаются» на следствии.
ДТП с участием электросамоката и автомобиля на дороге: кто виноват и что делать?
ДТП с электросамокатом
Чтобы выяснить, кто виновен в ДТП, произошедшем с участием электросамоката и автомобиля, а также при столкновении пешехода с таким устройством, нужно понять, какие действуют ПДД для этого транспорта в 2021 году. Всё так, потому что именно от наличия нарушения у одного из участников происшествия и отсутствие у другого прямо и непосредственно влияют на исход дела. О том, кто обычно бывает виноват в дорожно-транспортно происшествии с электрическим самокатом, как доказать свою невиновность, что делать, чтобы получить выплату за ущерб, выясним в этой статье. В частности, рассмотрим ситуации при ДТП с самокатами на проезжей части дороги, во дворах, если девайс оказался прокатным либо если речь идёт об аппарате без двигателя, в том числе у ребёнка. Обратите внимание, что всё нижеописанное относится также к другим подобным устройства: гироскутерам, сигвеям, моноколёсам и всему остальному, что имеет электромотор и на чём можно передвигаться.
ДТП с электросамокатом: кто обычно бывает виноват в 2021 году?
Не будем вас обнадёживать и сразу отметим, что чаще всего в судебной практике в судах нижних инстанций виноватым признают водителя автомобиля. А наездника самоката считают попросту пешеходом. Хотя, доля логики здесь есть:
Между тем, когда речь заходит об административном наказании за то или иное нарушение, здесь суды нередко «переобуваются», ведь большинство штрафов ГИБДД для водителя транспортного средства выше, нежели для пешехода. Да ещё и лишение прав можно назначить.
В итоге получаем противоречивую практику:
Ниже мы ещё рассмотрим актуальную судебную практику по данному вопросу. А пока выясним, как быть при сложившейся тенденции именно при дорожном происшествии с самокатами.
И что со всем этим делать?
Очевидно, тут нужно смотреть конкретные обстоятельства ДТП. Однако, обращаем ваше внимание, что в данной статье мы не будем занимать какую-либо конкретную позицию в защиту автомобилистов или самокатчиков. Но вы сами сможете правильно расставить приоритеты и использовать самые «удобные» для вас законодательные факты, будучи на любой из сторон дела.
Итак, если вы попали в такое ДТП, то, в первую очередь, необходимо выяснять следующие обстоятельства и факты.
Давайте по порядку объясним, что здесь к чему!
Кто виноват при ДТП с самокатом без двигателя?
Здесь всё проще всего и неблагоприятнее для водителя машины. Согласно определения в ПДД простой самокат, который приводится в движение исключительно ногами, не является никаким транспортным средством.
Таким образом, управляющий самокатом человек является пешеходом, со всеми вытекающими из этого последствия ДТП с участием автомобиля и такой категории участников дорожного движения. Такая авария равноценна, как если авто просто сбивает пешехода, либо если последний на роликовых коньках, скейтборде, на лыжах, в конце концов.
Что такое электросамокат по новым ПДД?
Однако, неверным будет заключение о том, что самокат с электрическим двигателем по сути также остаётся самокатом. В простонародье да, его можно оставить и так. Но Правила дорожного движения имеют своё мнение на этот счёт. Впрочем, не только ПДД едиными регламентируется такой вид транспортных средств.
Итак, сначала рассмотрим Правила. И здесь снова обращаемся к определениям.
А вот у Административного кодекса тоже есть мнение на этот счёт, оно похожее на ПДД, но несколько иное. Согласно Примечанию в статье 12.1 КоАП РФ, транспортным средством нужно считать любое устройство с мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной скоростью свыше 50 км/ч.
Чем отличаются эти нормативные акты? Именно они имеют решающее значение в обсуждаемой нами теме:
В каком случае это транспортное средство?
Таким образом, получаем, что электросамокат является полноценным транспортным средством в разборе ДТП при наличии всего одного основного критерия – его электродвигатель развивает более 250 Вт.
В противном случае в судебной практике 2021 года будет гораздо больше шансов, что его признают пешеходом, а вам как водителю машины будет гораздо сложнее доказать обратное. Хотя, здесь тоже есть важная тонкость, о которой мы ещё поговорим ниже касательно допуска электросамокатов к дорогам общего пользования, в том числе тротуарам и обочинам.
Когда самокатчик признаётся пешеходом?
