Санта моэтре что это
Что за дама, почитаемая в стране кактусов, с именем Санта Муэрте?
Вопреки обвинениям католических священников, подтверждённой информации о том, что прихожане Санта Муэрте занимаются чёрной магией, нет.
В Мексике верят во всякое. Сильно верят. Например, в то, что когда подойдет назначенный в небесной канцелярии срок, за мексиканцем или мексиканкой придут человеческие кости в женском наряде. Это — Санта Муэрте, «Святая Смерть» — зловещее божество, которое весьма почитают в стране кактусов, наркомафии и предвещателей конца Света.
Санта Муэрте Бланка (Белая Святая Смерть)
Светлана! Я от этого ужаса в восторге!
Спасибо и за вопрос ваш,Нинель!
Вам от души
Культ Санта Муэрте, является синкретическим, существует уже три столетия и распространен по всей Мексике. Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию. Он возник в результате сплава католичества с остатками местной ацтекской религии, в которой поклонялись Венере (планете) как могущественному божеству смерти. Как считается, она охраняет от мучительной или преждевременной кончины.
В Мексике вообще интересное отношение к смерти. Так, на День мертвых в домах выставляют развеселые скелеты — символы умерших, на пару часиков заглянувших к близким, чтобы вместе попраздновать и предаться воспоминаниям.
Мексиканские страшные сказки, или Мадонна с косой.
С приходом конкистадоров постепенно происходит смешение элементов мифологии аборигенов Мексики (главным образом ацтеков и майя) с католицизмом, в результате чего появляется новый религиозный культ — культ Са́нта Муэ́рте (исп. Santa Muerte — Святая Смерть). Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию. Сейчас это явление распространено не только в Мексике, но и во всех странах Латинской Америки, а также на юге США (от Техаса до Калифорнии). И по состоянию на сегодняшний день, в одной лишь Мексике “Мадонне с косой” поклоняется уже свыше пяти миллионов человек. Теперь это не просто местечковое идолопоклонничество, а неотъемлемая часть национальной культуры.
Вот, что рассказывают местные: «Она просто помогает, а не тыкает тебя носом в твои грехи. Она не требует годами ждать чуда, просто выполняет просьбу. А уж то, какое это желание — на твоей совести. И ты сам несёшь за него ответственность…
«Не важно, что ты ей подаришь: цветы, яблоко, косяк марихуаны, свечи, или что-то ещё. Важно, чтобы это шло от сердца. Будь ты криминальный авторитет, гомосексуалист, бедняк или богач, больной или здоровый, умный или глупый — не важно! У Сантиссимы нет никаких предубеждений, она никогда никого не обвиняет. Она готова помочь безвозмездно».
Тем не менее, многие, перед тем, как помолиться этой Святой, сначала обращаются к Иисусу, прося разрешения на эту молитву.
“Люди просят, что хотят — это зависит только от них. Кто-то просто приходит за благословением, кто-то — молит о выздоровлении ребёнка, кто-то хочет вызволить брата из тюрьмы, кто-то просит справедливого возмездия, а кто-то — навести порчу на врага или обидчика. В мести нет ничего зазорного, если на это действительно есть причина, в противном случае всё может обернуться против тебя самого. Сантиссима не может быть плохой, просто порой к ней приходят плохие люди и просят о дурных вещах”.
Основная сфера компетенции Санта Муэрте — любовные и денежные дела, а также защита от насильственной смерти и болезней. Прежде всего, она охраняет тех, кто работает ночью и рискует своей жизнью чуть ли не ежедневно: полицейских, драгдилеров,“бардельных фей”, таксистов и музыкантов-мариачи. Именно приписываемая Святой справедливость делает её столь привлекательной для всех, кто считает себя незаслуженно обделённым обществом или судьбой.
Внешне новая мексиканская Святая напоминает общеизвестное изображение смерти — в капюшоне и с косой. В одной руке у неё весы. В другой — земной шар, означающий, что ей подвластны все люди планеты. Также шар символизирует справедливость и равноправие для всех, независимо от происхождения и статуса. Иногда Сантиссима предстаёт в белом платье и с атрибутами Девы Марии — воплощение чистоты и невинности. Отсюда ещё одно её название — Белая Девочка (Niña Blanca).
Для Санта Муэрте устраивают особые часовни, с алтарём и главной статуей Божества (женский скелет, одетый в пышное нарядное платье). Также образ Святой Смерти может быть представлен в виде цветной фигуры или картины. Особенности святилища зависят от проблем, которые верующий надеется решить. Цвет накидки Сантиссимы может быть практически любым, и у каждого своё значение.
На рынках продаётся множество маленьких фигурок для сооружения домашних алтарей. Почти у каждого торговца на прилавке можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами, или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами.
Также распространены образы с длинными русыми или чёрными волосами. А в бандитских кругах статуи Богини порой сооружаются из самых натуральных скелетов почивших врагов.
На её алтарь приносят множество свежих цветов — красные и белые розы, бархатцы, гвоздики, туберозу, тюльпаны. Увядшие сразу заменяют.
Фрукты также входят в число традиционных подношений, и само-собой, они должны быть свежими. Особенно в чести красные и жёлтые яблоки (символ благосостояния). Не откажется Сантиссима и от кокосов, ананасов, манго, арбузов и бананов.
