Санкционный комплаенс что это

Актуальные виды комплаенса в 2021 году

Санкционный комплаенс что это. Смотреть фото Санкционный комплаенс что это. Смотреть картинку Санкционный комплаенс что это. Картинка про Санкционный комплаенс что это. Фото Санкционный комплаенс что это

Наличие системы комплаенс в 2021 году — норма в российских организациях. Вопрос больше не стоит в том, что такое комплаенс и нужен ли он компании. Речь идет о выборе приоритетных направлений и инструментов, которые необходимо внедрить в бизнес-процессы.

На сегодня существует более 140 видов комплаенса. Эта цифра в очередной раз доказывает его важность и востребованность для достижения финансовых и репутационных результатов деятельности. Но среди этого многообразия направлений можно выделить наиболее актуальные и универсальные.

Антикоррупционный комплаенс

Его задача — предотвратить нарушение персоналом правил и предписаний по борьбе с коррупцией, а также выявлять реальные факты коррупции в фирме: подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, получение или дача взятки, посредничество во взяточничестве, провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Налоговый комплаенс

Это система контроля бизнес-процессов в компании на соответствие налоговому законодательству. Цель такого комплаенса — предвидеть и предотвратить претензии при налоговых проверках.

Специалисты по налоговому комплаенсу проводят текущий, регулярный или разовый аудит, после которого выявляют риски и предлагают способы их минимизировать. Регулярный аудит обычно проводится за период 1-3 года. Разовый аудит можно проводить перед определенной сделкой, чтоб оценить возможные последствия и предотвратить риски.

Трудовой комплаенс

Чем больше штат сотрудников компании, тем актуальнее этот вид комплаенса. При этом контролировать соответствие нормам трудового права важно для каждого предприятия.

Задача экспертов по трудовому комплаенсу — создать превентивную защиту от нарушений трудового законодательства компанией и ее персоналом, рассмотрение жалоб и заявлений от сотрудников, совершенствование локальной политики по кадровым вопросам.

Санкционный комплаенс

Цель — не допустить прямого или косвенного сотрудничества с контрагентами, находящимися в санкционных списках. Особенно серьезно к этому комплаенсу относятся иностранные корпорации, чьи представительства расположены на территории других государств, ведь нарушения в филиале могут навлечь санкции на головной офис.

Банковский комплаенс

Всем компаниям необходимо регулировать свои взаимоотношения с банками, чтобы соответствовать требованиям финансового мониторинга, антикоррупционного, валютного законодательства и не опасаться блокировки счетов. Эти действия и называются банковским комплаенсом.

Банк может запросить обоснование финансовых онлайн-операций, особенно если получатель платежа находится в неблагонадежной налоговой юрисдикции. Цена ошибки — от блокировки конкретной операции до блокировки счета и внесения фирмы в черный список банка. Ведь банк в свою очередь — такая же коммерческая организация под жестким «присмотром» регулятора.

Антимонопольный комплаенс

Несоблюдение антимонопольного законодательства несет угрозы для компаний в виде санкций, судебных издержек, репутационных потерь. В отдельных направлениях деятельности антимонопольный риск особенно высокий, например, при взаимодействии с конкурентами (совместные предприятия, ассоциации) и контрагентами (условия сотрудничества, скидки, премии), в ценообразовании, закупках. А самые частые нарушения антимонопольного законодательства — сговоры между участниками рынка, государственными органами, недобросовестная конкуренция, нарушения в сфере закупок.

Понимание актуальных видов комплаенса в 2021 году позволяет создать индивидуальную стратегию комплаенс-системы. Если же собственных сил и опыта комплаенс-офицеров организации не хватает для проработки этой важнейшей задачи, следует прибегнуть к услугам экспертов по комплаенс на аутсорсе.

Источник

Санкционный комплаенс что это

Санкционный комплаенс что это. Смотреть фото Санкционный комплаенс что это. Смотреть картинку Санкционный комплаенс что это. Картинка про Санкционный комплаенс что это. Фото Санкционный комплаенс что это

Как просчитать негативные последствия для вашей компании из-за существующего санкционного режима? Из каких компонентов должен состоять идеальный комплаенс-механизм в российской компании? Можно ли силами одних только юристов справиться с подобной работой? Специалисты в области комплаенса объяснили, благодаря чему можно минимизировать риски от ограничений, введенных западными странами против ваших контрагентов и клиентов.