Исходя от обратного, пешеходом во всех случаях признают самокат без мотора. И это закономерно и логично, согласно определения в ПДД.
Изменения в ПДД
Да, в настоящий момент готовятся поправки в Правила, где электросамокатчиков выделят в отдельную категорию – средства индивидуальной мобильности. И в этом случае они будут иметь определённые права на дороге. Если кратко, то их смогут наделить правом передвижения, похожим на велосипедистов. То есть на электросамокате можно будет передвигаться по краю проезжей части, а в ряде случаев – по обочине и даже тротуару.
Однако, по состоянию на 2021 год такие новые ПДД в силу ещё не вступили. И пока имеем то, что есть – электросамокаты никак в Правила не регламентированы. И на дорогах им делать нечего. Почему, узнаете немного ниже.
Важна инструкция к устройству!
А теперь перейдём к практике правоприменения. При попытке доказать одно из двух условий в случившемся ДТП: транспортное средство это или же пешеход, нужно опираться, собственно, на официальную информацию о характеристиках данного конкретного устройства.
И содержатся такие данные, очевидно, в инструкции к электросамокату либо его паспортных данных. Да, если вы являетесь наездником такого аппарата и пытаетесь доказать, что являетесь пешеходом, то для вас не должно быть проблемой просто показать эту информацию. Но что делать водителю автомобиля? Ведь у самокатчика нет обязанности разглашать такую информацию, а за непредоставление паспортных данных наказания ему никакого не будет!
Здесь тоже есть выход, но он сложнее. Придётся в рамках суда ходатайствовать об экспертизе для установления мощности электросамоката с целью определения, является ли он транспортным средством, согласно определения в Правилах.
Судья, как правило, должен удовлетворить такое ходатайство, и по результатам технической судебной экспертизы будет установлена мощность устройства.
Важная тонкость о допуске электросамокатов к дорогам
Но в инструкции в подавляющем большинстве случаев будет ещё одно важное упоминание, даже для самокатов с двигателем мощностью менее 250 Ватт.
Дело в том, что почти все производители электрических самокатов фактически снимают с себя ответственность за инциденты на дорогах фразой наподобие «Данной устройство не предназначено для использования на дорогах общего пользования».
Например, вот такая инструкция к одной из моделей:
Если такое упоминание к указанному электросамокату, который попал в ДТП с автомобилем, есть, то его эксплуатация на дороге была незаконной. Обратите также внимание, что к дорогам по тем же ПДД относятся тротуары, обочины.
Что это значит для судебной практики?
Итак, перейдём к ещё большей практике. Собственно, любое ДТП разбирает суд. Происшествие с участием автомобиля и электросамоката тоже. Только суды уполномочены устанавливать виновность тех или иных лиц. А вместе с виновностью и ответственность за причинение ущерба.
Это значит, что вам в рамках суда нужно будет доказывать, что. А что, собственно, доказывать? Выше мы описали, что правильной целью водителя машины должно являться склонение электросамоката в сторону транспортного средства. Значит ли это, что это поможет в невиновности авто в ДТП? Да, значит.
Дело в том, что Верховный суд в недавней практике прямо указал, что если кто-либо на дороге не имеет права на движение, то он не может иметь и преимущественного права на такое движение (пункт 14 Постановления Пленума Верховного суда №20 от 25.06.2019 г.).
Таким образом, если произошло ДТП с электросамокатом, и спор зашёл в сторону обязанности уступить дорогу одним из его участников, то здесь и обязанности у водителя автомобиля могло не возникнуть. Потому что уступать тому, кто не имеет права на движение, обязанности нет. Следовательно, виновен наездник электросамоката.
Обратите внимание, что речь идёт именно о тех случаях, когда ДТП случилось именно в рамках неустуления дороги. К таким ситуациям относятся следующие:
А вот если, к примеру, и водитель авто, и самокат двигались по тротуару, где автомобиль сбил последнего, то здесь виновность может быть обоюдная при правильном правоприменении. Но в судебной практике опять же, чаще всего виноватым сделают автолюбителя.
Однако, не всегда такая стратегия выигрыша дела может привести к успеху. Есть различные противоречивые судебные акты по таким спорам. Правда, большинство из них – по применению административного наказания (за пьяную езду на самокате или отказ от медицинского освидетельствования). А вот по ДТП актуальных судебных решений очень мало.
