Сарпинка ткань что это
Сарпинка ткань – хлопчатобумажный материал, выполненный полотняным плетением. Визуально напоминает ситец. Изготавливается переплетением предварительно окрашенных нитей. Имеет характерный полосатый или клетчатый рисунок.
Происхождение и история ткани
Родоначальником полотна стало поселение Сарепта (расположенное на берегу одноименной реки), которое находилось на территории Саратовской губернии. Название населенного пункта отобразилось в названии материи. Первоначально производство осуществлялось немецкими колонистами, т.к. технология изготовления была привезена из Германии.
Полученный материал поступал в продажу через представительства, открытые в крупных городах, и торговые конторы.
Для информации! Благодаря тому, что Сарепта была единственным местом изготовления хлопчатобумажных тканей, конкурентов сарпинка не имела. Такой монополизм сказался на цене. Полотна относились к дорогому ценовому сегменту.
Состав, изготовление и свойства
Первоначальный процесс производства разделялся на 3 этапа:
Используя метод полотняного плетения, получается полотно с гладкой ровной поверхностью.
Обратить внимание! Весь цикл производства проводился вручную. На девушек возлагалась работа по обработке сырья. Мужчины занимались покраской и ткачеством.
Сырьем в создании ткани выступают хлопковые волокна. Также известны шелковые модели.
Техника переплетения нить через нить наделяет материал свойствами:
Для информации! Цена на полотно формировалась на основании толщины нити, которая использовалась для плетения. Вторым критерием служил используемый краситель. Красный ценился выше синего. Чем толще исходное волокно, тем дешевле конечный продукт.
Применение
Сарпинка – это ткань, нашедшая широкое применение в текстильной промышленности. Бюджетный сорт материала служил основой для пошива сарафанов для крестьян. Дорогостоящая материя с разноцветными полосами (клеткой) использовалась для создания платков. В качестве украшения выступала шелковая кайма.
Дорогие виды полотен служили основой женских платьев из сарпинки.
Обратить внимание! Существует более 80 разновидностей ткани, которые разделяются по плотности, расцветке и размерам.
Современные мастера используют материю для пошива юбок, легких блуз. Рубашек, рассчитанных на теплый сезон. Благодаря естественной циркуляции воздуха, создаются комфортные условия носки жарким летом.
Легкие и, одновременно, прочные изделия отличаются яркими цветами, которые не выгорают на солнце. Это качество делает материю привлекательной для создания образов.
Заключение
Сарпинка – натуральное хлопковое полотно с многовековой историей. Несмотря на технический прорыв, сохранился традиционный метод получения и выделки волокон. Это выделяет материал на фоне остальных, придавая особую ценность.
Сарпинка
Сарпи́нка — лёгкая хлопчатобумажная ткань (холстик) полотняного переплетения, с полосатым или клетчатым рисунком. Изготавливается из тонкой (60—80), заранее крашенной пряжи. Внешне похожа на ситец.
Содержание
Ленин о сарпиночном промысле
Этимология слова
См. также
Примечания
Ссылки
Субэтносы и социальные группы | Российские немцы (Поволжье, Петербург, Пихтинские голендры) • Немцы Казахстана • Прибалтийские немцы • Крымские немцы • Терские меннонитские колонии • Азербайджанские немцы • Немцы на Украине |
---|---|
История | Немецкая слобода • Остзейское дворянство • АССР немцев Поволжья • ОК ВКПб АССР немцев Поволжья • Азовский немецкий национальный район • Алтайский немецкий национальный район • Депортация немцев в СССР • Немецкая автономия в Казахстане (см. также Целиноградские события 1979 года) • Памятник «Немцам России» |
Отношение к религии | Меннониты • Штунда • Католичество в России • Лютеране • Вюстизм • Темплеры |
Культура, наука и искусство | Немецко-платский диалект • Петришуле • Plautdietsch-Freunde |
Разное | Список российских немцев • Переселенцы из стран бывшего СССР в Германии • Энциклопедия • Приёмный лагерь Мариенфельде • Лагерь Фридланд • Московские немцы • Фольксдойче • Сарпинка |
Портал:Российские немцы |
Полезное
Смотреть что такое «Сарпинка» в других словарях:
САРПИНКА — САРПИНКА, сарпинки, жен. Тонкая хлопчатобумажная ткань, полосатая или клетчатая, первонач. выделывавшаяся в Сарепте (АССР Немцев Поволжья). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
САРПИНКА — САРПИНКА, и, жен. Тонкая хлопчатобумажная ткань в клетку или в полоску. | прил. сарпинковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