Часто ей преподносят разные сладости — шоколад, мёд, конфеты, леденцы, даже кока-колу и жевательную резинку — чтобы жизнь была сладкой и без горечи. Алкогольные напитки также входят в число даров. Текила, ром, анисовая водка, коньяк, вино, ликёр, иногда и пиво, которые обязательно должны быть в стеклянной таре.
Любит Белая Девочка и сигареты с сигарами. Это способствует устранению зависти вокруг просящего. Как правило, табачные изделия кладут по 2 штуки (число “2” и другие чётные, почитаются в этой религии).
Чистая вода (непременно в стекле) — главный проводник связи со Святой Смертью.
Хлеб меняется 2 раза в неделю. При этом чёрствый не выбрасывается, а относится в парк под дерево.
И наконец — благовония: ладан, сандал, мирра, розмарин, мускус. Они помогают очиститься от отрицательной энергии и приносят удачу.
Не лишними на алтаре “Костлявой” будут свечи и ароматические масла. Помимо перечисленного, к её ногам кладут деньги и даже патроны (для защиты от насильственной смерти).
Ревность Сантиссимы также проявляется в том, что она не терпит возле себя изображений других Святых или Духов. Единственный Святой, которого допускается ставить рядом с ней — Святой Иуда (не Искариот) — защитник обездоленных и покровитель опасных начинаний. Других Святых прихожане опасаются размещать вблизи её взора.
Поклоняющийся Сантиссиме носит при себе её изображение, как символ того, что он о ней всегда помнит. Обычно это золотой/серебряный кулон-образок Смерти или брелок. Для большей эффективности амулет закаляют на огне свечи. Следует избегать прикосновений чужих рук к медальону. Также многие адепты делают на теле татуировку с изображением Святой — это охраняет человека от пули, ареста и других неприятностей.
Общаться с Муэртитой (в отличии от христианской религии) принято на равных — расправив плечи и с гордо поднятой головой. Обращаясь к Святой, нужно смотреть ей прямо в глаза. Часто лик или статую окуривают сигарным табаком для своеобразного очищения. Угощая её различными дарами, угощаются и сами.
Чтобы Santa Muerte исполнила желание, к её алтарю следует прийти на коленях. Это действо очень наглядно показано в одном из эпизодов сериала “Во все тяжкие” (Breaking Bad).
В каждую первую ночь месяца проводится месса с последующим благословением всех пришедших.
Но некоторые адепты нашли хитрый способ бросить эту веру в случае необходимости: нужно трижды омыться святой водой, а потом оставить статую с косой в католическом храме.
Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэрте и христианством, но поскольку в стране свобода вероисповедания, его приверженцев официально не преследуют. Тем не менее, против последователей этой веры периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти.
При этом, приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с чёрной магией и продолжают считать себя правоверными католиками. Более того, в последнее время стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на выборах за депутатов, выступающих против признания Santa Muerte.
В силу того, что культ Святой Смерти не проповедует (подобно христианству) смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а, напротив, даёт адепту уверенность и силу отстаивать свои права, отношение правительства Мексики к культу двойственное. С одной стороны, его не одобряют, призрительно называя “суеверие отбросов общества”, верить в которое культурному и образованному человеку стыдно. С другой стороны, культ существует и развивается с негласной поддержки властей, ибо правительство и госчиновники сами частенько обращаются за помощью к “Мадонне с косой”.
Забавным фактом является то, что во время Чемпионатов Мира по Футболу, Сантиссиму облачают в цвета мексиканского флага (зелёный, белый, красный), а в её руки (вместо традиционного земного шара) помещают футбольный мяч. Всё это делается ради того, чтобы Белая Девочка принесла удачу национальной сборной. Помогает это, или нет, судите сами. Но факт остаётся фактом — сборная Мексики является самым неудобным соперником для сильнейшей в мире сборной — команды Бразилии. А за последние десять лет встречи этих стран в официальных матчах принесли Мексике шесть побед из семи возможных.
Но не только футбол приводит Santa Muerte почти в каждый дом. Сегодня образ Смерти популярен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами. Он стал частью искусства, и его активно изпользуют в своих работах художники и дизайнеры по всему миру. Скелет в элегантном платье появляется на полотнах Диего Риверы и Фриды Кало, на гравюрах и книжных иллюстрациях Хосе Гуадалупе Посада.
Сравнительно недавно компания Nike выпустила серию кроссовок под названием Santa Muerte.
А если мы внимательно посмотрим на фотографию татуированой звезды мировых подиумов Рика Дженеста (Zombie Boy), то не сложно понять, что стало источником вдохновения для его “загробного” имиджа.
Мексика — уникальная страна, где отношение к смерти радикально отличается от знакомых нам с детства вещей. Нотъемлемой частью жизни большинства населения является ежегодное празднование Дня Мёртвых (Día de los Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, который проходит 1 и 2 ноября. Есть поверье, что в эти дни души ушедших родственников посещают родной дом. По всей стране устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, текила льётся рекой. Кладбища украшают лентами и цветами, а дороги к жилищам заставляют свечами, чтобы покойник мог найти путь домой.