Например, в Казани судья, даже не заглянув в характеристики электросамоката просто указал, что это не транспортное средство, и на это всё. Вот официальная мотивировка суда:
Электросамокат транспортным средством в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения не является, нормами действующего законодательства наличие специального права управления электросамокатом не предусмотрено.
Анализ положений пункта 1.2 не позволяет прийти к выводу о том, что электросамокат является транспортным средством и приравнивается по своим техническим характеристикам к мопедам. В соответствии с указанной нормой к мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
В Орловской области суд на основании данных о том, что мощность самоката составляет 200 Ватт, пришёл к тому, что его наезднику следует назначить наказание как пешеходу.
Зато Тамбовский суд признал электросамокат транспортным средством, и судья привлёк его водителя к ответственности в полной мере как водителя ТС.
А вот ещё одно решение Татарстанского суда, где пьяного водителя электросамоката привлекли к лишению прав, признав его водителем транспортного средства. К такому выводу судья пришёл просто на основании того, что в свою защиту привлекаемое лицо не предоставило доказательств, что мощность устройства составляет менее 250 Вт.
Если самокат шеринговый?
Здесь всё и проще, и сложнее одновременно. Дело в том, что услуга проката – это коммерческая деятельность, которая регулируется законодательством о защите прав потребителей. В нашем случае статья 10 Федерального закона №2300-1 обязывает пункт шеринга электросамокатов доводить полную информацию до своего потребителя об услуге. В том числе и пункт из инструкции, что на дорогу на нём выезжать строго запрещено.
И вот в случае ДТП с электросамокатом потребитель услуги – то есть человек, взявший самокат напрокат – может переложить всю ответственность на пункт шеринга. Так предписывает пункт 1 статьи 12 того же закона.
Сбил электросамокат: что будет наезднику и как получить компенсацию?
Электротранспорт стремительно входит в нашу жизнь. Лет 10 назад все эти моноколёса, Tesla, Porsche Taycan и Nissan Leaf казались почти фантастикой. Но куда новым технологиям тягаться с водителями электросамокатов в плане скорости! Вот, где настоящая стремительность и непредсказуемость. Лето 2021 года стало чрезвычайно «урожайным» по числу аварий с таким транспортом.
Опасность электросамокатов объяснить легко: сама игрушка весит 30-50 килограммов, а передвигаются на ней преимущественно по тротуарам и пешеходным дорожкам. Наездники зачастую водительских прав не имеют либо лишены. Но пусть мой шутливый тон не вводит в заблуждение относительно травм. Удар электросамокатом – такой же, как от мотоцикла или скутера.
Эта статья – как для гонщиков, так и для их потенциальных жертв. Помните: наездника можно не только привлечь к ответственности, но и взыскать с него компенсацию через суд. В отдельных случаях речь идёт о постоянных выплатах (при утрате трудоспособности). Разбираемся с примерами и практикой.
Электросамокат: что ты такое?
Транспорт появился в широком доступе около 10 лет назад, но правовое регулирование лишь сейчас выходит на финишную прямую. На момент написания статьи электросамокат ещё не приравнен к механическим транспортным средствам. Это значит, что наезднику (чтобы отличать от водителя) не нужно удостоверение, техосмотр, страховка. Но скоро, скоро…
Но я бы заострил внимание на двух деталях. Электросамокат – это:
Внимание! Чтобы наступила уголовная или административная ответственность, между действиями и последствиями должна быть прямая связь (грубо говоря, наездник проявил недостаточную внимательность либо сознательно нарушил правила). Для гражданско-правовой ответственности этого не требуется – достаточно всего лишь владеть электросамокатом.
На момент написания статьи (сентябрь 2021 г.) термин «средство индивидуальной мобильности» в ПДД не закреплён.
Уголовная ответственность
Для водителей автомобилей предусмотрена ст.264 УК РФ с очень серьёзными санкциями. Именно по ней судили Ефремова за ДТП в состоянии алкогольного опьянения с погибшим, по ней актёру назначили 7,5 лет лишения свободы. Электросамокатчикам в этом смысле повезло: по «ефремовской» статье их привлечь к ответственности нельзя.
Но риски всё равно сохраняются:
Статья | Условия наступления ответственности | Санкция |
---|---|---|
ч.1 ст.118 УК РФ | Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности | от штрафа до 6 месяцев ареста |
ч.1 ст.109 УК РФ | Причинение смерти по неосторожности одному человеку | ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы до 3 лет |
ч.2 ст.109 УК РФ | Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам | ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы до 4 лет |
ст.168 УК РФ | Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности на сумму свыше 250 тыс.руб. | от штрафа до 1 года лишения свободы |
Важно! Почитать про установление степени тяжести вреда можно в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2007 №522.