«Недостижимая парадигма»

Если раньше модным словом были сделки М&А, то теперь в тренде термин «комплаенс» (соблюдение), заметил Алексей Стрелков, юрист СИБУР. Он рассказал, что в России долгое время комплаенс являлся чисто юридической функцией: «Хотя это не совсем правильно, так как юрист, ведущий сделку и человек, отвечающий за ее рискованность имеют разные интересы». Так, постепенно к предпринимателям пришло понимание, что надо разделять две функции – юридическую и «соблюдение». По словам Стрелкова, комплаенс-специалист должен подключаться к сделке раньше юриста. Эксперт объяснил это тем, что сотрудник правового департамент может отследить только риски нарушения законов, а надо смотреть на заключаемый контракт шире: вдруг документ противоречит собственной публичной политике (HR-подходу). И из-за такого недосмотра фирма понесет репутационные риски, хотя формально все сделала в рамках правового поля, привел пример докладчик.

А Ирина Грекова, партнер инвестиционной компании «Атон» и вовсе описала «комплаенс» как «недостижимую парадигму», к которой стремятся компании. Она заключается в том, что мы стараемся следовать не просто букве закона, а его духу, объяснила эксперт. Докладчик подчеркнула, что эффективный институт «соблюдения» всегда дешевле, чем его отсутствие. В частности, федеральное законодательство США будет считать отягчающим обстоятельством отсутствие «комплаенс-политики» в компании, которая нарушила санкционный режим.

Грекова разъяснила, что надо делать российской фирме, которая хочет создать эффективную систему «соблюдения», чтобы отслеживать санкционные риски. Во-первых, нужен единый центр принятия решений, который будет анализировать сделки, клиентов и контрагентов на предмет наличие у тех ограничений, наложенных западными странами. Во-вторых, необходима работающая «комплаенс-политика». Только это не должен быть документ ради документа, предупредила эксперт.

Будут ли наказывать за соблюдение западных санкций

Для отечественных компаний проблема заключается еще и в том, что они работают в рамках российского законодательства, которое не признает санкционные ограничения, уверяла Анастасия Шибаева, старший юрист ABВ. По ее словам, суды откажутся защищать права фирмы, которые нарушились из-за таких ограничений, введенных западными странами.

Поэтому компаниям остается лишь одно – предупреждать все риски заранее. Для эффективной работы по этому вопросу мы еще на этапе рассмотрения сделки стараемся собрать максимум информации по всем ее участникам и посредникам, рассказала эксперт. Особенно важно узнать, на какой именно проект собираются идти поставки товара, чтобы не попасть в ту ситуацию, в которой оказался Siemens, подчеркнула она.

Кроме того, давление по этой теме возрастает не только вовне, а изнутри, добавил Алексей Дудко, партнер Hogan Lovells. Он сослался не недавнее заявление спикера Госдума, Вячеслава Володина. Депутат выступил за введение уголовной ответственности в отношении лиц, которые на территории России будут соблюдать антироссийские санкции. Если эту инициативу примут, то тогда придётся «выкинуть весь наш комплаенс», заявил юрист. Первым «тревожным звонком» в этой связи эксперт отметил постановление Конституционного суда, разрешающего «параллельный импорт». В этом документе КС прямо признал поведение правообладателя недобросовестным и не подлежащим защите в том случае, если он «поддерживает режим международных санкций, который наложен на РФ». Вместе с тем, всеобщего запрета на соблюдение западных «мер воздействия» в России не введут, уверен Дудко: «Ограничатся точечными действиями».