Главный атрибут Дня Мёртвых — фигурка Калавера Катрина (исп. La Calavera Catrina) — это женский скелет в роскошном платье, эдакая модница из загробного мира — своего рода прототип Святой Смерти. Разнообразие подобных фигурок поражает воображение — помимо шикарных нарядов, Катрина может иметь приданное в виде туалетного столика, рояля, автомобиля, или даже джакузи. Нередко она предстаёт в самых неожидпнных образах: от невесты и танцовщицы фламенко до рок-звезды и гейши.
Día de los Muertos — красочное событие, на котором нет места скорби. Горожане переодеваются в костюмы упырей, вурдалаков и самой Смерти. Также принято посыпать голову пеплом и всю ночь перемывать косточки усопших родственников. Песни, пляски и азартные игры непременно сопровождают торжество, горевать и плакать на котором категорически запрещается. Ещё одна интересная традиция Дня Мёртвых — создание карикатурных изображений ныне здравствующих важных персон в сопровождении стихотворных некрологов.
День мёртвых — день празднования жизни! И не зря мексиканская народная мудрость гласит: ”Всему лучшему во мне я обязан смерти!”
Святая Смерть: Как новый мексиканский культ убивает католичество и людей
Мексиканское федеральное шоссе 85 имеет протяжённость в 754 мили и на севере начинается в городе Нуэво-Ларедо. Прямо на границе расположен мост Ларедо, принадлежащий одновременно Мексике и США. Ничего особенного, но довольно большой — четыре автомобильные полосы, пешеходные дорожки по обеим сторонам, 309 метров в длину и почти 13 — в высоту.
11 мая 2007 года, утром пятницы, именно под этот мост съехал автомобиль, двигавшийся со стороны Мексики. На этом участке шоссе в среднем проезжает около 14 тысяч машин в день, но этим утром (как потом выяснилось по регистрационным данным) дорога была почти пуста. Двух мужчин в наручниках вывели из машины, ещё одного вытащили из багажника. Всех троих подводят к алтарю, который стоит под мостом, почти посередине.
Алтарь, конечно, весьма условный — просто накидан какой-то хлам, ленточки, шарики, бижутерия. Главное — статуэтка в центре. Не очень реалистичная, но легко узнаваемая фигура девушки с характерным гримом, лицо сделано то ли из пластмассы, то ли из резины. Очень сложно что-то разглядеть — на девушке белое подвенечное платье, которое закрывает её почти как паранджа. Водитель приносит коробку, ставит её возле алтаря и начинает расставлять разноцветные свечи, которые лежали рядом. Троих в наручниках ставят на колени. Тот, что лежал в багажнике, впадает в истерику, падает на землю и пытается катиться. Его убивают первым. Сначала в грудь, потом две пули в голову. Двоим оставшимся стреляют только в лоб. Хватает двух пуль. Первого подтаскивают к алтарю, чтобы кровь из него натекла рядом — так надо. Пока всё это происходит, водитель пишет записку на маленьком оранжевом листке, после чего крепит её к стене рядом с алтарём. Налисткенаписано: «This is for everyone who messes with the Gulf Cartel. Welcome to Nuevo Laredo, bunch of assholes» («Это всем, кто связывается с картелем Гольфо. Добро пожаловать в Нуэво-Ларедо, придурки»). Затем водитель зажигает все свечи и поправляет цветы вокруг алтаря, после чего все трое садятся в машину и уезжают. Трупы обнаружат уже через несколько часов.
Дэвид Ромо в ночь на 19 декабря 2011 года не ночевал у себя дома, поэтому утром спецслужбы обнаружили только его жену. Её арестовали. Дэвид был арестован меньше чем через час в компании ещё семи человек. Арестованных отвезли в участок, где сфотографировали, взяли показания, а затем предъявили обвинения в похищении людей и шантаже.
В суде Ромо утверждал, что полицейские его пытали, били ногами, применяли электрошокер, что это всё предвыборные махинации — какой-то из кандидатов решил наварить политического рейтинга на невинных людях, а он, Ромо, ничего противозаконного не совершал, поскольку всё противозаконное ему запрещает его религия. Им же, можно сказать, и созданная.
Дэвида вместе с сообщниками посадили на 30 суток под домашний арест на время проведения предварительного следствия. В июне 2012 года мексиканец Дэвид был приговорён к 66 годам тюремного заключения и выплате штрафа в размере 666 минимальных зарплат, установленных в Мехико, за воровство, похищение людей и вымогательство.
Энрикета Ромеро раскачивается на стуле и курит толстую сигарету с фильтром. К ней снова пришли брать интервью. «Я была последователем больше 40 лет», — говорит Энрикета и затягивается. Она уже говорила это в фильме, который снимали о ней в 2007 году. 13 лет назад, в 2001 году, к ней пришёл сын, только освободившийся из тюрьмы, и поставил в её магазинчике статую скелета, одетого в платье. Через несколько месяцев фигуру в человеческий рост вынесли на улицу, поскольку перед ней постоянно скапливалась куча народа, а затем и вовсе убрали за стекло, построив вокруг основательный алтарь.