Административная ответственность
Здесь вариантов тоже немного:
Статья | Условия наступления ответственности | Санкция |
---|---|---|
ч.1 ст.12.24 КоАП РФ* | Причинение легкого вреда здоровью из-за нарушения ПДД | штраф 2500-5000 руб. или лишение прав на 12-18 мес. |
ч.2 ст.12.24 КоАП РФ* | Причинение средней тяжести вреда здоровью из-за нарушения ПДД | штраф 10-25 тыс. руб. или лишение прав на 18-24 мес. |
ч.2 ст.12.30 КоАП РФ | Нарушение ПДД иным участником ДД, повлекшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью | штраф 1000-1500 руб. |
*Важно! Практика привлечения водителя электросамоката по ч.ч.1, 2 ст.12.24 КоАП РФ неоднозначна. Как правило, речь идёт только о мощных ТС, оборудованных сиденьем, фарой и другими атрибутами «традиционного» транспорта.
Что делать пострадавшему, чтобы получить компенсацию?
Поскольку гражданско-правовая ответственность наездника электросамоката не застрахована, взыскивать деньги придётся напрямую с причинителя вреда. Если в процессе суда выяснится, что транспортное средство принадлежит иному лицу, не беда. Суд сам может заменить ответчика на надлежащего.
Если вы или близкий человек пострадали из-за водителя электросамоката, вот алгоритм защиты права:
Конечно, найти наездника электросамоката сложнее, чем водителя автомобиля. Ситуация упрощается, если транспорт принадлежит кик-шеринговой компании. В этом случае она сама предоставит данные о том, кто пользовался самокатом в конкретный период времени. Кстати, кик-шеринговая компания может выступать ответчиком в суде как владелец источника повышенной опасности.
А что на практике?
То, что наездник электросамоката может быть приравнен к водителю, подтверждает постановление Мичуринского горсуда от 22.09.2020 и другие акты. Этим, например, оставлено в силе постановление мирового судьи, которым гражданин Е. привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП (получил штраф 30 тыс. руб. и лишение права управления на полтора года).
Решением районного суда г.Краснодара от 26.07.2019 взыскана материальная компенсация морального вреда. Наездник электросамоката должен будет заплатить 50 тысяч рублей, а также возместить судебные расходы. Как следует из текста решения, истицу сбил ответчик, нарушив ПДД, и потерпевшая получила лёгкий вред здоровью.
Решением Интинского горсуда от 27.02.2018 с владельца электросамоката взыскали вред, причинённый автомобилю, и часть судебных расходов (в общей сумме – около 15 тыс.руб.). Нарушив правила ПДД, наездник (к слову, несовершеннолетний ребёнок) врезался в машину. Любопытно, что мать дочери на суде выдвинула встречные требования (о материальной компенсации морального вреда девочке). И они были частично удовлетворены – на сумму 4000 рублей.
Ещё из интересного: постановлением суда г.Ижевска от 05.02.2018 наложено взыскание на гражданку О. по ч.1 ст.12.24 КоАП. Управляя электросамокатом, она врезалась в пешехода М., причинив ему лёгкие травмы. Суд назначил ей наказание… 2500 рублей. По всем судебным актам, которые я изучил, наездники самокатов отделались минимальными санкциями.
Резюме. Не сказать, что наездник на электросамокате сильно рискует
Итак, правовая неопределённость дорого обходится гражданам России. По неофициальной информации, несколько сотен жителей в год получают травмы или гибнут в авариях с электросамокатами. Такие случаи не попадают в статистику ДТП, ведь «средства индивидуальной мобильности» (которые ещё не узаконены) подобному учёту не подлежат.
Если наездник убьёт зазевавшегося пешехода, максимальное наказание – всего 3 года лишения свободы. И нужно постараться его получить! Единственный шанс на справедливость для пострадавшего или членов семьи – получить компенсацию за вред здоровью и имуществу. Увы, здесь всё тоже выглядит сложно и запутанно: нужно обращаться в суд с иском. И мне бы хотелось закончить эту статью на позитивной ноте, но нет – всё действительно печально. Для всех, кроме электросамокатчиков.