Источник

Актуальные виды комплаенса в 2020 году

Санкционный комплаенс что это. Смотреть фото Санкционный комплаенс что это. Смотреть картинку Санкционный комплаенс что это. Картинка про Санкционный комплаенс что это. Фото Санкционный комплаенс что это

Как показывает практика, грамотно выстроенная система комплаенса в организации надежно защищает ее от нарушений законодательства, финансовых хищений, коррупции. На сегодня существует более 140 видов комплаенса. Эта цифра лишний раз доказывает его востребованность и эффективность для бизнеса.

В зависимости от того, какие риски свойственны для определенной компании, необходимо подбирать «точечные» комплаенс-системы. Но среди всего многообразия их видов можно все же выделить наиболее универсальные и распространенные. Разберём их подробнее:

Антикоррупционный комплаенс

Его основная цель – превентивная защита от злоупотребления должностными полномочиями своего же персонала. Их действия и принимаемые решения ни прямо, ни косвенно не должны идти во вред компании.

Антикоррупционный комплаенс функционирует на основании локальных документов фирмы. Каждое предприятие, чтобы предотвратить сотрудничество с недобросовестными и рисковыми контрагентами, обязано разработать и внедрить специальные внутренние регламенты. В них необходимо прописать действия, которые должны выполнять ответственные лица, чтобы удостовериться в благонадежности контрагента.

Также в регламентах важно закрепить алгоритмы, по которым следует проводить проверку потенциального партнера и вести с ним диалог, чтобы не допустить возникновения коррупционных рисков.

Антикоррупционный комплаенс позволяет не только вести деятельность в соответствии с требованиями головной фирмы холдинга или актуальным законодательством, но и дает возможность обнаружить факты коррупции внутри самой компании. Это относится, например, к подделке счетов, которая занимает третье место в мире по частоте среди противоправных нарушений.

Подробнее мы раскрыли тему на странице антикоррупционного комплаенса.

Санкционный комплаенс

Он необходим, если корпорация ведет бизнес в разных странах, одна из которых входит в санкционный список.

Изначально санкционный комплаенс появился в США: компании хотели уберечь себя от рисков сотрудничества с фирмами, находящимися под какими-либо межгосударственными ограничениями. В России же специфика этой системы отличается.

Так, например, в соответствии с нашим законодательством юридическое лицо не может отказаться от сотрудничества с какой-либо организацией из Крыма только на основании ее санкционной территориальной принадлежности. Но если это юрлицо входит в международную группу компаний, то ему следует избегать таких контрагентов, так как санкционные риски для «верхушки» ГК будут слишком высоки.

Тщательно продуманная система комплаенса позволяет прописать в локальных документах такие действия сотрудников, которые одновременно будут соответствовать и российскому законодательству, и блокировать «опасных» контрагентов.

Налоговый комплаенс

Именно с него началось внедрение комплаенса как услуги в компаниях. Успех налоговых органов в раскрытии многих дел заставил бизнес задуматься о проверке своей деятельности через призму комплаенса. Ее целью было, как минимум, понять, к чему готовиться в случае прихода налоговой, а как максимум – исправить имеющиеся недочеты и нарушения.

По своей сути налоговый комплаенс – это добровольный налоговый аудит. Он оценивает налоговые риски, налоговое бремя хозяйственных операций и отдельных сделок. Также помогает подстроить бизнес-процессы под регулярно меняющиеся нормативно-правовые документ ФНС и Минфина.

Еще одним элементом налогового комплаенса является анализ и прогнозирование последствий и рисков при различных сценариях сделок. Эта функция позволяет разработать несколько альтернативных вариантов, благодаря которым удается сэкономить на налогах или минимизировать налоговые риски.

Налоговый комплаенс бывает:

Трудовой комплаенс

Трудовое право в России развивается и видоизменяется семимильными шагами. Постоянно издаются новые законы, регулярно вносятся поправки в имеющиеся. Все это часто вызывает у работодателей вопросы, касаемо грамотного правового регулирования трудовых отношений.

Эксперты рекомендуют внедрять трудовой комплаенс в компаниях, штат которых начинается от 200 человек. В таком случае конфликты с работниками сложно урегулировать своими силами, а процессы кадрового администрирования и охраны труда требуют регулярного мониторинга. Комплаенс же будет способствовать контролю соблюдения трудового права как со стороны персонала, так и от руководства.