Два пропавших мальчика
В Мексике есть штат Сонора. В этом штате расположены медные шахты, вокруг которых выстроен промышленный городок Накосари де Гарсия с населением в десять тысяч человек. Когда в июле 2010 года там пропал десятилетний Мартин Риос, шуму никто поднимать не стал. Дело заведено не было, органы правопорядка к розыскам не привлекались.
6 марта 2011 года, через восемь месяцев после пропажи Риоса, в этом же городе пропадает другой десятилетний мальчик — Изус Мартинес. Его родители оказались несколько более щепетильным и в тот же день обратились в полицию.
В Накосари де Гарсия существует местный филиал церкви Святой Смерти. Алтарь располагался в доме на окраине городка, в этом же доме частенько гостили оба пропавших мальчика. Хозяйкой виллы и лидером культа была Сильвия Мераз Морено, сейчас ей 46 лет.
8 марта 2012-го тело Изуса Мартинеса полицейские, проводя обыск, обнаружили тело Изуса Мартинеса, спрятанное под полом в спальне одной из дочерей Мераз. Все восемь членов культа были немедленно арестованы, трупы Мартина Риоса и Клеотильды Ромеро были найдены закопанными в пригороде. Мераз Морено и шестерым её сообщникам дали пожизненное, восьмая девушка, которой было 15 лет на момент ареста, находится под стражей до наступления совершеннолетия. Суд над ней должен состояться летом 2015 года.
Как выяснилось, в июне 2010-го Мераз с помощью своего сожителя продольно вскрыла вены на руках живому Мартину Риосу и сливала кровь в пластмассовую тару, пока мальчик не скончался, а затем обильно полила ею алтарь в доме. Та же операция была проделана с десятилетним Изусом Мартинесом в марте 2011-го, только ему после вскрытия вен отрезали голову. Изус был внуком Сильвии Мераз, а её сожитель — основной соучастник убийств — ранее встречался с матерью Риоса.
Рождение Святой Смерти
Санта Муэрте — она всепрощающая и вседающая. Можно оставить её навсегда в традиционном белом платье и просить всё, что хочется. С другой стороны, кто-то говорит, что если ты её, Holiest Death, уважать не будешь, она всех твоих родственников погубит и тебя самого под пули вон того хлюпика из вражеского картеля подставит. И всё, и нет тебя. То-то. Надо было платья менять.
12 сожжённых голов
За день до задержания эти люди привезли на заброшенный склад на окраине Канкуна 12 человек, отрубили им головы, выложили в круг на поле неподалёку и сожгли.
Годом ранее Дэвид Ромо, основатель первой официальной церкви Святой Смерти, которого потом посадят за похищения людей и шантаж, предпринял попытку реформации. На тот момент его детище уже лишили статуса официальной религиозной организации, а теперь ещё это убийство под мостом. Очевидно, что газеты раструбят о ритуальной стрельбе во имя Санта Муэрте, а церкви это совсем не на пользу.
Ромо через несколько месяцев разразился обвинениями в адрес торговцев параферналией, мол, это они со своими меркантильными интересами задвинули реформистский образчик в угол, не дали ходу, супротив основателя церкви выступили. Торговцы параферналией крики самовыдвинутого архиепископа проигнорировали.
Формирование и истоки происхождения культа Санта Муэрте до сих пор находятся под большим вопросом. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это такая синкретического характера штука, образованная из кучи разных поверий, а в ещё большей степени — из испанской католической экспансии в мезоамериканские языческие цивилизации, в частности, племена ольмеков, майя и ацтеков.
По человеку в неделю
Через две недели в этом же районе нашли труп 27-летнего студента факультета философии Родриго Эзкурро. 22 июля неподалёку был убит 27-летний Пабло Вилла. Утром 8 августа, то есть через две недели, свидетели обнаружили труп 48-летнего Жоржа Мансиллы почти там же. 26-летний Пабло Зануик и 28-летний Марсело Кабрера были обнаружены 15 августа в том же квартале.
По словам Антело, он пообещал Святой Смерти убивать по человеку в неделю, чтобы она защитила его и помогла обрести благополучие.
Все эти истории о ритуальных убийствах во имя Святой Смерти звучат так чудовищно только потому, что вырваны из общего, гораздо менее плотоядного контекста. Связывать этот культ с убийствами — преступное преувеличение, если только вы не представитель католической церкви, тогда всё вполне объяснимо. У Санта Муэрте в одной только Мексике минимум шесть миллионов последователей. А ещё Южная и Центральная Америки, Канада. Большинство адептов — подростки и женщины.
35 снесённых храмов
У Клаудии Розалес нарощенные ногти и поплывшая татуировка во всю спину. Она владеет магазином, продаёт обувь и одежду. В начале 2009 года Розалес за собственные деньги воздвигла статую Святой Смерти на центральном шоссе на границе с США в городе Матаморос. Через месяц статую объявили незаконной и снесли. Мэр города на следующий день выступал по телевидению и деликатно сообщил, что мексиканцы могут поклоняться чему угодно, однако лучше это делать у себя дома или в храмах, не влезая в публичное пространство.