САРПИНКА — жен. полосатая или клетчатая, бумажная холстинка, работается в Сарепте, сар. ·губ. (от р. Сарпы?). Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
сарпинка — сущ., кол во синонимов: 2 • серпянка (4) • ткань (474) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Сарпинка — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полосатая или клетчатая, приготовляется из тонкой (60 80), заранее крашенной пряжи. Изготовляется главным образом приволжскими немцами колонистами … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сарпинка — ж. 1. Легкая хлопчатобумажная ткань типа ситца, полосатая или клетчатая. 2. разг. Изделия из такой ткани. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сарпинка — сарпинка, сарпинки, сарпинки, сарпинок, сарпинке, сарпинкам, сарпинку, сарпинки, сарпинкой, сарпинкою, сарпинками, сарпинке, сарпинках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
сарпинка — сарп инка, и, род. п. мн. ч. нок … Русский орфографический словарь
сарпинка — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
Сарпинка ткань что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Хлопок, часть 5. Ткани из хлопка: плис, сарпинка, сатинет, тарлатан, твин.
Плис — хлопчатобумажная или шерстяная ткань в бархатной технике, с довольно длинным (до 6 мм) ворсом. Название заимствовано от голландского «pluis», немецкий «Plisch» или французского «peluche», которые восходят к латинскому «pilus» — волос. В России распространился с XVIII века и довольно рано стал изготовляться почти всех известных тогда сортов. Среди них — «бивер», отличавшийся гораздо большей плотностью, чем другие сорта хлопчатобумажного бархата; мебельный плис с шерстяным ворсом (появился в XIX веке). Как правило, плис был одноцветным, самых разнообразных оттенков — от глубокого черного до красно-коричневого, серовато-желтого или серебристо-синеватого. Плис прижился во всех слоях российского общества. Дворянство и зажиточные люди использовали его как ткань для мягкой удобной обуви, домашней одежды или очень скромной мебельной обивки. Купечество и богатое крестьянство шили из плиса нарядную одежду в традиционном вкусе — кафтаны, поддевки, штаны, картузы и так далее. В литературных произведениях плис обычно упоминается как ткань для мужской одежды. Это и «плисовая куртка» в пушкинской «Барышне-крестьянке» (1830), и «плисовые панталоны» в гончаровском «Обломове» (1859) и другие. Вместе с тем пластические свойства ткани не препятствовали ее использованию и в дамском туалете. Несмотря на чрезвычайную популярность, плис, как и другие виды хлопчатобумажных бархатов (трип, Манчестер и другие), считался менее престижной тканью, чем истинный бархат. В умении отличить плис от других видов бархата выделялось купечество, занимавшееся либо производством, либо продажей таких тканей.
Сарпинка — плотная, но тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, с тканым орнаментом в виде полосок или клеток из предварительно окрашенной пряжи. Название ткани произошло от названия первого места производства— поселения Сарепта (современный г. Красноармейск) на реке Сарпа в Саратовской губернии. Изготовление сарпинки начали налаживать во второй половине XVII века, когда хлопок для русских
текстильных предприятий ввозился главным образом из южных штатов США. Во второй половине XIX века у России появились собственные источники хлопка — районы Средней Азии. Сарпинка отчасти напоминала ситец, но была более прочной. Эта ткань, обычно описываемая как одноцветная, всегда была орнаментированной цветными клетками или полосками различной ширины. Из сарпинки шили платья, блузки, рубашки-косоворотки и даже мужские штаны. Иногда, по созвучию, сарпинку путают с серпянкой, больше похожей на марлю, к тому же льняную или пеньковую. Сарпинка для женской одежды, обычно летней, была распространена во всех сословиях, хотя и считалась более дешевой, чем ткани с набойкой. Но для шитья мужской одежды к ней прибегали лишь бедные люди. Женщин же привлекали геометрические узоры нежных оттенков — голубые, сиреневые, розовые, светло-зеленые, серые и другие, особенно модные в XIX веке. В XX веке сарпинка совершенно забылась, хотя некогда была столь распространена, что ее название служило общим именем для большой группы хлопчатобумажных тканей, в том числе и ситца.