На практике система трудового комплаенса может функционировать в нескольких вариантах:

Банковский комплаенс

Каждая компания при взаимодействии с банками обязана соответствовать требованиям валютного и антиотмывочного законодательства, чтобы не рисковать блокировкой счетов. Важно знать, когда и куда можно переводить деньги и предоставлять все отчетные документы о проведенных операциях. Иначе можно получить штраф, зачастую в достаточно крупном размере.

При банковских запросах необходимо давать подробные пояснения: из чего складывается сделка, почему в результате получается такая сумма и т.д. В случае сокрытия информации или предоставления неверных данных фирме грозит наказание: от блокировки конкретной операции до занесения юридического лица в черный список банка.

Источник

Управление риском санкций: семь стереотипов и пять элементов

Санкционный комплаенс что это. Смотреть фото Санкционный комплаенс что это. Смотреть картинку Санкционный комплаенс что это. Картинка про Санкционный комплаенс что это. Фото Санкционный комплаенс что это

Ключевым инициатором санкций уже долгое время выступают США. Они опережают всех остальных и по числу вводимых ограничений, и по эффективности инструментов. Ни в одной другой стране нет сходного доступа к информации и возможностей принуждения бизнеса к исполнению санкций. К тому же, американцы все более активно используют санкции экстерриториально или же трактуют свою юрисдикцию расширительно. Политика санкций других стран также представляет риск для бизнеса. Развиваются соответствующие механизмы ЕС. В России предпринимаются ответные меры на западные санкции, которые также затрагивают бизнес. Отдельная история – политика Китая. Здесь санкции менее формализованы, но в силу мощи китайской экономики и государства – потенциально и более чувствительны. В долгосрочной перспективе бизнесу придется учитывать все больше различных режимов санкций и адаптироваться к ним. Эффективное управление риском необходимо начинать с американских санкций как наиболее распространенных и глобальных. А также – с оценки рисков, связанных с национальными юрисдикциями, в которых работает бизнес.

Существует несколько распространенных стереотипов, которые могут оказать владельцам и менеджменту бизнеса медвежью услугу

Первый стереотип – если у меня нет злого умысла и компания преднамеренно не нарушает режимы санкций, значит риск для нее не актуален. Действительно, случаи преднамеренного нарушения существуют. Для некоторых велик соблазн получить сверхприбыль. В иных случаях компания может быть попросту агентом правительства или лиц, находящихся под санкциями. Американские регуляторы зачастую применяют к ним жесткие меры – блокируют их (печально известный SDN-List) или даже заводят уголовные дела. Однако существует множество случаев, когда компания попадает под штраф в силу незнания законов или неосторожности. Это хорошо видно по статистике штрафов за нарушение санкций – меры более мягкой в сравнении с блокированием, но все-равно довольно болезненной. С 2009 по настоящее время только Министерство финансов США взыскало штрафы с 216 нарушителей (данные Российского совета по международным делам – РСМД). Из них только в 32 случаев регулятор указывал на преднамеренные нарушения (willful violations). Тогда как в 80 случаях регулятор указывал на безответственную халатность (recklessness) компаний и менеджмента. В остальных случаях речь также в основном о различных формах неосторожности, ошибок в управлении, сбоях в аудите сделок и т.п.

Второй стереотип – государственные регуляторы обращают на нарушения крупных компаний, а средний и малый бизнес им неинтересны. Это ошибка. Да, крупные компании на слуху. Штрафы и иные санкции против них обязательно вызывают резонанс в прессе. Для американских регуляторов сам факт того, что компания является крупным и разветвленным бизнесом является отягчающим обстоятельством (если ты большой, позаботься о соблюдении законов). Среди попавших под штрафы или иные меры крупных компаний много. Но небольшие фирмы также подвержены риску. Можно выделить, как минимум, два десятка таких случаев. Хрестоматийный пример – дело против Epsilon Electronics за нарушение режима санкций против Ирана. В России же одним из наиболее известных стал случай американской Haverly Systems, оштрафованной в связи со сделкой с «Роснефтью».