Франциско Батиста — святой отец из Мехико: «Ещё примерно восемь лет назад мы видели огромное представительство культа среди наркобаронов и членов картелей. Почему? Потому что эти люди говорят, что Иисус или Дева Мария не способны дать то, о чём они просят, а именно — защиту от солдат, полиции и их врагов». Он уверен, что культ Святой Смерти только увеличивает масштабы насилия в Мексике, поскольку Санта Муэрте якобы подразумевает человеческие жертвы в обмен на свою защиту. Между тем, очередь у алтаря Энрикеты Ромеро в Тепито увеличивается обратно пропорционально уменьшению паствы католических храмов.
Мексиканское федеральное шоссе 85 имеет протяжённость в 754 мили и на севере начинается в городе Нуэво-Ларедо. В ночь на понедельник, 24 марта 2009 года, бульдозер муниципалитета проехался по этому шоссе. У рабочих было задание — снести 35 храмов Святой Смерти, выстроенных на границе с Америкой. Именно по этой дороге двумя годами ранее ехал автомобиль, в котором было шесть человек. Примерно через 20 минут после того как автомобиль съехал под мост, водитель зажёг свечи и поправил цветы вокруг алтаря, расположенного возле бетонной мостовой подпорки. Затем все трое сели в машину и уехали. Три трупа обнаружат уже через несколько часов.
Святая Смерть
Первое публичное поклонение зарегистрировано в 2001 году, когда в доме у продавщицы кесадильи Энрикеты Ромеро в Тепито, неблагополучном районе Мехико, появилась статуя Санта Муэрте в человеческий рост. Ее подарил старший сын Энрикеты, уверенный в том, что божество помогло ему с досрочным освобождением из тюрьмы. Сначала статуя стояла на кухне, но когда покупатели стали оставлять у нее дары и ставить свечи, Энрикета вынесла ее на улицу. Притом Энрикета считает себя истовой католичкой. В ее понимании католицизм и поклонение Санта Муэрте нисколько не мешают друг другу и существуют в ее жизни параллельно.
Кадр из сериала «Во все тяжкие»
Жить вечно
На днях умер очередной родственник. Естественно, пошли разговоры: ах, почему люди болеют-умирают… вот жили бы мы вечно.
Каждый раз под эти толки вспоминаю я старый-старый, двадцатилетней давности диалог. Пожилая, с виду хорошо так пожившая дама рассказывала мне о своей новой религии. При этом она очень злилась.
Суть религии такова. Если все люди, или хотя бы большинство, замолят уже совершённые грехи, придут к Богу и более не будут вершить грехов новых, то придёт ангел Божий на землю и всех спасёт. Точнее, не всех, а только хороших и верных Богу. Неверующие же исчезнут, аки утренняя роса под полуденным солнцем. Конечно же, претерпев прежде муки адовы. Ибо это будет их Судный День.
Для тех же, что исправились, полюбили Бога, приняли его милость взамен покаяния, будут открыты райские врата. Где все эти дети божьи обретут заслуженную награду в виде вечной юности, избавления от болезней и прочих страданий физического тела, а так же вожделенное бессмертие.
Женщина помолчала, переваривая информацию, а потом выдала длинный злой монолог, суть которого можно описать одной фразой: вы не понимаете, это другое. А в конце припечатала меня просто убийственным (по ее мнению):
— Вот из-за таких как ты я не попаду в Рай!
Воспоминания реанимационного медбрата. История тринадцатая. Отрицание. Гнев. Смирение?
Маленькой Насте было чуть меньше двух лет, когда она в бессознательном состоянии попала в отделение реанимации. Банальная и печальная история –лето и раскрытое настежь окно с мнимой безопасностью москитной сетки. Мать, оставившая ребенка без присмотра буквально на пару минут и роковое стечение обстоятельств того дня. Падение с четвертого этажа. ЗЧМТ, закрытый пневмоторакс и еще несколько строк диагнозов в истории болезни при прочтении которых даже без медицинского образования становилось понятно – дела у Насти плохи.
То, что Настя не умерла в тот день, было чистой случайностью. Скорую вызвали практически сразу – соседка снизу краем глаза заметила, как мимо окон пролетело что-то крупное, и посмотрев на землю обнаружила маленькое тельце Насти, распластанное на земле. Реанимационная бригада оказалась свободна, да и еще в нескольких кварталах от места событий, так что скорая прибыла на место буквально в течении пяти минут. Уже в машине скорой помощи, летящей на всех парах в сторону нашей больницы, опытный реаниматолог диагностирует остановку сердца и приступит к экстренным реанимационным мероприятиям. Удачно. С момента падения и до поступления к нам прошло не более 30 минут. На этом везение (если так можно сказать) Насти кончилось.
Несколько остановок сердца, реанимационные мероприятия, экстренная операция. Наши врачи в тот день сделали все что могли. Де-юре на следующее утро девочка была жива, а вот де-факто… Последняя остановка сердца была слишком долгой. У Насти погиб мозг. Фактически ее жизнь поддерживалась только за счет ИВЛ и инотропной поддержки.
Начался процесс медленного умирания тела. Эвтаназия в России запрещена, а детский организм, не успевший заработать букет хронических заболеваний, в таком состоянии мог находится месяцами.
Мама девочки не верила в этот страшный диагноз. Каждый день она приходила к дочери, держала ее за маленькую ручку и разговаривала с ней будто та могла ее слышать:
— Я знаю, что все будет хорошо доченька, ты придешь в себя и мы пойдем в твой любимый парк, помнишь…
Параллельно с ежедневным посещением дочери в больнице горюющая мать в поисках утешения стала регулярно посещать церковь. Очень быстро вся тумбочка и подоконник возле кровати Насти были заставлены различными иконами, образовав целый иконостас. Батюшки, к которым за советом обращалась мать, все в один голос твердили – довериться врачам и молиться Господу.
Спустя пару недель женщину как подменили. Видя, что Настя все никак не приходит в себя, мать начала искать виноватых. По ее заявлениям были проверены врач скорой помощи, дежурный реаниматолог в день поступления дочери к нам, нейрохирург. Результаты проверок были ожидаемые. Компетентность врачей не вызывала сомнений, а объём оказанной девочке помощи признан исчерпывающим в данной ситуации. Мать с этим конечно была не согласна.
За «охотой на ведьм», руганью с медперсоналом и горьким рыданиями около постели дочери прошло еще три недели. Мать, как по монологу Воланда, не найдя утешения у ученых врачей и религии отправилась к гадалкам. А точнее к экстрасенсу, именитому победителю битвы на ТНТ. Накопив деньги, а за прием колдун брал 40 тысяч рублей, убитая горем женщина отправилась к «альтернативным» силам за ответами на свои вопросы.
Я работал воскресную смену, когда в дверь отделения позвонили. Настина мама привычно попросила спросить доктора можно ли ей пройти в палату. Сходил к дежурному реаниматологу. Врач дала добро, и я сопроводил женщину к ее дочери. Кроме Насти в маленькой палате никого не было, а в большой лежало всего двое стабильных пациентов, поэтому с разрешения врача мы с второй сестрой пошли обедать.
Спустя пару минут я услышал странный шум из палаты Насти и вбежав в комнату увидел странное зрелище: мама девочки с абсолютно не проницаемым лицом грубо и без особого пиетета складывала иконы в большой черный пакет.
— Что вы делаете? –невольно вырвалось у меня.
— Экстрасенс сказал не выживет.
Закончив погрузку икон по пакетам, она ушла не попрощавшись.
P.S. Предсказание экстрасенса сбылось через три недели. Все это время мама девочки практически не навещала дочь.
Худ. Даниэль Креспи, 1620-е
Иногда на заднем плане на картинах, посвященных этому сюжету, рисуют алтарь, на котором пылает огонь (жертвы тогда приносились путем сожжения).
Здесь все сугубо наглядно: овечка загорелась огнем от рук Бога, а сноп хлеба остался несгоревшим:
Фреска Бернардо ди Стефано Россели, 1474.
Поэтому художники, казалось бы, совершенно свободны в выборе атрибута при построении композиции своих картин. Первое, что отметим: нигде Каин не убивает брата голыми руками — обязательно художник рисует какое-нибудь орудие.
Очевидно, художники барокко подсознательно чувствовали, что первочеловеки Авель и Каин все-таки принадлежали к тому пласту первобытных гоминид, которые уже начали пользоваться орудиями, то есть как минимум были австралопитеками (хотя лично я думаю, что стоит говорить уже о кроманьонцах). ШУТКА
Худ. Гуго Вогель, 1922
Так что на этой картине художник проявил безграмотность, изобразив топорик.
Абрахам Блумарт, 1590-е
Изредка у Каина в руках некое земледельческое орудие типа тяпки или кирки, обагренное кровью: это атрибут его неправильно выбранной профессии. (Почему-то в тот период Господь предпочитал покровительствовать именно пастухам). Они тоже металлические: художник грешит против библеистики, хотя и следует толкованию некоторых средневековых комментаторов (которые тоже ошибались).
Но чаще всего, что совершенно логично, Каин убивает Авеля обычной дубинкой, фрагментом сучковатого дерева.
Эта картина интересна тем, что оба брата изображены тут совсем молоденькими (редкий случай).
Худ. Андреа Мелдолла, 1555
Худ. Лоренцо Сабатини, 16 век
Но весьма нередко в руках Каина можно увидеть другой предмет, который при первом взгляде тоже кажется дубинкой.
Но при внимательном рассмотрении оказывается, что это совсем другая вещь, весьма редкая в изобразительном искусстве. Да и как орудие убийства — тоже крайне нераспространенная.
Ян ван Эйк. Панель Гентского алтаря. 1432
Что же это за предмет? Оказывается, это крупная кость, если конкретно — ослиная челюсть (на ней обычно и зубы рисуют). Встречается и более экзотический вариант, что это верблюжья челюсть.
Иконография эта встречается так часто (на 2-м месте после дубинки, опережая камень), что это не может быть случайностью — явно в основе некий текст. Ибо религиозные художники не имели права фантазировать.
Неизвестный художник, 17 век, Италия
Cамый ранний литературный источник, где челюстная кость осла является орудием этого убийства — комментарий VII века н.э. к книге Бытия, Canterbury School of Theodore and Hadrian. Затем эта история про челюсть встречается во множестве христианских комментариев и сборников легенд.
Как и почему возникла такая версия об орудии убийства у средневековых комментаторов — не узнать никогда. Возможно, поскольку за отсутствием металла выбор орудий был очень мал, а в Библии как раз упоминается конкретная челюсть осла: ею Самсон убивал врагов, т.е. версия, с точки читателя того времени правдоподобна. Можно опереться и на иудейские каббалистические легенды: там Каин никакой челюстью осла брата не бьет, зато впивается в его горло собственными зубами. Ужасы какие! Так что тема зубов, быть может, проникла от евреев и эволюционировала в нечто поприличнее.
Ну а напоследок я покажу вам реальный инструмент из челюсти осла (лошади, мула). Только не криминальный, а музыкальный. Играют на нем в Латинской Америке и называется он quijada и charrasca.
Нянька
Кто отвечает?
Мексика, в полицейский участок доставили буйного пьяницу. На видео зафиксирован момент его абсолютно нелепой гибели.
Автор: Александр Муллагазиев.
В славном Бенгальском заливе есть маленький островок Сентинел который населяют маленькие (средний рост мужчин 150-160 см., общая популяция до 400 человек) но очень воинственные сентинельцы.
Этакие злобные худощавые безбородые дворфы шоколадного цвета.
Подойдешь к ним на расстояние визуального контакта – начнут сначала беспокойно балакать что-то то на своем сентинельском, размахивать руками, а потом и вовсе нашпигуют тебя отравленными стрелами. Культура дискуссий в Западном Адамане, как понимаете, не особо развита, и на контакт ребятки не идут. В ответ на любую попытку провести политику дружбы народов – неизменная агрессия.
В конце 60-х годов XX века ученые попытались аккуратно наладить контакт с этими аборигенами стандартным путем задаривания благами цивилизации. Дарить решили немного домашней утвари, кокосы, куклу из ткани и еще по мелочи. Ну и до кучи приволокли свинью. Живую, настоящую свинью. Ученые подвезли все это дело на берег и быстро удалились от греха подальше. Через некоторое время появились удивленные, но все еще сурово-решительные сентинельцы. Бедная свинка, наверное, в этот момент уже осознала свою дальнейшую судьбу. В общем, хрюшу аборигены закололи и закопали (наверное, подумали, что вражий шпион), куклу тоже прикопали от греха подальше, кокосы съели а утварь унесли и вроде как успешно ей пользовались (или пользуются до сих пор). На радостные попытки ученых наконец-то зазнакомиться после успешного завершения первой стадии отношений они отвечали криками и беспорядочной стрельбой из луков. Ученые загрустили.
В 1974 сентинельцы подстрелили оператора National Geographic и насмерть убили двух индусов-проводников, которые подобрались к ним слишком близко, чтобы вновь что-то задарить.
В 2006 году, воинственные черные коротыши нашпиговали стрелами двух рыбаков, которые браконьерили возле их острова.
И по сей день если сентинельцы видят вертолет или дрон возле своей территории, то упорно пытаются сбить эти железные птицы с помощью своих примитивных луков. Лук – так себе ПВО, поэтому прецедентов еще не было.
Почему эти аборигены такие агрессивные? Возможно, дело в том, что за 60 000 лет изоляции племя окончательно разучилось испытывать к чужакам хоть что-то, кроме страха и ненависти. Или потому, что в конце 19 века при попытке изучить этот народец исследователь и миротворец Морис Видал Портман охотился на сентинельцев как на животных. Ну или, как вариант, каждый из них каждый день встает не с той ноги.
Как бы то нибыло, отношения у большого мира и маленького Сентинела не задались. Ученые это впролне осознали и, наконец, отступили, ограничившись исследованиями с воздуха. Больше они к нашему дружелюбному народцу благоразумно не приближались.
Но свято место пусто не бывает, верно?
И если раньше на место религии во многих вещах приходила наука, то в этом случае религия получила шанс на небольшой реванш.
В конце 2018 года, молодой 27 летний американский миссионер Джон Аллен Чжао решил, что ему с божьей помощью таки удастся подружиться с агрессивными туземцами. До этого Чжао успешно проповедовал в других, не столь агрессивных племенах Бенгальского залива, старался помогать туземцам по мере возможностей и вообще, судя по всему, был отличным парнем. Но вот только всего этого ему оказалось мало и Джон Аллен Чжао решил повысить уровень сложности. Он прибыл в окрестности Сентинела, арендовал лодку у местных рыбаков и отправился в гости к сентинельцам.
Чжао даже заранее подготовил подарки, английские булавки, ножницы и футбольный мяч. Возможно, он ожидал другого результата, но сентинельцы, как и всегда до до этого времени, были явно недовольны прибытием чужака. Чжао, который вообще непонятно на что особо рассчиывал, пытался им что-то втолковать, но тщетно. Закончилось все тем, что он словил стрелу от наиболее ретивого аборигена и спешно ретировался с острова. Уже в лодке выяснилось, что стрела в лучших традициях боевиков категории «Б» попала в Библию и не причинила Чжао никакого вреда.
Позже рыбаки уговаривали Чжао отказаться от своей безнадежной идеи, но он точно знал, что сила веры велика. Местные говорили ему «не лезь, она тебя сожрет», но Чжао никого не слушал, слишко увлеченный идеей привнести в это погрязшее в жестокости племя свет господень. 16 ноября 2018 года Джон Аллен Чжао вернулся на остров Сентинел, а уже 17 числа утром забеспокоившиеся рыбаки заметили, как аборигены волокут по берегу его утыканное стрелами тело.