Сатинет — тонкая хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, с тканым орнаментом в виде тонких полосок. Название произошло от французского «satinette». Сатинет, гораздо более тонкий, чем сатин, шел на изготовление кофточек, белья и нательной одежды. Благодаря тканому орнаменту, дающему эффектную игру оттенков цвета при изменении освещения, сатинет чаще выпускался однотонным. Черный сатинет до появления синтетических волокон был излюбленным материалом для изготовления зонтов от дождя — первоначально только мужских, а с 1870-х годов и женских. Зонтики от солнца, предназначавшиеся исключительно для дам, выполнялись не из сатинета, а из ажура, батиста, кружев. Широко распространенный в XIX веке сатинет впоследствии был надолго забыт модой и текстильной промышленностью. В 1990-х годах такие текстильные орнаменты в виде тонкой полоски вновь стали популярны, но слово оказалось утраченным.
Твин — низкосортная шерстяная или хлопчатобумажная одноцветная ткань саржевого переплетения из туго скрученной пряжи. Название произошло от английского twine — бечевка, нить, скрученная из двух прядей. Также возможно, что русское название образовалось за счет искажения другого английского
слова — twill — саржа, ткань киперного переплетения. В русском быту твин известен с первой половины XIX века. Твин, обычно различных оттенков серого цвета, применяли только для мужской одежды. Позже эта ткань была забыта.
На этом мы закончим тему забытых хлопковых тканей, и в следующий раз поговорим о тех, которые используются и окружают нас сейчас.
Старая Сарепта
Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник
Сарепта – родина сарпинки
В 19-м – начале 20-го столетия в Российской империи была очень популярна сарпинка – хлопчатобумажная или полушелковая ткань. Из нее шили верхнюю одежду, платки и другие изделия.
Начало новому производству было положено с легкой руки императрицы Екатерины II, которая еще в Саксонии увидела эту ткань и предложила затем открыть подобную фабрику в Сарепте. Первые ткачи – гернгутеры – прибыли сюда из Силезии, Саксонии, Тюрингии. Некоторые привезли с собой станки, другие изготовили их на месте. В первые годы пряжу ввозили из Силезии, и за нее надо было платить огромные деньги. Так, на 2 ящика пряжи налагалась пошлина в 5000 рублей. Налог на каждый станок равнялся 1 рублю в год.
Известны имена первых сарептских ткачей: Якоб Брей, Иоганн Моравек, Георг Циг, Фридрих Гартман, Георг Хан, Иоганн Депперт, Иоганн Бениш, прославившихся тем, что наладили выпуск хлопчатобумажных, полушелковых и шелковых платков темных расцветок, особенно популярных на Дону среди казаков-старообрядцев; шапок, хлопчатобумажных, шелковых, льняных тканей. Казаки заказывали ежегодно до 150 дюжин шапок по цене от 1 рубля 50 копеек до 5 рублей.
В 1776 году на хлопчатобумажной и плюшевой фабриках ежегодно изготовлялось 9350 аршин материи и 2000 шапок. Сырье – персидский хлопок (около 200 пудов по 20-28 рублей за пуд) стали ввозить из Персии, Вест-Индии, Южной Америки, Англии. Шелк небольшими партиями в 9-10 пудов приходил из Италии, так как собственные попытки разведения шелковых червей не удались.
Вскоре открылись прядильни в Сарепте и саратовских колониях: Поповке (1782) руководитель Л. Штекли, Норке, Екатериненштадте (1773) г.А.Рудольфи; Себастьяновке (1778) Д. Вилли. Сарептская пряжа начинает вывозиться в разные города империи и даже за границу.
Сарептяне организовали и собственные красильни, оборот каждой из которых составлял 1400 рублей.
В 1804 году в Сарепте уже имелось 25 ткацких и вязальных станков, в 1814-м 58 станков с 66 работниками в 8 мануфактурах. Они выпустили 28269 штук полушелковых платков и 16344 аршин сарпинки.