С делом Haverly Systems связан и третий стереотип – регуляторы не цепляются к мелочам и сомнительным случаям, а обращают внимание только на вопиющие нарушения. Это не так. Штраф против Haverly Systems – результат весьма специфической и неочевидной интерпретации законодательства США. Платежи за услуги Haverly Systems были задержаны из-за проволочек в оформлении налоговых документов. Однако регулятор интерпретировал задержку фактически как кредитование «Роснефти» со стороны Haverly Systems, то есть как нарушение Директивы 2 Исполнительного указа 13662. Другой неочевидный случай, также связанный с «Роснефтью», – наложение штрафа на Exxon Mobil. Несколько контрактов между «Роснефтью» и Exxon Mobil подписал руководитель компании И.И. Сечин. Он находится в «черных списках» Минфина США, но не является держателем 50 или более процентов акций компании. Exxon Mobil была вынуждена заплатить штраф в 2 млн. долларов, однако затем оспорила это решение в суде.

Четвертый стереотип – «санкции за нарушение санкций» не страшны, если работать в иной юрисдикции. Опыт применения санкций США говорит об обратном. Многие страны (включая Россию, Китай и страны ЕС) критикуют Вашингтон за экстерриториальные санкции. Но бизнесу от этого не легче. Риск никуда не исчезает. С высокой долей вероятности американцы начнут расследование, если трансакция с подсанкционными лицами осуществлялась в долларах США, то есть через счета американских банков. То же касается «дочек» американских фирм, работающих за рубежом. Недавние примеры проблем «дочек» – расследования и последующие штрафы против Stanley Black and Decker, Aplichem GmbH, Kollmorgen и целого ряда других. Проблемы возникают при попытках сделок через третьи страны и компании (случай компании Acteon) или даже если нарушение де факто совершила третья сторона в третьей стране без ведома самого «нарушителя». Так недавно произошло с Appolo Aviation Group. Ее оборудование было сдано в лизинг компании из ОАЭ. Она, в свою очередь, передала его компании из Украины. А та – в находящийся под санкциями Судан. Ответчиком в итоге оказалась Appolo, с удивлением узнавшая о затейливой траектории движения своего оборудования и ставшей невольным нарушителем.

Пятый стереотип – если государственные регуляторы сразу не узнали о нарушениях, то о них можно забыть. Как вариант, если компания не знает о нарушениях, значит их нет. К сожалению, немало компаний узнает о нарушениях от регулятора спустя длительное время. По оценкам РСМД, средний промежуток времени между нарушением и заключением соглашения компании и регулятора о штрафе (в случае санкций Минфина США) занимает более 6 лет. Американский регулятор мотивирует компании самостоятельно раскрывать свои нарушения, снижая в этом случае штраф на 50%. Но что делать, если сама компания не знает о них? По данным РСМД, как минимум 135 компаний из 216 за последние 10 лет не раскрыли нарушения добровольно и заплатили штраф Минфину США в значительно большем размере. Многие попросту не знали о своих нарушениях.

Наконец, седьмой стереотип связан с работой в странах, которые находятся под санкциями и вводят контрмеры. Здесь срабатывает страх оказаться между молотом западных санкций и наковальней мер национального регулятора. В России, например, такие страхи подогрело обсуждение в 2018 г. поправок в Уголовный кодекс, которые предусматривали ответственность за соблюдение зарубежных санкций. Несмотря на то, что поправки приняты не были, само обсуждение оказало негативный эффект на восприятие риска деятельности комплаенс. На деле в задачу комплаенс входит объективная оценка всех существующих для компании рисков санкций, где бы не находился их источник. Национальный регулятор страны, находящейся под санкциями, также заинтересован в эффективной работе комплаенс, ведь он работает и на исполнение национальных норм. По крайней мере, вырастает вероятность того, что они будут адекватно проанализированы и оценены.

Какие требование сегодня предъявляются к эффективному санкционному комплаенс?