Чжао заранее продумал вариант такого исхода событий, он попросил рыбаков передать близким его дневник, в котором миссионер просил не винить никого в случае, если его все-таки убьют. Семья Чжао опубликовала в его Инстаграме прощальный пост:
«Он любил Бога, любил жизнь, любил помогать нуждающимся – и не испытывал к сентинельцам ничего, кроме любви. Мы прощаем тех, кого называют виновными в его смерти».
Ну а сентинельцы никого не прощали. И вас не простят, окажись вы на их территории.
Когда-нибудь они, наверное, пойдут на контакт с цивилизацией и их получится по нормальному изучить. Когда-нибудь получится достать тело доброго, но слишком отважного парня Джона Аллена Чжао и несчастных рыбаков и похоронить их всех по-человечески.
(на фото – абориген выполняет традиционное сентинельское приветствие для своего белого друга).
Автор: Александр Муллагазиев.
А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)
На первой фотке джарава, а не сентинельцы.
На второй фотке бразильское племя, а не сентинельцы.
А что выберите Вы?
Смерть, страховка и апгрейд
Удивительно, но из всех безумных историй, которые я рассказывала @origamigami, ей запомнилась именно эта, так что попробую и здесь ее рассказать.
Погиб турист. Абсолютно трезвый, купался у берега с женой и дочками, и утонул. Скорая приехала быстро, но сделать уже ничего не смогли. Невероятная трагедия для семьи.
Чтобы хоть как-то им помочь, я взяла все общение со страховой на себя. Думаю, все знают, что страховка для выезда обязательна и, что в полисе прописано, что если человек погибает за рубежом, то его доставят на родину. Но в силу своего опыта я понимала, что просто они этого не сделают. Я сейчас точно не вспомню, сколько, в итоге, раз мне пришлось им звонить, но на эти разговоры я спустила больше двухсот долларов. И каждый чертов менеджер, которому я объясняла ситуацию, спрашивал:
— Почему он нас заранее не предупредил? Перед тем, как отправиться в больницу, клиент должен нас предупреждать!
И в качестве бонуса. Чтобы вывезти тело из страны, кроме всего прочего, должно быть оформлено свидетельство о смерти. Приехала я его получать. Проверяю, что в нем написано. А в нем написано, что турист прибыл из СССР.
— Такой страны уже давно нет. Исправьте на Российскую Федерацию, пожалуйста.
— А у нас нет Российской Федерации. Вы же видите, компьютеры старые, апгрейда давно не было!
Мать моя женщина. Пост №19. Воля Божья
В прошлом посте я написала, что в самом начале лета перед выпускным классом пропал мой родитель. Поначалу мы думали, что он просто добивается к себе внимания, потом обзванивали родственников. Но не прошло и трёх недель, как лично мне стало не до его пропажи. Умерла моя близкая подруга.
Я так и не спросила, была ли её мать православной или придерживалась другой трактовки христианства. Но как бы то ни было, христианское долготерпение ей быстро отказало. К Насте относились по принципу «всё равно скоро сдохнешь», не пытались особо облегчить ей жизнь или защитить от издевательств старшего брата. Какое-то время она жила в интернате для детей с инвалидностью, по его окончании жила уже дома.
Нас познакомила общая подруга, которая в свою очередь познакомилась с ней через интернет. Я жила недалеко, поэтому периодически к ней приходила. В основном мы сидели во дворе, ходили максимум вокруг дома. Редко-редко выбирались в кино. Последний год её жизни я так была занята своими школьными делами, что даже позвонить могла редко. Думала, что нагуляемся летом, но когда наступило лето, мне снова было не до неё. А потом у меня была масса свободного времени, но её уже не было на этом свете.
На похороны я не смогла пойти. Я была просто не в состоянии. Все понимали, что ей мало оставалось, но, как оказалось, никто так и не смог к этому подготовиться. В итоге я всё-таки пошла на 40 дней на поминки. Я даже не представляла, сколько у неё друзей. В Библии сказано, что все мы грешны, но после знакомства с Настей я бы с этим утверждением поспорила. Я не видела в ней недостатков. Никаких. Она была настолько деликатным и положительным человеком, что это казалось просто невозможным. Она всегда всех поддерживала, утешала, находила нужные слова, могла пусть и на словах разобрать любую проблему. И никогда не жаловалась. Понять, что ей нехорошо, можно было лишь по затруднённому дыханию.
Много лет спустя мама рассказала историю о дочери знакомых. Семья сыроедов кормила единственного ребёнка в соответствии со всеми своими представлениями о питании. Так же масса внимания уделялась физическому и духовному развитию ребёнка, девочка ходила минимум в два кружка, выделяясь лишь низким ростом и худобой. А перед началом первого класса она внезапно впала в кому и умерла. И не было ни суда, ни следствия. Интересно, родят эти представители Homo Regressive ещё лабораторных деток для своих экспериментов, или их образ жизни таки привёл к закономерному угнетению репродуктивной функции?