Сарпиноткацкое производство
Ткачество сарпинки в колониях развивалось в форме раздаточной системы. Предприниматели заготавливали основу и раздавали ее вместе с пряжей крестьянам-колонистам, которые ткали сарпинку у себя дома и сдавали «фабрикантам» уже готовую ткань. Эту систему крупного производства использовали и некоторые из саратовских предпринимателей, открывая свои раздаточные конторы в колониях. Она давала значительную по сравнению с мануфактурным производством экономию на заработной плате. Колонисты, занимавшиеся земледелием, отдавали свободное от сельскохозяйственных работ время ткачеству, привлекали к нему и членов семьи и соглашались на крайне низкую плату, за которую мануфактурный рабочий работать не мог. Поэтому как сарпиноткацким мануфактурам, так и «вольным ткачам» пришлось встретиться с очень опасной и сильной конкуренцией со стороны быстро распространившейся крупной домашней промышленности. Последняя начала привлекать к себе значительные по тому времени средства, в ней стали возникать крупные фирмы, раздававшие работу на дом многим ткачам. В 1820 появилась фирма братьев Шмидт, открывшая раздаточную контору в Усть-Золихе. Позже эта фирма стала одним из крупных сарпиноткацких предприятий. К 1830-м гг. ткачество сарпинки широко распространилось в ряде колоний: Усть-Золихе, Голом Карамыше, Поповке, Сосновке и в др. Улучшенные приемы работы и технические усовершенствования, появившиеся на саратовских мануфактурах, перенимались в колониях и быстро там распространялись. Значительную в этом отношении роль сыграло закрытие мануфактуры братьев Шехтелей. С одной стороны, это предприятие испытывало сильную конкуренцию со стороны крупной домашней промышленности, с другой стороны, положение владельцев, которые вели, кроме сарпиноткацкой мануфактуры, ряд др. торговых дел и предприятий, сильно пошатнулось. После закрытия мануфактуры мастера, выписанные из-за границы, разъехались по колониям, занимавшимся изготовлением сарпинки, познакомили колонистов со всеми техническими усовершенствованиями, научили их такому ткачеству, которым отличалась мануфактура братьев Шехтелей. Это в значительной мере способствовало улучшению качества ткани в колониях. Усовершенствованный ткацкий станок, введенный саратовскими фабрикантами, также скоро стал известен в колониях и получил там широкое распространение. Саратовские предприятия не смогли выдержать конкуренции колонистской крупной домашней промышленности, отличавшейся крайней дешевизной рабочей силы. К кон. 1-й пол. 19 в. ткачей-сарпинщиков в Саратове не осталось.
Домашнее ткачество широко распространялось по колониям нагорной стороны и уже к 1840-м гг. достигло крупных размеров. Хлопчатобумажная пряжа и сарпинка начинали играть значительную роль в товарообороте Саратовской губ. В 1845 количество выработанной в Саратовской губ. сарпинки превысило 800 тыс. аршин, из них 40 тыс. аршин было произведено на двух сохранившихся ткацких мануфактурах и ок. 760 тыс. аршин выткано колонистами на дому. В колониях на дому у поселян сарпинку ткали на 1807 станках, в производстве сарпинки участвовали ок. 30% семей. В последующие годы С. п. росло еще более быстрыми темпами. В 1845-66 число станков увеличилось почти в 4,5 раза (с 1800 до 8000), а выработка ткани выросла в 15-20 раз (с 800 тыс. аршин до 12-16 млн аршин). В 1859 в колониях было уже ок. 40 сарпиноткацких и ок. 25 красильных предприятий.
В основе организации С. п. лежало разделение труда. Владелец раздаточной конторы, или «фабрикант» покупал пряжу и отдавал ее для окраски в красильное заведение. После окраски пряжа наматывалась на шпули. Эта работа производилась детьми и подростками у них дома. Готовые шпули сдавались хозяину по счету, после этого они поступали в сновальню для изготовления основы. По словам современника, «изготовление основы для сарпинки составляет единственную часть всего производства, носящую на себе фабричный характер. В доме хозяина (фабриканта) занята обычно одна комната под мастерскую или фабрику, где на одном или нескольких станках (устроенных в виде высоких цилиндрических моталок, вертящихся около вертикальной оси и приводимых в движение по мере надобности рукою рабочего) приготавливается основа». Ткачество производилось рабочими дома и было организовано на основе раздаточной системы. Только окраска пряжи и изготовление основы носили мануфактурный характер: красильщики и сновальщики работали в мастерской хозяина.
Концентрация С. п. сравнительно быстро привела к тому, что главную роль в нем стали играть несколько фирм: Шмидтов, Борелей и Рейнеке. В 1870 число фабрикантов составило 80-85 чел. 60-68% всего С. п. приходилось на 8 крупнейших фирм, среди них – Бореля (выпускала продукцию на 150 тыс. руб. в год), Шмидта (100 тыс. руб.), Кума (60 тыс. руб.), Вебера (60 тыс. руб.), Бендера (50 тыс. руб.), Тефера (30 тыс. руб.), Шпета (15 тыс. руб.), Идта (12 тыс. руб.). Ткачеством колонисты занимались преимущественно зимой, а летом – только в свободное от сельскохозяйственных работ время (в среднем – ок. 150 дней в году); рабочий день длился с 5 часов до 22 часов, зимой – 14 часов в сутки, летом – до 9 часов. Хороший ткач вырабатывал в день от 7 до 15 аршин сарпинки, в зависимости от ее ширины. Плата ткачам производилась по объему изготовленной ими сарпинки и изменялась в зависимости от спроса на нее, средняя плата хорошего ткача равнялась 36 коп. в день.
Ассортимент выделываемой в колонии сарпинки был очень разнообразен. Сарпинка разделялась на сорта по номеру пряжи, плотности ткани, ее ширине, по окраске и узору. Из толстой пряжи (N 38 и 40) выделывалась дешевая ткань, гл. обр. «сарафан» (покупалась преимущественно рус. крестьянками для шитья сарафанов). Средние сорта делались из пряжи N 44, 46 и 50. Для тонких тканей, высших сортов сарпинки, употреблялась пряжа N 60 и 70. На цену сарпинки влияли плотность и ширина ткани. Так, например, сорт «сарафан», при ширине в 1,5 аршина, красного цвета, который ценился дороже других, шел в продажу по 35 коп. за аршин, тогда как по той же цене продавались некоторые др. ткани при ширине всего в 1 аршин. Но наибольшее число сортов различали по окраске и узору. Среди всех красок преобладали синяя и желтая как наиболее дешевые, высшие сорта были красными, лиловыми, зелеными, часто с примесью др. красок, удешевлявших ткань. По узорам, напр., у Бореля насчитывалось до 80 сортов. Наиболее красивыми были ткани с сочетанием цветов красного с белым, желтого с белым и др. Наименее же красивы синие и красно-желтые сорта. Кроме материй выделывались также сарпинковые платки. Они были различного размера и качества и ценились немного выше сарпинки. Высшие сорта платков изготовлялись с примесью шелка (бумажная основа и шелковый уток). Делались еще платки с шелковой каймой. Полушелковые платки ценились значительно дороже бумажных.
Постепенно С. п. распространилось и в центральных губерниях России. В 1868 в Москве 6 бумаготкацких предприятий, наряду с различными видами хлопчатобумажной ткани, выделывали и сарпинку. Во Владимирской губ. 8 из 64 предприятий занимались производством сарпинки. Под влиянием конкуренции район распространения саратовской сарпинки сузился. Однако это не задержало роста С. п. в саратовских колониях. Оно расширялось исключительно быстрыми темпами, обгоняя средние темпы роста всей рус. хлопчатобумажной промышленности. Емкость рынка возрастала значительно быстрее, чем происходило его территориальное сужение.
Лит.: Клаус А. Наши колонии. СПБ, 1869; Статистический обзор Саратовской губернии за 1893 г. Саратов, 1894; Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов, 1901; Писаревский Г. Хозяйство и форма землевладения в колониях по Волге в XVIII и первой четверти XIX века. М., 1916; Степанов П.Н. Саратовская сарпинка. Марксштадт, 1920; Шлифштейн Е.И. Мелкая индустриальная сельская промышленность юго-востока России. Саратов, 1922; Туган-Барановский М. Русская фабрика. 6-е изд. М., 1934.