Год назад, в мае 2019 года Управление по контролю зарубежных активов Минфина США (OFAC) выпустило «Рамочные обязательства по соблюдению санкций». Предложенные ключевые элементы программы санкционного комплаенса следующие: (1) Приверженность (обязательства) руководства, (2) Оценка рисков, (3) Внутренний контроль, (4) Тестирование и аудит системы и (5) Обучение. Предложенные элементы также есть в любой программе комплаенс: антикоррупционной, антимонопольной, по персональным данным, инсайд и др.

Прежде чем внедрять систему санкционного комплаенса важно осознать, а что же такое комплаенс в принципе? Существует множество определений и в научной литературе, и в законодательных актах, приведем одно, отражающее саму суть: комплаенс – это процесс обеспечения нормативно-правового соответствия требованиям законодательства, регуляторов, заинтересованных сторон (акционеры, инвесторы, кредиторы, общество и др.), бизнес-практикам и этическим нормам. Целью же этого процесса является превентивное устранение рисков и потерь. В приведенных выше кейсах ясно видно, что отсутствие превентивных мер как в виде документов, так и специальных бизнес-процессов и ответственности различных категорий менеджмента приводит к применению различных санкций: от штрафов до включения в SDN-списки. Однако штрафы не единственные потери компании, и когда мы читаем новости о суммах штрафов в реальности к ним также необходимо добавить (как правило закрытые цифры) суммы расходов на: юридических консультантов, судебные расходы (в случае судебных споров с регулятором), выплаты бывшим менеджерам (виновникам нарушений) при увольнении, модернизацию IT-систем и внедрение новых комплаенс-контролей, создание комплаенс-подразделения и др., а также убытки акционеров от снижения курса акций и репутационные потери.

OFAC выделяет следующие ключевые обязательства менеджмента для целей создания, поддержания и развития системы санкционного комплаенса: (1) выделение адекватных ресурсов, (2) внедрение процессов санкционного комплаенса в текущую операционную деятельность, (3) поддержка и формализация программы санкционного комплаенса и (4) воспитание культуры комплаенс в компании.

Таким образом, если на уровне советов директоров и высшего исполнительного менеджмента будут приняты все необходимые решения и предоставлены все необходимые полномочия, ресурсы и обеспечена независимость комплаенс-офицерам, можно с большой долей вероятности утверждать, что во-первых, риск совершения сделок, нарушающих санкционные ограничения снизится, а во-вторых, в случае расследования со стороны OFAC наличие системы санкционного комплаенса, поддерживаемого менеджментом, может быть расценено как смягчающее обстоятельство, влияющее на выбор как вида ответственности, так и снижение ее объема.

Для проведения оценки санкционных рисков необходимо учитывать весьма широкий круг параметров, таких как: типы клиентов, продуктов и услуг компании, юрисдикций присутствия и других географических данных. В каком-то смысле оценку санкционных рисков можно сравнить с созданием уникальной мозаики из разных элементов по форме и цвету. Результаты оценки санкционных рисков должны быть использованы с целью минимизации санкционных рисков и в написании политик и процедур, и во внедрении внутренних контролей, и в обучающих коммуникациях и материалах и в процессе принятия решений о сделках, о выходе на новые рынки, заключении партнерств, создании новых продуктов и/или услуг компании.

Типы внутренних комплаенс-контролей для целей санкционного комплаенса аналогичны тем, что используются в любом типе комплаенс-программы. Так, это обычно: (1) политики и процедуры, (2) процесс идентификации рисковых сделок и транзакций, (3) процедура эскалации выявленных рисков, (4) периодическая отчетность и (5) сохранение записей.

Правильным образом составленные документы по санкционному комплаенсу могут не только минимизировать риски компании, но и сохранить репутацию и компании, и вовлеченного менеджмента. Многие крупные компании уже имеют специальные Политики в области соблюдения санкционных и других ограничений международного законодательства в странах присутствия и используют в своих стандартных договорах т.н. «санкционные оговорки» наравне с антикоррупционными оговорками или положениями о конфиденциальности. Однако помимо верхнеуровневых политик также необходимо вносить соответствующие изменения и в регламенты и положения по операционным процессам, а также в должностные инструкции вовлеченных в эти процессы работников.

Комплаенс-офицеры в свою очередь должны быть вовлечены в цепочку согласования сделок и транзакций, а также обладать необходимыми полномочиями для оперативной эскалации выявленных рисков в планируемых к заключению сделок/транзакций/новых продуктов и услуг, а в некоторых случаях обладать и правом вето на совершение таких транзакций. Указанные полномочия могут оградить компании от совершения высокорисковых транзакций.

Дизайн контролей безусловно будет различным и зависеть от многих факторов: организационная структура компании, IT-инфраструктура, принципы работы с дочерними компаниями, регионы присутствия и др. Но безотносительно к каждому выявленному риску необходимо удостовериться, что в компании предприняты адекватные меры, направленные на превентивное устранение рисков, чтобы и через год, и через 3 и через 5 лет можно было иметь в наличие достоверные доказательства предпринятых в компании мер, направленных на минимизацию санкционных рисков.

В первую очередь необходимо проводить аудит силами квалифицированной команды внешних и/или внутренних аудиторов, а также предоставлять команде необходимые полномочия и уровни доступа к документам и IT-системам. Также в этот процесс необходимо вовлекать менеджмент с целью дальнейшего и эффективного реагирования на выявленные в процессе аудита слабости и недостатки внедренной системы, включая недостатки IT-систем, механизмов внутренних контролей и выявленных иных пробелов системы.

По результатам аудита необходимо разработать план по устранению выявленных недостатков, в котором важно закрепить персональную ответственность конкретных менеджеров различного уровня и установить сроки устранения выявленных недостатков. Отдельным сложным решением менеджмента по результатам аудита может быть решение о добровольном раскрытии в адрес OFAC своего нарушения. Целью такого раскрытия в первую очередь будет снижение потенциального штрафа на 50%.

В целях разработки эффективной системы обучения в области санкционного комплаенса для осознания сотрудниками ответственности и последствий для компании за их ежедневные обязанности необходимо сначала ответить на следующие вопросы: (1) какие подразделения вовлечены в бизнес-процессы, связанные с санкционными рисками? (2) какие группы сотрудников принимают решения в отношении трансакций и сделок, а какие исполняют принятые решения? (3) с какими заинтересованными сторонами взаимодействуют сотрудники (такие как: клиенты, поставщики, бизнес-партнеры)? Ответы на эти вопросы помогут создать концепцию обучения с учетом факторов и особенностей организационной структуры, сектора экономики и бизнес-стратегии компании.

Также важным аспектом успешной программы обучения является имплементация и своевременная коммуникация с сотрудниками в отношении изменений требований OFAC, влияющих на деятельность компании и условия взаимодействия с клиентами, поставщиками или бизнес-партнерами. Хорошей практикой также является подготовка обучающих материалов или тренингов для своих поставщиков и клиентов. Наравне с санкционной оговоркой это также может повысить уверенность компании в том, что ее контрагенты надлежащим образом осведомлены о существующих ограничениях и рисках, а также может дать дополнительный аргумент при формировании позиции компании перед OFAC в случае если нарушение все же было совершено и начато расследование.

Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что внедрение эффективной системы санкционного комплаенса приведет к долгосрочным выгодам для бизнеса и позволит принимать акционерам и менеджменту аргументированные и информированные решения по всему кругу вопросов в отношении планируемых сделок, таких как: юрисдикции, регионы присутствия, тип товаров, платежи в сделке, отношения с банками, страхование и ограничение ответственности, рисков акционеров и менеджмента (Совет директоров/Правление в первую очередь), риски связанные с потенциальными партнерами и другие. Ответы на эти вопросы и сами вопросы, возникшие вследствие наличия процессов санкционного комплаенса, помогут избежать компаниям крупных финансовых и репутационных потерь в сегодняшней реальности политических рисков.

Авторы:

Санкционный комплаенс что это. Смотреть фото Санкционный комплаенс что это. Смотреть картинку Санкционный комплаенс что это. Картинка про Санкционный комплаенс что это. Фото Санкционный комплаенс что это

Иван Тимофеев
Программный директор Российского совета по международным делам (РСМД)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *